В социалистических странах роль государства в управлении экономикой была слишком велика; она основывалась на господстве государственной собственности. Экономическая политика осуществлялась через механизм административного управления. Наиболее типичными примерами этой модели являются экономика Кубы и Корейской Народно-Демократической Республики. Китай последние два десятилетия проводит экономическую реформу, при которой сочетаются сильная государственная власть и рыночные отношения. Государственный сектор экономики сохраняется, но рядом с ним на конкурентной основе быстро возникают частные предприятия, в том числе с иностранным капиталом. Высокие темпы развития экономики Китая свидетельствуют об эффективности такой внутренней политики. Большинство постсоциалистических стран, в том числе и те, которые ранее входили в состав СССР, переходят к рыночному типу хозяйствования, сокращая государственный сектор и оптимизируя регулирующие воздействия на экономику.
Развивающиеся страны в своем большинстве также ориентируются на рыночную экономику, считая образцом экономическую модель США, европейских стран и Японии. В особенности это касается новых индустриальных стран. Однако в наименее развитых странах наряду с рыночными отношениями существуют и такие, которые основываются на натуральном и полунатуральном типах хозяйств. В сельском хозяйстве отдельных африканских государств велика роль общин.
С системой управления национальным хозяйством тесно связана экономическая политика государства. В развитых странах регулирование экономики осуществляется опосредствованно на основе косвенных методов вмешательства государства. Обычно они состоят в регулировании национальным банком учетных ставок, в установлении определенного размера налогов, нормы бюджетных затрат на социальные нужды и т. п. Правительство может формировать специальные фонды для поддержки отдельных групп предприятий, отраслей, регионов или для регулирования экологической ситуации. Путем государственных заказов правительство обычно дает преимущество отдельным крупным фирмам, транснациональным корпорациям.
Экономическая политика развитых стран осуществляется с использованием двух основных экономических парадигм: «кейнсианство» и «монетаризм». Различия в их реализации состоят в степени вмешательства правительства в экономическую жизнь страны. Приверженцы первого варианта считают, что страна должна иметь достаточно мощный государственный сектор в экономике, правительство должно в случае необходимости осуществлять инвестиционные «вливания» в отдельные отрасли или регионы с тем, чтобы предоставить развитию экономики необходимое направление. Такая экономическая политика была наиболее популярной в первые десятилетия по окончании Второй мировой войны, в особенности в Италии, Франции, Японии. Позднее в странах с развитым рынком широкое распространение получила монетарная экономическая политика, которая ограничивала вмешательство правительства в экономику и опиралась на инициативу частного сектора. Эта политика нашла ярчайшее выражение в США и Великобритании во времена президента Р. Рейгана и премьер-министра М. Тэтчер. Необходимость решения острых проблем, возникших вследствие мирового финансово-экономического кризиса, зародившегося в США в 2007 г. и распространившегося на большинство экономик мира, снова привела к расширению популярности идей, постулирующих важность государственного вмешательства в течение рыночных процессов.
В странах с плановой экономической системой управление имело форму жесткого администрирования. Каждому предприятию из центра доводился план выпуска продукции, его выполнение тщательно контролировалось, а продукция централизованно распределялась. Это обусловливало недостаточную гибкость экономической системы.
Во внешнеэкономической политике развитые страны придерживаются открытости к мировому рынку, максимального использования эффекта от международного разделения труда. Акцентируется внимание на либерализации внешней торговли, т. е. на ликвидации тарифных и нетарифных таможенных ограничений. Деятельность Всемирной торговой организации (ВТО) способствовала тому, что правительства развитых стран смогли снизить средние тарифные ставки во внешней торговле до 3 %, тогда как в конце 1940-х гг. они достигали 25–30 %. Либерализация распространяется также на международное движение капитала, в частности на инвестиции.
В политике либерализации международной торговли заинтересованы прежде всего развитые страны, конкурентоспособность товаров и услуг которых очень высока. Развивающиеся страны, а также страны с переходной экономикой стараются защитить свои экономические интересы путем применения протекционистских мер (повышение тарифов на импортируемые товары, установление квот на импорт, предоставление специальных льгот отечественным экспортерам и др.). Тем не менее протекционистская политика испытывает решительное противодействие со стороны развитых государств, поэтому применяется ограниченно.
Противоположностью либеральной внешнеэкономической политики является политика автаркии. Она заключается в ориентации только на внутренние факторы развития национальной экономики, без включения в международные экономические связи. Внешняя торговля настолько ограничена, что не играет существенной роли в формировании валового национального продукта. Экономическая политика, близкая к автаркии, была присуща бывшему СССР в 30–40-е гг. и Китаю в 60-е гг. XX в. В настоящее время теоретические положения автаркии в чистом виде полностью отвергнуты, поскольку показали свою несостоятельность. Несмотря на это, некоторые государства ограничивают экономические отношения с другими странами, часто выборочно и из политических соображений. В частности, к таким странам относятся КНДР и Ливия в период деятельности правительства М. Каддафи.
Экономика каждой страны включает субъектов экономической деятельности, или экономических агентов, которые в международной системе национальных счетов (СНС) называются также институциональными единицами. Выделяются пять групп субъектов экономической деятельности:
• нефинансовые корпорации – это предприятия, которые производят товары и услуги для рынка (промышленные и транспортные предприятия, сельскохозяйственные фермы, предприятия общественного питания и т. п.);
• домашние хозяйства – все физические лица, которые активно действуют в экономике, используют свой человеческий капитал, производят и потребляют рыночные товары и услуги; • неприбыльные институты – юридические лица, которые предоставляют нерыночные услуги домашним хозяйствам и основываются на добровольном участии физических лиц; это различные благотворительные организации, безвозмездные консультативные учреждения и т. п.;
• правительственные учреждения – это министерства, ведомства, разнообразные государственные фонды, которые осуществляют регулирование экономики, производят нерыночные услуги для индивидуального или коллективного потребления, перераспределяют доходы;
• финансовые корпорации – банки, страховые, финансовые компании, осуществляющие финансовое посредничество, предоставляющие финансовые услуги.
Согласно критерию отношения к внешнеэкономической деятельности субъекты делятся также на резидентов и нерезидентов.
Резидентами традиционно считаются все субъекты, которые постоянно находятся на территории данной страны, несмотря на их государственную принадлежность. Это лица, которые постоянно проживают в стране; предприятия, которые осуществляют экономическую деятельность в данной стране, даже если они полностью принадлежат иностранному капиталу; правительственные органы; мигранты, если они проживают в стране больше года.
Нерезидентами считаются институциональные единицы, которые постоянно находятся на территории иностранного государства, даже если они являются субъектами хозяйствования и гражданами данной страны, но постоянно функционируют и проживают за границей.
Существует и другой подход к определению этих категорий субъектов экономической деятельности: резидентами считаются все отечественные физические и юридические лица, независимо от того, действуют они у себя дома или за границей; нерезидентами являются иностранные физические и юридические лица, которые действуют в данной стране независимо от срока пребывания. В последнее время в экономической литературе преобладает первый упомянутый выше подход к определению данных категорий [2, с. 51; 3, с. 115]. Отметим, что территориальный критерий в зависимости от места получения дохода используют преимущественно развивающиеся страны, активно импортирующие капитал.
Основные показатели развития национальной экономики. Степень развития национальной экономики измеряется специальными показателями, которые дают общее представление об экономическом потенциале страны, а также позволяют сравнить развитие отдельных государств между собой. Наиболее важными показателями являются: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный доход (НД), экспорт, импорт, товарооборот внешней торговли, объемы производства товаров и услуг и некоторые другие. Эти показатели рассчитываются по формулам, которые приняты в международной системе национальных счетов. Обычно показатели в формулах приводятся в английской аббревиатуре, как это принято в СНС.
Валовой внутренний продукт – это продукция, которая произведена резидентами в стране на протяжении года. Он определяется по следующей формуле:
где GDP (Gross Domestic Product) – ВВП; С – потребительские затраты; Ig – внутренние частные инвестиции (капиталовложения); G – государственные затраты.
Валовой национальный продукт включает сумму добавленной стоимости, которая создана в стране и составляет ВВП, и средства, заработанные за границей. Он вычисляется как сумма ВВП и чистого экспорта. Чистый экспорт (NE) – это разность между экспортом (EХ) и импортом (ІМ) страны. Тогда
где GNP (Gross National Product) – ВНП.
Корректнее при вычислении ВНП учитывать не только разность между экспортом и импортом, но и разность доходов от заработанных средств за границей (например, доходы от прибылей на инвестиции, вложенные за рубежом) и выплатами прибылей нерезидентам, которые переводятся за границу. В таком случае формула ВНП будет иметь следующий вид:
где NY – чистый факторный доход (разность доходов и выплат).
Чистый национальный продукт (ЧНП) определяется вычитанием из ВНП стоимости средств производства, изношенных в процессе производства продукции (амортизационные отчисления – А):
где NNP (Net National Product) – ЧНП.
Если из чистого национального продукта вычесть косвенные налоги, то получим национальный доход:
где NI (National Income) – национальный доход; TН – косвенные налоги.
Развитые страны, которые получают значительное положительное сальдо от внешней торговли и притоков дивидендов на капитал, вложенный за границей, имеют показатели ВНП выше, чем ВВП. Тем не менее иногда в высокоразвитых странах, например в США, складывается противоположная ситуация. Объясняется это тем, что США располагают огромным внутренним рынком, который поглощает преобладающее количество товаров и услуг, произведенных в стране. Высокий уровень жизни населения США стимулирует импорт, в результате чего внешнеторговое сальдо в Соединенных Штатах отрицательное. Объем иностранных инвестиций в стране также очень большой, и, соответственно, существенную величину составляет отток дивидендов. Важную роль играют также причины, которые находятся в плоскости валютных отношений.
Для сравнения экономического потенциала разных стран предлагаем данные о ВВП за 2011 г. (табл. 1.1).
Валовой внутренний продукт можно рассчитать двумя способами: по текущему курсу валют и по паритету покупательной способности валют (ППС). В табл. 1.1 содержатся данные по ВВП, рассчитанные на основе текущего курса валют. Если же принять за основу ППС, то значения ВВП будут другими. Только ВВП США останется неизменным, поскольку величина ВВП в международных сопоставлениях измеряется в долларах. Объем ВВП некоторых стран, вычисленный по ППС, представлен в табл. 1.2.
Таблица 1.1. ВВП некоторых стран в 2011 г., млрд дол. (по текущему курсу валют) [4]
Таблица 1.2. Объем ВВП некоторых стран по паритету покупательной способности в 2011 г., млрд дол. [4]
Абсолютные размеры ВВП и ВНП в целом характеризуют экономическую мощь страны, но недостаточны для определения уровня жизни населения. Китай или Индия имеют довольно большие объемы ВВП не в последнюю очередь из-за того, что огромное количество занятого населения производит товары и услуги, даже несмотря на невысокую производительность труда. Но если разделить абсолютный размер ВВП на количество населения, ранговые места в таблице экономических потенциалов стран меняются, для некоторых из них довольно существенно. Люксембург, Норвегия и США сохраняют лидирующие места среди наиболее развитых стран по показателю ВВП на душу населения. Представление о расхождениях показателей ВВП на душу населения по странам дает табл. 1.3.
Таблица 1.3. ВВП некоторых стран на душу населения в 2011 г., тыс. дол. (по паритету покупательной способности) [4]
Таким образом, абсолютная величина ВВП характеризует прежде всего объем произведенной продукции и услуг, а его относительный показатель определяет уровень производительности труда, организацию и культуру производства. Международные организации (например, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация) при классификации страны по уровню экономического развития главным критерием считают именно показатель ВВП на душу населения. Чем выше данный показатель, тем выше уровень жизни в стране. Люксембург, например, имеет абсолютный размер ВВП 44 млрд дол. (по ППС), что немного в сравнении с другими странами. Тем не менее по производству на душу населения он занимает лидирующие места. Это дает основание классифицировать данную страну как развитое государство.
Наиболее развитые страны имеют высокие значения по двум показателям. «Семерка» мощнейших из них выделяется как абсолютными размерами ВВП, которые превышают 1 трлн дол., так и показателями ВВП на душу населения – от почти 30 тыс. дол. и выше. Бразилия, Мексика, Индия, Индонезия, Филиппины имеют довольно большие абсолютные размеры ВВП, но заметно отстают от развитых стран по относительным показателям.
Наименее развитые страны характеризуются низкими значениями по двум анализируемым показателям (например, Ангола имеет абсолютный размер ВВП 116 млрд дол., относительный – 5900 дол.; Гаити соответственно 12,4 млрд дол. и 1200 дол.; Эфиопия – 95 млрд дол. и 1100 дол.; Бурунди – 3,6 млрд дол. и 400 дол.).
Специфическую группу составляют нефтедобывающие страны Персидского залива, которые имеют большие доходы от экспорта нефти. Поскольку плотность населения здесь небольшая, показатели ВВП на душу населения этих стран довольно высокие. Так, в Саудовской Аравии он составляет 24 000 дол., в Объединенных Арабских Эмиратах – 48 500 дол., в Катаре – 102 700 дол. По этой же причине высокий показатель имеет Бруней – 49 400 дол. Тем не менее в отличие от развитых и новых индустриальных стран данная группа стран характеризуется несбалансированной структурой экономики. Производственный сектор (кроме добычи нефти) до недавнего времени был слабо развит, и только теперь осуществляются меры по развитию промышленного производства, прежде всего энергетики и нефтехимии.
Обобщающим показателем уровня глобального развития экономики является валовой мировой продукт (ВМП). Он выражает объем конечных товаров и услуг, которые произведены во всех странах мира.
При анализе экономики важно знать степень внешнеэкономической активности страны. Ее определяют экспорт, импорт, внешнеторговый оборот, степень открытости экономики и ее зависимость от мирового рынка, доля иностранного капитала в экономике страны, величина активов резидентов за границей и прочие показатели. Рассмотрим некоторые из них.
Экспортом называется вывоз товаров и услуг за пределы страны. В статистических справочниках и экономических публикациях обычно приводят данные об экспорте товаров и услуг. Зачастую, если приводятся цифры об экспорте, имеется в виду экспорт товаров (если нет специальной оговорки).
Обычно крупнейшими экспортерами являются мощнейшие в экономическом отношении государства. Первая десятка стран-экспортеров представлена в табл. 1.4.
Таблица 1.4. Экспорт некоторых стран в 2011 г., млрд дол. [4]
Импорт – ввоз товаров и услуг в страну из-за границы. Размер импорта обычно зависит от емкости внутреннего рынка, которая, в свою очередь, обусловлена экономической мощью страны, прежде всего покупательной способностью. Поэтому наибольшие объемы импорта приходятся на наиболее развитые страны (табл. 1.5).
Таблица 1.5. Импорт некоторых стран в 2011 г., млрд дол. [4]
При анализе данной таблицы следует иметь в виду, что Гонконг (Сянган) является частью Китая, имеет особый статус (значительная автономия именно в отношении внешнеэкономической деятельности). Данные об экономике Гонконга в международных справочниках публикуются отдельно.
Гонконг и Сингапур имеют большие объемы экспорта и импорта благодаря тому, что они занимаются преимущественно посреднической торговлей – реэкспортом и реимпортом. Так, на реэкспорт приходится 87 % экспорта Гонконга. Преобладающая часть реэкспорта и реимпорта формируется преимущественно за счет Китая. По политическим (и некоторым экономическим) причинам прямая торговля развитых стран с Китаем ограничена, поэтому Гонконг и играет роль посредника.
Разность между экспортом и импортом составляет сальдо внешнеторгового баланса страны. Оно может быть положительным (активным) или отрицательным (пассивным). Обычно правительство страны стремится к положительному сальдо, так как это обеспечивает приток валюты в страну. Наиболее благоприятные условия для этого имеются у развитых стран, чьи товары обладают высокой конкурентоспособностью. Так, положительное сальдо Японии равно 6,1 млрд дол. (2011), Германии – 210 млрд дол. Исключение составляют США, для которых характерно большое отрицательное сальдо, – 803 млрд дол.; при этом пассивное сальдо внешней торговли США имеет хронический характер. Одной из главных причин такого положения является очень емкий внутренний рынок, который поглощает основную часть внутреннего производства и большое количество импортируемых товаров. Из группы развитых стран пассивный внешнеторговый баланс присущ Великобритании, Испании. В значительной части развивающихся стран также сложился пассивный баланс (в частности, Индия, Египет, Ливан и др.).
С внешней торговлей связано понятие открытости экономики страны, т. е. степени ее участия в международном разделении труда. Открытость экономики (или экспортная квота) определяется в процентах и рассчитывается чаще всего по формуле
где EX – объем экспорта страны за определенный период; GDP – объем валового внутреннего продукта, произведенного за соответствующий период.
Чем больше показатель открытости, тем глубже участие страны в международных экономических связях. Высоким считается показатель более 30 %. Традиционно значительная степень открытости характерна для западноевропейских стран (Нидерланды, Люксембург, Швеция, Швейцария). Наиболее высокие показатели (70–90 %) имеют некоторые развивающиеся страны: Объединенные Арабские Эмираты, Гайана, Катар, Суринам, тем не менее, в отличие от развитых стран, экономика данных государств почти целиком зависит от экспорта сырья (нефти или бокситов).
Мощнейшие государства мира имеют невысокие показатели открытости: США – 10 %, Япония – 18, Франция – 26, Великобритания – 22, Италия – 28 %. Но это свидетельствует не о низкой степени интегрированности данных стран в мировую экономику, а о больших объемах ВВП и наличии широкого внутреннего рынка.
Показатель открытости экономики Республики Беларусь обычно находится в пределах 50–65 %, что вообще характеризует достаточное участие нашей страны во внешнеторговом обмене, причем экспорт формируется в основном за счет поставки на внешние рынки готовой продукции [5].
Важнейшим в характеристике развития национальной экономики является также показатель импортозависимости страны (или импортная квота):
где IM – объем импорта страны за определенный период.
Этот показатель обычно высок в развивающихся странах и умерен или низок в развитых странах. Так, в Гайане он составляет 97 %, Свазиленде – 50 %, Суринаме – 54 %. В то же время во Франции данный показатель равен 24 %, Италии – 25 %, США – 14 %, Японии – 13 %.
Коэффициенты открытости и импортозависимости необходимо использовать в комплексе с другими показателями экономического развития страны. Например, США и Япония имеют огромные объемы экспорта и импорта, а по показателям открытости они рассматриваются как государства, у которых ограничены внешние связи. В противоположность этому беднейшие страны, которые экспортируют лишь один вид продукции (например, продукцию тропического земледелия – кофе, какао, бананы) и у которых в целом слаборазвитая экономика, выглядят как активные участники международного разделения труда. Интенсивность внешнеэкономических связей страны характеризуется не только объемами товарооборота, но и международным движением факторов производства, к которым относятся труд, капитал и технологии.
Движение трудовых ресурсов выражается в международных миграциях трудоспособного населения. Отъезд населения за границу называется эмиграцией, въезд из-за границы – иммиграцией. Интенсивность миграции определяется сопоставлением количества мигрантов с численностью населения страны. Рассчитываются коэффициенты эмиграции (КE), иммиграции (КI) и миграционного оборота (КM):
где Р – среднегодовая численность населения страны; E – количество эмигрантов; I – количество иммигрантов.
Коэффициенты миграции обычно определяются в промиллях (‰). Разность между количеством иммигрантов и эмигрантов (E – I) составляет миграционное сальдо страны. Оно может быть положительным или отрицательным.
Миграционные процессы обусловлены экономическими и политическими обстоятельствами. Современная международная миграция осуществляется преимущественно под влиянием экономических факторов. Индустриально развитые государства и страны с динамично развивающейся экономикой притягивают трудовые ресурсы из тех регионов, где темпы экономического роста незначительны, а естественный прирост населения высокий. Обобщая ситуацию, можно утверждать, что определяющей тенденцией является перелив трудовых ресурсов из развивающихся стран в высокоразвитые государства. Основные доноры трудовых ресурсов – страны Южной и Юго-Восточной Азии (в частности, Индия, Пакистан, Вьетнам), Северной Африки (Алжир, Марокко) и Латинской Америки; принимающие страны – преимущественно США, Канада, Австралия, Великобритания, Франция, Германия и некоторые другие.