Книга Евангелие. Библия в стихах - читать онлайн бесплатно, автор Леонид Ильич Михелев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Евангелие. Библия в стихах
Евангелие. Библия в стихах
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Евангелие. Библия в стихах

и на служенье Богу выступать.

И тут коснулась Божья благодать

святой души, для подвига созревшей,

и начал понимать


сам Иоанн своё предназначенье.

У Иорданских вод

для Высшей Воли Господа свершенья,

он начал знаменитый свой поход.

До тридцати он жил один в пустыне.

Как Илия-пророк был сир и гол,

питался саранчой и мёдом пчёл,

живущих в диких скалах и поныне.

Одежду он обрёл


из волоса верблюда – власяницу

под кожаным ремнём.

И редко видел он людские лица.

И люди мало ведали о нём.

И вот по всей долине Иорданской

пошёл сей тёмноликий человек

с копной волос, не стриженных вовек,

И люд к нему стекается крестьянский,

солдат несёт свой грех.


Чиновники, торговцы городские,

прослышавши о нём,

спешат услышать речи огневые

о Царствии Небесном и о том,

что покаянье станет им спасеньем,

что Суд над миром близится, идёт,

лишь покаяние в грехах спасёт,

избавит от посмертного мученья,

и к Богу приведёт.


Сам Иоанн крестил их в Иордане

и призывал людей

их жизнь переменить и с новым знаньем

раскаяться в греховности своей.

А с покаяньем прощены им будут

за жизнь их совершённые грехи:

«Детей Своих избавит от тоски

Господь наш Бог простит и не осудит.

Страданья нелегки».


И гласом вопиющего в пустыне

Был Иоаннов глас.

Писал о нём Исайя. И поныне

пророчество то в памяти у нас.

«Готовьте люди Господу дорогу!

Тропу Его спрямите перед Ним

душевным покаянием своим!

С пути Его исчезнут все пороги,

развеются, как дым,


наполнятся долины, рвы, а горы

сравняются на нём.

И воссияет на земном просторе

Господень путь в величии своём!

И все узнают о спасенье Божьем»!

И к Иоанну шёл простой народ

креститься в лоне Иорданских вод.

И книжники пожаловали тоже

и фарисейский ход.


Но Иоанн изрёк послам пришедшим:

«Отродья вы змеи!

Кто дал вам знак, чтоб вы бежали спешно

от гнева Божьего»? Сказал он им:

«Не слишком ли к спасению спешите?

Раскаянья не виден даже след,

лишь плоть хотите уберечь от бед.

Вы истинно раскайтесь, докажите:

гордыни больше нет!


Себе не говорите в утешенье:

«Отец наш Авраам»!

Господь из камня может, без сомненья,

его детей тотчас воздвигнуть Сам!

Сыны Завета вы не по рожденью –

лишь Заповедям верностью своей

Завета сын отличен от людей,

лишь верностью Господнему ученью

до окончанья дней!


Топор уже готов рубить деревья.

без доброго плода!

Огонь все поедающий не дремлет –

сожжёт их, уничтожит без следа»!

И спрашивал народ у Иоанна:

«Так что же в этой жизни делать нам»?

«Делите, не жалея, пополам, –

имущество и хлеб вам Богом данный, –

ответил Иоанн, –


Одежду неимущему и пищу

давайте, не скупясь.

Ведь перед Господом никто не лишний:

ни старец нищий, ни великий князь»!

И мытари пришли к нему креститься.

И вопросили: «Как себя вести»?

И он сказал: «На жизненном пути

за справедливость многое простится.

Господь грехи простит,


Проповедь св. Иоанна Крестителя о крещении и покаянии


когда вы соберёте без раздоров

не более того,

что вам определили для поборов,

себе не оставляя ничего».

«А нам, что делать? – воины спросили.

Он им ответил: «Просто честно жить,

народ не обижать, но защитить,

не клеветать, за жалованье силой,

как призваны, служить».


В то время весь Израиль ждал Мессию.

И думали они:

«Уж не Христос ли к нам пришёл впервые,

сойдя с небес на землю в наши дни»?

Но он ответил: «Я крещу водою,

а Тот, Который следует за мной

крестить вас будет не речной водой!

Сильней меня идущий вслед за мною

и Дух на нём Святой!


На обуви Его я недостоин

развязывать ремни.

И Он грядёт, чтоб новый мир устроить,

и близятся Его явленья дни!

И Духом Он Святым крестить вас будет

и правду освещающим огнём!

Он, как крестьянин, на гумне Своём,

всё разберёт, расчистит и рассудит,

заботясь обо всём.


Он в житницу Свою возьмёт пшеницу.

Солому же сгребёт

и, продолжая ревностно трудиться,

в неугасимом пламени сожжёт».

Так людям благовествовал Предтеча,

Крестил в воде, увещевал народ,

когда в толпе у Иорданских вод

явился Он, пришедший издалече,

и выступил вперёд.


Сам Иисус, придя из Галилеи,

смиренно попросил,

чтоб Иоанн в речной воде скорее

Его, раба Господнего, крестил.


Крещение Господне


Но Иоанн промолвил изумлённо:

«Я, Господа любя,

Тебя признал в толпе неугомонной.

МНЕ надобно креститься от ТЕБЯ»!

А Иисус сказал ему на это:

«Оставим всё, как есть. Ведь наш удел

всё выполнить, как нам Господь велел.

С тобой мы на прямой дороге к свету.

И ты на ней прозрел».


Крестившись, Иисус собрался с силой.

Разверзлись небеса.

И Божий Дух, как голубь белокрылый –

души вселенской радость и краса,

слетел на Иисуса легкой тенью,

и глас небесный явственно сказал:

«Мой Сын любимый. Я Тебя послал.

И на Тебе Моё благоволенье»!

Отца Он услыхал…

Глава пятая

Искушение Иисуса; Проповедь в Галилее; отвергнут в Назарете; Исцеляет в Капернауме; Благовествует в Галилее. (Лук. Гл.4).


Святого Духа полон, им ведомый,

подался Иисус

в пустынный край глухой и незнакомый

и там познал Диавола искус.


Искушение Господа от диавола


Он сорок дней без пищи жил в пустыне.

К концу поста вконец оголодал.

И сатана тогда Ему сказал:

«Ты Божий Сын? Так повели, чтоб ныне

тот камень хлебом стал»!


Ему ответил Иисус достойно:

«написано навек,

что жить на свете честно и пристойно

не только хлебом должен человек,

но всяким вдохновенным Божьим словом».

И дьявол Иисуса пригласил

на гору. И с горы Ему явил

Все царства, все владения и снова

к искусу приступил:


«Всю власть Тебе над царствами земными

я передать готов.

Они мои, но сделаю Твоими.

Бери, владей, не тратя лишних слов!

Тебе всего-то нужно поклониться

хозяину земных владений – мне»!

«Негоже поклоняться сатане! –

ответил Иисус, – должно вершиться,

что в давней старине


написано: «Лишь Богу поклоняйся,

лишь Господу служи,

другим богам и силам не давайся,

и правдою Господней дорожи»!

Тогда в столице, на вершину храма

Поставил Иисуса сатана.

И так сказал: «Поверю я сполна,

что Ты Господень Сын любимый самый,

когда Ты спрыгнешь на


булыжный двор с высокой этой башни

и будешь невредим.

Написано: «Хранить Тебя отважно

Он заповедал ангелам Своим.

И на руках снесут Тебя на землю,

чтоб камня не коснулся Ты ногой –

Господень Сын единый, дорогой»!

А Иисус ответил: «Не приемлю!

И есть ответ другой –


Ведь сказано: «Не искушай напрасно

Ты Бога твоего»!

И дьяволу предельно стало ясно,

что здесь он не добьётся ничего.

И перестал он искушать Мессию

и временно попытки прекратил,

до случая надежду затаил.

Он знал – настанут времена иные.

Дождаться их решил.


О пережитом всуе не жалея,

пустился Иисус

из диких мест в родную Галилею,

где воздух чист и сладостен на вкус,

где синевой Генисарет сияет,

где зелены холмы, цветут сады,

дарящие прекрасные плоды,

где свод небес лазурных отражает

величие воды.


Прошёл Он Вифсаиду, Капернаум,

оставив в душах след.

И перед Ним о Нём катилась слава.

И вот Он дома – здравствуй, Назарет.

И здесь, в знакомой с детства синагоге,

в субботний день, придя сюда опять,

Он встал для всех Писание читать,

душой и сердцем устремившись к Богу.

И Божья благодать:


Исайи книгу Иисусу дали

и Он её раскрыл

на месте, где пророк из древней дали

в своих писаньях людям говорил:

«Господень Дух на Мне, Я призван Богом,

чтоб нищим благовествовать в пути,

чтоб пленных на свободу отпустить,

чтоб утолить измученных тревогу,

слепых на свет вести,


чтоб лето славы, милости Господней

народу возвестить».

Он кончил, сел и в храме принародно

стал тихо Божью правду говорить:

«Вы слышали. Я говорю вам ныне:

пророчество исполнилось сполна,

и чистой веры новая волна

в сердца людей измученных прихлынет».

А в храме тишина.


Внимают люди проповеди света

Они поражены:

«Неужто мудрый проповедник этот –

простой столяр, Иосифовов сын»?

«Но вы, конечно, вспомните присловье, –

продолжил Иисус, – «Врач, исцели

Себя ты Сам. И чудо сотвори,

такое же, как ты творил с любовью

от родины вдали.


Иисус Христос в синагоге Назаретской


Как в Капернауме, слыхали, делал

недавним летним днём»!

И Он продолжил грустно им, но смело:

«Пророка нет в отечестве своём!

Ведь даже из Писаний нам известно,

что в давние пророков времена

в чужих они, бывало, племенах

вершили чудеса, служили честно

на совесть, не за страх.


В Израиле три с половиной года

не родила земля.

От засухи царил ужасный голод.

В те дни там находился Илия.

И много вдов Израиля страдали,

но ни к одной не послан был пророк,

в Сидонскую Сарепту, видит Бог,

к языческой вдове его призвали

и там он ей помог.


Мы знаем: при пророке Елисее

Израиль пострадал.

Взяла проказа многих из евреев,

и как спастись тогда никто не знал.

А в это время Нееман – вельможа

сирийского царя был поражён.

В проказе к Елисею на поклон

приехал белый, с язвами на коже.

Просил пророка он


его избавить чудом от проказы,

сулил озолотить.

И Елисей, в прозренье Божьем, сразу

сказал ему, как нужно поступить.

И вот семь раз, омывшись в Иордане,

очистился сириец Нееман

от язв своих и от кровавых ран.

Но более в земле обетованной

пророком не был дан


ни одному из страждущих жестоко

к выздоровленью путь.

Не дал ему Господь рукой высокой

предавших Бога к жизни повернуть».

Но ропот тут пошёл по синагоге:

«Язычников Он ставит выше нас!

А древних притчей свет давно погас»!

И ярость нарастает и тревога.

Всех с мест сорвало враз.


И вытеснив Христа из синагоги,

из города Его

вели по горной западной дороге,

в сердцах желая только одного:

избавиться скорей от лжепророка,

который унижает свой народ.

К обрыву подошли они и вот

Лишь взглядом Он открыв Себе дорогу,

пошёл по ней вперёд,


спустился в Капернаум Галилейский

дорогою своей.

В субботы стал учить народ еврейский

и словом сильным покорял людей.

Был в синагоге человек несчастный.

Дух демона нечистого в нём был

и демон этот в ярости вопил:

«Ты, Иисус из Назарета! Ясно –

не пожалеешь сил,


чтоб нас тут погубить и уничтожить!

Тебя я смог узнать –

Святой Ты Божий, нам Ты не поможешь,

и наших дел не в силах Ты понять»!

На то Христос сказал ему спокойно:

«Молчи. Из человека выйди вон».

Нечистый дух тотчас, как страшный сон,

рванулся из прохлады в полдень знойный,

издав протяжный стон.


А человек тот, рухнув пред толпою.

остался невредим.

И в ужасе шептались меж собою:

«Над духами он властен. Сила с ним»!

И слух о Нём разнёсся по округе:

Тиверия, Хоразин, Назарет

И Капернаум и Генисарет -

повсюду говорят о Нём друг другу.

Важнее темы нет!


Вот Иисус, уйдя из синагоги,

вошёл в Симонов дом.

И всех застал Он в грусти и тревоге:

больна Симона тёща в доме том.

Она в горячке маялась смертельной.

И все просили женщине помочь.

Она горит, ей жить уже не в мочь.

Христос склонился над её постелью,

прогнал горячку прочь.


И женщина здоровой, невредимой

с постели поднялась.

Забыв о маяте невыносимой,

прислуживать им бодро принялась.

К заходу солнца люди потянулись

к Христу и привели своих больных.

И руки возложил Христос на них.

И от болезней многие очнулись,

а из нутра других


дрожа от страха, бесы выходили

ругаясь и крича:

«Ты – Божий Сын»! Но Он велел, чтоб скрыли

что Он – Христос. Ещё не пробил час.

А днём из дома Он ушёл в пустыню,

но люди там нашли Его опять,

пытались упросить и удержать,

чтоб Он остался, чтобы не покинул,

помог другими стать.


Но людям отвечал Христос: «Мне нужно

нести благую весть

о Царстве Божьем северным и южным –

всем городам, что в Иудее есть!

Для этого Я послан и исполню

священный долг пред Господом Моим»!

Народом уважаем и любим

Пошёл Христос, раздумий мудрых полный.

Отец Его был с Ним.


И проповедовал Он в синагогах

Израильских больших.

Внимал Ему народ во имя Бога.

И много душ к Нему пришло из них.

Глава шестая

Симон Пётр и другие ученики следуют за Иисусом; Исцеление прокажённого; Иисус исцеляет калеку; Призвание Левия; Спор о времени поста. (Лук, гл.5)

Однажды Иисус в Генисарете

у озера учил.

Чтоб слышать лучше Божье слово света

народ Его толпою окружил.

А в это время дружно рыболовы

закончили на озере свой лов.

Ничтожен был печальный их улов.

Пустые сети, сирые как вдовы –

итог ночных трудов.


В большую лодку рыбака Симона

Иисус легко вступил.

От берега отплыть неотдалённо

Он рыбака тихонько попросил.

И сел учить народ из лодки этой.

Закончив, так Симону Он сказал:

«Плыви на глубину, хочу, чтоб знал:

на берег возвратишься ты с победой.

Я всё сказал»!


«Наставник наш, – Симон Ему ответил, –

трудились мы всю ночь,

никто и рыбки в водах не приметил –

из этих мест ушла вся рыба прочь.

По Твоему всё выполню я слову.

И пусть надежды нет нам ожидать,

что хоть рыбёшку сможем мы поймать,

забросить сеть ещё раз мы готовы.

Не знаю, что сказать»…


Но вот их сеть полна и неподъёмна.

На помощь к ним спешат

другие рыбаки – два брата кровных,

друзья Симона – Иоанн и брат.

Трещат от груза сети, льётся рыба

в рыбачьи лодки радужной рекой.

Забыта ночь с печалью и тоской.

И чуда новоявленного глыба

закрыла мир собой.


Чудесный лов рыбы в озере Генисаретском


К коленям Иисуса изумлённый

припал тогда Симон.

«О, Господи, – уловом потрясённый,

стал говорить там Иисусу он, –

Ты удались от нас, ведь я так грешен!

И святостью великою своей

ты умножаешь грех души моей.

Я пред тобою нищ и безутешен

до окончанья дней»!


И Заведеевы сыны – два брата

Иаков, Иоанн,

Симонов брат Андрей безмерно рады,

но видят – чудом сей улов им дан.

А Иисус Симона успокоил:

«Отныне станешь на земле отцов

не рыб, а человечьих душ ловцом,

что света ждут в житейском бурном море.

Там ждёт тебя улов».


И словом очарованы Христовым,

оставив всё, как есть,

ушли они за Ним, нести готовы

о Царстве Божьем радостную весть.

По Галилейским пущам приозёрным

идут они с Учителем своим.

И Божья правда открывалась Им

в равнинных городах, селеньях горных

на встречах люда с Ним.


Однажды к Иисусу прокажённый

с мольбою подошёл.

Пав ниц пред Ним, коленопреклонённый,

он с чистой верой речь свою повёл:

«О, Господи, когда Ты лишь захочешь,

Ты сможешь от болезни роковой

меня очистить и вернуть покой,

вернуть здоровье Ты один лишь можешь.

Я всей душою Твой»!


«Хочу. Очистись! – Иисус нагнулся.

Недрогнувшей рукой

Он с болью в сердце тихо прикоснулся

к склонённой низко голове седой.

Мгновенно исцелившись от проказы,

старик в слезах к ногам Его припал.

А Иисус тогда ему сказал:

«Не скажешь никому, нигде, ни разу

о том, что здесь узнал.


Лишь жертву принесёшь за очищенье,

как Моисей велел,

чтоб люди знали – Божьим помышленьем

отведен твой мучительный удел»!

Молва об Иисусе расширялась

кругами, как от камня на воде.

И где б не появлялся Он, везде

К Нему сходились слушать, врачеваться,

поведать о беде.


А Иисус любил бродить в пустыне.

И часто там один

молился и, сомнения отринув,

Отца просил о милости, как Сын.

Однажды Он учил народ привычно.

Там собралось людей – не сосчитать!

И фарисеи стали посещать,

и книжники к Нему являлись лично,

стремясь Его понять.


Из Иудеи, Иерусалима

приехали сюда.

Из Галилеи, Господом любимой,

пришли, свои покинув города.

А Иисус в те дни Господню силу

являл сполна, чтоб исцелять людей.

К Нему с печальной ношею своей

пройти пыталось: «Господи, помилуй!»

семейство из гостей.


Сыны несли отца. Парализован,

недвижим был отец.

Но верили они в Господне слово.

Пробиться в дом мечтали наконец.

Туда, где Иисус их боль услышит,

где учит Он и пользует больных.

Но вход к Нему толпой закрыт для них.

Тогда они проникли через крышу.

«Нет способов иных, –


сказали Иисусу эти люди, –

Доверимся судьбе.

Господь с Тобой и то вершить Ты будешь,

что Господом ниспослано Тебе»!

И видя веру этих простодушных

детей, что любят своего отца,

верны ему до самого конца,

сказал Христос три слова самых нужных

от своего лица:


«Прощаются грехи твои, несчастный»!

И фарисеи все

подумали: «Слова Его ужасны!

Кто Он такой? Он обнаглел совсем!

Он богохульствует! Ведь, кроме Бога

никто не может нам грехи прощать»!

Но Иисус их понял и опять

промолвил: «Понапрасну все тревоги.

Что легче Мне сказать:


«Прощаются грехи твои отныне»,

или «Встань и ходи»?

Сын Человеческий, грехи земные

имеет власть прощать в земном пути!

А чтобы вам понятней было это,

при всех больному ясно говорю:

встань на ноги, возьми постель свою,

иди домой. Возрадуешься свету,

забыв болезнь сию»!


И тотчас встал пред ними, славя Бога

счастливый человек.

Поднял постель и двинулся к порогу.

Но страх и ужас обуяли всех.

И Божье имя люди прославляли,

И говорили видевшие все:

«Мы чудные дела во всей красе,

во всём величии здесь повидали!

Он исцелён совсем»!


Неподалёку сборщика налогов

увидел Иисус.

То мытарь Левий подбивал итоги –

считал монеты и вошёл во вкус.

«Иди за мной, – сказал ему Мессия.

Тот встал и добрым помыслом ведом,

ввёл Иисуса в свой богатый дом

и пир устроил славный и красивый

он в доме том.


Он мытарей собрал на угощенье

и всех своих друзей.

И книжников позвал и фарисеев.

Приветил многих щедростью своей.

А фарисеи злились и роптали,

что Иисус со всеми заодно

и с мытарями ест и пьёт вино,

что грешников полно сюда назвали,

а им не всё равно


с кем разделять трапезу и застолье.

Им Иисус сказал:

«Но врач ведь нужен только тем, кто болен.

К здоровому врача Я б не послал.

Не праведных зову Я к покаянью,

а грешников. В деяниях лихих,

покаявшись, от боли и тоски

избавятся и через раскаянье

простятся им грехи».


Тогда Ему сказали фарисеи:

«Твои ученики

едят и пьют, напитков не жалея.

Им пост, закон, молитва не с руки.

У фарисеев и у Иоанна –

постятся часто, молятся все дни,

закон и ритуал блюдут они

во тьме ночной, и светлым утром ранним,

чтоб сан не уронить».


А Иисус ответил фарисеям:

«Да разве кто поймёт,

чтоб жениха друзья, постясь сидели,

когда жених на свадьбе с ними пьёт.

Но пир не вечен. Дни придут иные,

и уведут из дома жениха.

И в эти дни великая тоска

и пост великий, а за ним другие

настанут на века»!


Тут Иисус сказал три притчи сряду

собравшимся – на суд:

«На ветхую одежду для заплаты

никто от новой не берёт лоскут.

Ведь так испортишь новую одежду,

а к ветхой та заплата не пойдёт.

Кто новую одежду раздерёт,

останется в рванье, бедней, чем прежде,

удачи не найдёт.


Вино мы молодое не вливаем

в усохший, ветхий мех.

Вино, бродя, мех ветхий разрывает.

Понятна эта истина для всех.

И кто поступит вопреки природе,

и мех свой потеряет и вино.

Как предки наши делали давно,

в мех только новый то вино, что бродит

вливать разрешено.


Тогда и мех мы сохраним пригодный

и вина сбережём.

Ещё одно скажу теперь свободно:

Мы старое вино с отрадой пьём.

Но выпив старого, никто не хочет

тотчас отведать нового вина.

И в притче этой истина одна:

Нам старое вино привычно очень

И пьём его до дна»!

Глава седьмая

Первое чудо в Кане; Изгнание продавцов из храма; Храм Его тела; Видя Его чудеса, многие уверовали. (Ин. гл.2).


В один из первых дней пути земного

был в Кану приглашён

сам Иисус. Просили благосклонно,

чтоб со своими был на свадьбе Он.

И Мать Его родимая Мария

На свадьбу ту была приглашена.

С гостями пировала там она –

жених с невестой люди не чужие.

И не один до дна


там кубок был вина друзьями выпит.

Закончилось вино.

Кувшин последний был недавно вылит

и показал гостям сухое дно.

И свадьба в день седьмой вина лишилась

И был жених безмерно огорчён.

Отсутствием вина он удручён.

И тут Мария к сыну обратилась,

чтоб всё исправил Он.


«Зачем ко Мне ты с этим обратилась? –

ей Иисус сказал, –

Ты ждёшь, чтоб ныне чудо совершилось?

Но час Мой для свершений не настал».

Тогда Мария слугам так сказала:

«Что Он велит, то делайте сейчас».

И любящих не отводила глаз

от Иисуса, будто увидала

Его на этот раз


в каком-то новом, необычном свете.

То был небесный свет.

А слуги на слова простые эти

просили Иисуса дать совет.

Он указал на шесть пустых сосудов

по десять литров каждый, для воды,

и приказал тем слугам молодым

наполнить их и почерпнуть оттуда

старейшинам седым.


Брак в Канне Галилейской


Распорядитель той воды отведал:

«Хорошее вино!

Такого в жизни я ещё не ведал –

знакомых вин прекраснее оно»!

Но он не знал, откуда появилось.

(Служителям лишь ведом был секрет)

И жениху сказал: «От давних лет

впервые здесь такое получилось.

Других примеров нет,


чтоб не подать гостям в начале пира

всё лучшее вино!

Да им всегда, от сотворенья мира,

застолье открывать заведено!

И лишь потом, когда подпили гости,

развеселились, сбили аппетит,

тогда уж нас никто не пожурит

за то, что вина подаём попроще.

Подпивший всё простит»!


Здесь, в Канне, Иисус своё величье

открыто доказал.

И в новом неизведанном обличье

Он пред своими в этот день предстал.

Ученики уверовали свято

в Учителя Божественную суть,

в Его особый, Богом данный путь,