banner banner banner
Роса пустыни. 7 А Берешит, Шмот, Ваикра
Роса пустыни. 7 А Берешит, Шмот, Ваикра
Оценить:
 Рейтинг: 0

Роса пустыни. 7 А Берешит, Шмот, Ваикра


1.3.3.в

Тв-рец много обещал Аврааму: «Я сделаю тебя народом великим» (стих 12:2), «… и благословятся тобой все племена земные» (стих 12:3), «потомству твоему отдам Я эту землю» (стих 12:7), «сделаю потомство твое как песок земной» (стих 13:16) или как звезды небесные (стих 15:5), «ты будешь отцом множества народов» (стихи 17:4, 5); и эти обещания, несомненно, исполнятся, но их исполнение отложено на более поздние сроки, на сроки за пределами земной жизни Авраама. Особенно проблемным было обещание Тв-рца Аврааму в стихах 15:13, 14: «… пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, которому они служить будут, произведу я суд…». Суд и наказание народа за порабощение народа потомков Авраама – это, конечно, хорошо, но это мало греет души и облегчает бремя тех, кто родился в семье рабов, прожил рабом, родил рабов и умер рабом без надежды на освобождение и лучшую жизнь.

А что имел Авраам в своей земной жизни? Мы видим, что имел он немного; да, он имел богатство скотом, золотом и серебром (по стиху 13:2), которое, похоже, пришло к нему отнюдь не в молодости и даже не в среднем (по современным меркам) возрасте, богатство, которое нужно было содержать и охранять от местных бандитов (нужно было кормить армию пастухов и охранников сомнительной верности), но которое не на что было использовать (кроме кормежки проходящих бедуинов (начало недельной главы «Вайера») и содержания йешивы на 318 учеников, по стиху 14:14, которые исчезли из дальнейшего описания Торы и из комментариев, но из-за своей безмерной ценности как учеников Авраама, воспринявших его учение, они не могли просто бесследно исчезнуть, раствориться среди окружающих народов; и мы в своем комментарии вспоминаем о них как о резервуаре невест для сыновей Яакова и полагаем, что эта община осталась жить именно как община, несущая в себе учение Авраама, в дальнейшем также спустилась в Египет и влилась в нарождающийся еврейский народ, разделив его участь). Своего постоянного дома у Авраама не было, только шатры на не своей земле, долгие десятилетия бездетной жизни (сначала вообще без детей, по стиху 15:2, с горьким вопросом Авраама Тв-рцу «Что Ты дашь [лично] мне [кроме богатых обещаний потомкам, которые неизвестно вообще, появятся ли]?»); рождение первого ребенка от рабыни в 86 лет без надежды на ребенка от любимой жены (стих 17:18: «… о, хотя бы Ишмаэль был жив перед Тобою!»); рождение Ицхака только в возрасте 100 лет, да и того пришлось отвести на гору Мория для принесения в жертву, отменную в последний момент. Не сильно счастливая жизнь, хотя и жизнь-миссия. Да и учение Авраама о Едином, смысл его жизни, не разошлось широко среди людей.

Потом такая же не очень счастливая (хотя и в достатке) жизнь Ицхака с женитьбой на родственнице из Харана, а не на дочери одного из учеников Авраама, и также без широкого распространения учения его отца Авраама; затем трудная, трудовая и большей частью бедная жизнь Яакова с весьма поздней женитьбой и ранней смертью любимой Рахели (хотя его жизнь была более богатой семейным счастьем, чем у двух предшествующих ему праотцев, но омраченной историей с Диной и пропажей Йосефа). Сам Яаков утверждает это своими словами фараону в стихе 47:8 недельной главы «Ваигаш»: «… немноги и злополучны были дни жизни моей…».

Мало, очень мало наши праотцы имели личного земного счастья, но комментаторы как-то стороной обходят этот вопрос.

1.3.3.г

В стихе 12:1 Тв-рец несколько неопределенно указывает Авраму, куда идти из Харана: «… в землю, которую Я дам тебе увидеть тебе» (слово «аръэ?ха» также допускает перевод «в землю, в которой Я увижу тебя», и очевидно, что имеются многочисленные комментарии, объясняющие сочетание этих двух прочтений). Но земли, в которую надлежит идти Авраму, не указано ни здесь, ни далее. Однако у Аврама не было сомнения, куда идти, ведь его отец Тэрах пошел с семьей из Ур-Касдима в землю Канаанскую, в которой нечего было делать, кроме как служить Единому. Поэтому Аврам не нуждался в подробном разъяснении маршрута путешествия, и стих 12:5 это и говорит: «… вышли, чтобы идти в землю Кананскую, и пришли в землю Кананскую», явно не собираясь идти дальше и просто пройти через эту Страну в направлении других земель.

1.3.4.а

Нам трудно согласиться с комментарием РАШИ на стих 12:5, в котором он ссылается на стих 39:15 из Мидраш Раба: «Сказал рав Хония: „Авраам обращал мужчин, а Сарай – женщин“». По прямому тексту Торы Сарай начинает проявлять себя действием только тогда, когда дает свою рабыню Агарь в жены Аврааму. До этого она совершенно пассивна, не субъект, а объект. Даже при выходе из Харана вышли не Аврам с женой, прихватив имущество и сопровождающих, а, по процитированному стиху «И взял Аврам Сарай, Лота, достояние, души», то есть Сарай упомянута в списке тех, кого Авраам взял с собой.

Сарай – до проявления ее пророческих способностей – типичная рабани?т (жена раввина, иногда говорят ребе?цн), во многом тень Авраама. Учение – от Авраама; если предположить, что Авраам в качестве душ взял с собой 318 своих учеников, то о женах учеников в Торе нет ни слова (хотя сказано, что они (Аврам и Сарай) приобрели души, что мы отдельно комментируем). Столь полного разделения полов в древнем обществе не существовало, и у евреев оно проявилось гораздо позже. А агитаторские способности рабанит и степень понимания ими Учения сильно варьировались от женщины к женщине. При всех случаях у евреев рав получал серьезное, можно сказать высокое академическое, образование, а его жена получала сведения только от него и не в систематической форме.

Мы не знаем, как эти слова воспринимались в предыдущих столетиях, но сегодня в харедимном (в первую очередь ашкеназском) обществе в Израиле они приобрели гипертрофированное понимание. Тут и разделение в соответствии с полом в автобусах, и разделение тротуаров на мужские и женские, и указание мужчинам идти к врачам-мужчинам, а женщинам – к врачам-женщинам (а ведь женщин-врачей раньше не было (кроме короткого периода Салермской медицинской школы в XIII веке), первые женщины получили диплом врача только в начале XIX века, а в великом Гарвардском университете в США еще в начале 60-х годов XX века женщин принимали в медицинскую школу университета по процентной норме (5% от приема). РАМБАМ лечил гарем шейха; разделения по полам в медицине мир вообще и еврейский мир в частности, давший миру несчетное число врачей, в том числе мудрецов Торы (РАМБАН, РАЛЬБАГ, Сфорно, Авраам Бен-Эзра и многие другие), не знал. А мы во 2-м томе нашей книги «Орбиты Израиля» вообще возражаем против получения еврейскими женщинами специальности врача, отнюдь не из-за умственных способностей женщин (мы видим вокруг себя очень много женщин, которые являются талантливыми, отличными врачами), а из-за невозможности женщине-врачу в современном нам мире реализоваться в качестве именно еврейской женщины, то есть потерять многое из того, что еврейской женщине изначально положено, потерять данную ей духовную высоту). И сегодня раввины ведут многочисленные уроки для женщин; даже нам, отнюдь не самым знающим в области Тоы, рав Зеев Пачино из Бейт-Шемеша (память о праведнике – к благословению) разрешил вести уроки для женщин (оговорив это разрешение обязательным присутствием на уроке нашей жены).

А о проблемах женщин-рабанийо?т (множественное число от слова рабани?т) мы также пишем во 2-м томе нашей книги «Орбиты Израиля».

1.3.4.б

Стихи 12:10—20 описывают спуск Аврама в Египет и историю с забиранием Сарай во дворец фараона, возникшие там проблемы, возврат жены Авраму и уход Аврама, Сарай и Лота из Египта. Как мы уже неоднократно замечали для других описаний, имеющих временно?е измерение, так и здесь есть проблема с календарным графиком событий. Если в Канаанской земле был тяжелый голод, по-видимому связанный с отсутствием зимних дождей (вряд ли с тотальным поеданием урожая сельскохозяйственными вредителями: их размножение должно было развиваться постепенно и постепенным же должен быть их уход – эта история на несколько лет), он продолжался минимум до следующего сезона дождей и восстановления урожая и пастбищ, то есть не меньше года. А спуск Аврама в Египет описывается как кратковременная история: спустился – взяли Сарай во дворец фараона – во дворце возникли проблемы – сообразили, откуда пришли эти проблемы (умные люди! Связать медицинские проблемы дворца и его населения со взятием Сарай, да еще потому что она была женой Аврама, – египетские колдуны и звездочеты показали блестящую эрудицию, явно выходящую за возможные в то время земные знания) – вернули Сарай – Аврам вернулся в Канаан. РАШИ комментирует стих 12:19: «Он же [фараон, но из этого же объяснения РАШИ можно предположить, что Он – это Тв-рец] сказал ему: „Уходи незамедлительно“». Но из-за продолжительности голода в Канаанской земле эта история должна была продолжаться минимум год, и всё это время скот Аврама нужно было пасти. Поэтому можно предположить, что это время Аврам (или по крайней мере его скот с пастухами) провел в земле Гошен, в которой несколько позже Йосеф разместит евреев на первом этапе их пребывания в Египте. Очевидное предположение, разрешающее выявленную временну?ю неподробность рассказа Торы о периоде проживания Аврама в Египте: нахождение Сарай во дворце фараона и поиск источника возникших там проблем и путей излечения заняли около года.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)