И восточный человек сразу же понимает, что у кого-то именины. Слух об этом быстро разносится по всему восточному базару. И всякий кто нуждается, может подойти и купить товар без денег. Ведь то, что бесплатно для него – уже оплачено! Все подходят, наполняют свои сосуды, и выражают свою благодарность дарителю скромно стоящему рядом с продавцом. Праздник благодарения удался!
Исаия как человек Востока использовал эту идиому понятную любому соплеменнику. Они понимали духовный смысл этого образа. Образа человека благодарного за все те благословения и дары, которые Бог так щедро изливает на каждого из нас.
Весь мир согрешил в Адаме и был лишен Божьей славы. Человек, нарушивший Завет, неспособен самостоятельно вернуть те самые бывшие райские, доверительные отношения с Богом. Он сам не способен искупить, заплатить за свой грех. Поэтому Бог платит за нас, платит за нас жизнью Своего единственного Сына. Наше место на кресте занял Сын Божий. Он заплатил за нас. Мы прощены. Мы выкуплены из плена смерти и греха страшной непомерной ценой – жизнью Иисуса Христа!
Своей смертью Христос купил наше спасение. Мы спасены от смерти; вечная жизнь дана каждому верующему. Он и только Он – источник Живой воды, к которому каждый может припасть томимый жаждою духовной. И это истинно Дар Бога! Самый дорогой подарок, когда-либо подаренный человеку. Не за наши заслуги данный, а из Великой Божьей любви.
Этот дар стоил нашему Спасителю страданий, унижений, отвержения и страшной смерти. И вот теперь мы можем без денег, без платы пить эту Живую воду жизни и благодарить.
Глава 4
Три извинения
А теперь давайте спросим себя: все ли мы рождены от Духа или выполняем «букву закона» ничего общего не имеющим с тем, что ожидает от нас Христос? Возможно, мы выполняем все религиозные ритуалы. Все, что требуется от «хорошего» христианина, испытывая истинное удовольствие от собственной правильности и непогрешимости?
Давайте разберемся на примере евангельской притчи о званых гостях, рассматривая ее в фокусе Восточных традиций.
«И Иисус сказал ему: один человек устраивал пир и позвал много гостей.
Когда подошло время садиться за стол, он послал слугу сказать приглашенным: «приходите, все уже готово».
И тут все как один стали извиняться. Первый сказал ему: «Я купил поле, и мне необходимо пойти посмотреть его. Прошу меня извинить».
Второй сказал: «Я купил пять пар волов и должен проверить, хороши ли они. Прошу меня извинить».
Третий сказал: «Я женился и поэтому не смогу прийти» (Евангелие от Луки, 14:16-20).
Три человека из этой притчи назвали причины, которые на наш взгляд кажутся смехотворными. Разве это оправдания? Они выглядят глупыми и неубедительными. Сослались бы на болезнь, на неотложную работу – ну, тогда куда ни шло. Но когда мы поймем суть этих причин, мотивы этих людей с точки зрения Восточной традиции, Восточного мировоззрения, то мы обретем совершенно новый взгляд и на смысл этой притчи.
Первый сказал: «Я купил поле, и мне необходимо пойти посмотреть его. Прошу меня извинить». Нам кажется, что глупее оправдания и быть не может. Разве нельзя посмотреть поле на следующее утро? Куда оно денется? Что за необходимость смотреть поле именно в это время?
Второй человек сказал: «Я купил пять пар волов и должен проверить, хорошие ли они. Прошу меня извинить». Опять возникает вопрос, а как он вообще покупал этих волов? Не глядя? Почему у него только в это время когда его зовут на пир, появилась потребность посмотреть хорошие ли они? Честнее было сказать, что я просто не желаю к тебе приходить, чем придумывать такие отговорки. Разве не так?
Третий сказал: «Я женился и поэтому не смогу прийти». А, спрашивается: почему бы ему не прийти со своей женой? Уж чего проще. Опять какая-то странная отговорка. Сказал бы, что просто неохота.
В противоположность нашей европейской культуре, которая сильно отделена в наше время от религии, на Востоке религия и культура – это одно и то же. Религия полностью интегрирована в культуру. Вся жизнь человека от рождения до смерти не отделяется от религии и есть, по сути, сплошной религиозный обряд. Нет ни одной бытовой мелочи, которую можно было бы просто сделать. Женщина убирает дом – обязательно с молитвой. Начинаются полевые работы – обязательно с ритуалом освящения. Вне религии, без религии не происходит ничего. Другими словами, религия – это важнейшая и практическая часть жизни общества.
У нас же.… Все мы знаем так называемых «воскресных христиан». По воскресеньям человек «надевает» на несколько часов на себя «религию», как в ненастный день надевают плащ. На всю остальную жизнь религия никак не влияет. Снял «плащ» – одел «плащ». Внутренне ничего не поменялась. Еще и укрепилось ощущение, что ты хороший, порядочный человек….
Конечно, есть исключения. Это рожденные свыше верующие люди, у которых душа повернута к Богу всегда и во всяком деле. Есть люди, которые не устают молиться за весь мир. Вверяя каждого из нас под защиту Бога. Но место религии в жизни человека Запада и Востока – абсолютно разное.
Давайте в свете всего вышесказанного, детально рассмотрим эти три оправдания в рамках традиции и культуры Востока.
Во-первых, есть первый приглашенный человек, который хотел посмотреть купленное им поле. Что значит «посмотреть»? Конечно, он не хотел увидеть, что же такое он купил. Он хотел освятить свою покупку, освятить поле.
Как проводилось освящение поля? Обычно вечером. Владелец шел на свое поле, строил там алтарь из камней. Молился, обращаясь к Богу и принося Ему жертвоприношение. Он приглашал своих друзей, чтобы они тоже присоединились к нему в его молитве. Все они просили Бога благословить эту землю, чтобы она давала урожай, кормя его семью. Собственно, это было молитвенное собрание, проходящее во время вечернего жертвоприношения, целью которого было испросить Божьего благословления на это только что купленное поле.
Это было крайне важно для человека, поэтому его оправдание звучит очень весомо, а совсем не глупо как можно было подумать не разобравшись. Эта причина религиозная. И первый из приглашенных говорил очень искренно. Он не мог нарушить ритуал освящения, который проводился вечером. Потому и не мог принять приглашение на ужин.
Живи этот человек в нашей культуре в наше время, у него бы не было проблем. Он мог бы отложить церемонию освящения поля, – какая разница: днем раньше, днем позже. Или бы поступил так, как поступает большинство из нас христиан: пошел бы на ужин, а свой «дух» отправил бы на молитвенное собрание. Но этот человек был искренно религиозен, поэтому он послал свой «дух» на ужин, а сам пошел на молитвенное собрание. Сызмальства его учили, что Богу должно занимать главенствующее место в жизни человека, в его душе. И он предпочел обидеть другого человека, а не Бога. Что ж, этот человек истинно религиозен и праведен.
Следующее оправдание поступило от человека, который сказал: «Я купил пять пар волов и должен проверить, хорошие ли они. Прошу меня извинить». Конечно, этот человек проверил волов перед покупкой. И видимо был доволен ими, если купил. Он отвел волов на свой двор, но перед тем как их впрягать и работать на них, он должен их освятить. «Проверить, хорошие ли они» совсем не означает, что надо испробовать их в работе. Не забудем, прежде чем что-либо делать на Востоке, прежде чем использовать любую покупку, – ее надо освятить!
Точно так же, как и первый приглашенный, следуя ритуальной практике, он повел бы волов на ту землю, где им предстояло работать. Сложил бы алтарь из камней, пригласил бы нескольких друзей, устроил бы молитвенное собрание. Они бы все вознесли молитву Богу о благословении этих волов, чтобы Бог уберег их от болезней, дал выносливость и работоспособность. И много-много лет хозяин и его волы, работая вместе, прославляли Бога.
И опять же второй приглашенный был абсолютно прав. Он предпочел соблюсти важнейший ритуал, дающий Божье благословление, чем пировать. И этот человек весьма праведен и достоин.
Теперь посмотрим на третьего приглашенного. Он в свое оправдание сказал, что женился и не может прийти. Понятно, что никакого ритуала освящения здесь быть не может. Что же он не мог прийти вместе с женой на пир? И здесь мы опять, чтобы хоть что-то понять должны знать некоторые тонкости восточной культуры, касающиеся мужа и жены.
В нашей культуре, когда молодые только стали мужем и женой, сразу после свадьбы у них начинается так называемый «медовый месяц». Молодых оставляют одних. Они могут вдвоем уехать в свадебное путешествие. Друзья, родственники стараются не надоедать им. Это время только для двоих.
На Востоке этот период времени длится один год. В это время новобрачные не могли ходить в гости. Особый запрет был на совместную трапезу с людьми, не относящимися к их семье. Они могли делить трапезу только с той семьей, с которой в данный момент жили – невесты или жениха. Так что и третий приглашенный представляет вполне понятную для Востока причину отказа.
Все три отказа не были просто нелепыми отговорками. И все они были даны весьма уважаемыми искренними религиозными людьми.
Но, что же мы читаем в двадцать четвертой стихе четырнадцатой главы Евангелия от Луки?
«Говорю вам, никто из тех, кто был зван, не будет пировать за моим столом»
Как же так? Мы уже совсем ничего не понимаем. Если эти люди были честные и благочестивые, а мы видим, что это так, почему они не получают прощения? Ведь причины, которые они приводят в свое оправдание – весьма серьезны. Было бы справедливо принять их извинения. Но Господь доводит ситуацию до предела: «никто из тех, кто был зван, не будет пировать за моим столом».
Смысл этой притчи, как и всех слов Христа, кроется в сфере Духа. Христос приглашает всех нас, как и этих трех весьма порядочных людей, разделить с Ним трапезу. Принять из Его рук спасение, есть Хлеб жизни, и пить воду Живую.
У героев этой притчи были и глаза и уши, но они не видели и не слышали. Вместо Живого духа они предпочли мертвую букву закона, традиции. У них была внешняя форма благочестия, не наполненная горением Духа. Выполняя предписания традиции, ритуала, делая все по закону, они не испытывали страстной нужды в Боге, в спасении. Они полагали что, следуя неукоснительно ритуалу, правильно служа Богу, уже заслужили особого отношения к ним со стороны Бога. Они не были рождены от Духа. Безусловно, религиозные люди – они были бездуховны.
Христос хочет от нас, чтобы мы, наконец-то, поняли, что спасение не приходит от соблюдения религиозных ритуалов. Спасение приходит только через личность Иисуса Христа, когда мы преломляем с ним хлеб, пьем из одной чаши. Религиозные церемонии возможно и хороши для нас как фактор дисциплины и собранности. Но и только.
В этой притче говорится о трех людях, которые настолько были озабочены своей религией, наполнены своей религиозностью, что у них не осталось в душе места для Иисуса Христа. И не было времени для общения с Господом. Им не хватило мудрости для того, чтобы бросить все свои сверхважные дела и разделить с Господом трапезу.
Самое печальное, что и сейчас мы видим таких людей. Эти люди крайне религиозны. Они делают, что положено делать хорошему христианину. Помогают бедным, дают десятину, преподают в воскресной школе, даже проповедуют, но при этом Христос не живет в их душе, в их сердце. Он желает быть ближе, желает спасти их, но нет…. Они, как и те трое, слишком озабочены своей религией. У них нет времени для Иисуса Христа. Они читают Библию, но не видят и не слышат призыв Христа.
Среди вас, читающих эти строки, возможно, есть тот человек, которого Христос пригласил разделить с ним трапезу. Не ждите, не сомневайтесь, идите. Повернитесь к Нему, к Тому, который всегда повернут к нам, откликнитесь на Его зов словами старого христианского гимна:
«Таков, как есть, без дел, без слов, принявши с радостью Твой зов, и с верою в святую Кровь – к Тебе, Господь, иду».
Глава 5
Спасение
Страх и трепет
Многие христиане уверены, что спасение зависит от наших дел. Миллионы людей кладут жизнь на то чтобы быть спасенными, трудясь «не покладая рук» над собственным спасением. Не правда ли, знакомое заблуждение? И очень, очень распространенное. Эти христиане приводят слова апостола Павла:
«Вот так и вы, мои любимые, должны быть послушны! Да, вы всегда были послушны, и не только когда я был с вами. Но теперь, когда меня с вами нет, будьте еще послушнее! Со страхом и трепетом созидайте свое спасение» (Послание христианам Филипп, 2:12).
Вот оно: «со страхом и трепетом созидайте свое спасение». Кажется все ясно. Но давайте, все-таки, попробуем разобраться. Поговорим сначала о делах….
Непременным элементом религии на Востоке, да и на Западе являются паломничества к святым местам. Причем, если ты действительно «трудишься над спасением», то это должны быть длиннейшие пешие переходы. И желательно как можно более тяжелые. Сюда же можно включить купание в святых реках, святых источниках. Или в освященных прорубях в день Крещения Господня в России и тому подобное. Многие тратят громадные деньги на храмы (на Западе), приносят огромные жертвы (на Востоке). Эти люди уверены, что свершение таких дел «со страхом и трепетом» гарантирует им спасение.
Восток… Люди на Востоке чрезвычайно религиозны. Епископ Пиллаи в одной из своих проповедей рассказывал, что когда ему было пять лет, его дядя на своих плечах нес его в храм Седьмого холма на Юге Индии. Это одна из самых почитаемых, самых великих святынь во всей Индии. Люди приезжают, приходят туда со всей огромной страны для того, чтобы преклониться перед святыней храма. Попасть туда очень трудно: надо все время подниматься по семи холмам.
В знак посвящения этому храму люди бреют голову, в честь посвящения себя Богу прокалывают уши. Весь путь надо идти босиком, ведь ты идешь на поклонение! Ноги людей кровоточат, но вряд ли они замечают это. Стариков, которые уже не могут самостоятельно передвигаться, часто несут на руках. Религиозное рвение, религиозное исступление просто невообразимо. И все это абсолютно необходимо им, чтобы избавиться от грехов и обрести спасение.
Весь паломнический путь они молятся и постятся. Многие ничего не едят в дороге, только воду пьют. Некоторые практикуют самоистязание: ложатся на торчащие вверх гвозди и молятся. Другие закапывают себя по шею в землю. Все стараются причинить себе как можно больше страданий, свято веря – это единственный путь спасения. Ради спасения они готовы быть похоронены заживо.
И не только в Индии. В Южной Америке католики-христиане целой деревней отправляются в паломничество к святыням. Это считается великой честью. Проводятся конкурсы среди деревень за право участвовать в паломничестве. Впереди идут самые здоровые молодые ребята, через каждые несколько шагов падая на колени и рассекая себе кожу на спине гибким хлыстом. Кожа на спине становится сплошным кровоточащим месивом. Но, кажется, что они и не чувствуют боли. Они поют христианские гимны. Иногда эти люди снимают с себя одежду и катятся по земле последние метры пути в храм. Тогда все тело кровоточит от ран, нанесенных камнями.
Дела! Дела! Дела!
Приносят ли спасение такие дела или пользу душе? Возможно, они укрепляют веру? Нет, нет и нет. И то же касается всех дел совершаемых на ниве спасения. Конечно, мы не спим на гвоздях, не истязаем свою плоть, не носим «власяницу». Но мы участвуем в церковных делах, по воскресеньям ходим в церковь, жертвуем деньги, внося свой «посильный» вклад в дело спасения. И единственное, что отличает нас от истовой религиозности – это отсутствие физической боли.
Но ни религиозный фанатизм, ни цивилизованная «копилка христианских дел» не имеет никакого отношения к спасению.
Что же все-таки имел в виду апостол Павел, говоря: «Со страхом и трепетом созидайте свое спасение»? Если это вовсе не значит, что для своего спасения мы должны делать какие-то дела? Попробуем разобраться.
Разве апостол Павел говорит христианам Филипп: делайте это, делайте то - и тогда вы спасетесь. Нет, он не дает никакого готового рецепта, потому что он обращается к людям, которые уже спасены! Апостол дает совет этим людям, что им нужно делать уже спасенным.
«Созидать» вовсе не означает трудиться над благими делами ради спасения. Павел пишет христианам (уже спасенным), как им нужно другим (еще не спасенным) являть свое спасение. Как им надлежит действовать, чтобы Тому, который живет в их сердцах, была дана возможность явить Себя. В их словах, действиях, поступках.
Иисус сказал: «Пусть так же светит свет ваш среди людей, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли вашего Небесного Отца» (Евангелие от Матфея, 5:16). Именно об этом апостол Павел говорит христианам Филипп.
Каждый христианин принял в себя Христа. Но только тогда, когда «…и живу уже не я, а живет во мне Христос» (Послание к христианам Галатии 2:20), тогда и только тогда мы можем явить Христа.
«…по плодам их дел вы узнаете их» (Евангелие от Матфея, 7:20).
Мы «созидаем» (в сотворчестве с Христом) наше спасение различными способами. Вместо недовольства, зависти, озлобленности появляется доброта. Вместо ненависти – любовь. Мир входит туда, где раньше были ссоры и непонимание. Смирение и терпение заменяет нетерпимость. Нет больше уныния, в сердце воцаряется радость. Горделивый дух становится кротким и терпимым. Меняется наш язык, в каждом встречном человеке мы начинаем видеть дитя Божье. Забота о других вытесняет наше попечение о себе. Мы уже не способны на малейшую нечестность.
Мы буквально излучаем нетварный свет Христов. Глаза наши сияют. Мы спасены! Наши силы, в которых еще вчера мы сомневались – служат опорой слабым и немощным. Все, что у нас есть: время, способности, деньги полностью вручены Божьему руководству. Мы – то самое письмо, как пишет Павел: «оно всем известно, его любой может прочитать» (2 Послание к Коринфянам, 3:2). Оно и показывает Божью славу.
Самое удивительное, что созидание наше во Христе Иисусе вовсе не является тяжкой работой. А уже тем более мукой и страданием. Когда все в нас подчинено Духу, то все становится естественным как дыхание. Иисус сказал, что «из сердца того, кто верит в Меня, потекут реки воды живой» (Евангелие от Иоанна, 7:38). Благодаря вере в Него образ Божий утонувший под наслоениями и искажениями этого мира начинает в нас говорить в полный голос. Слушая и поступая согласно Ему, мы всей своей жизнью показываем, что значит быть с Богом. Верующему не надо напрягаться, мучительно решая как поступить. Он действует от избытка. И этот источник живой воды никогда не иссякает, а изливается естественным образом.
И наконец, что же это за «страх и трепет»? Это крайнее уважение и благоговение. Разве Библия нас учит тому, что христианин должен бояться Бога? Как можно бояться нашего Небесного Отца одаривающего нас такой безусловной любовью? «В любви нет страха – совершенная любовь изгоняет страх» (1 Послание Иоанна, 4:18).
Но разве мы можем не благоговеть перед Творцом? Творцом, который дал нам этот чудный, великолепный мир? Дал нам не только временную жизнь на этой прекрасной планете, но спасение и жизнь вечную. Все лучшие произведения искусства, литературы, зодчества человечество положило к ногам Его. Церковные песнопения, молитвы, идущие из глубины наших сердец – все положено на алтарь Славы Его. Имя Твое прекрасно, Христос, мой Господь.
Во-вторых, мы почитаем Его за то, что Он уже сделал и продолжает делать в нашей жизни. Он поднял нас буквально из грязи. Он любил нас, когда нас не за что было любить. Он умер за нас, когда мы были Его врагами. Он стал искупительной жертвой за наши грехи. Он восполняет все наши нужды. Слава имени Его!
Наше почтение, наше благоговение – в мировой культуре. А послушание? Разве оно принудительно? Как любящий сын боится огорчить Отца непослушанием, так и мы, Его дети, с легким сердцем идем и делаем – вверяя себя, свою жизнь воле любящего Отца. «Если Меня вы любите, то исполните то, что Я вам заповедал» (Евангелие от Иоанна, 14:15).И разве есть в Божьем Слове хоть одна заповедь, которая бы нас чего-то лишила? Все заповеди продиктованы любовью к нам – Его детям. Жизнь наша становится только радостней, насыщенней и богаче, когда мы живем по Слову Его.
Будем же принимать благодать, которая так щедро изливается на нас. Будем той самой закваской, той самой щепоткой соли, чтобы мир мог увидеть Христа в нас.
Ведь погибающий мир так нуждается в этом.
Глава 6
Ночлег в овчарне
Давайте спросим себя: всегда ли мы живем по тому, что предназначил для нас Господь? Или, что чаще бывает, по нашим представлениям? Господь дал нам всю землю в удел с ее богатствами и изобилием, а мы довольствуемся жалкими объедками, не желая протянуть руку. При этом мы обвиняем судьбу и свою «жалкую» долю. Обливаясь слезами жалости к самому себе, обернутые в кокон своего несчастья, мы не замечаем тех даров, которые Бог протягивает нам.
«Возле очагов своих вы отдохнете, словно голуби, чьи крылья серебром покрыты, перья – чистым золотом. (Псалмы, 67:14).
Это замечательный перевод, современный, очень точный. Но люди, которые переводили с иврита, греческого, арамейского могли работать только с языком текста – они не были знакомы с культурой людей живущих на Востоке. Вся тонкость восточных идиом, иносказаний была упущена в этих замечательных переводах. Для того чтобы понимать и знать этот восточный колорит – надо там жить, впитав в себя с молоком матери всю сложность переплетения восточных образов.
Перевод этого же текста на язык телугу – одного из многочисленных народов Востока – был выполнен людьми, прекрасно знающими все тонкости восточного языкового мышления. В смысловом отношении это более точный перевод. Вот как он звучит на языке народа телугу:
«Хотя ты лежишь посреди овчарни, ты будешь как покрытые серебром крылья голубицы, и покрытые золотом перья». (Псалмы, 67:14)
Почувствуйте разницу между фразами «возле очагов своих вы отдохнете» и «ты лежишь посреди овчарни»! Помните, мы говорили, что все истолкование должно нести духовный смысл? Так вот, в нашем переводе этот духовный смысл утерян, хотя перевод удивительно точен. В переводе же на язык телугу – этот духовный смысл подчеркнуто явлен. Что же это за смысл?
Во всем мире есть люди, не имеющие крова над головой и живущие подаянием. Нищие лишены всего. У них обычно нет родственников (во всяком случае, тех, которые бы их признавали), нет и друзей. Они блуждают повсюду в поисках пропитания и ночлега. На Востоке очень много таких людей. Часто у них дырявая одежда, не спасающая от холода. Пойти им некуда, заплатить за ночлег нечем. Нигде им не рады.
На Востоке, если это в сельской местности этот несчастный идет к пастухам и просит разрешения поспать в овчарне. И среди овец, наконец, бедняга находит хоть какое-то тепло и отдых. Отсюда и родилась идиома «ночлег в овчарне» означающая бездомного отчаявшегося человека. И сейчас, как и тысячи лет назад, это так на Востоке.
Состояние души у этого отчаявшегося человека жуткое. Он понимает, что надо что-то менять, надо жить лучше, но стыд и вина пригибают его к земле, мешая обрести решимость. Чтобы хоть как-то забыться, выйти из этого гнетущего состояния наши русские «бомжи» пьют всякую гадость, полностью теряя человеческое достоинство. Недостаток нормальный еды, элементарной гигиены, болезни полностью изнашивают тело и разум, лишая последних сил. Человек начинает просто гнить заживо, неспособный вырваться из этого порочного круга. В редкие минуты просветления он только и может, что воскликнуть: «Бедный, несчастный я человек!».
Давайте теперь рассмотрим этот стих в духовном понимании Востока. Голубь является символом мира как здесь, так и на Востоке. Серебро же означает силу, а чистое золото – процветание. Поэтому весь стих имеет такое значение:
«Хотя ты лежал посреди овчарни, ты будешь жить в мире с самим собой, сильным и процветающим».
И сразу становится очевидным духовная составляющая стиха. Живя вне Бога, мы на самом деле бездомны и нищи, а наша пища – объедки и помои. Недаром на Руси нищих называли «убогими». Вкладывая такой же смысл, как и в разбираемом стихе. Эти несчастные замученные люди могут найти спасение только «у Бога», ведь другого у них ничего нет.
У нас же много что есть. Но мы отдаем свои деньги за «то, что нельзя назвать пищей. Почему заработанное тяжким трудом отдаете за то, что не насыщает?» (Книга пророка Исайи, 55:2). Когда же мы обернемся к Христу, то Он заботливо исцелит больные тела наши, выпрямит согбенные души, даст нам новое рождение!