Книга Грани общения. Практическая риторика - читать онлайн бесплатно, автор Наталья Орлова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Грани общения. Практическая риторика
Грани общения. Практическая риторика
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Грани общения. Практическая риторика

Еще великий академик Павлов отмечал, что «окончанием каждого мыслительного акта является мышечное движение». Даже находясь в одиночестве, собираясь, например, в магазин и на пороге дома заметив, что кошелек остался в другой куртке, человек хлопнет себя по лбу или совершит любое похожее движение, характеризующее подобное открытие. Или вот еще пример: идет человек по городу, разговаривает по телефону и активно жестикулирует. Зачем? Собеседник же не видит его жестов. Жесты нужны не только воспринимающему, но и говорящему. В общении принимают участие движения рук и всего тела.

Кроме всего прочего, человек еще и животное стадное. В процессе эволюции люди научились не только распознавать эмоции других членов сообщества, но и отражать их – благодаря развившимся в процессе эволюции зеркальным нейронам. Люди «наделены инстинктом имитации друг друга – взаимной координации телесных движений, поступков, даже манеры»[15] и далее: «когда мы, люди, разговариваем, мы склонны имитировать синтаксические структуры друг друга <…>, именно зеркальные нейроны помогают нам в этой имитации»[16]. Чтобы выживать, нужно тонко ощущать настроение и эмоции других людей, подобный механизм существует и у многих стадных животных: пугается одна газель – убегает все стадо.

Только люди пошли дальше, научившись не только распознавать, но и отзеркаливать – примерять на себя чувства и состояния других. Вот заходит в комнату человек; он только вошел, еще ничего не сказал, а находящиеся в помещении уже понимают, что он раздражен и даже зол. Как, откуда они это узнали? Не узнали – ощутили, причем не успев этого осознать (!): зеркальные нейроны обменялись информацией быстрее, чем завязался конфликт или сработала «соображалка».

Головной мозг человека является крайне сложным механизмом, это электрическая нейронная сеть, одна из ключевых эволюционных задач которой – поиск закономерностей в окружающем мире. Кто из наших первопредков успешнее и быстрее запоминал и анализировал, тот выживал и давал потомство. Нейросеть развивалась и эволюционировала в процессе естественного отбора. Однако способы получения информации об окружающей среде остались практически прежними – человек воспринимает мир посредством пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Эти пять чувств функционируют постоянно.

Но – постоянно ли они осознаются? Стоит нашей «соображалке» чем-то увлечься, и она перестает осознавать, что стул, на котором сидит человек, неудобен, что в комнате пахнет цветами, что давно пора бы поесть… Вот еще одна брешь в броне защиты от манипуляций. Итак, в чем принцип работы НЛП? Активное воздействие на животную составляющую человеческого существа в обход осознания; достаточно отвлечь «соображалку», выключить осознание «вторичной информации» – и можно приступать.

Первый шаг к воздействию – установление раппорта – то, с чего начинает каждый психолог или психотерапевт, когда порог его кабинета переступает человек, нуждающийся в помощи. Раппорт – это не просто контакт, это особый род доверительных отношений, когда один становится ведущим, а второй – ведомым. Для того, чтобы начать воздействовать/вести, важно изучить объект: рассмотреть его, понаблюдать за типом его темперамента и темпом речи, «срисовать» картину его жестов. Это еще называется подстройкой – разновидностью раппорта с целью последующего манипулирования человеком, его ведения.

Ключом для установления раппорта будет копирование особенностей поведения, мимики и речи человека для того, чтобы его подсознание начало воспринимать другого человека как своего. В контексте НЛП раппорт – это подстройка под человека.

Например, медлительный от природы кинестетик с трудом будет воспринимать быструю речь с обилием визуальных образов, ему ближе неторопливое повествование с воссозданием картины мира через призму тактильных ощущений: «Сегодня на улице тепло, но легкий ветерок приятно освежает кожу».

В основе взаимодействия и расстановки акцентов, предпочтений лежит система распознавания по принципу «свой – чужой». Этот механизм функционирует неосознанно, включаясь каждый раз при осуществлении контакта с незнакомым человеком. Анализу подвергаются все нюансы – от стиля в одежде до особенностей разговорной речи. Если грамотно продемонстрировать человеку вашу принадлежность к общности, комфортной или понятной ему, в установлении раппорта не возникнет проблем.

Основной набор техник манипулирования

Отзеркаливание. Техника № 1, позволяющая установить раппорт. Она выражается в корректном повторении жестов, движений, оборотов речи другого человека. Если понимать и выполнять ее буквально, это будет похоже на карикатурное обезьянничанье. Обычно рекомендуют копировать позы в полутонах, т. е. частично повторяя жесты.

Например, если руки человека скрещены в защитной, закрытой позиции, следует сесть напротив него в похожей, но менее закрытой позе: одна рука лежит поверх другой, но в более открытом, раскрепощенном варианте. Данная техника применяется (как, впрочем, и все другие) при активном отвлечении «соображалки», т. е. загружая собеседника информацией – как правило, интересной ему. Эффективность заключается в том, что человек смотрит на другого, но видит себя, не осознавая этого.


Якорение. Очень актуальная техника для процесса обучения, построенная по принципу мнемоники: трудную для запоминания информацию можно закрепить в сознании слушателей («заякорить») – рассказать анекдот, забавный случай, который обязательно запомнится аудитории, а вслед за ним в памяти останется и сама информация, ранее безликая.

Например, рассказывая о том, как не надо сдавать экзамен, преподаватель описывает трясущегося мелкой дрожью, неуверенного в себе студента со столь же мелко вибрирующим листком бумаги, зажатым в руке. Информационный посыл – важность спокойствия в любой ситуации, даже если нет стопроцентной уверенности в правильности подаваемой информации. Якорь-рассказ: «Давно у меня была кошка – отличная охотница. И вот (дело было в деревне) гоняется она за кем-то по огороду. Играет. Смотрим – мышонок. Жалко его стало, мы отвлекли кошку, дали ему сбежать. Она его ищет. Видим: один из кустиков морковки на грядке мелко дрожит. Заглядываем, а там бедный мышонок, спинкой к нему прижался и трясется». Якорем становится словосочетание «мышонок под морковкой», логическая цепочка в сознании слушателей выстраивается:

мышонок под морковкой → студент на экзамене → уверенность при ответах

Маркирование. Осуществляется на основании ассоциативной связи между предметами и понятиями. Происходит при соединении речи и жестов. Очень часто бизнес-тренеры советуют такую простейшую на первый взгляд тактику: говорить о вещах позитивных и посторонних, делая небольшие указывающие жесты в свою сторону: «Погода сегодня очень позитивная / небольшой жест – легкое движение ладони, указывающее на себя /, солнышко с утра радует / снова жест на этом слове, указывающий на себя / и т. д.». Самое интересное, что эта техника работает: происходит ассоциативное соотнесение между словами, обозначающими положительные эмоции, и жестами, человек на уровне, лежащем за рамками осознания, выдает окружающим информацию: «я позитивный», «я радую».

И еще один замечательный пример, опубликованный в журнале «Story» № 11 за ноябрь 2013 г., автор статьи «Кто придумал? НЛП» Александр Никонов описывает эту технику, с блеском применяемую в судебной практике: «На одном из процессов, связанных с признанием местных выборов недействительными, у нас был сильный оппонент <…>, его аргументы были самые опасные для нас. И в своей речи он сказал, что задача избиркома – не допустить к выборам «разных фашистов». Люди это запомнили, <…> адвокат в своей речи намеренно несколько раз произнес «фашист», «фашисты». При этом он на каждом слове ставил маркер, т. е. произносил слова и незаметным жестом, к примеру, кивком головы, поворотом корпуса указывал на председателя избиркома. У людей в зале и у судьи непроизвольно установилась ассоциативная связь между этим сильным отрицательным словом и нашим оппонентом. Никто, конечно, на назвал бы его фашистом в ответ на прямой вопрос, но… Но подсознательная ассоциативная ниточка между этим человеком и «чем-то очень нехорошим» протянулась. Вот таким приемом мы убрали своего главного соперника!»[17].


Внутреннее согласие. Второе название этой техники – «Скажите да», она строится на механизме простой детской игры в ответы. Задается серия однотипных вопросов, на которых человек дает однозначно утвердительные ответы. Например: «Какого цвета кровь? Какая планета Марс? Какого цвета спелый помидор? На какой свет переходят дорогу?» Как правило, большая часть людей на заключительный вопрос отвечает так же, как и на предыдущие. Срабатывает принцип инерции.

Вот еще один пример из адвокатской практики: «В речи адвоката можно сделать несколько бесспорных утверждений, на которые судья внутренне скажет себе «да». «В ходе судебных заседаний, которые длились пять дней, мы провели довольно большую работу, дело это непростое, доводы обеих сторон заслуживают внимания…» На каждое из этих утверждений судья внутренне соглашается, потому что все они – факт. «А затем забрасывается некоторое выгодное нам утверждение, на которое судья тоже машинально говорит себе “да”»[18].


Эриксоновский гипноз. Название техники отсылает к личности гипнотерапевта Эриксона Милтона (1901–1980), получившего всемирное признание как психотерапевт, использующий техники мягкого гипноза.

Эта техника НЛП далека от медицинской, психотерапевтической методики лечения: она настроена на манипулирование и предполагает встраивание в речь особых конструкций, вычленяемых интонационно.

В книге «Управление выбором. Искусство стрижки народных масс» А. Никонов приводит красивый пример использования этой техники в сфере продаж: «Наша водочная корпорация, идя на поводу у общественности, заявляет: несмотря на то, что мы производим только высококачественную водку, это вовсе не говорит о том, что водка – безопасный напиток. Вовсе нет. Было бы ошибкой сказать, что спиртное приносит организму пользу. Напротив, цирроз печени, болезни сердца, общая деградация организма и личности – вот последствия неумеренных возлияний. Подростки, о здоровье которых заботится наша корпорация, должны усвоить: пить водку – это значит шагать в пропасть. Больше водки – больше проблем. Как ошибаются те, кто думает, что водка приносит радость; те, кто полагает, что без водки нет отдыха. Мы призываем к здоровому образу жизни. Пейте морковный сок. Водку не пейте. Во всяком случае, до тех пор, пока вам не исполнилось 18 лет. Говорят, водка – символ мужественности. Забудьте об этом!»[19]. В тексте выделены фразы, которые необходимо при произнесении текста маркировать интонационно, остальной же текст произносится ровно и размеренно. А теперь прочитайте только выделенные части текста. Именно так устроено восприятие слушателей. Текст поменял свое значение на диаметрально противоположное изначальному.


Разрыв шаблона. Сложная техника, требующая от того, кто ее применяет, креативности мышления и умения ломать стереотипы. Общество в некоторой степени похоже на компьютерную программу, поскольку включает большое количество различных привычных алгоритмов поведения. При встрече люди здороваются, мужчины пожимают друг другу руки, в магазине каждый, стоящий в очереди, терпеливо ждет возможности оплатить покупку и уйти.

Столь же привычны фразы начала и окончания телефонных разговоров. А что, если отвечая на звонок, вместо привычного набора – «Алло», «Слушаю», «Да», «Привет» – произнести устаревшее: «Внемлю!»? Пауза чуть дольше обычной укажет на свершившийся разрыв шаблона.

Крайне эффективна данная техника при ведении переговоров, когда она касается негласных, общепринятых правил делового общения. К. Бредемайер в книге «Черная риторика» пишет: «Один известный немецкий коуч-консультант по персоналу имел обыкновение на особенно трудных переговорах, касавшихся оплаты его услуг, внезапно вскакивать с места, подбегать к окну и молча стоять там до тех пор, пока заказчик, не выдержав нервного напряжения, не начинал уговаривать его вернуться за стол переговоров – как правило, при условии повышения гонорара. Разумеется, этот трюк он проделывал не всегда, а лишь в тупиковых ситуациях, когда разговор безнадежно увязал в каком-либо из наиболее важных пунктов[20]».


Методы манипулирования и техники НЛП крайне разнообразны, здесь приведены лишь наиболее известные из них. Эффективное воздействие – это, прежде всего раппорт, без его достижения данные техники применять невозможно, именно поэтому их не так много в СМИ.

Огорчает то, что многочисленные компании, создающие курсы и тренинги, обучают неэтичным методам манипуляции НЛП, делают это под лозунгом личностного роста и самосовершенствования.

Грань третья. Риторика для слушающего

Вопреки расхожему мнению, что риторика – искусство, необходимое исключительно оратору, т. е. тому, чья сфера деятельности имеет отношение к публичным выступлениям, данная глава посвящена самому важному – аспектам риторики для получателя информации. Эта тема незаслуженно обойдена авторами различных учебников и популярных изданий. Почему? Может, это связано с тем, что сейчас все хотят стоять перед аудиторией, успешно взаимодействовать с ней, доказывать, убеждать, блистать. Спрос рождает предложение. Поэтому наиболее значимые аспекты риторики остаются в тени.

Риторика важна для слушающего: владея риторическими навыками, можно не только успешно выступать и манипулировать, но и избегать манипуляций, понимать истинные цели оратора и обходить мастерски расставленные ловушки для разума. Львиная доля современных изданий учит (или обещает) научить разнообразным приемам заигрывания с аудиторией, завлечения слушателей в умело расставленные сети. «Имеющий уши да услышит!» – защитительная риторика учит слышать.

Первое и базовое правило – опора на эмоции и ощущения, которые возникают при первом взгляде на оратора или любого человека, пришедшего к вам. Помните, как в ситуации с пикапом? Важны все «показалось», «почудилось». Посмотрите на этого человека, послушайте его.

Параметры простейшего анализа при личном общении таковы:


1. Внешний вид и манера держаться. Насколько этот человек уверен в себе? Заметны ли признаки волнения?

2. Как он говорит (не о чем, а именно как), каков темп речи? Какие слова он использует? Произносит их четко или невнятно? Куда он говорит (в стол перед собой или адресуясь к вам)?

3. Как он двигается? Как жестикулирует?

4. О чем говорит язык его телодвижений?

5. И самое главное: нет ли рассогласования между речью и невербальными средствами общения?


На первых порах анализировать будет не так просто. Не обязательно делать это в процессе общения: человек вышел за дверь – прикройте глаза, восстановите в памяти только что состоявшуюся беседу и проанализируйте. Везде важна практика.

На что обращать внимание при выступлении оратора, когда вы – часть аудитории? Примерно на то же, но с учетом еще некоторых критериев.


1. Как оратор общается с аудиторией? Делает ли он комплименты присутствующим? Есть ли элементы заигрывания?


Например, «Вы такие замечательные слушатели, я так рад быть здесь… не то что в городе N, там народ был совсем не готов воспринимать столь сложную информацию». Или «Только что, по дороге сюда, со мной произошел потрясающий случай… Это знак судьбы – не иначе». Все это классические приемы управления аудиторией. Зная об этом, их легко заметить.


2. Как реагируют на выступление окружающие вас люди? Все ли вовлечены? В каких позах они сидят – о чем свидетельствуют их невербальные средства общения?


3. На чем выступающий заостряет внимание? Какие мысли и фразы он повторяет регулярно? Какими жестами их сопровождает?


4. Послевкусие: ощущения и впечатления, оставшиеся от выступления. Что запомнилось и почему? Были ли использованы приемы НЛП (маркирование, якорение и т. д.)?


Проанализировав выступление по этим параметрам, можно с легкостью определить не только степень искренности и профессионализма выступавшего, но и понять истинные цели оратора. Одна из базовых методик риторики для слушающего – создание риторического портрета любого публичного человека, а поскольку эти люди всегда нарочито на виду, есть возможность сравнить разные по времени и дате их интервью и выступления.

Смысл, задачи и метод риторического портрета

«Человек – это стиль». Автором этого высказывания называют Жоржа Луи Леклерка Бюффона (1707–1788), произнесшего данную фразу в рамках речи при избрании его членом французской Академии наук. Бюффон подразумевал, что стиль есть неповторимая особенность человека, отражающая его природные свойства, тогда как идеи, развиваемые им, могут быть достоянием многих. Высказывание можно воспринимать как кредо, актуальное для многих публичных людей нынешней эпохи.

Кто такой в наше время человек публичный? Это политик, актер, ведущий или шоумен – тот, кто занял определенную нишу медиа-пространства. Иными словами, он уже не столько частное лицо, сколько представитель части формата массовой культуры современного общества. Чтобы занять подобную нишу и удержаться в ней, помимо везения, необходимы талант, харизма и тонкое чутье, а зачастую и помощь профессионалов.

За спиной политика сегодня, как правило, стоит целая команда тех, кто создает его, – спичрайтеры (пишут тексты и продумывают их концепции), имиджмейкеры (стилисты, выбирающие одежду, создающие прическу и макияж), пиарщики[21] (следят за частотой появления персоны в СМИ и создают рекламу, в том числе и скандальную, поскольку плохой рекламы не бывает).

Крайне редко политику удается обходиться без серьезной команды, для этого надо быть как минимум гением. Яркий пример – Владимир Вольфович Жириновский: по крайней мере, на заре своей карьеры он стартовал сам. Одно упоминание его имени вызывает невольную улыбку, из глубин памяти возникают его многочисленные афоризмы:

«Моя мать – русская, а отец – юрист», «Я такой, какой я есть. В этом моя прелесть!», «Я готов плюнуть в лицо тому, кто скажет, что я некультурный» – о себе;

«Рабочие в стране – дети шариковых», «Нигде не сказано, что надо делать во время исполнения гимна – стоять, лежать или ползти. Надо Родину любить», «Кто с вами остался? Мы с вами остались, шариковы. Преображенские уехали. Нужно выбирать самых умных из шариковых» – о России;

«Вот четыре силы в мире – Запад, Юг, Восток и Россия!», «Только под русские песни плачет планета» – о мире.

Его амплуа – древнейший образ шута и трикстера – работает безотказно. Жириновский уже не столько и не только политик – это бренд. С 1994 года появился новый сорт водки «Жириновский»[22], знаменитая кепка до сих пор в народе носит имя «жириновка». А в конце 2000-х на свет появилась целая серия ароматов для мужчин с нотками лайма и бергамота, духи и туалетная вода – «Жириновский»: «Жириновский аромат Private Label VVZ. Для того, кто привык окружать себя редкими и уникальными вещами, парфюм играет роль независимого эксперта, который знает, как выразить индивидуальность и обрести уверенность в себе, стать образцом для подражания и не бояться быть открытым для других людей» – рекламный текст, помещенный на сайте, продающем парфюмерию.

Жириновский – бренд. «Раскрученный», привычный, стабильный, его партия на всевозможных выборах получает стандартный процент. Даже после смерти этого яркого и харизматичного политика, образ его не покинул публичного пространства. В 2023 году партия ЛДПР презентовала искусственный интеллект «КиберЖириновсикй».


Анализ образа любого публичного человека (особенно политика) требует не только наблюдательности, но и особых риторических навыков. Для этого необходимо понимание многослойности образа и умение его «расслаивать». Алгоритму подобной расслойки и технике риторического анализа, т. е. риторического портрета, и посвящена данная глава.

Жанр риторического портрета возник еще в эпоху Ренессанса, однако в современных условиях становится крайне востребованным: достаточно задать в строке Яндекса «риторический портрет» и увидеть превеликое множество изображений политиков от Гитлера до Жириновского и Путина. Бесспорно, большая часть работы студентов, пишущих реферат для зачета по риторике, – свидетельство бытования риторики в контексте учебных дисциплин.

Техника риторического портрета крайне важна в процессе освоения учебной дисциплины «Риторика». Однако и в повседневной жизни усвоенная методология приносит свои плоды: обращаясь к навыкам риторического анализа, можно лучше понять, что собой представляет человек, стоящий напротив.

Итак, на что обращать внимание прежде всего, с чего начинать работу над риторическим портретом?.. Осознание образа вообще, как цельной органичной картинки.

Первое. Контекст очень важен, не стоит его недооценивать. Где, когда, в каких источниках, изданиях, программах фигурирует тот или иной образ? С чем он ассоциируется?


Второе. Сфера деятельности публичной фигуры и степень ее успешности, а также частота появления информации о ней, типовые характеристики: «икона стиля», «любимец публики», «секс-символ», всевозможные привязки-роли на уровне кратких характеристик.


Третье. Имидж. Более простое и понятное слово-синоним – образ, т. е. «человек – это стиль». Понятие очень широкое, содержащее в себе не только и не столько характеристики внешности, сколько речевые особенности и всю невербальную сторону общения. А еще все, что имеет отношение к внешности. «Встречают по одежке» (точнее, по одежде и по прическе) – это те самые мелочи, в которых скрыт Бог.


Четвертое. Невербальная сторона общения. Именно здесь кроется основная трудность анализа, поскольку можно попытаться приподнять публично известную маску сознательно созданного образа и рассмотреть самого человека, скрытого за ней, – сквозь призму жестов, которые не лгут. Понятно, что говорить на камеру не так-то просто, нужна привычка, позднее – автоматизм; вот почему при создании риторического портрета так важно отсмотреть и проанализировать как можно больше видеоматериалов, от ранних до поздних. Чтобы осмыслить эволюцию отношений с камерой и для получения наиболее полной информации есть смысл просмотреть один ролик минимум два раза:

– впервые – со включенным звуком, чтобы охватить «картинку целиком»;

– второй раз – без звука, отслеживая особенности мимики и жестов – невербальную сторону общения.


Для невербалики важны «мелочи»: жестикуляция, положение и движения рук:

– перед собой с листком текста (верхняя часть тела закрыта), скрещены на груди – все это жесты закрытости;

– если руки спрятаны в карманы, отведены за спину, стоит обратить внимание на плечи: сутулится ли человек, или его плечи нарочито развернуты? – тогда можно понять, пытается он спрятаться или демонстрирует независимость;

– жестикуляция варьируется от размахивания руками до скупых редких жестов;

– нарочитая манерность, угловатость.


Каждый из перечисленных примеров ярко характеризует состояние и особенности человека, для их понимания необходимо просто поразмышлять, внимательно наблюдая. Каждый человек выбирает собственный стиль поведения, определенную манеру. Постепенно она закрепляется и становится его характерной чертой, частью его персонального имиджа.


Пятое. Речевые характеристики – это особенности лексического арсенала. В данном случае важно все: от самих слов до синтаксических конструкций разговорной речи.

Лексика – наиболее гибкий и заметный пласт, легко поддающийся анализу. Следует уделить внимание фразеологическим оборотам (их этимологии), аллюзиям и реминисценциям, риторическим вопросам и восклицаниям.


Шестое. Пафос, в классическом его понимании, – эмоциональная наполненность речи. Оценивается степень экзальтированности выступающего: громкость, скорость речи, восходящие и нисходящие интонации, экспрессивность. И сам произносимый текст, его синтаксические и лексические особенности (в том числе использование изобразительно-выразительных средств языка).