Попытка управлять профессиональным здоровьем без учета социально-поведенческих особенностей личности специалиста, без решения проблем управления его психикой обречена на неудачу. Соответственно управление профессиональным здоровьем руководителя должно рассматриваться не только с позиций разработки системы организационных здоровьесберегающих мероприятий, но преимущественно с позиций управления психикой специалиста, учета особенностей и направленного развития его личностных качеств, которые подразумевают также достаточный уровень сформированности морально-волевых и ценностно-мотивационных установок на сохранение и совершенствование своего профессионального здоровья.
2. Медико-биологические аспекты профессионального здоровья руководителя
Закон сохранения и дальнейшего совершенствования человека и общества опирается на эволюционную теорию о развитии живой природы. В человеке как продукте природы и творце культуры воплощен сплав биологических (природных) программ, характеризующих его генетическую наследственность, и надбиологических программ общения, поведения и деятельности, составляющих социальную наследственность. В целом развитие и природных, и социальных программ не бесконечно, а является восходяще-нисходящим. Биологическое развитие определяется уровнем энергии в теле, состоянием анаболизма и функций систем организма. Социальное развитие зависит от социально-культурных стереотипов, ожиданий, от субъективного внутреннего самовоспитания личности. Психическое развитие определяется степенью умственного и эмоционального состояния личности. Как упоминалось выше, успешность развития индивида во многом определяется уровнем его самоконтроля. Самоконтроль означает также осознание человеком границ своих возможностей, взвешенную оценку своих способностей и в определенной степени сдерживание себя от движения к деструктивному.
Современный взгляд на классификацию типов развития личности руководителя опирается наряду с традиционными на два основных типа: организационный, ориентированный на власть и на контроль, и современный, ориентированный на решение проблем и на человека. В последнем случае активизируется потенциал общественного развития, повышается роль творчества, профессионализма, личностной свободы по сравнению с материальными ценностями и потребностями. И эта новая система стимулов требует новых критериев оценки, основным из которых является качество жизни[8]. В свою очередь, качество жизни напрямую зависит от состояния здоровья, что подчеркивает его (здоровья) социальную значимость, когда-то сформулированную «разрушителем» биологической модели мышления Т. Парсонсом – создателем социологически-функциональной концепции здоровья.
Здоровье трактуется и как условие эффективного участия индивида в жизни социума, и как состояние, в котором индивид проявляет оптимальную способность исполнения ролей и выполнения задач, возникающих в процессе социализации[9]. Это согласуется с определением здоровья, сформулированным экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которой здоровье — это не только отсутствие болезни, но и полнота хорошего физического, психического и социального самочувствия. Важнейшим положением концепции является доказательство преимущественно социальной обусловленности здоровья, которая подтверждается зависимостью основных медико-демографических явлений, показателей смертности, заболеваемости, продолжительности жизни от социально-экономических, политических и других внешнесредовых факторов.
Социальная сущность здоровья отражена и в понятии человеческого капитала. Именно капитал здоровья наряду с капиталом образования и культуры является основополагающим в понимании человеческого капитала, на развитии которого делают акцент не только социологи, но и экономисты.
Современное направление социального развития все более акцентируется на обеспечении устойчивого развития человека с учетом принципа существования экономики для развития людей, а не людей для экономики. В 1990 г. ООН приняла новый основной индикатор общественного прогресса – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который оценивает средние достижения стран по трем основным критериям: долголетие на основе здорового образа жизни, доступ к знаниям и достойный уровень жизни.
Не случайно исследователи считают основополагающими человеческого капитала две его части: капитал здоровья и капитал образования. Выделение именно этих составляющих человеческого капитала дает возможность учитывать дифференциацию общества по социально-демографическим характеристикам, что позволяет осуществлять более точную оценку экономических потерь и соответственно разрабатывать конкретные целевые программы их снижения.
Если говорить о сугубо профессиональном здоровье, то оценка его эффективности в большинстве научных подходов строится на учете:
● состояния здоровья индивида и влияния на него особенностей профессиональной деятельности;
● надежности и безопасности профессиональной деятельности;
● психологического и социального благополучия профессионала, а также уровня его профессиональной мотивации.
В широком смысле показателем здоровья людей в организации является уровень производственного травматизма, количество прогулов, опозданий и преждевременных уходов с работы, низкое качество труда, девиантное поведение служащих (алкоголизация, наркотизация и пр.). Однако на практике при его оценке опираются в основном на показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности и профессиональных заболеваний.
Профессиональными называются заболевания, возникающие исключительно или преимущественно при воздействии на организм профессиональных вредностей. Общепринятой классификации профессиональных заболеваний нет, но для практических целей в медицине используется этиологический принцип, т. е. классификация в соответствии с профессиональными рисками. Данные заболевания могут провоцировать возникновение других, не связанных с профессиональными вредностями заболеваний, поскольку снижается общая резистентность (устойчивость) организма. Практически в каждом случае возникновение профессионального заболевания влечет вынужденный отказ от избранной профессиональной деятельности с временной или постоянной утратой трудоспособности.
В нозологической структуре профессиональных заболеваний врачи отмечают сегодня не только патологии, четко обусловленные профессиональными вредностями, например нейросенсорную тугоухость (около 36 %), профессиональные бронхиты (29 %) и пневмокониозы (12 %), но и так называемые профессионально обусловленные заболевания. Речь идет в первую очередь о сердечно-сосудистых заболеваниях, рост которых является основной причиной смерти лиц трудоспособного возраста в большинстве стран мира. Заболевания системы кровообращения могут быть спровоцированы условиями различных категорий труда, свидетельством чего является их распространенность в структуре заболеваемости трудоспособного населения. В Беларуси сердечно-сосудистые патологии составляют около 54 % общей смертности населения (для сравнения: новообразования – 13 %, внешние причины – 10 %, по данным за 2010 г.). В ряде исследований показано также, что преимущественно у лиц, занятых умственным трудом с высокой напряженностью, болезни сердечно-сосудистой системы – гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца (ИБС), инфаркт миокарда и другие – распространены чаще.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Каблуков, Н.А. Общеэкономическое и социальное значение системы Тейлора / Н. Каблуков // Современник. 1915. № 3. С. 25.
2
Факторы риска — это конкретные причины, ответственные за ухудшение качества здоровья (возникновение и развитие болезней, временная нетрудоспособность, инвалидность и ранняя смерть).
3
Гомеостаз (греч. hómoios – подобный, одинаковый и stásis – неподвижность, состояние) – свойство биологических систем сохранять относительную динамическую устойчивость параметров состава и функций.
4
Дезадаптивность личности выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль.
5
Интеракция (от лат. inter – между и activus – деятельный) – термин, используемый в социальной психологии и культурологии; обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог. В социальной психологии – способность человека «принимать роль другого», представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению или группа.
6
Акцентуация паранойяльная (застревающая) – это повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность.
7
Копинговые стратегии (англ. coping strategy) – это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются для того, чтобы справиться с запросами обыденной жизни.
8
Качество жизни — понятие, которое является более широким, чем чисто материальная обеспеченность, и предусматривает оценку не только таких (не участвующих в оценке уровня жизни) объективных факторов, как качество воды или воздуха, расстояние до курортов или наличие и доступность культурных учреждений, но и глубоко субъективных, как, например, удовлетворенность отдельных индивидов своей жизнью.
9
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги