banner banner banner
Мифы и реальность театра «КомедиантЪ»
Мифы и реальность театра «КомедиантЪ»
Оценить:
 Рейтинг: 0

Мифы и реальность театра «КомедиантЪ»

Мифы и реальность театра «КомедиантЪ»
Елена Викторовна Чубарова

Книга представляет собой сборник статей и разножанровых впечатлений артистов и режиссёров театра, зрителей. В качестве иллюстраций – стихи, диалоги, фотографии, цитаты из прессы. С комментариями руководителей театра – писателей Ирины Егоровой и Алёны Чубаровой – книга превращается в увлекательную художественно-документальную повесть, где на примере одного творческого коллектива рисуется картина сложной и противоречивой жизни целого социального слоя творческой интеллигенции России начала 21 века.

Мифы и реальность театра «КомедиантЪ»

Составитель Елена Викторовна Чубарова

Составитель Ирина Юрьевна Егорова

Корректор Елена Викторовна Токмакова-Горбушина

Редактор Ксения Александровна Клюева

Дизайнер обложки Елена Викторовна Чубарова

© Елена Викторовна Чубарова, дизайн обложки, 2024

ISBN 978-5-0062-6701-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Театральные байки и немного истории

В 2024 году театру 25 лет. Уже четверть века? Или всего каких-то 25… Но мир так стремительно меняется, что ничего откладывать на завтра уже нельзя. История театра настолько «нелинейна», что и тексты, ждущие вашего прочтения, крайне разнообразны, и вся книга похожа скорее на лоскутное одеяло, чем на стройное логичное повествование. Коллаж идей, мозаика эмоций, калейдоскоп творческих взлётов и падений, долгожданных и неожиданных находок, случайных и закономерных встреч, запертых дверей, открытых горизонтов, радости и отчаяния, потерь и приобретений… Впрочем, как и история любого живого организма, жаждущего жизни и любви.

На сегодняшний день часть творческого состава театра живет в Израиле и ставит спектакли там. Можно сказать, театр стал международным. Но страницы истории данного периода будут описаны позже. В этом же сборнике кое-что (но далеко не всё) из жизни театра от рождения в декабре 1999 года до «совершеннолетия», то есть примерно 20+ – возраст, когда «ребёночек» уже может жить без родителей.

Авторы статей в сборнике – режиссеры, актёры, участники творческого процесса, зрители, друзья и критики.

Самым точным эпиграфом к этой книге, да и ко всей деятельности театра «КомедиантЪ» будут строки из стихотворения Ирины Егоровой.

Дела ли, обязательства,
Легки или лихи…
На вдохе – обстоятельства,
На выдохе – стихи.

Судьба злодейкой ря?дится,
Но будет всё – не так.
На вдохе – неурядицы,
На выдохе – спектакль.

Ещё одно мгновение,
Совсем чуть-чуть, и вот —
На вдохе – вдохновение,
На выдохе – полёт.

Пусть шатко всё, что начато,
А всё равно – держись.
Не разбудить не иначе-то
Не начатую жизнь!

В начале была комедия

О самом первом спектакле нашего театра и о том, как же всё началось, статьи в этом сборнике нет… Может, ещё не время вспоминать о самом начале?

Вера Константинова и Леонид Климов

в самом первом спектакле театра

Или просто в этой точке реальность ещё не дозрела до мифа. Обязательно расскажем об этом во втором издании сборника, к следующей дате, а пока вместо статьи – одна из самых первых фотографий и одна из первых афиш.

Да, мы начинали с комедии, а потом долго-долго пытались быть серьёзными… Чтобы через 25 лет снова вернуться к комедиям.

Одна из самых первых афиш

Happy end для принцессы,

или можно ли подправить Андерсена

    Алёна Чубарова

Кто из нас в детстве не плакал над судьбой русалочки, девочки со спичками или оловянного солдатика! Грустный сказочник Ганс Христиан Андерсен – самый любимый и самый загадочный. Наверное, нет ни одного театра, в котором не было бы спектакля по одной из его сказок. Вот и мы не стали исключением. Но если в жизни история не знает сослагательного наклонения, то в театре возможно всё! И детская мечта – сказка Андерсена со счастливым концом показалась достижимой.

На самые лирические образы «рука не поднялась», а вот милая вещица – «Свинопас» на первый взгляд не такая уж и грустная. Капризная принцесса получила по заслугам. А принц, переодевшись свинопасом, чудесным образом её проучил. Всё справедливо. Но… Он ведь хотел на ней жениться, значит, любил (забудем романтики ради, что женятся не только по любви), а раз любил, месть не заменит ему счастья! А она… И без жениха, и без дома, что она будет делать?.. А вдруг она раскаялась? И теперь заслуживает лучшей участи?.. Да! Почему нет?! Так что же откладывать подправленную версию судьбы героев?

И вот появляется пьеса, а потом и спектакль «Сто поцелуев принцессы» – наша инсценировка по мотивам «Свинопаса». Когда возмущённый король выгнал принцессу, она вспомнила о прекрасном принце, который присылал ей настоящие подарки от чистого сердца, и она горько заплакала и поняла, какой была глупой. А тут как раз и свинопас случайно, как рояль в кустах, оказывается рядом, видит её страдания и признаётся, что он и есть тот принц. Она кается, обещает исправиться! Он её прощает! Сказочники спрашивают у зала, поженятся ли принц и принцесса, и дети хором кричат: «Да!». И – вот оно, счастье, huppy end в голливудском стиле с песнями и танцами.

После нашего «Комедианта» «Сто поцелуев принцессы» поставили в Ереване, Уфе, Красноярске… И долгие годы я была уверена, что в этом варианте у сказки действительно счастливый финал. Была уверена, пока…

Сцена из спектакля.

Пока моя подросшая дочь, посмотрев спектакль, не открыла мне глаза на истину…

– Какой же это huppy end? В лучшем случае 50 на 50… – сказал трезвомыслящий отрок.

– Это почему же? Принцесса ведь пообещала исправиться! – не сдаёмся мы с Егоровой.

– Вот именно, пообещала! А сдержит она обещание или нет? Где гарантия? – логика современного подростка.

– Если обещала, как же иначе?!

Прошедшие школу октябрят-пионеров-комсомольцев, мы, дети советского разлива, свято верим в силу данного слова.

– Да она ведь даже договор не подписала, а так, устно, под настроение… Точно обманет!

– Но это же сказка! Тут герои не обманывают!

– А принцесса эта с детства такая, она и не может исправиться. Её воспитали неправильно. Бедный принц! Намучается он с этой дурой…