banner banner banner
В начале был хаос. Пять бизнес-решений для лидеров в условиях неопределенности
В начале был хаос. Пять бизнес-решений для лидеров в условиях неопределенности
Оценить:
 Рейтинг: 0

В начале был хаос. Пять бизнес-решений для лидеров в условиях неопределенности

ЛАЙФХАК: В кризисные периоды оппортунистический подход к ведению бизнеса, то есть когда вы добиваетесь целей любой ценой, может быть особенно эффективен. Постоянно ищите способы диверсификации своего основного направления деятельности и возможности для инвестиций в перспективные непрофильные бизнесы. Не складывайте яйца в одну корзину.

Планируйте и контролируйте бюджет

То, что планировать бюджет – это важно, последнее время говорят много. И все больше руководителей и собственников бизнеса опираются на финансовые планы. Но мало спланировать – если потом все пускается на самотек.

Разработайте стратегический план и бюджет, а также установите жесткий контроль над расходами и доходами компании. Это позволит определить основные источники риска и уберечь бизнес от необоснованных расходов в период кризиса.

Enron Corporation когда-то была одной из самых крупных американских энергетических компаний, но в 2001 году столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. Что пошло не так?

Enron – компания со сложной структурой бизнеса, включающей множество дочерних и ассоциированных компаний, сделок и специальных целевых структур. Она использовала сложные финансовые механизмы и схемы, чтобы скрывать долги и улучшать показатели прибыли.

Кризис начался, когда Enron не смогла контролировать бюджет и финансовые риски – компания стала нести огромные убытки. Инвесторы и кредиторы перестали верить в Enron, когда узнали о нечестной практике учета и укрывательстве долгов.

В итоге компания разорилась и стала самым крупным корпоративным банкротом в истории Америки на тот момент. Enron – пример того, как неконтролируемый бюджет, недобросовестная учетная практика и неэтичное поведение руководства могут привести бизнес к краху. Поэтому так важно эффективно планировать бюджет, честно и ответственно управлять финансами, особенно в периоды кризиса.

ЛАЙФХАК: Убедитесь, что ваш бюджет максимально детально разбит по категориям расходов: персонал, аренда, материалы, маркетинг и так далее. Это помогает обеспечить полный контроль над каждым элементом расходов.

Проводите внешний бизнес-анализ

Любая компания должна постоянно отслеживать рыночные, политические, технологические и экономические тенденции, чтобы предвидеть изменения и адаптироваться к новым условиям. Изменения никогда не происходят на ровном месте – всегда есть предпосылки.

Например, блокировка Instagram[1 - Упоминаемые в книге социальные сети Instagram и Facebook запрещены на территории Российской Федерации на основании осуществления экстремистской деятельности.] в связи с СВО 2022 года – неужели этого совсем нельзя было предугадать? Многие бизнесы, которые продвигали свои товары и услуги через эту соцсеть, оказались в западне. У них отобрали главный источник заработка, и люди не были к этому готовы. Конечно, после такого потрясения те, кто зарабатывает через свои блоги, начали вкладываться в другие площадки вроде «ВКонтакте» или Telegram. Но меньше всего пострадали те, кто не складывал все яйца в одну корзину и заранее думал о возможности такого исхода событий.

Будьте предусмотрительны, и тогда вас и ваш бизнес будет очень сложно загнать в угол. Не бывает так, что мир стоит на месте – в нем постоянно что-то происходит. И ваша задача как руководителя – обнаружить потенциальные изменения, которые могут нанести ущерб вашей компании или, наоборот, открыть для нее грандиозные возможности.

В начале 2000-х годов Netflix была небольшой компанией, специализирующейся на прокате DVD по почте. Однако в 2007 году с появлением онлайн-стриминговых сервисов, таких как Hulu и Amazon Prime, компания оказалась под угрозой. Количество абонентов Netflix начало снижаться, а акции компании резко упали.

Чтобы понять, как преодолеть этот кризис и оставаться конкурентоспособной в изменяющейся отрасли, руководство Netflix прибегло к внешнему экономическому анализу. Они привлекли экспертов, которые помогли компании изучить текущие и будущие тенденции в индустрии и рассмотреть возможные сценарии развития.

Оказалось, развитие технологий и повышение быстродействия интернета создавали благоприятную почву для стриминговых сервисов, что в долгосрочной перспективе могло оказаться трендовым способом распространения контента. Команда Netflix обратила внимание на эти предположения и решила вложить больше ресурсов в развитие потокового вещания.

В результате этих аналитических исследований Netflix в 2007 году запустила собственный стриминговый сервис, позволяющий смотреть фильмы и телешоу онлайн без необходимости заказывать DVD. Несмотря на то что вначале этот сервис был доступен только для небольшой части аудитории, эксперимент увенчался успехом, и компания продолжила развивать и расширять свой стриминговый контент.

Так анализ внешней среды позволил Netflix оперативно адаптироваться к меняющимся требованиям рынка и перехватить инициативу в свои руки. С течением времени подписчики Netflix продолжили расти, так что в какой-то момент компания стала конкурировать даже с кабельными и телевизионными сетями. Ну а теперь… Вряд ли в мире найдется человек, который не знает, что такое Netflix.

Важнейший навык руководителя – предугадывать риски. Не жалейте время на анализ – он может сэкономить уйму времени и денег, а то и вовсе предостеречь бизнес от закрытия. Я рекомендую делать ревью внешней обстановки раз в квартал: садиться вместе с командой и просчитывать, что может случиться. Подключайте всех членов команды из всех отделов – пусть они озвучивают риски, учитывающие все операции в компании. Не считайте какой-то отдел более важным – проблемы могут случаться на любом уровне. Проговаривайте даже самые безумные сценарии: чем больше их обнаружите, тем проще потом будет сориентироваться, если они претворятся в жизнь.

ЛАЙФХАК: играйте в игры, где нужно быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Проходите квесты: это могут быть и онлайн-квесты на интерактивных сайтах, и офлайн-квесты, на которые вы можете приходить с друзьями (представляя, что это ваша команда). Чем больше вы будете ставить себя в обстоятельства, где нужно сталкиваться с новой информацией и вызовами, тем проще будете относиться к таким ситуациям в бизнесе.

Исследуйте и развивайтесь

В нестабильные времена отчетливее видны потребности людей, а следовательно, и точки роста. Сегодня все меняется очень быстро и значение инноваций возрастает – побеждает тот, кто все время думает о будущем.

Инновации и развитие новых продуктов могут не только помочь компании быть более конкурентоспособной, но и защитить ее от возможных кризисов или изменений на рынке.

И еще немного про Netflix: в 2011 году компания столкнулась с серьезными вызовами из-за изменения потребительского спроса и повышенной конкуренции: традиционные DVD-прокатные компании и кабельные операторы тоже начали предоставлять свои онлайн-платформы для потокового видео, что угрожало позициям Netflix.

В ответ Netflix решила активно вкладывать в инновации, меняя свою бизнес-модель и фокусируясь на стриминговом контенте. Они создали собственное крупнейшее в мире онлайн-видеохранилище, которое предлагает широкий спектр фильмов и телесериалов. Также Netflix начал разрабатывать и выпускать собственные, оригинальные сериалы и фильмы, которые были бы конкурентными и отличались от предложений других провайдеров контента. Параллельно компания активно инвестировала в технологические инновации, разработку алгоритмов рекомендаций и аналитику данных – это позволило Netflix предлагать пользователям такой контент, который им подойдет с большей вероятностью.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 70 форматов)