banner banner banner
Найди решение!
Найди решение!
Оценить:
 Рейтинг: 0

Найди решение!


Мы каждый день принимаем решения: в личной жизни, в социальном взаимодействии, на работе и в бизнесе.

Вопрос, который перед нами часто встает: какие подходы к принятию решений нам использовать (кроме знаменитого русского «авось» и не менее знаменитого французско-русского правила «главное ввязаться в бой, а там видно будет»)?

Предлагаю вам еще одну классную модель принятия решений. Авторы сами говорят о том, что это sense-making фреймворк. То есть, говоря по-русски, это смыслообразующая модель, на основе которой уже вы будете принимать свое решение. В ней смысл идет впереди категорий, в отличие от категориальных моделей, в которых четыре категории определяют смысл. Взять, к примеру, категориальную модель приоритизации дел Эйзенхауэра (важные – неважные, срочные – несрочные). В ней мы делим дела на четыре типа исходя из матрицы-таблицы, с которой вы познакомитесь позже, когда мы будем рассматривать способы визуализации проблемы или возможности. В модели «Кеневин» мы идем от описания четырех сред и от данных, которые у нас есть, мы отталкиваемся от смысла ситуации. Поэтому «Кеневин» и называется смыслообразующей моделью.

Cynefin на валлийском языке означает среду обитания. По-русски можно произносить «Куневин» или «Кеневин».

Выделяются пять сред обитания, пять контекстов, в которых мы действуем. Для каждой среды предлагается своя модель принятия решения.

• Среда известного, простого (known, clear, simple).

• Среда познаваемого, усложненного (knowable, complicated).

• Среда комплексного, запутанного (complex).

• Среда хаоса (chaotic).

• Среда неразберихи (disorder, confusion).

Среда известного и простого (known, clear, simple)

Здесь нам четко понятна связь между причинами и следствиями. Отношения между вещами и событиями – линейные. Чаще всего ситуации имеют предсказуемые последствия. В данном случае акцент надо ставить на повышении собственной эффективности, и применяются лучшие практики, которые существуют для решения ситуаций.

Модель принятия решения для данной среды: изучить – классифицировать – действовать.

1. Изучить или прочувствовать ситуацию.

2. Классифицировать данные. Понять, с каким типом простой ситуации мы имеем дело.

3. Действовать в соответствии с прошлым опытом.

Здесь можно и даже нужно использовать структурированные техники и подходы, известные рабочие алгоритмы. Если сравнивать данную модель с четырьмя уровнями принятия решения, которые я описывал до этого, то рутинный и селективный методы принятия решения подпадают сюда, в среду известного и простого.

К примеру, ваш ребенок получил плохую оценку. Нужно классифицировать причину и действовать в соответствии с этим. Если эта низкая оценка единичная, то можно пока не беспокоиться, скорее всего это случайность. Если одна тройка идет за другой, и вы видите, что ваш ребенок просто ленится делать домашнее задание, значит ребенка надо поругать и рассказать, почему это плохо. Если ребенок что-то не понимает и поэтому начал хуже учиться, надо с ним вместе посидеть и разъяснить ему. Изучить – классифицировать – действовать.

Вы разобрались с вашим отпрыском, пришли на работу и обнаружили, что количество конфликтных ситуаций между продавцами и клиентами увеличилось. Вы изучаете ситуацию, анализируете причины конфликтов и их развитие. Затем вы относите причину конфликтов к одной из возможных категорий и в соответствии с этим действуете.

Если не выполняются обязательства по срокам и клиенты из-за этого ругаются, вы разбираетесь с логистической цепочкой. Если нет объективных причин для конфликтов, то возможно, что некоторые ваши менеджеры по продажам обещают не то, что в реальности делает ваша компания. Тогда вы проводите дополнительное обучение для своих менеджеров по продажам. Есть также возможность, что продавцы проявляют токсичное поведение, потому что они сгорели на работе и их достали клиенты. Тогда нужно проявить участие к людям, может быть, провести мотивационный тренинг. Также можно вовлечь продавцов в процесс принятия решения о работе с клиентами, спросить у них, как вы можете изменить подход к продажам, чтобы конфликтов стало меньше, а продаж больше.

Какие существуют опасности, когда вы находитесь в среде простого и известного? Во-первых, проблема может быть отнесена к этой среде в результате упрощения, когда все кажется простым, но это не так.

Во-вторых, люди подвержены туннельному мышлению, когда они рефлекторно себя ведут, применяют заученные реакции на обстоятельства и не открыты для новых путей восприятия проблемы. «Сработало тогда, сработает и сейчас». «Меня так учили».

В-третьих, когда все идет гладко, мы склонны расслабляться и быть излишне самоуверенными. Но есть одно большое «но»! Это граница между простой и хаотичной средой. Если человек не замечает, что движется в среду неуправляемых процессов, то он затем неожиданно проваливается в пропасть хаоса!

Среда познаваемого и усложненного (knowable, complicated)

В данной среде также существует связь между причинами и следствиями. Но в отличие от среды известного здесь эти связи вам неизвестны. Неизвестны, но познаваемы. Или уже известны, но только ограниченному количеству людей. В целом в данной среде отношения между причинами и следствиями разделены во времени и в пространстве. Также может существовать неизвестная вам цепочка причин и следствий, которую не так просто сразу увидеть.

Данную среду можно превратить в известную и простую. Вопрос только в том, обладаем ли мы достаточным запасом времени, энергии и денег, чтобы это сделать. Чаще всего мы лично не можем себе это позволить, поэтому должны обращаться к экспертам, которые чувствуют себя в этой среде, как рыба в воде.

В данной среде важно уметь мыслить системно, обучатся и создавать самообучающиеся компании, если вы руководитель. Здесь важно и нужно экспериментировать, прислушиваться к экспертам, искать новые факты и заниматься сценарным планированием. В этой среде применяются хорошие практики разных специалистов.

Модель принятия решения для данной среды: изучить – проанализировать – действовать.

1. Изучить или прочувствовать ситуацию.

2. Проанализировать данные, включить системное мышление и мнение экспертов.

3. Действовать в соответствии с мнением экспертов и собственными анализом и интерпретацией ситуации.

Здесь желательно применять техники анализа ситуации, но важно также понимать, что любые предположения можно подвергать сомнению.

Если сравнивать с моделью четырех уровней решений, то в данной среде лучше применять адаптационные решения. Мы можем прислушиваться к мнению других, к мнению экспертов и брать решения из их опыта, чтобы адаптировать их под свои ситуации.

К примеру, ваш друг перестал с вами разговаривать. Он то ссылается на занятость, то говорит, что перезвонит, но не перезванивает, то вообще не отвечает на телефонные звонки и сообщения в WhatsApp. Для вас это очень эмоциональное переживание. Более того, может быть, вас и посылали подальше раньше, но не настолько близкие друзья. У вас нет опыта решения подобных личных ситуаций. С другой стороны, вы понимаете, что вы не первый и не последний, кто сталкивается с такой ситуацией. Разумно обратиться к опыту других.

Вы можете прочитать хорошие книги и статьи в интернете, посвященные данной теме (только что прочитал одну из них, и мне очень понравилось), вы можете посоветоваться с другим друзьями, вы можете, в конце концов, сходить к психотерапевту, чтобы решить для себя этот вопрос. Да, да, психологи и психотерапевты часто именно помогают организовать пространство принятия личного решения. Таким образом, вы изучаете, анализируете с внешней помощью и затем действуете. Но для действия вам обязательно нужен анализ с привлечением внешних источников, будь то книги, хорошие статьи, советы друзей и психотерапия, если мы говорим о личных решениях.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)