Михаил Астапенко, Евгений Астапенко
История казачьих кладбищ и воинских захоронений города Черкасска – станицы Старочеркасской XVII–XXI веков
© Астапенко М. П., Астапенко Е. М., 2024
© ООО «Мини Тайп», 2024
* * *Донским казакам и атаманам – героям и участникам всех войн России XVII–XX веков, ветеранам Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, а также всем, упокоившимся на священной Казачьей земле города Черкасска – станицы Старочеркасской
ПОСВЯЩАЕТСЯ
АвторыВ книге историков Астапенко М. П. и Астапенко Е. М. впервые дается полная история всех казачьих кладбищ и воинских захоронений города Черкасска – станицы Старочеркасской и ее окрестностей за период с XVII века до современности.
Прежде всего это – Ратное (Преображенское) кладбище города Черкасска – станицы Старочеркасской – священное для казаков место, являющееся самым древнем некрополем не только Донского казачества, но и казачества всей России.
Впервые в истории авторы скрупулезно изучили, тщательно переписали и отфотографировали все надгробия и могилы Ратного (Преображенского) кладбища. Кроме этого, ими были изучены архивные и исторические документы, которые дали возможность установить имена и деяния сотен выдающихся донцов XVII–XX веков, похороненных на Ратном кладбище, чьи надгробия и имена, казалось, навсегда исчезли с лица земли этого кладбища, но были возвращены в память современников трудом авторов этой книги.
В славном ряду похороненных на Ратном (Преображенском) кладбище – герои Азовского «осадного сидения» 1641 года, донские войсковые атаманы XVII – начала XIX веков, участники Крымских походов русской армии 1687, 1689 годов, участники Азовских походов Петра I 1695–1696 годов, участники Северной войны 1700–1721 годов. Здесь покоятся участники и герои легендарных штурмов Очакова (1788) и Измаила (1790), Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799 года. Последнее упокоение нашли здесь участники Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии 1813–1814 годов. В земле Ратного кладбища – участники Первой мировой («Великой») войны, многие из которых стали кавалерами высшей боевой награды – ордена Святого Георгия Победоносца. Здесь же могилы ветеранов самой страшной войны в истории человечества – Великой Отечественной. Некоторые из них стали кавалерами самой престижной и почитаемой воинской солдатской награды – ордена Славы. Словом, на Ратном кладбище покоится Слава и Доблесть Донского казачества прошлых веков.
В книге дается история захоронений в войсковом Воскресенском соборе, на других церковных кладбищах станицы Старочеркасской. Отдельная глава посвящена истории захоронений Монастыреского урочища. Особое место уделено захоронению в центре станицы Старочеркасской, где погребены советские солдаты и командиры, погибшие при освобождении станицы Старочеркасской от немецко-фашистских захватчиков в яростном феврале 1943 года.
Древние говорили: «Мертвого имя назвать – все равно, что вернуть его к жизни». В этой фразе скрыт глубокий и непреходящий смысл, ведь оттого как мы относимся к могилам и памяти наших предков, можно судить о нашей персональной культуре, культуре всего народа, всей нации. В этом отражение наших этических и эстетических воззрений, понимание бессмертия со всеми нашими предрассудками и прозрениями. Ушедшим в мир иной безразлично, как к ним относятся живые счастливцы, оставшиеся жить на прекрасной земле. Но мы то, мы ведь живые и уважение к родным могилам, памяти предков это – свет памяти последующих поколений. Отношение к нашим ушедшим – одно из свойств и сторон подлинной культуры человека, народа, нации. Так будем же людьми, народом, нацией!
Об ушедших «Не говори с тоской: их нет. Но с благодарностию: были»[1].
Глава первая. Ратное (Преображенское) кладбище
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
На них основано семейство
И ты, к Отечеству любовь.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них наш тесный мир-пустыня,
Душа-алтарь без божества.
А. С. Пушкин.Одним из славных казачьих селений Донского края является станица Старочеркасская – бывший город Черкасск, столица казачьего Дона с 1644 по 1805 годы. За последние годы интерес к ее истории возрос многократно, так же значительно увеличился и поток многонациональных туристов, посещающих историческую казачью столицу.
Если ехать в Старочеркасск по новой дороге со стороны Аксая и Большого Лога, то первое, что вы встретите на северном въезде в станицу, будет громада Преображенской (Ратной) церкви со старинным казачьим кладбищем. Место, на котором стоит храм, было известно издревле; именно отсюда уходили полнокровные казачьи рати в поход на недругов российских, сюда же и возвращались истощенные в боях с басурманами. В те поры его и прозвали Ратным урочищем.
На этой территории находилась Ратнинская (Ратная) станица города Черкасска. В 1673 году русскими войсками под руководством полковника и инженера Альбрехта Шневенца на Ратном урочище был выстроен земляной государев Ратный городок, где разместилось войско в 6000 человек, задачей которого были совместные с донскими казаками боевые действия против турецкого Азова[2]. В 1677 году русский гарнизон, выполнив свою миссию, покинул городок, но поселение – Ратное – и старинное казачье кладбище сохранились.
Преображенская церковь, неканонически названная Ратной, имеет многовековую величественную и загадочную историю. Прежде всего, до сих пор не установлена точная дата строительства этого оригинального архитектурного сооружения.
В 1701 году на этом месте стояла деревянная церковь Ильи Пророка с приделами Фрола и Лавра. В челобитной донских казаков на имя государя Петра I, датированной этим годом, содержится просьба о присылке священников для службы в новопостроенном храме[3]. Что касается строительства каменной Преображенской церкви, то историк Дона, священник и краевед Григорий Левицкий в своей книге «Старочеркасск и его достопримечательности», изданной в 1870 году в Новочеркасске, отмечал, что ему «удалось приобрести в доме Ефремовых одну рукописную книгу войскового атамана Данилы Ефремова, где говорится, что церковь построена в 1731 году»[4]. Донской историк XIX века Иван Попов в своей статье «В старом гнезде казачества», опубликованной в журнале «Дон» за 1887 год утверждал, что «Преображенская церковь … построена в 1733 году при атамане Даниле Ефремовиче Ефремове»[5]. На планах города Черкасска Преображенская церковь впервые отмечена в 1735 году в виде круга с равноконечным крестом в его центре[6]. Искусствовед Николай Лаврский (наст. фам. и имя Николай Федорович Барановский) временем постройки Преображенской церкви считал 1751 год, но добавлял, что «есть указание на то, что эта церковь существовала уже в 1731 году при атамане Даниле Ефремове»[7]. Таким образом, трудно с полной уверенностью сказать о точном времени основания Преображенской церкви. Можно только констатировать, что данные Григория Левицкого почти всегда полностью подтверждались документально, он был большим знатоком истории и памятников Черкасска. Так что его версия о времени основания Преображенской церкви кажется нам более убедительной.
Преображенский храм по своему стилю и типу является трехчастной русской церковью XVIII столетия с двумя приделами – Ильи Пророка и Фрола и Лавра. Имя архитектора неизвестно. Внутри храма имелся прекрасный золоченый иконостас, о котором один из путешественников, побывавших здесь в 1883 году, писал в «Казачьем вестнике»: «Иконостас церкви устроен чрезвычайно смело: это какая-то громада, как бы висящая на воздухе и поминутно угрожающая упасть на головы молящихся. Пред царскими вратами выдвинута вперед на целую сажень гигантская колонна, упирающаяся в самый свод купола и держащаяся лишь на двух исполинских столбах, в обхват толщиною каждый. Глядя на эту громадную архитектурную затею, невольно думается, что рано или поздно появится нового рода Самсон – ветхость, потрясет столбы и обрушит весь иконостас»[8].
Церковь и иконостас неоднократно страдали от пожаров, довольно частых в Черкасске XVIII–XIX веков. Особенно сильно пострадал храм от августовского пожара 1744 года, когда сгорел практически весь Черкасск. Восстановили храм московские мастера, и в 1751 году его заново освятили. 6 августа того года придел Преображения Господня освятил прибывший для освящения трех черкасских церквей (войскового собора, Петропавловской и Преображенской церквей) епископ Воронежский и Елецкий Феофилакт[9]. Через два дня чин освящения предела Пророка Илии совершил архимандрит Варсонофий, а 10 августа архимандрит Корнилий освятил престол Фрола и Лавра[10].
В 1788 году из-за непогашенной пономарем свечи от пожара сильно пострадал иконостас Преображенской церкви. Его восстановили к 1793 года, и 29 сентября этого года, как видно из записок черкасского священника В. Рубашкина, церковь заново была освящена. Причем освящение провел прибывший в Черкасск епископ Воронежский Иннокентий[11].
В конце XIX столетия в Ратной церкви стараниями известного ростовского живописца и иконописца Елисея Григорьевича Черепахина (1837–1922) был сооружен новый иконостас из 28 икон[12].
Церковь была богата утварью и украшениями. По данным Григория Левицкого, в ней к середине XIX столетия имелось более 150 килограммов серебра, 99 яхонтов, 400 изумрудов[13]. Ценность представляли и имевшиеся здесь иконы XVI – XVIII веков, украшенные жемчужными ризами и серебряными с позолотой окладами[14].
На колокольне Преображенской церкви находился колокол в 218 пудов[15], отлитый на одном из Демидовских заводов. На нем имелась надпись: «Сей колокол лит в Сибири на заводе статского действительного советника Иакинфа Никитина сына Демидова, по обещанию великого канцлера князя Алексея Михайловича Черкасского, под Москвою его светлости в отчину село Останково, в церковь Живоначальныя Троицы»[16]. В Преображенскую церковь колокол попал случайно. Когда умер князь Черкасский, заказчик колокола, его наследники отказались платить за уже готовое изделие. Тогда донской наказной атаман Данила Ефремов купил колокол для Преображенского храма, водным путем доставив в Черкасск.
Полы в этой церкви были выложены тяжелыми металлическими плитами, плотно подогнанными друг к другу. А вокруг храма в 1841 году соорудили каменную ограду с металлическими решетками. Остатки этой ограды сохранились до настоящего времени; сейчас идет ее восстановление.
Ратная церковь, сооруженная на высоком месте, тем не менее, иногда подвергалась другому типичному для Старого Черкасска бедствию – наводнениям. Так, во время мощнейшего наводнения 1845 года вода поднялась в храме на 45 сантиметров от пола[17]. Был полностью залит водой и подвал этой церкви[18].
Революционные потрясения и лихолетье Гражданской войны не коснулись храма: в нем примерно до 1936–1937 годов продолжалась служба[19]. Затем здесь были ремонтные механические мастерские, а затем – склад минеральных удобрений совхоза «Старочеркасский».
С 1971 года церковь находилась на балансе Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. Его стараниями в 1980-х годах московскими проектировщиками была выполнена проектная документация и начата реставрация церкви.
22 февраля 1990 года решением Совета по делам религий при Совете министров СССР было зарегистрировано религиозное общество Русской православной церкви в станице Старочеркасской с передачей ему здания Преображенской церкви для использования в молитвенных целях[20]. 5 апреля 1990 года при многолюдном собрание жителей станицы Старочеркасской и гостей состоялось торжественное открытие при храме прихода Ростовской епархии. Тогда же был избран исполнительный орган прихода в количестве трех человек: Араканцев К. А., председатель, Егорова В. А., заместитель председателя, Хрестина Е. М., казначей[21].
В настоящее время экстерьер церкви восстановлен в первозданном виде, большие работы внутри храма, но многое еще предстоит сделать. В храме проходят панихиды по казакам, погибшим в лихолетье Гражданской войны, провожают в последний путь упокоившихся станичников…
…Вокруг Преображенской церкви расположен древнейший не только на Дону, но и во всей казачьей России, некрополь. Здесь, как и на любом кладбище, стоит благоговейная тишина. Но как много может поведать неравнодушному человеку это безмолвие…
Во все времена у всех цивилизованных народов могилы предков были священны, отношение к умершим – трепетно-почтительное. Рассказывают, что знаменитый афинянин Перикл, прибыв в поисках новых земель на Понтий и найдя их, сказал: «Прекрасная земля, и народ мог бы перебраться сюда, но как быть с кладбищами, на которых покоятся великие предки? Без них народ может измельчать даже здесь». Глубочайшая по смыслу фраза!.. Особенно в той ее части, где говорится об измельчании народа, забывшего своих предков. Во многом это и о нас тоже, как ни горько сие признавать… Нравственное вырождение нации семимильными шагами пошло в эпоху воинствующего безбожия, когда насаждался культ «безгрешных» вождей, когда заставляли предавать живых отца с матерью, требовали отречения от детей, братьев и сестер во имя верности вождю и партии. Отречься от живых!.. А что говорить после этого о почитании мертвых?..
В годы воинствующего атеизма, ослепленный классовой ненавистью и освобожденный от сдерживающих нравственных начал народ в разрушительном безумии крушил собственную культуру, уничтожая храмы, памятники, усыпальницы. В эти тяжкие десятилетия были разрушены тысячи кладбищ, бесследно исчезли старинные надгробья, памятники, представлявшие порой бесценные произведения искусства. Причем кладбища уничтожались, как свидетельствуют документы, с каким-то варварским сладострастием, исступлением. А на их местах кощунственно закладывались «парки культуры», заводы, мыловарни, многоэтажные дома. Может ли чиновник, приказавший на прахе усопшего воздвигнуть заводской цех или многоэтажку, называться гордым именем «человек»?! Нравственны ли подобные поступки, оправдываемые порой жизненно-производственной необходимостью? Ответ, конечно, должен быть один: такой тип гадок и мерзостен…
Древние египтяне говорили: «Мертвого имя назвать – все равно, что вернуть его к жизни». В этой щемящей душу фразе скрыт глубокий и непреходящий смысл, ведь оттого, как мы относимся к могилам и памяти наших предков, можно судить о нашей персональной культуре, культуре всего народа, всей нации. В этом отражение наших этических и эстетических воззрений, понимание бессмертия со всеми нашими предрассудками и прозрениями. Ушедшим в мир иной безразлично, как к ним относятся живые счастливцы, оставшиеся жить на прекрасной земле. Но мы то, мы ведь живые и уважение к родным могилам, памяти предков это – свет памяти последующих поколений. Отношение к мертвым – одно из свойств и сторон подлинной культуры человека, народа, нации. Ведь не только ради праздного любопытства приходят миллионы живых к могилам Пушкина, Толстого, Шолохова, на Новодевичье, Пискаревское, Ваганьковское кладбища…
А сколько малых, безвестных, часто забытых и заброшенных кладбищ разбросано на необъятных просторах Матушки-России, погостов, где нашли свое последнее упокоение пусть не великие, но славные люди земли русской, достойные памяти ныне живущих людей. Много ли историков, краеведов, писателей найдется в России, да и у нас на Дону, которые подробно и точно знакомы с историей городских и сельских кладбищ? В том-то и дело, что единицы подвижников! А сколько на этих маленьких кладбищах погребено славных людей, чей жизненный путь достоин подражания для ныне живущих.
Одно из таких кладбищ – Ратное (Преображенское) в станице Старочеркасской. Оно является не просто старейшим казачьим погостом Дона, но очень важной частью донской и общенациональной культуры. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, кто погребен на Ратном кладбище.
На этом погосте похоронены герои знаменитого Азовского «осадного сидения» 1637–1642 гг. донские атаманы Наум Васильев и Осип Петров[22]. Наум Васильевич Васильев был атаманом донских казаков в 1639–1641 годы, а затем еще два года – в 1650-м и 1656-м. После того, как донские казаки героически защитили Азов от превосходящих сил турок, Наум Васильев был послан во главе легковой станицы в Москву с известием, что казаки отстояли Азов и предлагают его Московскому правительству. Однако, Русское государство ввиду предстоящих тягот войны с Турцией, при угрозе нападения со стороны Польши и Швеции, отказалось принять Азов в состав России. С этой горькой вестью вернулся на Дон Наум Васильев. Вскоре казаки покинули Азов. Наум Васильев умер в возрасте 62 лет и был похоронен на Ратном кладбище, как подобает великому воину и атаману[23].
Сподвижник Наума Васильева Осип Петрович Петров исполнял должность войскового атамана донских казаков в 1641–1642 годах. Это было тяжёлое для донцов время, когда они покинули Азов. В дальнейшем, в 1646-м, а потом 1662–1663 годах, донцы выбирали Осипа Петрова своим войсковым атаманом.
В числе похороненных на Преображенском некрополе историки упоминают имя донского атамана, сподвижника славы Петра I Фрола Минаевича Минаева[24]. Свою боевую жизнь Фрол Минаев начинал в рядах разинского войска. Из документов того времени известно, что Степан Разин поручил Фролу Минаеву сопровождать от Царицына до Черкасска ценности, захваченные разинцами во время Персидского похода[25]. С 1673 года Минаев уже станичный атаман; год спустя в качестве главы казачьего посольства удостоился аудиенции патриарха Московского и Всея Руси Иоакима, получив его благословение образом Богородицы[26]. В 1675 году во главе конного казачьего отряда он ездил в Крым в составе дипломатической миссии князя Каспулата Черкасского. В 1680–1682, 1684–1692 и 1694–1700 годах Фрол Минаев избирался войсковым атаманом. Активно участвовал он и в Крымских походах князя В. В. Голицына 1687 и 1689 годов. Вместе с Петром I Минаев, командуя донскими казаками, участвовал в Азовских походах 1695–1696 годов. Особенно отличился Минаев в сражениях под Азовом в 1696 году, когда русская армия, в составе которой находилось пять тысяч донцов, овладела этой крепостью. Боевая деятельность Фрола Минаева воспета в народных песнях. В последние годы своей жизни Минаев отошёл от практической деятельности и принял монашество (известен в литературе под именем схимонаха Филарета). Скончался в первой половине 1700 года и был погребен на Ратном кладбище Черкасска[27]. Здесь же нашел последний приют и сотоварищ Фрола Минаева, походный атаман донцов, участник Азовских походов Петра Первого 1695 и 1696 годов Василий Поздеев[28].
Сын Фрола Минаева Василий Фролович Фролов также похоронен на Преображенском погосте[29]. Под командованием своего отца он участвовал в Азовских походах Петра Первого. В период Булавинского восстания активно боролся с повстанцами. В 1713 году во главе тысячного отряда донских казаков воевал против шведов в Финляндии и за отличия в боях награждён портретом царя Петра с алмазами[30]. Вместе с отцом он участвовал во многих начинаниях Петра Великого, был войсковым атаманом в 1715 и 1717 годах. А грамотой от 26 февраля 1718 года Пётр I назначил его наказным донским атаманом, нарушив выборность высших должностных лиц Войска Донского. При нём Войско Донское поступило в ведение Военной коллегии (1721 г.). На посту атамана Василий Фролов пробыл до своей смерти, последовавшей летом 1723 года.
Рядом с ним был похоронен его сын от законной супруги Варвары Ивановны, походный атаман Войска Донского Иван Васильевич Фролов. В 1732–1736 годах он являлся походным атаманом донских казаков в Низовом корпусе. Попал в плен к татарам, был выкуплен, продолжив службу на Царицынской линии. В 1739 году в составе армии фельдмаршала Миниха воевал с турками и татарами в Валахии, получив за отличия высокий чин бригадира русской армии[31].
Родной брат Василия Фролова, донской наказной атаман Максим Фролович Фролов, также погребён на Ратном кладбище. Его имя впервые упоминается в исторических документах 1691 года, когда он сопровождал царского посла Ивана Басова, следовавшего через Дон на Терек. Затем он многократно ездил в Москву и Петербург в составе казачьих станиц (посольств). В 1703 году, будучи полковником, участвовал в Лифляндском походе, был «на зимовке в Пскове и Ладоге». В 1709, 1710 и 1716 годах Василий Фролов избирался донским войсковым атаманом, принимая участие в Северной войне со шведами. Умер в 1716 году[32].
На Ратном кладбище похоронен и внук Фрола Минаева (сын его младшего сына Ивана) донской войсковой атаман Иван Иванович Фролов. Военную службу он начал в 1732 году и сразу же был произведён в старшины «за службы деда и отца». Служил в Низовом корпусе в качестве походного атамана донцов. После смерти в 1734 году войскового атамана А. И. Лопатина Фролов был назначен на этот пост, передав знаки атаманской власти по приказу императрицы Анны Иоанновны полковнику Даниле Ефремову в марте 1738 года[33]. Умер после 1740 года, получив от императрицы высокий чин бригадира русской армии (между полковником и генерал-майором)[34].
Донской войсковой атаман 1700, 1703, 1705–1708 годов Лукьян Максимович Максимов, казненный булавинцами в Черкасске 6 мая 1708 года, тоже погребен на Ратном кладбище. Его сотоварищ, походный атаман донских казаков Ефрем Петрович Петров, также казненный по приговору булавинского Круга 6 мая 1708 года, был погребен с южной стороны Преображенской церкви.
Осенью 1734 года на Ратном кладбище был похоронен донской войсковой атаман Андрей Иванович Лопатин. На это пост он был назначен грамотой Петра Первого от 9 июля 1723 года. Умелый и опытный организатор, Лопатин за 12 лет своего правления сумел организовать и провести переселение с Дона на Астраханскую, Царицынскую и Гребенскую укрепленные линии 2000 казачьих семей. На его плечи пала нелёгкая задача по сдерживанию натиска турок и татар на юг России. Умело и тактично ведя переговоры (вместе с полковником Данилой Ефремовым) Лопатин сумел привлечь на свою сторону влиятельного калмыцкого князя Дондук-Омбо. Деятельность атамана Лопатина была отмечена императорскими наградами. Скончался он осенью 1734 года (сведения о нём в исторических документах прерываются в октябре этого года).
Захоронение другого донского атамана, первого казачьего генерала, тайного советника Данилы Ефремовича Ефремова (1690–21.05.1760) находилось с южной стороны Преображенской церкви. Родился он в городе Черкасске Земли Войска Донского в семье старшины Ефрема Петровича Петрова. Участник Северной войны 1700–1721 годов. Службу начал в январе 1707 года, когда с отрядом казаков принял участие в нападении на штаб-квартиру шведского короля Карла XII в Галиции, едва не пленив самого короля. В том же году в качестве походного атамана сражался с войсками шведского генерала Реншильда под Калишем. В 1726 году в чине старшины он находился на службе в крепости Святого Креста, через год – в Низовом корпусе. В 1734–1737 годах провел успешные переговоры с влиятельным калмыцким правителем Дондук-Омбо, согласившимся принять подданство России. В 1737 году Данила Ефремович был походным атаманом на Царицынской линии, а через год состоял походным атаманом донцов в корпусе генерал-фельдмаршала Ласси на р. Миус. 4 марта 1738 года указом императрицы Анны Иоанновны он был назначен донским войсковым атаманом «за долговременные и ревностные его службы». В 1749 году императрица наградила его своим портретом с бриллиантами. В 1753 году из-за болезни Данила Ефремович сдал полномочия войскового атамана своему сыну Степану, проводя время в молитвах. 8 августа 1755 года Д. Е. Ефремов указом императрицы Елизаветы Петровны первым среди казаков России получил чин генерал-майора императорской армии и стал командующим донскими войсками с подчинением ему его сына Степана, донского войскового атамана. В период Семилетней войны с Пруссией 1756–1763 годов он принял участие в Померанской кампании 1759 года, получив высокий гражданский чин тайного советника 8 мая того же года. Скончался Данила Ефремович 21 мая 1760 года и был торжественно похоронен у южной стороны Преображенской церкви г. Черкасска[35]. На его могиле была положена мраморная плита с изображением луны и солнца и надписью: «Зде почивает благородный и почтенный господин донской войсковой атаман Даниил Ефремов, который украшен был всеми добродетелями христианского закона и в звании своего чина благо, непорочно, мужественно и достохвально достоинство свое исполнил. И судьбами создателя отойде в вечное блаженство в 1760 лето жизни своей»[36]. Ныне эта плита, в ожидании окончания реставрации Преображенской церкви, временно хранится на Атаманском подворье Ефремовых.