Моим детям – Алану, Айе и Мире. Верю, что вы станете не просто профессионалами своего дела, но и достойными людьми. Люблю вас бесконечно.
Введение
Согласитесь, неплохо иметь под рукой справочник или путеводитель, который поможет минимизировать потери и ошибки на пути становления вас, как профессионала. Этакий полный, но в то же время краткий курс, включающий в себя психологию общения, бизнес этикет, правила составления резюме и все секреты грамотного профессионального позиционирования.
Вот и я подумала также, прежде чем, приступить к созданию серии книг по личному позиционированию. Собрав все свои знания в этой области, я разделила их на три темы. Из этого получились три книги о позиционировании личности. Первая книга называется «Личное позиционирование. Инструкция по применению». В ней изложены основы психологии позиционирования, которая вплетается в увлекательную игру выбора социальных ролей.
Вторая, книга которую вы читаете, «Профессиональное позиционирование», вобрала в себя все необходимое для современного человека, стремящегося к достижениям, комфорту и реализации себя, как эксперта. Она будет полезна не только специалистам в сфере наемного труда, но и руководителям, фрилансерам и свободным художникам.
Третья книга из этой серии познакомит вас с людьми, которые посредством умелого позиционирования становятся гуру, суперличностями современного общества. Почему им верят и как стать современным Остапом Бендером, все это в третьей книге «Ловкость ума и никакого мошенничества».
Если вы только начинаете свой карьерный рост, книга «Профессиональное позиционирование» станет прекрасным дополнением к вашим знаниям, потому что быть профессионалом, еще не значит казаться таковым. Сколь часто мы наблюдаем уверенных в себе людей, о которых складывается впечатление как о профессионалах высокого класса. Но, когда речь заходит о выполнении поставленных задач, они предпочитают переложить свои профессиональные обязанности на других или, продолжая играть роль «умудренного мудростью мудрых», нехотя принимать советы своих подчиненных.
И, напротив, талантливые и образованные люди, лишенные навыков грамотного профессионального позиционирования, часто не могут найти себе достойный заработок, проваливают одно собеседование за другим. Они не знают как, проще говоря, пропиарить самого себя, как подать себя в новом коллективе, чтобы укрепить в сознании окружающих прочное и выгодное о себе впечатление. Вы знаете, сколько вы стоите? А сколько стоят ваши услуги? Как правильно назначить цену самому себе? Как не стать изгоем в коллективе или создать слаженную команду? А может быть вы вообще занимаетесь не своим делом?
Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой книге.
Умение создать о себе именно то мнение, которое вам будет выгодно, это не просто набор навыков психологии общения. Это целый комплекс мер, система, которая слаженно работает на ваш имидж. Все это может помочь вам как в вашем карьерном росте, так и в становлении себя, поиске своего предназначения. Ведь вы можете быть профессионалом своего дела и не ходить при этом каждый день на работу. Но, когда ваше имя напечатают в поисковике Google, никто не усомнится в том, что вы настоящий эксперт в своей области.
Мы живем в удивительное время, когда успех превратился в мерило финансового благополучия. Успех – это деньги. Деньги – это свобода. Свобода – это счастье. А поскольку все мы стремимся к единой цели – быть счастливыми, как не крути, перспектива стать успешным человеком гораздо привлекательней, чем возможность быть просто потребителем. И самое приятное, что сейчас для этого у нас с вами есть гораздо больше возможностей, чем у наших родителей. Всего четыре года обучения, и ты уже бакалавр! Всего три месяца, и ты уже говоришь на китайском языке. Всего год стажировки, и ты уже ценный сотрудник крупной корпорации. Ценнейшие знания находятся от нас всего на расстоянии клика. Мы все выучили волшебное слово, дающее любой ответ на любой вопрос: «ОК GOOGLE!». Но почему же, несмотря на все достижения в области передовых технологий, нам все сложнее пробить эту стену из конкурентов и первым оказаться на вершине славы?
Как известно, на каждое действие, человек всегда находил свое противодействие. Мы придумываем законы, а потом придумываем, как эти законы обойти. Мы изобретаем товар, упрощающий людям жизнь, а потом придумываем стратегию продажи этого самого товара. Если товара много, мы выбираем самый лучший, если много компаний, выпускающих этот товар, они отстраиваются от своих конкурентов. Все свелось к тому, что и сам человек, специалист, превратился в товар… И как бы это прискорбно не звучало, но выигрывает тот, кто в итоге выгодно продал. И не важно, что это будет – продукция, знания, навыки, нападающий сборной по футболу. На сегодня дела обстоят гораздо проще. Специалистов много, профессионалов, экспертов, мы заполонили собою рынок труда. Но, как и на любом рынке, здесь идет конкурентная борьба, и от того, какая у вас будет «упаковка», рейтинг, опыт, даже ваше резюме, – все это может сыграть решающую роль в вашей карьере.
И если есть способ выстроить себе выгодное профессиональное позиционирование, почему бы не воспользоваться такой возможностью?
Часть 1 Соберите свой кейс
Как начинается ваш день? Вы просыпаетесь, с удовольствием потягиваетесь в кровати или со всей силы бьёте по кнопке ненавистного будильника? Вы бодры, совершаете утреннюю пробежку и после душа, одеваете свежую сорочку и спускаетесь на парковку? Или вы выползаете на кухню, в надежде получить заряд бодрости от свежезаваренного кофе? Потом, словно осьминог, одновременно собираете мужа на работу, детей в школу, одной рукой готовите завтрак для всех, а другой дорисовываете левую бровь?
У всех рабочий день начинается по-разному. Давайте познакомимся поближе и выясним, кто вы по специальности, а кто по призванию. И, если удастся выявить несоответствия, соберем себя, как эксперта, заново – так, как нам это будет выгодно. А если вы еще не считаете себя экспертом, в силу некоторых причин, я помогу вам эти причины устранить и определить вашу экспертность, а кому-то даже найти свое предназначение.
Кто я? Специалист или просто хороший человек?
Разница только в том, что про мужчину скажут: «Он увлечен своим делом», а про женщину: «Она какая-то странная».
Дороти Сейерз
Давайте подойдем к вопросу профессионального позиционирования со всей ответственностью, но при этом творчески. Чтобы понять, как грамотно выстроить ваше позиционирование, необходимо выяснить все ваши плюсы и минусы, ваши таланты и особенности. Вспомнить, какого рода деятельность доставляет вам удовольствие, а что именно вы вынуждены делать, считая минуты до окончания выполняемой работы.
Для удобства вашей работы с книгой я предлагаю завести блокнот или тетрадь, где вы сможете делать свои записи, проводить психологический анализ или выписывать туда свои идеи. Давно доказано, что все, что вы записываете от руки, увеличивает ваши шансы на реализацию задуманного, поскольку именно такая форма записи воспринимается нашим мозгом, нашим подсознанием лучше. Так что приготовьтесь к работе над собой и для начала составим первый список (базовый фундамент), с помощью которого мы и станем выстраивать ваше профессиональное позиционирование.
Чаще всего, человек (особенно мужчина) ассоциирует свое личное позиционирование со своей специальностью. Но мы вполне можем совмещать наемный труд с практикой инвестирования. Женщина может быть многодетной матерью и работать онлайн, без отрыва от заботы о семье. А юрист по образованию может писать замечательные фантастические романы и даже чувствовать себя комфортней в роли писателя, нежели адвоката. Поэтому, нам стоит определиться с вашим личным позиционированием прежде, чем начать выстраивать профессиональное.
Подумайте и запишите ответы на следующие вопросы:
Кто я? Каким одним словом вы сможете представиться в новом обществе. Какое одно слово соответствует вашим жизненным принципам и ценностям? Вы – мужчина, женщина, мать, музыкант, филантроп, миллионер, бомж, спасатель? Личность каждого человека – это сложное сплетение множеств социальных ролей, которые он играет, целая система убеждений, талантов и физиологических особенностей. Но вам из всего этого нужно выбрать самое основное, вашу главную социальную роль, то кем вы сами себя считаете. (Подробнее об этом читайте в книге «Личное позиционирование. Инструкция к применению.»)
Выпишите свои жизненные ценности. Что первично, что вторично, что именно является вашими базовыми принципами? Если вы не знаете, как определить свои жизненные ценности, то можете составить большой список из всего того, без чего просто не представляете своей жизни. Религия, семья, благодарность, честность, дисциплина, творчество и т д. Список может получиться внушительным, но вам следует его сократить и свести, хотя бы до пяти пунктов. Это можно сделать, останавливаясь на каждом из них и задавая себе вопрос: «ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТО, БЕЗ ЧЕГО Я НЕ СМОГУ ЖИТЬ?». Если есть хоть капля сомнения, вычеркивайте.
Каковы ваши базовые потребности? В полной ли мере вы их реализовали? Это на прямую связано с построением стратегии вашего профессионального позиционирования. Список базовых потребностей человека может быть даже индивидуален, в зависимости от того, что важно лично для вас.
Психологи и разные школы расходятся во мнениях, поэтому мы возьмем за основу первоисточник и список базовых потребностей человека, который первым обозначил их и уложил в пирамиду, которая теперь всем известна, как пирамида Маслоу. Абрахам Маслоу – основатель гуманистической психологии, автор множеств научных статей и книг. Думаю, ему можно доверять.
Вот ваша подсказка:
Основу пирамиды составляют физиологические потребности (еда, вода, сон, кров). Если с этим у вас все в порядке, ставим напротив плюс (+).
Следующая потребность – это безопасность (здоровье, финансовая стабильность, личная безопасность). И если вы не живете в районе военных действий и у вас крепкое здоровье, ставим плюс (+).
Далее потребность в принадлежности (любовь, семья, друзья, общение). Если и здесь все хорошо, то плюсуем и это, если с этим проблемы, то минусуем (-)
Еще выше потребность в признании (самооценка, уважение окружающих) (+) или (-).
И пик пирамиды составляет потребность в самовыражении (профессиональное развитие, личностный рост, духовное развитие и т д) (+) или (-).
А теперь самый главный вопрос – ЗАЧЕМ НАМ ВСЕ ЭТО НУЖНО? Отвечаю. Стратегия профессионального позиционирования выстраивается на ваших жизненных ценностях. Ведь если для вас семья – это главное и то, без чего вы жить не сможете, то зачем вам трудится над стратегией получения должности, которая вас с вашей же семьей и разлучит? Во всем важна гармония. Что вы написали в первом пункте? Например, на вопрос «Кто я?» вы ответили одним словом – МУЖЧИНА. Отлично! Это и есть ключевое направление вашего личного позиционирования. Все, что вы делаете в своей жизни стройно, укладывается именно вокруг того, что вы МУЖЧИНА. А это значит, что вы сможете это с успехом применить в своей стратегии профессионального поведения. Есть разница между тем, как позиционирует себя мужчина-консультант и женщина-консультант. Стратегия будет различна, клиенты соответственно, результат соответственно. Если вы в собственных глазах прежде всего мужчина, то у вас станет плохо получаться даже самая лучшая стратегия позиционирования администратора гей клуба. Результат и старания уйдут в минус. Что касается ваших базовых потребностей, то здесь еще проще. Пока вы не закроете первые два уровня пирамиды, вам и книгу до конца читать не стоит. Зачем делать что-то, если это не принесет пользы или удовольствия? Если вам нечего есть, негде жить, а над головой каждый день пролетают снаряды, о каком профессиональном позиционировании, стратегиях роста и другой прелестной мишуре может идти речь. В таких условиях даже любовь и общение не очень-то и нужны. Поэтому посмотрите внимательно на свои плюсы и минусы, потому что те уровни пирамиды, которые у вас идут со знаком минус, повлияют на вашу стратегию позиционирования. Разберем на примере.
Женщина средних лет, наемный работник. Замужем, двое детей, своя квартира. Образование высшее.
Педагог (так она написала в первом пункте)
Семья, любовь, преданность, безопасность, стабильный доход. (таковы, по ее мнению, ее жизненные ценности)
Базовые потребности: физиологические потребности (+), потребность в безопасности (+), потребность в принадлежности (+), потребность в признании (-), самовыражение (-).
Итак, что из вышеперечисленного пойдет нам на пользу? Что и как мы станем использовать? Если женщина написала, что она прежде всего педагог, то возможно она не только поучает детей в школе, но и своих детей дома, а иногда и мужа. Такие навыки могут пригодится в администрировании, организации рабочего пространства. К тому же работать она может не только в школе – есть масса вариантов для того, чтобы зарабатывать на обучении других. Ей прекрасно подойдет онлайн обучение или удаленная работа, потому что семья и безопасность ее жизненные приоритеты. Бизнес для нее возможен, но внутренний страх перед отсутствием стабильного дохода может все испортить. Для полного счастья ей осталось только осуществить потребность в признании и самовыражении. Все это она может реализовать через свой образовательный проект, собрав восторженных учеников или даже последователей. Параллельно, она может выпустить пару книг на тему передовых методов в педагогике или литературе (истории, географии, смотря что именно она преподает). Через это она сможет получить и признание, и самовыражение. Вариантов масса. Все это и станет основой для будущей стратегии ее профессионального позиционирования.
С этим разобрались. Идем дальше. А чем дальше в лес, тем больше самоанализа. Вам предстоит увидеть свою стратегию позиционирования графически, так, чтобы не осталось никаких вопросов, а путь к достижению результата был прост и нагляден.
Продолжим наше знакомство. Определив ваши базовые потребности и принципы, вспомним, что вы уникальный талантливый специалист. Возможно вы даже новатор или напротив, у вас есть некая особенность, которая вам мешает и вечно все портит.
Предлагаю вашему вниманию таблицу «ТРАМП-лин» для заполнения. Ведь чем длиннее трамплин, тем выше прыжок.
Заполнили? Отлично! Посмотрите на свои возможности – ваше образование, специализация, ваши таланты, все это инструменты вашего профессионального позиционирования. Кем вы работаете сейчас – отправная точка и полигон для действий. А то, кем вы хотите стать и есть конечная цель, относительно которой мы и станем выстраивать ваше профессиональное позиционирование. Чтобы еще до вашего прихода, все знали, кого именно они ожидают и, какие проблемы этих людей вы можете решить с высокой профессиональной точностью.
На примере, указанном в таблице, можно смело выстраивать стратегию владельца инфо бизнеса, онлайн школы маркетинга и дизайна. Почему? Потому что это легче интроверту, человеку, который не любит вставать рано, потому что он хорош собой и прекрасно владеет навыками ораторского искусства! А знания и образование в данной области у него уже есть. ТА-ДАМ! Над этим и будем работать.
А если я вообще не хочу работать, спросите вы? Если при этом все ваши базовые потребности удовлетворены, то почему бы и нет? Вы можете быть счастливы и на иждивении, или на пенсии, но при этом ради собственного удовлетворения и потребности в самореализации, позиционировать себя как специалиста высокого класса. И получать прибыль, просто консультируя, время от времени.
А как насчет разницы в позиционировании мужчин и женщин? Разумеется, такова имеется, и она может как сыграть вам на руку, так и стать причиной провала вашей карьеры. Такие «женские» качества, как аккуратность, терпение, внимание к деталям, может стать приятным бонусом в позиции администратора отеля или помощника руководителя. Не нужно приобретать новые навыки или транслировать это намеренно – все уже есть! Но вот если мужчина вспыльчив или любвеобилен, он может демонстрировать своим поведением полное несоответствие специалиста в области дошкольного образования. И если женщине любовная интрига может служить ступенькой в картерной лестнице, то для мужчины такая интрига сможет стать фатальной – он потеряет и семью, и работу.
Это все как раз понятно, снова скажите вы! Но почему у меня до сих пор не получилось построить карьеру? Где признание, овации, цветы и деньги?
Ситуация такова, что чем больше вы транслируете обществу своим поведением то, что вы профессионал в определенной области, тем больше вам это общество верит. И со временем за вами закрепляется звание, неотделимое от вашего имени: Костя-проводник, Юля-медсестра, Сергей Сергеевич – бизнесмен. Но это только в том случае, если вы действительно делаете это постоянно, демонстрируя свою принадлежность к данной профессиональной группе. Хорошо иметь много навыков и знаний. И спец и на дуде игрец. Но для грамотного профессионального позиционирования это губительно. Или вы хирург высокого класса, а уже потом, для своих, и рыбак, и кулинар. Или вы можете делать все (и уколы делать, и статьи писать, и рекламный буклет сделать), но при этом вам не получить ПРИЗНАНИЯ в определенной профессиональной среде.
В связи с этим возникает логичный вопрос.
Как и что нужно транслировать своим поведением, чтобы, будучи средним, но грамотным специалистом, все же получить более высокую должность или высокое признание обществом. Как с нуля выстроить себе новый профессиональный имидж? Как продемонстрировать всем, что вы вполне достойный специалист, настоящий эксперт своего дела? Ну не табличку же на себя надевать с надписью: «Я – писатель (врач, учитель) года!»
Табличку нельзя, а вот что именно нужно на себя надевать, чтобы соответствовать своей экспертности, разберем в следующей главе.
По утрам надев трусы, не забудьте про часы
Главное, чтобы костюмчик сидел…
Даже если вам безразлично, что подумают о вас окружающие, даже если вам безразличны последние модные тенденции, вам ведь не плевать на свое будущее? Как бы вы не любили удобные спортивные штаны, вам придется подобрать себе соответствующий гардероб, поскольку ваш внешний вид – это один из основных инструментов профессионального позиционирования. По внешнему виду мы определяем принадлежность человека к той или иной социальной группе, предполагаем род его деятельности, основываясь на своих стереотипах. И это определяет наше изначальное отношение к человеку.
Первое впечатление, которое мы производим на потенциального работодателя, на будущего партнера по бизнесу, стало превалировать над наличием опыта и образования. Так было не всегда. Всего каких-то 50 лет назад, вас не допустили бы на более высокую должность без соответствующей «корочки». Затем, в эпоху становления малого и среднего бизнеса, на первый план вышел опыт и связи. Последнее десятилетие все стало проще и сложнее одновременно. Наличие опыта и образования уже не гарантирует вам хорошей работы. Почти у всех есть возможность по-быстрому окончить курсы, не выходя из дома (онлайн), получить повышение квалификации. Необходимый сертификат можно получить и за полгода. Почти никогда потенциальный работодатель не проверяет достоверность данных, внесенных в ваше резюме. Так что же становиться решающим фактором при приеме на работу? То первое впечатление, которое вы произведете на человека! Люди стали больше доверять своей интуиции и предпочитают работать каждый день с приятными, позитивными и креативными сотрудниками. Каким бы вы не были профессионалом своего дела, вас всегда с удовольствием заменят на другого, если вы дурно пахнете и отравляете своим поведением атмосферу в коллективе. По статистике последних лет, работу, повышение или выгодные контракты получают не стипендиаты Нобелевской премии по физике, а люди, с которыми «приятно иметь дело».
Поэтому, как ни крути, ваш внешний вид, это то, что станет базой первого впечатления, которое вы станете производить на окружающих. И это впечатление может сыграть решающую роль. Разумеется, не только новый костюмчик станет золотым ключиком, открывающий двери к успеху. Первое впечатление – это совокупность манеры держаться, одежды, стиля, вашего голоса и харизмы (если она у вас есть). Подробнее об этом читайте в книге «Личное позиционирование. Инструкция к применению».
В этой главе мы рассмотрим деловой дресс-код, то, как подобает одеться на деловой ужин и как подчеркнуть вашу индивидуальность (в женщинах – очарование, в мужчинах – строгость). Не забудем и о людях творческих профессий. А, поскольку женщин принято пропускать вперед, с них и начнем.
Женский деловой костюм.
Дорогие дамы, если мы готовимся к важной деловой встрече, раскрыв обувной шкаф, первым делом отложите в сторону босоножки, сандалии и сабо, поскольку они к деловой одежде не имеют никакого отношения. Выбираем закрытые туфли – это идеальный вариант. Туфли с открытой пяткой можете использовать в теплое время года и только, если встреча предполагает пройти в неформальной обстановке.
Далее, скользнув пальчиками вверх по изящной ножке, вспомните о том, что колготки телесных оттенков (чулки) обязательны для делового комплекта. Никаких голых, даже самый красивых ног! Никакого разноцветия! Только в холодное время года вы можете дополнить свой образ плотными колготками, подходящими по цвету к костюму.
В зависимости от места вашей работы (страны вашего пребывания) и красоты ваших коленей, вы подбираете длину юбки. Единственное условие – не слишком коротко! Будет идеально, если вы подберете для своего визитного гардероба два, три костюма, чтобы не терять времени на долгий выбор. Один из них может быть брючным, но с условием, что ваши ягодицы будут скрыты верхней частью костюма. И конечно, не допустимы джинсовые или кожаные изделия. Трикотажные ткани тоже не относятся к официальной одежде, но в вашем деловом костюме вы можете отвести место для трикотажных изделий в случае их соответствия. Вещь не должна носить яркий характер, иметь глубокое декольте. Лучше если она не станет облегать ваши формы или сверкать бесконечным бисером.
Для блузок обязательно наличие длинного рукава, даже в теплое время года.
Сумки, аксессуары, портфели должны иметь тот же тон, что и туфли. Также они могут быть в тон костюма. Лучше всего использовать сдержанные, темные цвета.
Украшения также носят сдержанный характер. Надевая украшения, не забывайте о создании визуального треугольника. Это могут быть серьги и кулон (верхний треугольник) или кулон, браслет, часы (нижний треугольник). Не утяжеляйте образ при помощи массивных украшений с крупными камнями. Это больше подойдет к вечернему наряду.
Блестящие ткани, прозрачные блузы, юбки с воланами или глубокими разрезами не допустимы в деловом образе.
Глубокие декольте, узкие брюки, все, что подчеркивает вашу сексуальность не допустимо в деловом костюме. Этим вы можете только навредить своей карьере. Вы можете быть неправильно поняты, а ваш профессионализм станет незаметен на фоне вашего эротизма.
Мужской деловой костюм.
Напрасно бытует мнение, что мужчины не так разборчивы в одежде, как женщины или им проще подобрать гардероб!
Как и в случае женского делового костюма, так и в мужском – сорочки только с длинным рукавом. Даже под пиджак, даже в теплое время года. Если вы предпочтете короткий рукав вас воспримут как человека из обслуживающего персонала. Таковы нормы делового костюма!
Взгляните на свою обувь. Если она светлого оттенка – ваш костюм должен быть светлым. К темным костюмам подбирают темную обувь. Ремни и аксессуары того же цвета. Они должны подходить мужчине по размеру и соответствовать общему образу. Обратите внимание на галстук. Никаких картинок или портретов знаменитостей! Это может быть модно, но уместно только в вечернее время. Только сдержанные и благородные цвета. А вот носки всегда должны быть в тон вашей обуви и брюк. Белые носочки с черными туфлями в деловом костюме не приемлемы.
Летом допустимы костюмы из легкой и светлой ткани.
Не злоупотребляйте парфюмом! Это не прилично даже для леди!
Дорогие мужчины, ваши аксессуары и любимые мелочи (запонки, часы, ремни, портфели) подбирайте согласно общему ансамблю вашего костюма. Они должны сочетаться между собой по стилю и цвету.
Думаю, не стоит напоминать, что джинсы и растянутые свитера также не уместны в деловом образе мужчин, как и прозрачные блузы у женщин. И ваша волосатая грудь может создать совсем не то впечатление у вашего собеседника, чем у вашей любовницы. Застегните сорочку!