banner banner banner
Прагматика сотрудничества
Прагматика сотрудничества
Оценить:
 Рейтинг: 0

Прагматика сотрудничества


• различное понимание смысла стоящей задачи;

• различное понимание общей цели совместных действий;

• различное понимание справедливости;

• различные личные мотивы и цели;

• различие в информации, имеющейся у каждого;

• различия в подходах и идеях по поводу решения задачи;

• различные схемы действий и привычные методы;

• различные способности…

Если посмотреть на работу группы людей по решению некой задачи, то становится видно, что различия между членами группы возникают уже при понимании самой задачи, которую им предстоит решить. При этом акцент делается на разных ее аспектах. Одни обращают внимание на цели решения задачи, другие – на способы решения, третьи – на анализ ограничений или оценку ресурсов…

Любые различия в ходе совместной деятельности затрудняют достижение цели и, если не предпринимать осознанных усилий по преодолению этих различий и достижению согласия, могут привести к возникновению конфликта. Но, с другой стороны, именно различное понимание, разные точки зрения и ракурсы позволяют увидеть проблему по-другому, более объемно. Различия – шанс и потенциал сотрудничества, создающие синергию. В этом и заключается его преимущество. Различия, как ни парадоксально, преодолеваются не за счет их отрицания, а за счет их понимания, принятия и учета. По сути дела, за счет их интеграции. Сотрудничество начинается с понимания и признания различий. Потому технологии сотрудничества на содержательном уровне можно назвать технологиями принятия разнообразия, интеграции различий и согласования действий.

Самый основной признак сотрудничества – наличие совместной цели, а один из важнейших видов разногласий – разногласия по поводу этой цели. Поэтому совместное (именно, совместное) целеполагание имеет решающее значение для успешности совместной работы. Одинаковое понимание цели и согласие с ней всех участников «запускает» процесс сотрудничества. Хотя сама постановка общей цели и ее согласование уже являются частью этого процесса.

Рис. 2.2. Структура процесса решения задачи в сотрудничестве

Задача руководителя – организовать успешное сотрудничество. Это означает, что он должен осознанно управлять процессом решения задачи, то есть, обеспечить эффективность обеих составляющих этого процесса – согласованность цели и согласованность действий.

Результатом действий руководителя по управлению сотрудничеством в аспекте решения задачи является согласованная цель и согласованные действия, приводящие к достижению цели. Для каждого из этих процессов ему необходимы адекватные технологии. К их изложению мы и приступим.

Технология целеполагания в сотрудничестве

– Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

– А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.

– Мне все равно… – сказала Алиса.

– Тогда все равно, куда и идти, – заметил Кот.

– …только бы попасть куда-нибудь, – пояснила Алиса.

– Куда-нибудь ты обязательно попадешь, – сказал Кот. – Нужно только достаточно долго идти.

    Льюис Кэррол

Совместная цель – основа сотрудничества. Совместное целеполагание, постановка совместной цели – необходимое условие сотрудничества. Если на стадии постановки цели возникают разногласия и не удается сформулировать общую цель, то сотрудничество с самого начала оказывается обреченным на неудачу. Различные компромиссы в лучшем случае могут привести лишь к временному партнерству.

Если нет общей цели – нет и сотрудничества. Если же совместная цель сформулирована, и каждый участник сотрудничества ее понимает и принимает, то любые другие трудности и даже конфликты могут быть преодолены.

Сформулированные цели определяют поведение человека, фокусируя его на их достижении, даже если в итоге результат получается иным. В ситуации сотрудничества именно согласованные и совместно определенные цели являются тем самым полюсом притяжения, которые направляют стрелку компаса каждого участника в одну сторону, задают ориентир, с которым затем согласуются все индивидуальные и общие действия. При возникновении разногласий совместно сформулированная цель выступает в качестве критерия для оценки различных мнений и выбора правильного решения из множества вариантов, предлагаемых участниками.

Исследование КПД работы сотрудников различных компаний, проведенное в 2004–2005 годах компанией Microsoft, показало, что среди причин, снижающих эффективность работы и приводящих к потере рабочего времени, 32 % европейских участников опроса указали нечетко поставленные цели. Количество российских сотрудников, указавших нечеткую постановку целей в качестве причины неэффективности работы, составило 49 % [http://www.klerk.ru].

Другое исследование проведенное в 2015 году техническим университетом Мюнхена, показало, что постановка целей в условиях промышленного производства даже без финансовых стимулов повышает производительность труда работников на 12–15 % по сравнению с ситуацией, когда цели не были четко определены [https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2212827115001626?via%3Dihub].

На важность целеполагания в менеджменте указывает Эдвин Локк, работы которого считаются основополагающими в данной области. Он отмечает, что наличие и понимание сотрудником конечной цели деятельности мотивирует его не только вследствие ожидаемого вознаграждения, но и в силу наличия у людей самостоятельного мотива достижения цели, мотива завершения действий. Не только выгода от достижения цели, но и само наличие цели вызывает желание ее достичь, выступает в качестве мотива действий. Стремление к достижению цели, если она сформулирована, и удовлетворение от ее достижения – один из важных мотиваторов и объединяющих факторов сотрудничества. («закрытие гештальта» – это именно об этом.)

Локк описывает последовательность действий по достижению цели в виде модели, которая выходит за рамки собственно процесса постановки цели и представляет собой последовательность действий по постановке и достижению цели.

Рис. 2.3. Схема целеполагания по Э. Локку

Теория целеполагания Локка позволяет сформулировать практические рекомендации по мотивации сотрудников с помощью постановки целей. При этом особое значение придается именно вовлечению сотрудников в постановку целей, то есть, совместной постановкой и согласованием цели создаются условия для сотрудничества. Дальнейшее применение эта теория нашла в концепции управления по целям (Management By Objectives) и ее развитию – концепции OKR (Objectives and Key Results), где большое внимание уделяется совместному целеполаганию руководителя и подчиненных, то есть их сотрудничеству в процессе постановки и достижения цели.

На основе концепции целеполагания Локка были сделаны некоторые практические рекомендации для менеджеров по мотивации сотрудников [Лютенс, 1999]:

1. Сотрудник лучше выполняет задания, цель которых он понимает. Поэтому при постановке задачи необходимо объяснять, для чего она решается и к каким последствиям приведет ее решение или его отсутствие.

2. Конкретно сформулированные цели лучше неопределенных желаний и общих формулировок задач. Конкретная формулировка задачи с использованием четких и измеримых критериев ("Нужно продать в этом году на $ 100 000 больше") гораздо понятнее расплывчатых высказываний ("Нужно сделать больше, чем в прошлом году").

3. Трудные, но достижимые цели лучше легких, обычных или, наоборот, очень сложных. Они мотивируют тем, что требуют некоторых дополнительных усилий и энергии, но не вызывают фрустрации и разочарования, как очень трудные цели. Легкие цели рутинны, что снижает интерес к ним, а это, в свою очередь, демотивирует.

4. Цели, осознанно поставленные перед собой, или цели, в формулировке которых человек принимал участие и которые разделяет, лучше целей, поставленных кем-то другим. Сотрудник лучше понимает их, считает эти цели своими и стремится к ним, действуя творчески. Чужие цели меньше связаны с личными желаниями и меньше мотивируют.

5. Регулярная и объективная обратная связь, которая информирует о продвижении к цели, лучше, чем ее отсутствие. Она позволяет оценить степень приближения к цели. С другой стороны, ее предоставление сотруднику свидетельствует о его значимости для достижения цели, что воспринимается им как поощрение.

Как видно из изложенного выше, целеполагание в ситуации сотрудничества – не только интеллектуальный процесс. В него включаются все участники, а это предполагает не только формулировку цели, но и ее согласование, а значит, и коммуникативный процесс. При их участии в этом процессе эффективность целеполагания возрастает как в содержательном аспекте, когда дополнительная информация и идеи улучшают качество самой цели, так и в эмоционально-мотивационном аспекте, когда сопричастность к постановке цели и учет интересов всех повышают мотивацию каждого по ее достижению и сотрудничеству в целом. Отсюда следует практический вывод: для повышения степени сотрудничества в подразделении необходимо стремиться к привлечению его сотрудников к совместному формулированию целей подразделения. Это же относится к организации в целом.

Функции целеполагания

Цель – это путь во времени.

    Карл Ясперс

В ситуации сотрудничества цель выполняет три основные функции:

1) направляющая;

2) мотивирующая;

3) организующая.

Эти функции присущи цели вне зависимости от управленческой ситуации и стиля управления. Однако в ситуации сотрудничества они выражены более значимо. При этом еще большее значение для эффективности деятельности имеет совместное целеполагание. Особую важность совместное целеполагание имеет при работе в команде, где, оно играет командообразующую роль, объединяя людей в команду и сплачивая их.

Направляющая функция выражается в том, что четко сформулированная цель ориентирует всю деятельность партнеров или команды (и каждого ее члена) на достижение общей цели, дает возможность сличать свои действия с заданными целью параметрами и корректировать их в случае отклонения. Параметры цели и четко сформулированный конечный результат выступают в роли объективных и принятых всеми критериев оценки альтернатив при возникновении разногласий, что позволяет избежать межличностных конфликтов в команде. Наличие цели запускает механизм самоконтроля, когда каждый член команды сам сверяет свои действия с целью и корректирует их. Благодаря цели действия членов команды становятся более согласованными независимо от взаимоотношений между ними. Цель направляет действия каждого в одну сторону подобно тому, как электромагнитное поле организует поток заряженных частиц в одном направлении.

Мотивирующая функция цели означает, что наличие и понимание цели делает работу осмысленной, а значит, более мотивированной. Кроме того, как уже говорилось, людей мотивирует естественное желание достичь цели, получить ожидаемый результат, «закрыть гештальт». Большое значение имеет и ожидаемое вознаграждение, которое человек получает в результате достижения цели. И в том, и в другом случае речь идет о положительном эмоциональном влиянии цели на совместные действия. В случае совместного целеполагания в команде добавляется еще один фактор положительного подкрепления – фактор социального одобрения, что усиливает мотивирующую функцию. При этом также происходит повышение мотивации достижения цели вследствие группового давления и ответственности перед группой.

Э. Локк сформулировал важные для практики менеджмента принципы целеполагания, влияющие на мотивацию. По его мнению, мотивацию повышают:

1) понимание целей более высокого порядка, а не только своих личных;