– Как это – перепекать? – Вере показалось, что она ослышалась.
– Было такое народное средство – хилых детей грели в печи, как будто запекали. Особенно недоношенных. Говорят, многим помогало – в те времена ведь кювезов не было… Но это я, конечно, узнала гораздо позже, а тогда подумала – сейчас меня Баба-Яга на лопату и в печь!
Она негромко рассмеялась воспоминаниям.
– Но баба Таня так уважительно ее называла «матушкой». А мне дали меду в сотах, показали ежика в кустах – он еще так смешно запыхтел – и я быстро успокоилась. Много ли ребенку надо! А потом… Знаете, я плохо помню, это ведь было очень давно… Но у меня такое ощущение, что у этой матушки был бубен. Меня посадили на стульчик, а она била в этот бубен, как бы кругами вокруг меня, и что-то говорила, пела… Я понимаю, это очень странно звучит, но потом, уже много позже, когда я смотрела по телевизору выступления разных артистов с Севера – знаете, чукчи, якуты… Я сразу узнала эти движения с бубном, и ритм был очень похож. Только у «матушки» был другой звук, как бы немного металлический… А впрочем, может быть, мне просто так запомнилось. Я же была совсем маленькой.
Вера не знала, что и сказать. Шаманский бубен в Подмосковье?
– И как, вы… перестали болеть после этого?
– Представьте себе – перестала! Лет до двенадцати была исключительно здоровым ребенком. А потом, знаете, созревание – наверное, что-то нарушилось… С тех пор болела, конечно. Но все-таки не настолько сильно, как раньше. Впрочем, я думаю, «матушка» тогда не просто била в бубен, она наверняка дала бабе Тане какие-то травки для меня. Меня ведь чем-то поили потом, чем-то вкусным, но это я уже плохо помню. Детям такое не объясняют.
– И вы больше никогда у нее не бывали? – Вера все еще надеялась, что тайна шаманского бубна как-нибудь разрешится.
– Никогда, – вздохнула Людмила Николаевна. – Подросла, пошла в школу, была октябренком, потом пионеркой, потом комсомолкой… Какие тут «бабки» и «матушки», что вы. А потом та старушка умерла. У нее никого не было – может быть, она как раз была монахиней, а может, просто так сложилось. От хутора теперь и следа не осталось. И уже никого не спросишь – что там был за бубен, да и был ли он.
Они помолчали немного. Людмила Николаевна, чуть отвернувшись, смотрела в окно – видимо, погружаясь в воспоминания. А потом, будто желая переменить тему, сказала:
– Да, по поводу экскурсии. Думаю, вам стоит пообщаться с местным краеведом. Он живет не очень далеко отсюда, в Заовражье. Попросите кого-нибудь свозить вас – или, хотите, я попрошу. Честно говоря, сама я с ним не общалась, но вроде бы он сотрудничает с музеем в Рошале… Его зовут Семеном Павловичем – Семен Павлович Поехалов, запишите. Где-то у меня был его телефон… Может быть, он что-нибудь полезное вам подскажет.
Вере очень хотелось еще расспросить Людмилу Николаевну о «матушках», спросить, не слышала ли та о змеином волке – но в это время у нее запищал телефон. Андрей прислал сообщение, что сеанс закончился, и она может возвращаться. Вера заторопилась – нельзя ведь оставлять больного мужа одного.
Андрей выглядел непривычно довольным – даже слегка улыбался. Вера обрадовалась – значит, ему действительно стало лучше! Не зря она попросила Марину помочь.
На столе лежали гомеопатические препараты с инструкцией по приему. Самой Марины уже не было – по словам Андрея, у нее оказались какие-то срочные дела, и она решила не дожидаться Веры.
– Знаешь, неожиданно приятная дама. Настоящий специалист. Удивительно даже – встретить такую в деревне. Мы даже о литературе поговорили. Кстати, тоже сторонница здорового питания – говорит, вообще не держит специй в доме.
Вере показалось, что при этих словах муж посмотрел на нее со значением – и вся вспыхнула от стыда и чувства вины. Все-таки дело в специях…
Она боялась теперь даже заикнуться Андрею о том, что хотела бы съездить в Заовражье, поговорить с краеведом. Только из чувства долга (ведь она обещала Людмиле Николаевне подготовить экскурсию!) Вера, наконец, решилась об этом сказать – почти уверенная, что муж ее не отпустит.
Но тот встретил новость неожиданно благодушно.
– Ну что ж, съезди, если найдется с кем. Надо же вашей школе создавать видимость деятельности – а остальные ваши тетки вряд ли это сумеют. Приготовь только еды заранее. И без экзотических ингредиентов, пожалуйста…
Глава 10
Дядя Вася-печник повез Веру в Заовражье уже после того, как закончилась весенняя охота. Можно было бы, конечно, съездить и на автобусе – но Вера рассудила, что краевед-пенсионер тоже может оказаться заядлым охотником, и незачем в это время набиваться к нему в гости. Да и автобус в Заовражье ходил очень редко и неудобно.
Стоял уже почти май, все вокруг зеленело задорной юной листвой, дороги просохли, и старая дяди Васина «копейка» лихо преодолевала километры, лишь иногда подпрыгивая на ухабах и выбоинах. А на одном лесном повороте дяде Васе пришлось резко затормозить, так что они с Верой едва не стукнулись лбами в стекло: дорогу не спеша пересекали лосиха с лосенком. Дядя Вася громко заругался, а Веру поначалу испугала огромная лосиха – она впервые видела этих зверей настолько близко. Но лосенок был такой смешной, рыжий и голенастый, совсем еще младенец, и так забавно ковылял за матерью, путаясь в собственных длинных ногах, что Вера умиленно рассмеялась.
– В лесопосадки небось идут, на старую вырубку, – проворчал дядя Вася. – Там Михалыч, лесник, года два назад саженцы садил. А эти зверюги верхушки объедают – весной-то они мягкие, сладенькие. Вроде как маманя дите в кафе-мороженое повела. Ох, обрадую я Михалыча, как в Митино буду, хе-хе…
– Он расстроится? – не поняла Вера.
– Да не, – мотнул головой дядя Вася, не отрывая рук от руля. – Чего ему расстраиваться. Это уж судьба у молодых деревцов такая – чтоб лоси их жрали. А Михалыч и сам их прикармливает по зиме. Лосей-то. Будут лоси – будет и охота. Настоящая, а не как у тех бахал по уткам. Эх, бывало и я, когда молодой-то был…
Дядя Вася вздохнул и молчал до следующего поворота.
– И чего тебя, девка, в такую даль тянет, да еще к Семену этому, – наконец, снова заворчал он. – Было бы чего доброго, а то Семен. Скандалист, каких свет не видывал.
– Вы с ним поссорились? – осторожно спросила Вера.
– Я-то? – усмехнулся дядя Вася. – Поссорилcя один такой! Со мной, дочка, никто не ссорится, на то я печник. Печника не уважишь – себе дороже выйдет, это уж все знают.
– Не пойдете к нему тогда печку чинить? Или перекладывать, так ведь это называется?
– Почему же, пойду. Печник-то, он не откажет. Да только как бы потом та печь прямо посреди зимы не рухнула. Вот возьмет да и рухнет, и прямо с огнем, а? И не докажешь ничего, времени-то сколько уж пройдет, печник не дурак небось… А то еще бывает – замажут вредному хозяину в трубу горшок или там еще чего. И начнутся у него в дому охи и стоны, вроде как замогильные. Бабы-то до смерти пугаются – «ой, домово-ой»!
Дядя Вася тоненьким голосом передразнил напуганных баб.
– А вы не верите в домовых?
– А чего в них верить, – дядя Вася пожал плечами. – Есть они, и все. Только такими глупостями на занимаются, чтоб баб вечерами пугать. Они, домовые-то, трудяги, вроде доброго мужика. Дел у них всегда по горло. А как без работы останутся, так и дичают. Вон Пашка-то ваш, говорят – сам домовой бывший. Одичалый только.
Вера аж поперхнулась от неожиданности.
– К-как – домовой? Дядя Паша-сторож?
– Он самый, – кивнул дядя Вася. – Нездешний ведь он. Тут у нас одна баба жила, Ксения, вдова – муж у нее по пьяни повесился. А она молодая еще. Старухи ей и говорят – мол, надо тебе, Ксенька, снова замуж идти. А то вон ты какая, в самом соку – не ровен час, леший украдет. Или жаровый змей начнет через трубу летать.
– Что за змей? – Вера уже готова была застонать от обилия в здешних местах разных чудовищ. Они будто наступали на нее полчищами из-за каждого куста.
– Да видят его, по зимам особенно, когда все по домам сидят. Будто гирлянда новогодняя на небе, и вся так и ходит, так и вьется – ну, чисто змея. Говорят, по вдовушкам он летает, которые молодые и без этого дела страдают. И к девкам даже залетает, если засидятся. У тех-то тоже копится… Ну дак вот, стала Ксения мужа искать, а где ж его найдешь, по нынешним-то временам. Кто женатый, кто пьющий, кто в город уехал да там и пропал, глаз в родную деревню не кажет. Маялась, мыкалась, а потом возьми да и приведи откуда-то этого самого Пашку. Он тогда не пил еще, и мужик рукастый был – все ей по дому переделал, и венцы поменял, и крышу перебрал, и сарай починил, и то, и се. Как ни посмотришь – все по хозяйству возится. А откуда он взялся – кто его знает. Говорил, из дальней деревни, из Мышцов каких-то. Я и не слыхал про такие. И стали поговаривать, что, мол, Ксенька-то из заброшенной деревни домового к себе жить позвала. Тут ведь у нас домов заброшенных по лесам…
Дядя Вася присвистнул.
– А домового разве можно… вот так позвать?
– И можно, и нужно. Когда на новое место переезжают, в новый дом или еще там что, всегда домового с собой зовут. Это если хозяева добрые. А если оторвы какие, в город смотались с концами, то и бросают, бывает. Или, к примеру, померли все, некому позвать. Тогда домовые брошенные дичают. Сначала долго терпят, ждут – вдруг люди вернутся, а потом как озлобятся… Дурить начинают. Ты, девонька, если в лесу чего брошенное увидишь – подходи осторожно. А лучше всего – вовсе не подходи. Если только домового тамошнего к себе в дом позвать не захочешь. Доброе дело, значит, сделать, и себе помощника завести. Лишь бы только они со старым домовым не повздорили. Ну, да если сама хозяйка позвала – разберутся как-нибудь. У вас, у баб, сила большая. Человеческие мужики, и то слушаются, хе-хе…
– Так у нас, наверно, и нет домового. Мы же в квартире живем.
– Как это нет, – удивился дядя Вася. – Обязательно есть, мало ли, что квартира. Люди-то и в доме, и в квартире живут, домовой чем хуже? Я сам, когда дочка с зятем в Шатуру переехали, домового из брошенного дома к ним жить позвал. Была у нас такая бабка Любка, померла, детей никого нет, дом стоял пустой, домовой там маялся. Ну, я его и позвал – молодых на новом месте оберегать. Вроде как приданое.
– И он пошел?
– Как не пойти? Домовому, ему без дела худо. Он тогда вроде бомжа. Рад, если на хозяйство позовут.
– А откуда вы знаете, что пошел?
– Что я – дурак? – обиделся дядя Вася. – Небось знаю, как звать. И дочка видела, как за «кукушкой» вроде бы вихрь из пыли бежал. Не большой, а так, вихорек, от земли чуть видный… Откуда знаю, надо же! Небось не первый год на свете живу.
Несколько минут он молчал и только обиженно пыхтел, не отрывая глаз от дороги. Вера мучилась чувством вины – человек ее везет, к тому же совершенно бесплатно, тратит время и бензин, а она…
Но дяде Васе, видимо, очень хотелось досказать историю домового Паши.
– Ну дак вот, – продолжил он вдруг, как ни в чем не бывало. – Ксенька, видать, тоже домового из пустого дома позвала. Да не просто на хозяйство, а жить с ним стала, как с мужем. Не расписывались только – ну дак это и понятно, откуда у домового паспорт? И детей не было у них. Тоже понятно, породы-то разные. Хотя, говорят, у иных баб, да и у мужиков тоже от Живущих дети бывали…
– От кого?
– От Живущих. Ну, которые не люди и не звери. Домовые там, русалки, лешие. Матушки лесные, полевые и болотные. Вот они все – Живущие. Потому как раньше человека тут поселились. Их сама Матушка Богородица, когда еще мир творила, здешние места стеречь поставила… Ну дак вот, а у Ксении, видать, чего-то не срослось. Не было детишек. Но жили хорошо. Лет пятнадцать, наверно, прожили. А потом, – дядя Вася тяжело вздохнул, – поехала эта Ксенька зачем-то в Шатуру. А там пьяный водила, ну и сбил ее насмерть. Вот не надо ей было от дома-то отрываться – она с домовым пожила, дак и сама считай что домовихой стала. А им без дома смерть… Пашка-то и запил. Любил ее, видать. Да и каково – второй раз без хозяйки остаться? Чуть снова не одичал, да добрые люди к вам в школу пристроили, сторожем. Знали, какую работу ему дать! Сторож – все одно что домовой, вот он и при деле оказался. Пить, правда, все равно пьет, ну дак что уж тут поделаешь…
Дядя Вася вдруг свернул на едва заметную дорожку, почти тропинку, уводящую куда-то влево. Неужели тут и будет Заовражье? Вера оглянулась – ни намека на автобусную остановку.
– Куда это мы, дядя Вася?
– Да родник тут святой. Раз уж мимо едем, дак завернем воды набрать. А то старуха моя спросит, чего, мол, заехать поленился, небось колеса бы не отвалились у драндулета твоего.
Он заглушил мотор там, где дорожка окончательно сузилась и зазмеилась куда-то в кусты. Впрочем, видно было, что она вполне натоптана – люди ходили здесь часто. Просто не ездили на машинах.
– На колесах-то дальше не годится, – объяснил дядя Вася, выходя из машины и помогая Вере открыть заклинившую дверь. – Нечего у родника бензином вонять. Пешочком пройдем, небось не отвалятся ноги. И уважение надо хозяйке колодца показать.
Тропинка шла под уклон и была очень сырой – местами Вере приходилось обходить, а то и перепрыгивать лужи. Дядя Вася не мог ей помочь – в обеих руках он нес по пластиковой пятилитровой бутылке.
Наконец, они вышли на небольшую полянку-углубление, похожее то ли на крошечный овражек, то ли на воронку. Там стояло большое бетонное кольцо, прикрытое деревянной крышкой, а над крышкой имелся колодезный ворот с железной цепью и ведром. Вокруг на кустах были привязаны разноцветные ленточки и лоскутки, а возле самого кольца красовался жестяной православный крест с табличкой «Источник святой великомученицы Параскевы Иконийской».
Дядя Вася почтительно приблизился к бетонному колодцу, осторожно поднял крышку и что-то зашептал.
– Что это вы читаете, дядя Вася? – почему-то тоже шепотом спросила Вера, дождавшись, пока он умолкнет. – Молитву?
– Да не, – отмахнулся дядя Вася. – Я в эти поповские штучки не верю. Все у них Бог, Бог, а как жить, сами не знают. На Бога кивать любой дурак может. Это я у хозяйки колодца позволения прошу воды напиться. Ну, и здороваюсь, значит. И ты давай поздоровайся, в гости-то без здоровканья не ходят!
– А кто она – хозяйка колодца? Неужели… – Вера не решилась произнести имя Бур-Яги.
– Как кто, – удивился дядя Вася. – Ты ж училка, читать не умеешь? Вон все написано, – он кивнул на крест с табличкой. – Матушка Параскева! Она в колодце живет, и колодец, значит, ее.
– Но она ведь, кажется… христианская святая? – у Веры снова начинала кружиться голова от обилия непонятного. – А вы говорите, что священников не любите… Крест с табличкой ведь они поставили?
– Ой, поставили они, – насмешливо протянул, прищурившись, дядя Вася. – да кресту этому лет десять от силы. А источник-то Параскевин всегда тут был, небось от самого сотворения мира еще. А то мы без попов не знали, чей он и кто в нем живет. Меня еще бабка моя сюда от малокровия лечиться возила.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги