Книга Законы космической нравственности - читать онлайн бесплатно, автор Омраам Микаэль Айванхов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Законы космической нравственности
Законы космической нравственности
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Законы космической нравственности

О.М. Айванхов

Законы космической нравственности

© Права издательства «Просвета» распространяются на все страны. Переиздания, репродукция, воспроизведение, выполненные с помощью аудиовизуальной аппаратуры и любыми другими средствами, а также частные копии могут быть выполнены только с разрешения издатель-ства «Просвета».

* * *

Учение Учителя Омраама Микаэля Айванхова излагалось исключительно в устной форме. Его книги составлялись на основе импровизированных лекций, которые были стенографированы или записаны на магнитную ленту

Глава I

Что посеешь, то и пожнешь

1Импровизированная беседа

Если вы помните, мои дорогие братья и сестры, вчера я вам уже сказал кое-что о том, что означает с точки зрения психологии «быть согласным с кем-то». Когда вы слушаете своего друга, вы вынуждены, чтобы его понять, вибрировать в унисон с ним. Понять кого-то – это вибрировать с ним в унисон: вот определение понимания. Чтобы принять радиопередачу, вы должны настроиться на какую-то длину волны; точно так же, чтобы принять мысли, чувства, слова, вы должны быть на той же длине волны, что и тот, кто их излучает. Если вы кого-то не понимаете – это означает, что вы не умеете или не хотите вибрировать с ним в унисон, вы поднимаетесь выше или вы спускаетесь ниже его уровня сознания. Но когда вы его понимаете – это означает, что хотя бы на один момент вам удалось быть с ним в одном диапазоне. Вот секрет понимания. Понимание – это согласие с существом или с предметом.

В действительности здесь надо было бы внести несколько уточнений. Когда вы слушаете кого-то, то некая ваша часть вынуждена согласиться слушать его и схватить смысл его слов, но она может не согласиться с тем, что он говорит. Совсем не обязательно, если вы кого-то слушаете и пытаетесь его понять, быть того же самого мнения, что и он: вы можете согласиться его слушать, чтобы его понять, но не быть согласным с тем, что он говорит. Но если вы не только предоставляете свои уши, но еще осознаете и участвуете всем своим существом в том, что он говорит, то в этом случае вы согласны с ним вдвойне. Существует, следовательно, много степеней согласия.

Человеческое существо состоит из некоторого числа органов, которые вибрируют различно; длины волн сердца, мозга, печени, желудка, селезенки и т. д. не идентичны; но организм содержит в себе их все. И мысль, скажем, – мозг, хотя это и не одно и то же, есть отражение поведения тех клеточек, волю, желание, капризы, тиранию и страдания которых он выражает. Следовательно, именно клеточки мозга – несколько миллиардов клеточек – подготовлены, чтобы быть выразителями всего индивидуума. Другие клеточки тоже говорят, они что-то объясняют, они что-то требуют, но им не достает инструмента – «рта», который позволил бы сделать так, чтобы их понимали, и, таким образом, именно мозг должен выражать волю, наклонности и потребности этого народа, представляющего организм в целом. Но это не потому, что мозг разумен, что он может заставить говорить язык, вращать глаза и двигать носом, что только он умеет самовыразиться. Нет, все в человеке говорит, но в настоящий момент именно мозг получил миссию что-то выражать от имени других органов. Впрочем, не весь мозг, а только несколько клеточек в области лба, другие клеточки имеют совершенно другие функции.

Все эти органы, составляющие человека, редко согласны друг с другом: что хочет желудок – не хочет сердце; от того, что хочет сердце, отказывается мозг. Человеческое существо не очень хорошо согласовано, оно в конфликтах, раздираемо противоположными мнениями и страстями, и оно несчастно. Одна часть человеческого существа вдохновляется добром, светом, честностью, тогда как другая часть подталкивает человека к жестокости, темноте и насилию.

Что должны мы теперь делать со всеми этими неоднородными и противоположными тенденциями в нас? Как раз благодаря этим нескольким клеточкам мозга, бодрствующим и разумным, надо найти средство, чтобы доминировать, управлять, процветать, и особенно объединить все другие клеточки, чтобы они формировали только одну страну, а не множество государств, множество маленьких княжеств, которые будут воевать. И история может нам преподнести на этот счет много примеров. Несколько веков тому назад каждая страна была разделена на герцогства, княжества или маленькие королевства, которые беспрестанно воевали друг с другом вплоть до того дня, когда, более или менее быстро, благодаря некоторому расширению сознания им удалось лучше понять друг друга и объединиться. Таким же образом надо, чтобы в один прекрасный день в человеческом мозге появился свет, разумность, «король», который возьмет власть и которому удастся убедить клеточки всех органов, чтобы они на первое место поставили общий интерес: чтобы действительно стать сильным, могучим и богатым необходимо, чтобы они все объединились.

Болезнь – это самое большое доказательство, что анархия и раздор царствуют в человеческом организме, что свет и разумность пока еще не проникли в каждый орган, в каждую клеточку. Поскольку человек невежествен, он позволил установиться в себе беспорядку. Но отныне, во имя общего интереса, он должен объявить свою волю всему своему народу, установить в его среде царство дисциплины, и с помощью некоторых методов достичь гармонии в своих клеточках, заставить их вибрировать в унисон. И тогда все органы мудро и разумно подчинятся, они будут работать вместе с любовью, и вокруг будут только радость и изобилие.

Но люди никогда не смогут достичь этого состояния гармонии в мире, где царствует философия беспорядка, анархии и разложения. Надо, следовательно, найти на земле такое место, где культивируют философию гармонии, и там, проникая и углубляясь во все великие истины, работать над самим собой. Это лучшая из всех существующих работ. Никакая деятельность в мире не может превзойти деятельность человека, делающего усилие, чтобы ввести в себя гармонию, порядок, красоту, чтобы объединиться с Космическим Разумом и раствориться в нем. Все люди практикуют какую-нибудь профессию (это очень хорошо и очень необходимо, так как каждый должен расходоваться на свои нужды), но люди забросили наилучшую из существующих деятельностей: работать над самим собой, чтобы внести во все свои клеточки вплоть до атомов и электронов этот луч гармонии, который заставит вибрировать все частицы в унисон, в согласии с божественной идеей, и день и ночь продолжать передавать всему своему организму убеждение, что он нуждается только в этой гармонии.

Но как заставить людей понять эти истины, о которых они даже не подозревают? В прошлом эти истины были совершенно прозрачны и очевидны для всех мудрецов, умевших наблюдать жизнь. Поскольку они жили очень долго и имели, таким образом, возможность проверить великие законы, по которым работает природа, мудрецы извлекли из своих наблюдений закон, истину, на которой я хочу теперь настаивать. И если вы сегодня дадите себе труд меня понять, вы будете непоколебимы и сможете сопротивляться всем беспорядочным, всем хаотичным философиям, которые сейчас распространяются в мире.

Этот самый замечательный закон, данный нам Космическим Разумом, находится там, где никто его не ищет, там, куда философы и духовные люди не умеют заглядывать: в природе, а точнее – в земледелии. Да, в земледелии. Все земледельцы знают, что если они посадят смоковницу, то не соберут с нее винограда, а только смокву, и не смогут собрать груш с яблонь. Это – самый великий нравственный закон: собирают только то, что посеяли или посадили. Земледельцы, следовательно, были первыми моралистами; это они заметили, что разум природы установил жесткий и непоколебимый закон. Затем, они наблюдали жизнь, поведение и деятельность людей и констатировали, что в этой сфере тоже можно найти законы земледелия: не собирают ничего, кроме того, что посеяли, то есть, если вы ведете себя злобно, эгоистично, занимаетесь насилием, то в тот или иной день эта злоба, этот эгоизм и это насилие падут на вас. Это также закон эха, возвратного удара. Мяч отскакивает и возвращается, чтобы вас ударить. Закон абсолютен.

Нравственность не является человеческим изобретением, мои дорогие братья и сестры. Некоторые обвиняют Церковь в том, что она изобрела правила и ритуалы, чтобы усыпить и заставить служить себе народ. Пусть существовали Папы, кардиналы, совершавшие злоупотребления и поставившие религию себе на службу – это очевидно, но это не означает, что они изобрели великие религиозные и нравственные законы. Они их получили в наследие от Посвященных, открывших эти законы до них при изучении природы. Настоящая нравственность и настоящая религия не являются изобретениями человечества.

Что посеяли, то и пожнете. Если изучать в деталях этот фундаментальный закон, если расширять его значение, то он становится богатой и глубокой системой, так как каждая основная истина имеет применение во всех областях. Этот закон, объясненный в деталях, дает рождение философской системе, и вот почему религия столь богата сегодня правилами и наставлениями. Но в глубине, у истоков всех этих правил, существует один закон: вы соберете только то, что вы посеяли, к которому впоследствии добавили другие законы, в равной степени правдивые, являющиеся следствием, расширением в философской сфере. Например, слова Иисуса: «Не делайте другим того, что вы не хотели бы, чтобы сделали вам», – продолжение этого закона.

Те, кто отрицают и отвергают все эти фундаментальные законы, все больше и больше удаляются от истины; их душа разрывается сомнениями и неуверенностью, они постоянно колеблются. Однако, истина очень проста, она перед вами. Тогда почему современные мыслители не хотят это признать и предлагают различные теории собственного изобретения, оказывающиеся в дисгармонии, в несогласии с Космическим Разумом? Они больше не верят, что существует нравственность, основанная на законах природы, следовательно, их рассуждения ошибочны и выводы ложны, и те, кто читает их книги и следуют за ними, поглощают все их ошибки и впадают в беспорядок, в волнения и в темноту. Я вас предупреждаю, мои дорогие братья и сестры, будьте внимательны! Вы должны научиться размышлять и судить. Если у вас нет критериев, то кто попало может вас ввести в заблуждение. Следовательно, будьте бдительны, не позволяйте влиять на вас темным человеческим умам, следуйте за Космическим Разумом, который так великолепно все организует и всем управляет.

Даже если люди не верят в Бога, они не могут не признать, что существует порядок, то есть Разумность в природе. Пусть, по крайней мере, люди обратят внимание на тот факт, что каждое семя производит себе подобное. Как не видеть в этом проявление разумности? Даже только наблюдая действие этого закона, вы вынуждены изменить свое видение мира. Можно не верить в Бога, но невозможно не верить, что всякое семя в точности воспроизводится в виде растения, дерева, насекомого, животного или человека… Если не через семя, то через зерно, через яйцо. Этот закон абсолютен, и он должен заставить размышлять все человечество. Вы можете позволить себе быть неблагодарным, несправедливым, злобным или жестоким, но рано или поздно этот закон придет в вашу жизнь. Например, у вас будет ребенок или несколько детей, и поскольку они будут похожи на вас, следовательно, вы первый будете когда-нибудь страдать от их поведения. Даже если бы не существовал Бог, существует космическая разумность, она здесь, и вы непрестанно будете получать тому доказательства.

Вы делаете все, что вам заблагорассудится, и думаете, что это не регистрируется и вы не будете наказаны… Думайте, что хотите, но Космический Разум все уже записал. В каждую мысль, в каждое чувство и в каждое действие вы помещаете зерно, которое начинает расти, и если вы показали себя неблагодарным, несправедливым, злым, жестоким, то однажды на вашем пути вы встретитесь с такой же неблагодарностью, несправедливостью, жестокостью и злобой; они падут на вашу голову через двадцать, тридцать или сорок лет, и в этот момент вы начнете понимать, что существует все регистрирующий Космический Разум.

Если хотите, оставьте в стороне Библию, Евангелие, если хотите, оставьте пророков, церкви и храмы, но по крайней мере согласитесь с этим неопровержимым законом: что посеешь, то и пожнешь. «Посеявший ветер пожнет бурю», как говорят глубоко изучавшие жизнь мудрецы. Что касается ученых, мыслителей, писателей, не признающих этой истины, они будут загнаны в угол и пожалеют об этом, они не смогут избежать последствий своих действий, и вот тогда-то они все поймут. Они столь разумны, но не видят того, что так просто!.. Я вам даже скажу, что на основе этого закона можно восстановить все священные книги мира. Да, только на базе этого закона.

Многие говорят себе: «Конечно, много всего записано в Библии и в Евангелиях, но существует ли на самом деле Бог?» Я отвечу, что вам совсем не надо заниматься проблемой существования Бога, и даже проблемой существования Иисуса и подлинностью Евангелия. Обратитесь только к этому закону – этого достаточно, чтобы восстановить все, и привести вас к истине. Вы видите, мое объяснение столь просто. И в этот момент, даже если Бог не существует, вы будете вынуждены его выдумать (это говорил Вольтер, но по другому поводу); только существование этого закона вынудит вас выдумать Господа. Так зачем, мои дорогие братья и сестры, позволять загружать свою голову так называемым модным мыслителям, все разрушающим? Я на это не иду, так как истина, которую я увидел и познал, действительно неопровержима, вечна, и все могут это проверить. Только вот что я еще хочу сказать: людей никогда не увлекают вещами простыми, видимыми, ощутимыми, людей всегда ведут к «оригинальным» размышлениям и аргументам… а что они противоречат истине, а что они противоречат истине, это ничего – все очарованы тем, что это что-то новое, оригинальное!

Нравственность, мои дорогие братья и сестры, – это реальность; только люди этого не видят и продолжают дискутировать о Боге, о той или другой точке зрения теологии… Бесполезно дискутировать, достаточно знать, что все регистрируется, все. Если дереву удается зарегистрировать в своем семени все свойства, цвета, размеры, вкусы и запахи плодов, то почему это не может сделать человек? И почему это не может сделать природа? Природа сумела все зарегистрировать. И нравственность как раз и основывается на этой регистрации, на памяти природы. Так как природа обладает памятью, которую ничто не может стереть. И тем хуже для того, кто не хочет учитывать существование этой памяти! Она продолжает день и ночь регистрировать какофонию и все ужасные состояния, которые он несет в себе, и однажды он будет раздавлен, уничтожен. Никто не может избежать действия этого закона, никто никогда не был столь могущественным, чтобы суметь уклониться от него: никакой император, никакой диктатор – никто. В памяти природы все зарегистрировано.

Итак, мои дорогие братья и сестры, будьте внимательны к тому, что вы сейчас регистрируете. Все, что вы делаете, все, что вы говорите, все что вы думаете, все, чего вы желаете, регистрируется в глубинах ваших клеток и рано или поздно вы соберете плоды вашей жизни. Если бы люди были просвещены и рассудительны, если бы они были достаточно бдительными, чтобы не сеять, не сажать и не распространять свои мысли, свои чувства и свои действия в виде темных, отрицательных и разрушительных семян, у них была бы другая судьба. Не думайте, что те, кто добр, благороден и полон любви, получают всегда в ответ скорее зло, чем добро. Те, кто слишком торопятся, чтобы сделать выводы, распространяют глупость, говоря: «Делайте добро, и вы получите всегда в ответ зло». Нет, это неправда.

Добро всегда производит добро, а зло производит зло. Делайте добро, и оно придет к вам в ответ, даже если вы этого не хотите. Если вы делаете добро, а к вам приходит зло, то это только потому, что есть еще на земле люди, использующие и злоупотребляющие вашей добротой. Но надо иметь терпение и надо продолжать делать добро, так как рано или поздно эти люди будут наказаны. Они будут обузданы людьми более сильными и более злобными, чем они сами; и тогда они поймут, они раскаются и придут исправлять свои ошибки, сделанные по отношению к вам. И таким образом добро производит плоды и даже удваивает их, потому что в этих случаях Небо учитывает все, что вы выстрадали, делая добро, и все несчастья, случившиеся с вами, когда вы их не заслужили. Небо учитывает это, и вы будете компенсированы вдвойне.

Конечно, делая добро, люди часто начинают встречаться со злом, но закон неумолим: и однажды добро прольется на вас, оно будет беспрерывно литься на вас. Вы еще не знаете, что такое добро. Вы не знаете, как оно могущественно и как способно вас защитить, излечить, просветить, освятить. Добро обладает неописуемым могуществом! Только от того, что люди недостаточно образованы, они повторяют то, что услышали, даже ни разу не проверив: «Делайте добро, и вам ответят злом». Конечно, доля истины в этой формуле есть. Кому вы это говорите? Конечно, я тоже это заметил, но это только кажется и происходит это очень недолго, в течение очень малого времени. Продолжайте делать добро, и вы увидите!

Людям теперь нужно твердое, истинное, неопровержимое знание, которое каждый сможет осязать и проверить. Именно это знание я несу вам. Попробуйте опровергнуть, «что посеешь, то и пожнешь». Впрочем, все убеждены в истинности этого закона, но только на физическом плане, и дальше ничего не видят. Но если бы вы пошли дальше и выше, то нашли бы те же самые законы, те же самые соответствия, ибо весь мир – это единство: на всех этажах, на всех уровнях можно найти одни и те же явления, одни и те же законы, только в различной форме, и каждый раз все более тонкие.

Все, что есть на земле, можно найти в воде и в воздухе и т. д… Четыре элемента подчиняются одним и тем же законам, но известно, что они не обладают одной и той же основой и одной и той же плотностью, и можно констатировать различия между ними. Они действуют более или менее медленно, более или менее жестко, но управляют ими те же самые принципы. Ментальный мир человека соответствует, например, воздуху, в нем можно найти те же самые завихрения и те же самые потоки, что и в атмосфере, но в более тонкой форме идей и мыслей. Законы психического мира идентичны законам природы.

Земледелие учит нас «что посеешь, то и пожнешь», но надо отправиться дальше – в мир мысли, чтобы найти там те же самые законы и те же самые соответствия. Если люди верят в то, что могут все себе позволить и при этом найдут счастье, радость и покой, сея злобу и жестокость, то они ошибаются – это невозможно. Вероятно, необходимо будет некоторое время, но если зерна и не прорастают тотчас, то рано или поздно они прорастут. У некоторых растений необходимо ждать несколько недель или несколько месяцев, и вы увидите экзотические цветы, а есть деревья, цветущие только через сто лет после того, как были посажены. Точно так же, если вы потерпите столько, сколько надо, то вы проверите последствия ваших действий. То, что я вам говорю, абсолютно верно.

Следовательно, продолжайте делать добро, продолжайте верить и любить. Не слушайте больше свою низшую натуру, которая всегда хочет что-то прихватить, проглотить, заставить себе служить, и работайте с вашей высшей природой, с вашей солнечной натурой, дающей, излучающей, сверкающей, как солнце! Когда несколько дней тому назад я вас спросил, почему лик солнца был столь светящимся, то вы удивились моему вопросу. В школе, где я учился, объясняли, что лик солнца светел потому, что оно всегда думает о том, чтобы давать, поддерживать, оживлять, согревать, воскрешать. Когда я вижу чье-либо светящееся лицо, я себе говорю: «Он делает что-то замечательное». Даже если мне об этом не говорят, я об этом догадываюсь. И кто меня научил таким догадкам? Солнце. И если я вижу потемневшее, омраченное лицо, то говорю себе: «Этот человек излучает что-то подозрительное», и это правда.

Вы скажете, что этому не учат в университетах; возможно, но мне все равно. Если ученые пока еще и не пришли к таким выводам, то когда-нибудь они к этому придут. Мои выводы абсолютно верны. Если у человека лицо не столь светящееся, как солнце, то это значит, что добро, о котором он думает, еще не настолько велико, чтобы придать этот свет его лицу. Тогда как у солнца его свет пропорционален… Ах! Вот теперь я могу вам представить мои уравнения: свет солнца пропорционален интенсивности его любви и его мудрости. Пусть математики произведут вычисления!

Итак, мои дорогие братья и сестры, не волнуйтесь, будут новые формулы и новые открытия, новые истины, и таким образом будет написан третий завет.

Бонфен, 3 августа 1968 года2Импровизированная беседа

Что же еще добавить к тому, что я вам уже сказал сегодня утром? Посмотрите, даже в народе известны эти истины, потому что говорят: «Кто сеет ветер, пожнет бурю». Но почему только ветер? Можно заменить слово «ветер» многими другими словами, такими как ненависть или нежность, или доброта, или чистота, и по отношению к каждому понятию, развивая его, можно показать, что каждый раз есть последствие, которое за ним следует. Если даже остановиться только на этой фразе, сколько можно из этого извлечь! Да, но люди ее повторяют и ничего не понимают.

Когда садовник видит, что не выросло то, чего он не сеял, он не возмущается и не кричит, он просто говорит: «Что ж ты хочешь, старина, поскольку у тебя не было времени, чтобы посеять морковь, у тебя и не выросла морковь. Но ты еще увидишь и салат, и петрушку, и лук, которые ты посеял». Кажется, люди достаточно образованы в земледелии; когда речь идет о фруктах и овощах, они достаточно образованы. Но когда речь идет о душе и о мыслях, они уже ничего не знают и думают, что им удастся найти счастье, радость, покой, посеяв злобу, жестокость и насилие.

И затем они возмущаются и бунтуют… Следовательно, они не хорошие земледельцы.

Первое правило нравственности: никогда не позволяйте себе проявлять мысль, чувство или действие, которые будут опасны или вредны для других. Так как вы будете вынуждены собрать этот урожая и его «съесть»; и если это отрава, вы первый и будете отравлены. Когда вы примете это в качестве абсолютного правила, вы начнете совершенствоваться. Я хорошо знаю, что часто мешает людям что-то понять – это медлительность, с которой проявляются законы: ни добро, ни зло не приходят тотчас. Человек не прекращает нарушать законы и все для него протекает хорошо: он ест, пьет, занимается незаконной торговлей, а другие смотрят на него и говорят: «Поскольку он никогда не бывает наказан, значит нет законов, нет справедливости». И они начинают ему подражать. И с другим, кто честен, делает добро, молится, не происходит ничего хорошего. И окружающие делают вывод, что не стоит следовать его примеру.

Все думают, что если бы была справедливость, она должна была бы проявиться очень быстро; они не знают причины такой медлительности в деле вознаграждения и наказания. Они задают себе вопросы и говорят себе: «Если бы законы проявлялись более быстро, то было бы лучше, потому что все можно было бы скорректировать, люди понимали бы все и не повторяли ошибок. Они бы сдерживались».

Но я знаю причину этой медлительности. Она показывает доброту и милосердие Космического Разума, который хочет дать людям время, чтобы они могли поэкспериментировать, поразмышлять, и даже чтобы раскаяться, улучшиться и исправить свои ошибки. Если бы законы наказывали немедленно, то люди с их ошибками были бы уничтожены и не могли, следовательно, улучшаться. Тогда как если им предоставляется больше времени, им посылается несколько маленьких неприятностей, чтобы их уколоть, немного укусить и заставить их поразмышлять, то они имеют возможность исправиться.

И тот, кто делает добро, тоже не получает тотчас компенсации, потому что, если бы он получил вознаграждение немедленно, он позволил бы себе все бросить и уйти, именно в этот момент он нарушил бы все законы. Итак, небо оставляет его, чтобы он усилился, немного укрепился, чтобы он познал себя; оно не дает ему немедленно увидеть, до какого момента он продолжит делать добро. Итак, вы видите, есть причины этой медлительности. Но что добро всегда несет добро – это абсолютно, и что зло кончает… большим злом, – это тоже абсолютно. Но какое время для этого необходимо – это трудно узнать; это может длиться, это может ускориться, но закон абсолютен.

Какую силу, какое могущество, какую волю, решительность и веру надо иметь, чтобы продолжать делать добро, когда весь мир катится в пропасть! Именно это заслуживает признания, потому что в других условиях очень легко верить в добро и продолжать делать добро: когда все приятно, все благотворно и все легко. Нет, нет именно теперь, когда ситуация ухудшается, заслуживает признания решительность продолжать делать добро и не позволять влиять на себя условиям. Ученик, Учитель всегда стараются рассчитывать на силы своего духа. Даже в самых плохих условиях.