banner banner banner
Энциклопедия православной жизни
Энциклопедия православной жизни
Оценить:
 Рейтинг: 0

Энциклопедия православной жизни


Платон в своем труде «Государство» называет догматами правила и нормы, которые относятся к человеческим понятиям о справедливости. Сенека догматами называл основы нравственного закона, которому должны следовать люди. Кроме того, в Античности догматом называли постановления высшей государственной власти.

Например, в Евангелии от Луки словом «догма» назван указ кесаря Августа Октавиана о проведении переписи в восточных провинциях Римской империи (см.: Лк. 2, 1).

На чем основываются догматы? Ясно, что догматы основываются не на рассудочных соображениях отдельных лиц, хотя бы это были отцы и учители Церкви, а на учении Священного Писания и на апостольском Священном Предании. Истины веры, заключающиеся в них, дают полноту учения веры, именуемую древними отцами Церкви «соборной верой», «кафолическим учением» Церкви. Гармонически сливающиеся в одно целое истины Писания и Предания определяют собой соборное сознание Церкви, руководимое Духом Святым.

В церковной терминологии принято называть догматами истины христианского учения, истины веры, а канонами – предписания, относящиеся к церковному строю, к церковному управлению, к обязанностям церковной иерархии, священнослужителям и обязанностям каждого христианина, вытекающим из нравственных основ евангельского и апостольского учений. Канон – греческое слово, в буквальном значении: прямой шест, мера точного направления.

Догматы православной веры изложены в «Православном катехизисе» и содержатся в Символе веры.

Символ веры

Символом веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на Первом и Втором Вселенских Соборах. И кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином.

Со времен апостольских христиане пользовались Символами веры для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В Древней Церкви существовало несколько кратких Символов веры. В IV веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние Символы дополнить и уточнить. Таким образом, возник ныне употребляемый Православной Церковью Символ веры.

Символ веры Православной Церкви состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина или, как еще называют, догмат нашей православной веры.

Символ веры был составлен отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. Первый Вселенский Собор принял семь членов Символа, Второй – остальные пять. При изучении Символ разделяют на 12 членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно – о Боге Сыне, в восьмом – о Боге Духе Святом, в девятом – о Церкви, в десятом – о Крещении, в одиннадцатом – о воскресении мертвых, в двенадцатом – о вечной жизни.

Символ веры читается так:

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино Крещение, во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущаго века. Аминь.

О Боге творце

Первый член символа веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Веровать в Бога значит быть твердо уверенным в том, что Бог есть (существует), промышляет (заботится) о нас, и всем сердцем принимать Его Божественное откровение, т. е. все, что Он открыл о Себе и о спасении людей воплотившимся Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом.

Но чтобы вера наша была живой и действительной, необходимо исповедовать ее. Исповедовать веру – значит открыто выражать внутреннюю веру в Бога словами и добрыми делами так, чтобы никакие опасности, гонения, страдания и самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога. Только при таком твердом исповедании мы можем спасти свою душу. Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 10), – говорит апостол Павел.

Примерами твердого и мужественного исповедания веры служат святые, мученики. Они имели такую веру в Бога и одушевлены были такой любовью к Господу Иисусу Христу, что ради Его имени отказались от всех выгод земной жизни, подвергались гонениям и страшным мучениям, какие только могла придумать злая изобретательность человека.

Слова Символа веры: «во единого Бога» указывают на единство истинного Бога. Бог есть один и нет другого кроме Него (см.: Исх. 44, 6; Исх. 20, 2–3; Втор. 6, 4; Ин. 17, 3; 1 Кор. 8, 4–6). Об этом упомянуто для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии.

Бог есть Существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Знать существо Бога невозможно. Оно выше всякого познания не только людей, но даже и Ангелов. Но из откровения Божия, из ясных свидетельств Священного Писания мы можем иметь понятие о существе и основных свойствах Божиих: Бог есть Дух (см.: Ин. 4, 24), живой (Иерем. 10, 10; Фес. 1, 9); самобытный, т. е. ни от кого не зависящий, а имеющий жизнь в Самом Себе – Сущий (Исх. 3, 14; и Ин. 2, 13), вечный (Пс. 89, 3; Исх. 40, 28; Рим. 14, 25), неизменяемый (см.: Иак. 1, 17; Мал. 3, 6; Пс. 101, 28), вездесущий (Пс. 138, 7–12; Деян. 17, 27), всеведущий (1 Иоан. 3, 29; Евр. 4, 13), всемогущий (см.: Быт. 17, 1; Лк. 1, 37; Пс. 32, 9), всеблагий (Мф. 19, 17; Пс. 24, 8), премудрый (см.: Пс. 103, 24; Рим. 14, 26; 1 Тим. 1, 17), всеправедный (см.: Пс. 7, 12; Пс. 10, 7; 2 Рим. 6, 11), вседовольный (см.: Деян. 17, 25), всеблаженный (см.: 1 Тим. 6, 15).

Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святый – Троица Единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16).

В следующих шести членах Символа веры, начиная со 2-го члена и кончая 7-м, излагается учение о Втором Лице Святой Троицы – о Сыне Божием, Господе Иисусе Христе, Спасителе нашем.

О Господе Иисусе Христе как о втором лице Святой Троицы

Второй член символа веры

(Верую) И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.

Во втором члене Символа веры мы говорим о Господе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием, и исповедуем то, что знаем о Нем как о Втором Лице Святой Троицы, о Божественном Существе, до Его рождения на земле.

Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, т. е. Он есть единственный Сын Бога Отца, рожденный из существа Отца, как свет от света. От истинного Бога Отца рождается такой же истинный Бог Сын, и рождается прежде всех век, т. е. прежде всякого времени – от вечности, так что с Отцом вечно, всегда есть Сын (а также и Святой Дух), одинакового существа с Отцом («единосущна Отцу»). Сам Иисус Христос сказал: Я и Отец одно (Ин. 10, 30). Слова же Иисуса Христа: Отец Мой более Меня (Ин. 14, 28) относятся к Его человечеству.

Если же Ангелы и святые иногда называются сынами Божиими, то это название говорит, что они – сыны Божии только по благодати, т. е. по милости Божией, через веру в Господа Иисуса Христа. К слову «рожденна» в Символе веры прибавлено слово «не сотворенна». Это прибавление сделано для опровержения ложного учения Ария, который утверждал, что Сын Божий не рожден, а сотворен.

Слова «Им же вся быша» значат: Им, Сыном Божиим, все сотворено, т. е. все существующее, видимый мир и невидимый, создано Сыном и через Сына (и без Него ничто же бысть, еже бысть (Ин. 1, 3), – читаем мы в пасхальном Евангелии).

Сын Божий при воплощении – рождении на земле – получил имя Иисус Христос. Имя это указывает на человеческую Его природу. Имя Иисус есть греческий перевод еврейского имени Иешуа (Иегошуа) и значит Спаситель. Это имя было дважды указано Богом через Ангела пред Рождеством Христовым, потому что превечный Сын Божий снисходил на землю (рождался, воплощался) для спасения людей. Имя Христос – слово греческое и значит Помазанник. (На еврейском языке ему соответствовало также слово «Мессия».) В Ветхом Завете помазанниками назывались пророки, первосвященники и цари, которые при вступлении в должность помазывались елеем и через это получали дары Святого Духа, необходимые для достойного исполнения их обязанностей.

Сын Божий назван Помазанником (Христом) по человеческой Его природе, потому что Он имел все дары Святого Духа: знание пророческое, святость первосвященника и могущество царя.

БЕСЕДА О ПРЕДВЕЧНОМ РОЖДЕНИИ СЫНА БОЖИЯ

Мы живем во времени, а временное все изменяется – «все течет, все изменяется». Когда же мир кончит свое временное существование (при Втором Пришествии Спасителя), то изменится и станет вечным. Будет новое небо (твердь) и новая земля (Ис. 65, 17; 66, 22; 2 Пет. 3, 13; Апок. 21, 1).

Живя в условиях времени, нам трудно представить вечность. Но все же в какой-то степени мы можем себе ее представить (наука, философия).

Итак, вечность неизменяема, она вне времени. Бог – Пресвятая Троица – вечный и неизменяемый, поэтому никогда Отец не был без Сына и без Духа Святого. Святые отцы и учители Церкви разъясняют, что Отец всегда был вместе с Сыном, от Него рожденным, ибо без Сына не мог бы называться Отцом. Если бы Бог Отец существовал когда-нибудь, не имея Сына, а потом бы сделался Отцом, не быв прежде Отцом, это значило бы, что Бог подвергся изменению, из нерожденного сделался рожденным, но такая мысль хуже всякого богохульства, ибо Бог вечный и неизменяемый. В Символе веры так и сказано: «Иже от Отца рожденного прежде всех век», это значит: прежде существования нашего времени, т. е. вечно.

Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Когда мы говорим, что Он (Сын Божий) рожден прежде всех веков, то этим показываем, что Его рождение не во времени и безначальное, ибо не из небытия приведен в бытие Сын Божий, Сый сияние славы и образ ипостаси Отчей, живая премудрость и сила; ипостасное Слово, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога, но всегда был с Отцом и в Отце, и рожден от Него вечно и безначально».

Понятие же «рождение», как совершенно независимое отделение от рожденного, бывает только в материальном мире, ибо материя временна и ограничена. Дух же ничем не ограничен и не подчинен материальным законам. Таким образом, физическое, естественное, материальное рождение совершенно не применимо к духовному рождению. Поэтому Вселенские Соборы, выражая сущность Божественного рождения Сына от Отца, утвердили слова Символа Веры: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу…», т. е. Сын Божий по существу Своему совершенно одинаков с Богом Отцом, Он всегда – вечно – рождается, как «Свет от Света», бесстрастно, не по законам тварного материального мира. Эту величайшую Божественную истину, пока мы живем в понятиях материального мира, полностью постичь не можем, потому Троичность Бога и именуется «Тайной Пресвятой Троицы».

Но все же некоторое понятие или, вернее сказать, некоторое подобие для разъяснения Тайны Пресвятой Троицы дают святые отцы. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Как огонь и происходящий от него свет существуют вместе – не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, и как свет всегда рождается от огня и всегда в нем пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него».

Такое же подобие мы можем видеть и в солнечном луче, который, находясь на земле и совершая свое живительное действие, никогда не отделяется (или как мы говорим, «не отрывается») от солнца. При таком разъяснении становятся понятными слова Евангелия: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем (находящийся в существе Бога Отца), Он явил (явил Себя на земле людям) (Ин. 1, 18).