Книга Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий - читать онлайн бесплатно, автор Мохаммад-Али Хаджидехабади Мохаммад. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий
Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий

В арабском языке по отношению к молодым людям и подросткам применяются различные выражения, из которых можно выделить «мурахик», «гулам», «фата» и «шаб». «Мурахик» – это человек, достигший возраста, когда у юношей начинаются поллюции, или близкий к этому возрасту. «Гулам» относится к возрасту, предшествующему появлению поллюций, и даже включает в себя детство, но также распространяется и на тех, кто достиг возраста поллюций и уже давно оставил его позади. «Фата» также обозначает того, кто прошел возраст поллюций и чье лицо выглядит молодым, тогда как «шаб» называют того, кто находится между 30 и 40 годами[20]. Конечно, как в преданиях, так и в арабских текстах можно встретить и другие варианты. Например, от Имама Садика (А) приводят:


اذا زاد الرجل علی الثلاثين فهو کهل


«Когда возраст мужчины превышает тридцать лет, он становится мужчиной среднего возраста (кахль)»[21].


В любом случае, как нам кажется, лучше распознавать молодость по особенностям, говорящим о том, на каком этапе своей жизни человек находится. В Коране говорится о трех стадиях человеческой жизни, характеризующихся такими свойствами, как слабость, сила и вторичная слабость, и соответствующих детству, молодости и старости[22]. Из исламских текстов можно выделить две категории высказываний о молодости. Во-первых, это предания, в которых присутствует нормативное отношение к периоду молодости и говорится о его важности и ценности, благодаря чему можно определить особенности данной жизненной стадии. Вторую категорию составляют предания, в которых присутствует описательное отношение к молодости и разъясняются физические и духовные свойства молодого человека. Обе категории высказываний, как нормативные, так и дескриптивные, помогут нам узнать об исламском отношении к молодежи.

Изучив исламские тексты, можно понять, что молодость обладает большим значением и ценностью в Исламе, не сопоставимыми ни с одним другим периодом жизни человека. В религиозных текстах ценность этого возраста рассматривается с различных точек зрения и под разными углами, хотя, вероятно, предания, относящиеся к данному отрезку жизни или сообщающие о его значимости и высоком положении, в количественном отношении не идут в сравнение с теми, в которых говорится о других возрастных категориях. В любом случае следует понимать, каким образом исламские предания обращают наше внимание на важность этого этапа жизни и как они представляют ценные качества молодости.

1. Молодой человек – это самое сладостное творение Аллаха

Каждое из обитающих во вселенной существ, будучи творением Мудрого и Всезнающего Аллаха, обладает особенностями и тонкими свойствами, которые поражают и удивляют каждого разумного наблюдателя, погружая его в созерцание себя, что, конечно же, является путем к познанию их Создателя, то есть Всевышнего Аллаха. Даже самые маленькие существа в мире обладают сложнейшими органами и системами, мельчайшими, но жизненно необходимыми, так что их крошечные размеры и устройство приводят людей в удивление и восторг. Помимо того, что сам человек являет собой красоту, ею обладают и внешние проявления феноменов этого мира. Их новизна и свежесть кажутся человеку «сладостными» и соответствуют его духовному вкусу. Некоторые предания называют самым сладостным творением Господа «юное дитя», а самым горьким событием – его утрату. Ибн Аби Лайла спросил у Имама Садика (А): «Кто является самым сладостным творением Аллаха?». Имам ответил: «Юное дитя». Тогда тот спросил: «А что же горче всего на свете?». Имам ответил: «Потеря ребенка в юном возрасте»[23].

Вероятно, одна из сторон этой сладости состоит в том, что родители видят силу, энергию, стройное телосложение детей, обретая в них надежду и опору в дни своей старости и немощности, а потому удивительно привязываются к ним. В этом смысле обладание юным ребенком – это сладчайшее явление во вселенной для матери и отца, а его потеря – очень горькое и болезненное событие.

2. Молодость как непознанная ценность

Помимо источников, содержание которых сводится к описанию ценности молодости и рекомендациям пользоваться ею, имеются также и предания, которые четко свидетельствуют о большом значении этого периода жизни и недостаточном понимании людьми его важности. Повелитель Правоверных (А) сказал:


شيئان لا يعرف فضلهما الا من فقدهما الشباب و العافية


«Есть две вещи, ценности и важности которых люди не понимают, пока не потеряют их: молодость и здоровье»[24].


Представленная в данном предании картина четко указывает на важность молодости. Признание чего-либо в качестве ценности не только свидетельствует о большом значении явления самого по себе, но и подразумевает его превосходство над другими вещами. Поэтому молодость не только ценна по своей сути, но и обладает превосходством над прочими периодами жизни человека. Это касается самых разных аспектов, о которых мы поговорим чуть позже, однако уже сейчас можно заметить, что физические возможности, душевные силы и активность, интеллектуальные способности человека достигают на этом этапе жизни максимума своего развития, в свете чего и происходит формирование личности.

С другой стороны, согласно явному смыслу преданий, молодость является непознанной ценностью. Иначе говоря, ценности бывают двух видов: познанные и непознанные, и молодость принадлежит именно ко второму виду. Конечно, эта непознанность существует лишь для того, кто только начинает жить, ведь зрелые люди, уже оставившие юные годы за спиной, знают, сколь большим богатством является молодость. По этой причине главная задача педагогов, занимающихся воспитанием, состоит в ознакомлении молодежи с важностью и ценностью начального этапа жизни, потому что, пока он остается непознанным, человек не ценит его и проводит впустую или, по крайне мере, не использует должным образом. Очевидно, если предоставить молодого человека самому себе и никак не просвещать относительно его собственной сущности, то он поймет, какой драгоценностью обладал, только тогда, когда лишится ее.

3. Молодость как шанс

Исламские тексты часто советуют оберегать и оптимальным образом использовать время своей молодости и извлекать как можно большую пользу из этого периода жизни. Иногда такие советы даются в форме указаний, назиданий и наставлений от лица кого-либо из религиозных предводителей своим сподвижникам, а иногда – в виде общих и универсальных рекомендаций. В любом случае Ислам делает акцент на правильном использовании времени и каждого момента жизни, ни в коем случае не дозволяя разбрасываться имеющимися возможностями, и особенно подчеркивает важность периода молодости, что свидетельствует о высоком потенциале и больших способностях личности, наличии необходимых возможностей для духовного и интеллектуального возвышения и роста человека и, конечно же, многих опасностей и ловушек на этом этапе жизненного пути. Иначе говоря, молодость – это важный, но вместе с тем полный опасностей этап жизни, потому что сила и энергия, представляющие собой главное свойство молодого возраста и отчетливо упомянутые в Священном Коране[25], обретают положительный или отрицательный характер, становятся конструктивными или деструктивными в зависимости от того, в каком направлении они ориентированы. Эта сила находится в своей кульминации только в начальный период жизни человека, а потому следует придавать ей особое значение. Вероятно, именно этим обстоятельством мотивировано повышенное внимание Пророка (С) и Имамов (А) к своим сподвижникам. Пророк Ислама (С) сказал своему преданному, весьма чуткому и активному молодому сподвижнику Абу Зарру аль-Гиффари:


يَا أَبَاذَرٍّ اغْتَنِم خَمساً قَبلَ خَمسٍ شَبَابَكَ قَبلَ هَرَمِكَ وَ…


«О Абу Зарр! Пользуйся пятью вещами до (прихода других) пяти вещей: молодостью до прихода старости и…»[26].


Похожие советы исходили и от других Имамов. Имам Али (А) говорил: «Пользуйся молодостью, пока ты не состарился, и здоровьем, пока не заболел»[27].

Имам Аль-Казим (А) также сказал в толковании к кораническому аяту:


لَا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا


«Не забывай о своей доле в этом мире»[28], что означает: «Не забывай применять свое здоровье, силу, свободу, молодость и активность на пути к последней жизни (ахира)»[29].

4. Получение пользы от молодости в мольбах Пророка (С)

Совершение мольбы (ду’а) о ком-либо – это реакция на поведение человека, которая в общем смысле (в арабском языке) может включать в себя и проклятие. Однако обычно произнесение мольбы связано с хорошими и богоугодными поступками и побуждает еще больше стремиться к совершению подобных дел. К тем вещам, которые часто подчеркиваются в преданиях, относится совершение мольбы о себе или других с соблюдением всех правил мольбы. В драгоценных заповедях о способах совершения мольбы, ее правилах и содержании, дошедших до нас благодаря религиозным текстам, повествуется о том, что некоторые из Непорочных (А) в мольбах о ряде своих сподвижников просили Аллаха, чтобы Он дал этим достойным людям возможность наслаждаться преимуществами молодости и не лишил их этого блага. Например, Пророк (С) сказал об одном из своих соратников по имени Амр б. аль-Хузаи, который принес ему воду:


اللهم امتعه بشبابه


«О Аллах! Надели его молодостью»[30].


В результате этой мольбы Пророка (С) Амр сохранял юношескую бодрость духа до восьмидесяти лет и даже считался одним из видных сподвижников первого Имама (АС. Впоследствии он был схвачен сторонниками Муавии и погиб смертью мученика, а его благословенная голова была доставлена тому в качестве военного трофея.

Несомненно, в период своей молодости человек обладает значительными силами, способностями и возможностями, успешного использования которых Пророк (С) попросил у Аллаха для такого праведного человека, как Амр. С другой стороны, смерть в молодом возрасте, не давшая ощутить всей прелести и красоты жизни, относится к числу божественных наказаний за некоторые прегрешения, а угроза или пожелание лишения молодости свидетельствует о ценности и важности этого периода для человека. Пророк (С) говорит:


مَن لَم يَتَوَرَّعْ في دِينِ اﻟﻠﮧّ ابْتَلاهُ اﻟﻠﮧّ بثلاثِ خِصالٍ: إمّا أن يُمِيتَهُ شابّا ، أو يُوقِعَهُ

في خِدمَةِ السلطانِ ، أو يُسْكِنَهُ في الرَّساتِيقِ


«Каждого, кто не обладает необходимой богобоязненностью в религии, Аллах покарает тремя способами: лишит его жизни в молодом возрасте, сделает его слугой для правителя или сделает его уделом жизнь в деревне»[31],[32].

5. Набожный юноша – гордость Аллаха

Среди множества рабов Аллаха, возносящих хвалу Господу, Он гордится перед своими ангелами лишь поклоняющимися Ему молодыми людьми[33], и это говорит не только о важности поклонения вообще, но и о его ценности именно в начальный период жизни. Именно поэтому молодой человек, проводящий свою юность в служении Аллаху, не сравнится с тем, кто приходит к истинной вере в старости, и даже в предании говорится о том, что превосходство поклоняющегося юноши над стариком, обратившимся к служению Всевышнему на склоне лет, подобно превосходству пророков над остальными людьми. Пророк (С) говорит:


فَضلُ الشّابِّ العابِدِ الَّذي تَعَبَّدَ في صِباهُ عَلَى الشَّيخِ الَّذي تَعَبَّدَ بَعدَ ما كَبُرَت سِنُّهُ

كَفَضلِ المُرسَلينَ عَلى سائِرِ النّاسِ


«Превосходство набожного юноши, служащего Господу в молодости, над стариком, который стал совершать поклонение уже в зрелом возрасте, подобно превосходству пророков над прочими людьми»[34].

6. Молодость – начало периода обязательности религиозных предписаний и ответственности за свои поступки

Из исламских текстов следует, что с наступлением периода молодости человек начинает нести ответственность за свои поступки. По мнению ряда факихов, предписания Аллаха начинают распространяться на человека чуть раньше, еще в подростковом возрасте, но речь еще не идет о том, чтобы спрашивать с него за их несоблюдение, а в итоге подвергать наказанию. В молодости человек обретает способность воспринимать повеления Аллаха всерьез, а его сознание достигает уровня развития, позволяющего отвечать за свои деяния. По сути, важнейшим событием в процессе развития и религиозного воспитания личности является наступление этого этапа. Именно тогда человек официально облачается в роскошные одежды поклонения, обретает все обязанности и ответственность за свои деяния, а потому защита этого периода имеет такое большое значение.

Сайид б. Тавус говорит по этому поводу своему сыну: «Сын мой Мухаммад! Аллах облагородил тебя разумом и признал тебя достойным находиться в Его присутствии и беседовать с Ним. Запомни это время и считай его самым лучшим и главным из всех праздников. Празднуй годовщину своего вступления в возраст шариатской обязанности (таклиф) и благодари Аллаха за то, что Он наделил тебя жемчужиной разума»[35]. Ответственность и обязанности молодого человека сами по себе говорят о некоей духовной, психологической, интеллектуальной и даже физической трансформации, ставящей данный период жизни выше всех остальных. Эта духовная и психическая трансформация отмечается и в преданиях. Например, Достопочтенный Али (А) говорит:


يجب الصلوة علی الصبی اذا عقل والصوم اذا اطاق والحدود اذا احتلم


«Молитва становится обязательной для ребенка, когда он обретает разум, пост – когда он обретает физическую силу, а телесное наказание (худуд) – когда у него начинаются поллюции»[36].

7. Особый вопрос о молодости в Судный день

В Судный день человека спросят о том, как он провел свою жизнь, в особенности ее молодые годы. Некоторые предания сообщают о двух вопросах, которые будут заданы в Судный день: во-первых, о том, как человек прожил жизнь в целом, а во-вторых, как он провел свою молодость и каким делам ее посвятил. Пророк (С) говорит:


ان العبد لا تزول قدماه يوم القيامه حتی يسأل عن عمره فيما افناه و عن شبابه فيما ابلاه


««Поистине, в Судный день раб не ступит ни шагу, пока его не спросят о том, на что он потратил свою жизнь и на что он расходовал свою молодость»[37].

Имам ас-Садик (А) говорит: «Одним из заветов Лукмана своему сыну был следующий:


يا بنيّ، اعلم أنّک ستسأل غدا إذا وقفت بين يدی اﻟﻠﮧّ عزّ و جلّ عن أربع: شبابک

فيم أبليته؟ و عمرک فيم أفنيته؟ و مالک ممّا اکتسبته؟و فيما أنفقته؟


«Сын мой, знай, что завтра ты будешь спрошен перед Аллахом о четырех вещах: «Для чего ты провел свою молодость? На что ты потратил свою жизнь? Каким путем ты приобретал имущество и каким образом ты его расходовал?»[38].


Из преданий можно сделать вывод об исключительной важности молодости, ведь сам подобный вопрос означает, что юность сопоставима по ценности с целой человеческой жизнью, как будто бы вся жизнь оказывается на одной чаше весов, а молодость – на другой.

8. Праведники и праведные дела

Еще больше проясняет большое значение молодого возраста в исламской культуре и заповедях Ислама характер соответствия между «добром» и «молодостью» в религиозных текстах, говорящий о позитивном отношении Ислама к молодости. Праведники обладают юношеской внешностью, а в Судный день праведники и праведные дела предстанут в обличье юношей. Безусловно, не в последнюю очередь это связано со свежестью и прелестью образа юности. Однако более углубленное размышление заставляет нас признать, что не только внешний образ служит причиной очарования молодости, но и ее чистая и незамутненная природа, чуждая всякому лицемерию и двуличию, а также свойственные юношескому возрасту усердие, жизнерадостность, веселье и бодрость, столь прекрасные и привлекательные в глазах окружающих. Поэтому в Судный день праведники воскреснут в образе молодых людей, а их деяния предстанут в обличье наряженных юношей. В преданиях говорится:

– Имам Хасан и Имам Хусейн (А) являются предводителями юношей Рая[39].

– Имам Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) явится в образе молодого мужчины[40], и все сподвижники Имама Махди будут молодыми[41].

– Аллах призвал всех своих пророков к пророческой миссии, когда они были молодыми[42].

– В Судный день Коран будет представлен в образе юноши[43].

– Все обитатели Рая будут молодыми[44].

– Праведные деяния и награда за благие дела предстанут в Судный день в образе прекрасных дев и отроков[45].

9. Благонравные юноши – скрытое сокровище общины

Если еще несколько десятилетий назад разработчики государственной политики и руководители различных отраслей в каждом обществе обращали внимание только на материальные ресурсы, то сегодня намного больше внимания уделяется человеческому капиталу. Конечно, этот момент еще не получил должного и полагающегося ему признания, но, тем не менее, важно относиться к молодым как к главной движущей силе и строителям будущей жизни каждого социума, от мыслей и действий которых зависит судьба людей среднего возраста и пожилых. Поэтому планирование политики в молодежной сфере означает планирование в сфере эксплуатации колоссальных человеческих ресурсов с целью реализации целей и идеалов общества и гарантированного обеспечения его будущего. В исламских текстах этому аспекту уделено много внимания. Во-первых, ни одно богатство не сравнится с человеческим капиталом, а во-вторых, сам он не ограничивается лишь физической силой. Иногда самые незначительные, на первый взгляд, вещи, вплоть до отдельных мгновений жизни человека, могут оказаться огромной интеллектуальной и духовной ценностью, а потому следует планировать даже время досуга таким образом, чтобы оно служило обеспечению счастья человека и общества. При этом молодежь и молодость рассматриваются в религиозных текстах как весьма важные и незаменимые ресурсы, правильное планирование которых может стать гарантом сохранности общества. Молодые люди считаются драгоценным сокровищем человеческого общества, и в случае их правильного воспитания перед социумом открывается дорога к счастью и процветанию, если же этот вопрос останется без должного внимания, то нравы и поведение молодежи заметно отдалятся от религиозных норм и критериев, а уделом общества становится несчастье. В одном из преданий Имам ас-Садик (А) приводит от Вараки б. Науфаля слова, свидетельствующие о значимости этой проблемы в глазах Имама (А). Высказывание звучит следующим образом:


اَنَّ الشّابَّ الحَسَنَ الخُلُقِ مِفتاحٌ لِلخَيرِ، مِغلاقٌ لِلشَّرِّ وَ اِنَّ الشّابَّ الشَّحيحَ الخُلُقِ

مِغلاقٌ لِلخَيرِ مِفتاحٌ لِلشَّرِّ


«Поистине, благонравный юноша является ключом к добру и замком для зла, а злонравный юноша является замком для добра и ключом ко злу»[46].


Аль-Маджлиси в своем труде «Бихар аль-анвар» (Моря света), представляющем собой сборник преданий непорочных предводителей исламской уммы, приводит интересный рассказ, который мы вкратце перескажем, поскольку он связан с настоящей темой:

Достопочтенный Иса (А) отправился со своими сподвижниками в путешествие и проходил через один город, возле которого они нашли клад. Сподвижники попросили пророка взять сокровища с собой, чтобы те не пропали даром. Пророк Иса (А) сказал: «Оставайтесь возле этого клада, а я отправлюсь в город и приобрету то сокровище, которое я знаю». Иса (А) отправился в город и подошел к ветхой лачуге, в которой находилась старая женщина. Он попросил у нее разрешения остаться в доме на ночь, чтобы отдохнуть, и задал ей вопрос: «Есть ли у тебя кто-либо?» Женщина ответила: «Да. У меня есть сын, который днем трудится на каменоломне в пустыне, и за счет его труда мы сводим концы с концами». Вечером, когда сын вернулся домой, мать сказала ему: «Мне кажется, сегодня у нас остановился очень уважаемый гость. Не упусти эту возможность и извлеки пользу из общения с ним». Юноша подошел к Достопочтенному Исе (А). Между ними состоялась беседа.

Иса (А) расспросил молодого человека о его жизни. Тот ответил. Пророк понял, что юноша очень умен и сообразителен, однако хранит в сердце какую-то печаль. Оказалось, что он влюблен в дочь правителя, но, будучи бедняком, не может на ней жениться. Пророк сказал: «Если ты хочешь, я могу дать тебе средства для твоей женитьбы». Посовещавшись с матерью, юноша дал согласие. Пророк сказал: «Отправляйся завтра к правителю и сватайся к его дочери. Потом приди ко мне и возьми всё, что он у тебя попросит».

Наутро юноша отправился во дворец и сообщил придворным о своем намерении жениться на принцессе. Когда правитель узнал о желании молодого бедняка, то бросил к его ногам большой камень в знак своего отказа и сказал, что юноша сначала должен принести некое количество жемчуга.

Юноша отправился к пророку Псе (А) и рассказал ему о случившемся. Пророк отвел его к развалинам, возле которых было множество мелких камней, обратился к Аллаху с мольбой и попросил у Него, чтобы камешки превратились в жемчуг. Так и произошло. Юноша собрал то количество жемчуга, которое потребовал правитель, и отнес во дворец. Правитель был поражен и повторил свой приказ. Юноша опять пришел к пророку Псе (А), который всё сделал так же, как и в прошлый раз. Тогда изумленный правитель попросил юношу раскрыть всю правду, и тот рассказал владыке о своей любви к его дочери и о том, как поведал о ней случайному гостю. Правитель понял, что этим гостем является пророк Иса (А), и велел юноше привести того во дворец, чтобы он скрепил союз молодой пары.

Бракосочетание и свадебное торжество состоялись, а спустя несколько дней правитель покинул этот мир; поскольку же он не имел других наследников, кроме дочери, всё его царство досталось зятю. Достопочтенный Иса (А) отправился к новому правителю, чтобы попрощаться с ним. Юноша спросил его: «О мудрец, у меня есть к вам вопрос, и если вы не ответите на него, то все эти блага, доставшиеся мне благодаря вам, будут мне неприятны и горестны». Пророк сказал: «Спрашивай». Юноша продолжил: «Я думаю о том, почему же, обладая такой чудодейственной силой, вы ничего не сделаете для себя и живете в бедности?» Пророк ответил: «Каждый, кто познал Аллаха и обладает Его вечными благами, никогда не привяжет своего сердца к этому миру и не пожелает его. Степень близости к Аллаху несет в себе множество духовных наслаждений, которые не сравнятся с радостями обладания властью». Юноша сказал: «У меня есть еще один вопрос. Почему же ты пожелал себе того, что более ценно, а меня обрек на эту низкую долю?» Пророк ответил: «Я хотел проверить твой разум и понимание. К тому же, если ты откажешься от богатства и власти, то достигнешь еще больших высот, и твоя жизнь станет уроком для других».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Карими, Йусеф; Раваншенаси-йе эджтемаи: назарийеха, мафахим ва карбордха (Социальная психология: теории, концепции и применения), Тегеран: Бе’сат, 1372 (1993). С. 295.

2

Сура «Ан-Ниса» (Женщины), аят 127.

3

Традиционная форма вознесения благословения (салават) Пророку Мухаммаду и его роду, принятая в Исламе. Далее в тексте будет обозначаться (С) (по-арабски «салля-Ллаху ‘аляйхи ва алихи ва саллям) (прим, пер.)

4

Хурр аль-‘Амили, Мухаммад б. Хасан; Васаиль аш-ши’а. Тегеран: Энтешарат-е эсламийе, 1367 (1988). Т. 17. С. 588.

5

По этому поводу см.: Джафари, Мохаммад-Таги. Расаэл-е фегхи. Статья о гражданской ответственности, которую влекут за собой преступления малолетних правонарушителей. Энтешарат-е Тахзиб. С. 269–270.

6

Имеется предание о том, как Повелитель Правоверных (А) не стал наказывать юного вора из-за того, что тот знал суру «Аль-Бакара» («Корова»). Он сказал:


انّی أراک شاباً لابأس بهيئتک فهل تقرأ شيئاً من القرآن؟ قال نعم، سورة البقرة. فقال قد وهبت يدک لسورة البقرة


«Я вижу, что ты неплохой парень, знаешь ли ты что-либо из Корана?» Он ответил: «Да, суру «Аль-Бакара» («Корова»)». Имам Али (А) сказал: «Тогда я дарю тебе твою руку ради суры «Аль-Бакара» (Хурр аль-‘Амили, Васаиль аш-ши’а. Тегеран: Энтешарат-е эсламийе, 1367 (1988). Т. 18. С. 488).

7

См.: Лотфабади, Хосейн. Раваншенаси-йе рошд-е карборди-йе ноуджаванива джавани (Практическая психология развития юности и молодости). Тегеран: Эспид, 1379 (2000). Гл. 6.