Книга Эргономика - читать онлайн бесплатно, автор Лидия Владимировна Березкина. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Эргономика
Эргономика
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Эргономика

В Республике Беларуси организуются научно-исследовательские психологические центры. Один из первых психологических кабинетов был открыт в 1920 г. в Гомеле в педагогическом техникуме по инициативе Льва Семеновича Выготского (1896–1934). Л. С. Выгодский выступал против рефлексологии[1], противопоставляя свои идеи бихевиоризму, занимался психологией искусства. В 1924 г. он перешел на работу в Московский институт психологии.

В июне 1925 г. в Минске при Народном комиссариате труда БССР начала свою работу Центральная психотехническая лаборатория под руководством Серафима Михайловича Василейского (1888–1961). Основными направлениями работы стали теоретические и практические вопросы профессиональной консультации и отбора будущих специалистов. Работники лаборатории принимали активное участие в работе Всебелорусской ассоциации научной организации труда и Медико-педологической ассоциации при Народном комиссариате просвещения, проводили психологические исследования среди пограничников, водителей автомобилей, телефонисток и др.

В 1939 г. С. М. Василейский был исключен из Горьковского государственного педагогического университета в рамках компании борьбы против лжеучения «педология». Докторскую диссертацию, которую он защитил в 1952 г., Всесоюзная аттестационная комиссия не утвердила.

Исследования оптимальных условий взаимодействия человека и военной техники получили мощный толчок в годы Второй мировой войны. Новые виды техники требовали от людей не столько мышечной силы, сколько оперативного мышления. В связи с этим возникли проблемы, связанные с деятельностью человека, возможностями и ограничениями его психофизиологической деятельности. Эти проблемы нельзя было разрешить на уровне инженерных принципов моторно-временного анализа экономии движений. Потребовались междисциплинарные исследования человека во взаимодействии с военной техникой. Они явились началом становления эргономики как науки.

Появление эргономики как науки неклассического типа было подготовлено кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием нового понимания рациональности (когда сознание ощущает свою зависимость от социальных обстоятельств, во многом определяющих установки познания, его ценностные и целевые ориентации). Проблема человека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого философствования, становится одной из ведущих тем западной философии XX в. Радикальные перемены в социальной и политической жизни мира сделали необходимостью теоретическое осмысление возросших научных знаний о человеке.

Импульсом для развития антропологических учений современной философии стали не только катастрофы Первой мировой войны, но и драматические события истории последующих десятилетий: социальные и политические преобразования, научно-техническая революция и ее последствия.

В ответ на запросы времени в философии возникают и складываются такие течения антропологического направления, как феноменология, персонализм, экзистенциализм и собственно философская антропология. Представители этих течений стремятся найти основы и принципы свободной и творческой деятельности человека, его подлинного бытия, а через них – смысл и значения всякого другого бытия. В поисках путей духовного раскрепощения человека, преодоления отчуждения они исходят из убеждения, что современное человечество страдает не столько от отсутствия знаний и научных истин, от недостаточного проникновения в тайны объективного мира, сколько от неумения использовать достижения науки и техники на благо человека, от незнания природы самого человека, недостаточного проникновения в тайны его внутренней жизни.

Антропологическая концепция одного из основоположников философской антропологии западно-германского философа Гельмута Плеснера (1892–1985) утверждает центральное, исключительное положение человека в мире, логически исключая теоцентричную картину мира и ставя на место божественного порядка порядок, ориентированный на человека. Природу человека Г. Плеснер определяет на основе анализа биофизических аспектов его существа и в свете тех данных, которые дают науки о духе и культуре.

Представитель культурно-антропологической ветви философской антропологии Эрих Ротхаккер (1888–1965) главное внимание уделял позитивному определению свободы человека, его открытости миру, деятельной активности. Человек у него выступает как творец и носитель культуры, а сама культура рассматривается как специфическая форма выражения творческого ответа личности на вызов природы, как стиль жизни и способ ориентирования в мире. Специальная проблематика экзистенциалистской философии человека – проблема однократности, неповторимости, невозместимости и самоценности отдельного человеческого существования.

Предметом философии утверждается не бытие само по себе, не законы его фактического существования, а разъяснение и раскрытие смысла бытия через объяснение человека. Таким образом, философия приобретает свою антропологическую направленность как учение о человеческих основаниях всего существующего.

В некоторой степени это объясняет широкое распространение антропоцентрических принципов в проектировании технических средств, взаимодействующих с человеком. Если раньше развитие техники обеспечивалось успехами физико-математических, химических и других наук, то теперь решение этой задачи зависит от согласования свойств современных технических систем с физическими и психическими возможностями, эстетическими вкусами и другими социальными качествами человека. Усложнение взаимодействия человека и средств труда неизбежно выходит на уровень, когда их рациональное объединение не может быть осуществлено на эмпирической основе, требует применения данных науки, формирования комплексных программных дисциплин.

После Второй мировой войны инженерно-психологические лаборатории в США получили статус правительственных агентств по типу ведомств сухопутных войска, флота и военно-воздушных сил. В рамках единых служб были объединены психологи, физиологи, антропологи, социологи.

В Великобритании группа английских ученых (К. Маррелл, О. Едхолм, П. Рэндл и др.) в 1949 г. положила начало организации Эргономического исследовательского общества. Инициаторы создания общества были убеждены в том, что объединение ученых смежных научных дисциплин для совместной работы по решению общих проблем позволит добиться лучших результатов, которые в принципе не могут быть получены в рамках какой-либо одной из этих дисциплин. Тогда же был принят термин «эргономика» (от древнегреч. ergon – работа + nomos – закон).

Первые научные работы, определяющие основные проблемы, цели и задачи эргономики, принадлежат английским ученым К. Марреллу, А. Чапанису, Д. Мейстеру, которые выпустили фундаментальные труды в этой области и впоследствии добились такой стадии развития эргономики, когда ее методики стали широко применяться различными специалистами, в том числе не имеющими специального образования.

Аналогом термина «эргономика» в США является термин «человеческий фактор», который возник в результате буквального перевода американского выражения «Human factors engineering» (техника человеческого фактора) и обозначает область знания и новую профессию. Первый симпозиум по проблемам человеческого фактора в США был проведен в 1953 г., а в 1957 г. образовано Общество человеческих факторов. Подготовку кадров, специализирующихся на учете человеческих факторов, к 1970 г. осуществляли 42 университета США.

В Японии работа по эргономическому обеспечению проектирования в составе отделов дизайна проводится с 1950-х гг. сначала в компании «Sony», а затем и в других компаниях.

Международная эргономическая ассоциация (МЭА) была создана в 1961 г. Она включила специалистов свыше 30 стран. Официальным печатным органом ассоциации стал журнал «Applied Ergonomics», издающийся в Англии. Международная эргономическая ассоциация один раз в три года проводит международный форум по эргономике.

Проблема роли и места человека в техногенном мире, специфика взаимодействия человека и создаваемой им техники все в большей степени актуализируются. Решение многих задач зависит от согласования свойств современных технических систем с физическими и психическими возможностями, эстетическими вкусами и другими социальными качествами человека, обеспечивая взаимную адаптацию человека и создаваемого им мира, как предметного, так и информационного.

Эргономика взаимосвязана с такими научными дисциплинами, как психология, биология, медицина, экология, экономика, научная организация труда, охрана труда, техническая эстетика, кибернетика и др.

В процессе становления эргономики как дисциплины сформировались основные концепции, школы и направления.

Концепция инженерно-психологического проектирования смыкается с психологией. Инженерная психология рассматривается как отрасль психологии, изучающая процессы и средства информационного взаимодействия человека и машины. Борис Федорович Ломов (1927–1989) создал первую в СССР лабораторию инженерной психологии в 1959 г., а в 1972 г. он возглавил Институт психологии. Вместе с Ломовым эргономические исследования проводил В.Ф. Венда. Серьезные вопросы в рамках данного направления решались также в Московском государственном университете (А.А. Пископпель, Г.П. Щедровицкий).

В 1970-х гг. в СССР темой формирования производственной среды в соответствии с требованиями эргономики и технической эстетики занимались В.П. Зинченко, В.М. Мунипов и др.

Владимир Михайлович Мунипов (1931–2012) в рамках деятельности Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) создал первый в стране отдел эргономики. В разработках специалистов института проводилась линия на необходимость учета человеческого фактора не только на этапах разработки техники, но и на протяжении ее эксплуатации.

Значительную роль в становлении эргономического знания сыграли идеи и исследования тенденций развития дизайна и эргономики в контексте формирования проектной культуры (О.И. Генисаретский), методология эргономического проектирования (Б.Г. Юдин), методы эргономического обеспечения проектирования (Г.М. Зараковский). В работах этих авторов закладывались представления о социальной результативности новой техники как важнейшем условии реализации потенциально заложенного в ней экономического эффекта, а обеспечение человеческого фактора развивалось в направлении создания общих правил эргономического проектирования. Отрасли дизайна и эргономики не всегда существовали вместе. Эргономическое обеспечение отдельно от дизайна имеется во многих технически насыщенных отраслях – в вычислительной технике (юзабилити), в авиации и космонавтике, в кораблестроении и др. После Второй мировой войны в СССР в оборонных отраслях промышленности эргономическое обеспечение проводилось отдельными специалистами, подчинявшимся главным конструкторам изделий. Данная ситуация продолжалась до создания межотраслевого координационного совета по эргономике (1970–1980-е гг.), объединившего основных специалистов этих отраслей. Совет координировал основные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в этом направлении, проводил большую организационную работу. В 1980-е гг. его возглавлял Иван Силаев, министр авиационной промышленности СССР (после распада СССР и приобретения Российской Федерацией независимости в 1991 г. он стал премьер-министром первого российского правительства).

Трансформация теоретических взглядов отечественных специалистов шла по пути математизации (создания теории эргатических систем). Основатель направления «Эффективность, качество и надежность систем человек – техника» – Анатолий Ильич Губинский (1931–1990). Он и В.Г. Евграфов разработали принципы комплексной оценки надежности выполнения дискретных функций управления операторами. В 1982 г. в Ленинградском электротехническом институте (ЛЭТИ) впервые в СССР начинается переподготовка кадров по направлению «Эргономика в автоматизированных системах», там же создан первый ученый совет по присуждению ученых степеней по специальности «Эргономика». А. Губинский в 1989 г. организует Советскую эргономическую ассоциацию. Последователем данного направления в Республике Беларусь стал член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси Геральд Григорьевич Маньшин (1937), долгое время проработавший в Институте технической кибернетики Национальной академии наук Беларуси.

За рубежом и в СССР с середины 1980-х гг. употребляется понятие «эргодизайн» для обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна. Развитие этого направления исследований связано с идеей системного подхода, что было вызвано усложнением проектируемых объектов, их встраиванием в общую социально-культурную среду (последнее нашло выражение в разработке дизайн-программ). Подход во многом был связан с принципиальным отказом от художественно-интуитивных методов в пользу системотехники и кибернетики. В сфере системного дизайна и соответственно системного учета человеческого фактора в дизайне активно заявили о себе Дж. К. Джонс, В.Т. Синглетон, Йуи Йама, У. Вудсон и Д. Коновер.

В настоящее время в промышленно развитых странах эргономические исследования ведутся в самых различных областях человеческой деятельности, причем темпы, масштабы, направления развития эргономики и освоение ее результатов на практике позволяют говорить о том, что эргономика сегодня – неотъемлемая часть культуры современного общества. Последний Всемирный конгресс Международной эргономической ассоциации, который проводился 12–16 февраля 2012 г. в г. Рефеси (Бразилия), собрал около 2000 участников из 50 стран мира. Тема конгресса «Проектирование устойчивого будущего» свидетельствует об актуальности разработки ресурсов, которые направлены на удовлетворение потребностей человека не только в настоящем, но и в будущем. Основные выводы, к которым пришли участники конгресса, заключаются в том, что одной из основных проблем в области эргономики в ХХI в. будет проектирование и управление системами, которые удовлетворяют потребности пользователей с учетом требований совместимости с техническими средствами.

1.2. Место эргономики в системе наук

Становление эргономики как научной дисциплины происходит на фоне интенсивного развития прикладных эргономических исследований и разработок. Практически неисчерпаемое и быстро растущее многообразие технических средств, которые приходится использовать человеку в своей деятельности, с необходимостью ставит задачу изучения самой этой деятельности. Эргономическое знание специфично тем, что характеризуется особой практической направленностью – направленностью на решение задач проектирования и оптимизации деятельности человека в человеко-машинных системах.

Принято считать, что понятие «деятельность» относится к числу универсальных абстракций, которые, находясь в мыслительном пространстве соответствующей эпохи, задают этому пространству направление движения и определяют тип и характер самих предметов осмысления. В эргономике деятельность выступает в виде исходного онтологического представления и основания для построения предмета исследования.

Таким образом, категория деятельности является важнейшей в системе эргономического знания. Как показывает работа «Эргономика: принципы и рекомендации: Методическое руководство»[2], выполненная международным коллективом авторов под руководством В.М. Мунипова, деятельность в эргономике выступает в значении нескольких предметов:

• предмета объективного научного изучения (в результате анализа деятельность расчленяется и воспроизводится в теоретических схемах и моделях в зависимости от конкретных эргономических задач);

• предмета управления (представляет собой то, что подлежит организации в слаженную систему функционирования на основе совокупности принципов, сформулированных в эргономике, общей и социальной психологии, социологии труда);

• предмета проектирования (ставит перед эргономикой задачу выявления способов и условий оптимальной реализации определенных видов деятельности);

• предмета оценки (имеет различные критерии, такие, как эффективность, надежность, комфортность).

Такая общая характеристика деятельности играет роль лишь методологического ориентира. Для решения научных и практических задач эргономики понятию деятельности придается конкретный и конструктивный смысл.

Содержание деятельности является определяющим фактором развития личности, что связано с расширением целей личности и ее выходом за рамки эгоистических интересов, а также с возрастанием творческих элементов деятельности. Задачи эргономического подхода к организации трудовой деятельности связаны прежде всего с поиском эффективного сочетания стимулов и условий выполнения поставленной задачи. Целостность деятельности выступает во взаимосвязи потребностей, целеполагания и процесса формирования у субъекта целевых образов и программ, которые в идеальной форме представляют собой результаты трудовых действий.

В данном общем описании содержания деятельности одним из первых по значимости факторов выступает целеполагание. Причем крайне важной чертой в процессе становления и формирования цели является ее объективная обусловленность. Будучи объективно обусловленным и необходимым фактором деятельности, цель, по существу, выражает противоречие между человеком и окружающей его действительностью. В этом плане сам непосредственный аспект деятельности может быть представлен как снятие (разрешение) названного противоречия.

Источниками обоснования целей деятельности, осуществляемой в конкретно-исторических условиях, являются общественно-научные знания (естественнонаучные знания лежат в основе эргономического анализа условий деятельности; технические науки дают основания для углубленного изучения средств деятельности).

С точки зрения определения эргономики как науки представляется важным вопрос о взаимосвязи ее предмета с предметами смежных наук. Процесс формирования эргономики, который продолжается и протекает в контакте со многими сферами научной и практической деятельности, позволяет говорить о базовых по отношению к эргономике науках и о комплексе научных дисциплин, специально вовлекаемых в эргономические исследования.

Для решения многих практических задач эргономика использует результаты исследований социологии (прежде всего социологии труда). Социологические исследования позволяют конкретно связать принцип объективной детерминации деятельности с принципом активности субъекта. Такие социальные аспекты трудовой деятельности, как характер и содержание труда, соотношение различных стимулов и факторов удовлетворенности трудом, рациональная организация труда, представляют определенный интерес для эргономических исследований.

Функциональная анатомия выясняет взаимосвязи особенностей строения органов и систем человеческого организма с характером их функционирования и является одной из отраслей науки, на стыке которых возникла эргономика. Особый интерес для эргономики представляют исследования взаимосвязи и взаимной обусловленности морфологических, биохимических и психических характеристик человека. В эргономике используется и получает дальнейшее развитие совокупность методических приемов, характерных для антропометрических исследований (с их помощью измеряют и описывают тело человека в целом, отдельные его части, а также определяют количественные характеристики их изменчивости).

Психология выступает как базовая наука эргономики. Поскольку психологический фактор является составной частью человеческого фактора в технике, эргономика в полной мере использует сложившиеся в психологии методы исследования познавательной и исполнительной деятельности. По условиям своего возникновения, задачам и методам ближайшей к эргономике отраслью психологии является инженерная психология, изучающая, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности. Эти требования сводятся к изучению процессов преобразования информации человеком-оператором и включают четыре основных этапа:

• прием информации;

• переработку принятой информации;

• принятие решения;

• осуществление управляющих воздействий.

Быстрая смена средств автоматизации вызывает трансформирование инженерно-психологической проблематики, которая все больше смещается в область исследования принятия решений, организации диалогового взаимодействия с ЭВМ. Являясь отраслью психологии, инженерная психология рассматривает определенные аспекты взаимодействия человека и машины, и в этом отношении она одновременно выступает как один из разделов эргономики.

В настоящее время отмечается тенденция к взаимному проникновению эргономики и экономической науки, обусловленная потребностями объективного развития производительных сил, изменением характера труда, необходимостью улучшения отбора и подготовки кадров, растущим значением рационализации и организации труда с целью эффективного использования человеческого фактора. Определение социально-экономической эффективности новой техники (ставшее актуальной проблемой экономической науки) является сферой, где перекрещиваются интересы экономики и эргономики. Возможности повышения производительности труда и, следовательно, экономической эффективности заложены в самой новой технике как таковой, но реализация этих возможностей происходит только тогда, когда техника творчески используется человеком в процессе производства. От того, как техника влияет на условия труда человека и условия жизни в обществе, зависит, в какой мере будет реализован потенциально заложенный в технике экономический эффект. В свою очередь возможности использования результатов эргономических исследований в различных отраслях народного хозяйства в существенной степени зависят о разработки круга проблем, связанных с определением социально-экономической эффективности новой техники.

Эргономика опирается также на весь комплекс исследований физиологии труда, изучающей закономерности протекания физиологических процессов и особенностей их регуляции в ходе трудовой деятельности. Она реализует полученные результаты и стимулирует определение оптимальных характеристик трудового процесса, позволяющих достигнуть высокой эффективности труда, устанавливает изменения функционального состояния организма человека под влиянием его деятельности.

Эргономика так или иначе связана со всеми науками, предметом изучения которых является человек как субъект труда, познания и общения. Тем не менее эргономика не тождественна смежным наукам о труде и не сводится к их сумме. Эргономическое исследование трудовой деятельности не допускает прямого заимствования концептуальных схем деятельности, разработанных в других дисциплинах (однако при изучении и проектировании новых видов деятельности эти концептуальные схемы могут трансформироваться адекватно поставленной задаче).

Среди методов познания человеческой деятельности, сложившихся в других науках, в эргономике наиболее широкое применение помимо инженерно-психологических и психофизиологических получили методы моделирования и математические методы. Методы моделирования включают знаковое моделирование, математическое, предметно-математическое и предметное моделирование. В частности, предметное моделирование использует статические и функциональные макеты, воспроизводящие основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики проектируемого объекта. С помощью таких макетов изучается трудовая деятельность в имитированных условиях труда с целью поиска оптимального варианта конструкции.

Для формализованного описания и построения моделей деятельности человека в системе «человек-машина-среда» применяются математические методы с использованием при этом теории информации и массового обслуживания, математического управления и статистических решений.

Эргономика не отменяет и не подменяет исследований, проводимых в других научных дисциплинах, а опирается на них, синтезирует их достижения. Через знания исследовательского порядка (так или иначе связанные с практической задачей) объективные знания, привлекаемые из других дисциплин, создают новое органическое целое. Проблема синтеза знаний и методов в эргономике предстает как организованный определенным образом исследовательский процесс. Этот процесс имеет свои результаты не только в сфере знания (в виде производства концептуальных конструкций), но и в практической деятельности.

Возникновение эргономики с точки зрения развития наук можно рассмотреть на основании результатов историко-философского исследования Б. М. Кедрова, проанализировавшего эволюцию классификации наук, базирующуюся на положении о перерастании процесса взаимодействия наук в процесс формирования единой науки.