Как помочь подростку обрести себя
Практическое пособие по психологии
Татьяна Щербинина
© Татьяна Щербинина, 2024
ISBN 978-5-0062-3467-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет,
то потребует жертв.
Пьер Буаст, французский афористПроблема воспитания и обучения подростков с отклоняющимся поведением всегда были важной и приоритетной. Особенности подросткового возраста накладывают свой отпечаток на поведение, отношение к окружающему миру на тех детей, которые из-за различных причин попадают в так называемую «группу риска». Как помочь детям? Как воспитать достойную личность для общества? На эти и другие вопросы я постаралась найти ответ, изучая проявления поведения детей 10—16 лет в различных жизненных ситуациях. Главной проблемой в работе с подростками является нахождение точек соприкосновения всех специалистов, кто работает с детьми. Учитель, социальный педагог, психолог, школьный инспектор – специалисты, которые в конечном итоге должны решать одну задачу: «Воспитать человека, гражданина своей страны». Реакцией на неудовлетворение основных потребностей со стороны самого подростка может быть как девиантное поведение, направленное против всего общества в целом, в том числе, как форма протеста, так и открытая агрессия против определенных людей. Достижение положительных результатов в исправлении поведения несовершеннолетнего оказывается также возможным в случае комплексной работы с семьей, где воспитывается этот ребенок, обучение родителей приемлемым способам воспитательного воздействия. Это пособие предназначено для работы психологов в образовательных учреждениях с подростками с девиантным поведением, различного рода кризисными состояниями и в качестве профилактики.
Глава 1. Особенности подросткового возраста (лекторий для родителей и учителей)
1.1. Хочу, чтобы меня понимали
Мы хотим жить в атмосфере тепла и уважения, хотим чувствовать дружелюбие окружающих. Только это может дать нам то чувство «социальной защищенности», которое, как утверждают многие психологи, необходимо нам в нормальной жизни в обществе. Если же почему-либо мы не надеемся на помощь других людей, их поддержку, доброжелательность, мы испытываем тяжелые и болезненные переживания.
Дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый, юношеский. Каждый из этих возрастов – в каком-то смысле ступень, этап в развитии личности. Очевидно, люди, вызывающие тревогу, на каком-то этапе играют в формировании личности детей особую роль. Что же это за роль?
Одна из наиболее напряженных социальных потребностей растущего человека – потребность в самоутверждении. В сущности, путь развития человека во многом и есть путь утверждения себя как относительно независимой социальной единицы – личности. Но самоутверждение – это очень широкий и в чем-то противоречивый процесс. Дошкольник самоутверждается через похвалы взрослых.
Например, при вопросе малышу: «Ты хороший мальчик?», малыш отвечает: «Я мамино солнышко, я не плачу».
Для старшего подростка главное – самоутвердиться в роли взрослого, самостоятельного человека. И ему, прежде всего, необходимо, чтобы изменилось отношение к нему родителей и учителей. В душе живет девиз: «Я хочу, чтобы меня понимали».
На каждом этапе развития человек осваивает новый круг общения. Внимание, высокая чувствительность в новой области общения, желание добиться в ней хорошей позиции заставляют человека остро переживать малейшие неудачи. Создается как бы неблагоприятный опыт общения, опыт, который заставляет ждать и бояться новых неприятностей.
Какую же роль в жизни детей имеем мы, взрослые? Каждый из нас должен сам определить эту роль: наставник, друг, соратник и т. д.
К сожалению, часто нам приходится сталкиваться с проблемами в развитии детей. Проблема неблагополучия детей и подростков возникла не сегодня, наркомания, алкоголизм и другие проблемы – волновали многие поколения на протяжении длительного времени. Обычно все эти проблемы вытекают одна из другой, переплетаясь, ведя к самым тяжким последствиям. Роль психологической службы заключается в том, чтобы помочь педагогам, родителям, школьным инспекторам предотвратить пагубные увлечения у детей и подростков, снизить уровень агрессивности.
Формирование предрасположенности к зависимым формам поведения с раннего детства происходит под влиянием социальной ситуации развития, типов детско-родительских отношений. Травмирующее или пренебрежительное поведение родителей не приводит к формированию уверенности в своих силах, не формирует положительного отношения к себе и окружающим. А формирует неуверенность в собственных силах и стремление компенсировать собственные дефициты.
Профилактическую работу по предотвращению вредных привычек и увлечений нужно вести с раннего возраста, проводить профилактические беседы, классные часы, семинары, соревнования и другие мероприятия, пропагандируя пагубность табакокурения, алкоголизма, наркомании, проституции и других. Для этого необходимо взаимодействие всех специалистов, которые работают, общаются с детьми.
Немаловажным фактором в работе являются возрастные особенности детей.
Возраст 7—8 лет – характеризуется повышенной возбудимостью и впечатлительностью, внушаемостью, привязанностью или отстраненностью. В связи с адаптацией к школе повышается капризность, робость, плаксивость. Происходит бурное развитие мышления, памяти, внимания. Именно эти особенности могут способствовать приобщению младших школьников к употреблению табака, алкоголя и др. психоактивных веществ, вовлечению в дурные компании.
Возраст 9—11 лет – новый уровень развития мышления. Повышается познавательная деятельность учащихся. Появляется новое восприятие отношения к окружающим и к самому себе. Возникают отклонения: снижение интереса к обучению, конфликты с учителями, родителями. Возраст 9—11 лет является временем первых проб наркотических и психоактивных веществ с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым как бы «повзрослеть».
Возраст 12—16 лет – качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Пик возрастного «кризиса» – 13—14 лет. Обостряются чувства, повышается возбудимость и впечатлительность. Появляется желание быть в центре внимания. При этом важно иметь в виду, что кризисные симптомы проявляются не постоянно, хотя порой они проявляются достаточно часто. Возрастной кризис может проходить в двух основных формах. Первая – это кризис независимости. Его симптомы – упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям. Вторая форма, кризис зависимости, противоположна первой: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения.
Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.
Важным фактором психического развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками, которые выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода.
Психологам совместно с социальными педагогами, школьными инспекторами, учителями нужно выявлять детей с повышенной тревожностью, эмоционально неустойчивых, из неблагополучных семей, для того, чтобы вовремя помочь детям и уберечь от неправильных шагов в будущем. На практике в работе с детьми приводить примеры из жизни «трудных» подростков, проигрывать сложные ситуации, предлагать на обсуждение, учить высказывать свое мнение.
Очень важно создать положительную психологическую атмосферу среди учащихся для того, чтобы найти общий язык с детьми и подростками. Для этого необходимо придерживаться основных правил общения с ребенком:
1. Внимательно слушай говорящего.
2. Не критикуй собеседника, что бы он ни сказал. Каждый участник беседы имеет право на собственное мнение.
3. Относись к другим так же, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
4. Не задавай открытых вопросов, требующих конкретных ответов о семейной жизни. Например, у тебя родители алкоголики? (это травмирует ребенка, делает его замкнутым).
5. Конструктивно относиться к ошибкам. Ошибки – неизбежное, нормальное явление. Каждый имеет право на ошибки и право на то, чтобы их исправлять. На ошибках люди учатся. Главное, чтобы, учитывая прежние ошибки, ученики старались их больше не делать.
6. Быть примером для воспитанников – не цель, а средство воздействия на него.
7. Не увлекайся нотациями: их не любят взрослые, а тем более дети.
Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение. Личностью не рождаются, ею становятся. Жизнь дается тебе один раз, и надо прожить ее так, чтобы каждый встречный ребенок мог сказать тебе: «Здравствуй, я рад тебя видеть».
1.2. Оптимизация социальной среды подростков
Социальная среда должна:
• обеспечить подростку чувство любви и принятия окружающими, с тем чтобы способствовать его позитивному самоощущению, давать ему возможность проявлять такое же чувство к другим;
• побуждать подростка понимать себя, других людей, причины и последствия своего поведения, ставить цели, думать над способами их достижения;
• побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию в значимых для него видах деятельности – учебе, общении со сверстниками и взрослыми, спорте и т.п.;
• предоставлять условия для развития возрастных новообразований;
• соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Сверстники
Для подростков наиболее значимой является среда сверстников. Она становиться более конфликтной, чем в начальной школе, вследствие повышения общего уровня внутренней агрессивности в этом возрасте. Кроме того, как уже отмечалось, любым начальным этапом кризиса является разрушение. Это относится и к межличностным отношениям. Поэтому с 5-го класса часто разрушаются привычные дружеские связи, появляются изгои, острое соперничество за лидерство. Нередко конфликты для сверстников являются для подростков возможностью выплеснуть агрессию, которая накапливается у них в отношении родителей и не имеет возможности выйти наружу. Необходимо отслеживать динамику взаимоотношений в классе. В 5, 6 классах дважды в год, в 7-9-х – один раз в год нужно проводить социометрию, анализировать наличие взаимных выборов. Учащиеся, их не имеющие, должны попасть в сферу особого внимания психолога, который определяет для начала, в чем причина создавшейся ситуации – в самом подростке или специфике ситуации в классе. Затем в зависимости от причины осуществляются необходимые воздействия.
Если в классе есть явный изгой – ученик, никем не принимаемый, постоянно подвергаемые вербальной и невербальной агрессии, – то наиболее эффективно начинать работу с ним и его родителями. Как ни парадоксально, но в большинстве ситуаций он сам провоцирует агрессию со стороны окружающих. Такая позиция подростка, как правило, подкрепляется семьей, которая считает его несправедливо обиженным и отказывается видеть в нем реальную причину сложившейся ситуации. Необходимо постепенно менять отношение подростка и его родителей к окружающим людям.
Если в классе нет явных изгоев, но много учащихся, не удовлетворенных отношениями в классе, следует вместе с классным руководителем выделить малые группы, в которых возможно оптимизировать взаимоотношения, подключая к этому всех сотрудников школы.
В 5-7-х классах может повышаться конфликтность в отношениях между мальчиками и девочками из-за появления у них интереса друг к другу и неумения адекватно его проявлять.
Итак, со сверстниками является ведущей деятельностью подростков и существенно влияет на развитие возрастных новообразований.
Педагоги
Роль педагогов в плане социального влияния на подростков на первый взгляд кажется меньшей, чем для младших школьников, тем не менее это не так. Подростковый кризис с сопровождающими его реакциями эмансипации от взрослых ярко проявляется во взаимодействии с педагогами. Иногда по отношению к ним такое поведение демонстрируется раньше, чем дома, по отношению к родителям, а нередко и заметно острее. Кроме того, в школе подростки находятся в группе и стремятся демонстрировать друг другу собственную взрослость, которая видится ими прежде всего как непокорность, непослушание значимым взрослым, проверяют свои новые возможности.
Психологу необходимо обучать педагогов, работающих с подростками, справляться со своими чувствами, а также эффектно реагировать на агрессивные проявления со стороны подростков.
Действия педагога могут быть разной степени авторитарными. Условно выделим несколько уровней:
1 уровень – авторитарный – прямое сообщение желаемых действий (должен, сделайте и т.д.);
2 уровень – частично авторитарный – прямое сообщение с обоснованием необходимости действий (сделайте, потому что это нужно …);
3 уровень – неавторитарный – просьба о совершении действий, прямая (прошу сделать);
4 уровень – демократический – убеждение, обращение к имеющимся у подростка установкам и ценностям для доказательства обоснованности ожиданий педагога и мотивирования к принятию решения.
Проявление авторитарности разных уровней необходимы для подростков, но соотношение их использования должно быть различным в зависимости от специфики класса.
Очень важно, чтобы в этот период педагог помогал подросткам осознавать свои чувства. Например: «Я понимаю, что ты расстроен, получив двойку, и тебе обидно, что так получилось именно с тобой».
Необходимо, чтобы педагог хорошо разбирался в собственных чувствах, тем самым представляя подростку образец хорошо рефлексирующего взрослого. Полезно будет освоить так называемые «я – высказывания». Например, «Я огорчена, что ты пропустил важный момент урока и т.д.».
Чтобы педагоги усвоили позитивную лексику и прием «Я – высказываний», психологу следует организовать ряд обучающих семинаров, а при последующем посещении уроков обращать внимание на умение педагогов побуждать подростков к рефлексии своей учебной деятельности и сферы общения.
Родители
Особенно важной в основной школе становится работа с родителями, основное содержание которой – помощь им в перестраивании взаимоотношений с ребенком. Этому возрасту соответствует важнейший кризис «отделения» подростка от семьи и семьи от подростка. Устанавливаются новые партнерские отношения между подростком и семьей, которые способствуют развитию у подростка самостоятельности, принятию им ответственности за свою жизнь. Однако многие семьи по разным причинам не готовы отпустить подростка. Следствием этого являются сильные реакции эмансипации у подростков, повышение конфликтности отношений с родителями, а в наиболее сложных случаях формирование у них социальной незрелости, которая может проявляться в разных формах:
• в виде детского чувства всемогущества: все подвластно сейчас, все доступно;
• в виде стремления следовать сиюминутным желаниям без размышлений о последствиях.
Социальная зрелость существенно снижает успешность обучения, является причиной многих дисциплинарных нарушений. Более распространена она у мальчиков, поскольку мужские качества – активность, самостоятельность, стремление к риску – еще с дошкольного возраста у многих пресекались взрослыми. При этом социальная незрелость часто сопряжена с проблемой общей неуверенности в себе.
Личностный кризис, или кризис идентичности, переживаемый подростками в это же время, внешне сопровождается возрастающей конфликтностью, неуправляемостью, повышением раздражительности и обидчивости. Не понимая, что происходит с ребенком, родители нередко стремятся различными способами вернуть контроль над ним и тем самым тормозят его развитие.
Поскольку данная проблема является практически всеобщей, необходимо родителям помочь понять, что происходит с их детьми. Кроме того, важно предоставить родителям возможность поделиться своими чувствами и услышать других, чтобы у них не возникло чувство вины за трудности подростка.
Для родителей 5-7-х классов необходимо 2—3 раза в год организовывать «круглые столы» по темам, актуальным для этого возраста или класса, и раз в год проводить детско-родительские игры.
1.3. Психологическое сопровождение подростков во время проживания кризиса
Начало любого возрастного кризиса сопровождается появлением у человека сильных гнетущих чувств – тоски, гнева, страха, одиночества, которые должны найти выход. Подросткам необходимо дать возможность проявления чувств, иначе они будут неосознанно искать способы их выражения, провоцируя конфликты со сверстниками и взрослыми. Это может способствовать появлению в классе изгоев, которые становятся основными объектами агрессивных проявлений сверстников. Кроме того, невыраженные негативные чувства нарушают продуктивные виды деятельности подростков вплоть до полной из дезорганизации. Именно поэтому напрямую заниматься повышением учебной мотивации в это время бесполезно.
Первое, что необходимо уже ученикам пятых классов – иметь возможность кому-нибудь доверить свои чувства (в символической форме или словесно). В нашей культуре не принято проявлять чувства, в семьях это нередко считается признаком слабости, поэтому у большинства подростков такой опыт отсутствует. Кроме того, собственный внутренний мир кажется подростку еще слишком хрупким, и он всячески закрывает его от вторжения, в особенности от взрослых. Психолог должен, иметь в своем арсенале средства, которые побудят подростка к выражению чувств. Ему предстоит завоевать доверие и научить ребят выражать чувства – сначала через привычные безопасные для подростка формы – рисунки, лепку и т. п.
Первая линия в работе с подростками, в особенности с младшими, – помощь в проявлении и осознании своих чувств.
Вторая линия – повышение ресурсных возможностей подростков.
Третья линия работы – помощь в понимании подростками того, что с ними происходит. Им важно знать, что происходящие сними изменения нормальны, что они характерны для всех сверстников, но в разное время, понимать перспективы своего развития.
Подростковый кризис для успешного своего разрешения требует развитой рефлексии, а точнее, умение вести внутренний диалог. Таким образом, в течение всего обучения в средней школе подростки должны иметь возможность индивидуально встречаться с психологом. В 5 классе эти встречи инициируются взрослыми, они практически обязательны для всех учащихся. Начиная с 6 класса, когда подростки имеют опыт таких встреч и доверяют психологу, для отдельных учащихся по договоренности организуются регулярные занятия, другие имеют возможность обратиться к психологу в случае необходимости.
1.4. Психологические особенности подростков с риском суицида и профилактика суицидальных намерений
К особой группе можно отнести подростков с девиантным поведением с риском суицида. Саморазрушительное поведение рассматривается как акт отчаяния, неспособность дальше руководить своей жизнью. Подростковый суицид в основных чертах повторяет взрослый, но вместе с тем имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями. Подростковый суицид часто подражателен, имеет черты героического или романтического поведения с элементами игры и демонстрации.
Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть у подростков, как правило, нет; представление о смерти крайне не отчетливо и инфантильно. Смерть представляется в виде желательного сна, отдыха от невзгод, в ней видится способ наказать обидчиков.
Суициду предшествует кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в разных сферах отношений: бытовых, учебных, личных. Конфликт представляется подростку как крайне значимый, вызывая внутренний кризис и драматизацию состояния. В связи с этим суицидальное поведение регулируется скорее аффектом, порывом, чем продумыванием и обоснованием.
Риск суицида у подростков провоцируется рядом факторов:
1. Детство, проходящее в неблагополучных семьях: тяжелый психологический климат в семье, утрата родителей, конфликты родителей, алкоголизм, беспризорность, заброшенность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого.
2. Детство, протекающее в психологически разрушенных семьях: отвержение в семье, назойливая опека, жестокость и требовательность без ласки, критичность к любым действиям подростка. Особую опасность представляют скрытые, непроявленные и внешне бесконфликтные ситуации: неадекватные стили воспитания и обращения с ребенком, ненормальное подавление самостоятельности, несвобода, бесконечное морализаторство, поучения; несправедливые наказания и ограничения. Также актуальна проблема насилия над ребенком и жестокость по отношению к нему.
3. Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе. Отверженные дети занимают низшие ступени в статусной иерархии группы, часто подвергаются насмешкам, психическому и физическому насилию.
4. Психологическая неустойчивость на фоне трудно протекающего пубертата: ранний старт, морфологические дисгармонии и анормальности развития организма, психическая неустойчивость и развитие акцентуации характера. Исследования показывают, что к суициду более склонны подростки со следующими видами акцентуации характера: агрессивный, эмотивный, сенситивный, истероидный и астенический.
5. Личностные особенности подростка: напряженность, неумение найти выход из ситуации, импульсивность, низкий самоконтроль, внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Суицидальная готовность выше у подростков с пониженным фоном настроения, неудовлетворенностью их запросов, с признаками невозможности самовыражения, неудачами в учебе и самовыражении.
Подростки, склонные к суициду, имеют характерные внутренние переживания:
• безнадежность, опустошенность, ощущение тупика. На этом фоне ребенок не чувствует своей способности справиться с проблемами, найти их решение;
• беспомощность, бессилие, невозможность планировать события своей жизни, жизнь направляется другими людьми и обстоятельствами;
• чувство неполноценности, никчемности, незначимости;
• чувство одиночества и изоляции: никто не помогает, не интересуется, не понимает.
Внутреннее состояние проявляется в характерном внешнем поведении:
• противоречивость, двойственность намерений: высказывается желание умереть, но это – зов о помощи;
• быстрая смена чувств, изменчивость настроения; надежды быстро вспыхивают и гаснут. Наблюдается синдром тревожно – ажитированного поведения: подъем настроения с признаками суеты и спешки;
• апатия, отсутствие интереса к чему-либо, бесполезное времяпрепровождение, депрессия, приступы бессилия, безволия: подросток «тяжел на подъем», уходит от обязанностей, бесполезно проводит время, в проведении характерно оцепенение и сонливость;
• неспособность планировать и осуществлять текущие дела, паралич действия; внешнее спокойствие с оттенком болезненно мрачной погруженности в себя, отрешенность от забот и тревог, уход в мир аутических фантазий, признаки бегства от реальности;
• низкая толерантность к конфликтам, нарастание немотивированной агрессивности; высокая ранимость и бурные реакции на неудачи;
• выраженное чувство вины, стыд за себя, отчетливая неудовлетворенность собой, признаки невротического развития. Внутренние переживания могут маскироваться бравадой, дерзостью, вызывающим поведением;
• употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Большинство специалистов рассматривают суицид как предельную форму аутодеструктивного поведения, включая любую осознанную внешнюю или внутреннюю активность, направленную на устранение себя из жизни.