banner banner banner
Генштаб. Генеральские игры на картах
Генштаб. Генеральские игры на картах
Оценить:
 Рейтинг: 0

Генштаб. Генеральские игры на картах

Решение этих вопросов в конечном счете должно установить основную часть задания: к борьбе с кем и в каких условиях надо готовиться.

Правильное решение этого основного вопроса представляет, конечно, исключительные трудности. Легко предвидеть, что многие будут склонны приравнять попытку решить их к гаданию на кофейной гуще и будут утверждать, что следует без всяких гаданий просто готовиться к тому, чтобы иметь возможность в нужное время дать для борьбы максимальные силы и средства, на выделение которых способна страна. И до известной степени они будут правы, так как в виде общего правила надо признать, что силы и средства всякого государства всегда значительно меньше того, что нужно для решения его исторических задач в том виде, как оно само их понимает, и потому максимально возможная подготовка к борьбе никогда не может быть признана излишне большой. Обратно, она всегда будет признаваться недостаточной.

Тем не менее этот упрощенным взгляд нельзя не признать просто близоруким. Материальная подготовка к войне всегда идет за счет развития других сторон жизни народа, и прежде всего за счет развития его производительных сил. Весьма обычно такое положение, при котором для государства жизненно необходимо всемерное сокращение масштаба своей военной подготовки, дабы развить спои производительные силы н тем создать необходимую базу для более широкой и прочной военной подготовки в будущем.

Иди, легко себе, представить, что нередко, а может быть и всегда, государство пойдет успешнее и легче но мути достижения своих исторических келен, расчленяя их па этапы, овладение которыми будет более посильным ему и не будет грозить полным истощением сил.

Нередко для государства будет более выгодным ограждать себя от вражеских ударов путем тех или других, иногда очень крупных жертв, чем гарантировать себя от этих ударов такой широкой и большой подготовкой, которая способна удушить его производительные силы. Словом, прямолинейная, упрощенная формула в виде обязательного максимального напряжения военной подготовки во многих случаях может оказаться пагубной для жизни государства, и потому необходимо более сложное, гибкое и жизненное решение этого вопроса. И правильное решение его будет зависеть, с одной стороны, от высоты гения людей, стоящих у высшей власти, а с другой – от того, как будет организовано прохождение этих вопросов, т. е. их постановка, изучение и порядок принятия по ним решений.

Современная война, тем более война классовая, ведется не только армиями борющихся государств, а вовлекает в борьбу все их силы и средства, захватывает все стороны жизни народов. Тем не менее сама борьба, раз дело дошло до открытой войны, т. е. до преодоления силою сопротивления противника, осуществляется вооруженными силами государства. Поэтому следующей конкретной данной общего задания по подготовке страны к войне должно быть установление размера сс вооруженных сил в военное время и их кадров мирного времени, а также состава тех и других по основным видам (сухопутная армия, морской и воздушный флоты).

В основу определения размера (численности и состава) вооруженных сил должны быть положены следующие условия:

1. Политические задачи страны, сс международное положение, т. е. указанное выше решение о том, к борьбе с кем и в каких условиях признано необходимым готовиться.

2. Силы, средства и внутреннее политическое состояние вероятных противников.

3. Характер предстоящей борьбы как следствие из предыдущих двух пунктов.

4. Географическое положение своей страны.

5. Не живые и материальные средства и внутреннее состояние.

Первые четыре условия определят нужные (желательные) размер и состав вооруженных сил, а пятое ограничит их пределами реальной возможности.

Размер и состав кадровых вооруженных сил мирного времени в свою очередь определится следующими условиями:

1. Возможностью здорового развертывания кадрив в вооруженные силы поенного времени установленного размера.

2. Возможностью вести правильное боевое обучение.

3. Возможностью провести через военное обучение все то количество люден, которое нужно для развертывания вооруженных сил при мобилизации и пополнениях их во время войны.

4. Внутренним состоянием страны и

5. Денежными и материальными средствами страны.

И в этом случае первые четыре условия определят нужный размер и состав кадровых вооруженных сил, а пятое ограничит их реальной возможностью.

Но установлением размера вооруженных сил не исчерпываются необходимые основные данные для заданий по подготовке к войне различных отраслей народного хозяйства. Не менее важное значение для этого имеет хотя бы грубое определение продолжительности войны, а также время, к которому должна быть закончена или доведена до известной степени развития подготовка к борьбе. Для определения этих данных снова придется учесть все перечисленные выше условия, политические и материальные, а также чисто военные, базирующиеся не только на глубоком и всестороннем знании военного дела и современных условий ведения войны, а и па учете их непрерывного прогресса.

Только после того, как будут выработаны перечисленные выше основные положения общего задания, возможно составление целесообразных частных конкретных заданий по всем отраслям народной жизни, выполнение которых должно привести страну к готовности к борьбе в целом.

Уже из этого краткого очерка составления общего основного задания по подготовке, казалось бы, ясно, что одна эта, так сказать, вступительная часть подготовки вряд ли под силу тем обычным высшим государственным установлениям, которые без того нормально перегружены своей огромной правительственной работой. Только орган, специально занятый этим делом и обладающий надлежащим аппаратом для изучения и проработки этих вопросов, может справиться с ними с необходимым для дела успехом. Только при наличии такого органа верховная власть в государстве найдет действительно прочную основу для своих окончательных решений.

Это станет еще более ясным после того, как мы рассмотрим частные задачи по отдельным отраслям народной жизни и порядок их выполнения и обнаружим, в какой мере они переплетаются между собою, зависят друг от друга и потому не могут обойтись без постоянного авторитетного и отлично ориентированного объединенного руководства.

К рассмотрению этих частных задач мы теперь и перейдем.

Организация управления

Организация высшего управления в государстве во время войны имеет некоторые существенные особенности, и потому она должна быть заблаговременно продумана, проработана и подготовлена. Импровизация в этом случае крайне вредна, так как недочеты в высшем управлении сказываются па всем аппарате государственного управления, во всю его глубину, а между тем во время войны особенно необходима его отчетливая и бесперебойная работа.

В решительной борьбе участвует вся страна, а не только ее вооруженные силы. Управлять войной в целом, естественно, будет то верховное правительство, которое правит страной и во всех других отношениях, а не высшая военная власть в государстве. Более того, было бы вредным, если бы верховная власть в своем управлении войной руководствовалась соображениями одной военной власти. Обратно, совершенно необходимо, чтобы верховное руководство войной базировалось на широком обобщении всех условий жизни страны. Поэтому верховная власть должна иметь в военное время специальный аппарат вневедомственного характера, способный сосредоточить у себя и прорабатывать весь многосторонний материал, необходимый для прочного обоснования высшего управления войной и страной во время войны. Необходим такой аппарат и для объединения работы всех ведомств, так как успех в решительной борьбе возможен лишь в том случае, если он станет единой, доминирующей над всем целью всей страны и если на достижении этого успеха будут сосредоточены ее объединенные и планомерные усилия. Организация этого аппарата и порядок его работы должны быть разработаны и подготовлены еще в мирное время, дабы он смог начать свою деятельность без всякой задержки, как только она потребуется. Если будет в стране тот аппарат по подготовке к войне, о котором говорилось выше, то он явится естественным кадром или даже почти готовым аппаратом по управлению войной.

Так же необходима заблаговременная подготовка организации высшего командования, в руках которого должна быть сосредоточена полнота оперативной власти н объединено командование всеми вооруженными силами государства.

Военная организация внутри страны во время войны, естественно, останется в руках того аппарата, который ведет это дело в мирное время. Но должно быть вырешено и вылито в конкретные формы взаимоотношение этого аппарата с органами главнокомандования. Интересы войны делают наиболее желательной формой этих взаимоотношений полное подчинение внутреннего аппарата главнокомандованию, так как внутренняя военная организация является готовой базой вооруженных сил и связью их со всей страной, как основной их базой. Работа внутренней военной организации носит в полном смысле служебный характер по отношению к действующим вооруженным силам, и только при подчинении ее главнокомандованию можно быть уверенным. что она наиболее полно ответит запросам армии. Даже при прославленном диктаторстве над всей страной во время мировой войны германского верховного командования оно нередко и не без основания жаловалось на неудовлетворение его требований не подчиненным ему военным министерством н притом в таких случаях, когда фактически это министерство имело возможность выполнить эти требования и ПС выполняло их лишь в силу того, что находилось под влиянием других высших установлений государства, не менее авторитетных, чем главнокомандование.

Но, с другой стороны, подчинение внутренней военной организации главнокомандованию, несомненно, сильно загромоздит работу последнего. Поэтому возможна и другая форма их взаимоотношений, именно: их соподчинение высшей военной власти, как это было в нашей армии во время гражданской войны в лице Революционного Военного Совета. Во всяком случае, так или иначе этот вопрос должен быть вырешен и претворен в ясные, заранее разработанные положения.

Наконец, должны быть продуманы и разработаны и другие органы, обеспечивающие правильные взаимоотношения военного ведомства с теми из гражданских, от которых зависит удовлетворение наиболее важных потребностей армии; примеры необходимости в таких органах дала наша гражданская война, вызвавшая к жизни Чрезвычайную Комиссию по снабжению армии и Главное Управление по снабжению армии продовольствием (Чусоснабарм[2 - Чусоснабарм – чрезвычайный уполномоченный Совета рабочей и крестьянской обороны по снабжению Кр. армии и флота.(Прим. ред.)] и Главснабпродарм).[3 - Главснабпродарм – Главное управление по снабжению продовольствием Красной Армии. (Прим. ред.)]

В равной мере потребуется создание некоторых органов военного времени внутри тех гражданских управлений, которые привлекаются к обслуживанию потребностей войны. Все эти организационные меры должны быть отработаны в мирное время, и мобилизация соответственных органов должна быть подготовлена так же, как мобилизация самой армии.

Внешняя политика

Внешняя и внутренняя политика в условиях классовой борьбы неразделимы, да и вне их, связь между ними весьма тесная. Тем не менее для удобства исследования рассмотрим оба этих фактора в отдельности.

Связь между внешней политикой и войной, тем более классовой, такова, что они просто неотделимы одна от другой как в период подготовки к войне, так и во время самой борьбы. Влияние их друг на друга непрерывно. Отсюда постоянные споры, кто из них и когда должен иметь доминирующее, а кто подчиненное значение, постоянные нарекания, что один другому путает карты или тормозит работу. Не устраняют этих неувязок и попытки теоретических определений, вроде того что воина есть продолжение политики другими средствами, и иные. Да и не могут устранить, пока не будет твердо установлено, что политика и война являются не отдельными, самостоятельными, самодовлеющими факторами, а лишь нераздельными сторонами одного общего дела, и пока ведение этого общего дела не будет реально объединено. Это объединение равно необходимо как в период подготовки к войне, так и во время нее.

Но такое объединение будет здоровым и плодотворным только в том случае, если в основе его будет лежать такое же глубокое понимание обоих этих дел и знание обстановки, в которой развиваются события, какое доступно самим непосредственно ведающим ими органам; а для этого необходимо, чтобы это объединение осуществлялось в аппарате, обладающем соответственными силами и свободном от другой неотложной работы; иначе говоря, н для этого дела необходимо наличие в государстве аппарата, специально ведающего обороной страны в широком смысле слова в мирное и военное время. Попытки обойтись без такого аппарата и объединять политику и оборону в обычных заваленных работой высших правительственных установлениях, без предварительной глубокой проработки в специально для этого существующем органе неизбежно приведут к тому, что решения нередко будут носить случайный, недостаточно обоснованный характер или просто будут ошибочными, вызывая справедливую неудовлетворенность у органов, несущих всю тяжесть ответственности за возложенное на них дело.

Задачи, которые будут возлагаться органом, ведающим подготовкой к войне, па органы, ведающие внешней политикой, выразятся в следующем:

1. Изучение политических условий своего и всех иностранных государств.

2. Участие в выработке того основного задания для подготовки к борьбе, о котором говорилось выше и которое в значительной части базируется на политическом международном положении государства.

3. Создание выгодных для борьбы политических условий; устранение возможности вовлечения государства в невыгодную или не посильную борьбу.

4. Во время войны – облегчение условий, в которых протекает борьба, н использование результатов ее.

Внутреннее политическое состояние

Не меньшее значение, чем внешняя политика, а в условиях классовой борьбы и значительно большее, для обороны государства имеет внутреннее политическое состояние как у себя, так и во всех прочих странах. Чтобы осознать это, достаточно немногих примеров. Достаточно вспомнить, как при невероятно тяжелых политических условиях, при сплошном остро враждебном окружении буржуазными государствами, Советская республика отстояла свое существование. Настроение широких масс в буржуазных государствах не позволило их правительствам, несмотря на то, что они, несомненно, отчетливо сознавали ту опасность, которой грозит их существованию нарождение могущественного социалистического государства, поднять на него руку. Те же разрозненные попытки, которые смогли сделать эти правительства за свой страх, без опоры на свои массы, путем поддержки контрреволюционеров в нашей внутренней борьбе, разбились о революционный энтузиазм масс советской республики.

Не меньшую роль сыграли в мировой войне изменения мировоззрения и настроения широких масс в Германии и т. п.

Влияние на войну внутреннего состояния народов так велико, что оно может предопределить самый характер борьбы. Оно может обратить ее и в обычный для недавнего прошлого вид империалистической и национальной войны, и в чисто внутреннюю революционную борьбу, в которой участие внешнего государства сведется к поддержке той или другой стороны, и в промежуточные между этими крайними случаями виды, с преобладанием одного или другого из них.

По внутреннее состояние государства, настроение его широких масс, воплощают собою политическую идеологию страны, т. е. существо ее жизни, ее историческую задачу на путях развития жизни человечества. Поэтому оно, естественно, не может быть поставлено в подчиненное, служебное положение ни по отношению никакой другой стороны жизни народа н, в частности, задачам ее обороны. Обратно, оно само должно быть руководящим началом для всего остального. Кто не осознает этого, тот будет наказан бесплодием в своих начинаниях, какие бы титанические усилия в них не вкладывались. Ярким примером этому может послужить германское верховное командование и последнюю войну. Его борьба с пробудившимися в народе стремлениями к новым идеалам социального устройства человеческой жизни производит жалкое впечатление Родившееся движение развивалось, росло, почти не ощущая этого жалкого сопротивления и смело самих его авторов, которые оказались неспособными ни тогда, ни позже осмыслить существа развертывающихся событий.

Но если нельзя эту сторону народной жизни ставить в подчиненное, зависимое положение от задач обороны, то это нисколько не уменьшает повелительной необходимости и возможности установления между ними теснейшей связи. Политическая идеология народов никогда не находится в состоянии покоя. Она всегда в движении, во внутренней борьбе. Соотношение сил в этой борьбе в разное время различно, различны во времени и прочие условия борьбы. Необходим строжайший учет этих условий, необходимо и возможно влияние на соотношение борющихся сил. Иначе говоря, необходимо и возможно вовлечение и этого фактора в широкую подготовку обороны страны, которая выразится в следующем:

1. В изучении и учете внутреннего политического состояния своей и всех прочих стран.

2. В принятии мер к развитию полезных для обороны течений и к ослаблению или уничтожению вредных.