Книга Профсоюзы и «мировая закулиса» - читать онлайн бесплатно, автор Леонид Сергеевич Чернявский. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Профсоюзы и «мировая закулиса»
Профсоюзы и «мировая закулиса»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Профсоюзы и «мировая закулиса»

Как видим, основателями профсоюзов в последней трети XIX в. еще продолжали выступать масоны, в их деятельности еще продолжала сохраняться масонская атрибутика, но уже в самом названии избегали употреблять слова, которые бы свидетельствовали о том, что профсоюз ориентировался на масонство (в нем не было ни слов «братство», ни «орден», ни «рыцари»); они вступали (как АСС) в «светскую» АФТ, не хотели признавать (как МАМ) своего родства с масонством. Все это говорило о том, что профсоюзы начали все более активно расставаться как с ремесленными гильдейскими, так и масонскими традициями.

Росли численность и влияние АФТ.

Таблица 1. Общая численность населения, численность членов профсоюзов, численность членов АФТ, количество профсоюзов, входивших в АФТ и численность членов независимых профсоюзов в США с 1900 по 1928 гг. (выборочно)



По мере того, как профсоюзы добивались своего легитимного признания, исчезала необходимость в соблюдении тайного характера их деятельности – они вполне легально начали предъявлять свои требования работодателям, в случае необходимости (и это было довольно нередко) выводили работников на забастовки. Вместе с этим уходили в прошлое и другие признаки, роднившие их с масонством – ритуалы и «страшные» клятвы, символика, организационные принципы. Все больше профсоюзов создавались как светские организации. Хотя, с другой стороны, ремесленные и масонские традиции в профдвижении еще давали о себе знать. Так, в названиях, как дань прошлому, некоторые профсоюзы еще продолжали оставаться «братствами», «орденами» и т. п. Например, в 1884 г. группа электромонтеров под покровом секретности, но уже без всяких масонских ритуалов, а только лишь руководствуясь опасениями потерять работу, сформировала тайную организацию под названием «Объединенный орден линейных монтеров», на основе которого в 1891 г. появилось Национальное братство электриков, которое с 1899 г., создав свое первое местное отделение в Канаде, стало называться Межнациональным братством электриков[133] (International Brotherhood of Electrical Workers). В 1887 г. на тех же принципах появилось Братство художников и декораторов Америки (Brotherhood of Painters and Decorators of America), а в 1903 г. было создано знаменитое Межнациональное братство водителей грузовых машин (тимстеры – International Brotherhood of Teamsters), в 1915 г. был создан Братский орден полиции (Fraternal Order of Police)[134].

В дальнейшем, в 1920-30-е гг. в США наблюдалось снижение роли и влияния масонства в политике, оно все больше уходило в свои внутренние проблемы.

Тем временем в Европе профсоюзы также оставались связанными с масонством, хотя не столь тесно, как в США, где членство в масонских ложах было повальным увлечением. У деятелей консервативного толка вызывали тревогу продолжавшие существовать в XX веке связи между масонами, которые стремились «устраивать революции», и профсоюзами, которые могли быть использованы в этом процессе. Это особенно касалось стран юга Европы, где влияние масонов оставалось довольно сильным. Так, испанский диктатор Франсиско Франко, несомненно, хорошо информированный своими спецслужбами, следившими за намерениями и деятельностью масонства, писал о масонах: «Они проникали в университеты и с помощью идей энциклопедистов уводили людей от религии. Они проникали в армию и подрывали её дисциплину, если это было нужно в революционных или сепаратистских целях. Они захватили прессу, когда увидели в ней средство достижения влияния и власти, и сегодня осталось мало газет, в которых нет масонских агентов. Они завлекли в свои ложи профсоюзных вожаков, когда поняли, что руководимые ими массы могут играть решающую роль в политике»[135].

Важным фактором сохранения влияния масонства в Европе были его «глубинные связи»[136] с приобретавшей все больший вес в политике социал-демократией. Коль скоро многие европейские профсоюзные лидеры были тесно связаны с социал-демократией и входили в состав II Интернационала (1889–1914), а также его правопреемников – Бернского интернационала (1919–1924) и Рабочего социалистического интернационала (1924–1943), – то не будет ошибочным считать, что и многие из них также были членами масонских лож.

Однако в Европе процесс отхода от масонских традиций в профсоюзном движении, его секуляризации начался раньше, чем в США. К концу XIX века европейские рабочие, уже не полагаясь на братскую форму в качестве модели организации (напомним, что братства в то время оставались доминирующей формой общественных организаций), отказывались от масонских и гильдейских традиций в пользу профсоюзных организаций. Там не было конкурирующих масонских лож и ассоциаций в гражданской сфере, что дало европейским профсоюзным организациям гораздо больше шансов пополнять свои ряды и удерживать членов[137]. Католическое духовенство в Европе было гораздо более терпимо настроено в отношении профсоюзов, чем американское. В АФТ было много католиков, но она избежала отчуждения, приняв организационную модель, безобидную для церковных лидеров[138].

И все же в XX веке основной тренд в развитии масонского движения заключался в постепенном снижении его численности и влияния и не только в Европе, но и в США. Это ярко демонстрируют следующие две таблицы.

Таблица 2. Общая численность населения, взрослого населения и численность членов масонских лож (а также их удельный вес во взрослом населении) в США с 1900 по 2017 гг. (выборочно)




Есть все основания полагать, что и в настоящее время люди теряют интерес к масонству, точно так же, как и масонство не проявляет былой активности в деле вовлечения неофитов в свои ряды. Однако явно, что послевоенный период был отмечен еще довольно значительной активностью профлидеров в масонских послушаниях. При этом не забываем, что до конца 1950-х, по некоторым данным, длился «золотой век братств» (что не опровергает Таблица 2).

Сколько членов профсоюзов состоят в масонских ложах и сколько среди масонов членов профсоюзов – такие данные не предоставляют нам ни американские профсоюзы, ни масоны. Пожалуй, единственным источником, который позволяет составить представление (хотя и довольно приблизительное) на этот счет, является уникальный справочник «Who’s who in labor» (Кто есть кто в сфере труда), вышедший в свет в 1976 г. Всего в справочнике приведены данные по 3797 персоналиям, которые были заняты в сфере трудовых отношений в США в этот период. Это были как профсоюзные лидеры различного ранга (их в справочнике 2893), так и лица, в основном, из руководящего состава, занятые в различных органах в сфере труда – в Департаменте труда США (Department of Labor), в его подразделениях в местных органах власти, в Федеральной службе посредничества и примирения (Federal Mediation and Conciliation Service), в Американской ассоциации арбитража (American Arbitration Association) и др. т. п. Им необходимо было заполнить анкеты, в которых, в числе других вопросов был поставлен и вопрос «Участие в общественных организациях». Именно в ответах респондентов на этот вопрос содержалась информация о принадлежности их к масонским или парамасонским ложам.

Подсчеты автора позволили получить такие результаты:

Таблица 3. Профсоюзные лидеры – члены масонских или парамасонских орденов (по справочнику «Who’s who in labor»)



Таблица 4. Профлидеры, состоявшие одновременно в нескольких масонских и парамасонских организациях: (По данным справочника «Who’s who in labor. – New York: Arno press, 1976. – XXI, 807 p.»)



Таким образом, данные справочника «Who’s who in labor» дают представление о вовлеченности профлидеров США в масонское движение в середине 1970-х гг. Остается открытым вопрос о том, насколько полно эти данные охватывали руководящую верхушку профдвижения страны. Еще более невыясненным остается вопрос – в какой мере были вовлечены в масонские ложи рядовые члены профсоюзов, простые рабочие. Думается, что их было не так уж много, поскольку вступление в ряды масонов зависело не только и не столько от желания самого «профана». Оно было обусловлено главным образом тем, что необходимо было получить приглашение на вступление от масонской ложи. Это во многом определялось теми традициями, которые сложились в масонском движении той или иной страны. В США, как представляется, эта процедура была более демократичной – ведь был же в свое время принят в масоны рабочий У. Стефенс. Линн Дюмениль отмечает, что в среде американского масонства было мнение, выраженное одним из авторов (масоном) в 1886 г. в периодическом издании «Dispatch» о том, что «недовольство среди людей труда выросло до ужасающей величины», признавая при этом, что «работающему человеку есть на что жаловаться». Он вопрошал: «Что же тогда может сделать масонство?»

Его ответ ссылался на принципы масонства («мир, умеренность, подчинение законному правлению») и утверждал, что масонство может служить посредником между капиталом и трудом. Это посредничество не должно включать никаких скрытых действий со стороны масонства как организации. Скорее, поскольку в ряды масонства входили как капиталисты, так и рабочие, орден имел потенциал для обучения обеих групп принципам гармонии и справедливости, которые могли бы решить дилемму. «Если магнаты встретятся со своими работниками в духе масонства, уступив тому, что правильно с обеих сторон, вопрос о труде и капитале будет решаться на основе мира и единства»[139].

В Европе же, к примеру, в Германии, в среде масонов не было единого мнения о том, надо ли принимать в масонские ложи простых рабочих или нет, но все же больше склонялись к тому, что этого делать не следует. В конце XIX – начале XX вв. среди немецких масонов раздавались одинокие голоса, призывавшие к тому, что «ложи должны сохранять свои претензии на преодоление классовых различий и поддерживать прием рабочих», но большинство «продолжало признавать естественным расстояние между собой и теми, кто ниже их» и «ни социал-демократы, ни рабочие не стали членами масонских лож до 1918 года»[140]. В начале XX вв. один немецкий масон утверждал, что «рабочие (а также фермеры и мелкие буржуа) […] не могут быть допущены в масонские ложи, потому что они […] все же ненамного больше, чем просто продукты природы». Другой масон выразился еще более категорично и прямолинейно: «Незрелые массы – это бродящий яд, – говорил он, – похотливые люди, рабы человеческих рабов с необузданной распущенностью инстинктов (таковыми автор данного высказывания явно считал и рабочих – Л. Ч.) – все они должны быть удалены от лож»[141].

Поэтому есть все основания считать, что рядовых членов профсоюзов в масонских ложах (даже в США) было не так уж много, во всяком случае, их было гораздо меньше, чем профсоюзных боссов.

Следующая таблица, содержащая статистические данные самих американских масонов[142], которым (данным) можно доверять, дает довольно отчетливое представление о динамике масонского членства в США за достаточно длительный период – с 1924 по 2017 гг.

Таблица 5. Общее членство в масонских ложах США с 1924 г. по 2017 г. (выборочно; для того, чтобы иметь полные данные за обозначенный период, надо обратиться к веб-ресурсу по указанной после таблицы ссылке)



Из таблицы отчетливо видно, что до конца 1920-х гг. наблюдался рост численности масонских лож (на 218,711 чел.), затем – с 1928 до 1941 гг. – снижение на 844,571, после этого (с 1942 до 1959 гг.) был весьма впечатляющий рост рядов на 1,651,860, и затем – с 1959 до 2017 – еще более впечатляющий спад на 3,026,535. Это дает все основания говорить о том, что в настоящее время масонское движение в США находится в состоянии упадка, и профсоюзы (которые также переживают такое же состояние) отнюдь не являются резервом, из которого масонство черпает свое пополнение и вдохновение – скорее всего, снижение их доли в общей массе масонов является еще более масштабным. Это свидетельствует только о том, что, как в своё время «Рыцари труда», в новых реалиях конца XX – начала XXI ст. масонство начало себя изживать и ему попросту в условиях современного техноуклада уже находится весьма мало места в обществе. Приток молодежи очень ограничен, в основном масонские ряды состоят из людей среднего и пожилого возраста.

Тем не менее, масонство пытается приспосабливаться (как может) к современным условиям. Так, британская «Гардиан» заметила, что когда смена пола на современном Западе стала чуть ли не обыденным явлением, ритуал приёма у масонов пополнился новой деталью: теперь кандидат на пополнение масонской ложи должен обнажить свою левую грудь, чтобы братья могли удостовериться, что перед ними мужчина, а не женщина или трансвестит; кроме того, кандидаты в масоны в эпоху цифровых технологий могут подавать заявки на приём онлайн[143].

Ещё более наглядно процессы упадка современного масонства демонстрируют следующие графики:

График динамики масонского членства в США с 1924 по 2005 гг.[144]



Аналогичные процессы наблюдаются и за пределами США.

Та же «Гардиан» отмечает, что в современном мире насчитывается около 6 миллионов масонов, и около 200 тыс. из них – в Англии и Уэльсе. Причем за последние 20 лет число членов масонских лож в Англии и Уэльсе сократилось примерно на 150 тыс. И при этом, несмотря на усилия по набору молодых людей, особенно студентов, возраст масонов относится к категории в основном среднего или пожилого, и только 2 % масонов в Англии и Уэльсе моложе 30-ти лет, а более 10 % – старше 80-ти[145].


Итак, братства, ордена рабочих, первые профсоюзы XIX – начала XX вв. заимствовали многие элементы идеологии, ритуалы, обряды, символы, традиции, организационные принципы как из практик, отживавших свой век и уходящих в историю ремесленных гильдий, но и, в не меньшей мере, из набиравших силу и влияние масонских лож, которые, в свою очередь, многое позаимствовали из тех же ремесленных гильдий. И масонство, и профсоюзы оказались таким образом тесно связанными друг с другом, и это имело место как в Европе, так и особенно в Америке.

Важную роль в возникновении профсоюзов (и других организаций «скромных слоев общества») играли парамасонские организации, в частности, «Чудаки». Было немало примеров, когда именно масоны выступали организаторами первых профсоюзов. Все эти профсоюзы имели общие родственные черты – секретный характер своей деятельности, соблюдение масонских ритуалов и атрибутики. В условиях преследований со стороны капиталистов это было довольно эффективное средство для того, чтобы сохранить свое членство, но отнюдь не всегда оно способствовало его увеличению.

Кроме того, следует отметить еще одну важную деталь, на которую обратил внимание Э. Хобсбаум в своем исследовании «Примитивные повстанцы» – масонские общества обеспечивали связь между двумя группами «примитивных повстанцев»: тайными революционными обществами и орденами, с одной стороны, и, с другой – профсоюзами и дружественными обществами, особенно теми, которые произошли от квалифицированных независимых ремесленников[146].

Заметное влияние на развитие профдвижения в США – стране, где масонство оказалось в особом положении – оказали созданные при участии и под влиянием масонов железнодорожные профсоюзные братства (в особенности, Братство железнодорожных машинистов), послужившие затем примером и образцом при появлении других подобных профсоюзов в этом важном сегменте экономики страны.

Особо знаменательным в истории взаимоотношений профсоюзов и масонства стал поучительный опыт возникновения, становления, развития, расцвета и упадка Ордена рыцарей труда.

То, что профлидеры оказывались приглашенными в состав членов масонских организаций, не было со стороны масонства проявлением каких-то особых, специфических целей, кроме одной – это делалось главным образом для повышения общего уровня влияния масонства в социуме.

Таким образом, генетическая связь между ремесленными гильдиями, масонским сообществом и профсоюзами была вполне закономерным результатом особенностей исторического развития этих типов общественных движений. В каждой стране она отличалась своеобразием при том, что имелись и вполне осязаемые общие черты.

Глава II. Профсоюзные лидеры в Совете по международным отношениям

2.1. Появление профлидеров в СМО: время, обстоятельства и причины

В сентябре 1917 г. Президент США Вудро Вильсон в условиях приближающегося окончания Первой мировой войны создал группу «Исследование» («The Inquiry») для подготовки материалов к Версальской мирной конференции (1919 г.). Группа, которой руководил советник президента (он же – «серый кардинал» в администрации В. Вильсона) Эдвард Хаус, состояла из около 150 ученых. Версальская конференция показала, что американцы были довольно слабо подготовлены к участию и принятию решений в международных делах. Это подвигло группу дипломатов, финансистов, генералов и юристов в 1921 г. учредить Совет по международным отношениям (СМО; Council on Foreign Relations), который, объединяя экспертов по государственному управлению, финансам, промышленности, образованию и науке, мог бы проводить исследования, давать рекомендации по различным вопросам международной политики. В первоначальном составе СМО насчитывалось 108 человек[147].

Так появился действующий и поныне мозговой центр внешней политики США.

С сентября 1922 г. СМО начал издавать журнал «Foreign Affairs», который стал основным форумом для обсуждения американской внешней политики и глобальных проблем, охватывающий широкий диапазон вопросов, не только в сфере политики, но и истории, экономики, социологии.

До 1990-х гг. СМО представлял собой довольно закрытую организацию, что давало повод конспирологам для его обвинений в заговоре против мировой цивилизации. «С самого начала деятельность СМО была негласной и конфиденциальной»[148], – пишет П. Гроус. «Совет никогда не принимает участие в вопросах, предназначенных для широкой публики», – заявил в свое время один из чиновников СМО в ранний период деятельности Совета[149]. Впрочем, еще и в середине 1990-х, когда Питер Гроус заканчивал свою книгу, он отмечал, что «обсуждения в Доме Гарольда Пратта (где размещается штаб-квартира СМО в Нью Йорке – Л. Ч.) остаются конфиденциальными» и «большинство заседаний Совета продолжается в традиции конфиденциальных обменов мнениями»[150]. Имеются в виду обсуждения в узком кругу по важнейшим вопросам, по которым должны быть приняты судьбоносные решения.

США в мировых делах до середины 1930 —х гг. придерживались политики самоизоляции, и профсоюзы также отнюдь не проявляли стремления участвовать в международной политике. В то же время и американские политики, и профсоюзные лидеры с интересом наблюдали из-за океана, как ловко и эффективно большевики используют общественно-политические движения, которые благодаря их усилиям приобрели всемирный характер, для продвижения своих целей в мировой политике. Коммунистический интернационал (Коминтерн), Красный интернационал профсоюзов (Профинтерн), Международная рабочая помощь (Межрабпом), Коммунистический интернационал молодежи (КИМ), Международная организация помощи борцам революции (МОПР) и даже Красный Спортинтерн стали фактически подразделениями внешнеполитического ведомства, инструментами внешней политики советского руководства. До некоторого времени дело со стороны американской элиты ограничивалось только наблюдениями.

Ситуация меняется после Второй мировой войны.

Во-первых, большую роль в этом сыграла т. н. «длинная телеграмма» посла США в Москве Дж. Кеннана, отправленная в Госдепартамент 22 февраля 1946 г. и опубликованная в журнале СМО «Foreign Affairs» в июле 1947 г. за подписью «мистер Икс». В этом документе Кеннан предупреждал свое руководство о том, что СССР, выйдя из войны победителем, будет прилагать все усилия для распространения своего влияния в мире любыми приемлемыми для него способами. При этом Кеннан акцентировал особое внимание на том, что Советы для оказания давления на правительства капиталистических стран будут максимально использовать «на неофициальном или подпольном уровне» различные международные организации, важнейшими из которых он назвал «профсоюзные, молодежные и женские». «Особое, почти жизненно важное значение, – отмечал он, – придается в этой связи международному рабочему движению. Москва видит в этом возможность обойти западные правительства в международных делах и создать международное лобби, способное заставить правительства в различных странах принимать меры, отвечающие советским интересам, и парализовать действия, идущие вразрез интересам СССР. В этих странах будут предприниматься усилия, с тем чтобы […] усилить волнения на социальной и производственной почве, стимулировать все формы распада единства»[151]. Американский истеблишмент, хотя и не сразу, внял предостережениям Кеннана. Начали звучать идеи о необходимости привлечения своих профсоюзов к продвижению политики США на внешнеполитической арене.

Во-вторых, «по мере роста профсоюзного движения его лидеры стремились утвердиться как ответственные социальные и политические партнеры. Когда началась Вторая мировая война, они часто принимали решения воздержаться от забастовок во имя военной экономики. Такие шаги иногда оказывались непопулярными для простых рабочих, но они помогли профсоюзным руководителям занять места за столом, где принимались решения»[152].

В это время в США действовали два профсоюзных центра – Американская федерация труда (АФТ) и Конгресс производственных профсоюзов (КПП). АФТ, напомним, возникла еще в 1886 г., и всегда придерживалась консервативно-реформистских взглядов. После Октябрьской революции в России АФТ встала на непоколебимо антикоммунистические позиции. КПП, созданный в 1935 г., из-за довольно сильного влияния в нем коммунистов до конца 1940-х гг. считался в СССР чуть ли не «коммунистическим». В 1946 г. из его рядов усилиями правых профлидеров были исключены 11 профсоюзов, возглавлявшихся коммунистами, а сам КПП перешел на антикоммунистические позиции. В декабре 1955 г. АФТ и КПП объединились, создав единый профцентр под названием Американская федерация труда – Конгресс производственных профсоюзов (АФТ-КПП).

К тому времени, когда Дж. Кеннан составлял свою ставшую знаменитой телеграмму, а У. Черчилль только собирался произнести свою речь в Фултоне, в США уже активно действовала мощная и влиятельная антикоммунистическая сила – руководство профцентра АФТ, политику которого определяли четыре самых влиятельных лидера организации: председатель АФТ Уильям Грин, секретарь-казначей Джордж Мини, вице-председатель и он же председатель Комитета по международным делам АФТ Мэтью Уолл и председатель Межнационального профсоюза дамских портных Давид Дубинский. Все они были «антикоммунистами-интернационалистами»[153], поскольку ставили своей целью не допустить усиления влияния коммунистов не только внутри страны, но и за ее пределами. Особую роль в выработке политики АФТ в международном рабочем движении играл Джей Ловстон, который еще в 1944 г. в разговоре с Дж. Мини высказал мысль о том, что сразу же по окончании войны в Европе Советы будут использовать рабочее движение как средство завоевания позиций, используя их и в подрывной деятельности[154].

Стремление американских правящих кругов вовлечь свои профсоюзы во внешнеполитические дела начало проявляться уже при осуществлении плана Маршалла. В сформированный для разработки плана Маршалла и действовавший на неофициальном уровне комитет были включены два видных деятеля профсоюзного движения США – Джеймс Кэри (от КПП) и Давид Дубинский (от АФТ)[155].

О том, что американское правительство придавало большое значение позиции своих профсоюзов относительно плана Маршалла, свидетельствовал и тот факт, что Дж. Маршалл согласился лично выступить на IX съезде Конгресса производственных профсоюзов в октябре 1947 г. В своем выступлении государственный секретарь заявил, обращаясь к делегатам съезда: «Вам предстоит сыграть важную роль в определении нашей внешней политики и в особенности в том, чтобы сделать ее эффективной». Выступивший сразу после него председатель КПП Филипп Меррей высоко оценил то, что Маршалл лично обратился за поддержкой к КПП в проведении внешней политики США[156].

Член Верховного суда Уильям Дуглас в своем выступлении на X съезде КПП в 1948 г. говорил следующее: «Знание и понимание как американского, так и европейского рабочего движения, являясь самым существенным орудием современной дипломатии, к сожалению, отсутствует в багаже наших официальных дипломатов. Именно в этом отношении американские трудящиеся могут оказать неоценимую услугу, будь то в роли представителей в правительственной делегации либо в качестве наблюдателей за европейскими делами или просто как просветители широких народных масс… Организованные трудящиеся, как провозвестники американского образа жизни, могут сделать ещё больше: они помогут пресечь советскую пропаганду, говорящую, что в демократических странах всего мира война является единственным орудием правительств для достижения максимальной производительности и полной занятости»[157].