7. Зубную щетку рекомендуют заменять на новую по мере износа, но не реже чем каждые 3–4 месяца. Кроме чистки зубов щеткой необходимо прочищать промежутки между зубами зубной нитью и регулярно (два раза в год) посещать зубного врача.
8. Зубы надо чистить в определенной последовательности. Поместите зубную щетку под углом 45 градусов к деснам. Двигайте щетку вперед и назад мягко, короткими (на ширину зуба) движениями, как будто вы выметаете соринки. Очищайте наружные, затем внутренние и жевательные поверхности зубов. Используйте «нижний конец» щетки для чистки внутренней поверхности передних зубов нежными движениями вверх-вниз. В конце процедуры очистите язык, чтобы удалить бактерии и освежить дыхание.
* * *♦ Вопросы
1. Как вы думаете, для чего нужно чистить зубы?
2. Какие вещества добавляют в зубную пасту для укрепления эмали зубов?
3. В каких продуктах содержится кальций?
4. Отчего может развиться кариес?
5. Как называют врача, который лечит зубы?
6. Расскажите, как лесные звери чистят свои зубы.
7. Почему вредно грызть твердые предметы?
8. Почему у каждого человека должна быть своя, личная зубная щетка?
9. Сколько времени нужно для чистки зубов?
10. В какой последовательности нужно чистить зубы?
День спорта
– Маша! Гоша! Подъем! – весело сказал Нечихайкин. – Что это вы разнежились в своих постелях? На зарядку становись!
Гоша через секунду уже стоял в шортах и майке рядом с доктором, а Маша медленно сползала с кровати.
– А я на зарядку не хочу… – сонно протянула Маша. – Вот была бы я маленьким гномиком, жила бы себе под пенечком, и никто бы меня утром не будил! Как было бы здорово!
– Вот это да! А я как раз хотел предложить вам такую зарядку, которую делают гномики! – произнес доктор. – На такую вы согласны?
– Конечно! – ответил Гоша.
– Угу, – кивнула Маша и посмотрела на Будь Здоровыча с интересом.
– Представьте, что мы с вами – маленькие гномики. В лесу мы строим новый дом, в котором будем жить. Нужно очень много сделать. Итак, начали! – скомандовал доктор Нечихайкин.
Веселые гномы – строители дома– Ну, как? Не устали? – спросил доктор.
– Нет! – хором закричали Маша и Гоша.
– Видите, как интересно прошла у нас утренняя зарядка! К тому же мы помогли малышам-гномам построить новый дом. Только когда вы утром спешите на зарядку или пробежку, не забывайте о том, что рядом с вами живут люди. А их спокойствие нужно беречь. Поэтому не ведите себя, как слоны в джунглях.
Про слонаРаздается гром и звон:На пробежку вышел слон!У него физкультминуткаИли, может, марафон.Так грохочет этот слон,Как военный эскадрон.Да гудит еще, как в дудку,Или в звучный саксофон!Правда, есть один секрет:Хобота у зверя нет!И ушей больших, и бивней,И хвоста – в помине нет!И зовут слона Мишуткой,А Мишутке – восемь лет.Т. Шипошина– А утреннюю зарядку делать обязательно? – спросил Гоша.
– Конечно, дорогой мой! – ответил доктор. – Утреннюю зарядку необходимо делать ежедневно в течение 10–15 минут.
– А если не делать? – спросила Маша.
– Последствия могут быть печальными… – покачал головой доктор. – Вот послушайте.
Грустная ЗарядкаГрустит во дворе на скамейке Зарядка,Слезинки она вытирает украдкой,Без дела Зарядка сидит во дворе,Сидит в сентябре, октябре, ноябре…Зарядка обижена Колей Петровым!Ведь раньше был мальчик ребенком здоровым.Но с Колей случилась такая беда:Зарядку он выгнал… почти без следа.Жалеет Зарядка упрямого Колю:У Коли пошли неприятности в школе,Поправился он килограммов на шесть –Ему по канату теперь не залезть.Смеются ребята: на что же похоже –Наш парень «козла» перепрыгнуть не может!Нет силы в ногах, нет силы в руках,Последний на кроссе,Последний в прыжках…Уже в математику «двойка» крадется!Простуда лечению не поддается!Вот грустное личико Коли в окне…Ну как тут не плакать, скажите вы мне?Т. Шипошина– Но мы плакать не будем! И нашей зарядке плакать не дадим? Так? – спросил доктор.
– Так! – ответили Гоша и Маша.
– После зарядки полезно принять душ. В ванную шагом марш! – скомандовал доктор.
– Есть! – ответили по-военному Маша и Гоша.
После душа и завтрака Нечихайкин объявил, что они идут в спортивный магазин за покупками:
– Предлагаю в магазин идти пешком, хотя путь и составляет несколько остановок. Свежий воздух и быстрая ходьба полезны для организма. В движении – жизнь!
Гуляйте!Гуляйте! Гуляйте в любую погоду!Пусть солнышко светит для вас с небосвода,Пусть ветер и дождик, снежок и мороз:Гуляйте, играйте и бегайте кросс!И если вы даже сегодня грустите –Скорей на прогулку, друзья, выходите!В лесок, или в парк, или в скверик – вперед!Вдыхайте, вдыхайте живой кислород!Скорей выходите из пыльной квартиры:Природа расставит вам ориентиры,Природа откроет секреты для вас…Скорей выходите!Хотя бы на час!Коньки или ролики, мяч или лыжи,Что вашему сердцу теплее и ближе,Не бойтесь взглянуть в голубой небосвод –Вам цвет голубой, несомненно, идет!Т. ШипошинаПо дороге в магазин у ребят завязался вот такой разговор с Будь Здоровычем.
– А в школе во время урока вы делаете какие-нибудь упражнения? – спросил доктор.
– Конечно, делаем! Мария Ивановна знает много смешных и интересных стишков, под которые мы разминаемся! – затараторили Маша и Гоша.
– Так поделитесь со мной, – попросил доктор.
Гоша с Машей дружно прочитали один из стишков, под который они на уроке снимают усталость и напряжение.
Просто так!Пальчик с пальчиком дружил,Пальчик дружбой дорожил!Подружились локоточки –Точки-точки! Точки-точки!Дружат теплые ладошки!Дружат непоседы-ножки!Дружат в море корабли!Дружат дети всей Земли!Не за мяч, не за пятак –Просто так!С. Сон– Здорово, ребята! Ваша Мария Ивановна – большая выдумщица! И, как любой педагог, она знает, что физкультминутка на уроке позволяет отдохнуть голове, пальцам, спине. Эти упражнения могут быть разными. Длятся они 2–3 минуты, поэтому и называются физкультминутками. А что вы делаете на переменке? – с любопытством спросил доктор.
– На переменке мы играем в догонялки, классики, «ручеек».
– Поиграть во что-то интересное вам помогут ребята-старшеклассники, – подсказал доктор. – А бегать по коридору, толкаться, бороться и драться совсем неправильно. При таком поведении можно нечаянно сделать кому-нибудь больно и навредить здоровью. Если во время перемены вы очень разгорячились, потом на уроке будет трудно собраться и правильно выполнять задания учителя, – подытожил Будь Здоровыч.
– А еще я очень люблю уроки физкультуры! – похвалился Гоша.
– И я! – подтвердила Маша.
– Интересно, – спросил доктор, – а как у вас проходят уроки физкультуры?
– Учитель проводит с нами интересные игры. Мы занимаемся на разных спортивных снарядах, – начала рассказывать Маша.
– Подтягиваемся на турнике! Отжимаемся от пола! – продолжал Гоша. – Для развития меткости бросаем теннисные мячики в корзину.
– А соревнование «Кто дальше прыгнет» вы не устраивали? – спросил Будь Здоровыч.
– Конечно, устраивали, – ответил Гоша. – Ура! У меня идея! Можно провести соревнование и определить самого прыгучего ученика в классе! И медаль ему нарисовать – с лягушонком!
– Думаю, очень даже симпатичная медаль получилась бы! – улыбнулся в усы Нечихайкин.
– А еще мы бегаем наперегонки, – продолжала Маша. – Кто первый прибежит, тому учитель вручает победный флажок.
За разговорами Будь Здоровыч и его племянники не заметили, как пришли в спортивный магазин. Чего там только не было! У Маши с Гошей глаза разбежались.
– А давайте-ка поиграем! – предложил доктор. – Правила игры такие: вы закрываете глаза, я беру в руки какой-нибудь спортивный предмет и загадываю про него загадку. Кто больше всех отгадает загадок, тот и победит.
Племянники тут же закрыли глаза и приготовились отгадывать загадки. Нечихайкин стал читать их.
ЗагадкиЯ смотрю: у чемпионаШтанга массой в четверть тонны.Чтоб сестренку защищать,Я хочу таким же стать!Буду каждый день в квартиреПоднимать большие … (гири).Две дощечки на ногах,Пара палочек в руках.Если мы дощечки смажем –Снежный экстра-класс покажем!Зимние рекорды ближеТем, кто очень любит … (лыжи).И мальчишки и девчонкиОчень любят нас зимой,Режут лед узором тонким,Не хотят идти домой.Мы изящны и легки,Мы – фигурные … (коньки).Н. ИвановаРебята очень быстро их отгадали. Тогда доктор сказал:
– Молодцы! Быстро справились! Задание усложняю: загадки будут о разных видах спорта и спортивных играх. По вашим ответам я узнаю, насколько вы интересуетесь спортом.
Загадки о спортеВ этом спорте игрокиВсе ловки и высоки.Тут мы делаем разминкуИ бросаем мяч в корзинку.Мяч задержишь – будет фол!Значит, это … (баскетбол).На каток выходит клюшкаИ мелькает тут и там.Шайбу, круглую подружку,Бьет по глянцевым бокам.Шайба в сетке! Все о’кей!Поиграли мы в … (хоккей).Соберем команду в школеИ найдем большое поле.Пробиваем угловой –Забиваем головой.Пас! Ура! Девятый гол!Очень любим мы … (футбол).Н. Иванова– Знаете, Будь Здоровыч, я очень люблю футбол! Мне так хочется стать похожим на какого-нибудь известного футболиста! – поделился своей мечтой Гоша.
– Если ты будешь много тренироваться, обязательно станешь хорошим спортсменом. Дух соперничества и желание быть лучшим помогают преодолевать трудности и завоевывать медали. Главное – не лениться и не зазнаваться! – Нечихайкин улыбнулся.
– Я буду очень стараться и много трудиться, чтобы добиться своей цели! – подтвердил Гоша. – Год назад я записался в футбольную секцию.
– И это правильно, – поддержал Гошу Нечихайкин. – А чем бы хотела заниматься ты, Машенька?
– Я, – сказала Маша, – мечтаю заниматься ушу! Недавно ходила на городские соревнования и видела, как здорово мальчишки владеют приемами борьбы. Вот и самой захотелось научиться делать точно так же и даже лучше!
– Конечно, Маша! Обязательно научишься! – поддержал девочку Будь Здоровыч. – А дома у вас есть спортивный уголок?
– А что это?
– Это специально отведенное место для занятий зарядкой и физкультурой. Там должен быть и спортивный инвентарь: мячи, скакалки, гантели и многое другое.
– Конечно, есть! Папа нам сделал шведскую стенку и турник, – сообщил Гоша.
– Мама нам купила гантели, скакалку и обруч, – продолжала Маша. – А еще у нас есть разные мячики и гимнастическая палка. Получился настоящий домашний спортзал! Вот.
Домашний спортзалЯ поднялся к потолку,Крикнул бабушке: «Ку-ку!»Захотел размять коленкиИ повис на шведской … (стенке).Хоть и трудно – ну и пусть!Я прилежный ученик!Раз пятнадцать подтянусь!А поможет мне … (турник).Н. ИвановаСтать мечтаю сильным, смелымИ с утра берусь за дело:Только лишь встаю с постели,Я хватаюсь за … (гантели).Галка, маленький галчонок,Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги