Притяжение маленького пальца. Возьмите у субъекта, доверяющего вам, правую руку без перчатки. Поместите затем руку ладонью вниз и жмите осторожно вашей левой рукой пальцы, оставляя свободным мизинец. Этим вы привлечете к себе через маленькие горизонтальные медленные пассы мизинец и повторяйте эти пассы до тех пор, пока он (субъект) не последует притяжению. Тогда вы сможете словесно внушить субъекту, что его маленький палец остается отдельным от других вопреки всему, пока вам не будет угодно прекратить феномен. После процесса необходимо хорошо освободить маленький палец, кисть и руку посредством холодного дуновения.
Внушение во время бодрствования, Внушение во время бодрствования получается при сильной фиксации субъекта в глаза, повелевая ему уверенным голосом с авторитетным видом сделать ту или другую вещь (закрыть глаза и не мочь более;! открыть их, не мочь более открыть рта и т. д.). Чувствительные субъекты наиболее отзывчивы на этот процесс.
Влияние блестящего шарика, вращающегося зеркала. Если заставить субъекта фиксировать блестящий шарик, неподвижный или находящийся в движении, то субъект почувствует в конце некоторого промежутка тяжесть в веках, непреодолимое желание уснуть; с таким субъектом можно безбоязненно идти вплоть до гипнотических фазисов.
Влияние магического зеркала. Лица, поддающиеся гипнозу или нет, помещенные перед магическим зеркалом, видящие цвета или формы, суть одинаково способны сделаться превосходно «чувствительными».
Итак, нужно будет оставить в стороне субъектов, непослушных этим различным процессам, и воспользоваться, напротив, другими лицами, более «чувствующими», для дальнейших опытов.
Урок второй
Гипнотизирование субъекта
Личность, раз признанная чувствительной, может быть загипнотизирована. Для этого может быть употреблено несколько средств, между которыми мы опишем следующие:
1) Простое внушение.
2) Блестящий шарик.
3) Вращающееся зеркало.
4) Взгляд.
5) Пассы.
Простое внушение. Осторожно фиксируют субъекта в глаза и, не беспокоя его, приказывают ему закрыть их, затем ему приказывают, всегда осторожно, терять чувствительность кожи и с этого момента уверяют его, всегда без грубости, что он чувствует сонливость, погружается в нее все более и более: с натурой несколько чувствительной это удается в несколько мгновений.
Блестящий шарик. Этот процесс наиболее известен. Необходимо заставить субъекта фиксировать шарик (как, например, никелевая пуговичка, лезвие ланцета, маленькое зеркало и т. д.), помещенное на уровень лба между глазами. Такое положение заставляет субъекта сосредоточивать свой взгляд вверху и посредине и оканчивает гипнотизацию очень быстро.
Вращающееся зеркало. Употребление вращающегося зеркала Dluys, по нашему мнению, есть лучшее средство из всех, как безопасное и быстрое. Мы советуем в особенности зеркало с одной верхушкой и покрытое никелированной медью. Изобретатель его г-н M-Robillard, живущий в Париже (ул. Notre Dame de Nazareth, 25). Это зеркало помещают на вышине глаз субъекта, почти на 50 см. от него, удостоверясь, что лучи света хорошо проходят в глаза. Субъект лично помещается в кресло прислоненной головой. Сон наступает вообще от 20 до 30 мин с начала опыта.
Взгляд. Употребление взгляда как средства гипнотизации чрезвычайно утомительно, но при большой энергии позволяет получить хорошие результаты, когда все остальные неудачны. Вот как можно гипнотизировать. Сажают субъекта напротив себя, спиной к свету. Затем берут обе его руки и обхватывают рукою большие его пальцы. После этого пристально смотрят в зрачок правого глаза. Сон появится еще скорее, если прибавить к этому процессу внушение.
Пассы. Начинают, как в предыдущем случае, но только большие пальцы гипнотизируемого соединены в левой руке магнетизера, который в продолжение пяти или шести минут делает продольные пассы сверху вниз, с головы до уровня желудка. Таким образом достигнутый сон совсем другого порядка, чем сон, вызванный гипнотическими процессами. Впрочем, мы расскажем о нем, когда будем говорить о глубоких состояниях.
Урок третий
Определение фаз
I. В первой из этих гипнотических фаз субъект имеет все члены слабыми: если взять его за руку и выпустить ее, рука упадет без сопротивления субъекта, который тогда уже глубоко заснул и может казаться мертвецки пьяным. Дыхание с этого момента глубоко и правильно. Эта фаза – летаргия.
II. Если в этом состоянии вы силой откроете глаза субъекта или воздействуете на него каким-нибудь другим образом, наступит вторая фаза.
Члены окрепнут и сохранят установку, которую вы им дадите, какая бы она ни была. Глаза у него неподвижны (запомните это хорошо) и взгляд устремлен перед собой на то место, куда вы его направите. Он вас не слышит, как бы вы громко ни говорили. Он вполне закрыт для внешнего мира. Он в фазе каталепсии.
Это состояние, в котором его можно положить головой на один стул и ногами на другой так, чтобы между стульями висело туловище. В этом состоянии еще получается экстаз.
III. Если вы теперь дунете между глазами субъекта, или проведете пассы, или потрете ему слегка лоб, состояние изменится. Субъект говорит и действует абсолютно как бодрствующий: он естественно с вами разговаривает, но не сознает окружающей среды и не дает себе отчета о месте, где он находится.
Тогда он в третье фазе, сомнамбулизме. В этом состоянии есть несколько характерных особенностей, всю важность которых надо хорошо понимать.
Прежде всего он способен к внушению. Ему можно приказать видеть или сделать ту или иную вещь не только во время сна, но еще раз, когда он будет совершенно разбужен; это явление будет исполнено не только через день, но даже через месяцы и даже год после отданного приказания. В момент, когда он исполняет внушение, он становится бессознательным и повинуется импульсу без разбора, и, что важно заметить, он внезапно теряет чувствительность, чтобы получить ее после исполнения внушения. Субъект увидит все, что ему прикажут, исполнит все, что ему прикажут исполнить, кроме исключений, которые мы не можем здесь изучать[Я пришел к убеждению, что свободная воля субъекта всегда твердо устаивает и может прийти в действие в данный момент, чтобы сопротивляться преступному внушению.].
В сомнамбулическом состоянии начинается другое явление – это возможность замещения личности. Вы говорите субъекту, ты больше не ты, ты депутат, ты произносишь речь в Палате. Тогда вы увидите, что субъект как бы переходит в личность, о которой вы ему только что сказали, и принимает все особенности роли, которую вы заставили его играть. Таким образом, вы можете, по своему желанию, несколько раз устраивать такую перемену личности.
В этом же состояния приобретается зрение на расстоянии с известными замагнетизированными субъектами. Итак, чтобы прорезюмировать все, что мы говорили, вот характеристика состояний:
1) Летаргия – глубокий сон.
2) Каталепсия – пристальный взгляд. Члены эластичны.
3) Сомнамбулизм – способность к внушению. Замена личности, зрение на расстоянии.
Здесь мы описали главные фазы. Без сомнения, существует большое число промежуточных состояний и комбинаций этих фаз между ними, но бесполезно усложнять вопрос.
Для окончания заметим, что, как указывают гипнотизеры, эти фазы проявляются всегда в следующем порядке:
1) Пробуждение.
2) Летаргия.
3) Каталепсия.
4) Сомнамбулизм.
5) Пробуждение.
6) Летаргия.
7) Каталепсия.
8) Сомнамбулизм.
9) Пробуждение и т. д. и т. д.
Урок четвертый
Пробуждение субъекта
Никогда не нужно упражняться в усыплении субъекта, если практически не пройдены различные процессы пробуждения. В самом деле, здесь находится обратная сторона, наполненная неожиданностями, которые заставляют утрачивать начинающих или экспериментаторов их хладнокровие. Пробудить субъекта можно множеством процессов, между которыми мы опишем особенно следующие:
1) Пробуждение через простое внушение или приказание.
2) Пробуждение через дуновение.
3) Пробуждение пассами.
4) Пробуждение без внушения, через взгляд.
5) Пробуждение через комбинацию каких-нибудь из этих различных способов.
Пробуждение по приказанию. Субъекту, находящемуся в сомнамбулической фазе, приказывают совершенно проснуться ровно через минуту. И еще можно ему приказать проснуться, когда его три раза ударят в руки или посредством всевозможных вариаций внушения. Этот процесс должен быть употребляемым преимущественно в сомнамбулической фазе, но удается также довольно часто с субъектом, находящимся в летаргии, хотя с меньшей быстротой.
Пробуждение дуновением. Сильно дуя между глаз субъекта, пробуждают и освобождают его в то же время.
Пробуждение пассами. Один из лучших способов, особенно при глубоких состояниях, когда он должен быть всегда употребляемым. Делают горизонтальные пассы и повторяют их двумя руками сначала наравне с грудью, затем на уровне головы субъекта. Пробуждение таким образом долго достигается, но можно быть уверенным в избежании всех случайностей: субъект совершенно освобождается от сна.
Пробуждение взглядом. Пробуждение взглядом употребляется, когда лицо по той или другой причине сопротивляется внушению. В этом случае пристально смотрят субъекту между глаз на вышине середины лба и видят, как вскоре проявляется пробуждение совершенно полное, без малейшего слова.
Комбинированное пробуждение. Наилучшие результаты достигаются при пробуждении субъекта следующим процессом, полученным через смешение большей части других способов:
1) В фазе сомнамбулизма подвергают внушению, только когда дунут между глазами: полное пробуждение появляется тотчас же.
2) Производят дуновение в указанное место, быстро освобождая в то же время лоб посредством пассов.
3) Оканчивают, дуя в последний раз, когда субъект хорошо разбужен.
Когда приходится иметь дело с трудным случаем, когда субъект в глубокой летаргии и отказывается повиноваться внушению, тотчас же стараются достигнуть какой-нибудь гипнотической фазы – или каталепсии, или сомнамбулизма – и отдают ему приказание на срок (полчаса или час), предшествуя этому приказанию дуновением и пассами.
§ 4. Явления, происходящие в гипнотических состояниях
Прежде всего займемся феноменами, интересующими мага, которые могут быть произведены над лицами в простом гипнотическом состоянии.
Наиболее интересные явления следующие:
Действие магнитов. Из северного полюса магнита проистекает голубое сияние, очень приятное и укрепляющее субъекта, находящегося в сомнамбулическом состоянии[Луис. Анналы психиатрии. А. Роша. Экстериоризация чувствительности.].
Из южного полюса проистекает красное сияние, неприятное для субъекта. Северный полюс притягивает, а южный отталкивает его.
Действие магнитных венков. Магнитный венок, помещенный на голову больного и переложенный потом на голову субъекта в летаргической стадии, переносит на него болезнь Луис и Энкосс. Перенос посредством магнитных венков. Сообщение биологического общества. Д-р Энкосс. Психические рассуждения о нервных болезнях.
Действие металлов. Металлы имеют характерные действия, особенные для каждого из них, на загипнотизированных субъектов.
Золото жжет, медь может пробудить субъекта в сомнамбулическом состоянии, свинец давит. Эти опыты были недавно подтверждены исследованиями д-ра Burq[По металлотерапии см. работы д-ра Burq и этюд Жалива Кастело в «Initiation».].
Действие пентаграммы. Прямая пентаграмма действует на субъектов в состоянии сомнамбулизма, как северный полюс магнита, и перевернутая – как южный; этот наш личный опыт был проконтролирован и подтвержден в Бельгии в нашей ветви Кюмри и в Париже известным магнетизером г-м Константином.
Передача болезней. Субъект находится в летаргии, его заставляют взять руки какого-нибудь больного. Проводят магнит (сев. полюс) между больным и субъектом, затем заставляют последнего перейти в стадию сомнамбулизма. Тогда ему задают вопросы; так как он как бы перенял личность больного, он описывает все испытываемые симптомы. Затем уничтожают внушением болезнь, также перенесенную на субъекта, и будят его.
Нервные болезни всевозможного рода быстро вылечиваются этим приемом[Энкосс. Психические рассуждения о нервных болезнях.].
Одинаковым образом можно устраивать переход напряжения с одной стороны тела на другую над истерическим больным в бодрствующем состоянии благодаря передвижению магнита с одной стороны на другую[Бабинский. Передачи.].
Часть первая
Глава II. Магия и внушение
§ 1. Наставления магии относительно поверхностных Состояний и Внушения
Прежде мы говорили, что Магия объясняет все гипнотические явления через реакцию идеи на астральное тело через действие астрального тела на тело физическое.
Таким образом, в области поверхностного гипноза являются сверх внушения:
1) Феномен угрызения совести.
2) Явления психической медицины, когда произведенные действия происходят прямо от идей или прямо действуют на нее, и явления стигматизации, происходящие из другого источника, чем внушение.
Эти различные феномены и другие, того же порядка, происходят от сильного оживотворения идеи, которые становятся в невидимом плане силой особенного рода, названной «элементалом»[См. более подробное учение об «элементалах» в следующей главе.]. Эта живущая идея рождается и умирает в мгновение, по воле своего создателя – настойчивого гипнотизера, поскольку он словесно приказал ей продолжаться, и совершает все действия над астральным телом, которые он приказал исполнить.
Когда мысль наделена более сильной витализацией и продолжительность ее действия на внутренние центры человека не превосходит известного времени, получается простое внушение; сейчас мы увидим подробности этого состояния.
Когда идея могущественна, детализирована и прикреплена к невидимому центру, наделена крайним повышенным напряжением, когда это напряжение принадлежит закону, который магнетизирует центр, или всякой другой причине, мы видим массу явлений психической медицины, в которой влияния божественного плана могут действительно осуществляться.
Угрызения совести также относятся к феноменам реакции астрального тела на тело физическое, под влиянием идеи, происхождение которой должно находиться или в преступлении, или в элементе в случае смертоубийства.
В заключение необходимо хорошо различать явления, где мысль одна действует на астральное существо, которое и вызывает феномен внушения во всех его подразделениях, или другое влияние, прибавившееся к идее, что и дает рождение феномена психической медицины и угрызений совести.
§ 2. О внушении
Внушение по эзотерическим разъяснениям есть создание оживотворенной мысли, действующей в виде импульса на мозг.
Одно лицо может влиять или на другое лицо – альтеровнушение, или на самого себя – автовнушение.
Это действие может быть произведено в состоянии бодрствования (действие, часто употребляемое факирами), в состоянии легковерия (метода Нансийской школы), или в одном из гипнотических открытых состояний Парижской школы.
Можно внушать или прямо словом (словесное внушение), или посредством образов и жестов (мимическое внушение), или мысленно без слов и жестов (мысленное внушение).
Сверх того, внушение можно заставить исполнить в тот же момент (непосредственное внушение) или же реализовать его в одну минуту, один или несколько дней, месяцы и даже год, (внушения на время). Все вариации внушения могут действовать трояким образом:
1) На задние центры мозга, иначе не чувствительные, создавая то, что мы называем идеальными образами[См. наш этюд под названием «Астральные образы», во второй главе.].
2) На передние центры мозга, создавая то, что мы называем импульсивными действиями.
3) Наконец, на центры органической жизни, симпатические центры, создавая стигматы или изменение сплетений.
Эти стигматы могут быть созданы внутри организма, как, например, завистью, или снаружи, как большая часть стигматов, созданных или посредством альтеровнушения или автовнушения. Необходимо знать вне этой классификации случаи, где стигматы имеют двойное происхождение: элементал и элементер или элементал и небесное влияние.
Классификация различных видов внушений
§§ 3 и 4. Внушение в состоянии догипнотическом
Много было написано относительно участия некоторой доли внушения в увлечении собрания превосходными ораторами или в увлечении толпы фанатиками в случае революции или возмущения. Д-р Лий опубликовал несколько статей по этому вопросу в «Анналах, психиатрии и гипнологии».
Между тем, легко понять, что внушение создает в этом случае только импульсы, воля же остается хозяйкой определенного решения, и это решение зависит единственно от могущества, которым располагает каждый член собрания над импульсами его организма. Индусы и передовые члены посвященного братства отличаются умением создавать идеальные образы, способные производить впечатление на толпу.
С другой стороны, Нансийская школа опубликовала многочисленные труды относительно внушения в состоянии легковерия, которое есть одно из многочисленных средств действия Armee du Saint не только на профанов, но еще на членов среди них же.
Вот пример этого рода внушения.
Индийская и Кафрская Магия[Статья переведена из Daily News г-н Lemerle 25.02. 1893 (Initiation, август 1893 г.).]
Г-н Келлар видел личный феномен «поднятия», положение противное тяжести человеческого тела, в воздухе и так же приостановка жизни, в опыте Секундра Дасса в «Master of Balantree». «Поднятие» часто упоминаются в легендах святых и у Платона в неоплатонизме. Естественное толкование то, что погруженный в свою мысль или в экстаз святой полагает, что он «поднялся» и что его последователи верят этому. Но г-н Келлар видел вещь, исполненную в присутствии Гальского принца и многих тысяч свидетелей. Местом действия был Мейдем в Калькутте в 1875 г., исполнителем – факир высшего разряда. Метода была следующая: в землю были укреплены три шпаги, остриями обращенные вверх; один молодой факир был «замесмеризован»; когда его тело отвердело, он был положен на острия шпаг; наиболее низкая из них приходилась на конце позвоночного столба. Затем шпаги были вынуты, между тем как тело оставалось подвешенным. Есть также неопровержимые доказательства для следующей истории. Один английский офицер, увидев обыкновенных индийских жонглеров (не высшей касты) пригласил их к себе, где они исполнили фокус со шпагами, описанный г-ном Келларом, над женщиной из их же труппы. Одежда ее состояла только из одного пояса: шпага была положена на землю под локоть. Тело сохраняло горизонтальное положение без всякой поддержки, исключая единственное острие шпаги. Офицер и полковой хирург исследовали вблизи и даже все трогали вокруг тела, чтобы быть уверенными, что не было никакого «обмана», как говорит Боско. Исход, который затруднил г-на Келлера, затруднил так же этих английских наблюдателей.
Можно засвидетельствовать другой случай: он хорош, хотя не такой удивительный. Одна жонглерка попросила одного англичанина взять себе в руку рупию и смотреть за сжатыми пальцами, чтобы быть уверенным, что монета в руке. Затем она сказала повернуть руку суставами вверх; ударила суставы палочкой, что-то зашевелилось в руке, и он ее открыл: оттуда упали тысячи пылинок, но рупии там не было. Последний случай «поднятия», наблюдаемый г-ном Келларом, произошел в «Ютландии», исполнителем был «доктор-чародей» из класса, многократно описанного Ридаром Гаггардом, с «большой точностью». Об этом поднят вопрос в двух сочинениях г-на Гаггарда «Alain vife» и «Nada the Lily». В первом, д-р-чародей заявляет г-ну Алану Катерману, что он «способен заставить людей видеть то, что они не видят», вероятно, через очарование или гипнотическое внушение. Можно найти другой пример в последнем неопубликованном труде г-на Лесли над зулусами, у которых он был миссионером. Прозорливые зулусы приводили его в замешательство так же, как «Иесакеды» смущали первых иезуитов в Америке и Геарна на «Gapper River». Геарн видел вещи, которые он считал невозможными. Г-н Келлар имеет важное преимущество в этом роде исследований. Те, которые собирают народные сказания, лучше преуспевают среди диких крестьян, самих по себе немного недоверчивых к своим же рассказам. Ради тех же желаний г-н Келлар совершил несколько самостоятельных поездок к зулусам, как и «Duun’s Reservation».
Перед зулусской войной, один зулусский маг был приглашен демонстрировать свое искусство. Он перевязал узловатую палку или дубинку с круглой головкой коротким ремешком из новой кожи. Молодой воин сделал то же, и они сошлись на расстояние приблизительно шести шагов один к другому, вращая свои дубинки над головами. Это происходило вечером, и они освещались лагерными огнями. Когда дубинки почти столкнулись, «искры проскочили (или казалось, что проскочили) от одной дубинки к другой. В третий раз произошла вспышка, дубинка молодого человека была разломана в куски, и воин безжизненно упал на землю». Маг тогда стал колыхать длинные стебельки травы вокруг головы молодого человека. Трава, «казалось, горела при этом движении, и медленно засыхала с шумом, сверкая. Маг почти приблизился и осторожно колыхал воспламененную траву над лежащим, приблизительно на шаг от его тела». К моему удивлению, тело медленно поднялось с земли и очутилось в воздухе приблизительно на три шага, оставаясь повислым и рассеиваясь, следуя тому, как пассы над горящей травой производились медленнее или быстрее. Когда засохшая трава легла на землю, тело опустилось, и после нескольких пассов доктора молодой воин вскочил на ноги, без всякого повреждения и смело восстановил свое дыхание. Отсюда вытекает два следствия: или г-н Келлар видел вышеописанное, или он обманулся в своем призвании и должен был написать авантюристический роман.
В другом рассказе указывается на несколько факиров, танцевавших в совершенно пустой комнате, до тех пор, пока они не смешались в одного, который приблизился и поклонился, на виду у всех, его оставили в комнате, где он танцевал, совершенно пустой от лиц и мебели. Затем он начал танцевать, и его три друга выделились из него и вторично исчезли: их нельзя было найти в комнате, задняя часть которой не имела ни дверей, ни окон, ни трапа.
Третья история – добровольные похороны на сорок дней по примеру Секунда Дасса, произведенные при генерале Medley. В собственном опыте г-на Келлара с «Secunberban'ом» субъект умер (поскольку только этому можно верить) и возвратился снова к жизни.
Эти истории в Индии общи. Г-н Келлар не может дать им никакого объяснения. Он ссылается на Марка Поло, рассказ которого был передан полковником Жюлем. Сам полковник никогда не был свидетелем ни одного из этих наиболее удивительных подвигов, несмотря на свою громадную опытность. Для г-на Келлара вне всякого сомнения, что магию «покорили естественные силы, которые нам кажутся недоступными».
К несчастью, египетские памятники ничего нам не говорят о подобных явлениях, упомянутых в «L'Ехоdе». Справедливо добавить, что Эгдингтон удивил г-на Келлара «поднятием, но это произошло в темноте».
§ 5. Словесное внушение в гипнотическом состоянии
Загипнотизированный субъект одарен способностью ощущать силы и состояния субстанции, которые мы можем только воображать во время бодрствования и при обыкновенных условиях жизни.
Я говорю загипнотизированному субъекту, находящемуся в сомнамбулической фазе: «На этом столе лежит роза». Идея розы, которую я даю импульсивному существу объекта, непосредственно реализуется на плане физическом, и субъект видит розу не в своей голове, не в своем воображении, но действительно на столе. Он ее видит в действительности, позитивно.[Обыкновенный экспериментатор останавливается на этом доказательстве и переходит к другим опытам.]
§ 6. Мысленное внушение
Лица, мало разумеющие в гипнотических феноменах, разъясняют большую часть необъяснимых явлений мнимым мысленным внушением упражняющегося гипнотизера над субъектом.
А между тем, это мысленное внушение очень редко и трудно достигается над субъектами, находящимися в одном из трех классических состояний гипноза.
С этой точки зрения мы изучили двух субъектов, Замора и Онофрона, и могли достигнуть, но с большим трудом, феноменов чрезвычайно ясного мысленного внушения действия, но никогда не могли добиться ни малейшего мысленного внушения идеи. Большая часть явлений этого рода, под именем мысленного внушения на расстоянии, принадлежит фокусничеству (по крайней мере на Западе) и не заслуживает внимания мага.