Книга Энциклопедия классической греко-римской мифологии - читать онлайн бесплатно, автор В. Обнорский. Cтраница 10
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Энциклопедия классической греко-римской мифологии
Энциклопедия классической греко-римской мифологии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Энциклопедия классической греко-римской мифологии

Первым воспел их поход Пиндар, затем Аполлоний Родосский; его эпос хорошо сохранился. В нем говорится, что сын Эзона Ясон по приказанию царствовавшего в Фессалии, в Иолке, дяди Пелея отправился добывать золотое руно барана, увезшего Фрикса и Геллу. Руно находилось в роще Арея под стражею вечно бодрствовавшего дракона. Сын Фрикса Аргос по совету афинян выстроил судно – Арго, и все герои того времени приняли участие в походе. По другой версии строил он судно непосредственно пользуясь советами богини Афины.

После нескольких приключений они наконец прибыли в Колхиду, лежащую у устья р. Фазиса (сейчас Риони). Царь Ээт обещал Ясону возвратить руно с условием, что Ясон запряжет в плуг двух быков с медными ногами, дышащих пламенем, и вырвет драконовы зубы, оставленные Кадмом в Фивах и полученные Ээтом от Афины. Ясон исполнил это с помощью влюбившейся в него дочери Ээта – Медеи.

Она дала ему магическое средство от огня и железа и посоветовала ударом камня раздробить зубы. Ясон исполнил все в точности, но Ээт отказался выдать руно и задумал убить аргонавтов. Тогда Ясон и Медея отправились в рощу, и, овладевши руном после того, как она усыпила дракона, они бежали на корабле. Аполлоний говорит, что в Адриатическом море они столкнулись с колхидцами, преследовавшими их с братом Медеи – Апсиртом. Медея предала брата, и аргонавты победили.

По другим сказаниям, Ээт не мог преследовать аргонавтов, потому что Медея, захватившая брата с собою, убила его и по кускам выбросила в море, отец же стал собирать их.

Возвращение рассказывается различно. По более древними сказаниям, Аргонавты вернулись тою же дорогой, через Фазис в Океан, оттуда в Ливию, куда перенесли Арго на руках до Средиземного моря, по которому доехали до Иолко. Позднейшие сказания передают возвращение аргонавтов со многими приключениями. Из сохранившихся произведений искусств замечательна так наз. Фикоронская Циста – гравированное изображение плена короля бебриков Амика, побежденного во время похода в Колхиду, в кулачном бою, Полидевком.

Тему аргонавтов затрагивал великий русский поэт Андрей Белый:

Пожаром склон неба объят…И вот аргонавты нам в рог отлетанийтрубят…Внимайте, внимайте…Довольно страданий!Броню надевайтеиз солнечной ткани!Зовет за собоюстарик аргонавт,взываеттрубойзолотою:«За солнце, за солнцем, свободу любя,умчимся в эфирголубой!..»Старик аргонавт призывает на солнечный пир,трубяв золотеющий мир.Все небо в рубинах.Шар солнца почил.Все небо в рубинахнад нами.На горных вершинахнаш Арго,наш Арго,готовясь лететь, золотыми крыламизабил.Земля отлетает…Виномировоепылаетпожаромопять:то огненным шаромблистатьвсплываетрунозолотое,искрясь.И, блеском объятый,светило дневное,что факелом вновь зажжено,несясь,настигаетнаш Арго крылатый.Опять настигаетсвое золотоеруно…Октябрь 1903. Москва

Сборник «Золото в лазури» (1904) Раздел «Золото в лазури»

Аргус (Аргос)

В древнегреческой мифологии это имя носят несколько героев:

1) Аргус (греч. Argos), прозванный Паноптес,т. е. всевидящий – сын Агенора или Инаха, по преданию, многоглазый великан, поборовший чудовищного быка, опустошавшего Аркадию.

Он же задушил змею Эхидну, дочь Земли и Тартара. Богиня Гера заставила его стеречь Ио, возлюбленную своего мужа Зевса, превращенную им в корову, чтобы уберечь от гнева ревнивой жены. Гера выпросила у Зевса корову и приставила к ней Аргоса, который привязал корову к оливе в роще близ города Микены.

У Аполлодора читаем:

«Сыном Экбаса был Агенор, а сыном этого Аргос по прозвищу Всевидящий: у него были глаза по всему телу. Он отличался необыкновенной силой и убил опустошавшего Аркадию быка, а шкуру его надел на себя. Он убил также и Сатира, притеснявшего жителей Аркадии и отнимавшего у них скот. Говорят также, что он убил похищавшую путников Ехидну, дочь Тартара и Геи, застав ее спящей. Он отомстил и за убийство Аписа, перебив виновников».

Аргос добросовестно исполнял свой долг; только два глаза у него одновременно закрывались, другие были открыты и зорко следили за Ио. Она страдала, и Зевс послал своего сына Гермеса похитить ее. Гермес примчался на вершину горы, стал разговаривать с Аргосом и усыпил его своими разговорами или игрой на флейте. Когда все сто глаз Аргоса закрылись, Гермес выхватил меч и отсек ему голову (по другой версии убил его ударом камня). За что он и получил прозвище «аргоубийца».

Гера превратила своего верного слугу в павлина или разукрасила его глазами павлиний хвост. Первоначально многоглазый Аргус означал звездное небо.

Мифологический Аргус часто изображался на вазах и на помпейской стенной живописи.

2) – сын Зевса и Ниобы, дочери Форонея, основатель земледелия. Унаследовав после тестя основанный тем город Фороний в Пелопоннесе, он переименовал его в Аргос;

3) – правнук предыдущего, убивший Эхидну;

4) – знаменитая охотничья собака Одиссея. Когда Одиссей в облике нищего бродяги, не узнанный даже женой и сыном, вернулся в свой дворец, растянувшийся на куче навоза старый Аргос – плешивый, дряхлый и мучимый мухами – вильнул обрубком хвоста и повел рваными ушами в знак того, что признал хозяина. Одиссей украдкой смахнул слезу, видя, как дождавшийся его верный пес вздрогнул и навеки затих.

5) Аргос– в древности главный город пелопоннесской области Арголиды, лежал в 4 км от моря, на равнине, по которой протекают большей частью высыхающие реки – Инах и Харадр. На западной стороне возвышался господствующий над городом акрополь Ларисса. Город был основан, по преданию, Инахом или его сыном Форонеем и назван именем сына Зевса и Ниобы – Аргосом, научившим людей земледелию. С Аргосом связан и мифологический цикл об Атридах, цикл Семеро против Фив. У Гомера царь Аргоса Диомед описывается как могущественный герой, а именем аргивян нередко называются греки вообще.

Город этот был центральным пунктом государства, которое играло выдающуюся роль в греческих преданиях и истории как в ахейский период, так и после дорического переселения, после которого оно находилось под управлением Теменидов, потомков Гераклидов. Династия Теменидов прекратилась со смертью Мельтаса; после этого следовали цари из другого рода до тех пор, пока царская власть, ослабляясь постепенно в продолжение целых столетий, не уступила места демократическому правлению, что случилось после персидских войн.

Город был центром почитания богини Геры, близ города находился ее главный храм – Герайон. В 7 в. до н. э. тиран Аргоса Фирон (Фейдон) из династии Теменидов, считавших себя потомками Геракла, подчинил себе весь Пелопоннес за исключением Спарты. Фирон первым в Греции начал чеканку серебряной монеты, ввел единую систему мер, которой пользовались и в Афинах до реформ Солона. Со времени Фейдона (770—45) Аргосу никогда не удавалось добиться продолжительной игемонии даже над всей Арголидой, но он все время продолжал настаивать с крайним упорством в своих притязаниях на главенство в пелопоннесских государствах и находился по этому поводу со Спартой в постоянной вражде, которая нередко переходила в открытую борьбу. Вражда со Спартой (после спартанского нападения в 495 или 493 г.) привела к тому, что во время греко-персидских войн город соблюдал дружественный к персам нейтралитет.

Позднее, став демократическим, Аргос симпатизировал главным образом Афинам. Под влиянием Арата Аргос примкнул в 229—8 гг. к Ахейскому союзу и подпал вместе с ним под римское владычество. Имена Агелада, Поликлета и др. дают А. выдающееся место в истории греческой скульптуры; гимнастикой и музыкой в А. занимались не менее усердно, как и в других греч. государствах. Город, бывший во время римского владычества местом народных собраний провинции Ахайи и поддерживавший вследствие этого свое блестящее положение, сохранил до настоящего времени свое древнее имя Аргос. Из множества храмов, равно как из построек и памятников, которыми славился город в древности, остались крайне немногие. Между остатками особенно замечателен театр, вырубленный в скале, с 67 ступенями для сидения. Аргос., находившийся с 1212 по 1388 год во французском владении, с 1388–1463 и снова с 1686 по 1716 год в венецианском и, наконец, с 1718 по 1821 г. в турецком владении, был многократно опустошаем во время греческой борьбы за свободу (именно с 1822 по 1831 г.), но затем снова поправился и теперь представляет прелестное место с домами, утопающими в зелени садов. В Аргосе в 1879 году было 9861 чел. жителей; кроме двух греч. школ, в городе есть и гимназия.

Ардал

В древнегреческой мифологии – сын Гефеста, изобретатель флейты.

Ардей

В древнегреческой мифологии – сын Одиссея и Кирки, брат Антия и Рома, основатель города рутулов Ардеи.

Ардея

Ардея– древняя столица Турна, царя рутулов, в Лациуме, в 40 км на юге от Рима, близ моря; была заселена римлянами в 442 г. до Р. Х.; сильно пострадала во время междоусобной войны Мария с Суллой. В настоящее время – незначительное местечко.

Арейон (Арион)

В древнегреческой мифологии – божественный, умевший говорить конь, сын Посейдона и Деметры.

Влюбленный Посейдон преследовал Деметру, когда та, безутешная, разыскивала свою дочь Персефону. Уставшая и отчаявшаяся от бесплодных поисков Деметра менее всего была расположена к любовным утехам – она превратилась в кобылицу и укрылась в табуне лошадей, принадлежавших аркадскому царю Онку. Однако ей не удалось обмануть Посейдона, который, превратившись в жеребца, покрыл ее. От этого возмутительного союза родились дикий конь Арейон и нимфа Деспойна.

По другой версии, Деметра сошлась с Посейдоном в образе эринии. Сначала Арейон принадлежал Посейдону. Затем тот подарил этого прекрасного коня Гераклу. Позже его хозяином стал царь Аргоса и Сикиона Адраст. В походе Семерых против Фив Адраст единственный спасся от фиванцев, именно благодаря скорости Арейона. Греки почитали божественного коня и чеканили монеты с его изображением.

Арена

В древнегреческой мифологии – сводная сестра и супруга мессенского царя Афарея, которому она родила двух сыновей – Идаса и Линкея (Идас на самом деле был сыном Посейдона).

Арейфоой

Царь Арны, города в Беотии, всегда сражавшийся палицей и убитый в тесном ущелье, где он не мог размахивать своим оружием. Отец Менесфея.

Арес (Арей)

Бог коварной, вероломной войны, сын Зевса и Геры. У Гесиода:

Самой последнею Геру он (Зевс) сделал своею супругой.Гебой, Ареем его и Илифией та подарила,Совокупившись в любви с владыкой бессмертных и смертных,

Кроме того это божество и сладострастное, отличный любовник, которым пленяется сама Афродита. Забылин находит, что слово, обозначающее древнеславянского языческого бога Ярило

«… понятно в сейчас существующем: ярость, яростный, а также, ера, ерник. Ярило, или Ерило созвучен с греческим Арес с санскритским ари, – враждебный, вражеский, враг, с латинским ира (ira) гнев, с греческим Ερος; – любовь и вожделение и сходен с обоими по своим свойствами: мужества, или буйства и сладострастия.

По некоторым мифам, Арес был супругом Афродиты. Отец Фобоса, Фобоса Деймоса, Эроса и Гармонии (от Афродиты). Отец Аскалафа и Иялмена (от Астиохи). От союза с плеядой Стеропой родился Эномай. Отец амазонки Антиопы (Ипполиты). Отец фракийского царя Диомеда. Полагают, что ему соответствует римский Марс, но на самом деле это италийское божество несмотря на свою воинственность сильно от него отличается, поскольку несет не только военные, но и гораздо более широкие функции.

В обращении Гектора к Аяксу первый говорит о своем воинском искусстве так:

«…В мужеубийствах и битвах я опыт имею немалый,Щит сухокожий умею ворочать и право и влево,С ним управляюсь искусно и храбро в кровавом сраженьи;На колеснице умею ворваться и в конную свалку,Пляску Ареса могу проплясать и в бою рукопашном»…

Ареса в войне сопровождают керы. Керы являются на поле сражения в красных, омоченных кровью одеждах, схватывают и увлекают убитых. Всякому, кто должен умереть насильственною смертию, уже при самом рождении назначается своя кера, и она непременно настигает его в роковую минуту».

В комментариях к монографии Р. Грейвза читаем:

«Арес не всегда одерживал верх. Будучи очень искусной в военном деле, Афина дважды побеждала его в битве, а однажды гигантские сыновья Алоея полонили его и целых тринадцать месяцев держали в бронзовом сосуде, откуда его полумертвого вызволил Гермес. В другом случае Геракл заставил его в страхе бежать на Олимп. Ему претило появляться в суде в роли истца, но однажды его призвали в суд в качестве ответчика: боги обвинили его в преднамеренном убийстве сына Посейдона Галлирофия. Арес просил оправдать его на том основании, что спасал свою дочь Алкиппу из дома Кекропа, которую пытался обесчестить названный Галлирофий. Поскольку, кроме Ареса, свидетелей происшедшего не оказалось, суд оправдал его. Это было первое решение суда, вынесенное по делу об убийстве, а холм, на котором слушалось дело, стал известен под названием Ареопаг, которое сохранилось за ним и по сей день». (Р. Грейвз. «Мифы Древней Греции»)

Кроме вышеупомянутых отпрысков, у Ареса было еще несколько воинственных сыновей, среди них фракийский царь Диомед, участник Троянской войны Аскалаф, орхоменский царь Флегий и, возможно, Мелеагр; от Ареса также произошли амазонки.

Арестор

Житель Иолка, отец Арга. У Павсания читаем:

«Гомер же в Одиссее (II, 120) вспоминает в следующем стихе Микену как женщину:

«что ни Алкмене,Древней, ни Тиро, ни пышно-венчанной царевне МикенеВ ум не входило…»

В поэме, которую эллины называют «Великие Эои», она именуется дочерью Инаха и женою Арестора. Говорят, что от нее произошло и имя города. (Описание Эллады»)

Арет

– 1) сын Нестора. Брат Антилоха.

– 2) сын Приама, убитый Автомедонтом. Брат Агафона, Гектора, Гелена, Гиппофооя, Деифоба, Кассандры, Кебриона, Клита, Креусы, Лаодики, Ликаона, Париса, Полидора, Поликсены, Полита, Троила и др.

Арета (Арита)

В древнегреческой мифологии – дочь царя феаков Рексенора. После смерти отца она вышла замуж за его младшего брата Алкиноя, унаследовавшего трон. Арета славилась доброжелательным характером и гостеприимством, пользовалась исключительным почетом и уважением у своего народа. Вместе с мужем она радушно приняла заброшенного на остров бурей Одиссея, которого встретила на берегу и пригласила во дворец ее дочь Навсикая. Арета приняла близко к сердцу горе Медеи, преследуемой колхами, и ночью убедила мужа вынести решение, согласно которому Медею можно было не выдавать отцу, если она станет женой Ясона. Затем они отправили к Ясону вестника с сообщением об этом решении. Ясон без промедления женился на Медее, отпраздновав свадьбу той же ночью, и утром, когда царь объявил о свершившемся, колхи остались ни с чем.

Аретуза (Аретуса)

Так назывались в древности несколько источников, из коих большей известностью пользовался источник на о-ве Ортигии, в Сиракузах; он образует бассейн, обсаженный кустами папируса.

По греческому мифу, нимфа Аретуза, дочь Нерея и Дориды, преследуемая речным богом Алфеем, переплыла море или перешла по его дну в Сицилию и обратилась там в источник (см. Алфей). Аретуза была воспета в эклоге и пользовалась в Сиракузах божескими почестями; ее изображение встречается часто на древних монетах этого города. Аретуза была матерью Коракса.

Ариадна

Дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Когда Тезей решился убить Минотавра, которому афиняне по требованию отца Ариадны, посылали ежегодно позорную дань из семи юношей и семи девиц, и таким образом избавить отечество от чудовища, он получил от полюбившей его Ариадны клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал Минотавр.

Совершив геройский подвиг, Тезей бежал с Ариадной на остр. Наксос, где, по одному сказанию, Ариадна была убита стрелами Дианы, по другому – покинута Тезеем и найдена богом виина Вакхом или Дионисом, который на ней женился. После ее смерти Дионис сделался бессмертным богом и поместил ее корону среди созвездий. Во многих произведениях искусства изображен момент отчаяния Ариадны, покинутой Тезеем на остр. Наксосе, затем изображается спящая Ариадна и появление Дионисия; чаще же всего встречается изображение Ариадны на колеснице, окруженной вакханками.

У замечательного русского поэта Валерия Брюса есть чудесное стихотворение на этот сюжет.

Нить Ариадны

Вперяю взор, бессильно жадный:Везде кругом сырая мгла.Каким путем нить АриадныМеня до бездны довела?Я помню сходы и проходы,И зал круги и лестниц винт,Их мира солнца и свободыВступил я, дерзкий, в лабиринт.В руках я нес клубок царевны,Я шел и пел; тянулась нить.Я счастлив был, что жар полдневныйВ подземной тьме могу избыть.И, видев странные чертогиИ посмотрев на чудеса,Я повернул на полдороге,Чтобы выйти вновь под небеса.Чтоб после тайн безлюдной ночиМеня ласкала синева,Чтоб целовать подругу в очи,Прочтя заветные слова…И долго я бежал по нитиИ ждал: пахнет весна и свет.Но воздух был все ядовитейИ гуще тьма… Вдруг нити – нет.И я один в беззвучном зале.Мой факел пальцы мне обжег.Завесой сумерки упали.В бездонном мраке нет дорог.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги