banner banner banner
Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность
Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность
Оценить:
 Рейтинг: 0

Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность


СИЗ – средство индивидуальной защиты

СИЗОД – средство индивидуальной защиты органов дыхания

СИЧ – спектрометр излучения человека

СКЗ – средство коллективной защиты

ТВЭЛ – тепловыделяющий элемент

ТЦЭМП – территориальный центр экстренной медицинской помощи

УЗО – управление здравоохранением

ЧС – чрезвычайная ситуация

Предисловие

Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения, угроз его жизни и здоровью от воздействий поражающих факторов.

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается как риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф, так и предоставленным законодательством правом на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае их возникновения.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения населения, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий, проводимых по территориально-производственному принципу.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами как органов исполнительной власти Республики Беларусь, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация, так и предприятий и учреждений, включая силы и средства организаций здравоохранения, что определяет актуальность изучения дисциплины «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиаци онная безопасность» студентами-медиками.

В связи с этим в учебном пособии представлены современные нормативно-правовые документы по обеспечению безопасности и устойчивого функционирования объектов экономики при угрозе возникновения или развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В доступной форме изложен базовый объем знаний по радиационной безопасности, необходимый для студентов медицинского университета. Это обеспечивает мировоззренческую направленность курса, создает у будущих врачей прочный фундамент знаний по основам изучаемой дисциплины и закладывает необходимые предпосылки для их успешного применения в практической деятельности.

    Коллектив авторов

Глава 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Структура, цель и задачи учебной дисциплины

Учебная дисциплина состоит из двух разделов и содержит систематизированные научные знания и методики по основам, организации, управлению и правовому регулированию общественных отношений в области безопасности жизнедеятельности (БЖД) на основе мирового опыта и государственной политики.

Дисциплина изучает теоретические основы взаимодействия человека с окружающей средой и способы обеспечения безопасности его жизни и деятельности в среде обитания и условиях современного производства.

Цель преподавания и изучения дисциплины – обучение студентов основам БЖД в условиях современной природной, техногенной и социальной обстановки и основам организации защиты населения и объектов при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС).

Главной задачей дисциплины является приобретение студентами необходимых компетенций для обеспечения комфортных условий существования человека в процессе его труда как высшей формы жизнедеятельности.

Иными задачами являются:

• изучение теоретических основ обеспечения БЖД в современных условиях с учетом профиля профессиональной подготовки;

• изучение содержания мероприятий по предупреждению ЧС и приобретение необходимых компетенций по прогнозированию, оценке обстановки и действиям в условиях возникновения ЧС;

• получение навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим в условиях ЧС;

• изучение структуры, задач, функций и возможностей Государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и гражданской обороны;

• приобретение навыков использования средств индивидуальной и коллективной защиты;

• изучение основ радиационной безопасности и проживания населения в условиях радиоактивного загрязнения;

• получение навыков по индивидуальному выживанию и обеспечению устойчивости функционирования организаций здравоохранения в условиях разного рода опасностей и возникновения ЧС природного и техногенного характера.

1.2. Безопасность – базовый фактор развития общества

Накопленный человечеством опыт свидетельствует, что любая деятельность потенциально опасна.

Опасность можно охарактеризовать как наличие и действие сил (факторов), которые являются деструктивными и дестабилизирующими по отношению к какой-либо конкретной системе (организации).

Деструктивными и дестабилизирующими следует считать те силы (факторы), которые способны нанести ущерб данной системе, временно вывести ее из строя или полностью уничтожить.

Источники опасности – это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях сами по себе, либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу и по своему генезису имеют естественно-природное, техногенное и социальное происхождение.

Как возможную опасность следует рассматривать угрозу.

Уровень угрозы – это степень потенциальной опасности для объекта.

Источники угроз здоровью населения могут быть природного, технического и социального происхождения.

Источники угроз природного происхождения непосредственно связаны с разного рода стихийными бедствиями.

Технические угрозы – это совокупность действий, направленных на нарушение или нейтрализацию работы аппаратно-технических средств и медицинского оборудования.

Угрозы социального происхождения разделяют на физические, интеллектуальные и угрозы психического воздействия.

Физические угрозы рассматриваются как воздействие физических лиц, совершающих противоправные действия методом физического насилия. К физическим угрозам относятся террористические акции, т. е. совершение преступления в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения взрывных устройств, химических, биологических, токсических, ядовитых веществ, а также захват заложников, транспортных средств и т. д.

Интеллектуальные угрозы – это угрозы, направленные на продукт интеллектуального труда, умственные способности индивидуума, в том числе в связи с интенсивностью его труда и утомлением организма.

Угрозы психического воздействия можно рассмотреть на двух примерах.

? Психическое нападение – это такие психофизиологические состояния, которые рассматриваются потерпевшим как «наведенные извне», т. е. исходящие от другого человека, с которым пострадавший в момент нападения находился в непосредственном контакте.

? Психическое насилие, выражающееся в демонстрации, в том числе на вербальном (словесном) уровне, угрозы применения средств и способов административного воздействия.

Угрозы также разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние угрозы – это источники, порождаемые внутренними противоречиями или иными факторами, которые могут исходить непосредственно от коллектива, групп людей и отдельных личностей, наделенных определенными полномочиями при выполнении своих обязанностей в данной организации.

Внешние угрозы – это источники, которые существуют или могут появляться за рамками конкретной организации и воздействовать на ее интересы извне. Основу внешних угроз, как правило, составляют социальные источники опасности (люди), а также природные катаклизмы.

Таким образом, безопасность – это состояние системы «человек – среда обитания», при котором с определенной вероятностью исключается проявление опасностей и угроз.

Обеспечение комфортных условий производственной деятельности и отдыха создает предпосылки для проявления наивысшей работоспособности человека. При этом определение и выбор комфортных условий (параметров и организации среды обитания) деятельности и отдыха должны основываться на знании закономерностей взаимосвязей системы «человек – среда обитания», физиологии человека, его психологического состояния и функциональных возможностей.