Сиддхартха отказывается от мира. Фреска в северо-западной ступе около Сваямбху, Катманду, Непал. 2012
И принц покинул свой дворец. Шесть лет он скитался по равнинам Северной Индии, обучаясь у лучших наставников своего времени и совершенствуясь в различных практиках медитации, которые и поныне используются индуистскими школами. Они были хороши, но не приводили к цели. Поэтому отшельник Гаутама решил положиться лишь на свою интуицию. Он сел под деревом Бодхи и сказал себе, что не встанет до тех пор, пока не достигнет окончательного освобождения. И это произошло в ту же ночь – все завесы, омрачавшие присущее уму всеведение, рассеялись, и беспрепятственно засияло полное осознавание.
Состояние Будды – это пребывание здесь и сейчас, без разделения на субъект, объект и взаимодействие, сияющий момент блаженства в промежутке меж мыслей, само зеркало без привязанности к мелькающим в нем картинкам, сияющее и полное постижение всего, как оно есть, всегда и везде. Это абсолютный опыт ума, природа которого – всеведущее бесстрашное пространство, а проявление – постоянная высшая радость.
Шакьямуни некоторое время оставался поблизости от места своего Пробуждения, свыкаясь с беспредельностью своих возможностей и знания. Будды не навязывают своих учений слушателю, если тот не проявляет интереса или не готов; поэтому только после просьбы владыки вселенной Брахмы, движимый безграничной любовью и состраданием к бесчисленным скитальцам в кругу обусловленного существования, Совершенный повернул колесо Дхармы, Учения.
Раннее изображение Будды Шакьямуни. II век до н. э. Гандхара, Афганистан. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия. 2013
Будда как цель, три цикла его Учений и Сообщество
Три цикла буддийских учений. Оставшиеся 45 лет жизни Шакьямуни посвятил изложению Дхармы. Первыми учениками стали его компаньоны по годам духовного поиска. Как и другие искатели, они получили способы, ведущие к личному избавлению от круговерти сансары. Их суть на умозрительном уровне изложена в учениях о четырех Благородных истинах и теории всеобщей причинно-следственной связи (законе кармы), на уровне поведения – в рекомендациях избегать дурных действий и совершать добрые, и на уровне практики – в цикле медитаций умиротворения ума. Впоследствии этот «первый поворот колеса Учения» стал называться тхеравадой, «Учением Старейшин», или южной традицией.
Бодхисаттва Тара, «Освободительница». Фреска в монастыре Трангу (район Юшу – Джекундо), пров. Цинхай, КНР. 2015
Бодхисаттва Авалокитешвара, «Любящие Глаза». Фреска в монастыре Зилнён, Западный Сикким, Индия. 2013
Спустя семь лет Татхагата («Ушедший к Таковости, или Истине» – эпитет Будды) в Раджгире положил начало изложению второго цикла Дхармы. Учения Запредельной Мудрости, или праджняпарамиты, особенно глубоки в изложении сути всех явлений – пустотности, а также обширны разнообразными методами, применяемыми для достижения состояния Будды. Последователи этого Великого пути, или махаяны, усердно трудятся на благо всех, развивая и используя сочувствие, искусные методы и мудрость бодхисаттвы, «героя Пробуждения». Высшее знание и постижение пустотности не следует понимать как «голое ничто», как это делают многие мыслители, в особенности христианские. Это подобная пространству открытость, позволяющая всему происходить. Применяемые на этом пути методы заключаются в совершенствовании качеств щедрости, правильного поведения, терпения, усердия и медитации. Здесь полная реализация, состояние Будды, достигается гораздо быстрее, чем личное освобождение от сансары – цель последователей тхеравады.
Третий цикл учений Будды был раскрыт в Вайшали, Айодхье, Малаве в Тамилнаду и в других местах – на вершинах снежных гор, в чистых странах бодхисаттв; это были прямые указания на природу ума любого существа как на природу Будды. Ваджраяну практикуют те, кто чувствуют особое доверие к своей природе Будды, кто готов использовать особые практики отождествления с просветленными формами. Мирные и гневные, одиночные и в союзе, они как зеркала, показывающие просветленные качества ума самого практикующего.
Современные великие учителя считают, что учения ваджраяны исходят от исторического Будды, который может проявляться в неисчислимых формах. Шакьямуни объяснял их сообществу бодхисаттв, представляя их мандалами – «кругами силы» йидамов, форм Будд. С IV в. н. э. эти практики стали открываться выдающимся йогинам, и их ученики начали широкое распространение мощных, искусных, магических методов в мире людей. Для этого уровня учений также характерен акцент на неразрывной связи «учитель – ученик». Именно благодаря постоянной поддержке, благословению и защите гуру (по-тибетски – ламы) ученик, в зависимости от способностей и усердия, может достичь окончательного освобождения за очень короткий срок, иногда всего за одну жизнь. При практике также часто возникают вопросы, ответы на которые может дать только опытный наставник.
Йогины внимают учениям ваджраяны. Фреска в северо-западной ступе около Сваямбху, Катманду, Непал. 2012
Пережив свой расцвет в Индии, учения ваджраяны широко распространились в Тибете, где сохранился их наиболее полный и точный комплекс, и отчасти в Китае, а затем в той или иной форме достигли сопредельных стран. В настоящее время эта ветвь учения Будды является наиболее динамично развивающимся направлением буддизма в Европе и Северной Америке.
Цель практик Алмазного пути – непосредственное переживание того, что все фантастические качества природы Будды свойственны всем существам. Постижение собственного ума как изначально незапятнанного, неразрушимого, игриво-свободного, радостного и сочувственного приводит к трансформации восприятия всего мира, когда чистое видение, соответствующее истинному положению вещей, открывает неограниченные возможности.
Представив перед собой образ в форме энергии и света, медитирующий сосредотачивается на его различных аспектах и качествах, повторяя мантру – вибрацию, соединяющую истину внутри и снаружи, а также поддерживающую концентрацию, и в конце сливается с объектом медитации, оставаясь в безыскусном состоянии пребывания здесь и сейчас.
Образ жизни Сангхи и места летних отшельничеств
Приверженность третьему пути не означает отказа от более простых методов предыдущих уровней; более высокий уровень предполагает использование дополнительных методов на основе более простых, и это приводит к несравнимо более быстрому достижению окончательного Освобождения.
Годы странствий и наставлений были годами упрочения Сангхи – буддийского Сообщества друзей на пути. Число последователей Шакьямуни все время росло; кто‑то из учеников оставался рядом, другие отправлялись на родину и образовывали собственные группы. Благодаря щедрости последователей-мирян было возможным существование монашеской общины, правила в которой были положены весьма строгими. Монахи – бхикшу, «добродетельные нищие» – брали более 250 обетов, обеспечивавших их отстраненность от мирской жизни и добродетельность поведения, возможность медитировать и слушать учения, довольствуясь лишь самым необходимым. Грубейшие нарушения монашеских обетов (сексуальная связь, убийство, воровство, претензия обладать волшебными способностями) карались изгнанием из Сангхи; в менее тяжелых случаях нарушители публично раскаивались или изгонялись на время. Каждый мог снять с себя обеты «отказавшегося от мира».
Будда излагает учения разным видам существ. Фреска в северо-западной ступе около Сваямбху, Катманду, Непал. 2012
Утро в монастыре начиналось рано – вставали до рассвета и занимались медитацией. Умывшись и одевшись, отшельники, взяв деревянные чаши, направлялись к ближайшим жилищам и молчаливо стояли у ворот, ожидая подаяния. В благодарность за пищу они произносили небольшое наставление-афоризм. Вернувшись и омыв ноги, последователи «срединного пути» вкушали свою единственную за день еду – только до полудня. Затем сразу следовали лекции и наставления, после чего, сидя под деревом или в келье в самую жару, предавались медитации. На закате начиналась лекция, на которую мог прийти любой. Поздним вечером монахи мылись и затем снова собирались на беседу с наставником, которая могла затянуться далеко за полночь.
Путь мирян был беспокойнее, но и веселее. Избегая совершения десяти негативных действий, они осуществляли всю активность мирской жизни, материально поддерживая Будду, Дхарму и Сангху, и развивали в себе мудрость и знание, в том числе умения обыденной жизни.
Десять негативных действий: на телесном уровне – убивать, воровать и наносить сексуальный вред; на уровне речи – лгать, клеветать, ругаться, болтать; умственно – завидовать, ненавидеть и разделять ложные взгляды.
Сутры и события жизни Будды
Сутра – записанное наставление Будды – обычно начинается словами «так я слышал однажды», что указывает на достоверность этого текста. Все обстоятельства – место поучения, имена главных учеников и пригласивших хозяев, задаваемые ими вопросы и темы беседы – указываются точно. Речь Татхагаты обладает бесчисленными уровнями безошибочного смысла, постигаемого каждым из присутствующих – будь то люди, боги или любые другие существа – в соответствии со своими склонностями и потенциалами, на своем языке, отчетливо и вдохновляюще, всегда лицом к лицу.
Страница сутры Запредельной Мудрости санскритской рукописи на пальмовых листьях с изображением паринирваны Будды. Стиль Пала, Бенгалия, ок. 1025 г. Национальный музей, Дели. 2012
Южная традиция придерживается мнения, что Будда говорил на пали – и на этом языке записано собрание Трипитаки, «трех разделов»: бесед на общие темы (сутр), наставлений о правилах поведения (виная) и учений о мире (абхидхарма). Сутры Великой колесницы становятся известны с I в. до н. э.; они были записаны на санскрите и в I‑II в н. э. начинают переводиться на китайский. В этой книге имена собственные и термины в основном следуют санскритскому варианту.
События жизни Шакьямуни – Татхагаты, Бхагавана, Сугаты, Победителя, Совершенного – подробно описаны в этих сутрах. Были и возвращение на родину, и интриги, и соперничество, и нападения с целью убить, и невероятные жизненные драмы его учеников, и многочисленные чудеса. Самое же распространенное обобщение жизни Будды – это двенадцать деяний, среди которых главные – рождение в нашем мире, отречение от наслаждений царской жизни, занятие аскетическими практиками, достижение Пробуждения, поворот колеса Учения и уход из мира. Три месяца в году Будда со своими учениками во время дождливого сезона проводил в удобном для медитации месте. Последние несколько месяцев его жизни в деталях описаны в «Махапаринирвана-сутре».
История буддизма в Индии
Первые века после смерти Будды
Предвидя, что многие из ближайшего окружения вслед за ним покинут этот мир, Будда, озабоченный будущим Сангхи, просил шестнадцать великих Старейшин-архатов оберегать и поддерживать Дхарму до прихода следующего Будды, Майтрейи. Они и поныне пребывают в своих резиденциях – в Кашмире, Раджагрихе, на горе Кайлаш, и недоступных обычным людям сферах бытия.
Будда Шакьямуни, окруженный архатами. Художник Дава Йолмо. Фреска в монастыре Шангпа Кагью, Лумбини, Непал. 2023
Учения Будды в мире людей были собраны на Первом совете в Раджгире через год после его смерти; мудрые архаты помнили их наизусть. Спустя сто лет собрался Второй совет, посвященный в основном дисциплинарным вопросам монашеской жизни, в Вайшали. Третий совет с его горячими дискуссиями произошел в Паталипутре в IV или III веке до н. э., когда буддийское сообщество разделилось на консервативную и модернистскую части, а Четвертый, обозначивший возвышение махаяны, – в I веке н. э. в Кашмире.
Преемники Аджаташастру и правители следующих династий вели успешную завоевательную политику и в целом поддерживали буддизм. К 364 году до н. э. в Центральной Индии образовалось еще небывалое по своему размеру государство, в первом приближении осуществившее идею объединения Индии. В общественном укладе начали происходить невозможные прежде преобразования. Первый правитель династии Нанда Махападма был низкого происхождения, из прислужников, и, возможно, вообще иностранец. Римлянин Курций Руф описывает его как авантюриста – сына куртизанки и цирюльника, красавчика, сумевшего обольстить королеву, убить ее мужа, стать регентом при наследниках, погубить их тоже и, наконец, узурпировать высшую власть. Отрицательное отношение буддизма к кастовой системе совпадало со взглядами состоятельного революционера, и в его лице буддисты обрели щедрого покровителя и защитника. Впрочем, другие традиции, особенно джайнизм, также получали государственную поддержку.
Воззрение джайнов, распространенное Махавирой, современником Шакьямуни, многими чертами весьма схоже с буддизмом, – закон кармы, отказ от дурных действий, окончательное освобождение как блаженство и умиротворение, но не согласуется в признании существования души, материальности кармы (из-за чего ее лучше выжигать физическими методами аскетизма) и пр. Современные последователи в большой степени соотносят себя с индуизмом.
320‑е годы до н. э. были временем великого, в европейском понимании, завоевания, которое сама Индия не заметила: Александр Македонский вторгся с запада и покорил несколько государств в долине Инда. В дальнейшем эллинистическая цивилизация оказала значительное влияние на формирование буддийского искусства Гандхары.
*Александр Македонский. Мозаика в Доме Фавна, Помпеи.
Родоначальник следующей династии Маурья Чандрагупта (321‑300 гг. до н. э.) стал первым великим властителем Индии. Начав свою карьеру вождем племени мория, он вытеснил греческие гарнизоны, оставшиеся в северных областях после завоеваний Александра. Заключая союзы и получив поддержку священников-брахманов, Чандрагупта взял столицу наследников Нанды и подчинил Магадху. На севере в новую империю входили предгорья Гималаев, на юге ее границы проходили недалеко от южной оконечности полуострова. Это время было звездным часом джайнов: всемогущие чиновники принадлежали этой традиции, и сам Чандрагупта в конце жизни обратился к этой религии. Он отрекся от престола, поселился в пещере в горах Южной Индии и благочестиво уморил себя голодом, таким образом, по джайнистским воззрениям, истощая свою дурную карму.
Успехи этого правителя во многом, если не целиком, были обусловлены рачительностью его министра Каутильи, которому приписывается авторство «Артхашастры», знаменитого трактата о государственном обустройстве и управлении, важного источника наших знаний о Древней Индии. К этой эпохе относятся сообщения об Индии греческих послов, описывавших пышную жизнь столицы, диковинные обычаи и новые идеи, вероятно, буддийские, также обнаруживаемые у эллинистических философов, начиная от Пиррона.
Длительное правление Биндусары (299‑274 гг. до н. э.), второго властителя династии Маурья, было временем относительного спокойствия и процветания. Главными развлечениями повелителя обширной империи, как сообщают греческие историки, были скорее вино, инжир и философские беседы, чем войны и репрессии. Впрочем, избыток наследных принцев провоцировал частые заговоры.
Ашока (III век до н. э.)
Сын Биндусары рассматривается индийским сознанием как величайший владыка древности – не столько благодаря величине своей империи, но из-за мудрости, миролюбия и любви ко всем подданным. Первые восемь лет своего долгого правления (268‑236 гг. до н. э.) Ашока следовал модели управления своего отца и деда, интригуя и захватывая по мере возможности области и царства. Переломный момент в его судьбе произошел на поле битвы.
Ашока на колеснице. Рельеф ступы в Санчи. II век до н. э. Мадхья-прадеш. Фото ©Sadao, Thailand. (CC BY 2.0)
Царство Калинга примерно соответствовало территории современного штата Одиша. Оно было последним крупным противником империи Маурья, и Ашока начал военную кампанию. Решающая битва произошла в восточной части страны, и здесь лучше предоставить слово главной фигуре.
XIII наскальный эдикт императора Ашоки:
«Возлюбленный Богами царь Пиядаси завоевал Калингу через восемь лет после своей коронации. Сто пятьдесят тысяч человек было уведено, сто тысяч – убито, и гораздо больше умерло. Когда жители Калинги были покорены, Возлюбленный Богами почувствовал сильную склонность к Дхарме, любовь к Дхарме, желание учиться Дхарме. И теперь Возлюбленный Богами глубоко раскаивается в том, что покорил жителей Калинги. Его глубоко мучают произошедшая резня, массовые смерти и вывод людей, сопровождавшие завоевание независимой страны. Но Возлюбленный Богами еще больше мучается тем, что живущие в тех странах брахманы, шраманы и домохозяева разных религий, уважительно относящиеся к старейшинам, матерям, отцам, пожилым людям, ведущие себя должным образом, честные с друзьями, знакомыми, товарищами, родными, слугами и работниками, – что они уязвлены, убиты или разлучены с любимыми. Даже тот, кто не пострадал, мучается, видя терзания друзей, знакомых, товарищей и родственников. Эти несчастья обрушились на всех, и это причиняет боль Возлюбленному Богами. Он считает, что завоевание благодаря Дхарме – самое лучшее завоевание».
Идея отказа от насилия овладела умом Ашоки, и уже через два года вся внешняя и внутренняя политика государства изменилась, оказав формирующее влияние на последующее развитие национального духа. Для буддистов он стал чакравартином – вселенским монархом, не только самым могущественным властителем на континенте, но и самым мудрым, милосердным владыкой Дхармы. Кровавые царские охоты сменились паломничествами по местам, связанным с Буддой. Новые идеи доносились до всех посредством регулярных публичных чтений надписей, высеченных на скалах и колоннах по всей стране, а также благодаря просветительской деятельности специальных чиновников. Сейчас в Индии и сопредельных странах найдено более двухсот надписей; их язык преисполнен и величия, и глубокой личной интонации владыки.
Под властью Ашоки находилась необозримая по тем временам территория – от Пакистана, Афганистана и предгорий Гималаев на западе и севере до Бенгалии на востоке и южного рубежа, отстоящего всего на 400‑500 километров от крайней точки полуострова. Империя управлялась искусно, что обеспечивало благосостояние и спокойствие всех подданных. Вводились новые гуманистические принципы общежития, а мирная внешняя политика даже приводила к присоединению новых территорий.
Правление Ашоки признано вершиной славы Индии на протяжении всей ее истории. Безопасные, обсаженные деревьями дороги с гостиницами и колодцами через каждый десяток километров позволяли путешествовать со всеми удобствами. Кроткие и мудрые законы и постановления призывали к терпимости и добродетели. В надписях сообщается об облегчении участи заключенных, о развитии образования, о необходимости почитать Дхарму. Устанавливаются правила выполнения общественных обязанностей, запрещается насилие над животными и их убийство.
Размах деятельности чакравартина в распространении Учения Будды поражает. Всемерно поддерживая буддийские общины, он также осуществил грандиозный проект перераспределения реликвий Будды по всей Индии. Собрав большую их часть, Ашока воздвиг по всей стране 84 000 ступ и поместил туда эти святыни. В самых важных для буддистов местах были установлены величественные колонны, и в наши дни они считаются символами величия Индии. Как показывают археологические исследования, почти все буддийские памятники были или заложены, или великолепно отстроены во времена Ашоки. В величественных палатах столицы прошел третий буддийский Совет.
Два сына и дочь Ашоки стали великими распространителями буддизма. Старший сын Кунала проследовал караванными путями на север и восток и основал в Средней Азии государство со столицей в Хотане. Первый монастырь был заложен там Вайрочаной в 211 году до н. э. Укрепившись в Восточном Туркестане, учение Будды постепенно распространилось по Китаю и проникло на Дальний Восток – в Корею (первые сведения о нем относятся к IV веку н. э.) и Японию (VI век). К VIII‑Х векам относятся буддийские находки в Приамурье на территории России.
Второй сын Ашоки, Махинда, сыграл выдающуюся роль в укоренении тхеравады на Шри-Ланке. После первого же наставления царь и его ближайшее окружение приняли буддийское прибежище. В подаренном парке столицы Анурадхапура была построена ступа с реликвиями Будды. Несколько позднее с целью основать сообщество монахинь прибыла сестра Махинды, Сангхамитра, привезя с собой побег дерева, под которым Шакьямуни стал просветленным. С тех пор Шри-Ланка стала цитаделью буддизма в его тхеравадинском варианте.
Миссии были посланы не только в ближайшие земли – Махараштру, Кашмир, Гандхару, но и во все стороны света – в Бирму, Индонезию, к грекам. Юго-восточное направление распространения буддизма стало главенствующим на протяжении последовавших веков. Считая буддизм явлением своей национальной культуры, индийцы с гордостью отмечают ее доминирование от Индонезии до Малайзии и Филиппин, как и во всем Индокитае – Таиланде, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме. Есть сведения, что даже в Александрии Египетской и Сирии существовали буддийские храмы. Именно во времена Ашоки буддизм стал мировой религией.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги