Книга Беседы о карме - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Викторович Иванчев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Беседы о карме
Беседы о карме
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Беседы о карме


Карма – это изначальная причина всего, что с нами происходит и одновременно это наша задача в данном воплощении, это уроки, которые мы ещё не осознали и не выучили.

Карма есть у каждого человека, причём у каждого она своя, персональная. Каждый человек проходит свои уроки в этой жизни, и если для одного человека карма – это испытание бедностью, то для другого – богатством. И каждый должен достойно справиться с этим испытанием.

Преодоление негативной кармы происходит только в том случае, когда человек принимает свою судьбу с достоинством, не проклиная её. Он должен продолжать жить, работать, учиться, самосовершенствоваться, творить, раскрывая заложенные Природой таланты, и обязательно – помогать другим людям! Для отработки кармы очень важны не материальные, а духовные достижения. В таком случае «кармические узлы» ослабевают, развязываются, и человек становится свободнее. Не окончательно свободным, но свободнее, чем в прошлом году или на прошлой неделе.

Но надо помнить, что с увеличением степеней свободы пропорционально увеличивается личная ответственность.

Для сравнения представьте: в школе ученик не так свободен, как студент в институте, но у студента больше ответственности – зачёты, экзамены, курсовые, дипломная работа. И ко всему этому он должен готовиться самостоятельно, планировать свою учёбу, договариваться с преподавателями, проходить стажировку и т. д. Это значительно сложнее и ответственнее, чем просто сделать домашнее задание и выучить урок на завтра, как в школе. Не взяв на себя личную ответственность, не научишься учиться по-настоящему, не выучишься – не получишь высшее образование, престижную профессию. Впрочем, каждый должен самостоятельно решить, нужно ли лично ему всё это.


Главным правилом отработки кармы является праведная или дхармическая жизнь. Слово «дхарма» буквально означает: «праведное поведение», «предписанное действие», «обязанность», «долг». Дхарма – единственно правильный жизненный путь для пробуждённого человека. Современный индийский святой Сатья Саи Баба говорит: «Дхарма выражает истинный смысл атмы – божественности человека. Дхарма рождается в сердце. То, что исходит из сердца как чистая идея, будучи преобразовано в действие, называется Дхармой. Основные её принципы – это Сатья, Према, Сахана и Ахимса, т. е. Истина, Любовь, Терпимость и Ненасилие. Дхармическая жизнь – это духовная жизнь, наполненная усердием, состраданием, смирением, терпением, честностью и мужеством. Путь дхармы – это путь праведности, внутренней чистоты и гармонии мысли, слова и дела».

Проще говоря: дхарма – это Путь Сердца.

«Управление» кармой

Кто мы в этой жизни? Это зависит от нашего повседневного поведения. Наши мысли и действия определяют как содержание нашего сознания, так и энергетический уровень нашего физического тела. А это, в свою очередь, определяет нашу дальнейшую судьбу в этом и иных, последующих воплощениях. Чувствуя это, многие ищут способы улучшения своей судьбы. Например, на Западе популярен психоанализ. Психоанализ помогает осознать истоки проблем и найти в себе силы для новой, более здоровой и целостной жизни. Но предпринимаемые от случая к случаю визиты к психоаналитику, каким бы известным он ни был, не могут заменить собственных действий, направленных на улучшение образа жизни. Решающее значение имеет не то, что делает для нас кто-то другой, а то, что мы делаем для себя сами. Чужие действия – это лишь полумеры, они не улучшают вашу карму. Только ваши собственные усилия могут вас излечить или изменить вашу судьбу, ибо только они приводят к изменению нашей внутренней природы.

Наши повседневные поступки определяют не только то, кем мы являемся в этой жизни, но также и то, кем мы станем в следующей. Согласно Упанишадам, «какова воля человека, таковы и его действия; каковы его действия, таким он и становится» (Брихадараньяка Упанишада IV, 4.5.). Мы должны прежде всего иметь добрую волю, то есть истинную решимость жить в гармонии. На санскрите она называется «крату», что означает «мудрость в действии». Она даст нам возможность управлять своей кармой, и тогда мы перестанем быть жертвами собственного бессознательного, механического, машинального поведения.

Наши повседневные поступки – это и есть наша истинная религия: они показывают, что мы действительно ценим в жизни. Их отпечаток мы унесём на себе в свою следующую жизнь. Наши вредные привычки плохи не только потому, что из-за них у нас возникают проблемы со здоровьем в этой жизни: они создают предрасположенность к подобным проблемам и в будущей жизни. Возможно, мы сумеем избежать их последствий здесь и сейчас, но рано или поздно окажемся с ними лицом к лицу.

Коллективный разум как биокомпьютер

Начну я издалека, с вопроса, который может показаться вам странным и не имеющим отношения к проблемам кармы.

Вопрос: один муравей способен построить муравейник? А два муравья? А три? Сколько муравьёв надо собрать вместе, чтобы они начали возводить себе дом? Какова «критическая масса» общего сознания насекомых, включающая их инстинкты, программы или как это у них называется?

Учёные провели такой эксперимент: разделили муравейник на 2 равные части перегородкой и разрушили одну из этих половинок. Их интересовало: что будут делать муравьи – строить отдельный дом вместо разрушенного или займутся ремонтно-восстановительными работами? Муравьи не стали строить новый, они восстановили всё с такой точностью, что все ходы, внутренние туннели подходили к перегородке именно там, где было их продолжение. Они как будто видели сквозь непроницаемую стену или (что наиболее вероятно) им подсказывал их внутренний разум.

Вопрос: где находится хранилище этого внутреннего разума? Ну, уж точно, не в мозгу каждой отдельной особи. Получается, коллективный разум находится где-то за пределами головы каждого отдельного муравья.

Вы понаблюдайте, как ведёт себя птичья стая в воздухе или косяк рыб в море. Благо, техника съёмки позволяет сейчас всё это увидеть. Видно, что все птицы в стае и все рыбы в косяке двигаются слаженно, одновременно меняя направление, как будто получив приказ откуда-то со стороны. Это позволяет говорить о коллективном разуме стаи. Но если стая птиц обладает коллективным разумом, то неужели человечество (или хотя бы отдельный народ) не обладает тем же? Неужели мы, люди, носители разума и сознания, действуем разобщено, каждый сам по себе?

Всемирно известный швейцарский психоаналитик Карл Юнг ввёл в обиход интересный термин – «коллективное бессознательное». Он, наверное, подстраховывался, говоря об этом. Судя по его трудам, он хотел сказать «коллективное сознание», но тогда его бы никто не понял. Поэтому великий учёный пошёл на компромисс: он сказал, что наше индивидуальное подсознание (бессознательное) связано с коллективным бессознательным окружающих. Чтобы не запутаться окончательно, давайте проведём следующую аналогию: сравним наш разум с компьютером. Представьте: сознание – это оперативная память (что-то появляется на поверхности сознания, что-то уходит в глубину, а что-то бесследно стирается). Подсознание – как жёсткий диск компьютера. Оно хранит громадные массивы информации о нашей жизни, начиная с момента рождения. А что же тогда «коллективное бессознательное»? На ум приходит одно – «коллективное бессознательное» – это общий разум человечества, как сеть Интернет, в которой ваш персональный компьютер связан с десятками миллионов компьютеров по всему миру. Видимо там, за пределами индивидуального разума, находится информация о карме и прошлых жизнях каждого человека.

Пробуждённость – начальная ступень карма-йоги

Самой первой ступенью, с чего начинается познание карма-йоги, является исполнение заповеди: «Не вреди живому и сохрани живое».

Любое учение йоги начинается с предписаний праведного поведения, главными из которых являются честность, правдивость, сдержанность, сердечность, непричинение вреда и боли, верность, целомудрие до брака, добродетель, нестяжательство материальных благ. Всё это составляет фундамент учения йоги, этическую подготовку – по терминологии йогов – «яму» (обуздание). Если этого фундамента нет, то нет и самого здания, в котором живёт дух. Когда этический фундамент создан, появляются реальные предпосылки для движения вперёд.

И ещё: невозможно быть «ветераном этического поведения» – то есть, пожить пару лет правильной жизнью, создать фундамент и забыть о нём. Надо постоянно, всю жизнь стремиться к чистоте и справедливости. Для этого необходима ежедневная пробуждённость.


Пробуждённость (или осознанность) – ключевой принцип карма-йоги. К этому должен стремиться каждый адепт. Каждый поступок, а в идеале каждая мысль и эмоция должны быть осознанны.

Мы все загипнотизированы «майей» – внешней, иллюзорной стороной вещей. Мы загипнотизированы своими делами и проблемами, своей работой и своими деньгами, своими болезнями, своей любовью, своими взаимоотношениями с близкими и друзьями, своими страхами, мечтами и пустой болтовнёй внутри своей головы. Человек может всю жизнь прожить в этом состоянии, а когда он случайно или под сознательным влиянием другого человека сбрасывает с себя эти оковы сна, то называет это «инсайтом», «просветлением» или «настоящей жизнью».

Самому «проснуться» очень сложно, почти нереально. Прежде всего потому, что обычный человек не осознаёт, что большую часть дня он спит. Он думает, что сон – это когда ты ложишься в постель и накрываешься одеялом или, в крайнем случае, когда ты случайно задремал после обеда за рабочим столом.

А когда ему говорят, что он загипнотизирован и спит даже тогда, когда работает, ест или ведёт машину, то он недоумевает или начинает возмущаться: «Я не сплю, ведь я понимаю, что делаю»! Так ли это на самом деле? К слову «сон» не надо относиться настолько буквально. Чтобы лучше понять это, прочтите следующую историю.

Напоминание


Ехал один молодой человек на новеньком сверкающем автомобиле в прекрасном настроении, беззаботно напевая весёлую мелодию. Вдруг он увидел детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё, и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

– Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты, маленький мерзавец, хоть знаешь, сколько стоит эта машина?!

– Простите меня, мистер, – ответил мальчик. – У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат – инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слезы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине, и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «НЕТ!» механикам в автосервисе на предложение выправить эту вмятину на дверце.

Он говорил: «Эта вмятина каждый раз напоминает мне о том, что если я не услышу призыв о помощи, в меня полетит камень».

Этот молодой человек «проснулся». Наверное, он потом ещё много раз «засыпал», но та самая вмятина была для него «будильником». А как помочь проснуться вам? Для этого я собираюсь раскидать по тексту книги вопросы, требующие обязательных письменных ответов.

Итак, первый вопрос. И не один, а целых три.


О чём я думаю в данный момент?


Что я чувствую?


Вы должны осознать, что происходит с вами в данный момент времени. Не вчера, не сегодня утром, не полчаса назад, а именно сейчас, когда вы читаете эти строчки.

Правильно выполненное упражнение имеет эффект толчка, пробуждения. Ни к чему не принуждайте себя, просто наблюдайте, что с вами происходит. Займите позицию Наблюдателя.

Проведя такое наблюдение, задайте себе последний вопрос:


Что я хочу в данный момент?

Почему так важно записывание?

Дело в том, что собственная пишущая рука – это мощный инструмент воздействия на сознание и подсознание. Это великолепная возможность самостоятельного психопрограммирования.

Помните: «Что написано пером – того не вырубишь топором!»

Во время написания определённых слов их воздействие на психику усиливается и в подсознании формируется доминанта цели. Для того чтобы слово было эффективным, его надо или неоднократно проговаривать (аутотренинг, молитва, заговор, аффирмация, целебный настрой) или писать. Причём делать это лучше всего вечером перед сном, когда подсознание наиболее восприимчиво. Записывая свои мысли, вы задаёте себе положительную программу на будущее.

Человек запоминает только 10% прочитанного, поэтому даже самая гениальная книга не вызовет глубоких изменений в вашей жизни. А если вы написали что-то своей рукой – это значит, что подписали сами с собой договор, соглашение. А договор, как известно, следует выполнять. Об этом прекрасно знает наше подсознание!

Если всё идёт не так, как хочется

Вы, наверное, слышали выражение: «находить в труде утешение». Карма-йога прямо предписывает: при любой жизненной неудаче, при любом душевном дискомфорте нужно обращаться к великому утешителю – труду. Труд может быть не обязательно физическим, он может быть и интеллектуальным, главное, чтобы он отвлекал от забот, давал облегчение душе и пользу окружающим людям. Карма-йога призывает: при жизненных неудачах не огорчайся, не унывай, не замыкайся в себе, не плачь в приступе скорби. Найди себе дело и делай его так, как будто оно является самым важным делом твоей жизни. Представь, что тебе надо совершить необходимую в данный момент работу, и никто не может выполнить её так хорошо, как ты.

Твоя жизнь уникальна, она имеет свой смысл, свою цель, даже если ты сейчас не видишь цели и не понимаешь смысла. Шахматная фигура на доске тоже не видит смысла игры. Поэтому играй свою роль, справляйся с предстоящими тебе на сегодняшний день задачами, исполняй те обязанности, которые ты считаешь возложенными на себя. Всё это часть развития твоей души и развития огромного замысла. Пусть кажущаяся пустота и ничтожество твоей деятельности не приводят тебя в уныние и не внушают тебе отвращение. Всё это имеет свой смысл. В игре иногда и пешка бьёт ладью и становится королевой.

Но помни: опасайся запутаться в сетях увлечения плодами своей деятельности, остерегайся желания вознаграждения. Пусть твои глаза и уши будут открыты и ум не омрачён. Не думай, что ты можешь отстраниться от игры. Если твоя карма направила тебя туда, где царит игра, кипучая деятельность – действуй. Это единственная возможность выбраться из условий, которые тебя волнуют и смущают. Ты не можешь уйти от своей кармы; ты должен исчерпать и отработать её.


Мы все не случайно находимся в данных условиях существования, в данной стране, данной семье, при данных обстоятельствах. Всё это обусловлено нашей собственной кармой и кармой окружающих, кармой рода, кармой страны. Поэтому, если мы поставили себе целью избавиться от этого кармического груза, от всей сложной совокупности отдельных и коллективных кармических сплетений, мы должны прежде всего отработать свою карму.

Совокупность карм, определяющая нашу страну, семью, близких и друзей, а также и обстоятельства нашей жизни, ставит перед нами определённый ряд обязанностей по отношению ко всему окружающему – к семье, народу, государству и т. д. Другими словами, наша карма определяет наши обязанности, наш долг ко всему и ко всем.

Долг погашается его уплатой, то есть выполнением. Этим путем устраняется наша кармическая задолженность, погашается наша карма (и вследствие этого устраняются препятствия к духовному освобождению).


Часто возникает вопрос, что считать именно нашим долгом? Многим приходит на ум, что они поставлены в условия, не соответствующие ни их способностям, ни их силам. Им кажется, что они могли бы справиться с другой работой лучше, чем с той, которая есть у них в данный момент.

И своя работа кажется им тяжёлой ничтожной, скучной и грязной.

Но, согласно учению карма-йоги, не существует грязной или унизительной работы, любая работа хороша, если она приносит пользу людям. Далее, из упомянутых выше соображений о долге вытекает, что мы не можем быть поставлены в условия, совсем не подходящие нам. Напротив, они как раз являются для нас возможностью, и притом единственной, подняться на следующую ступень.

Вопрос лишь в том, не пора ли подниматься на следующую ступень, если есть чёткое ощущение, что вся предыдущая работа уже выполнена? Потому что искусственное сдерживание своего развития тоже является нарушением кармических законов.

Как же понять, что делать? Ориентира всего два: чувство выполненного долга и ощущение жизненного предназначения.

Линга-шарира: диагностика жизненного предназначения

Каждый человек имеет своё жизненное предназначение. Зачем-то он появился на этот свет. Важно верно оценить и вовремя понять своё предназначение.

Человек, знающий цель своей жизни – счастливый человек. Вспомните моменты отчаяния, ощущение, когда вы не знаете, зачем живёте. На самом деле это моменты ухода от своего истинного предназначения. Это значит, что вы свернули на ложный путь и движетесь в неверном направлении.

А теперь вспомните моменты вдохновения и подъёма, уверенности и радостного спокойствия – это именно те моменты, в которые вы исполняете своё жизненное предназначение.


Существует методика диагностики своего состояния, с помощью которой вы сможете постоянно контролировать верность выбранного вами пути, согласовывать с ним свои каждодневные поступки.

Эта медитация является частью карма-йоги и имеет название «линга-шарира» (которое можно перевести на русский приблизительно как «длинное тело жизни»). Если это покажется вам малопонятным, можете называть её как-нибудь иначе, например, «кармический самоанализ», суть дела это не меняет.

Для этого надо взять все свои фотографии с детского возраста по сегодняшний день и разложить их в хронологическом порядке. Затем надо выложить все эти фотографии в одну линию – слева детские, а справа – сегодняшний день.

Затем необходимо привести свой разум в спокойное уравновешенное состояние и смотреть на фотографии не менее 20 минут, постепенно перемещаясь по воображаемой «линии жизни» вперёд и назад.

При внимательном отрешённом рассмотрении фотографий в вашей памяти будут всплывать события давно минувших дней. Они как-то повлияли на вашу жизнь, на работу, взаимоотношения со знакомыми, друзьями и близкими. Всё это необходимо вспомнить.

Постепенно, не сразу, а через несколько таких занятий, вы можете увидеть «красную нить судьбы». Она как хорошо наезженная колея. Находясь на ней, вы живёте легко и радостно, не затрачивая чрезмерных усилий. А когда вы сбивались с этой колеи, жизнь становилась трудной, и удача отворачивалась от вас.

Следующим этапом медитации будет мысленное сравнение сегодняшнего дня с «красной линией судьбы». Я специально не буду ничего говорить заранее, чтобы вы сами всё попробовали. Появятся вопросы – вы найдёте способ задать их мне.

Иногда я прошу пациентов, приходящих ко мне на приём, захватить с собой свои фотографии. Ведь фотографии неслучайны, это застывшие отпечатки прошлого. По ним можно определить очень многое, даже не будучи ясновидящим. Например, я прошу человека взять какую-то фотографию и рассказать о ней (когда, где, кем снято). Воспоминания неизбежно вызывают эмоциональный отклик во всём организме пациента. Его голос, выражение лица, настроение меняются. Отсюда можно сделать выводы, что с человеком произошло. Такой рассказ очень полезен для него самого независимо от того, хорошее или плохое событие он описывает. Если описывает плохое, то в спокойной обстановке под моим контролем заново проживает негативную ситуацию, освобождаясь от лишних эмоций. А если событие хорошее, то появляется возможность вспомнить и пережить его вновь, подпитавшись положительной энергией из своего прошлого. В психотерапии есть даже такой специальный метод, который называется «лечение воспоминаниями», когда пациент во всех подробностях (с помощью наводящих вопросов со стороны психотерапевта) и неоднократно воспроизводит какое-то событие, в котором он смог проявить себя с лучшей стороны. Он как будто заново пишет свой «жизненный сценарий». А это уже имеет прямое отношение к карма-йоге. С помощью этой методики мне удалось вытащить из депрессии немало пациентов. Хорошо и то, что такая психотерапия не вызывает сопротивления со стороны пациентов, лечение идёт «как по маслу». И пусть большим специалистам это кажется несерьёзным – ни меня, ни моих пациентов это не волнует – нас интересует только то, что даёт конкретный практический результат.

Удовлетворённость своей жизнью – результат карма-йоги

Что бы ни говорили различные Учителя йоги о духовном развитии и личностном росте, каждый человек, «примеряя» на себя какую-либо технику или практику, всё равно задаётся вопросом: «А что это мне даст?» Так уж устроен человек, и с этим не поспоришь. Некоторые считают такую постановку вопроса некорректной и говорят: «Не думай о том, что ты можешь получить, думай о том, что ты можешь дать». Конечно, это верно, но в большей степени относится к людям состоявшимся, к тем, кто готов чем-то поделиться с окружающими: богатством, знаниями, любовью. Согласитесь, таких людей не так много в этом мире. А большинство тех, кто находится на Пути развития, ищет самого себя, готовы впитывать, как губка, необходимую информацию. Для многих этот процесс становится настолько привычным, что они уже не могут жить без этого, превращаясь в «духовных наркоманов». Этот человек всюду ищет «духовность», как наркоман ищет спасительную дозу. И цель этих поисков та же: не «пробудиться», а «заснуть», уйти в какую-то иную реальность, коль окружающая действительность кажется такой грубой, грязной и бездуховной. Но почему они не зададут себе простой вопрос: а зачем они пришли в этот мир? Чтобы бежать от действительности?

Современное понимание карма-йоги не уводит человека в мир грёз, а помогает относиться к своей жизни, как к уроку. Достойно прошедший жизненные уроки поднимается на новую ступень умственного, душевного и духовного развития.


Главной предпосылкой всех изменений является неудовлетворённость своей жизнью, окружающей действительностью: не нравится человеку его тесная квартира – он прилагает все силы, чтобы купить новую. Не нравится зарплата – ищет новую работу. Не нравится работа – он меняет профессию. И такая активная жизненная позиция поощряется, одобряется, ставится в пример другим. Вопрос только в том, дадут ли эти перемены ощущение счастья? А ведь бывает совсем наоборот. К примеру, у меня был очень богатый клиент, глава крупной фармацевтической компании, который с тоской вспоминал те времена, когда он работал мастером, а потом начальником цеха на заводе. А ушёл он оттуда именно в поисках лучшей жизни. Теперь у него есть всё: деньги, бизнес, квартиры, дома, машины и т. д. Нет только одного – ощущения радости жизни.

А что если проблемы лежат не в материальной плоскости: ребёнок не слушается, любимая жена часто болеет, родители стареют и тихо выживают из ума? Их что – тоже менять? Или как-то меняться самому?

Удовлетворённость жизнью – вот к чему мы стремимся на самом деле, даже если этого не осознаём. А богатство, власть, известность – это не цели, а инструменты достижения счастья. Если человек прославился чем-то, стал известной персоной и счастлив от этого – замечательно, не мешайте ему радоваться жизни. А если он имеет всё и несчастлив – значит, что-то в жизни нужно менять.

Главное – не взращивать в себе пустых и бесконечных желаний, удовлетворяться, тем, что есть на данный момент. Можно желать лучшего, можно стремиться к лучшему, но нельзя плевать в лицо своему сегодняшнему дню. Каждый человек на данный момент находится там, где он того заслуживает.

Делает ли карма-йога человека счастливее?

Основа карма-йоги – это отсутствие привязанности к результатам своей деятельности. Отсутствие привязанности не означает, что человек должен подавлять в себе стремление к удовольствиям. Наоборот, карма-йога учит, что это правило, если его точно исполнять, приведёт к тому, что мы будем извлекать наслаждения из всего, что у нас есть. Вместо того чтобы лишать человека удовольствий, этот принцип во много раз преумножает их. Различие заключается в том, что привязанный к благам жизни человек думает, что его счастье зависит от каких-то определённых вещей или людей, между тем как человек, достигший духовной свободы, понимает, что источник счастья находится в нём самом, а не вне его; поэтому он обладает способностью обращать в источник удовольствия такие обстоятельства, которые в другом человеке могли бы вызвать неудовольствие и даже страдание. Пока человек привязан к какому-нибудь человеку или вещи настолько, что от них, как ему кажется, зависит его счастье, он является рабом этого человека или вещи. Но когда он освобождается от связывающих его влияний, он становится сам себе господином и обретает удовлетворённость жизнью или даже счастье.