Книга К вечным источникам радости - читать онлайн бесплатно, автор Омраам Микаэль Айванхов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
К вечным источникам радости
К вечным источникам радости
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

К вечным источникам радости

О.М. Айванхов

К вечным источникам радости

© Права издательства «Просвета» распространяются на все страны. Переиздания, репродукция, воспроизведение, выполненные с помощью аудиовизуальной аппаратуры и любыми другими средствами, а также частные копии могут быть выполнены только с разрешения издательства «Просвета».


Издательство «Просвета», Франция, 2018 г.

Издательство «ПРОСВЕТА», Россия, Москва, 2018 г.

* * *

Учение Учителя Омраама Микаэля Айванхова излагалось исключительно в устной форме. Его книги были составлены на основе импровизированных лекций, которые были стенографированы или записаны на магнитную ленту.

I

Бог, начало и цель нашего путешествия

Как вы думаете, что известно обитателям других миров о Земле и землянах? Не очень много. Вот почему в некоторых уголках вселенной есть школы, где преподаватели читают курс для все тех, кому интересно это жалкое отродье: люди. Сначала они присылают разведчиков, которые в скафандрах погружаются в нашу атмосферу, непроницаемую и темную для них, как морские глубины. Здесь они своими сетями ловят несколько экземпляров и увозят в свои лаборатории. Во время урока преподаватель берет их своим пинцетом, показывает студентам «улов», и все зачарованно его рассматривают, делая подробные описания и сопровождая комментариями… И какими комментариями!

Вы спрашиваете серьезно ли я говорю?.. Да-да, не беспокойтесь! Я знаю, что сейчас существует много книг об инопланетянах, прилетающих на своих тарелках похищать людей, которых потом возвращают обратно, или не возвращают… Конечно, творение настолько богато и разнообразно, что возможны многие вещи, но то, что по этому поводу я читал и слышал до этого, является, я думаю, продуктом большого воображения.

Сущностям невидимого мира, которым поручено следить за человеческой эволюцией не нужно приезжать брать какие-то анализы, чтобы затем где-то их изучать. Они хорошо знают людей, даже если их менталитет всегда кажется им очень и очень своеобразным. Когда европейские исследователи открывали некоторые народы Африки или Океании, с каким удивлением и любопытством они смотрели на них! Так вот для этих сущностей люди кажутся еще более странными, и что их больше всего удивляет, так это то, как они высказывают своё мнение и суждение. Они невежественны, но могут высказаться по любой теме. Очевидно, что они ошибаются и страдают. Но они упорствуют, и эти сущности, глядя на них, спрашивают себя: «Как им помочь?».

Причина, по которой люди совершают так много ошибок в суждениях и в поведении и много страдают, в том, что они не знают для чего пришли на землю. Они приходят сюда и уходят отсюда. В каком космическом плане записана их судьба? Откуда они приходят и куда возвращаются? Они этого не знают. На эти два вопроса есть один ответ: Бог. И на самом деле это наша единственная уверенность и надежда.

Мы вышли из Бога и однажды вернемся в Бога. Что будет между точкой старта и точкой прибытия?.. Какими путями мы пройдем на протяжении множества наших воплощений, прежде чем вернемся к Источнику? Это зависит от нас. Для людей, кем мы являемся, Бог предвидел исключительную судьбу. Время от времени у нас бывают об этом интуитивные предчувствия и смутные видения, затем небо снова затемняется и снова начинаются неуверенность и терзания. Но нам надо очень крепко зацепиться за эти смутные видения и никогда не сомневаться в их реальности. Всё, что может с нами случиться на пути, представляет собой только этапы и они никогда не должны стирать или заставлять нас забыть видение того, кем мы будем, когда вернемся в лоно Всевышнего, обогащенные проделанным опытом, качествами и добродетелями, которые мы обретем и разовьем.

Истинная сущность, которая стремится к свету, запрятана в каждом человеческом существе под пылью и обломками того, что человеком не является. Но каждый однажды станет таким, каким его задумал и захотел Бог, и таким, какой он уже сейчас в своем высшем Я[1]. Именно эта уверенность должна придать смысл всему, что мы переживаем в этот момент. Даже если трудно, ничто не должно нас останавливать на пути, ведущем нас к божественному свету. Ибо другие пути являются еще более трудными и болезненными.

Путешествие, которое мы начали давно, не закончится с нашей сегодняшней жизнью. Эта жизнь только этап на пути, который предстоит пройти всем существам, вышедшим из лона Бога. И сколько всевозможных областей надо будет им пройти, пока они вернутся в место своего происхождения! На земле мы только путешественники, об этом никогда не надо забывать. Но даже среди духовных людей очень немногие способны постоянно поддерживать в себе ту идею, что они только путешественники и что они не должны нигде останавливаться, чтобы пустить корни. Путь, который предстоит пройти, долог, очень долог. Нам надо постоянно следить, изучать, извлекать выводы, чтобы продолжать идти в правильном направлении, а чтобы не падать духом, надо не терять из виду цель, которую мы хотим достичь.

Смотрите на восходящее солнце, отдайтесь его жизни, его блеску, и ваши ощущения дадут вам предвкушение того, что вы испытаете, когда вернетесь в Бога. В этом фонтанировании света, в этом сиянии, являющемся выражением божественного великолепия, принимайтесь за поиски вашего истинного Я[2]. В тот день, когда вы его обнаружите и научитесь отождествлять себя с ним, вы узнаете, что никогда не переставали жить в силе, в любви и в свете и что вашей жизнью и деятельностью вы можете участвовать в гигантской работе, совершающейся во Вселенной. Тогда слова Иисуса: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» обретут для вас смысл[3].

Сколько людей на земле только разрушают работу Бога! Творение находится в постоянном движении и трансформации с глубин земли и морей и до звезд, а также в человеческих душах. Как можно чаще медитируйте об этой божественной деятельности, время от времени затрагивающей все регионы вселенной, участвующей в жизни всех существ и удовлетворяющей все их нужды. Ибо Бог обеспечивает настоящее и будущее каждого существа и не забывает никого.

Когда, путешествуя, я приезжаю в новый город, то, видя всю эту толпу на улице, я думаю, что у каждого из этих мужчин и женщин своя жизнь, свои истории, свои проблемы, страдания и любовь и что есть одно Существо, которое поддерживает всех, потому что Оно живет в них. Попробуйте время от времени тоже думать об этом, и вы расширите ваше сознание, откроете новые регионы, где войдете в контакт с высшими сущностями.

Вместо того, чтобы заниматься всякого рода бесполезными и ничтожными вещами, которые только ослабляют вас, сконцентрируйтесь на универсальном Духе, Небесном Отце, создавшем нас, который несет и поддерживает нас и живет в каждом из своих творений. Так вы освободитесь от тягот повседневного существования, почувствуете, что восстанавливается связь между вашим земным и вашим небесным существом, и однажды сможете сказать как Иисус: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю».

Сейчас мы знаем только точку старта и точку финиша: Бога, всё остальное – неизвестно. Но каковы бы ни были события, которые произойдут на пути, нам надо продолжать идти, ибо только божественная жизнь, вечная жизнь заслуживает того, чтобы называться жизнью.

Вы скажете: «Но это трудно, так трудно!». Да, поэтому вы никогда не должны забывать, что вы обитаемы духом, который является искрой, вышедшей из лона Всевышнего, из первичного огня, чтобы воплотиться в материи. Эта искра несет в себе все божественные планы.

Иисус говорил: «Я хлеб живый…», «Я хлеб сшедший с небес», и во время Тайной Вечери он благословил хлеб и дал своим ученикам, говоря: «Ешьте, это моя плоть»[4]. Таким образом, хлеб представляет собой элементы божественной жизни. Придя на землю, мы уже обладаем некоторыми из этих элементов. Те, кто их растратили в своих предыдущих воплощениях, живя неразумно, должны постараться вновь их обрести, иначе продолжат свое путешествие среди самых больших трудностей.

В Посвященческой Школе мы не делаем ничего, кроме как наполняем свои внутренние мешки и житницы, то есть наш интеллект, наше сердце, душу и дух, этим живым хлебом, сошедшим с небес. Этот хлеб, я вам часто объяснял, чем он является, а также когда его есть и как жевать[5]. Каждый день он в нашем распоряжении, чтобы мы могли продолжать идти по пути, ведущем нас к нашему предназначению стать сыновьями и дочерьми Бога. Владыки Судеб предвидели всё, чтобы нам это удалось. Они нам, может быть, и не отвечают, когда мы их спрашиваем, но это только чтобы мы не расслаблялись и шли всё дальше и дальше.

II

Отправиться в путь

Из всего, чем мы обладаем, из всех существ, окружающих нас, ничто и никто не принадлежит нам действительно и окончательно. Деньги, дом, положение в обществе, здоровье, друзья, семья, мы рискуем потерять все это в любой момент. И в момент, когда мы их теряем, нам надо воззвать ко всем нашим силам, которые помогут нам пережить эту потерю. Где найти эти силы? В свете, в бескорыстной любви, в смирении, в самопожертвовании. Итак, почему не начать их искать сразу и сознательно? Почему бы не сделать этот выбор свободно? Зачем ждать, когда к этому принудят события?

Люди ждут нищеты, болезни или несчастья, чтобы искать внутреннее направление, духовную ориентацию. Когда всё хорошо, их трудно убедить, что им надо сконцентрироваться на главном, чтобы быть готовыми к испытаниям. Ибо они придут, это точно, никто их не избежит, и если вы уже хорошо вооружены, то не только преодолеете их, но и выйдете из них окрепшими.

А сейчас не заблуждайтесь, думая, что духовная практика освободит вас от всех бед. Быть на пути добра предпочтительнее, но быть на пути добра не значит, что уже достигли цели. С одной стороны, верно, некоторые страдания будут исчезать по мере того, как вы будете очищаться и жить в гармонии с миром света. Но, тем не менее, последствия нарушений, совершенных уже в этой жизни или в предыдущих жизнях, не исчезнут сразу же.

Значит, не удивляйтесь, если, несмотря на новое направление, которые вы приняли, некоторые страдания не оставляют вас. Проще говоря, наши добрые дела накапливаются в одном резервуаре, а плохие – в другом; и это добро и зло однажды нас непременно настигнут. Итак, мы проходим через события, через психические или физические состояния, которые являются более или менее отдаленными последствиями нашего прошлого поведения.[6]

Когда вы решаетесь начать духовную жизнь, то провоцируете внутреннее изменение. Внешне ваша жизнь продолжается как и прежде, в том же семейном, общественном, профессиональном окружении, с теми же проблемами, которые надо решать. И у вас есть также физическое тело в более или менее здоровом состоянии.

Именно о здоровье и поговорим. Есть такие физические слабости, которые достаточно быстро преодолеваются улучшенной гигиеной жизни, принятой хорошей философией. Но есть также неизлечимые болезни, потому что их причина в далеком прошлом и они глубоко проникли в ваш организм. Новая жизнь, которую вы решили вести, даст вам только методы, чтобы лучше переносить ваше ущербное физическое состояние и ввести в вас семена будущего улучшения, она вас не вылечит сразу.

В повседневной жизни важно понимать значение физической боли: она предупреждает нас, что мы сошли с правильного пути. Если мы не будем страдать, мы прямиком побежим к могиле. Нет ничего опасней болезни, проникшей в организм без малейшего сигнала тревоги, ибо часто, когда появляется боль, предупреждающая нас, её последствия уже могут быть необратимы. Вот почему, как только вы почувствуете боль, сразу же спросите себя, в чем ее причина, подумайте, что вы могли совершить неосторожного, небрежного. Если вы не обратите внимания на эти предупреждения, болезнь, которой вы позволите установиться, будет все более и более не поддаваться лечению.

Если вы страдаете от очень серьезной болезни, то духовная практика, может быть, не вернет вам здоровье. Вера и любовь, конечно, являются могущественными силами, способными победить так называемые неизлечимые болезни, но такое бывает в исключительных случаях. Очень немногие люди имеют такую веру в Бога и такую любовь к Нему, способные делать чудеса.[7] Тот, кто ведет пристойную жизнь, только готовит лучшие условия для будущего. Настоящее собирает плоды порочного прошлого, но это настоящее, проживаемое в свете, сеет семена следующего воплощения. Таким образом, жизнь ученика состоит из страданий и радостей, ибо, когда он платит за свои совершенные в прошлом нарушения, он знает, что в то же время создает будущее.

Те, кто вступают на путь духовности, надеясь, что будут защищены от испытаний, должны оставить свои иллюзии. Духовная жизнь не является сделкой с Господом. Значит, пусть они себе не воображают, что всё Небо бросится им на помощь, увидев, как они пошли в церковь или вступили в белое братство или в другое духовное движение. Они будут сталкиваться со всеми трудностями жизни, как любой материалист. Но они должны, несмотря ни на что, продолжать идти вперед, зная, что эти трудности очистят и укрепят их, потому что они научатся по-другому к ним относиться. Принимая духовное учение, бедный не станет богатым, невежда – знающим, больной – здоровым, слабый – сильным, а презираемый и непризнанный не получит славу и почести. Вот, вы предупреждены! Может даже случиться, что вы почувствуете себя еще более бедными, невежественными, слабыми и непризнанными, чем прежде. Некоторые из вас, с кем это случилось, говорят мне, что не понимают, что с ними происходит. Что им на это сказать? Просто в них начинает циркулировать новая жизнь.

Да, ибо эта новая более интенсивная жизнь начинается с утончения восприятия вашей внутренней жизни и совершенно нормально, что вы будете не очень счастливы от того, что обнаружите. Но ваше понимание тоже возрастает, и вам этому надо радоваться. Вы скажете: «Но я не освобождаюсь! Я не становлюсь сильнее!» Что вы об этом знаете? Прежде, пока вы не двигались, у вас не было никакого правильного видения своих способностей и вы могли воображать себя сильным и свободным. Сейчас, когда вы решились работать, видя ничтожество первых результатов, вы вынуждены признать свои границы. Это не повод отчаиваться и прекратить работу; понемногу у вас прибавится сил и расширится область их применения. Но начинать надо с того, чтобы увидеть себя таким, какой вы есть.

Вы читали «Путешествия Гулливера» Свифта. После кораблекрушения Гулливер приходит в себя утром на незнакомом берегу. Когда он хочет встать, то понимает, что связан: пока он спал маленькие обитатели этой страны, лилипуты, привязали его к земле сотней крошечных нитей.

Перенесите это в духовный план: пока вы не попробуете пошевелиться, встать, вы не будете знать, что связаны. Но как только вы попробуете встать, чтобы отправиться в дорогу, вы почувствуете себя слабым, парализованным. Собака, лошадь, коза не чувствуют веревки, которой они привязаны к колышку, пока не захотят свободно побегать. А для человека эти привязи – это все те темные стремления, которые держат его на низших уровнях сознания.

Тот, кто остается сидеть на стуле, может воображать себя способным на все подвиги. Только когда он попробует встать, он осознает действительное состояние своих сил. Тогда он будет вынужден отказаться от некоторых иллюзий. И в своем разочаровании он посчитает себя еще более слабым, чем на самом деле. Нет, напротив, это осознание является началом его силы. Трудности, которые он испытывает, отказываясь от своего прошлого образа жизни, доказывают, что он попытался сдвинуться, приложить усилие. Он страдает потому, что, наконец, начал чувствовать, жить и направляться к новому миру.

Уясните себе. Желательно, чтобы вы решились прилагать усилия, но также желательно, чтобы вы знали, что эти усилия произведут в вас потрясения. Иначе, не понимая, что с вами происходит, вы вернетесь к вашей прежней жизни, и всё начнется сначала.

Возьмем, например, человека, который курит уже много лет. Он закуривает сигарету и чувствует себя успокоенным, расслабленным, как будто курение способствует его благополучию, тогда как на самом деле оно разрушает его здоровье. Наконец, однажды, он понимает, что было бы более разумно перестать курить, но клетки его организма, которых он приучил курить, возмущаются, требуют, пишут петиции и раздражают его так, что он капитулирует.

Кто не слышал о нескончаемой борьбе, которую должен вести курильщик или алкоголик, желая освободиться от своей пагубной привычки? Почему эта борьба? Потому что привычки являются связями, которые были созданы с этими живыми созданиями-клетками, и разорвать эти связи очень трудно, они не соглашаются.[8] Это как заставлять развестись мужчину и женщину, которые не хотят разводиться. Решиться изменить свою жизнь – героическое предприятие.

Табак, алкоголь, наркотики являются примерами, которые все хорошо понимают. Но так же со всеми плохими привычками, дурными склонностями: недостатки, пороки, как и болезни, являются сущностями, поселившимися в нас и обладающими собственной волей; что объясняет их сопротивление, как об этом говорят некоторые отрывки из Евангелий, рассказывающие, как Иисус изгонял демонов.[9]

Именно потому, что он изгонял темных сущностей из их тел, безумные обретали разум, немые начинали говорить, а расслабленные – ходить. Но эти сущности нелегко принимали свое поражение, и делали всё возможное, чтобы одержать верх. И Иисус объясняет: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел. И пришед находит его выметенным и убранным; Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого».

Наши слабости, как и наши добродетели, являются живыми сущностями, которые избрали в нас свое жилище. По мере того, как мы прикладываем усилия, чтобы становиться лучше, темные сущности вынуждены нас покидать, ибо наша внутренняя атмосфера становится непригодной для их дыхания. Они не выносят этой чистоты, этого света, которые мы стараемся ввести в себя, и убегают. Оказавшись снаружи, они ищут себе новые жилища, входя в других людей, и уже через этих людей стараются нам вредить. Но ущерба наносится меньше, чем когда эти сущности занимали наше жилище; а так как мы победили этих врагов внутри, мы стали более сильны, чтобы победить их снаружи. Удастся ли нам избавиться от них окончательно? Нет, пока мы на земле, мы будем встречать и трудности, и врагов.

Почему так много замечательных людей встречают ужасную неприязнь? Именно потому, что темные силы, которых они изгнали из своего внутреннего мира, возвращаются атаковать их через других людей, которых раздражают их качества, добродетели, их сила характера. Люди, живущие посредственной жизнью, никого не беспокоят, все ими довольны. Пусть они решатся изгнать некоторые плохие привычки, и эти изгнанные враги начнут атаковать их снаружи. Но даже если им нелегко противостоять, эти внешние враги менее опасны для них, чем враги внутренние.

Итак, сейчас как поступать с этими внешними врагами? С любовью, мягкостью, терпением.[10] Да, с внутренними врагами надо быть суровее, строже, но с внешними врагами этот метод не подходит. К сожалению, люди делают наоборот: они терпеливы и снисходительны к своим внутренним врагам и чрезвычайно суровы к внешним врагам. Итак, надо ли удивляться, что они продолжают биться в безвыходных трудностях?

А сейчас я вам расскажу одну турецкую байку. Болгария до начала двадцатого века была под оттоманским игом и, конечно, в то время было много анекдотов и баек про турок.

Итак, однажды один борец внушительных размеров прохаживался по маленькой улочке Стамбула. Своими подвигами он был известен всем и гордо выступал в толпе… Проходя, он толкнул человека, который шел перед ним и тот возмущенно закричал: «Ты слепой? Не видишь, что кто-то идет перед тобой? Как ты осмелился толкнуть такого уважаемого человека, как я?» Борец обернулся и вместо ответа одним ударом свалил его на землю, и спокойно продолжил свой путь. Через некоторое время он обогнал еще одного человека, которого тоже толкнул. Но тот посмотрел на него без злобы и сказал: «Я счастлив повстречать тебя. Для меня большая честь, что меня толкнул такой чемпион, как ты». Тогда борец достал из кармана кошелек, набитый серебряными монетами и сказал ему: «Держи, это тебе! Я награждаю мудрых. Прочих я опрокидываю на землю».

Правдива эта история или нет? Это неважно: ее интересно истолковать с символической точки зрения. На дорогах жизни нас часто «толкают» события и трудности, и бесполезно протестовать и возмущаться, говоря: «Как? Это сделали со мной?», ибо это лучший способ продолжить получать удары и быть всегда поверженным. Наоборот, тот, кто считает благословением, когда его толкают, всегда что-то выигрывает: он обретает опыт, становится сильнее, богаче.

Реакцию этих двух прохожих некоторым образом можно рассматривать как проявления двух наших натур: низшей натуры, подозрительной, мстительной и высшей натуры, которая в каждой трудности видит повод для совершенствования.[11] Когда вы окажетесь в трудной или унизительной ситуации, вспомните этих двух турок, которых толкнул борец на улице Стамбула. Первый потерпел два поражения: он не смог воспротивиться приказу низшей натуры, заставлявшей его возмутиться, и, вдобавок, его свалили на землю. А второй одержал две победы: он послушался советов своей высшей природы и получил кошелек, полный серебряных монет.

III

Жало страдания

Что большинство религий говорит о страдании? Что оно от Бога: именно Бог посылает испытания праведникам потому, что Он любит их и преследует злодеев, чтобы наказать за их грехи и заставить их вернуться на правильный путь. Неужто Бог на самом деле занимается тем, что посылает страдания людям, праведникам или злодеям?..

Вот ребенок кричит и плачет. Мать спешит к нему и ребенок ей говорит: «Это из-за Тото. – Что случилось? – Я хотел сесть на его велосипед, а он мне его не давал. Тогда я сам захотел его взять, но поскользнулся и стукнулся головой о стену. Тото плохой». Ребенок пытался забрать велосипед своего товарища, сам ушибся, но виноват его товарищ, а не он.

Женщина влюбилась в мужа своей подруги и не соглашается, чтобы этот мужчина, который, по ее мнению, должен принадлежать ей, был связан с другой. Тогда, конечно, она будет страдать. Но вместо того, чтобы признать, что она сама поставила себя в невыносимое положение, она позволяет захватить себя ревностью, вынашивает планы мести и превращает свою жизнь в ад.

Сколько страданий, на которые жалуются люди, подобны этим! Они хотят взять то, что принадлежит другим: вещи, земли, мужей, жен, положение и т. д. и, разумеется, что виноваты другие, потому что препятствуют их вожделениям и амбициям. Как же они тогда избавятся от этих страданий, если не могут понять, что сами являются их причиной? Бог не имеет к этим делам никакого отношения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

См. «Психическая жизнь: элементы и структуры.» Собрание сочинений Извор 222, гл. XIII «Высшее Я».

2

См. «Медитации на восходе солнца.» Брошюра 323 и «Вы боги», часть III, гл. 4: «Солнце, образ Бога и образ человека».

3

См. «Ищите Царства Божия и правды Его», часть VII: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю».

4

Там же, часть VI, гл. 2 (III) «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную…».

5

См. «Познай самого себя» – Джнани Йога, Полное собрание сочинений, т. 17, гл. II: «Синоптическая таблица» и гл. VI «Пища души и духа»; Полное собрание сочинений, т.18, гл. IV: «Знание: сердце и интеллект»; Истина, плод мудрости и любви. Собрание сочинений Извор 234, гл. III «Мудрость и любовь: свет и тепло».

6

См. «Человек, овладевающий своей судьбой.» Собрание сочинений Извор 202, гл. VIII: «Реинкарнация».

7

См. «Любовь больше веры.» Собрание сочинений Извор 239, гл. IV: «Вера твоя спасла тебя».

8

См. «Вы боги». Часть IX, гл. IV: «Тело славы».