и на служенье Богу выступать.
И тут коснулась Божья благодать
святой души, для подвига созревшей,
и начал понимать
сам Иоанн своё предназначенье.
У Иорданских вод
для Высшей Воли Господа свершенья,
он начал знаменитый свой поход.
До тридцати он жил один в пустыне.
Как Илия-пророк был сир и гол,
питался саранчой и мёдом пчёл,
живущих в диких скалах и поныне.
Одежду он обрёл
из волоса верблюда – власяницу
под кожаным ремнём.
И редко видел он людские лица.
И люди мало ведали о нём.
И вот по всей долине Иорданской
пошёл сей тёмноликий человек
с копной волос, не стриженных вовек,
И люд к нему стекается крестьянский,
солдат несёт свой грех.
Чиновники, торговцы городские,
прослышавши о нём,
спешат услышать речи огневые
о Царствии Небесном и о том,
что покаянье станет им спасеньем,
что Суд над миром близится, идёт,
лишь покаяние в грехах спасёт,
избавит от посмертного мученья,
и к Богу приведёт.
Сам Иоанн крестил их в Иордане
и призывал людей
их жизнь переменить и с новым знаньем
раскаяться в греховности своей.
А с покаяньем прощены им будут
за жизнь их совершённые грехи:
«Детей Своих избавит от тоски
Господь наш Бог простит и не осудит.
Страданья нелегки».
И гласом вопиющего в пустыне
Был Иоаннов глас.
Писал о нём Исайя. И поныне
пророчество то в памяти у нас.
«Готовьте люди Господу дорогу!
Тропу Его спрямите перед Ним
душевным покаянием своим!
С пути Его исчезнут все пороги,
развеются, как дым,
наполнятся долины, рвы, а горы
сравняются на нём.
И воссияет на земном просторе
Господень путь в величии своём!
И все узнают о спасенье Божьем»!
И к Иоанну шёл простой народ
креститься в лоне Иорданских вод.
И книжники пожаловали тоже
и фарисейский ход.
Но Иоанн изрёк послам пришедшим:
«Отродья вы змеи!
Кто дал вам знак, чтоб вы бежали спешно
от гнева Божьего»? Сказал он им:
«Не слишком ли к спасению спешите?
Раскаянья не виден даже след,
лишь плоть хотите уберечь от бед.
Вы истинно раскайтесь, докажите:
гордыни больше нет!
Себе не говорите в утешенье:
«Отец наш Авраам»!
Господь из камня может, без сомненья,
его детей тотчас воздвигнуть Сам!
Сыны Завета вы не по рожденью –
лишь Заповедям верностью своей
Завета сын отличен от людей,
лишь верностью Господнему ученью
до окончанья дней!
Топор уже готов рубить деревья.
без доброго плода!
Огонь все поедающий не дремлет –
сожжёт их, уничтожит без следа»!
И спрашивал народ у Иоанна:
«Так что же в этой жизни делать нам»?
«Делите, не жалея, пополам, –
имущество и хлеб вам Богом данный, –
ответил Иоанн, –
Одежду неимущему и пищу
давайте, не скупясь.
Ведь перед Господом никто не лишний:
ни старец нищий, ни великий князь»!
И мытари пришли к нему креститься.
И вопросили: «Как себя вести»?
И он сказал: «На жизненном пути
за справедливость многое простится.
Господь грехи простит,
Проповедь св. Иоанна Крестителя о крещении и покаянии
когда вы соберёте без раздоров
не более того,
что вам определили для поборов,
себе не оставляя ничего».
«А нам, что делать? – воины спросили.
Он им ответил: «Просто честно жить,
народ не обижать, но защитить,
не клеветать, за жалованье силой,
как призваны, служить».
В то время весь Израиль ждал Мессию.
И думали они:
«Уж не Христос ли к нам пришёл впервые,
сойдя с небес на землю в наши дни»?
Но он ответил: «Я крещу водою,
а Тот, Который следует за мной
крестить вас будет не речной водой!
Сильней меня идущий вслед за мною
и Дух на нём Святой!
На обуви Его я недостоин
развязывать ремни.
И Он грядёт, чтоб новый мир устроить,
и близятся Его явленья дни!
И Духом Он Святым крестить вас будет
и правду освещающим огнём!
Он, как крестьянин, на гумне Своём,
всё разберёт, расчистит и рассудит,
заботясь обо всём.
Он в житницу Свою возьмёт пшеницу.
Солому же сгребёт
и, продолжая ревностно трудиться,
в неугасимом пламени сожжёт».
Так людям благовествовал Предтеча,
Крестил в воде, увещевал народ,
когда в толпе у Иорданских вод
явился Он, пришедший издалече,
и выступил вперёд.
Сам Иисус, придя из Галилеи,
смиренно попросил,
чтоб Иоанн в речной воде скорее
Его, раба Господнего, крестил.
Крещение Господне
Но Иоанн промолвил изумлённо:
«Я, Господа любя,
Тебя признал в толпе неугомонной.
МНЕ надобно креститься от ТЕБЯ»!
А Иисус сказал ему на это:
«Оставим всё, как есть. Ведь наш удел
всё выполнить, как нам Господь велел.
С тобой мы на прямой дороге к свету.
И ты на ней прозрел».
Крестившись, Иисус собрался с силой.
Разверзлись небеса.
И Божий Дух, как голубь белокрылый –
души вселенской радость и краса,
слетел на Иисуса легкой тенью,
и глас небесный явственно сказал:
«Мой Сын любимый. Я Тебя послал.
И на Тебе Моё благоволенье»!
Отца Он услыхал…
Глава пятая
Искушение Иисуса; Проповедь в Галилее; отвергнут в Назарете; Исцеляет в Капернауме; Благовествует в Галилее. (Лук. Гл.4).
Святого Духа полон, им ведомый,
подался Иисус
в пустынный край глухой и незнакомый
и там познал Диавола искус.
Искушение Господа от диавола
Он сорок дней без пищи жил в пустыне.
К концу поста вконец оголодал.
И сатана тогда Ему сказал:
«Ты Божий Сын? Так повели, чтоб ныне
тот камень хлебом стал»!
Ему ответил Иисус достойно:
«написано навек,
что жить на свете честно и пристойно
не только хлебом должен человек,
но всяким вдохновенным Божьим словом».
И дьявол Иисуса пригласил
на гору. И с горы Ему явил
Все царства, все владения и снова
к искусу приступил:
«Всю власть Тебе над царствами земными
я передать готов.
Они мои, но сделаю Твоими.
Бери, владей, не тратя лишних слов!
Тебе всего-то нужно поклониться
хозяину земных владений – мне»!
«Негоже поклоняться сатане! –
ответил Иисус, – должно вершиться,
что в давней старине
написано: «Лишь Богу поклоняйся,
лишь Господу служи,
другим богам и силам не давайся,
и правдою Господней дорожи»!
Тогда в столице, на вершину храма
Поставил Иисуса сатана.
И так сказал: «Поверю я сполна,
что Ты Господень Сын любимый самый,
когда Ты спрыгнешь на
булыжный двор с высокой этой башни
и будешь невредим.
Написано: «Хранить Тебя отважно
Он заповедал ангелам Своим.
И на руках снесут Тебя на землю,
чтоб камня не коснулся Ты ногой –
Господень Сын единый, дорогой»!
А Иисус ответил: «Не приемлю!
И есть ответ другой –
Ведь сказано: «Не искушай напрасно
Ты Бога твоего»!
И дьяволу предельно стало ясно,
что здесь он не добьётся ничего.
И перестал он искушать Мессию
и временно попытки прекратил,
до случая надежду затаил.
Он знал – настанут времена иные.
Дождаться их решил.
О пережитом всуе не жалея,
пустился Иисус
из диких мест в родную Галилею,
где воздух чист и сладостен на вкус,
где синевой Генисарет сияет,
где зелены холмы, цветут сады,
дарящие прекрасные плоды,
где свод небес лазурных отражает
величие воды.
Прошёл Он Вифсаиду, Капернаум,
оставив в душах след.
И перед Ним о Нём катилась слава.
И вот Он дома – здравствуй, Назарет.
И здесь, в знакомой с детства синагоге,
в субботний день, придя сюда опять,
Он встал для всех Писание читать,
душой и сердцем устремившись к Богу.
И Божья благодать:
Исайи книгу Иисусу дали
и Он её раскрыл
на месте, где пророк из древней дали
в своих писаньях людям говорил:
«Господень Дух на Мне, Я призван Богом,
чтоб нищим благовествовать в пути,
чтоб пленных на свободу отпустить,
чтоб утолить измученных тревогу,
слепых на свет вести,
чтоб лето славы, милости Господней
народу возвестить».
Он кончил, сел и в храме принародно
стал тихо Божью правду говорить:
«Вы слышали. Я говорю вам ныне:
пророчество исполнилось сполна,
и чистой веры новая волна
в сердца людей измученных прихлынет».
А в храме тишина.
Внимают люди проповеди света
Они поражены:
«Неужто мудрый проповедник этот –
простой столяр, Иосифовов сын»?
«Но вы, конечно, вспомните присловье, –
продолжил Иисус, – «Врач, исцели
Себя ты Сам. И чудо сотвори,
такое же, как ты творил с любовью
от родины вдали.
Иисус Христос в синагоге Назаретской
Как в Капернауме, слыхали, делал
недавним летним днём»!
И Он продолжил грустно им, но смело:
«Пророка нет в отечестве своём!
Ведь даже из Писаний нам известно,
что в давние пророков времена
в чужих они, бывало, племенах
вершили чудеса, служили честно
на совесть, не за страх.
В Израиле три с половиной года
не родила земля.
От засухи царил ужасный голод.
В те дни там находился Илия.
И много вдов Израиля страдали,
но ни к одной не послан был пророк,
в Сидонскую Сарепту, видит Бог,
к языческой вдове его призвали
и там он ей помог.
Мы знаем: при пророке Елисее
Израиль пострадал.
Взяла проказа многих из евреев,
и как спастись тогда никто не знал.
А в это время Нееман – вельможа
сирийского царя был поражён.
В проказе к Елисею на поклон
приехал белый, с язвами на коже.
Просил пророка он
его избавить чудом от проказы,
сулил озолотить.
И Елисей, в прозренье Божьем, сразу
сказал ему, как нужно поступить.
И вот семь раз, омывшись в Иордане,
очистился сириец Нееман
от язв своих и от кровавых ран.
Но более в земле обетованной
пророком не был дан
ни одному из страждущих жестоко
к выздоровленью путь.
Не дал ему Господь рукой высокой
предавших Бога к жизни повернуть».
Но ропот тут пошёл по синагоге:
«Язычников Он ставит выше нас!
А древних притчей свет давно погас»!
И ярость нарастает и тревога.
Всех с мест сорвало враз.
И вытеснив Христа из синагоги,
из города Его
вели по горной западной дороге,
в сердцах желая только одного:
избавиться скорей от лжепророка,
который унижает свой народ.
К обрыву подошли они и вот
Лишь взглядом Он открыв Себе дорогу,
пошёл по ней вперёд,
спустился в Капернаум Галилейский
дорогою своей.
В субботы стал учить народ еврейский
и словом сильным покорял людей.
Был в синагоге человек несчастный.
Дух демона нечистого в нём был
и демон этот в ярости вопил:
«Ты, Иисус из Назарета! Ясно –
не пожалеешь сил,
чтоб нас тут погубить и уничтожить!
Тебя я смог узнать –
Святой Ты Божий, нам Ты не поможешь,
и наших дел не в силах Ты понять»!
На то Христос сказал ему спокойно:
«Молчи. Из человека выйди вон».
Нечистый дух тотчас, как страшный сон,
рванулся из прохлады в полдень знойный,
издав протяжный стон.
А человек тот, рухнув пред толпою.
остался невредим.
И в ужасе шептались меж собою:
«Над духами он властен. Сила с ним»!
И слух о Нём разнёсся по округе:
Тиверия, Хоразин, Назарет
И Капернаум и Генисарет -
повсюду говорят о Нём друг другу.
Важнее темы нет!
Вот Иисус, уйдя из синагоги,
вошёл в Симонов дом.
И всех застал Он в грусти и тревоге:
больна Симона тёща в доме том.
Она в горячке маялась смертельной.
И все просили женщине помочь.
Она горит, ей жить уже не в мочь.
Христос склонился над её постелью,
прогнал горячку прочь.
И женщина здоровой, невредимой
с постели поднялась.
Забыв о маяте невыносимой,
прислуживать им бодро принялась.
К заходу солнца люди потянулись
к Христу и привели своих больных.
И руки возложил Христос на них.
И от болезней многие очнулись,
а из нутра других
дрожа от страха, бесы выходили
ругаясь и крича:
«Ты – Божий Сын»! Но Он велел, чтоб скрыли
что Он – Христос. Ещё не пробил час.
А днём из дома Он ушёл в пустыню,
но люди там нашли Его опять,
пытались упросить и удержать,
чтоб Он остался, чтобы не покинул,
помог другими стать.
Но людям отвечал Христос: «Мне нужно
нести благую весть
о Царстве Божьем северным и южным –
всем городам, что в Иудее есть!
Для этого Я послан и исполню
священный долг пред Господом Моим»!
Народом уважаем и любим
Пошёл Христос, раздумий мудрых полный.
Отец Его был с Ним.
И проповедовал Он в синагогах
Израильских больших.
Внимал Ему народ во имя Бога.
И много душ к Нему пришло из них.
Глава шестая
Симон Пётр и другие ученики следуют за Иисусом; Исцеление прокажённого; Иисус исцеляет калеку; Призвание Левия; Спор о времени поста. (Лук, гл.5)
Однажды Иисус в Генисарете
у озера учил.
Чтоб слышать лучше Божье слово света
народ Его толпою окружил.
А в это время дружно рыболовы
закончили на озере свой лов.
Ничтожен был печальный их улов.
Пустые сети, сирые как вдовы –
итог ночных трудов.
В большую лодку рыбака Симона
Иисус легко вступил.
От берега отплыть неотдалённо
Он рыбака тихонько попросил.
И сел учить народ из лодки этой.
Закончив, так Симону Он сказал:
«Плыви на глубину, хочу, чтоб знал:
на берег возвратишься ты с победой.
Я всё сказал»!
«Наставник наш, – Симон Ему ответил, –
трудились мы всю ночь,
никто и рыбки в водах не приметил –
из этих мест ушла вся рыба прочь.
По Твоему всё выполню я слову.
И пусть надежды нет нам ожидать,
что хоть рыбёшку сможем мы поймать,
забросить сеть ещё раз мы готовы.
Не знаю, что сказать»…
Но вот их сеть полна и неподъёмна.
На помощь к ним спешат
другие рыбаки – два брата кровных,
друзья Симона – Иоанн и брат.
Трещат от груза сети, льётся рыба
в рыбачьи лодки радужной рекой.
Забыта ночь с печалью и тоской.
И чуда новоявленного глыба
закрыла мир собой.
Чудесный лов рыбы в озере Генисаретском
К коленям Иисуса изумлённый
припал тогда Симон.
«О, Господи, – уловом потрясённый,
стал говорить там Иисусу он, –
Ты удались от нас, ведь я так грешен!
И святостью великою своей
ты умножаешь грех души моей.
Я пред тобою нищ и безутешен
до окончанья дней»!
И Заведеевы сыны – два брата
Иаков, Иоанн,
Симонов брат Андрей безмерно рады,
но видят – чудом сей улов им дан.
А Иисус Симона успокоил:
«Отныне станешь на земле отцов
не рыб, а человечьих душ ловцом,
что света ждут в житейском бурном море.
Там ждёт тебя улов».
И словом очарованы Христовым,
оставив всё, как есть,
ушли они за Ним, нести готовы
о Царстве Божьем радостную весть.
По Галилейским пущам приозёрным
идут они с Учителем своим.
И Божья правда открывалась Им
в равнинных городах, селеньях горных
на встречах люда с Ним.
Однажды к Иисусу прокажённый
с мольбою подошёл.
Пав ниц пред Ним, коленопреклонённый,
он с чистой верой речь свою повёл:
«О, Господи, когда Ты лишь захочешь,
Ты сможешь от болезни роковой
меня очистить и вернуть покой,
вернуть здоровье Ты один лишь можешь.
Я всей душою Твой»!
«Хочу. Очистись! – Иисус нагнулся.
Недрогнувшей рукой
Он с болью в сердце тихо прикоснулся
к склонённой низко голове седой.
Мгновенно исцелившись от проказы,
старик в слезах к ногам Его припал.
А Иисус тогда ему сказал:
«Не скажешь никому, нигде, ни разу
о том, что здесь узнал.
Лишь жертву принесёшь за очищенье,
как Моисей велел,
чтоб люди знали – Божьим помышленьем
отведен твой мучительный удел»!
Молва об Иисусе расширялась
кругами, как от камня на воде.
И где б не появлялся Он, везде
К Нему сходились слушать, врачеваться,
поведать о беде.
А Иисус любил бродить в пустыне.
И часто там один
молился и, сомнения отринув,
Отца просил о милости, как Сын.
Однажды Он учил народ привычно.
Там собралось людей – не сосчитать!
И фарисеи стали посещать,
и книжники к Нему являлись лично,
стремясь Его понять.
Из Иудеи, Иерусалима
приехали сюда.
Из Галилеи, Господом любимой,
пришли, свои покинув города.
А Иисус в те дни Господню силу
являл сполна, чтоб исцелять людей.
К Нему с печальной ношею своей
пройти пыталось: «Господи, помилуй!»
семейство из гостей.
Сыны несли отца. Парализован,
недвижим был отец.
Но верили они в Господне слово.
Пробиться в дом мечтали наконец.
Туда, где Иисус их боль услышит,
где учит Он и пользует больных.
Но вход к Нему толпой закрыт для них.
Тогда они проникли через крышу.
«Нет способов иных, –
сказали Иисусу эти люди, –
Доверимся судьбе.
Господь с Тобой и то вершить Ты будешь,
что Господом ниспослано Тебе»!
И видя веру этих простодушных
детей, что любят своего отца,
верны ему до самого конца,
сказал Христос три слова самых нужных
от своего лица:
«Прощаются грехи твои, несчастный»!
И фарисеи все
подумали: «Слова Его ужасны!
Кто Он такой? Он обнаглел совсем!
Он богохульствует! Ведь, кроме Бога
никто не может нам грехи прощать»!
Но Иисус их понял и опять
промолвил: «Понапрасну все тревоги.
Что легче Мне сказать:
«Прощаются грехи твои отныне»,
или «Встань и ходи»?
Сын Человеческий, грехи земные
имеет власть прощать в земном пути!
А чтобы вам понятней было это,
при всех больному ясно говорю:
встань на ноги, возьми постель свою,
иди домой. Возрадуешься свету,
забыв болезнь сию»!
И тотчас встал пред ними, славя Бога
счастливый человек.
Поднял постель и двинулся к порогу.
Но страх и ужас обуяли всех.
И Божье имя люди прославляли,
И говорили видевшие все:
«Мы чудные дела во всей красе,
во всём величии здесь повидали!
Он исцелён совсем»!
Неподалёку сборщика налогов
увидел Иисус.
То мытарь Левий подбивал итоги –
считал монеты и вошёл во вкус.
«Иди за мной, – сказал ему Мессия.
Тот встал и добрым помыслом ведом,
ввёл Иисуса в свой богатый дом
и пир устроил славный и красивый
он в доме том.
Он мытарей собрал на угощенье
и всех своих друзей.
И книжников позвал и фарисеев.
Приветил многих щедростью своей.
А фарисеи злились и роптали,
что Иисус со всеми заодно
и с мытарями ест и пьёт вино,
что грешников полно сюда назвали,
а им не всё равно
с кем разделять трапезу и застолье.
Им Иисус сказал:
«Но врач ведь нужен только тем, кто болен.
К здоровому врача Я б не послал.
Не праведных зову Я к покаянью,
а грешников. В деяниях лихих,
покаявшись, от боли и тоски
избавятся и через раскаянье
простятся им грехи».
Тогда Ему сказали фарисеи:
«Твои ученики
едят и пьют, напитков не жалея.
Им пост, закон, молитва не с руки.
У фарисеев и у Иоанна –
постятся часто, молятся все дни,
закон и ритуал блюдут они
во тьме ночной, и светлым утром ранним,
чтоб сан не уронить».
А Иисус ответил фарисеям:
«Да разве кто поймёт,
чтоб жениха друзья, постясь сидели,
когда жених на свадьбе с ними пьёт.
Но пир не вечен. Дни придут иные,
и уведут из дома жениха.
И в эти дни великая тоска
и пост великий, а за ним другие
настанут на века»!
Тут Иисус сказал три притчи сряду
собравшимся – на суд:
«На ветхую одежду для заплаты
никто от новой не берёт лоскут.
Ведь так испортишь новую одежду,
а к ветхой та заплата не пойдёт.
Кто новую одежду раздерёт,
останется в рванье, бедней, чем прежде,
удачи не найдёт.
Вино мы молодое не вливаем
в усохший, ветхий мех.
Вино, бродя, мех ветхий разрывает.
Понятна эта истина для всех.
И кто поступит вопреки природе,
и мех свой потеряет и вино.
Как предки наши делали давно,
в мех только новый то вино, что бродит
вливать разрешено.
Тогда и мех мы сохраним пригодный
и вина сбережём.
Ещё одно скажу теперь свободно:
Мы старое вино с отрадой пьём.
Но выпив старого, никто не хочет
тотчас отведать нового вина.
И в притче этой истина одна:
Нам старое вино привычно очень
И пьём его до дна»!
Глава седьмая
Первое чудо в Кане; Изгнание продавцов из храма; Храм Его тела; Видя Его чудеса, многие уверовали. (Ин. гл.2).
В один из первых дней пути земного
был в Кану приглашён
сам Иисус. Просили благосклонно,
чтоб со своими был на свадьбе Он.
И Мать Его родимая Мария
На свадьбу ту была приглашена.
С гостями пировала там она –
жених с невестой люди не чужие.
И не один до дна
там кубок был вина друзьями выпит.
Закончилось вино.
Кувшин последний был недавно вылит
и показал гостям сухое дно.
И свадьба в день седьмой вина лишилась
И был жених безмерно огорчён.
Отсутствием вина он удручён.
И тут Мария к сыну обратилась,
чтоб всё исправил Он.
«Зачем ко Мне ты с этим обратилась? –
ей Иисус сказал, –
Ты ждёшь, чтоб ныне чудо совершилось?
Но час Мой для свершений не настал».
Тогда Мария слугам так сказала:
«Что Он велит, то делайте сейчас».
И любящих не отводила глаз
от Иисуса, будто увидала
Его на этот раз
в каком-то новом, необычном свете.
То был небесный свет.
А слуги на слова простые эти
просили Иисуса дать совет.
Он указал на шесть пустых сосудов
по десять литров каждый, для воды,
и приказал тем слугам молодым
наполнить их и почерпнуть оттуда
старейшинам седым.
Брак в Канне Галилейской
Распорядитель той воды отведал:
«Хорошее вино!
Такого в жизни я ещё не ведал –
знакомых вин прекраснее оно»!
Но он не знал, откуда появилось.
(Служителям лишь ведом был секрет)
И жениху сказал: «От давних лет
впервые здесь такое получилось.
Других примеров нет,
чтоб не подать гостям в начале пира
всё лучшее вино!
Да им всегда, от сотворенья мира,
застолье открывать заведено!
И лишь потом, когда подпили гости,
развеселились, сбили аппетит,
тогда уж нас никто не пожурит
за то, что вина подаём попроще.
Подпивший всё простит»!
Здесь, в Канне, Иисус своё величье
открыто доказал.
И в новом неизведанном обличье
Он пред своими в этот день предстал.
Ученики уверовали свято
в Учителя Божественную суть,
в Его особый, Богом данный путь,