Гузель Хуснуллина-Махортова
Как перестать быть жертвой и превратить свои ошибки и недостатки в достоинства
© ООО Издательство "Питер", 2024
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Введение
О бабочках и человеках с точки зрения психологии
Мы – гусеницы ангелов; и сладкоВгрызаться с краю в нежный лист.Рядись в шипы, ползи, сгибайся, крепни,И чем жадней твой ход зеленый был,Тем бархатистей и великолепнейХвосты освобожденных крыл.Владимир НабоковМногим из нас часто приходится слышать: «Не проси у Бога, а то получишь!» Но немногим из нас суждено понять до конца, какие смыслы скрыты в этом парадоксальном высказывании.
Те, кому «посчастливилось» достичь поставленных целей в материальном мире, в большинстве случаев точно понимают, куда приводят мечты. Как и те, кто посвятил себя поискам идеала, служению абстрактным идеям, растратив жизнь на химер, так и не познав в полной мере земных радостей.
И те и другие хранят молчание как минимум для того, чтобы не прослыть неудачниками, потратившими жизнь на погоню за внешним успехом либо на книги, семинары, тренинги, которые в изобилии предлагает рынок закомплексованным ботаникам. Но рано или поздно тайное становится явным.
Один из моих знакомых, заняв кресло заместителя председателя банка, реклама которого в девяностые крутилась по всем центральным каналам телевидения, безуспешно пытался справиться с экзистенциальным отчаянием с помощью алкоголя и неловких попыток суицида, потому как «денег хоть ж. ой ешь, а счастья нет».
Клиент, пребывая в депрессии после того, как вывел бизнес на запланированную высоту, вполне себе понимал, что, если покупка «Бентли» не принесет ожидаемой порции счастья, он может умереть от передозировки.
Перефразируя известный мем «Сейчас езжу на “майбахе”, но в детстве все равно велосипеда не было» на «была надежда купить велосипед, купил велосипед – и нет надежды», можно объяснить состояние человека, вложившегося целиком и полностью в достижение внешних целей.
Конечно, ощущение счастья – глубоко личное переживание, зависящее как от индивидуальности страждущего поймать синюю птицу счастья за хвост, так и от внешних обстоятельств, в том числе и исторического отрезка времени, в котором человек проживает свою жизнь.
Если моя предыдущая книга была посвящена исцелению стигматизированного женского начала, то в этой хочется рассмотреть проблемы личностного роста, сопряженного не только и не столько с ростом материального состояния человека, но и с трансформационными процессами в глубинах психики, что на внешнем уровне проявляется как квантовые скачки развития сознания.
Много лет назад, когда я начала разбираться со своим душевным неблагополучием при внешних атрибутах успешной женщины, на сессии по арт-терапии из восьми предложенных слов выбрала «метаморфоз».
К стыду своему, не знала, что слово описывает жизненный цикл бабочки. Но душа ведала, интуитивно изобразила бабочку как символ незнакомого слова.
Уже имея внушительный профессиональный и личный опыт исцеления раненых душ, совершенно неожиданно пришла к выводу, что острые приступы экзистенциального отчаяния связаны с тем, что мы видим и понимаем жизнь преимущественно в одной плоскости, сфокусировав витальную энергию и восприятие мира на внешних целях.
Это туннельное восприятие внешнего зеркально восприятию мира внутреннего, которое зачастую не развито, подавлено или обесценено.
Движение вверх по социальной лестнице, обеспечивающее переход из одной социальной страты в другую, не сопряжено с внутренней работой, душевным развитием. Человек в этом случае движется по горизонтали личностного развития по принципу «рожденный ползать летать не может».
Ползти и есть. Жить и потреблять, захватывая все новые и новые территории.
Движение происходит как у гусеницы, которая выгрызает отверстие, чтобы выбраться из личинки, и жадно захватывает пространство зеленого листа, пока, не дай бог, другие особи не отобрали эту основу жизни. «Гусеничное» движение рано или поздно приводит к психологическим кризисам большого и малого порядка.
Таков основной сценарий первой половины жизни, связанной с социальным развитием в обществе потребления. Но отдельные особи – человеки, интуитивно ощущая экзистенциальную пустоту, неясную тоску, – впадают в депрессию.
Прочувствовав на себе, что счастье не сводимо к потреблению, и даже выбрав в качестве смысла жизни достижение материальных благ, эти люди понимают, что являются кем-то бˆольшим, чем потребитель-гусеница.
Не случайно эпиграфом к книге стало стихотворение Владимира Набокова, русского писателя, мечтавшего посвятить себя изучению бабочек. Бабочки, по Набокову, занимают особое место в метафизике мира, являясь символом водораздела между земной жизнью и иной реальностью, говорящей об изначальном Промысле Творца и тайном смысле бытия.
Энтомологи знают, что тело гусеницы содержит структуры, способные и готовые в заданный момент запустить механизмы трансформации в бабочку.
Гусеница, улавливая зов Судьбы, начинает окукливаться снаружи и разлагаться изнутри, пока в один прекрасный миг не разорвет кокон и не предстанет перед миром абсолютно иным существом.
Червяк знает, что носит прообраз бабочки, точнее, тело, рожденное ползать, знает о крыльях. Знание о потенциальных крыльях заключено в особых образованиях – имагинальных дисках, пробуждающихся и начинающих процесс роста под действием гормонов – триггеров.
Так и в человеческой Судьбе определенные события, которые мы можем воспринимать как катастрофу, разрушение основ жизни, выполняют роль триггеров, подталкивающих к трансформации, обретению крыльев.
Имагинальные диски с информацией о крыльях можно сравнить со свойствами души, данной человеку от рождения, которые необходимо развить, предъявить миру, осуществляя Высший замысел Творца.
Мы не выбираем душу, душа выбирает нас, выводя из заточения в коконе на свет и дальше к Свету.
Душа проявляется в социуме как акт самореализации. Исполнение предначертанного можно сравнить с полетом бабочки. А бабочки, как известно, летят к свету, несмотря на то что огонь грозит гибелью.
Конец света гусеницы является преображением и возможностью обретения крыльев для бабочки.
Придерживаясь общепринятой модели успеха, люди-потребители забывают о развитии внутреннем. О душе, ее потребностях, не сводимых к первым уровням пирамиды Маслоу.
Многим из тех, кого я условно отношу к внешним людям, разговоры о духовных кризисах, психологической подоплеке испытываемого дискомфорта кажутся чистой воды абстракцией, не имеющей под собой серьезной почвы.
Но в другой, параллельной, вселенной живут люди, ориентированные на жизнь внутреннюю. Они прочитали много книг, теоретически разбираются в сложнейших философских и психологических вопросах, но на практике зачастую – увы и ах.
На мой взгляд, это сильный перекос как у первых, так и у вторых. Выпячивание, гипертрофия одной из сторон бытия является своего рода идеализмом. Люди внешнего порядка преимущественно ориентированы на потребление вещей, люди внутренние – на потребление идей.
Но вспомним бессмертные строки Гёте: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Относительно отдельно взятого человека этот принцип как нельзя лучше сформулирован у Владимира Маяковского:
«Каждый хитр. Землю попашет, попишет стихи».
Я всегда старалась балансировать, как на канате, между миром земным и миром небесным. Была своей среди чужих, чужой среди своих.
Раньше казалось, что это мой внутренний конфликт вызывает желание разместиться на двух стульях одновременно. Но, пройдя кризис середины жизни, ясно увидела, что «пахота» земли и сочинение стихов связаны с внутренними циклами личностного становления, в котором неразделимы Земля и Небо в той же мере, в которой тело есть храм души.
Балансирование – сталкерство между земным и небесным – позволило увидеть закономерности и циклы развития души, где гармонично соединены тело, душа, дух. И ничто земное в этом движении мне не чуждо.
И если полный цикл жизни бабочки называется метаморфозом, то жизненный цикл развития человека можно назвать социометаморфозом.
Социометаморфоз – развитие человека в социуме, разделенное на временные периоды кризисами, для разрешения которых нужно пройти психологическую трансформацию и решить поставленные задачи, перейти на новый уровень личностного и социального развития.
Жизнь как Путь, как квест, в котором необходимо измениться, чтобы победить. Проигравший стагнирует на прежнем уровне либо опускается ниже.
В жизни человека можно различить циклы личинки, гусеницы, куколки и бабочки. Человек проходит через ряд микрокризисов, как гусеница через несколько линек, и один большой метакризис, знаменующий полное преобразование, предпосылки которого уже были с самого рождения.
И это развитие вверх по вертикали является квантовым скачком. Он характеризуется новым уровнем энергии, мироощущения, усовершенствованной Я-концепцией и новыми возможностями самореализации в социуме.
Не меняй мир, изменись сам.
И душа начнет излучать новые энергии, структурирующие и моделирующие внешнее пространство в заданном и необходимом порядке.
Хочется напомнить изречение Серафима Саровского: «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи».
Очень личные переживания единения с миром, ощущение нерва жизни сходны с состоянием Потока.
КОГДА НЕ ТОЛЬКО ТЫ ЧАСТЬ МИРА, НО И МИР – ЧАСТЬ ТЕБЯ.
Метафора полета бабочки как нельзя лучше передает ощущение пребывания в Потоке.
На страницах книги мне хочется говорить о падениях и взлетах.
О кризисах, внешних и внутренних, о чувствах отчаяния и безысходности, которые являются манифестацией высшего предназначения. Наши травмы запускают преображение из гусеницы в бабочку.
Кризисы даются для того, чтобы погрузиться в одиночестве в свою душу. Окуклиться в уединении как гусеницы, чтобы превратиться в бабочку. Если твой мир разрушен, если необходимо справиться с обстоятельствами, которые заведомо сильнее тебя, не отчаивайся.
Это зов Судьбы, последовав за которым ты непременно исполнишь заветную мечту, даже если она в итоге будет разительно отличаться от того, что ты представлял себе в начале Пути.
Просто следуй за белым кроликом.
И непременно обретешь крылья как способность взлетать после падений.
Часть 1
Душа как Судьба
Глава 1
Неизбежность жертвы
1.1. Волшебный пинок
У каждого человека случается в жизни черная полоса. Уходит муж. Болезни. Предательство друзей. Потеря денег, имущества.
Жизнь разваливается, как домик поросенка Ниф-Нифа, когда на него подул волк. Сработал эффект домино. Увы.
Пытаюсь шутить, хотя прекрасно понимаю, что в подобной ситуации бывает не до шуток. Сама писала в сложное время отчаянные «белые» стихи.
Когда рвется нить Судьбы, бесполезно искать себя среди людей. Тебя больше нет. Ты разорвана, раздавлена, предана. Тщетно звонить, просить о помощи, пытаться вымолить тепло у некогда родной, а теперь чужой души.
Это можно назвать равнодушием, неблагодарностью, ведь столько раз ты без оглядки и даром делилась своим теплом.
А теперь, словно нищая у дороги, стоишь с протянутой рукой, тщетно пытаясь вернуть обратно то, что, казалось, принадлежит тебе по закону круговорота добра в природе.
Это можно назвать Роком. И твоя Судьба – испить в одиночестве чашу страданий темной ночью души. Но проходит время, и одиночество становится бальзамом, укрытием, убежищем от мира, к которому ты летела распахнутой навстречу.
Но мир обманул, обернувшись изнанкой, обратной стороной Бога. Твои моральные убеждения действительны лишь на бумаге и смеются тебе в лицо. И золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» относительно тебя работает ровно наоборот.
Каждый из нас молится в своем Гефсиманском саду: «пусть минует меня чаша сия». Но каждому из нас суждено испить из чаши страданий. Быть преданным, распятым и воскресшим. Пусть не покинет нас вера в темный час души. И обретем мы Свет в ее потемках.
Оглядываясь назад, отчетливо вижу, что в череде взлетов и падений свои закономерности – узоры Судьбы.
Скрытой целью вереницы испытаний и невзгод было формирование психологической устойчивости, зрелости, непоколебимой веры в себя и Бога.
Обретение внутреннего голоса и силы Духа – чтобы озвучить родившиеся в череде испытаний мысли и чувства.
Эти волшебные пинки из зоны комфорта нужны, чтобы познать себя, найти свой внутренний центр, опору в самой себе и для самой себя.
Сейчас модно говорить – жизнь пробила дно. Но обстоятельства складываются самым неблагоприятным образом именно с этой целью.
В алхимии есть понятие уробороса – закольцованной змеи, кусающей себя за хвост. Это один из самых древних символов, точное время его происхождения установить невозможно. Наиболее распространенная его трактовка описывает циклическую природу жизни, чередование созидания и разрушения, постоянного перерождения и гибели.
Когда жизнь пробивает дно и тебя накрывает темная ночь души, тогда и стучится в дверь Судьба. Если твой домик из соломы, веток, она разрушит его до основания, пока ты не выстроишь каменный дом.
Все, что остается делать в таком случае, – разомкнуть уроборическое кольцо, принимая разрушение основ привычной и удобной жизни как вызов. Преодолеть обстоятельства, которые сильнее тебя.
Жизнь пробивает дно, ты размыкаешь кольцо уробороса, выходишь на новый уровень осознания себя и мира. Только разомкнув кольцо, разрушив прежние стереотипы и установки Эго, ты приобретаешь возможность преодолеть черную полосу и выйти победителем.
Представлять жизнь как ровную беговую дорожку глупо и опасно.
Восприятие жизни исключительно как череды бесконечного сражения с самим собой чревато внутренним перенапряжением и опустошением.
Не каждому дано быть самураем, воином духа.
Мне больше нравится метафора розы, бутон которой раскрывается постепенно. Ее самораскрытие, как и нашей души, происходит волнообразно и по кругу. И благоухание прекрасного цветка становится все сильнее и сильнее, пока не достигнет своего апогея в полном раскрытии.
Всем нам хорошо знакома картина, когда бабочка бьется о стекло до изнеможения, до смерти, пытаясь вылететь на волю, в то время как окно рядом. Так и мы в переломные моменты жизни тщетно пытаемся выбраться из ямы, в которой оказались. Бьемся о стекло, а раскрытое окно – рядом.
Это как если бы поросенок Ниф-Ниф пытался собрать домик из соломы после разрушения, намереваясь спастись от волка. Но Ниф-Ниф бежит к другому братцу, чтобы укрыться в домике из веток. А потом они оба бегут к брату, живущему в каменном доме.
Домики братьев Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа можно сравнить с хрупкими конструкциями ложного Эго, пришедшими в негодность под ударами Судьбы. Но мы настолько инертны, что продолжаем цепляться за прежние правила, ментальные установки, поведенческие сценарии как за солому и ветки разрушенных домиков. Не находя решения в старой парадигме, клянем Судьбу, окружение. В то время как нужно строить дом из кирпича.
Отчаяние – плохой помощник в такой ситуации. Элли и песик Тотошка, оказавшиеся в чужой стране после урагана, мужественно отправляются по дороге из желтого кирпича в Изумрудный город к волшебнику Гудвину за помощью. И в этом путешествии понимают, что никто им не поможет, кроме них самих.
Жизнь пробивает дно именно для того, чтобы мы радикально изменились, вышли на новый уровень сознания, как бабочки в открытое окно.
Длительное время у меня в терапии была клиентка, основные проблемы которой находились в области общения. Из-за детских травм и стиля родительского воспитания, с одной стороны, авторитарного, а с другой – непредсказуемого, она выработала компенсаторный стиль взаимодействия с окружающими людьми. А именно – поглощение. Добиваться во что бы то ни стало общения по своим правилам и лекалу. На себе испытала этот сценарий. Тебя просто всасывают через мощную обесценивающую проекцию в поле, где существуют односторонние интересы и вˆидение ситуации.
Я билась как рыба о лед. Но как говорится: «А Васька слушает да ест».
В результате психотерапии клиентка улучшила свое материальное положение, купила квартиру, да не одну. Сфера общения улучшилась, но ровно настолько, чтобы соответствовать старой парадигме, где нет роскоши человеческого общения, а есть манипуляции с целью получения выгоды.
Увещевания, что благодаря моей работе она вошла в такие социальные страты, где неприемлемы прежние поведенческие навыки, успеха не имели. Более того, меня словно бритвой резали ее преисполненные превосходства взгляды. Она рвалась наверх по карьерной лестнице привычными маргинальными способами поведения. Из-за исключительной профессиональной одаренности достигла колоссальных результатов. Но все рухнуло в одночасье, потому что руководству не понравилось, что она «прыгнула через голову», не считаясь ни с кем и ни с чем, победно сверкая глазами и потрясая заслуженными наградами.
Окно и ресурс развития находились рядом. Уважение вместо обесценивания, соблюдение границ, норм и правил, принятых в компании да и вообще в социуме. Это так просто, но лично для нее оказалось невозможным. Потому что из полюса детского бессилия она могла мигрировать только в полюс всемогущества. А кому это понравится? Нужно было время для изменений. Но она спешила монетизировать процесс психотерапии, трактуя мою осторожность как желание искусственно замедлить исцеление души, опять же, чтобы получить больше денег.
Деньги – важная составляющая нашей жизни. И я ни в коей мере не умаляю их значение в нашей жизни, об этом мы поговорим более подробно в следующих главах. Человек жаждет общения и любви, на первый взгляд, но решает проблему одиночества через власть и деньги, потому что не видит, не понимает людей и себя. А себя не видит, потому что сформирована ложная «белая и пушистая» Я-концепция.
Стадия окукливания как раз и необходима для того, чтобы разрушить ложную Я-концепцию, в которой человек человеку – волк или бревно.
Беспристрастный и объективный взгляд на саму себя и желание пойти навстречу людям вместо чувства превосходства – открытое окно, через которое можно было вылететь на волю, освободившись от устаревшего мировоззрения, обслуживающего детские травмы и установки маргинальной социальной страты.
В фильме «Призрачная красота» есть замечательное выражение «Сбрось кожу, обрети себя», которое как нельзя лучше отражает то, что написано выше.
Черные полосы в жизни человека имеют циклический характер. Одна и та же проблема может возвращаться к нам в течение жизни несколько раз, требуя разрешения на все более и более глубоком уровне.
Стресс – обязательное условие развития. Хрупкие души боятся перемен, устойчивость развивается в условиях хаоса и неопределенности.
Без мужества нет веры и торжества жизни над смертью.
1.2. Любовь как наркотик
Я специализируюсь на проблемах мужеско-женских отношений. Очень часто приходится работать с клиентами, которые не мыслят себя вне отношений. Проблемам любви посвящена моя предыдущая книга «Жила-была девочка, сама виновата. От наивной дурочки к зрелой женщине». Не умаляя значения чувств в нашей жизни, хочу поговорить о чистоте намерений.
Любовь есть наивысшая ценность и подарок Неба человеку. Мы не знаем, из каких миров к нам прилетают птицы любви и в какие возвращаются, покидая влюбленных.
К большому сожалению, мы часто погружаемся в отношения, находя нежное и безопасное укрытие от мира и самих себя, подменяя проблемы личностного роста радостями «искусственной» любви.
«Искусственная» любовь – чувство, которое помогает нам на время забыться, отрешиться от проблем, в то время как партнер выступает своего рода анальгетиком, наркотиком, снимающим внутреннее напряжение, а иногда и душевную боль.
На первых этапах отношений это может вполне себе работать и удовлетворять влюбленных. Но кризис неизбежен, когда любовью, как фиговым листом, пытаются прикрыть проблемы, которые лежат в духовной, экономической, физиологической областях.
Как нельзя лучше об этом сказал шоумен от психологии:
«Здоровый человек не хочет замуж».
Женщины и мужчины с невротической организацией личности предпочитают любить другого, потому что в этом чувстве забывают о своих психологических проблемах. Но одна из важнейших христианских заповедей гласит: «Возлюби ближнего как самого себя».
Невротик любить себя не умеет, предпочитая страдать, если, конечно, он не самовлюбленный нарцисс.
В таких ситуациях происходит подмена: вместо обретения внутренней гармонии мы пытаемся найти счастье в любви.
Сама по себе идея замечательная, но в этом случае мы рискуем бесконечно танцевать на граблях ошибок в любви, меняя одного партнера на другого, выгорая и опустошая.
Любовь, отношения становятся наркотиком, доза которого будет лишь увеличиваться со временем. Можно состариться в отношениях, но так и не повзрослеть.
Ни в коей мере не призываю отказаться от радостей любви и заниматься исключительно самосовершенствованием и личностным ростом. Но и обвивать, словно плющ, любимого человека в выученной беспомощности тоже не стоит. В таком тандеме партнеры психологически душат друг друга, препятствуют психологическому развитию.
Меняться страшно, потому что есть опасность потерять друг друга. А что, если один партнер начнет стремительно развиваться, а другой – отставать, топтаться на месте? Вместо того чтобы дать свободу полета другому или начать изменяться самому, отстающий может всеми силами пытаться удержать, накидывая капкан из обвинений, истерик, затаскивая в сладкий дурман чувств.
Можно прожить жизнь, не только сплетаясь в любовном экстазе в ловушке взаимных проекций и обвинений, но также двигаться в одном направлении, наслаждаясь свободой и высотой совместного полета.
1.3. Любовь как эмоциональная зрелость
Мы живем в постоянно меняющемся мире, где виртуальное пространство занимает все больше и больше места, вытесняя живую ткань чувств. Анализируя литературу, выслушивая истории клиентов, понимаю, что в XXI веке между мужчиной и женщиной отношения складываются иначе, чем в веке ХХ.
Невротики изо всех сил цепляются за «сильную» любовь, подсаживаясь на гормональный коктейль адреналин-дофамин, а рационалисты с железобетонным Эго предпочитают не обременять себя чувствами.
Но каждый день выслушивая клиентские истории, в которых кто-то кого-то любил, понимаю, что человек, не расстающийся с айфоном, так же жаждет любви, как и во времена Данте и Петрарки.
Повышение уровня жизни делает нас более независимыми и самостоятельными. Жить вместе, чтобы платить аренду пополам, для большинства из нас совсем не обязательно. Не нужно терпеть друг друга под одной крышей, если что-то раздражает, злит в партнере.
Это одна из причин обесценивания любовных отношений, где во главу угла ставятся совместные обязательства друг перед другом, разрешение внутренних конфликтов, преодоление трудностей. Взамен пришла парадигма «сделаем это по-быстрому». Но в то же время без нее жизнь теряет смысл. Отношения, да и сам человек, могут развиваться в творческом напряжении противоположностей мужского – женского, инь – янь, светлого – темного.
Между невротической созависимостью эмоционально незрелых личностей и контрзависимостью эффективных менеджеров, предпочитающих необременительный секс или мастурбацию, есть и те, для кого любовь является наивысшей ценностью. Они готовы меняться для того, чтобы разрешать конфликты в паре.
В первой влюбленности мы часто выбираем партнеров, которые несут в себе теневые, отвергаемые части нашей личности. Гормоны, генетическая программа рода, божественный промысел сталкивают нас именно с тем человеком, который раскроет нам глаза на нас самих. Если мы стыдимся себя, то получим на блюдечке с золотой каемочкой партнера, которого есть за что стыдиться. Таким образом мы помещаем свой стыд в того, в кого влюблены. Когда флер влюбленности сойдет на нет, мы начнем бесконечно переделывать «любимого», находясь в плену мифа «сделай из мудака мужика».
Эмоционально зрелая личность берет ответственность за себя на себя, без вбросов в другого своих теневых программ. Психологический конфликт как раз и возникает в точке соприкосновения теневых программ друг друга.