«Первый вопрос. В чем состоит корень ошибок в крестьянском вопросе?
Ответ. В неправильном подходе к середняку. В допущении насилия в области хозяйственных отношений с середняком. В забвении того, что хозяйственная смычка с середняцкими массами должна строиться не на основе насильственных мер, а на основе соглашения с середняком, на основе союза с середняком. В забвении того, что основой колхозного движения в данный момент является союз рабочего класса и бедноты с середняком против капитализма вообще, против кулачества в особенности.
Пока наступление велось против кулачества в едином фронте с середняком, все шло хорошо. Но когда некоторые наши товарищи, опьяненные успехами, стали незаметно сползать с пути наступления на кулака на путь борьбы с середняком, когда они, в погоне за высоким процентом коллективизации, стали применять к середняку насилие, лишая его избирательного права, «раскулачивая» и экспроприируя его, – наступление стало искривляться, единый фронт с середняком стал подрываться, и, ясное дело, кулак получил возможность попытаться вновь стать на ноги.
Забыли, что насилие, необходимое и полезное в деле борьбы с нашими классовыми врагами, недопустимо и пагубно в отношении середняка, являющегося нашим союзником.
Забыли, что кавалерийские наскоки, необходимые и полезные для решения задач военного характера, непригодны и пагубны при решении задач колхозного строительства, организуемого к тому же в союзе с середняком.
В этом корень ошибок в крестьянском вопросе»67.
После опубликования партийных документов темп коллективизации снизился, из колхозов начался массовый отток крестьян. Но эта передышка была недолгой, несмотря на некоторые тактические уступки, государственная политика коллективизации продолжалась.
До 1927 г. факт отставания жизненного уровня населения от царского времени открыто признавался советскими вождями, объясняя это последствиями империалистических и гражданских войн. В 1928 г. Национальный доход СССР составлял 88% от уровня 1913 г. В связи с продовольственным кризисом (точнее, индустриализации) и товарного дефицита с 1928 по 1935 гг. была введена карточная система. Полностью отоварить свои карточки могли лишь рабочие ведущих промышленных объектов. Лишь в 1931 г. появляется постановление о снабжении по карточкам интеллигенции, в частности врачей, учителей. Одновременно с карточной системой были открыты и «коммерческие» магазины, где можно было купить любой товар по ценам в 5—6 раз превышающие карточные. Нормы продажи товаров по карточкам постоянно снижались, сокращая их ассортимент. Рабочие голодали. «Тов. Рыков. Просим Вас от имени 50.000 рабочих Ижевского завода спасите нас от голода. Столовые закрываются, дают воду с овсяной крупой и немного хлеба. В магазинах дают до полфунта черного хлеба или муки на человека, больше ничего не дают вот уже месяц. Мы пухнем с голода, работать нет сил. Раньше дармоедам-солдатам давали по 3 фунта черного хлеба и по четверти фунта мяса и по полфунта круп да на ужин, а они ничего не делали, а мы несем тяжелую работу, особенно в литейном цехе. Рабочие бегут с производства, продают все с себя лишь бы подкормить детей»68 – писали рабочие Ижевского завода в августе 1930 г. к председателю СНК А. И. Рыкову, в то время, когда в 1930 г. был рекордным по сбору урожая, но собранное зерно вывозилось за границу. Голод давал возможность руководителям предприятий заставлять рабочих трудиться непосильно, т.к. за выданное в небольшом количестве дополнительное продовольствие голодные люди соглашались повышать выработку, становясь ударниками труда. Но даже скудных дополнительных пайков всем ударникам не хватало.
Еще более тяжелым, чем в городе, было положение сельчан. Колхозно-совхозный сектор к 1932 г. давал более 80% товарно-зерновой продукции. Однако объем поставок в город продуктов питания в целом упал. Причиной тому было неэффективность наспех созданных колхозов, небрежного отношения к скоту, технике. Крестьяне работали из рук вон плохо, желая развала созданных колхозов. Заготовки 1932 г. шли с огромным трудом, много продуктов утаивалось, расхищалось, гибло. Погода усугубила ситуацию, сильная жара привела к засухе. Потери зерна при его уборке выросли до беспрецедентных размеров.
В ответ власть пошла на принцип. Ее репрессивные действия теперь были направлены уже против самих колхозников, которые начались с резкого повышения норм сдачи сельхоз. продукции. План хлебозаготовок в 1932 г. был составлен исходя из завышенной предварительной оценки урожая (в реальности он оказался в два-три раза ниже), а партийно-административное руководство страны требовало неукоснительного его соблюдения, и на местах началось фактически полное изъятие собранного хлеба у крестьян. Заготовители во многих хозяйствах, на Украине, Кубани, Северном Кавказе, в Поволжье, подчистую забирали не только товарную продукцию, но и семена, а также зерно, предназначенное для оплаты по трудодням. Несмотря на засуху из деревень было изъято больше хлеба, чем в рекордный по урожаю довоенный 1913 г.
7 августа 1932 г. был издан закон «Об охране социалистической собственности», получивший название в простонародье «закон о пяти колосках», установивший жестокие наказания за «хищение социалистической собственности», вплоть до расстрела с конфискацией всего имущества (а при смягчающих обстоятельствах – лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества). К уголовной ответственности привлекались даже дети. В эти самые хлебные районы, Украина, Кубань, Северный Кавказ, Казахстан, Поволжье, теперь пришел голод. Информация о голоде, высокой смертности, направлявшаяся в местные и центральные органы власти, становилась секретной. Власть всячески опровергала все проскальзывающие сведения, в помощь голодающим не была мобилизована ни советская, ни мировая общественность. (В дни, когда голод уносил жизни тысячи людей, проходил I Всесоюзный съезд колхозников – ударников под лозунгом «Сделать все колхозы большевистскими, а колхозников – зажиточными»). С зимы 1932 г. смертность из-за недоедания стала нарастать. Появились случаи трупоедства и людоедства. Вымирали целыми семьями. По меньшей мере, голод унес более 3 млн человеческих жизней (по другим оценкам, 5—8 млн). Пик смертности пришелся на весну-лето 1933 г. Весной 1933 г. голодающие районы получили от государства семена и начали сев, но последствия голода долго еще давали о себе знать. Разразившийся голод заставил сельских жителей мигрировать в другие районы и города. В пресечении подобного явления территории голодающих окружаются армейскими частями, а в 1932 г. Сталин вводит паспортный режим, без выдачи паспортов селянам (паспорта вернули в городах, поселках городского типа, райцентрах, а также в Московской области и ряде районов Ленинградской области). Так, покинувшие деревню не имевшие паспортов переходят в разряд «беглых» (как при крепостническом строе). Всеобщая паспортизация способствовала следить за перемещением населения и при необходимости ограничивать свободу передвижения.
К концу 1932 -началу 1933 гг. складывается система централизованного управления колхозами во главе с Наркомземом СССР. Чтобы окончательно сломить крестьянство и завершить коллективизацию на период 1933 по 1934 гг. при МТС (машинная техника государственной собственности) образуются чрезвычайные партийные органы-политотделы, подконтрольные лишь политотделу Наркомзема СССР. Наделенные широкими полномочиями политотделы следили за общим порядком в колхозах, обеспечивали выполнение планов посевов и уборки, контролировали выдачу трудодней, выявляли «вредителей». Большую часть урожая колхозы сдавали по обязательным хлебопоставкам по ценам в 10—12 раз ниже рыночных. Еще часть урожая шла в виде натуроплаты МТС за обработку колхозных полей.
В 1935 г. на II съезде колхозников-ударников был принят новый «Устав сельскохозяйственной артели». При его обсуждении Сталин вынужденно пошел навстречу желаниям большинства крестьян, разрешил колхозникам иметь «личное хозяйство, небольшое, но личное», в виде приусадебных участков земли. «Сочетание личных интересов колхозников с общественными интересами колхозов, – сказал Сталин, – вот где ключ управления колхозов»69. С 1939 г. в связи с обострившейся военной опасностью и создания стратегических запасов продовольствия для членом колхозов устанавливается обязательная годовая норма трудодней. За ее невыполнение колхозник мог лишиться приусадебного участка – фактически единственного средства существования. Тем самым труд колхозника окончательно приобретает зависимый крепостнический характер. В том же 1939 г. был установлен налог на каждое плодовое дерево и каждую огородную грядку крестьянского подсобного хозяйства вне зависимости от урожая70. Одновременно увеличивался размер обязательных государственных поставок колхозов.
К 1937 г. коллективизация фактически завершается. К этому времени 93% крестьянских хозяйств были объединены в 243,7 тыс. колхозов. На земле появилось два хозяина – колхоз и государство, где решающее слово оставлялось за государством. Острословы говорили после 30-х годов – ВКП (б) – это второе крепостное право большевиков.
Формально советская политическая система к началу 30-х годов располагала многими чертами цивилизованного (т.е. христианского) демократического государства. Высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, депутаты которого получали полномочия на основе всеобщего избирательного права. В реальности власть еще в 20-е годы безраздельно переходит в руки партийно-государственного аппарата. И несмотря на шумные пропагандистские кампании, «орабочить» государственный аппарат не удалось. Сама идея привлечь в госаппарат рабочих от станка как радикальное средство против бюрократизации оказалось надуманной. К 1930 г. из миллиона служащих более 60% принадлежало к непролетарским слоям.
Законодательно власть партийного аппарата опирается на статью 126 конституции СССР, которая допускает принятие совместных решений государственных и партийных органов, и теперь приобретает официальный статус. Подчинение номенклатуры аппарату довершает систему государственной власти. Важнейшей особенностью советской номенклатуры являлся ее закрытый характер. Рядовые советские граждане не знали ни о самом факте существования списка государственных должностей, которые с 1932 г. становятся государственной тайной, ни тем более о характере полномочий отдельных бюрократов и их привилегиях. В 30-х гг. верховной властью СССР являлся не конституционный ВЦИК, а высшие органы партийного аппарата – Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК, на заседаниях которых решались вопросы, вплоть до мельчайших. Со временем формальная сторона деятельности Советов только усиливается. Так, за период с 1937—1966 гг. законодательная инициатива лишь в 3 случаях из 140 исходила со стороны депутатов Верховного Совета. За весь период существования советского парламента не было ни одного случая голосования против заранее подготовленных аппаратом постановлений. Логическим продолжением процесса концентрации власти стало создание «секретариата тов. Сталина». Этот пост фактически становится высшим исполнительным органом партии. Одновременно все важнейшие правительственные посты занимают сторонники и выдвиженцы Сталина: К. Е. Ворошилов, который с ноября 1925 г. становится наркомом по военным и морским делам, Г. Г. Ягода, возглавивший в 1926 г. ОГПУ, В. М. Молотов, занявший пост председателя Совнаркома СССР в декабре 1930 г.
За десятилетие перед войной стремительно растет штат административного управления. Если в начале 30-х гг. управленцев было около 300 тыс., то перед войной уже несколько миллионов. Культивирование личности Сталина начинается фактически сразу после смерти Ленина. Появляются целые культовые ряды в топонимики: в 1924 г. Юзовку переименовали в Сталино, в 1925 г. Царицын – в Сталинград, в 1929 г. Душанбе – в Сталинабад, в 1934 г. Цхинвали – в Сталинари. Уже на XIV съезде партии благодаря Ворошилову партийная линия отождествляется с личностью Сталина: «Тов. Сталину, очевидно, уже природой или роком суждено формулировать вопросы несколько более удачно, чем кому-либо другому члену Политбюро. (Смех. Аплодисменты.) Тов. Сталин является – я это знаю – главным членом Политбюро, однако, никогда не претендует на первенство, в разрешении вопросов он принимает наиболее активное участие, и его предложения чаще проходят, чем чьи-либо другие. (Смех, аплодисменты.)»71 Большая роль в легитимизации сталинского режима, отводилась положению соответствия сталинской власти интересам всего народа, последователя марксистско-ленинской идеологии. Используя всю мощь пропагандистского аппарата создавалась иллюзия непосредственной причастности советских людей к великим свершениям.
5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов, созванный «ввиду особой важности» вопроса, принял текст новой советской конституции. Ее утверждению предшествовало многомесячное «всенародное» обсуждение, в котором приняло участие 55% взрослого населения страны. В процессе обсуждения выдвигались различные предложения, носящие скорее апологетический характер, например, как именовать председателя Президиума Верховного Совета СССР – президентом, и избирать его всеми гражданами страны, отменить смертную казнь, сделать так, чтобы «колхозники работали за деньги, а не трудодни». В целях контроля выражения свободного мнения и создания видимости единодушного одобрения проекта, НКВД жестко контролирует весь процесс «всенародного обсуждения». Около 30 номеров газет, допустившие серьезные ошибки и «извращения» во время обсуждения, были конфискованы.
Принятие основных демократических прав личности, создание демократических институтов должны были создать в мире картинку эволюции советского режима в направлении западных конституционных систем. Вместе с тем, после того как XVII съезда объявил о победе социализма*, нужно было теоретически обосновать начало нового этапа в развитии революции. В соответствии с марксистской доктриной с победой социализма* должен был начаться период отмирания диктатуры пролетариата, замещение государственных функций общественными организациями, развитие начал общественного самоуправления. Первоначальный проект конституции, подготовленный Бухариным, содержал такие идеи. Но уже 1 января 1933 г. Сталин осудил подобную позицию как троцкистскую. По его мнению, отмирание государства должно происходить через усиление государства, и прежде всего усиление его репрессивных органов. Диктатура пролетариата должна сохраняться вплоть до полной победы коммунизма. Понимая, что стране необходимо снять накопившуюся за годы насильственной коллективизации, голода 1933—1934 гг., социальную напряженность, сам факт провозглашения в 1934 г. тезиса о построении социализма* должен был убедить советский народ в том, что главные трудности уже позади, что он трудился и шел на большие жертвы не напрасно.
Важнейшей новацией конституции 1936 г. являлась реорганизация органов Советской власти. Упразднились областные и республиканские съезды Советов. На базе двухпалатного ЦИК СССР был создан новый орган власти – двухпалатный Верховный Совет, осуществляющий все законодательные и иные полномочия СССР. Вместо Президиума ЦИК был создан Президиум Верховного Совета. На местах избирались районные, городские, областные, республиканские Советы, которые стали называться Советами депутатов трудящихся. Конституция впервые провозглашала право на труд, право на отдых, на получение образования, на материальное обеспечение по старости или в случае потери трудоспособности по болезни или из-за несчастного случая. Также провозглашались все основные политические права: свобода слова, свобода печати, свобода собраний, неприкосновенность жилища. Правда, с определенной оговоркой: эти права могли реализовываться лишь «в соответствии с интересами трудящихся»72. В соответствии с новой конституцией неравные и многоступенчатые выборы в Советы были заменены всеобщими, прямыми, равными при тайном голосовании. Депутаты избирались свободно, но нельзя было свободно стать кандидатом. В статье 141 указывалось, что право отбирать кандидатов принадлежит общественным организациям, включая коммунистическую партию. В реальной жизни пределы декларируемых конституцией прав и свобод определялись одним из пунктов статьи 58 УК РСФСР (О контрреволюционной пропаганде), понятие которой было настолько широко сформулировано, что позволяло подвести под контрреволюционную пропаганду простую критику должностного лица73.
Конституция СССР 1936 г. и построенная на ее основе конституция РСФСР 1937 г. формально декларировали, что Российская Федерация, как и каждая союзная республика, сохраняет свой суверенитет и осуществляет государственную власть самостоятельно, реально же права и возможности республики были крайне ограничены. Так, в компетенцию правительства РСФСР не входило ни одной определяющей отрасли тяжелой индустрии, которая полностью находилась в ведении союзного руководства. По новой конституции число союзных республик, входивших в СССР, возросло с 7 до 11. Была ликвидирована Закавказская Федерация, а составляющие ее Азербайджан, Армения и Грузия преобразованы в союзные республики. Союзными республиками стали Казахстан и Киргизия.
В июле 1937 г. было принято Положение о выборах в Верховный Совет, в котором число выдвигаемых депутатов не ограничивалось, тем самым не исключая возможность их проведения на альтернативной основе. Но затем, чтобы продемонстрировать всестороннюю поддержку режима со стороны избирателей, выдвигается идея блока коммунистов и беспартийных, с тем, чтобы в каждом избирательном округе от блока выдвигался один кандидат. Тем самым, вопреки конституции и Положению о выборах, складывается система безальтернативных выборов: «один кандидат – один депутат». Отбор кандидатов осуществлялся обкомами партии по разнарядке ЦК ВКП (б), в котором четко прописывалось количество рабочих, крестьян, служащих, женщин, молодежи. Перед утверждением списка кандидатов в ЦК на них запрашивались данные из НКВД, и только после этого они выдвигались на местах кандидатами в депутаты.
С принятием Конституции 1936 г. советская тоталитарная система получает свое дальнейшее развитие. К 1939 г. завершается формирование новых органов власти, в результате чего возрастает численность партийно-советского управленческого аппарата.
В начале 30-х годов из экономики практически полностью вытесняется частный капитал. В 1933 г. доля частных предприятий в промышленности сокращается до 0,5%, в сельском хозяйстве – до 20%, а в розничной торговле их вовсе не стало. По мере свертывания рынка обнажаются слабые стороны мистического социализма, и прежде всего отсутствие личных стимулов к труду. В списках адекватной замены рыночных инструментов власть придает огромное значение идеологической обработке, формированию патриотического энтузиазма. В результате важнейшим элементов новой системы ставится форма истерики закамуфлированное под трудовое соревнование. В первой пятилетке она выражалась во встречном планировании, социалистическом соревновании, в виде движения ударных бригад. «Все стерпим, если так нужно будет. Назад у нас дороги нету, только вперед»74 – заверили донецкие шахтеры в мае 1929 г. председателя ВСНХ В. В. Куйбышева. Во многом благодаря самоотверженному труду миллионов энтузиастов в годы первой пятилетки было введено в строй 1500 новых промышленных предприятий, появились на востоке страны новая угольно-металлургическая база – Урало-Кузбасс, тракторные и автомобильные заводы. Вместе с тем, первый пятилетний план был сорван. Уже к концу пятилетки наметился резкий спад роста в тяжелой промышленности: с 23,7% в 1928 г. до 5,5% в 1933 г. По официальным данным, национальный доход за 1929—1933 гг. вырос лишь на 59% вместо 103% по плану, продукция промышленности – на 102%, вместо 130%, а продукция сельского хозяйства сократилась на 14% вместо запланированного роста на 55%. Почти в два раза меньше, чем планировалось, было произведено стали, нефти, электроэнергии, бумаги. Программа строительства транспортных путей была реализована только на треть. Видя удручающие результаты первой пятилетки на январском Пленуме 1933 г. Сталин стал утверждать, что теперь нет необходимости «подхлестывать и подгонять страну»75, предложил снизить темпы роста промышленного строительства до 16,5% против 30% в первой пятилетке.
Экономические трудности заставляют государственную власть более широко использовать привычные рычаги управления, товарно-денежные отношения. Однако в конечном итоге, верх берет тенденция к максимальной централизации и укрепления планово-распределительного механизма, сам хозрасчет переходит в сферу простой формальности. Начиная с 1931 г. плановый стиль хозяйствования политизируется. В Госплане сосредотачивается разработка всей экономической политики, ее инвестиционное обеспечение. Уже в годы второй пятилетки планирование становится тотальный – от Госплана до отдельного рабочего. Если в 1929 г. предприятием планировался лишь фонд зарплаты, то с 1932 г. планируется средняя зарплата, а с 1934 г. – штаты. В планирование вовлекается и сельское хозяйство. Если весной 1930 г. государственные посевные планы включали в себя задание на время посевных кампаний, то спустя десятилетие план сельхоз. работ охватывал все основные агротехнические мероприятия. В результате численность только руководящего состава аппарата управления с 1926 по 1937 гг. выросла с 311 тыс. до 1313 тыс. членов, т.е. в 4,2 раза, а в сельской местности – в 5,8 раза. Возникающие, вследствие расширенного масштаба планирования, сбои власть не безуспешно гасит новой мобилизацией рабочего класса на ударный труд. Не оправдавший себя лозунг «Техника решает все!» в годы второй пятилетки заменяется новым – «Кадры решают все!» В последние месяцы 1935 г. вслед за рекордом забойщика шахты «Центральная-Ирмино» А. Г. Стаханова, давший 1 сентября за 6-часовую смену десятую часть суточной добычи угля всей шахты, по всей стране с одобрения ЦК ВКП (б) развернулось стахановское движение. Благодаря стахановским рекордам власть уже в первом полугодии 1936 г. повышает норму выработки на 13—47%, затем в отдельных отраслях они еще повышаются на 13—18%.
В январе 1933 г. на Пленуме ЦК Сталин заявил: «У нас не было черной металлургии, основы индустриализации страны. У нас она есть теперь. / У нас не было тракторной промышленности. У нас она есть теперь. / У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь. / …В смысле производства электрической энергии мы стояли на самом последнем месте. Теперь мы выдвинулись на одно из первых мест. / В смысле производства нефтяных продуктов и угля мы стояли на последнем месте. Теперь мы выдвинулись на одно из первых мест. / …А все это привело к тому, что страна наша из аграрной стала индустриальной, ибо удельный вес промышленной продукции в отношении сельскохозяйственной поднялся с 48% в начале пятилетки (1928 г.) до 70% к концу четвертого года пятилетки (1932 г.)»76
Слова верные, но отчасти. Генеральный секретарь не захотел обращать внимания, что Россия всего полтора десятка лет назад, принимая главное участие в Мировой войне, после неудачного периода все же смогла вернуть стратегическую инициативу, и отставания на 50—100 лет от западных стран, как это любил представлять дело Сталин, являлось плодом его фантазии, или политическим маневром, с целью завышения статистики темпов экономического роста с момента начала коллективизации 1929 г. Альтернативные оценки, проведенные за рубежом показывают, что в 1928—1941 гг. ВНП СССР вырос не на 345%, как утверждала официальная статистика, а на 97—150%. Иными словами, сталинская экономическая модель в довоенный период способна была «выжать» темп прироста национального дохода порядка 5% ежегодно. Темп высокий, больше чем давала дореволюционная рыночная экономика (3,4% в 1885—1913 гг. при спокойном ведении хозяйства), но не рекордный. Приблизительно такими же темпами в эти годы развивалась Япония. Планово-распределительная система, а точнее культ ее всемогущества, по многим параметрам продолжал отставать от развитых стран. Производство главнейших видов промышленной продукции на душу населения оставалось в стране намного ниже, чем в большинстве стран Западной Европы и США. Так, выработка электроэнергии, выплавка стали, добыча угля, производство цемента, выпуск тканей на душу населения составляли от половины до четверти показателей США. Доля ручного труда даже в наиболее прогрессивных отраслях производства превышала 50% и была наибольшей в Европе. Положительным фактом является то, что к концу 30-х гг. по абсолютным объемам промышленного производства СССР вышел на второе место в мире после США (в 1913 г. – пятое место). Сократилось и отставание от передовых держав по производству промышленной продукции на душу населения. Если в 20-е гг. этот разрыв составлял 5—10 раз, то в конце 30-х гг. – 1,5—4 раза. Правда, немалую рол сыграло то, что капиталистические страны в конце 20-х гг. – начала 30-х гг. переживали глубочайший экономический кризис. В целом оценки позволяют говорить о том, что при помощи фактора истерики, по русской старинной «мудрости» – «лес рубят – щепки летят», ценой неимоверных усилий в кратчайшие исторические сроки в СССР был совершен промышленный рывок, создавший основу для превращения СССР в мощную индустриальную державу.