banner banner banner
Материально-техническое снабжение на современном предприятии от А до Я
Материально-техническое снабжение на современном предприятии от А до Я
Оценить:
 Рейтинг: 0

Материально-техническое снабжение на современном предприятии от А до Я


Мы также погрузились в терминологию и концептуальный аппарат дисциплины. Разграничили зоны ответственности смежных функций – закупок, логистики, управления запасами, складского хозяйства и при этом подчеркнули необходимость их тесной координации в рамках интегрированной системы снабжения.

Важной темой первой главы стало обсуждение стратегического значения материально-технического обеспечения для производственного предприятия. Мы рассмотрели, как решения в области управления закупками, поставщиками, запасами связаны с общей бизнес-стратегией компании и влияют на достижение ее целей в части роста, прибыльности, инноваций, управления рисками. Разобрали примеры из практики лидеров различных отраслей, демонстрирующие, что МТО – это не просто центр затрат, а мощный рычаг создания конкурентных преимуществ и новых возможностей для бизнеса.

Наконец, мы совершили экскурс в историю и познакомились с эволюцией практик и методологий снабжения и логистики – от простейших моделей управления запасами до современных цифровых технологий и парадигмы Индустрии 4.0, определяющих контуры "снабжения будущего". Эти знания помогут нам лучше понять истоки современных концепций и оценить динамику развития профессии, ее адаптацию к меняющимся условиям и вызовам внешней среды.

Безусловно, первая глава лишь приоткрыла нам дверь в обширный мир управления материально-техническим снабжением, дала самое общее представление о его структуре, границах и ландшафте. Но за этим неизбежно следуют вопросы: как все это работает на практике? Как реализовать весь этот потенциал и справиться со всеми этими вызовами в реальной операционной деятельности? Какие конкретные процессы, инструменты, компетенции нужны, чтобы выстроить по-настоящему эффективную, гибкую и надежную систему снабжения?

Ответы на эти вопросы мы будем искать в следующих главах нашей книги. Причем сделаем это не хаотично, а системно и последовательно, двигаясь по всей цепочке процессов МТО – от определения потребностей внутренних клиентов до выдачи материалов со склада в производство. На этом пути нас ждет глубокое погружение в тематику планирования потребности в МТР, управления поставщиками и контрактами, организации закупочной деятельности, управления запасами и складской логистикой.

Итак, дорогие читатели, как видите, впереди нас ждет захватывающее и насыщенное практическими знаниями путешествие в мир современного снабжения и логистики. Мы будем двигаться последовательно, от главы к главе погружаясь во все более глубокие и специфические вопросы, но при этом не теряя из виду общую канву и логику снабженческого процесса. Надеемся, что эта книга станет для вас надежным путеводителем и помощником в овладении лучшими практиками МТО, поможет по-новому взглянуть на привычные операционные процессы и найти возможности для их совершенствования.

А теперь – перевернем страницу и приступим к изучению тонкостей планирования и организации закупочной деятельности на предприятии. Поехали!

Глава 2. Стратегическое планирование закупочной деятельностью и планирование потребности в МТС

Стратегическое планирование закупок – ключевой элемент системы управления снабжением, обеспечивающий ее проактивность и долгосрочную устойчивость. Грамотно разработанная стратегия снабжения позволяет оптимизировать затраты, минимизировать риски, обеспечить внедрение инноваций и соблюдение принципов устойчивого развития. Она дает возможность своевременно удовлетворять потребности производства, оптимизировать затраты за счет консолидации объемов и развития отношений с поставщиками, минимизировать риски срыва поставок и получения некачественных МТР, высвободить оборотный капитал за счет оптимизации запасов.

Разработка эффективной стратегии снабжения базируется на ключевых принципах: ориентация на потребности бизнеса, категорийный менеджмент, анализ затрат и рисков, дифференциация стратегий, обеспечение гибкости и адаптивности, фокус на устойчивость, инновационность и непрерывное совершенствование. Стратегия закупок должна быть интегрирована с общей стратегией предприятия на всех уровнях – от миссии до функциональных планов и бюджетов.

Особую значимость стратегическое планирование приобретает для производственных предприятий в условиях высокой волатильности рынков, ужесточения конкуренции, усложнения продукции и технологий. В капиталоемких отраслях на закупки приходится 50-80% общих затрат, цепочки поставок становятся глобальными и многоуровневыми, растут риски их разрыва. В этих условиях наличие проактивной, гибкой и устойчивой стратегии закупок, интегрированной с бизнес-стратегией, становится обязательным условием выживания компании.

Эффективная категорийная стратегия должна предлагать конкретные рычаги и сценарии достижения целей, интегрируя коммерческие, технические, логистические, финансовые и риск-аспекты. Ее разработка ведется в тесном взаимодействии с внутренними клиентами, совместно определяя целевые показатели ценности и моделируя сценарии развития. Стратегические инициативы в закупках носят кросс-функциональный характер и требуют проектного управления. Роль службы закупок трансформируется из технического придатка в стратегического партнера, инноватора и проводника изменений.

.1. 

Управление стратегией снабжения

Разработка и реализация стратегии снабжения – комплексный процесс, который требует тщательного анализа внутренней среды компании (потребностей бизнеса, располагаемых ресурсов и компетенций) и внешнего контекста (структуры рынков поставщиков, технологических трендов, макроэкономических и регуляторных факторов). Он должен быть тесно увязан с общим циклом стратегического планирования на предприятии и вовлекать всех ключевых стейкхолдеров – высшее руководство, смежные функциональные подразделения, основных поставщиков.

Типовой процесс разработки снабженческой стратегии включает в себя ряд последовательных этапов. Первый – анализ внешней среды: исследование структуры и динамики рынков по ключевым категориям закупок (уровень конкуренции, консолидации, глобализации, ценовые тренды, риски), технологический форсайт и оценка потенциального влияния инноваций на требования к закупаемой продукции, совокупную стоимость владения (ТСО), конкурентоспособность поставщиков, бенчмаркинг лучших закупочных практик компаний-лидеров как внутри, так и за пределами отраслевой специализации, PESTEL-анализ макросреды (политических, экономических, социальных, технологических, экологических, правовых факторов).

Второй этап – "посмотреть внутрь" и провести честную оценку текущего уровня зрелости закупочных процессов, компетенций, систем по референтным моделям, собрать обратную связь (Voice of Customer) от внутренних клиентов об их ожиданиях и "болевых точках" по отношению к срокам, качеству, гибкости, инновационности закупок, проанализировать общую и категорийную структуры затрат (spend analysis), выявить ключевые драйверы ТСО, оценить профиль рисков в цепях поставок (финансовых, операционных, комплаенс, репутационных).

На основании этого двойного анализа проводится SWOT, определяющий ключевые разрывы и возможности для развития снабжения с учетом внешних и внутренних факторов. Это становится базой для формирования видения и миссии снабжения, артикулирующих его целевую роль и вклад в достижение долгосрочных целей предприятия. Далее формулируются конкретные стратегические цели снабжения в проекциях финансов, клиентов, процессов, обучения и развития и определяются целевые показатели (метрики) их достижения.

Затем проводится сегментация всего пула категорий закупок по матрице Кралича (на стратегические, рычаговые, некритичные, узкоспециализированные) для дифференциации моделей управления ими. И уже для каждой категории (сырья, материалов, комплектующих, оборудования, услуг) прорабатываются специфические цели, KPI, портфели инициатив. Параллельно определяются общие для всего снабжения стратегические рычаги и инициативы трансформации – повышение уровня зрелости, цифровизация, внедрение инноваций, развитие отношений с поставщиками.

Важным этапом является определение необходимых условий успешной реализации снабженческой стратегии – в терминах систем, процессов, компетенций, культуры и разработка плана организационных изменений по их обеспечению. Наконец, формируется дорожная карта реализации стратегии с приоритезацией инициатив, определением сроков, ресурсов, ответственных, оценкой рисков и КПЭ. Стратегия снабжения "встраивается" в общекорпоративную систему управления эффективностью через каскадирование стратегических целей и КПЭ на уровень категорийных команд и индивидуальных сотрудников.

Крайне важно, чтобы стратегия снабжения не осталась просто "бумажным документом", а была утверждена на уровне высшего руководства, получила необходимый мандат и ресурсы на реализацию. Здесь многое зависит от позиционирования и "политического веса" CPO (Chief Procurement Officer), его способности убедительно обосновать вклад снабжения в достижение бизнес-целей, вдохновить и мобилизовать организацию.

Но формулированием стратегии дело не заканчивается. Не менее важно обеспечить ее адаптивность и актуальность в условиях динамично меняющейся бизнес-среды. Ведущие компании внедряют регулярный (обычно ежегодный) цикл обновления снабженческой стратегии, встроенный в общий процесс стратегического планирования. Он начинается с ретроспективной оценки достижения целей и КПЭ, анализа эффективности реализованных инициатив, извлечения уроков. Затем проводится обновленный анализ изменений контекста (внешней и внутренней среды), по результатам которого при необходимости корректируются стратегические цели и метрики, обновляется набор категорийных стратегий и портфель стратегических инициатив. В случае кардинальных сдвигов в бизнес-стратегии предприятия, в рыночных или технологических трендах может потребоваться и более фундаментальный пересмотр видения и стратегических приоритетов снабжения.

При этом критически важно, чтобы процесс обновления стратегии снабжения не превратился в "вещь в себе", а обеспечивал необходимую коммуникацию и вовлеченность как руководства, так и широкого круга сотрудников, партнеров и особенно внутренних клиентов. Передовые компании используют для этого целую палитру форматов – от регулярных информационных рассылок и публикации материалов на корпоративных порталах до проведения масштабных стратегических сессий (strategic awayday) с участием кросс-функциональных команд, поставщиков, структурированного сбора обратной связи с помощью опросов, фокус-групп, открытых диалогов. Топ-менеджеры снабжения лично "каскадируют" ключевые стратегические месседжи на уровень категорийных команд и отдельных сотрудников. А категорийные лидеры, в свою очередь, регулярно информируют высшее руководство о ходе реализации стратегии, возникающих рисках и открывающихся новых возможностях, инициируют при необходимости ее корректировки.

Яркий пример эффективного вовлечения организации в разработку и реализацию снабженческой стратегии демонстрирует компания Nestlе. Команда снабжения во главе с CPO ежегодно проводит серию воркшопов и диалогов с ключевыми внутренними клиентами на уровне категорий (маркетинг, R&D, производство, продажи), в ходе которых согласуются общие цели в терминах инноваций, качества, затрат, уровня сервиса, устойчивого развития. Затем они транслируются в кросс-функциональные проекты и дорожные карты (например, по разработке эко-упаковки, устойчивым закупкам какао-бобов и т.д.), для реализации которых формируются смешанные команды. Прогресс регулярно рассматривается на заседаниях Исполкома и Совета Директоров. А итоги за год и планы на следующий цикл широко коммуницируются через веб-сайт, годовой отчет, встречи с сотрудниками. Благодаря этому стратегия снабжения органично вплетена в ДНК Nestlе, воспринимается не как что-то спущенное сверху, а как общее видение, в формировании и достижении которого участвует каждый.

Подводя итог, можно сказать, что "стратегичность" снабжения заключается не столько в наличии формального документа со словом "стратегия", сколько в непрерывном процессе осмысления и адаптации роли, целей и методов снабжения под динамично меняющиеся потребности и приоритеты бизнеса. И главный вызов здесь – не разработать "идеальную" стратегию, а обеспечить ее реальное воплощение через слаженные усилия и сплоченность всех участников, через постоянные коммуникации, обратную связь, признание успехов и извлечение уроков из неудач. Только так стратегия снабжения может стать не декларацией о намерениях, а живым рабочим инструментом, генерирующим ощутимые результаты и ценность.

.2. 

Управление категориями закупок

Управление категориями закупок (Category Management) – один из наиболее эффективных современных подходов к организации снабжения на предприятии. Его суть заключается в разделении всей номенклатуры закупаемых товаров, работ, услуг (ТРУ) на ограниченное число категорий по принципу общности рынков, поставщиков, назначения и способов применения, с последующей разработкой дифференцированных стратегий управления для каждой категории.

Отправной точкой внедрения категорийного менеджмента является анализ и сегментация всех закупок компании. Для этого все затраты группируются по принципу похожести, с учетом таких параметров, как функциональное назначение и область применения ТРУ, рынки и технологии производства, характеристики поставщиков, логистические особенности, профиль спроса, уровень затрат и рисков, критичность для бизнеса. На основе этого анализа формируется иерархическое категорийное дерево закупок, обычно включающее 4 уровня – укрупненные категории (сырье и материалы, комплектующие, оборудование, услуги), категории (черные металлы, цветные металлы, полимеры, инструмент, логистические услуги и т.д.), субкатегории (листовой прокат, трубный прокат, литье и поковки и т.д.) и номенклатурные группы/позиции.

Дальнейшая сегментация категорий ведется по матрице Кралича, классифицирующей все закупки в зависимости от профиля "важность для бизнеса – сложность рынка поставщиков". Выделяются 4 типа категорий – стратегические (высокая важность и высокие риски), рычаговые (высокая важность, низкие риски), некритичные (низкая важность и низкие риски), проблемные или узкоспециализированные (низкая важность, высокие риски). Для каждого типа категорий выбирается своя приоритетная стратегия управления – от простой оптимизации затрат до стратегического партнерства и вовлечения в разработку инноваций. Также на основе ABC-XYZ-анализа определяются категории, требующие особого контроля и оптимизационных усилий.

Следующий важный этап – формирование структурированных перечней (справочников, каталогов) всех закупаемых позиций ТРУ в разрезе категорий и субкатегорий. Цель таких перечней – стандартизация описаний и спецификаций ТРУ, устранение дублирования позиций, упрощение поиска, сопоставления, анализа закупаемой номенклатуры, выявление возможностей для унификации и сокращения ассортимента, формирование основы для автоматизации всего процесса закупок. Ведение таких перечней осуществляется централизованно службой снабжения при активном участии внутренних клиентов – инженеров, технологов, маркетологов, сотрудников ОМТС и складов. Для стандартизации описаний и облегчения поиска используются как внутренняя (на основе конструкторско-технологической документации), так и общепринятая внешняя классификация.

Процесс ведения перечней регламентируется и предполагает четкие правила по внесению новых позиций, проверке на дублирование, упразднению неактуальных, переводу текстовых описаний в структурированные спецификации, распределению ролей и полномочий, синхронизации данных между различными ИТ-системами. Проводится регулярный (минимум ежегодный) пересмотр всей номенклатуры на предмет стандартизации наименований, исключения малооборачиваемых и дублирующих позиций, унификации закупок от разных поставщиков, блокировки закупок ТРУ вне согласованного перечня. В идеале эта работа ведется кросс-функциональными категорийными командами.

Категорийная команда – это основная "рабочая лошадка" категорийного менеджмента, отвечающая за полный цикл управления отдельными категориями – от анализа потребностей до заключения и исполнения контрактов. Ключевая роль здесь принадлежит категорийному менеджеру – высококвалифицированному специалисту, сочетающему компетенции в области закупок, глубокое знание рынка, понимание специфики продукта и процессов внутренних клиентов. Он действует как своеобразный мини-CEO категории, самостоятельно принимая решения в рамках утвержденной стратегии и бюджета.

В зависимости от масштаба закупок, в подчинении категорийного менеджера могут находиться специалисты по закупкам, аналитик рынка, эксперт по качеству, специалист по развитию поставщиков. Но обязательным является кросс-функциональный состав команды – в нее включаются представители функций, потребляющих данную категорию (с долей занятости 20-50%). Это позволяет сбалансировать коммерческие и технические требования, ускорить согласование спецификаций и условий, обеспечить быстрое внедрение новых решений. Работа категорийной команды строится на принципах единства целей, взаимного доверия и коллективной ответственности, используются методы двойного (административного и проектного) подчинения, стимулирования на основе общекомандных KPI.

Центральный элемент категорийного менеджмента – разработка категорийных стратегий, определяющих долгосрочный план развития каждой категории в привязке к целям бизнеса и рыночному анализу. Категорийная стратегия включает в себя определение границ и структуры категории, ее роли и приоритетов для бизнеса, целевых показателей эффективности (сбалансированных KPI), ключевых рычагов оптимизации затрат (консолидация, стандартизация, TCO), базовых стратегий взаимодействия с рынком (конкурентные торги, сотрудничество, партнерство), критериев сегментации и управления поставщиками, целевой операционной модели, дорожной карты ключевых инициатив и проектов.

Разработка категорийной стратегии начинается с глубокого анализа рынка, поставщиков, новых технологий и моделей ТСО по данной категории. Изучаются такие аспекты, как уровень конкуренции и консолидации поставщиков, структура и динамика цен, ключевые тренды спроса и предложения, потенциал новых технологий и субститутов, полная структура затрат, профиль рисков в цепочке поставок. Для этого используются различные аналитические методы и источники информации – исследования рынка, база контрактов и счетов, запросы информации поставщикам, встречи и переговоры, внешние бенчмарки, отраслевые издания и выставки.

На основе анализа рынка и бизнес-приоритетов ставятся амбициозные, но реалистичные цели по улучшению ключевых категорийных показателей в разрезе качества, затрат, инноваций, надежности и устойчивости поставок. Например, снижение ТСО категории на 15% за 3 года за счет консолидации объемов, оптимизации спецификаций, локализации поставщиков. Или обеспечение 99,5% надежности поставок МТО для непрерывного производства газировки за счет внедрения практик совместного планирования и VMI с ключевыми поставщиками ингредиентов. Или вывод на рынок первого в отрасли автомобиля с кузовом из углепластика благодаря стратегическому партнерству и совместной разработке с поставщиком инновационных композитов.

Достижение этих целей требует выбора оптимальной комбинации методов и инструментов закупок, адаптированных под специфику каждой категории – от простого автоматизированного конкурса до стратегического сорсинга и управления взаимоотношениями с поставщиками. Для некритичных категорий типа "рычаги" фокус – на максимизацию конкуренции и получение лучшей цены за счет консолидации объемов, стандартизации спецификаций, проведения онлайн-аукционов. Для стратегических категорий более важны обеспечение надежности и устойчивости поставок, внедрение инноваций, снижение совокупных затрат и рисков всей цепочки.

Поэтому здесь применяются методы стратегического сорсинга – проведение предварительных RFI для изучения возможностей рынка, многоэтапных конкурсов с переговорами, заключение средне- и долгосрочных контрактов с разделением рисков, и выгод, управление эффективностью и развитием поставщиков. Часто лучшим решением для стратегических категорий становится стратегическое партнерство – совместная разработка новых продуктов и технологий, интеграция инжиниринговых и логистических процессов, открытое обсуждение структуры затрат (open book costing) для поиска оптимизационных возможностей, разделение ответственности за качество, сервис и непрерывное улучшение.

В то же время, даже при выборе партнерской стратегии взаимоотношений, категорийный менеджер должен сохранять хотя бы минимальную конкуренцию, иметь запасные варианты для ключевых позиций. Поэтому неотъемлемой частью категорийной стратегии является система управления рисками, обеспечивающая их своевременное выявление, оценку, митигацию и мониторинг. Она включает в себя методы диверсификации поставщиков (минимум 2-3 источника для критичных позиций), анализ и мониторинг финансовых и операционных рисков по стратегическим поставщикам, проработку альтернативных спецификаций и субститутов на случай форс-мажора, создание страховых запасов МТР под ключевые риски, использование инструментов хеджирования валютных и ценовых рисков.

Разработанная категорийная стратегия должна пройти процедуру защиты и утверждения кросс-функциональным комитетом, включающим представителей высшего руководства, финансов, НИОКР, производства, маркетинга и продаж. Она становится своего рода контрактом между категорийной командой и внутренними клиентами, определяющим зону ответственности, уровень полномочий и ресурсов, которые категорийный менеджер получает для реализации утвержденных целей. В дальнейшем на основе категорийной стратегии строятся детальные планы закупок, бюджеты, ключевые инициативы и проекты, система КПЭ и мотивации для команды и отдельных сотрудников.

Однако категорийная стратегия – это не статичный документ, а живой управленческий инструмент, который важно регулярно (минимум ежегодно) пересматриваться и адаптироваться под изменения внешней и внутренней среды. С определенной периодичностью должна проводиться переоценка уровня стратегической важности и рисков каждой категории, валидация и актуализация категорийных целей, тактик и инструментов закупок. Триггерами для пересмотра категорийных стратегий могут быть существенные изменения в бизнес-стратегии и приоритетах предприятия, M&A-сделки, колебания рынков и дефициты, появление новых прорывных технологий и материалов, форс-мажоры и инциденты в цепочке поставок.

.3. 

Планирование потребности в материально-технических ресурсах

Точное планирование потребности в материально-технических ресурсах является краеугольным камнем эффективного управления закупками и запасами на производственном предприятии. Ошибки на этом этапе могут привести либо к дефициту МТР и остановкам производства, либо к затовариванию и замораживанию оборотного капитала. Поэтому современные компании уделяют большое внимание внедрению передовых методов и инструментов прогнозирования потребности, как на стратегическом уровне (при разработке годовых планов и бюджетов), так и на операционном (при формировании оперативных заявок на закупку и графиков поставок).

Исходной информацией для планирования потребности в МТР служат производственная программа предприятия (планы выпуска продукции в натуральных единицах), нормативная база (нормы расхода материалов на единицу продукции, схемы изделий, чертежи и спецификации), а также исторические данные о фактическом потреблении в прошлые периоды. Задача специалистов по планированию – преобразовать эту разнородную информацию в точный, сбалансированный, привязанный к срокам план закупок ТМЦ, соответствующий производственным планам и учитывающий внешние и внутренние ограничения и риски.

Первый этап – анализ исходных данных о потребностях. Ключевой принцип здесь – комбинация нескольких взаимодополняющих методов и источников информации для повышения точности и достоверности оценок.

Анализ исторических данных потребления позволяет выявить сезонные и трендовые закономерности, выбросы и аномалии, оценить стабильность и предсказуемость спроса на различные группы материалов и оборудования. Источниками таких данных обычно служат учетные системы класса ERP, складские системы WMS, а также базы данных по закупкам и поставщикам. Сложность заключается в извлечении, очистке и консолидации этих разнородных массивов в единую аналитическую базу, а также в определении релевантного горизонта исторических данных (обычно 1-3 года). Передовые компании применяют технологии больших данных и продвинутые инструменты визуализации (Qlik, Tableau, PowerBI) для быстрой обработки и анализа больших объемов неструктурированной информации о потреблении ТМЦ.

Далее необходимо "наложить" исторические паттерны на актуальные планы производства, чтобы оценить потенциальные изменения будущей потребности. Планы выпуска в ERP и MES системах обычно формируются на месяц-квартал, с возможной сменой номенклатуры, что требует пересчета потребности в разрезе спецификаций изделий и норм расхода. Также необходимо учесть планы ППР оборудования, которые потенциально снижают потребность в сырье и материалах, но создают дополнительную потребность в запасных частях и расходниках. Наконец, следует принимать во внимание жизненный цикл продуктов – старт производства новых изделий, требующих нестандартных МТР и вывод устаревших, по которым возможно образование неликвидов. Все эти факторы – изменение ассортимента, вариативность спецификаций, несинхронность производственных ритмов – делают задачу планирования похожей на сборку пазла из множества фрагментов.

Ключевую роль в обеспечении качества планирования играет актуальная и достоверная нормативная база – нормы расхода материалов на единицу продукции, учитывающие плановые и фактические показатели отходов и потерь. Нормативы формируются на основе конструкторско-технологической документации, опытных или статистических замеров, экспертных оценок технологов. Важно контролировать полноту и актуальность нормативов для всех выпускаемых изделий, своевременно пересматривать их при изменении продуктов, технологий, поставщиков комплектующих. Передовая практика предполагает интеграцию процессов нормирования с общим циклом разработки изделий, совместную работу снабженцев, конструкторов, технологов по оптимизации норм расхода еще на этапе проектирования продукта. Также необходимо отслеживать отклонения факта от нормативов и анализировать причины перерасходов (брак, сверхнормативные отходы, нарушения технологии).