banner banner banner
Пробуждение внутреннего героя. 12 архетипов, которые помогут раскрыть свою личность и найти путь
Пробуждение внутреннего героя. 12 архетипов, которые помогут раскрыть свою личность и найти путь
Оценить:
 Рейтинг: 0

Пробуждение внутреннего героя. 12 архетипов, которые помогут раскрыть свою личность и найти путь

В дороге нам помогают внутренние проводники, каждый из которых отражает определенный способ существования в путешествии. В этой книге представлены двенадцать архетипов: Простодушный, Сирота, Воин, Опекун, Искатель, Бунтарь, Любовник, Творец, Правитель, Маг, Мудрец и Шут. Все они готовы преподать нам свои уроки, и каждый из них важен на том или ином этапе странствия.

Эти внутренние проводники рядом с нами с незапамятных времен. Мы встречаем их в искусстве, литературе, мифах и религии. Они питают своей энергией коллективное бессознательное, общее для всех людей. Архетипы существуют как в душе каждого человека, так и вне ее. Они живут в нас, и, что важнее, мы живем в них. Поэтому мы можем легко установить с ними связь, обратившись внутрь себя (к нашим мечтам, фантазиям, а часто и поступкам) или к внешним источникам (к мифам, легендам, искусству, литературе и религии или же небесным светилам, птицам и животным – как это было принято в язычестве).

У каждого из нас может быть собственное представление об архетипах. Мне известны по меньшей мере пять разных интерпретаций.

1. Духовные искатели могут воспринимать архетипы как богов и богинь, которые присутствуют в коллективном бессознательном и которыми мы пренебрегаем на свой страх и риск.

2. Рационально мыслящие люди обычно с подозрением относятся к любой мистике. Они могут воспринимать архетипы как парадигмы или метафоры, позволяющие интерпретировать ситуацию, или скрытые паттерны мышления, влияющие на наше мировосприятие.

3. Ученые могут рассматривать архетипы как голограммы, которые окружают нас повсюду. Изучая устройство голограммы, современная наука подтверждает духовный взгляд на наличие связи между макрокосмом и микрокосмом[5 - В общем философском смысле это представление о мире, где микрокосм и макрокосм соотносятся как часть и целое. Например, микрокосм – мир души человека, а макрокосм – «большой мир», система мироздания.]. Например, в психологии индивидуальные психические процессы рассматриваются как часть групповых.

Физики узнают многое о свойствах мельчайших субатомных частиц по следам, которые те оставляют. Психологи и представители других наук изучают архетипы по их следам в искусстве, литературе, мифологии и сновидениях. Карл Юнг[6 - Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психолог и педагог, основоложник школы аналитической психологии.] отмечал, что архетипические образы, которые часто снились его пациентам, можно найти в древних мифах, легендах и изобразительном искусстве.

4. Люди, верующие в единого Бога, могут отделять духовную истину монотеизма от множественности психологических истин архетипов. Господь, которого мы имеем в виду, говоря о едином Боге, находится за пределами человеческой способности представить и охарактеризовать Его. Архетипы подобны разным граням этого Бога, что позволяет психике охватить божественную, нуминозную[7 - Нуминозный – связанный с переживанием присутствия Бога и вмешательства высшего начала в жизнь человека.] реальность. Однако некоторые люди настолько преданы монотеистической идее, что их представление о Боге сужено до одного архетипа – например, Он видится им старцем с развевающейся белой бородой. Такие люди невольно закрываются от погружения в нуминозное таинство, более глубокое, чем способен передать любой образ.

Даже в христианстве – относительно новой монотеистической религии – божественная истина воплощена в концепции Троицы. Более того, многие современные теологи добавляют женскую ипостась к традиционному триединству Отца, Сына и Святого Духа. В буддизме божественное начало складывается из сорока, четырехсот и четырех тысяч воплощений божества, у каждого из которых есть имя и собственная история. Таким образом, архетипы помогают нам соединиться с вечным. Они делают великие тайны более доступными, предоставляя нашему разуму множество образов для осмысления.

5. Наконец, люди, стремящиеся расти и развиваться, могут относиться к архетипам как к проводникам в странствии. У каждого архетипа свой урок, своя задача и дар. Сообща они учат нас жизни. И самое главное, все они присутствуют в любом из нас. А это значит, что все мы обладаем полным человеческим потенциалом.

Проводники и путешествие героя

Хотя все мы герои независимо от этапа пути, на наше восприятие героизма и отношение к нему влияет то, какой из проводников наиболее активен в нашей жизни – как в культурном, так и в индивидуальном аспекте. Например, в нашей культуре герой ассоциируется с воином, убивающим дракона и спасающим деву. А поскольку воин связан с маскулинностью, скорее всего, мы будем представлять героя как мужчину – и чаще всего белого (по крайней мере, в западной культуре). В традиции Запада женщины и мужчины с другим цветом кожи будут второстепенными персонажами на пути: сообщники, злодеи, жертвы во имя спасения, слуги и так далее.

Архетип Воина важен для странствующего героя – любого, независимо от возраста или пола, – но он далеко не единственный и не главный. Чтобы путешествие состоялось и процесс индивидуации свершился, необходимы все двенадцать архетипов.

Наше видение мира определяется тем, какой архетип доминирует в наших мыслях и действиях. Если это Воин – мы решаем проблемы и устраняем преграды; Опекун – мы ищем людей, нуждающихся в нашей заботе; Мудрец – мы развенчиваем иллюзии и преодолеваем сложности в поиске истины; Шут – стремимся как можно более приятно провести время.

Таким образом, каждый из двенадцати архетипов знаменует собой как проводника, встреченного героем, так и определенный этап пути. Иными словами, это урок, который нужно усвоить, и сокровище, обогащающие жизнь. Краткое описание всех архетипов, с их целями, задачами, проблемами, страхами и дарами, вы найдете далее.

Если мы по-настоящему открыты архетипам, то можем прожить их за один день и даже за час. Например, что-то идет не так: вы заболели, что-то случилось на работе или отношения дали трещину. Первые несколько минут вы и думать не хотите об этой проблеме (тень Простодушного), но постепенно оптимизм возвращается к вам (Простодушный), и вы начинаете анализировать сложившуюся ситуацию. Следом вас охватывают боль и бессилие, но вскоре вы обращаетесь за поддержкой к другим (Сирота). Вы мобилизуете свои ресурсы и разрабатываете план решения (Воин). Дополнительно вы заботитесь об эмоциональной поддержке, необходимой вам и другим людям (Опекун).

В процессе вы собираете как можно больше информации (Искатель) и пытаетесь избавиться от иллюзий и ложных надежд (Бунтарь). Взяв на себя новые обязательства, вызванные изменениями (Любовник), вы приходите к некоему решению (Творец). То есть вы реагируете на кризис как на повод для трансформации и роста. Как только ситуация налаживается, вы сразу же начинаете анализировать причины проблемы (Правитель). Если дело в вас, вы стараетесь исцелить эту часть (Маг), чтобы подобных неприятностей больше не случалось. Или же, если вы не виноваты, можно исцелить ту часть себя, которая испытывает боль из-за случившегося. Все это позволяет сделать выводы и извлечь урок из ситуации (Мудрец). Благодаря грамотному анализу вы можете снова наслаждаться жизнью (Шут) и доверять себе и миру (Простодушный).

Когда в вашей жизни неактивны один или более архетипов, некоторые действия вам не доступны. Например, без Воина невозможно разработать план решения, без Мудреца – научиться чему-то новому, чтобы впредь не допускать ошибок. Зачастую случается так, что архетип показывает себя с теневой стороны: вместо того чтобы продумать порядок действий, мы начинаем искать виноватых, а вместо того, чтобы извлечь урок, осуждаем себя или других.

Двигаясь от архетипа к архетипу, мы получаем бесценные полезные навыки, которые можем развивать в повседневной жизни.

Этапы путешествия

Путешествие героя включает в себя три основных этапа: подготовка, собственно путешествие и возвращение[8 - Подробнее см. в: Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. СПб: Питер, 2021 и Carol S. Pearson and Katherine Pope, The Female Hero in American and British Literature (New York: Bowker Book Co., 1981). Этапы пути героя по Кэмпбеллу очень похожи: исход, инициация, возвращение.]. На этапе подготовки перед нами стоит задача доказать наши компетентность, мужество, человечность и верность высшим идеалам. Отправляясь в путешествие, мы покидаем безопасный круг семьи или племени – и устремляемся вперед в поисках неизвестного, где нас ждут любовь, страдания, а возможно, и смерть. Но самое главное, что в этом странствии происходит трансформация. В мифах это превращение часто символизируется обретением сокровища или священного предмета.

По возвращении мы становимся правителями королевств, которые тотчас преображаются, потому что изменились мы сами. Но требуется постоянное обновление, иначе мы станем тиранами-людоедами, консервативно цепляющимися за старые догмы в ущерб новым задачам, которые встают перед королевством. Всякий раз, когда мы утрачиваем чувство целостности или нам кажется, что мы неспособны принять стоящий перед нами вызов, – это означает, что нам снова предстоит отправиться в путь.

Подготовка

Первые четыре архетипа помогают подготовиться к путешествию. Мы начинаем как Простодушные и учимся доверию и оптимизму. Когда мы переживаем «изгнание», мы становимся Сиротами, разочарованными, покинутыми, преданными жизнью, а в особенности – людьми, которые должны были нас оберегать. Этот опыт готовит нас к осознанию того, что мы должны сами заботится о себе и перестать полагаться на других. Однако сам Сирота беспомощен, его способ выживания – искать помощь у окружающих, рассчитывая на их поддержку.

Когда в нашу жизнь входит Воин, мы учимся ставить цели и разрабатывать стратегии их достижения. Эти стратегии почти всегда требуют дисциплины и мужества. При активном Опекуне мы учимся заботиться о других, а в конце концов и о самих себе.

Эти качества – оптимизм, способность к объединению с окружающими, мужество, чувство сострадания и забота о себе и других – и есть базовые навыки, необходимые для жизни в обществе. И тем не менее мы практически никогда не бываем полностью удовлетворены, даже если приложили все усилия к тому, чтобы быть высоконравственными и успешными в мире.

Путешествие

В своем стремлении к непознанному каждый становится Искателем, пытающимся обрести то невыразимое, что могло бы нас удовлетворить. Откликаясь на зов и отправляясь в путешествие, мы довольно скоро сталкиваемся с лишениями и страданиями, поскольку Бунтарь разрушает многое из того, что прежде казалось незыблемым. При этом инициация через страдания зачастую связана с осознанием, что мы не мыслим своей жизни без каких-то людей, ценностей, работы, привязанности к определенным местам (Любовник). Эта любовь настолько сильна, что требует от нас соблюдения обязательств. Достаточно быстро выясняется, что мы больше не свободны. Сокровище, которое нам предстоит отыскать, бесстрашно отправляясь навстречу любви и смерти, – это рождение истинного Я. Благодаря Творцу у нас появляется возможность выражать это Я в мире, и именно он готовит нас к возвращению обратно в королевство. Эти четыре способности – стремиться, отпускать, любить и творить – поддерживают нас во время умирания старого и рождения нового Я. Этот процесс готовит к возвращению в королевство и изменению всей нашей жизни.

Возвращение

В основе своей путешествие – это метаморфоза.

По возвращении каждый из нас осознаёт, что является истинным Правителем своего королевства. Поначалу состояние наших земель может разочаровать. Но по мере того как мы действуем, руководствуясь новообретенной мудростью и глубинным ощущением себя, пустошь постепенно расцветает. Маг проявляется в нашей жизни все отчетливее, и вот уже мы можем исцелять и трансформировать как себя, так и других, постоянно что-то обновляя в королевстве.

Однако мы не обретаем счастья и полного удовлетворения, пока не сталкиваемся, наконец, с собственной субъективностью. Тогда Мудрец помогает нам узнать, что есть истина на самом деле. Приняв свою субъективность и избавившись от иллюзий и мелочных желаний, мы достигаем состояния непривязанности и становимся по-настоящему свободными. Теперь мы готовы открыться Шуту, который ценит каждую секунду и радуется ей, не думая о завтрашнем дне.

Принятие полной ответственности за свою жизнь, трансформация и исцеление себя и других, избавление от привязанностей и приверженность истине, а также способность испытывать радость и спонтанность – это вознаграждение, которое мы получаем на последнем этапе странствия.

Путешествие по спирали

Конечно, важно проанализировать все этапы – подготовку, путешествие и возвращение героя, – а также последовательное участие всех двенадцати архетипов. Но в большинстве случаев развитие происходит нелинейно. Наши проводники сами выбирают нас.

Маршрут больше похож на спираль: на заключительном этапе путешествия, отмеченном архетипом Шута, мы возвращаемся к первому архетипу – Простодушному, но уже уровнем выше. Теперь Простодушный гораздо мудрее относится к жизни. В путешествии по спирали мы можем неоднократно сталкиваться с каждым из архетипов, обретая новые дары на более высоких уровнях развития. Следы, которые остаются в нашей психике после каждой встречи, сплетаются в подобие сети или паутины. Когда мы проживаем тот или иной опыт – и наша сеть достаточно прочна, чтобы его удержать, – мы осознаем смысл происходящего. Еще не прожитые нами архетипы похожи на прорехи в сети. Мы с трудом осознаем значение того, с чем ранее не встречались[9 - Эта типология архетипов впервые была сформулирована Шарон В. Сейверт в нашем совместном издании «Герои в работе» (Carol S. Pearson and Sharon V. Seivert, Heroes at Work).].

Двенадцать архетипов

ПРОСТОДУШНЫЙ

Цель: Сохранение безопасности

Страх: Быть покинутым

Реакция на дракона / проблему: Отрицание проблем или поиск спасения, избавления

Задача: Преданность, проницательность

Дар: Доверие, оптимизм, лояльность

СИРОТА

Цель: Восстановление безопасности

Страх: Эксплуатация, преследование

Реакция на дракона / проблему: Бессилие, желание спасения, циничное подчинение

Задача: До конца пережить боль и разочарование и стать открытым к получению помощи от других

Дар: Взаимозависимость, эмпатия, реализм

ВОИН