Вячеслав Исупов
Как составить текст презентации. Самостоятельно или с помощью ИИ
Вступление. Написано без ИИ
Почему в названии главы акцент на том, что написано без искусственного интеллекта? (далее – ИИ).
Потому что некоторые вещи нужно писать самостоятельно.
Какие? Те, в которых тебе важно донести именно свою мысль, свои эмоции и чувства, свой опыт.
Кстати, про опыт. О нем я расскажу подробнее в конце вступления, чтобы не отвлекать Вас от мысли, которую я хочу сказать.
Какую мысль?
Навык составления текста выступления (и структуры) – это один из самых сложных навыков для людей.
Можно ли научиться составлять текст самостоятельно? Конечно, можно. Ведь это навык.
Может ли помочь ИИ в написании текста выступления. Конечно, может. Он много что может.
Но, я очень советую начать с Себя.
Поэтому я пишу вступление сам. И весь текст написан самостоятельно. Кроме текста, где мне нужно было специально продемонстрировать возможности ИИ в подготовке текста презентации. На конкретных примерах.
Давайте чуть подробнее про мысль, эмоции и чувства, опыт.
Когда Вы хотите донести какую-то свою мысль, то Вы в любом случае знаете лучше других (и даже лучше ИИ) какую именно мысль хотите донести.
Зачем же тогда ИИ?
Затем, что многие людей не могут определиться с мыслью, которую они хотят донести до других людей. Либо, не могут понять, как именно, донести мысль, которую они приготовили.
Вы спросите, ну а что же насчет эмоций, чувств и опыта. Ведь это личное. Кто, как не сам человек, сможет передать это. И Вы правы. Но, есть «но».
Не умея создать структуру выступления и текст, люди не понимают, когда и как доносить эмоции, делиться чувствами и опытом.
И вот со структурой и текстом может помочь ИИ.
Вывод: даже если это твои мысли, эмоции, чувства и опыт, нужно знать, как именно доносить их до людей.
Внимание, спойлер!
Сразу во вступлении без лишней интриги скажу главную мысль книги.
Почему?
Во-первых, потому, что я очень хочу, чтобы Вы с первой страницы держали эту мысль в голове.
Во-вторых, потому, что я сам всех учу и рекомендую четко знать, что
самое главное, что Вы хотите донести до людей. И я знаю, какую я хочу донести до Вас мысль. И сейчас ее скажу.
В-третьих, главная мысль – это пункт 2 в моем Алгоритме подготовки к выступлению. Я его создал на основе опыта 7 лет тренингов по публичным выступлениям и сейчас проверяю уже более 5 лет на практике.
А вот и главная мысль книги!
Главная мысль: Наибольший эффект от применения ИИ в подготовке текста выступления Вы получите, когда умеете самостоятельно создать структуру и текст выступления. А для этого нужен алгоритм, шпаргалка, туториал.
Почему? Об этом дальше в этой небольшой книге.
Обещал про опыт в конце вступления.
Его достаточно. И это без ложной скромности. Меня зовут Вячеслав Исупов.
Я живу в г. Томске. Я веду тренинги по публичным выступлениям уже более 13 лет.
И все эти 13 лет я работаю с людьми и информацией, с подготовкой текста, корректировкой выступления, репетициями и т.д.
Я помогал готовиться к выступлениям на конференциях.
Помогал готовить юбилейную речь генеральному директору перед сотрудниками завода.
Помогал готовить тост на юбилей человеку, который очень любил рыбалку (и мы в этом тосте использовали рыбалку как метафору жизни).
Очень было много разных выступлений в прошлом. Помогла и помогаю готовить выступления участникам тренинга.
А потом люди выступают, и я даю обратную связь по этим выступлениям: что было хорошо, что добавить, что понятно/непонятно, интересно/неинтересно.
И этих выступлений было более 2000. А может уже и ближе к 2500.
Поэтому мне есть что сказать.
Я не стал «размазывать» книгу на «сто-пятьсот страниц». Самое важное для меня донести Главную мысль и рассказать Вам про мой Алгоритм подготовки.
P.S №1. Об идее книги
Сначала я хотел написать книгу при помощи ИИ. Потом появилась идея написать вступление под заголовком «Написано без помощи ИИ».
А потом я понял, что я хочу написать всю эту небольшую книгу без помощи ИИ.
И я так и сделал. Все это написано самостоятельно.
Помощью ИИ я воспользовался только для примеров подготовки текста презентации с помощью ИИ.
P.S №2. О "Вы" и "ты"
Я очень уважительно отношусь к Вам, дорогой читатель. Я практически везде обращаюсь на «Вы». Если где-то я обратился на «ты», то это не признак неуважения, а желание стать к Вам чуть ближе. Так что прошу «без обид»
P.S №3. О «платности» книги.
Книга небольшая. У меня не было цели сделать ее большой. Так как я рассматриваю только один аспект из области публичных выступлений (ораторского мастерства). Это подготовку структуры и текста презентации.
Но я не стал делать ее бесплатной. Почему? Потому что я знаю, что «бесплатное не ценится».
И, потому что я действительно старался и работал ради этой небольшой книги. Я верю и надеюсь, что мой многолетний опыт в подготовке выступлений поможет и Вам. Поможет, через те, мысли и идеи, которые я здесь написал.
P.S №4. О возможных ошибках в книге
Книгу готовил и проверял я один. От текста и обложки до проверки на орфографические ошибки.
У меня не было дополнительных ресурсов прибегать к платным сервисам проверки и подготовки книги.
Поэтому, если вдруг Вы найдете ошибки какие-то, напишите, пожалуйста, мне личным сообщением во ВКонтакте или телеграме. Я Вам буду очень благодарен за это.
А самое главное. Прошу прощения, если вдруг Вы столкнетесь с ошибками в тексте. К сожалению, я допускаю такую возможность, что я что-то не увидел и не исправил.
«Бонусный» постскриптум
Если у Вас/тебя будет какой-то вопрос по публичным выступлениям или по этой небольшой книге, то напиши мне, Вячеславу Исупову.
Меня можно найти во ВКонтакте и телеграме (@vyacheslav_isupov).
Так как для меня очень важна и близка тема презентаций (публичных выступлений), я с удовольствием помогу Вам, чем смогу.
Глава 1. Почему так сложно составить текст презентации
Выходит человек, начинает говорить. Что-то говорит-говорит. Люди в аудитории не очень понимают то, что он говорит. И людям неинтересно. Люди начинают отвлекаться. Иногда даже зевать. Выступлению заканчивается. Человек с облегчением уходит. Он недоволен, люди в аудитории недовольны.
Очень частая и грустная «картина». Давайте разбираться, почему людям было непонятно и неинтересно.
Почему? Да, потому что для того, чтобы было понятно и интересно нужно постараться. Иногда очень сильно постараться. А для этого нужно приложить силы. И знать, куда их прикладывать, т.е. знать, как нужно готовить текст выступления.
Почему так сложно подготовить текст выступления? Потому что почти все сложно, пока ты не научился.
Сложно ездить на коньках, пока не научился. Сложно сесть и сразу поехать на велосипеде. Сложно научиться играть на музыкальном инструменте. Я уже не говорю о навыке вождения автомобиля. Вспомните как Вы поехали на машине в первый раз…
Сложно. А потом все легче и легче. А потом легко. Когда тело знает, что и как делать. Когда голова знает.
На всякий случай скажу, что под презентацией я понимаю в целом выступление перед людьми. То есть это не визуальная презентация в Power Point или какой-то другой программ, а выступление. Оно может быть со слайдами, может быть без слайдов.
Давайте сравним навык составления структуры и текста презентации с другими навыками.
Далее я буду делать сравнения с навыками катания на коньках и игре на музыкальных инструментах, для наглядности объяснения. И вождением машины :-)
Почему я выбрал для сравнения эти навыки? Потому что они понятным для многих. И потому что я через них прошел. Причем, как это ни странно, автомобиль и гитару я освоил до 25 лет, а научиться все-таки кататься на коньках я решил в свои 43 года в 2024 году.
Когда мы встаем на коньки, то в первое время мы не уверены. Наша голова и наше тело пытается поймать равновесие. И нам не до того, чтобы как-то красиво и быстро ехать. Тем более, не до того, чтобы ехать спиной. Нам просто хочется понять, как сохранить равновесие и не упасть.
Когда мы начинаем играть на инструменте, то у нас возникают другие сложности. Либо мы не знаем, как правильно извлечь звук, либо мы не знаем, как сделать правильно последовательность звуков, чтобы это было похоже на мелодию. Но в любом случае какой бы ни был музыкальный слух, мы вынуждены развивать еще навык рук и пальцев, чтобы уметь играть.
А машина? Помните свой первый раз? Как Вы себя чувствовали в самом начале, когда в первый раз сели за руль?
Я помню свой первый раз так: я сел в машину, мы вроде ехали, приехали. Но я потом никак не мог вспомнить, какой дорогой мы ехали, потому что все мое внимание было на руле и педалях. Ну и, по возможности, на знаках и светофоре.
Сейчас же я играю на гитаре и не смотрю на свои руки. Еду за рулем и могу говорить по телефону и даже писать смс. (это я себе запретил в последнее время, потому что писать смс-сообщение – это очень опасно, не советую).
И у Вас наверняка есть много навыков: коньки, музыкальные инструменты, вождение машины, оригами, сноуборд, работа в графических программах и т.д.
Вы можете сказать: «Но ведь это все навыки, связанные с телом, с руками и ногами. А навык составления структуры и текста презентации никак ведь не связан с руками и ногами?!»
И Вы правы! Для того, чтобы научиться составлять структуру и текст презентации не нужны многочасовые тренировки руками и ногами.
Не нужно учиться по определенному ставить руки и ноги, держать равновесие, привыкать следить за обстановкой на дороге.
Все это не нужно! И в этом есть большой плюс и большой минус.
Большой плюс – нам не нужны многочасовые тренировки, чтобы научить свое тело составлять структуру и текст презентаци. Нам не нужно как-то по особому ставить руки, держать равновесие, крутить головой, чтобы следить за дорожной ситуацией.
Большой минус – мы недооцениваем навыки, которые не требуют работы с телом. Неадекватно оцениваем навыки, связанные только с мыслительными процессами.
Назовем их, для простоты, «навыки головы» Сюда относятся многие разнообразные навыки: от навыков руководителя до навыка подготовки текста презентации.
Сейчас я постараюсь понятнее объясниться. Потому что это важно.
Навыки, связанные только с мыслительными процессами, «допускают» и "позволяеют" больше неточностей и ошибок при их выполнении, чем навыки, связанные с телом.
Примеры с «навыками тела»
Пример №1. Пока не научишься переключать уверенно скорости на механической коробке передач ты не сможешь нормально водить машину.
Пример №2. Пока не научишься «телом» тормозить на коньках, сноуборде или горных лыжах, то ты и не сможешь тормозить. Даже если у тебя процесс торможения очень наглядно «есть в голове». Одно дело «знать», другое дело – «уметь».
Пример №3. Пока те не будешь знать, как правильно брать аккорды на гитаре, твоя игра будет не очень приятна на слух).
Примеры с «навыками головы»
Пример №1. Навыки продаж, навыки общения с клиентами, навыки работы с возражениями, навык переговоров и т.д.
Все эти навыки являются "навыками головы". И они "допускают" разное исполнение/выполнение людьми. Люди по-разному продают, с разной степерью эффективности общаются с клиентами. Люди по-разному эффективны в переговорах.
Потому что нет четких и однозначно одинаково "выполнимых действий" руками или ногами. Нет. Здесь нужно "работать головой", думать, ориентироваться по ситуации с клиентом или партнером.
Поясню свою мысль, чтобы Вы однозначно меня поняли.
Если бы для того, чтобы стать первоклассным специалистом по продажам и переговорам было достаточно выучить какой-то определенный алгоритм движений руками и ногами, то я уверен первоклассных специалистов было было больше.
(Примечание автора. Если Вы знакомы с терминологией soft skills и hard skils, то дополнительно поясню еще так. Soft skills, так называемые "гибкие навыки" имеют много "уровней владения". И эти уровни сложно измерить.
Например, достаточно сложно замерить, что один человек лучше работает в команде, чем другой. Или является более хорошим переговорщиком, чем другой. Понять можно, что лучше или хуже. Замерить сложно :-). Сложно понять насколько лучше или хуже.
Hard skills, в какой-то мере "честнее". Это в кавычках. То есть ты либо умеешь водить машину, либо нет. Ты можешь сделать эффект анимации в Power Point или нет, можешь вырезать фон у изображения в Photoshop или нет.
Hard skills – это про конкретный алгоритм, конкретные шаги и действия. Которые нужно сделать, чтобы получить результат.
Все, завешаю это сравнение, а то уже увлекся:-)
Просто тема мне очень близка. Много думал и думаю о навыках и о том, как их развивать у людей.
Я хочу, чтобы Вы с помощью это книги, моих мыслей и Алгоритма "перевели" свой навык подготовки текста презентации из "неточного" навыка в "точный" навык. Можно сказать сделали это своим hard skills навыком. Действовали по определенному Алгоритму и получали точный, прогнозируемый результат.
Теперь все, закончил :-). Возвращаемся к примерам.)
Пример №2. Руководитель не умеет ставить задачи сотрудникам. Ставит, как умеет. Но процесс идет. «Со скрипом», с нервами, неэффективно, но идет. Руководитель со стороны выглядит практически также как другой руководитель, который умеет ставить задачи.
«Машина вроде едет, вроде умеет тормозить, вроде музыка звучит». Но, не так, как надо.
А вот теперь ближе к нашему навыку составления структуры и текста презентации.
У человека есть задача выступить с презентацией. Он начинает готовиться, как может и умеет, готовит текст…и выступает.
Со стороны это может выглядеть в принципе не так уж плохо. Стоит человек, что-то говорит, может быть, даже показывает слайды и говорит. Все очень похоже на выступление. Даже похоже на большинство выступлений.
Но, непонятно и неинтересно. Как, к сожалению, большинство презентаций (выступлений).
А так как таких презентаций большинство, то это уже никого не удивляет. Большинство людей привыкли к тому, что это «норма». Что это «не поддается влиянию», что этому нельзя научиться.
Большинство из нас даже не думает, что этому можно научиться.
И мы с Вами обсудили почему. Потому что нет понятных шагов, алгоритма, туториала, как это делать. Равновесие вроде держать как на коньках не надо. Смотреть за участниками дорожного движения не надо (хотя за людьми в аудитории – надо! Но это не тема этой книги.
Вроде надо просто говорить. Просто говорить на ту тему, которую мы выбрали.
Или, которую нам дали. И мы выходим и говорим.
А почему очень часто получается не очень понятно и неинтересно? Давайте разбираться)
И в следующей главе рассмотрим 2 варианта подготовки текста презентации: самостоятельно или с помощью искусственного интеллекта (далее – ИИ)
И почему эти способы могут привести к тому, что будет не очень интересно и не очень понятно.
Глава 2. Два способа подготовки: самостоятельно и при помощи ИИ
Ну что, давайте продолжим выяснять, почему же получаются часто не очень понятные и не очень интересные презентации.
Рассмотрим 2 основных варианта подготовки:
1. Самостоятельно
2. С помощью ИИ
«Самостоятельно» – мы будем рассматривать потому, что это самый распространенный вариант. Большинство готовят структуру и текст выступления именно так.
«С помощью ИИ» – мы рассмотрим, потому что в наше время нельзя не рассмотреть этот вариант. ИИ очень сильно проникает во все сферы нашей жизни и работы. От копирайтинга, программирования и дизайн до подготовки с помощью ИИ текста презентации.
Сразу скажу, что я не продвигаю никакой ИИ. Ни ChatGPT, ни GIGACHAT, ни YandexGPT.
В следующей главе мы рассмотрим реальные примеры того, как я готовил текст выступления с помощью ИИ.
1. «Самостоятельно» – это самый популярный способ
Во-первых, потому, что большинство считают, что кроме нас никто не сможет нам помочь качественно подготовить нашу презентацию. Да и зачем кому-то нам помогать?) У всех своих дел хватает.
Во-вторых, потому, что далеко не все еще начали активно применять 2-й способ – «с помощью ИИ».
«Плюсы» способа:
– бесплатно
– не нужно никого привлекать дополнительно, ни от кого не зависим
«Минусы» способа:
– если мы не умеем готовить структуру и текст презентации, то результат получается, мягко говоря, не очень.
А большинство из нас не обладают навыков подготовки текста презентации.
Когда мы готовим текст, не думая о том, какая у нас цель, кто нас будет слушать, и что самое главное мы хотим донести, у нас получается очень «сырой текст».
Приведу 2 аналогии.
1. «Как детали Лего»
Когда мы не знаем, как правильно готовиться – это как собирать из деталей Лего без инструкции что-нибудь интересное. Иногда может что-то получиться интересное, но чаще получается не совсем то, что хотелось. Даже если нам нравится, то получилось у нас, то это не нравится аудитории. Не нравится, потому что они ожидали другого. А их ожидания мы должны учитывать тоже.
2. «Как слова из кубиков»
Вы наверняка видели детские кубики с буквами. И как дети могут составлять разные слова из них. И из кубиков можно составить много разных слов.
И мы, когда готовим текст презентации, часто похожи на детей, которые собирают слова из кубиков. Только мы используем не буквы в кубиках, а отдельные слова и предложения.
Возьмем одно предложение, к нему добавим другое. Потом возьмем еще какой-то абзац, который нам понравился. В начале мы решим, что хочется сказать вот «эти слова». И у нас получает много разных предложений, которые по отдельности понятным и логичны.
Но, когда мы собрали их вместе то в целом они часто кажутся нелогичными, непонятными. И, к сожалению, не очень интересными.
И из кубиков можно составить много разных слов. Но, когда мы выходим к аудитории, мы должны говорить не случайные слова и предложения, а строго определенные, запланированные.
Мы должны заранее продумать весь текст. Должны продумать, как начало презентации связано с основной частью и заключением. Должны четко понимать, что мы хотим донести, именно до этих людей, которые нас слушают. Чтобы добиться цели, которую мы поставили себе. Или, которую нам сказали достичь.
А многие из нас даже и не думают о том, что при подготовке можно и нужно опираться на какие-то правила. Что можно взять какой-то «туториал», шпаргалку и алгоритм и подготовиться лучше. Не потому, что мы не хотим брать, а скорее, потому что мы не знаем, что такие «подсказки» есть.
А они есть! Есть алгоритмы и туториалы. И в главе 4 мы рассмотрим «Алгоритм подготовки текста презентации», который я составил на основании многолетнего опыта.
Сначала составил, а потом проверил на практике с многих группами, при подготовке участниками презентаций на самые разнообразные темы.
2. «С помощью ИИ» – это новый современный быстрый способ
«Плюсы» способа:
– быстрота (можно очень быстро подготовить текст)
– бесплатно (большинство ИИ для подготовки текста можно использовать на бесплатной основе. Я специально использовал только бесплатные версии ИИ при подготовке, чтобы посмотреть и показать, как это работает в общедоступных бесплатных версиях ИИ)
«Минусы» способа:
– если мы не умеем готовить структуру и текст презентации, то нам сложно оценить, насколько качественно это сделал за нас ИИ.
Кто-то может сказать: «А как же 3-й способ? Когда мы готовимся самостоятельно и с помощью ИИ одновременно?».
Все верно!
Если мы будем уметь готовиться к презентации самостоятельно и использовать ИИ для помощи – это будет эффективнее, чем использовать только ИИ.
Эту мысль я уже говорил в начале книги (в спойлере). Я уже начал ее доказывать, и в следующих главах продолжу. Но, скажу уже здесь, а потом повторю.
При всей любви и уважению к ИИ, я уверен, что человек может самостоятельно подготовиться так же хорошо, как и в способе «самостоятельно + помощь ИИ». Главное, чтобы человек знал, как готовиться, какие шаги надо выполнить, чтобы качественно подготовиться.
А пока мы посмотрим в следующей главе реальные примеры, как мне ИИ помог подготовить текст презентации.
И еще один спойлер! :-)
ИИ сделал это лучше, чем человек не обладающий навыком подготовки текста презентации. Но, не лучше чем....Но об этом чуть позже, на реальных примерах.
ИИ уже на таком уровне развития, что будет делать это лучше, чем подавляющее большинство людей, не обладающими специфическими знаниями и навыками по подготовке текста презентаций. Так же как ИИ делают многие вещи лучше, чем «среднего уровня специалисты» (дизайнеры, копирайтеры, программисты и др.)
Но, чтобы закончить главу позитивно, я добавлю.
Без человека, который помогает ИИ готовить нам текст по определенному алгоритму, ИИ не может подготовить текст максимально качественно.
Как мы ему будет помогать, мы рассмотрим в Главе 5 «Помогаем ИИ помогать нам в подготовке текста презентации»
А пока у нас Глава 3 «ИИ составляет текст презентации»
Вперед!
Глава 3. ИИ составляет текст презентации
Тема ИИ мне стала очень интересна в ноябре 2023 года. Я и до этого слышал «что-то про ChatGPT» и про то, как ИИ генерируют текст и картинки. Но в ноябре я начал серьезно «погружаться» в тему ИИ.
В теме ИИ меня интересовали прежде всего 2 момента:
1. Как ИИ поможет генерировать картинки и видео
2. Как ИИ поможет в подготовке презентаций
С номером 1 я разбирался и разбираюсь до сих пор (генерация картинок и видео). Интересная тема, но не тема нашей книги.
Если у Вас будут вопросы по нейросетям или захотите поделиться опытом, то найдите меня в соцсетях или телеграме. Буду рад Вашим сообщениям.
В теме генерации картинок и видео, ИИ может сделать то, что я физически не могу сделать сам (нарисовать картинку, сгенерировать видео) и не могу сделать это так быстро.
В теме генерации изображений ИИ вне конкуренции.
С номером 2 я разобрался очень быстро. Почему? Потому что очень быстро понял все плюсы и ограничения ИИ в вопросах подготовки текста презентации.
Я понял, что могу составить достойную конкуренцию в вопросах подготовки текста презентации.
Но! ИИ не может лучше меня сказать людям то, что я хочу сказать.
А здесь внимание! Это только при соблюдении одного очень важного момента – Я ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, что я хочу сказать.
И это я сейчас говорю не про кучу примеров и статистику, а про самое главное, что я хочу донести. ИИ не знает, что самое главное.
Какой акцент Вы хотите сделать, под каким «углом» раскрыть тему.
И в этом наше преимущество перед ИИ. Твое преимущество. Ты должен знать, какой главный смысл ты хочешь донести до людей. И об этом мы поговорим в Главе 4 «Алгоритм подготовки к презентации»
И сейчас на примерах от ИИ я продемонстрирую, почему так важно понимать «главный смысл», которых ты хочешь донести.