Книга Радости и трудности воспитания. Размышления и советы психолога - читать онлайн бесплатно, автор Светлана Георгиевна Шуман. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Радости и трудности воспитания. Размышления и советы психолога
Радости и трудности воспитания. Размышления и советы психолога
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Радости и трудности воспитания. Размышления и советы психолога

Не достигая удовлетворения своих потребностей, люди злятся, начинают конфликтовать, делать «другому» на зло, начинают искать способы заставить «другого» реализовать их цели, что способствует возникновению отрицательных знаний и отрицательной энергии. Это, в свою очередь, приводит к расстройству нервной системы всех людей, к их заболеванию.

Если рассматривать взаимодействие, как процесс взаимного удовлетворения целей, то, понятно, что каждая из взаимодействующих сторон проходит тот путь, который мы описали выше. У каждой из сторон должны возникнуть относительно другой стороны цели, каждая из сторон в качестве ведущих должна принимать цели «другого», каждая из сторон должна стать средством удовлетворения потребностей и реализации целей «другой» стороны. Только в этом случае, взаимодействие, как для одной, так и для другой стороны, будет успешным. В реальной жизни, люди, не понимая механизма взаимодействия, очень часто не учитывают специфику «других», с которыми они вступают во взаимодействие. И не достигают успеха, то есть, не реализуют свои цели. Конечно, причины своего неуспеха ищут в «других». На самом же деле, как мы показали выше, люди должны соблюдать правила взаимодействия. Только это и может обеспечить успех, радость, положительные эмоции, развитие, созидание, творчество и т. п., то есть истинную жизнь человеку.

Чтобы общество и люди стали более совершенными, необходимо научить каждого умению взаимодействовать. Эту цель должны ставить школа, вуз, семья. Но, для этого необходимо учителям, преподавателям, родителям дать знания о сущности взаимодействия и самих их научить взаимодействовать с «другими». Надо обучать всех людей средствам реализации целей. Надо обучать людей ставить (формулировать, осознавать) цели, подбирать адекватные средства, учить овладевать средствами, учить создавать новые средства (тем самым, создавая новые цели) – проявлять творчество (учить быть творческим, созидателем).

Из всего вышеизложенного ясно, что сформировать личность – это и значит научить человека правильно взаимодействовать с «другими». Научить его ставить цели, адекватные целям «других», научить его изучать «других», подбирать средства наилучшего удовлетворения потребностей «других». Взаимодействие и есть механизм Жизни, механизм развития человека, как формы Жизни, механизм человеческой жизни. Поэтому, научившись взаимодействовать, человек научится самостоятельно жить.

К вопросу о процессе развития школьника

Как мы уже не раз отмечали, главная цель, которую должны ставить родители и учителя, другие воспитатели – это научить ребёнка быть самостоятельным.

Что значит «быть самостоятельным» – это значит иметь знания о Жизни, человеке, смысле человеческой жизни, это значит – уметь взаимодействовать с различными формами Жизни.

В идеале, если школьник обладает всеми вышеперечисленными особенностями, можно быть спокойным за его дальнейшую жизнь – он её сможет прожить счастливо. Однако, в реальности, всё обстоит далеко не идеально.

Как мы уже отмечали, если родители подготовили ребёнка к обучению в школе, то, тогда, учитель может реализовать цель, которая перед ним стоит: дать ребёнку знания о человеке, Жизни, человеческой жизни.

Если ребёнок готов к обучению в школе, он принимает цели, поставленные учителем. Они становятся его целями, и он ищет пути (и принимает всё, что ему предлагает учитель) их реализации. Реально, на практике, не все дети, которые начинают ходить в школу, готовы к принятию целей учителя. В этом случае, ожидать, что ребёнок будет успешно учиться, не приходится.

Обучение ребёнка на втором этапе жизни, в начальной школе – это процесс, который длится четыре года. За это время учитель должен подвести учеников к умению самостоятельно приобретать информацию.

На втором этапе жизни, учителя должны научить каждого ребёнка заучивать материал, запоминать, воспроизводить изученный материал, научить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, вычленять ведущие признаки предметов. Давая учащимся информацию о различных формах Жизни, учителя должны обучать их умению взаимодействовать с этими формами Жизни.

Часто, ученика, не умеющего воспринимать, запоминать – безвольного, рассеянного, невнимательного – переводят в пятый класс, на следующий этап его жизни. В этом случае, школьник не готов к обучению на этом этапе жизни. А, не обучившись жить на предыдущем этапе, ученик не может достигать успеха в жизни на следующем этапе.

Как мы уже отмечали, к пятому классу ученик должен быть готов учиться на этапе, где его будут учить самостоятельно приобретать информацию. Учителя должны научить ученика работать не только с учебником, из которого он должен уметь вычерпать необходимую информацию, но и со справочными материалами, с энциклопедиями, с другой литературой, которую он должен уметь «обрабатывать».

Если ребёнок не умеет наблюдать, видеть, запоминать, слышать, повторять, воспринимать идущую из разных источников информацию (то есть, по сути дела, не умеет взаимодействовать с различными формами Жизни на самом элементарном уровне), не умеет приобретать готовые знания, то он не сможет успешно овладеть целями третьего этапа своей жизни.

Известный факт: встречается достаточно много учащихся, которые, перейдя на обучение в среднюю школу, начинают учиться значительно хуже, чем они учились в начальной школе. И это – закономерно, если их не «провели» по первому и второму этапам процесса обучения. При этом, от года к году, интерес к обучению у таких учащихся падает, часто они становятся «трудными». «Трудными» некоторые учащиеся становятся именно на начальном этапе третьего этапа жизни (обучения), то есть, в пятом классе. И причины такого положения необходимо искать у истоков формирования личности – в семье, где ребёнка не обучали умению быть и жить самостоятельно. Как мы уже говорили, мало того, ребёнка, проявляющего стремление к самостоятельности, многие родители наказывают, отбивая у ребёнка желание проявлять самостоятельность.

Мы часто ищем причины, которые способствовали началу деградации, распада ребёнка, как личности. Если рассматривать ребёнка, как процесс формирования самостоятельности, который начинается в семье, то, станет ясно, что именно в семье, где ребёнка не научили элементарно заботиться о «других» (главным образом – о себе) и не подготовили к обучению в школе, и начинается процесс деградации, как личности. Продолжается этот процесс в начальной школе, в средних классах и от года к году усугубляется.

Не обязательно в своей деградации ребёнок доходит до такой степени, когда он становится «трудным» для других людей, с которыми вступает во взаимодействие. Но, в любом случае, ребёнок, которого не обучили умению приносить пользу «другим», который ориентирован в жизни на удовлетворение своих биологических и других материальных потребностей, деградирует, как личность, и в любой момент может начать использовать средства, по которым его зачислят в разряд людей с отклоняющимся поведением.

Развиваться и стремиться к приобретению знаний может только тот человек, который понимает и принимает цель Жизни: быть полезным различным формам Жизни, всей Жизни, в целом.

Третий этап обучения (и жизни) школьника тоже осуществляется, как процесс его взаимодействия с родителями, другими учениками, учителями, различными формами Жизни.

Диапазон видов взаимодействия на этом этапе у школьника значительно шире, нежели на предыдущих этапах.

На этом этапе жизни учащихся, и родители, и учителя должны ставить цели: вывести учеников на осознание смысла приобретения ими знаний из разных областей человеческой жизни; дать им готовые знания о взаимодействии с этими формами Жизни; научить учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для осуществления разных видов взаимодействия; научить применять эти знания в разных видах взаимодействия; научить учащихся самостоятельно создавать новые знания, необходимые для успешного осуществления конкретных видов взаимодействия; научить отдавать эти знания «другим».

Всё, что должны делать школа и родители на третьем этапе жизни школьника – эта информация, к сожаления, не всегда ими осознана. Поэтому, и родители, и школа, продолжают допускать ошибки во взаимодействии с учащимися, что продолжает усугублять вступление школьников в счастливую жизнь.

К тому же, как мы уже не раз отмечали: чтобы формировать счастливым «другого», сами воспитатели должны быть счастливы. В реальной жизни это не всегда так.

Известно, что у многих людей не реализуются в полной мере материальные потребности. Видя, как зажиточно рядом с ними живут другие люди, многие мучаются от осознания своего бедственного положения. И, вместо того, чтобы перестать себя сравнивать с «другими», люди начинают злиться, завидовать, ненавидеть «других». Безусловно, у таких людей развивается невроз, безусловно, такие люди не могут научить своих детей жить счастливой жизнью. Нередко, такими же «несчастными» себя чувствуют и учителя. В нашей стране нередки случаи, когда учителя должны «подрабатывать» себе на жизнь другими видами деятельности. И это – вместо того, чтобы постоянно самосовершенствоваться, развиваться, приобретать новую информацию.

Семейное воспитание

Развитость самостоятельности, как качества личности, как мы уже отмечали, является критерием оценки готовности школьника ко взрослой, самостоятельной жизни. Это – тоже процесс. Если ученик совершенно не готов к проявлению самостоятельности, можно сказать, что он не сможет успешно вступить во взрослую жизнь. Ему не ясны цели жизни, он не осознаёт, для чего ему необходимо учиться, возможно, что он и не хочет, вообще, учиться. Как мы уже отмечали, если у школьника в качестве смысла жизни сформирована потребность иметь материальное лично для себя, он и не будет утруждать себя приобретением знаний в школе, а, тем более, изучением дополнительных источников знаний.

Степень осознания себя, как формы Жизни, как неделимой целостности с «другими», и есть критерий сформированности потребности и умения самостоятельно приобретать знания. Чем с большим количеством других форм Жизни школьник вступает во взаимодействие, тем больше знаний ему требуется. В этом случае, он будет изучать дополнительную литературу, читать художественную литературу, изучать журналы, специальную литературу.

Мы провели анкетирование среди учеников пятых классов. В исследовании приняли участие 60 человек. Были заданы вопросы: хочешь ли ты учиться; для чего нужно учиться; для чего нужны знания; если тебе не хватает знаний, что ты делаешь?

Основная масса учеников на первый вопрос ответила утвердительно. Не хотят учиться (и это – «дойдя» до пятого класса!) два ученика. Шесть учащихся отметили, что им неинтересно, скучно учиться, десять учащихся написали, что им учиться не очень хочется, двое отметили, что они учатся, потому что, здесь учатся их друзья. Таким образом, почти треть учащихся не осознает необходимость обязательного обучения. То есть, дойдя до пятого класса, эти учащиеся не приобрели интереса к обучению. Можно утверждать, что это – как раз те учащиеся, которых родители не подготовили к обучению в школе. С такими учащимися нелегко приходится учителям. И чем старше становится ребёнок, которому неинтересно учиться, тем более он деградирует, как личность.

На вопросы «Для чего нужно учиться?», «Для чего нужны знания?», почти половина учеников ответила: «Чтобы быть умным». Шестнадцать учеников ответили: «Чтобы поступить в Университет, получить высшее образование». Были и такие ответы: «чтобы в жизни всё было легче», «чтобы что-то получилось в жизни», «пригодится в жизни», «для будущего», «чтобы хорошо жить в будущем», «чтобы мама хвалила», чтобы уметь думать», «чтобы уметь выкрутиться из любой ситуации», «чтобы была хорошая речь», «чтобы отправиться в другой город», «чтобы уметь что-то объяснить». В ответах на этот вопрос обращает на себя внимание тот факт, что дети хотят «устроиться на

хорошую работу». Таких детей – семнадцать, и только один среди всех ответил: «чтобы хорошо работать». Еще были ответы: «чтобы создать свою фирму», «чтобы стать директором», «чтобы быть богатым», «чтобы не стать дворником», «чтобы тебя не выгнали с работы».

Ясно, что родители ориентируют своих детей на «хорошую» жизнь, которую понимают, как «иметь много денег, иметь хорошую работу, занимать ведущий пост на предприятии, на фирме».

Необходимо заметить, что все дети связывают обучение в школе и приобретение знаний с необходимостью удовлетворять свои личные потребности. Не было среди анкет ни одной, в которой ребёнок отметил бы, что ему необходимы знания, чтобы приносить как можно больше пользы «другим». Эти ответы подтверждают, что детей в наше время родители ориентируют на эгоизм. И, понятны опасения классного руководителя, что дети думают только об удовлетворении своих личных потребностей. Только вот, кто будет развивать общество, кто будет создавать, чтобы отдавать «другим», если каждый ребёнок мечтает лично «хорошо устроиться в жизни, на работе». Не развиваться, чтобы создавать наилучшие условия жизни всем людям, всему человечеству, а учиться, чтобы быть умным (то есть, не хуже, а, даже, лучше «других»), чтобы «устроиться на высокооплачиваемую работу».

Безусловно, не одни только родители ориентируют детей на приобретение благ лично для себя. К сожалению, общество потребителей формирует та идеология, которая в настоящее время господствует а обществе. В школе, в обществе, в целом, отсутствует идея развития личности – во благо всей Жизни на земле. Во времена построения социализма, идея развития личности имела место в стране (в СССР), но, развиваться личность должна была, чтобы приносить благо обществу, в котором она живёт. То есть, люди государства были замкнуты сами на себе. В этом и состояла трагедия, которая привела к распаду общества. Человек должен быть ориентирован на поддержание, созидание, развитие всей Жизни, в целом. Именно различные формы Жизни и создают условия для развития, для жизни каждому человеку. Но, чтобы они выступали, как средства реализации целей людей, все люди должны заботиться, создавать условия для Жизни, для развития всем формам Жизни (земле, солнцу, воде, животным, растениям, лесам и т.д. ). Отсутствие у людей духовности, как проявления заботы о «других», приводит к деградации людей, всего общества, человечества, в целом.

На вопрос: «Если тебе не хватает знаний, что ты делаешь?», пятиклассники ответили: «обращаюсь к родителям, к папе, к маме» – шестнадцать человек, «лезу» в Интернет» – десять человек, «звоню подруге, другу» – десять человек, «переспрашиваю у учителя» – семь человек, «разбираюсь сама, читаю книги, учу правила, хожу на дополнительные занятия» – двенадцать человек. «Знаний мне хватает» – так ответили пять учеников.

Анализ ответов школьников позволяет сделать вывод, что значительная часть пятиклассников «дружит» с родителями, делится с ними своими учебными проблемами. Много учащихся, которые понимают, что обучение – это их дело, поэтому, самостоятельно пытаются восполнить пробелы в знаниях – либо общаются с Интернетом, либо сами, без чьей-либо помощи, пытаются приобрести недостающие знания. Незначительная часть учащихся решается обратиться за помощью к учителям.

Мы изучали семьи отдельных школьников – пятиклассников, получали информацию о том, кто они – родители этих школьников, как взаимодействуют между собой, как супруги, какие методы взаимодействия используют в общении со своими детьми, и, конкретно, с учениками пятого класса. Одновременно с этим исследованием, мы изучали самих пятиклассников – определяли их личностные характеристики, уровень их развитости, как личность.

В процессе проведённого исследования нам удалось выявить некоторые проблемы, которые существуют почти у всех родителей во взаимодействии со своими детьми.

Первая проблема – это отсутствие у многих родителей (особенно, у отцов) чувства ответственности и долга перед своими детьми.

Мы уже говорили о том, что многие люди не готовятся к роли родителей. Тогда, они и не имеют информации о том, что такое семья, кто он – родитель, каковы цели, которые обязаны реализовать родители, давая жизнь новому существу и, готовя своего ребёнка к жизни. Без знаний о том, что такое «личность» и как осуществлять процесс формирования личности, у родителей и не будет сформирована ответственность. В силу этого, многие родители считают своей главной функцией снабжение ребёнка едой, одеждой, игрушками. По мере взросления ребёнка, требуется больше денег, чтобы удовлетворять растущие материальные потребности ребёнка. Тогда, перед родителями именно эта цель и стоит: добыть как можно больше денег. В этом случае, понятно, что у родителей остаётся всё меньше времени для общения и истинного воспитания своего ребёнка. При таком положения, понятно, что родители совершенно не знают своего ребёнка и их взаимодействие с ним «завязано», в основном, на удовлетворении материальных потребностей ребёнка. В наше время в роли ребёнка по отношению к родителям может оставаться человек, достигший тридцатилетнего и, даже более старшего, возраста. Ребёнок привык брать, а родители «привыкли» отдавать.

Быть ответственным за судьбу своего ребёнка – это значит, подготовить его к самостоятельной жизни, то есть, дать ему максимум знаний о человеческой жизни, о различных «других», с которыми ребёнок может встретиться в своей жизни, научить взаимодействовать, как можно с большим количеством, различных форм Жизни, научить ребёнка заботиться о «других», научить выполнять дела, направленные на удовлетворение потребностей «других». И – главное, сформировать в качестве смысла жизни – заботу о «других». Только при этих условиях будут созданы условия, обеспечивающие развитие ребёнка, как личности, как творческого, талантливого, гениального. Только при этих условиях будет обеспечен максимум счастья, которое может испытать ребёнок в жизни.

Вторая проблема, которая характерна для многих семей – понимание «воспитания», как процесса подавления, запретов, «строгости». Почему-то, родители считают, что их главная задача – сделать так, чтобы дети их «боялись», им «подчинялись», слушались их во всём, не проявляли самостоятельности в суждениях, действиях, поступках. Взрослые, при этом, проявляют власть над детьми, которая предполагает неуважение, подавление, унижение. Стоит ли удивляться, когда и дети используют такие же средства во взаимодействии с «другими» – бьют более слабых, издеваются над ними, надсмехаются. Для детей, при этом – главное – унизить «другого», чтобы возвыситься над ним. Это поведение – точное копирование средств, которые по отношению к ним используют родители. Чтобы возвыситься, как считают дети, они должны обладать силой – физической, или – иметь деньги, другие материальные ценности, чтобы иметь возможность «подкупить» «других», взять их в «сотоварищи», чтобы уничтожить кого-то. И находят среди других детей таких, которые «падки» на материальные блага. Как правило, средства унижения используют дети недостаточно интеллектуально развитые, проигрывающие рядом с другими детьми, которые выгодно отличаются от них уровнем развития интеллекта. Ум не прощают человеку даже среди взрослых. Умному человеку завидуют и, объединяясь с «другими», недостаточно интеллектуально развитыми людьми, начинают «травить» умного, изгонять из своей среды.

Как дети знакомятся со средствами подавления, неуважения, унижения? Вступая во взаимодействие со своими родителями. Родители на них кричат, оскорбляют их, бьют, наказывают, лишая материальных благ, сравнивая их с другими детьми, унижают, называя «дебилами», «идиотами», «кретинами», «дураками». Такое же отношение к другим детям проявляют дети таких родителей. Если ребёнок бьёт более слабых, значит, и его бьют дома.

Родитель – это руководитель, ответственный за развитие своего ребёнка и за всю его последующую жизнь. Поэтому, он не имеет права развивать у ребёнка злость, ненависть к «другим». Ребёнок воспринимает родителей, как «других», которые приносят ему отрицательные эмоции, расстраивают нервную систему. При этом, безусловно, у детей развивается невроз. И формируется негативное, злобное отношение ко всем «другим». У ребёнка зреет мысль: скорее бы вырасти, стать сильным, чтобы унижать, уничтожать «других». У родителей, которые унижают своих детей, формируется отрицательное отношение, прежде всего, к своим родителям. Родители, унижая детей, предполагают вызвать у них страх, стремление подчиняться более сильным. Но, нередко, вызывают у детей ненависть, иногда – безразличие к своим родителям, формируют у детей, в принципе, «бездушие», чёрствость к «другим». Нам нередко приходится встречаться с детьми, которые, в принципе, ко всем – людям, животным, растениям, к зданиям, различным постройкам проявляют агрессию, ненависть. Уничтожая кого-то или что-то, они радуются своей «победе».

Если понимать, что родители обязаны научить своих детей любви, то надо предложить родителям, которые родили живое существо, любить его, показывая пример отношения к различным формам Жизни.

«Властвуя» над ребёнком, родители способствуют формированию деспота, самодура, ненавистника – несчастного человека, который сам себя уничтожает, проявляя негативные чувства к «другим».

Власть над ребёнком, нередко, «выливается» во власть, которую ребёнок проявляет по отношению не только к другим детям, людям, животным, но и по отношению к своим родителям. Ребёнок становится анархистом – не подчиняется никому, не признаёт никаких запретов, правил, условностей. Усваивает средства, с помощью которых можно управлять своими родителями: крики, истерика, обморок. И пока не будут выполнены требования ребёнка (а это, как правила, требования материального), ребёнок будет продолжать шантажировать родителей.

Развивая у ребёнка, в качестве ведущих, материальные потребности, родители делают ребёнка, поистине, несчастным, способствуют развитию у ребёнка зависти, ненависти к «другим».

В своё время В.А. Сухомлинский писал, что «думать только о себе, о своём благе – это значит быть развращённой скотиной». Конечно, это сказано очень резко. Мы бы сказали, что человек, который печётся только о своём благе – глубоко несчастный человек. И, обоснование этому выводу одно: не умея взаимодействовать с «другими», человек никогда не добьётся реализации своих личных целей, то есть, никогда не будет иметь то, что рассматривает в качестве блага для себя. Человек, который не достигает реализации своих целей, должен винить только себя, и должен искать причины этого в средствах, с помощью которых взаимодействует с «другими».

Следующая проблема, которую надо было бы обозначить – это несправедливое отношение родителей к детям. В основе справедливости лежит чувство равенства всех форм Жизни. Человек, который понимает, что Жизнь – это неделимая целостность всех, вместе взятых, форм Жизни, каждая из которых – материально-энергетически-информационная сущность, не будет относиться несправедливо к какой-то форме Жизни. Он, тем самым, относится несправедливо сам к себе. Ведь, «другой» – его часть, неделимая с ним целостность. Что значит «отнестись к кому-то несправедливо»? Это значит – обделить «другого», отобрать у него, уничтожить что-то, что принадлежит «другому» (а, на самом деле, в том числе, и самому человеку, который уничтожает). Кто-то может проявлять несправедливость к «другому» только в том случае, если рассматривает «другого», как отдельную, независимую от себя сущность. Тогда, именно это отношение, и вызывает у человека желание унизить «другого», «поставить его на место». Несправедливыми по отношению к учащимся бывают, нередко, и учителя. Именно потому, что не воспринимают учащихся, как самих себя, и не могут поставить себя на их место, «влезть в их шкуру».

Трудно ли человеку быть справедливым? Очень легко, если не «счёты сводить» с «другим», а понять, что, делая больно «другому», наносишь, тем самым, рану самому себе. И болеть будет именно у тебя. Не хочешь боли – не причиняй вреда, не унижай, не уничтожай «другого». Быть справедливым – это значит быть любовью. А любовь – это забота о «других», это – благо «для «другого».

Рядом со словом «справедливый» употребляют слова «нравственность» и «мораль». Этими словами обозначают отношение человека к «другим» – как он воспринимает «других», какие средства использует во взаимодействии с «другим». Быть нравственным – это значит, относиться к «другим», как к самому себе, это значит, быть «справедливым» к «другим». Когда употребляют понятие «мораль», то, надо понимать, что говорят об отношении человека к «другим». Мораль «своя рубашка ближе к телу» – безнравственна, потому что, в итоге, она приведёт человека к несчастью, к неуспеху, к отрицательным эмоциям. Точно так, как и «моя хата – с краю».

Следующая проблема, которая имеет место в семейном воспитании – это любовь к своему ребёнку. Любить своего ребёнка родители должны. Но, прежде, надо понять, что такое родительская любовь. Мы уже говорили о том, что родитель – это человек, который берёт на себя ответственность за развитие своего ребёнка, за подготовку ребёнка к жизни. Если принять идею целостности человека со всеми другими формами жизни, которые помогают человеку удовлетворять все его потребности и реализовать все цели, то родители и должны научить своего ребёнка умению общаться с «другими». Тогда, любовь родителей к ребёнку и будет заключаться в том, чтобы дать ребёнку знания о различных формах Жизни (что такое солнце, небо, космос, растения, животные, машины, мебель, бытовые приборы), и научить ребёнка взаимодействовать с ними. Любить ребёнка и означает подготовить его к жизни, научить удовлетворять различные цели «других» (в том числе, и других людей). Многие родители формируют у ребёнка ложное представление о любви. Ребёнок усваивает, что если его любят, то, должны дарить ему подарки, покупать сладости, а когда он подрастает, то, покупки должны стать более «весомыми» – мобильный телефон, «фирменная» одежда, ноутбук, компьютер, дорогие часы, машина. Формируя у ребёнка потребность в приобретении материальных ценностей, родители сами себя делают несчастными: ребёнок, не умея трудиться, взаимодействовать, выполнять дела на пользу «другим», остаётся их «нахлебником» на всю жизнь. Можно сказать, что такой человек не проживает свою жизнь. Он не может познать всю прелесть истинной жизни и не может стать счастливым. И виноваты в этом – родители, которые, думая, что отдают ребёнку «любовь», на самом деле – калечат его.