banner banner banner
Сборник психологических упражнений на каждый день
Сборник психологических упражнений на каждый день
Оценить:
 Рейтинг: 0

Сборник психологических упражнений на каждый день

Сборник психологических упражнений на каждый день
Светлана Бибикова

Сборник психологических упражнений для развития наблюдательности, внимания, метафорического и креативного мышления, образной памяти. Рассчитана на широкий круг читателей, которым интересно исследовать ресурсы своей психики и укрепить адаптивность.

Сборник психологических упражнений на каждый день

Светлана Бибикова

© Светлана Бибикова, 2024

ISBN 978-5-0062-6680-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Идея написания этой книжки пришла мне в голову во время проведения тренингов по развитию эмоционального интеллекта. Тренинг проводился мной в течение нескольких лет. Одна из его частей была полностью посвящена теме управления эмоциями, и именно она неизменно вызывала значительный интерес участников. Размышляя над этим, я решила составить сборник упражнений и техник для управления эмоциями на каждый день, подобно программе фитнес-тренировки. Тогда же я поняла, что будет уместно добавить упражнения по развитию наблюдательности (как способу совладания с тревогой, паникой, скукой, отчаянием, стыдом). Там, где наблюдательность, там и внимание. Метафорическое мышление привязано к управлению эмоциями, поскольку развитое воображение помогает облечь свои чувства в слова, выразить их, вынести наружу, разделить или преобразовать в творчество, освободившись таким образом от накопившегося внутри напряжения. Преобразовать в творчество – а как? Как развить способность к творчеству? Через упражнения на креативность, конечно! Так добавились упражнения для развития креативного мышления. Креативное мышление, способность изобретать, наблюдать, видеть новое, держать разнообразную информацию в памяти… Память, точнее образная память, ее развитие, изучение – еще одна интересная тема для познания самого себя, и я добавила упражнения на эйдетику. Ну, и эмпатия – как часть развитого социального интеллекта, способность встать на место других людей, сближение позиций, чувствительность к чужим переживаниям, как основа дружбы, любви, доброты. Вот так и получилась эта небольшая книжка с упражнениями. Надеюсь, что некоторые упражнения покажутся вам интересными и полезными. И очень надеюсь, что в рутине повседневности ваш собственный внутренний мир, его загадка, а также мир ваших близких и друзей станет для вас более понятным и удивительным!

Благодарности

Сестре и маме, моим учителям психологии А. Н. Капустиной, А. М. Добрер, А. И. Палею, И. С. Бердышеву, Т. Осиной,

Моим друзьям, коллегам, клиентам, преподавателям.

Иногда я перечисляю клиентам признаки эмоционально зрелой личности, это некоторый идеал, к которому мы идем.

ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ:

– Обладает социальной чувствительностью, что позволяет быстро и правильно ориентироваться в обстановке, видеть возможности и ограничения среды.

– Знает и понимает свои и чужие эмоции и умеет ими управлять. Умеет сдерживать эмоции, умеет объяснить их себе, видит оттенки эмоций у других людей, учитывает это при общении с другими и планировании дел.

– Имеет развитую волю. Способен дать себе инструкцию и следовать ей, способен планомерно и целенаправленно двигаться к намеченному и удерживать фокус внимания на выбранной цели.

– Умеет понимать и прогнозировать свое поведение и поведение окружающих с учетом внешних и внутренних факторов. Обладает наблюдательностью. Умеет вычленять признаки предметов и явлений и видеть тонкие нюансы, присущие одному и отсутствующие у другого.

– Хорошо осознает происходящее (умеет отследить свои мысли, внутренний диалог с самим собой) вокруг в конкретный момент времени и объективно.

– Умеет анализировать полученную информацию, делать выводы.

– Умеет целенаправленно менять отношение к чему-либо, корректировать свое мнение с учетом изменений, отделять неконструктивное от конструктивного, умеет переключаться с внутреннего диалога на внешний или на другой стимул.

– Умеет поддерживать себя (знает или изобретает способы похвалить, поблагодарить, утешить и поддержать, подбодрить себя).

– Умеет помогать себе (успокоить себя, урегулировать свое состояние). Выступает в качестве лучшего друга самого себя.

– Обладает развитыми нравственным, эстетическим и интеллектуальным чувствами.

Быть эмоционально-зрелым значит жить и уметь формировать смыслы своей жизни на ближайшую перспективу, быть способным осуществлять задуманное, справляться с неудачами и препятствиями. Уметь любить, дружить и заботиться. Уметь интересоваться реальностью, находя в ней каждый раз что-то новое и творчески это перерабатывая.

В этом сборнике упражнений развития эмоциональной зрелости представлены специальные техники для тренировки отдельных навыков, входящих в ее структуру.

УПРАЖНЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНЫ В ТЕМАТИЧЕСКИЕ

БЛОКИ:

– Упражнения для тренировки внимательности

– Упражнения для развития наблюдательности

– Упражнения для развития способности

мыслить образно и метафорически

– Упражнения для освоения «языка эмоций»

– Упражнения на развитие находчивости и креативности

– Упражнения на эмпатию

– Упражнения для развития памяти

В каждом блоке несколько упражнений для отработки.

Прочитав книгу, вы можете самостоятельно сформировать свою программу тренировки, взяв по несколько упражнений из каждого блока. Важно придерживаться своей программы.

Помните, что важно тренироваться регулярно. Делайте каждый день по 3—4 упражнения.

Действуйте как эмоционально зрелый человек уже сейчас, практикуйте желаемое поведение!

1. Внимательность

«Внимание – это познавательный (психологический) процесс, обеспечивающий избирательность восприятия, запоминания, сохранения, припоминания, переработки, использования человеком информации, а также процесс, обеспечивающий организованность и целенаправленность самой деятельности человека, его общения с людьми»[1 - Немов Р. С. Психологический словарь. М., Владос, 2007.].

ВНИМАНИЕ ДЕЛЯТ НА ВИДЫ

– Природное (дано с рождения, включается автоматически, направлено на биологически важные объекты)

– Социально обусловленное (привлекается к тем объектам и явлениям, интерес к которым приобретается и совершенствуется в процессе жизни; например профессиональное)

– Непроизвольное (оно включается и переключается с объекта на объект автоматически, и воля человека не задействована; например, громкий звук, вспышка света)

– Произвольное (управляется волей, требует усилий для его поддержания; это сознательный акт)

– Непосредственное (привлекается и удерживается самим объектом, на которое направлено)

– Опосредованное (привлекается и удерживается при участии знаков, символов, речи, жестикуляции)

Поскольку внимание – важнейшая познавательная операция, его тренировка позволяет увеличивать скорость обработки информации, анализа, принятия решения.

Развивая внимание, мы развиваем такую черту характера как внимательность. Способность быть внимательным – это умение сосредотачиваться на малейших различиях и нюансах явлений, предметов, людей, рассматривать их пристально, видеть многообразие в том, на что другие смотрят как на явления одного порядка. Внимательный человек, заметив и рассмотрев нюансы, сделает верные выводы и на их основе вынесет верное суждение. А верное суждение о реальности делает нас более адаптированными к изменениям, уменьшая количество стрессовых реакций.