Книга История науки и техники - читать онлайн бесплатно, автор Елена Степановна Лученкова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История науки и техники
История науки и техники
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История науки и техники

а) набожность, святыни, путь богов;

б) гражданский, общественный;

в) слово, учение, закон;

г) возделывание, обработка почвы.

9. Система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца для решения научных задач и разделяемых всеми членами научного общества. Это:

а) парадигма; в) гипотеза;

б) теория; г) теорема.

Литература

1. Азимов, А. Язык науки / А. Азимов. М., 1995.

2. Аллахвердян, А.Г Психология науки / А.Г. Аллахвердян [и др.]. М., 1998.

3. Арутюнов, В.С. Наука как общественное явление / В.С. Арутюнов. М., 2001.

4. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ / П.П. Гайденко. М., 1980.

5. Иванов, Н.И. Философия техники / Н.И. Иванов. Тверь,1997.

6. Колеватов, В. А. Методы научного познания. Введение в методологию науки/ В.А. Колеватов. Новосибирск, 1996.

7. Котенко, В.Л. История философии техники / В.Л. Котенко. СПб., 1997.

8. Кириллин, В.А. Страницы истории науки и техники / В.А. Кириллин. М., 1986.

9. Кравченко, А.Ф. История и методология науки и техники / А.Ф. Кравченко. Новосибирск, 2005.

10. Лешкевич, Т.Г Философия науки: традиции и новации / Т.Г. Лешкевич. М., 2001.

11. Негодаее, И.А. Основы философии техники / И.А. Негодаев. Ростов н/Д., 1995.

12. Пружинин, Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания / Б.И. Пружинин. М., 1986.

13. Степин, В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. М., 1995.

14. Хрестоматия по истории науки и техники / под ред. Ю.Н. Афанасьева, В.М. Орла. М., 2005.

Тема 2

Накопление знаний и зарождение техники и технологии в эпоху первобытности

2.1. Характерные черты первобытной культуры

Первобытность – самая продолжительная эпоха в истории человечества. Она начинается с момента выделения человека из животного мира и заканчивается с возникновением первых классовых обществ. В первобытной истории выделяют:

• палеолит (древний камень) – древний каменный век (до 12-го тысячелетия до н. э.), период существования ископаемого человека, который пользовался каменными, деревянными и костяными орудиями;

• мезолит (средний камень) – средний каменный век (до 7-го тысячелетия до н. э.), время, когда появились лук и стрелы, микроскопические орудия, была придумана соха;

• неолит (новый камень) – последняя эпоха каменного века (до 4-го тысячелетия до н. э.), характеризуется оседлостью населения, появлением скотоводства и земледелия, изобретением керамики, появлением прядения, ткачества.

На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной культуры: синкретизм, антропоморфизм, традиционализм.

Синкретизм первобытной культуры означает нерасчлененность различных сфер и явлений культуры. Род, община воспринимались в эту эпоху как понятия, тождественные Космосу. Они повторяли структуру Вселенной. Первобытный человек был органичной частью природы, чувствовал свое родство со всеми живыми существами. Индивидуальное ощущение у первобытного человека определялось инстинктом, биологическим чувством. На духовном уровне он отождествлял себя не с самим собой, а с общиной, к которой принадлежал; обретал себя в чувстве собственной принадлежности к чему-то внеиндивидуальному. Человек первоначально становился человеком, вытесняя свою индивидуальность. Собственно человеческая сущность его выражалась в коллективном «мы» рода. Оставить в общине человека, который не желает следовать ее нормам, означало до основания разрушить социальный порядок, впустить в мир хаос, поэтому все, что происходило с каждым членом племени, было важно для всей общины, представлявшейся как неразрывная связь людей. Искусство, религия, медицина, производящая деятельность, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т. д.) долгое время использовались главным образом как магические средства. Лечение осуществлялось с помощью магических обрядов. И даже практическая деятельность была связана с магическими ритуалами.

В мышлении первобытного человека отсутствовали четкие оппозиции между такими категориями, как субъективное – объективное, наблюдаемое – воображаемое, внешнее – внутреннее, живое – мертвое, материальное – духовное, единое – многое. В его языке понятия «жизнь» – «смерть» или «дух» – «тело» часто обозначались одним словом. Важной особенностью первобытного мышления было также синкретичное восприятие символов, т. е. слияние символа и того, что он обозначает.

Антропоморфизм (от греч. antropos – человек + morphe – форма) – наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, растений и животных. Первобытный человек не просто не выделял себя из природы, но и рассматривал природу по своему образу и подобию. В связи с этим он наделял природу (как живую, так и неживую) сознанием, волей, чувствами. Антропоморфизм как принцип мировосприятия давал возможность освоить природную реальность, объясняя по принципу аналогии различные природные явления. В подобном мире человеку можно было чувствовать себя гораздо более уверенным: вступать в переговоры с различными явлениями и даже требовать от них выполнения каких-либо важных действий. Именно антропоморфизм приводил к тому, что первобытные формы религии сочетали в себе не только преклонение и почитание, священный страх и трепет, но и обращение с духами на равных. Ведь духи не были за пределами единого природно-человеческого мира.

Традиционализм играет важную роль в любой культуре, выступая каналом передачи накопленного опыта. Но в первобытности традиции имели особое значение, поскольку именно вокруг традиций и в связи с ними было возможно само существование общины. Традиция, которая в архаичной культуре понимается как изначально установленный порядок, вывела общество из состояния хаоса. Забвение традиций приводило племя к гибели. Отсюда вытекала характерная именно для первобытности жесткость соблюдения традиций. Накопленный опыт передавался «один к одному», в точном воспроизведении всех деталей независимо от того, шла речь об изготовлении ножа или посуды, охоте, приготовлении пищи или кормлении ребенка грудью. В связи с этим для первобытной культуры была характерна неприязнь к инновациям и инакомыслию. Правда, это не означало, что новое не появлялось. Инновации могли происходить за счет неточной интерпретации ритуалов или в связи с межплеменными взаимодействиями. Тем не менее, сколько бы реально изменений ни происходило, представитель этой культуры воспринимал их как неизменные. Психологическое значение традиционализма состояло в том, что традиция давала первобытному человеку чувство стабильности и устойчивости. Однако столь однозначное воспроизведение навыков и знаний тормозило развитие общества.

С точки зрения социальной организации характерными особенностями первобытной культуры были отсутствие государства, а также ярко выраженного имущественного неравенства и слабая социальная дифференциация.

Отсутствие письменности приводило к тому, что знания и навыки могли передаваться в такой культуре только при непосредственном контакте (в форме ученичества). При этом опыт сливался с личностью, был прозрачен и непрерывен. Старые, много повидавшие на своем веку люди с хорошей памятью особо ценились в такой культуре, так как являлись «ходячими библиотеками». Но культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи культурных образцов, вынуждена была оставаться предельно простой.

Традиционализм первобытной культуры приводил к тому, что все значимые формы поведения представляли собой социально санкционированную, строго регламентированную символическую систему действий – ритуал. Охота и земледелие, война, брак, общение, проявления горя и радости – все сопровождалось определенными символическими действиями. Видимо, ритуал стал первым способом придания психическим состояниям, биологическим потребностям и способностям человека характера собственно культурной деятельности.

2.2. Миф как основная форма архаического сознания

Особенности мифа как способа мировосприятия связаны с образно-чувственным, символическим, синкретическим характером представлений о явлениях природы и общественной жизни. В мифе сущность явления или предмета подается в виде образной модели (а не как логическое объяснение мира). Языком мифа является метафора – особая система образных представлений, которая строится без причин и следствий. Метафора в данном случае не просто феномен языка. Она относится к универсалиям сознания (когда мы думаем об одной сфере в терминах другой сферы). Миф характеризуется многоплановостью, множественной семантикой, обратимостью. Особенность мифа состоит также в том, что здесь отсутствуют какие-либо доказательства, но тем не менее авторитет его непреложен. Мифологическое мышление содержит в зачатке все типы человеческого сознания. Это универсальная структурная форма сознания как такового, поэтому миф и в современном обществе присутствует как скрытое глубинное поле значений. Поскольку миф выражает синкретическое сознание, ему нужен особый комплекс нерасчлененных знаковых средств. Живое интонируемое и напеваемое слово, жест, ряжение, использование скульптурной маски, ритуальное раскрашивание и есть синкретический язык мифа. Таким образом, миф связан с магией и обрядом. В своей повествовательной форме миф рассказывает, каким образом реальность благодаря подвигам богов, сверхъестественным существам, героям стала такой, как она есть сейчас (мир вообще, природные явления, человеческое поведение, государственное устройство). Миф – всегда рассказ о каком-либо творении. В мифе мы всегда находимся у истоков его существования. Человек той культуры, где миф – явление живое, пребывает в «открытом», хотя и зашифрованном и полном тайн, мире. Природа говорит с человеком, и чтобы понять ее язык, достаточно знать мифы и уметь разгадывать символы. Мир уже не есть хаотическая непроницаемая масса предметов, но живой Космос, упорядоченный и полный смысла. Человек оказывается причастным к миру, который становится для него близким и понятным. В подобном мире человек не чувствует себя замкнутым в рамках своего существования. Он открыт для общения с миром. Мир «понимает» человека и принимает его. Миф – динамичная структура: на протяжении веков его содержание менялось. Первобытный миф включал космогонию, более поздние мифы имели самую разнообразную тематику. Основными функциями мифа являются:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги