banner banner banner
Правотворческий процесс
Правотворческий процесс
Оценить:
 Рейтинг: 0

Правотворческий процесс

Правотворческий процесс
Алла Николаевна Бодак

Сергей Михайлович Сивец

Алина Михайловна Боголейко

Татьяна Николаевна Михалева

Григорий Алексеевич Василевич

Изложены и проанализированы основные положения, связанные с осуществлением правотворческой деятельности уполномоченными субъектами Республики Беларусь. Рассматриваются актуальные вопросы данной тематики. Студентам, аспирантам, преподавателям, всем, кто интересуется вопросами правотворчества.

Правотворческий процесс

Бодак Алла Николаевна Василевич Григорий Алексеевич Сивец Сергей Михайлович и др

Допущено

Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов учреждений высшего образования по специальностям «Экономическое право»

«Правоведение», «Международное право»

Под редакцией доктора юридических наук, профессора Г.А. Василевича

Рецензенты:

кафедра конституционного и административного права института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь (заведующий кафедрой кандидат юридических наук, доцент Е.В. Семашко);

кандидат юридических наук, доцент С.П. Чагриное

Предисловие

Правовая система современного государства представляет собой достаточно сложный механизм. Его составными частями выступают как определенные отрасли и институты законодательства, так и органы (должностные лица), наделенные полномочиями по изданию тех или иных нормативных актов. В силу большого количества и разнообразия общественных отношений, на регулирование которых направлены соответствующие нормативные акты, правовая система государства в целом носит громоздкий, зачастую малоподвижный характер. В периоды экономической и политической стабильности развития государства этот характер проявляется в необходимости нормативного реагирования на вновь возникающие общественные отношения либо на изменившиеся, уже имеющие нормативное правовое регулирование. В подобной ситуации у субъектов правотворчества не возникает особых сложностей в процессе нормотворческой деятельности, связанной с подготовкой и принятием соответствующих нормативных правовых актов. Однако в период общественно-политических преобразований, происходящих в государстве, в период смены экономической модели развития общества либо политической системы в целом бывают качественные изменения самого механизма осуществления правотворчества, которые затрагивают в первую очередь субъектный состав правотворчества. Если общество выбирает демократический правовой характер своего развития, то тем самым оно определяет наиболее широкий круг субъектов правотворчества (начиная от народа и заканчивая соответствующими должностными лицами). Меняется и объект правотворчества. Приоритетный характер нормативного закрепления и регулирования придается системе прав и свобод личности, а также гарантиям их реализации. Выбор же обществом авторитарного (тоталитарного) пути развития объективно сужает круг субъектов правотворчества и меняет приоритетную направленность законодательного процесса в сторону защиты интересов государства, а не личности. Данная направленность законотворчества была характерна для Республики Беларусь в период нахождения ее в составе Союза Советских Социалистических Республик. При формальном существовании такого демократического, представительного и законодательного органа, как Верховный Совет БССР, фактически система права в государстве формировалась при активном участии и влиянии Коммунистической партии СССР. Данное обстоятельство в конечном итоге привело к несовершенству действующего на тот период законодательства, сформировавшемуся в массовом сознании впечатлению о необязательности исполнения законов, о возможности безнаказанного их нарушения и использовании так называемого «телефонного права».

Принятие 27 июля 1990 г. Верховным Советом БССР Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь» явилось отправной точкой формирования новой системы права молодого суверенного демократического государства, провозгласившего приоритет интересов личности над государством. Статья 1 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) устанавливает, что «Республика Беларусь является унитарным демократическим правовым социальным государством». В данной статье фактически закрепляются основополагающие принципы построения белорусской государственности и системы права, принятой в нашем обществе.

Отдельные темы и параграфы подготовили: кандидат юридических наук, доцент, заместитель министра юстиции Республики Беларусь А.Н. Бодак (тема 4 § 4.10, 4.11); кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права юридического факультета Белорусского государственного университета А.М. Боголейко (тема 1 § 1.18-1.23; тема 2 § 2.5–2.22, 2.25-2.28; тема 3 § 3.4–3.7, 3.9, 3.10; тема 4 § 4.2–4.9; тема 6); доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета Белорусского государственного университета Г.А. Василевич (тема 2 § 2.2–2.4, 2.23, 2.24; тема 3 § 3.2, 3.3, 3.8; тема 5; тема 7); кандидат юридических наук, доцент заместитель руководителя Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, начальник отдела исследований в области государственного строительства и международного права Т.Н. Михалёва (тема 1 § 1.11-1.16); кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, руководитель Института правовых исследований С.М. Сивец (предисловие; тема 1 § 1.2–1.10, 1.17, 1.24-1.28).

Тема 1

Теоретические основы правотворческой деятельности

1.1. Правовое регулирование

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.)

Избирательный кодекс Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь от 11.02.2000 г. № 370-3 (ред. от 25.11.2013 г.)

Закон Республики Беларусь от 21.02.1995 г. № 3602-ХП (в ред. от 06.10.2006 г.) «О Президенте Республики Беларусь»

Закон Республики Беларусь от 08.07.2008 г. № 370-3 (в ред. от 25.11.2013 г.) «О Национальном собрании Республики Беларусь»

Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 г. № 424-3 (в ред. от 12.12.2012 г.) «О Совете Министров Республики Беларусь»

Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 г. № 108-3 (в ред. от 25.11.2013 г.) «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»

Закон Республики Беларусь от 12.07.2000 г. № 411-3 (в ред. от 04.11.2013 г.) «О республиканских и местных собраниях»

Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 г. № 421-3 (в ред. от 12.07.2013 г.) «О международных договорах Республики Беларусь»

Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 г. № 361-3 (в ред. от 02.07.2009 г.) «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»

Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2003 г. № 359 (в ред. от 29.11.2013 г.) «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» (вместе с Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов)

Указ Президента Республики Беларусь от 30.12.2010 г. № 711 (в ред. от 24.02.2012 г.) «О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов»

Постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 19.12.2008 г. № 57-CP4/I (в ред. от 18.10.2013 г.) «О Регламенте Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь»

Венская конвенция Организации Объединенных Наций «О праве международных договоров» от 23.05.1969 г.

Венская конвенция Организации Объединенных Наций «О праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями» от 21.03.1986 г.

1.2. Понятие правотворчества. Правотворчество и процесс формирования права (правообразование)

Правотворческая деятельность как процесс создания общеобязательных норм поведения участников общественных отношений осуществляется в формах, устанавливаемых государством. Эти формы предполагают не только определение субъектов правотворческой деятельности, но и наличие их общественных отношений, которые могут быть урегулированы правовыми нормами. Направленность и процедуры правотворческой деятельности чрезвычайно важны для любого общества. По сути, от их содержания зависит оценка политического режима и форма правления, поэтому, как правило, правотворческий процесс является предметом регулирования основополагающих актов государства. Исходным регулятором данного процесса в Республике Беларусь является Конституция. Конституция – основной источник права, она обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми другими нормативными актами, действующими в Беларуси. Это и политический, и правовой документ, одновременно выполняющий учредительную, организаторскую, внешнеполитическую и идеологическую функции.

Конституция – это официально-документальная форма выражения общегосударственной воли, юридическое основание правовой деятельности государства, его органов, всех субъектов права. В целом текст Конституции является ответом на вопросы о том, каким субъектам права предоставлены возможности правотворчества, участия в правотворческом процессе, какие акты могут приниматься исходя из принципа их непротиворечия Конституции.

Конституция не только определяет субъектов правотворческой деятельности, но и включает общие нормы правотворчества. Их направленность выступает в качестве критериев содержания иных нормативных актов. Основной Закон государства в подавляющем большинстве норм содержит лишь общие положения, нуждающиеся в подробной регламентации законами и другими нормативными актами. Это главным образом нормы-принципы. Вместе с тем в Конституции содержатся и нормы прямого действия, определяющие компетенцию и процедурные аспекты деятельности ряда субъектов права, в основном в сфере правотворчества.

1.3. Правотворчество как форма государственной деятельности. Многоаспектность понимания правотворческой деятельности

Правотворчество представляет собой такую форму государственной деятельности, результатом которой являются создание, изменение или отмена правовых норм. Правотворчество неразрывно связано (по сути является одним из структурных элементов) с правообразованием, представляющим собой процесс формирования и оформления юридической нормы. Данный процесс начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество.

Большинство правоведов оперируют двумя понятиями: «правообразование» и «правотворчество». В частности, А.С. Пишлкин подчеркивает необходимость «различать правотворчество в собственном смысле слова и в более широком и многоаспектном понятии – формирование права, правообразование». Он пишет, что если под правообразованием имеют в виду объективные факторы, обусловливающие необходимость принятия в официальном порядке тех или иных норм, то правотворчеством считают субъективный процесс, который и завершается установлением правовых норм. Однако интерпретация правотворчества неоднозначна [1, с. 15].

Правообразование представляет собой процесс, в ходе которого «вызревает» право. В этом процессе участвуют многие силы объективного и субъективного порядка, причастные к выработке не заурядного регулятора, а регулятора особого рода, поскольку он по природе своей является интегративным, отражающим устои всех упорядочиваемых им предметов, сфер, процессов, синтезирующим справедливые нормы всех социальных регуляторов; общесоциальным, предназначенным для всех без исключения и потому верховенствующим как по отношению к другим социальным регуляторам, так и по отношению к государственной власти [1, с. 18].

Процесс правообразования «как длительный постоянный творческий процесс формирования права, т. е. норм права, в основе которого действуют источники права, порождающие право, органически включает в себя правотворчество. Правотворчество может быть кратковременным актом, в то время как процесс правообразования проявляет себя постоянно как подготовительный процесс формирования норм права, процесс активности источников права» [2, с. 9].

Как справедливо отмечает А.А. Соколова, правотворчество по сравнению с правообразованием являет собой более значимый, поистине творческий, организационно юридически упорядоченный процесс. Ему свойственно глубокое теоретическое и практическое познание макро- и микроуровневой правовой ситуации как в отдельных отраслях и сферах правового регулирования, так и в движении правовой системы в целом, ведущее к подготовке кодификации, консолидации и высшей формы систематизации – свода законов» [3, с. 50].

Начальная ступень правообразования – это возникновение потребности в юридическом урегулировании каких-либо (экономических, социально-политических, нравственных и т. д.) отношений. Далее эта потребность преломляется в политических взглядах, в господствующем общественном мнении, когда интересы большинства получают адекватное (или же искаженное, узкоклассовое) выражение. Непосредственно правообразующее значение в процессе формирования права имеет деятельность государства, его компетентных органов. Именно их деятельность по формированию права и выступает в виде правотворчества. Следовательно, правотворчество – это завершающая процесс формирования права государственная деятельность, в результате которой определенные положения через закон, иные источники права получают статус юридических норм, выступают в виде норм писаного права.

Непосредственное правообразующее значение в процессе формирования права имеет деятельность государства. Со стороны активно-творческих элементов, выраженных в деятельности компетентных государственных органов, формирование права и выступает в качестве правотворчества. Следовательно, понятие правотворчества – «более узкое и в то же время более качественно насыщенное понятие, отражающее активность процесса в большей степени, чем понятие формирования права (правообразования)» [4, с. 307].

В юридической литературе существует многообразие суждений относительно природы правотворчества. А. Нашиц считает, что «комплексный подход к правотворчеству требует развития реальных связей между различными явлениями, участвующими в формировании права, осуществляющих переход от материальных факторов к сознанию и от него – к правовым нормам» [5, с. 256]. Правотворчество – основное, исходное звено механизма правового регулирования. Оно начинается тогда, когда необходимость нововведений назрела и их направление уже определено общественным развитием. На этом этапе в процесс правообразования вступают компетентные государственные органы.

Под правотворчеством общепринято понимать деятельность государства, направленную на создание юридических норм. Р. Лукич определяет «правотворчество как комплексную деятельность, состоящую из операций, которые являются разновидностью умственной деятельности, и каждая из которых, выполняется различными способами и методами» [6, с. 215]. В этом случае правотворчество толкуется как юридически неформализованная деятельность человеческого разума, так как в целом она направлена на создание юридических законов. По определению А.С. Пиголкина, правотворческий процесс представляет собой «порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер» [7, с. 85].