banner banner banner
Таможенное дело
Таможенное дело
Оценить:
 Рейтинг: 0

Таможенное дело

Таможенное дело
Игорь Владимирович Цыкунов

Ольга Викторовна Макаревич

Юрий Леонтьевич Грузицкий

Любовь Ивановна Тарарышкина

Вадим Викторович Мацкевич

Рассматриваются основные элементы системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Евразийском экономическом союзе и в Республике Беларусь: порядок проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу, таможенные процедуры, таможенный контроль, определение таможенной стоимости товаров, страны происхождения и классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Большое внимание уделяется современному состоянию и перспективам развития таможенного регулирования с учетом региональной таможенной интеграции в рамках Евразийского экономического союза. Для студентов экономических специальностей учреждений высшего образования, аспирантам, магистрантам, практическим работникам в сфере таможенного дела.

Игорь Владимирович Цыкунов, Любовь Ивановна Тарарышкина, Ольга Викторовна Макаревич и др

Таможенное дело

Допущено

Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям

Рецензенты:

кафедра таможенного дела Белорусского государственного университета (заведующий кафедрой В.А. Острога);

кандидат экономических наук, доцент Н.А. Громыко (Белорусский государственный университет транспорта)

Предисловие

Необходимость изучения механизмов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) обусловлена огромным значением внешней торговли для Республики Беларусь. Современное состояние внешней торговли характеризуется постоянным ростом объемов импортно-экспортных операций, расширением ассортиментного состава внешней торговли, а также тенденцией к интеграции национальных экономик в мире.

Большое значение для ВЭД имеет участие Республики Беларусь в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Создание ЕАЭС привело к значительному росту товарооборота стран – членов союза. Создание Единого экономического пространства открыло возможности подъема экономической активности примерно в 1,5 раза, а общий эффект от интеграции в 10-летней перспективе может составить около 15 % валового продукта государств – членов ЕАЭС.

Существенное влияние на внешнюю торговлю оказывает необходимость совершенствования и унификация таможенного регулирования с учетом международных стандартов и достижений наиболее передовых таможенных служб мира. Прежде всего это выражается в комплексном переходе таможенных органов к применению современных информационных технологий (системы электронного декларирования товаров, предварительного электронного информирования, управления рисками и др.). Уровень развития данных информационных систем в значительной степени определяет способность таможенных органов обеспечивать проведение таможенных операций в минимальные сроки и с минимальным воздействием на перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС товары.

Таким образом, особую роль в евразийской экономической интеграции и развитии внешней торговли играет совершенствование процесса таможенного регулирования в ЕАЭС. В этой связи знание таможенного законодательства и механизмов его регулирующего воздействия на внешнюю торговлю государств – членов ЕАЭС имеет не только теоретическую, но и практическую значимость для понимания процессов, связанных с функционированием Евразийского экономического союза.

Несмотря на значительные успехи в таможенной интеграции, в странах ЕАЭС сохраняются значительные особенности национальных систем таможенного регулирования. Большое значение для систематизации национального уровня таможенного законодательства в нашей стране имеет вступивший в силу в апреле 2014 г. Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». В учебном пособии предлагается комплексное рассмотрение системы правового регулирования отношений в сфере таможенного дела в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании. В пособии рассматриваются такие вопросы, как декларирование товаров, определение таможенной стоимости товаров и страны их происхождения, уплата таможенных платежей, нетарифное регулирование, понимание содержания и условий помещения товаров под таможенные процедуры и др.

В учебном пособии представлен большой объем сведений, относящихся к области таможенного регулирования в ЕАЭС и Республике Беларусь, что дает возможность углубленного изучения норм таможенного законодательства ЕАЭС.

Учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры финансов Белорусского государственного экономического университета и кафедры таможенного дела Государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь под общей редакцией кандидата экономических наук И.В. Цыкунова.

Авторский коллектив: кандидат экономических наук И.В. Цыкунов – предисловие, гл. 3, 4, 6, 13, 15, 16; кандидат экономических наук Л.И. Тарарышкина – гл. 1, 5, § 14.1, § 14.2, гл. 17; О.В. Макаревич – гл. 7, 8, 9, § 14.3, 14.4; кандидат экономических наук В.В. Мацкевич – гл. 10, 11, 12; кандидат исторических наук Ю.Л. Грузицкий – гл. 2.

1. Таможенное дело и таможенная политика

1.1. Сущность таможенного дела, его предмет и методы

Основные положения о сущности таможенного регулирования сформулированы в ст. 1 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

Таможенное регулирование в Республике Беларусь – правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, их перевозкой по таможенной территории ЕАЭС под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами Республики Беларусь и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства о таможенном регулировании в Республике Беларусь.

Основой таможенного регулирования служат:

• порядок и правила перемещения через таможенную границу товаров;

• таможенные процедуры;

• осуществление таможенных операций по помещению товаров под таможенные процедуры;

• таможенный контроль;

• таможенно-тарифное регулирование;

• нетарифное регулирование;

• взимание таможенных платежей;

• предоставление таможенных льгот;

• ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

• правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Основным методом регулирования внешней торговли является таможенно-тарифное регулирование. Оно заключается в обложении товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенными пошлинами (ввозными и вывозными).

Таможенное регулирование преследует следующие цели.

Экономические цели таможенного регулирования достигаются посредством защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а также пополнения государственного бюджета за счет таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Регулятивные цели достигаются посредством установления ставок пошлин (экспортных и импортных) и налогов (акцизов и НДС) на товары, перемещаемые через таможенную границу, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер. Это позволяет влиять на условия перемещения через таможенную границу тех или иных товаров, структуру и объем внешней торговли, способствовать структурным изменениям в экономике и т. д.

Правоохранительные цели таможенного регулирования заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; охране животных, растений и окружающей природной среды; обеспечении интересов потребителей; борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу ЕАЭС наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.

1.2. Предпосылки зарождения таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Экономическая сущность таможенного регулирования

Зарождение таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности связано с установлением разнообразных таможенных пошлин. Профессор Императорского Казанского университета, доктор политических наук Е. Осокин отмечал, что «…невозможно вполне и отчетливо излагать историю финансов, пока не будут отдельно разработаны, по источникам, отдельные предметы, входящие в состав этой науки. Я стараюсь на основании исторических материалов определить природу… таможенных пошлин, показать их влияние на народное богатство и государственный бюджет…».

В начале III тыс. до н. э. египтяне вели активную торговлю с финикийцами, жителями земель бассейна Красного моря. Со временем торговые связи купцов из долины Нила распространились на рабовладельческие государства Двуречья. Движение купеческих караванов было рискованным, и чтобы обезопасить себя и сохранить свой товар, купцам приходилось платить особый сбор. При этом таможенные сборы выполняли две функции: фискальную для государства (соблюдение интересов казны) и защитительную (охранную) для купцов (торговцев). Необходимость таможенного обложения возникает в связи с экономическим обособлением государств и возникновением межгосударственного товарного обмена. Экономическая же природа таможенного обложения вытекает из условий возникновения и развития внешнеэкономических отношений между государствами. Выдающийся французский экономист XVI в. Ж. Боден (1530–1597) считал, что основой системы «хороших финансов» является именно таможенное обложение.

Таможенное дело находится в тесной взаимосвязи с господствующим общественно-экономическим строем государства. В V в. натуральное хозяйство переходит в денежное, и таможенное обложение в этот период становится на стражу накопительства.

Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулирования товарообмена происходят в VII–XI вв. Несмотря на ограниченность торговых оборотов, в ІХ-ХІІ вв. именно таможенные пошлины являлись важнейшей статьей княжеских доходов на Руси. Часть этих сборов направлялась на нужды церкви. В XIV–XV вв. в результате подъема производительных сил постепенно усиливались экономические связи между русскими княжествами. Процесс преодоления феодальной раздробленности получил отражение в таможенной политике, проводимой князьями. В договорных грамотах, оформлявших отношения между отдельными феодальными землями, указывались меры по содействию развитию торговли. Наряду с таможенными сборами в средневековых городах стали вводиться и налоги современного типа. Первое место среди них принадлежит акцизам, которые были предназначены для сбора средств на укрепление городов и являлись разновидностью таможенных сборов.

В эпоху капитализма и империализма таможенное обложение становится орудием захвата иностранных рынков. В промышленности организуются тресты, концерны и синдикаты. Повышаются цены на внутреннем рынке, а мнимые издержки производства включаются в цену товара, по которой он выходит на внешние рынки.

Либерализация таможенно-тарифной политики во второй половине XVIII в. способствовала росту капиталистических отношений в экономике государств и отражала общую направленность действий правительства. Так, Манифестом 1755 г. и Указом 1767 г. в России были отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли. Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей промышленных изделий, быстро рос объем внешней торговли. Однако российская промышленность и торговля еще не были готовы конкурировать с европейской, поэтому о свободе торговли говорить было преждевременно. В 1822 г. введен таможенный тариф запретительного характера.