banner banner banner
Прагматика сотрудничества
Прагматика сотрудничества
Оценить:
 Рейтинг: 0

Прагматика сотрудничества


Справедливости ради следует отметить, что несмотря на математическую форму представленной зависимости, нужно относиться к приведенной формуле лишь как к метафоре и не более того.

Критерии эффективного сотрудничества

Нет ничего легче, чем быть занятым, и нет ничего труднее, чем быть результативным.

    Ален Маккензи

Сотрудничество может быть более или менее эффективным. Индивидуальный опыт взаимодействия с другими людьми в совместных проектах, мероприятиях, совещаниях говорит нам о том, что, даже начинаясь с «благих намерений» и при всеобщем желании вместе достичь цели, нередко совместная деятельность заканчивается безрезультатно, а порой, ко всеобщему сожалению, приводит к конфликту, разрыву отношений и прекращению взаимодействия. Поэтому с практической точки зрения, как уже упоминалось, имеет смысл говорить не о сотрудничестве вообще, а об эффективном сотрудничестве.

Что же такое эффективное сотрудничество? Как узнать, является ли наше сотрудничество эффективным? Как оценить степень его эффективности? Ответы на эти вопросы важны и для понимания того, что представляет собой наше взаимодействие с другими, и для повышения эффективности совместной работы. Определив, по каким критериям можно оценить эффективность сотрудничества, мы можем скорректировать свое взаимодействие с партнерами и целенаправленно управлять им для достижения лучшего результата.

Сотрудничество направлено на достижение некоторой общей цели. В ситуации сотрудничества мы действуем совместно, решая некоторые задачи для того, чтобы эту цель реализовать. Решение этих задач происходит в процессе коммуникации между участниками. В результате этой коммуникации и совместных действий между ними формируются некоторые отношения и решаются некоторые задачи.

То, насколько мы достигли наших целей и решили поставленные задачи, определяет эффективность нашего сотрудничества. Сотрудничество эффективно, когда его участники получили тот результат, к которому стремились, решили ту задачу, которую ставили, достигли совместной цели. Эффективность, в первую очередь, можно оценить тем, достигнута ли цель. Один из критериев эффективности сотрудничества – это результат – достижение совместной цели его участниками.

При этом успешность сотрудничества определяется эффективностью действий по достижению цели или решению стоящих задач, то есть тем, насколько скоординировано и согласованно участники взаимодействовали в процессе достижения этой цели. В свою очередь, эффективность процесса достижения цели приводит к тому, что сокращается время ее достижения. Поэтому время – второй критерий эффективности сотрудничества как критерий согласованности действий.

Типичный пример – ситуация совещания, знакомая каждому менеджеру. Можно «просовещаться» несколько часов и в конце концов принять какое-либо решение, а можно добиться того же самого гораздо быстрее за счет организованного взаимодействия и коммуникации. Время совещания – один из показателей его эффективности. Точно так же, как и результат совещания.

Итак, объективными критериями эффективности сотрудничества являются:

1) результат (достижение совместной цели);

2) время, затраченное на достижение этой цели (согласованность действий).

Эти критерии можно оценить (измерить) вполне объективно.

Как мы уже говорили, в процесс совместного достижения цели «вплетен» процесс коммуникации, благодаря которому устанавливается взаимопонимание и формируются отношения между участниками.

Если говорить об эффективности коммуникации и формирования отношений в процессе сотрудничества, то мы переходим к субъективным критериям. К таким критериям, которые мы не можем непосредственно наблюдать, а можем оценить только по субъективным впечатлениям самих участников. Правда, от этого они не становятся менее важными.

Для эффективного сотрудничества требуется не только организация действий по достижению цели, но и достижение взаимопонимания между участниками, происходящее в процессе коммуникации. Действуя совместно на стадии постановки общей цели и, тем более, на этапах ее реализации, участники сотрудничества постоянно обмениваются информацией, причем не только рабочей, но и личной. От эффективности этого обмена, от согласованности информации во многом зависит и эффективность всей совместной работы. Участники должны уметь воспринимать эту информацию без искажений, понимать друг друга, рассматривать и обсуждать аргументы сторон, убеждать и договариваться. Чем меньше недопонимания и искажения информации, чем лучше протекает процесс согласования, тем меньше времени тратится на достижение цели и тем более качественный результат достигается. Поэтому первый субъективный критерий эффективности сотрудничества – взаимопонимание между его участниками, достигаемое в процессе согласования информации. Взаимопонимание в широком смысле, включающее понимание друг друга и готовность принимать точки зрения и аргументы нейтрально, исходя из целей взаимодействия, включающее понимание личности партнера, его мотивов и ценностей.

В процессе коммуникации достигается не только взаимопонимание, формируются еще и отношения между участниками, выражающиеся в уважении и доверии. Как уже говорилось, хорошие отношения между партнерами не менее важны для эффективного сотрудничества, чем организация совместной работы или установление взаимопонимания. Эффективная совместная работа улучшает отношения, но и хорошие отношения повышают эффективность действий по достижению цели, как, впрочем, и сам процесс согласования общей цели. Чем лучше становятся отношения в процессе совместной работы, тем эффективнее она протекает. Если в результате сотрудничества отношения между партнерами улучшились или, по крайней мере, остались такими же хорошими, как и были, значит, оно было эффективным. Если отношения ухудшились, то взаимодействие было не очень эффективным. Мы можем говорить об эффективном сотрудничестве в том случае, когда между участниками формируются долговременные отношения и доверие, способствующие будущему партнерству для решения новых проблем, достижения новых целей. Поэтому одним из субъективных критериев эффективного сотрудничества являются отношения, выражающиеся в доверии и желании продолжать работать вместе в будущем.

Таким образом, к субъективным критериям эффективности относятся:

3) взаимопонимание между партнерами (согласованность информации);

4) доверие (согласованность отношений между партнерами).

Суммируя, мы можем сформулировать четыре критерия эффективности сотрудничества, охватывающие все его аспекты:

1. Результат (достижение совместной цели сотрудничества).

2. Время достижения цели (согласованность действий).

3. Взаимопонимание между партнерами (согласованность информации).

4. Доверие (отношения между партнерами).

Если вернуться к структуре процесса сотрудничества, то мы увидим, что каждому процессу в структуре сотрудничества соответствует свой критерий эффективности.

Исходя из сформулированных критериев, становится понятно, что для эффективного сотрудничества необходимо организовать четыре процесса:

1) процесс постановки совместной цели – процесс целеполагания;

2) процесс достижения совместной цели – процесс координации действий;

3) процесс обмена информацией – процесс установления взаимопонимания;

4) процесс формирования отношений – процесс формирования доверия.

После того как мы определили понятие сотрудничества, описали его структуру и критерии эффективности, можно приступить к обсуждению технологий, позволяющих управлять межличностным сотрудничеством и повышать его эффективность по каждому из четырех критериев и в каждом из четырех перечисленных процессов.

Рис. 1.3. Критерии эффективного сотрудничества

Глава 2. Содержательные технологии сотрудничества: управление процессом совместного решения задачи

Задачи не реализуются сами, их нужно реализовать.

    Вильгельм Виндельбанд

Даже маленькая практика стоит большой теории.

    Закон Букера

Что важнее для возникновения сотрудничества между людьми: хорошие отношения или содержательная деятельность по достижению общей цели? Возможно, этот вопрос так же теоретичен и не допускает однозначного ответа, как и вопрос о том, что первично – курица или яйцо. Но ряд наблюдений и психологических исследований могут, хотя бы частично, пролить свет на взаимодействие двух факторов сотрудничества – цели совместной деятельности и отношений между сотрудничающими людьми.

Само понятие сотрудничества, как уже говорилось, подразумевает совместную деятельность в некоторой области. Просто «хорошие отношения» еще не означают сотрудничества. Наш жизненный опыт говорит, что хорошие отношения иногда начинают «портиться», как только люди начинают что-то делать вместе. Возникают разногласия по поводу понимания ситуации, конфронтация из-за различных подходов и способов достижения общей цели, конфликты вследствие различия интересов партнеров, которые вначале были не столь заметны, и так далее. Возникшие разногласия и противоречия при неэффективной коммуникации и неумении эффективно взаимодействовать приводят к ухудшению отношений. Ухудшение отношений, в свою очередь, ведет к дальнейшему ухудшению коммуникации и взаимодействия по поводу решения поставленной проблемы, что, в свой черед, делает отношения еще хуже. Таким образом возникает порочный круг конфликта – система с положительной обратной связью, усиливающая ухудшения, приводящая к эскалации конфликта.

Жизненные наблюдения позволяют сформулировать другое обобщение: совместная деятельность по достижению общей цели, особенно, если при этом приходится преодолевать большие трудности и препятствия, приводит к возникновению «хороших отношений», что улучшает взаимодействие на содержательном уровне и ведет к еще более тесному сотрудничеству. При этом тоже возникает система с положительной обратной связью, она усиливает положительное взаимодействие и развивает дальнейшее сотрудничество.

Рис. 2.1. Взаимодействие факторов сотрудничества

Это не означает, что такая система не может начинаться с «хороших отношений». Изначально хорошие отношения позволяют добиться хорошего взаимодействия при решении общей задачи, что улучшает их еще больше, и т. д. Но данная ситуация возможна только при умении организовать совместную (содержательную) работу так, чтобы неизбежно возникающие разногласия и противоречия конструктивно преодолевались и использовались как позитивный потенциал сотрудничества, то есть только при владении – осознанном или неосознанном – содержательными технологиями сотрудничества.

Оба процесса – совместное достижение цели и формирование отношений – тесно взаимосвязаны.

Повторимся: сотрудничество в первую очередь означает совместную работу. Если люди сотрудничают – они что-то делают вместе. Эта совместная работа включает в себя много разных конкретных действий разных людей, которые приходится согласовывать друг с другом: обмениваться информацией, идеями, мнениями; принимать решение, убеждая и приводя аргументы; распределять и планировать, кто и что делает; проверять, корректировать это; и каждый раз согласовывать действия всех, направляя их на достижение общей цели.

Именно здесь возникают трудности, знакомые всем. Наверное, каждый имеет в своем опыте ситуации, когда мучительно приходилось преодолевать взаимное непонимание, разнообразие мнений, различие в подходах и находить согласие для того, чтобы совместное дело было сделано. Сколько времени и сил уходит на то, чтобы, наконец-то, достичь результата, который, как кажется потом, мог быть получен «куда меньшей кровью»! Общее впечатление от такой совместной работы часто описывается одним словом – хаос.

В чем же проблема? Она заключается в том, что существуют различия – различия между людьми.

Можно назвать несколько групп различий, относящихся к разным аспектам взаимодействия людей друг с другом. К наиболее часто встречающимся можно отнести:

• различное толкование терминов и понятий;