ЕГЭ-2024. Русский язык
Роман Свитюк
© Роман Свитюк, 2024
ISBN 978-5-0062-6212-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Это выражение лица вашего учителя русского, который даже не мог себе представить, что вы сможете набрать что-то выше проходного балла. Нарисуйте себе эту картинку в голове.
Предисловие
Перед вами книга, которая станет вам хорошим помощником для сдачи ЕГЭ по русскому языку в 2024 году. Благодаря ей и небольшому усердию, вы сможете набрать максимальный балл по русскому.
Не секрет, что каждый из нас сдает ЕГЭ только с одной целью – поступление в университет. Причины могут быть разные: для кого-то это возможность в дальнейшем получить востребованную профессию, кому-то хочется пожить отдельно от родителей без их правил и порядков. Наконец, для кого-то это просто возможность уехать из своей деревни, поселка или маленького городка и отправиться покорять крупные города или Москву.
Как раз так произошло с моей знакомой. Она родилась и жила в обычной деревне Свердловской области и благодаря хорошим баллам по ЕГЭ смогла поступить в УРФУ на геодезиста. Сейчас она заканчивает последний курс бакалавра и параллельно подрабатывает фотографом в небольшой студии. Собственно, там мы с ней и познакомились. С ее слов, ЕГЭ – это лучшее, что могли придумать, ведь для обычной девчонки из деревни это был по-настоящему билет в жизнь: большой город, новые друзья и увлечения.
И именно хорошие баллы по русскому помогли ей в этом. Не секрет, что сдать ЕГЭ по русскому проще, чем по физике, биологии или английскому. Поэтому важно набрать максимальные баллы, чтобы увеличить свои итоговые шансы на поступление.
С другой стороны, каждый раз, садясь за зубрежку, быстро устаешь и теряешь концентрацию. Нет этого погружения и чувства чего-то знакомого и приятного. Эта книга решит эту проблему. Она хорошо объясняет всю тестовую часть, а также содержит примеры из известных произведений фэнтези: «Ведьмак», «Игра престолов», «Властелин колец». Это поможет в изучении материала, и время, выделенное для подготовки, будет идти в совсем другом, размеренном и спокойном темпе. Помню, я сам, чтобы отвлечься от судорожного заучивания всего нужного и ненужного, время от времени поигрывал в «Ведьмака», и это помогало справиться со стрессом и чувством безысходности. Кстати, ЕГЭ тогда я сдал на 98 баллов, выполнив безошибочно всю тестовую часть. Чего и вам желаю.
Всем удачи с вариантами!
Задание 1
Формат задания📌
Подобрать самостоятельную или служебную часть речи, которая должна стоять на месте пропуска в тексте.
Толкование📖
Данное задание я считаю довольно простым. Для того чтобы правильно его выполнить, достаточно логики и здравого смысла. В целом в реальных экзаменационных вариантах вам не встретятся какие-то коварные части речи, потому что ЕГЭ составляют, ориентируясь на знания среднего учащегося.
Дешифровка📋
Пробежимся по основным разновидностям тех частей речи, которые мы встретим в этом задании.
Местоимения✨
Как правило, в этом задании встречаются три разряда местоимений из девяти.
– Определительные местоимения: весь, все, всякий, каждый, любой, другой, иной, сам.
– Неопределенные местоимения: какой-нибудь, сколько-либо, что-то, некоторый, некий.
– Указательные местоимения: тот, такой, туда, столько, этот.
Наречия✨
Представлены только в виде группы местоименных наречий. Местоименные наречия – наречия особого вида, они не называют конкретный признак (время, место), но указывают на него. Соответствуют тем же самым разрядам местоимений.
– Определительные наречия: везде, всюду, всегда.
– Неопределенные наречия: как-нибудь, кое-как, когда-то, где-то.
– Указательные наречия: там, тогда, туда, здесь, оттуда, поэтому.
Во всех остальных случаях мы сталкиваемся со служебными частями речи. И то лишь с двумя: союзами и частицами.
Союзы ✨
Их существует множество, но здесь представлены те, которые могут быть пропущены для восстановления смысла текста.
Сочинительные союзы
– Соединительные: и, да (в значении «и»), тоже, также.
– Противительные: а, но, да (в значении «но»), однако, зато, только.
– Разделительные: или, либо.
Подчинительные союзы
– Причинные: потому что, оттого что, из-за того что, ввиду того что, так как, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что.
– Целевые: для того чтобы, с тем чтобы, чтобы (чтоб), ради того чтобы.
– Временные: когда, едва, пока, лишь, лишь только.
– Условные: если, раз, ли.
– Уступительные: хотя, несмотря на то что.
Частицы✨
Эта часть речи вносит различные оттенки и эмоции, не неся при этом смысла ни лексического (ничего не связывает как те же союзы), ни грамматического. Здесь также представлены только те разряды, которые могут быть пропущены.
– Указательные: вон, вот.
– Уточняющие: именно, точно, как раз.
– Выделительно-ограничительные: только, лишь.
– Усилительные: даже, же, ведь, уж.
– Восклицательные: что за, как («Что за зверь!», «Как здорово!»).
Теперь, зная основные части речи, служащие для связи предложений, перейдем непосредственно к практике.
Задание 2
Формат задания📌
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
Толкование📖
Тоже довольно простое задание. Главное, на что следует обратить внимание: в этом задании как минимум два, часто три и нередко даже четыре варианта ответа! Поэтому крайне внимательно проверяем каждое значение слова, подставляя вместо слова его определение в текст, и пытаемся понять, подходит оно по смыслу или нет.
Разберем на примере.
Задание 3
Формат задания📌
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
Толкование📖
В этом задании вас будут проверять на знание стилей текста, видов лексики, типов речи, синтаксических, грамматических, лексических и речевых средств.
Дешифровка📋
Начнем со стилей. Вспомним все пять стилей и для чего они используются.
Научный стиль. Для экзаменационных заданий такие тексты не берут: слишком сухо там все описывается, без эмоций. Его цель – донести до читателя информацию без искажений; присутствуют научные термины, факты, данные, полученные путем исследования.
Научно-популярный стиль. Встречается часто, обратите на него внимание. Его цель – объяснить в доступной и упрощенной форме научные сведения; присутствуют эмоции.
Официально-деловой стиль. Этот стиль в вариантах встречается реже, чем мамонты. Его цель – сообщить официальную информацию; содержит точные указания и рекомендации.
Публицистический стиль. В экзаменационных вариантах встречается очень часто. Его цель – сообщить читателю информацию о текущих событиях, а также повлиять на его мнение по поводу любой социальной или общественно-политической проблемы.
Художественный стиль. Наш сегодняшний фаворит. Его цель – воздействовать на читателя различными художественными образами: метафорами, гиперболами, аллегориями и т. д., чтобы выразить свои мысли, чувства и эмоции.
Со стилями ознакомились, перейдем к видам лексики. Вспомним, какие виды лексики бывают.
Общеупотребительная лексика – это слова, которые можно использовать в разных стилях, они универсальны. Допустим, слово «зима» относится к такой лексике – его можно использовать и в научном, и в деловом, и в разговорном стиле.
Разговорная лексика – это слова, характерные для повседневной речи. Например, «работяга» или «маршрутка».
Просторечие – часть разговорной лексики, но выглядит грубее и эмоциональнее: «башка», «пацан», «братан», «морда».
Терминологическая лексика, или термины, – это слова из мира науки. Однако не стоит их путать с общеупотребительными словами, связанными с наукой, такими как «математика», «аспирант», «физика». А вот «гипербола», «косинус», «метафора» – это уже термины.
Канцеляризмы – это слова официально-делового стиля. Например, общеупотребительное слово «спрашивать» в виде канцеляризма будет «поднимать вопрос», а слово «съесть» – «употребить в пищу».
Также не стоит забывать о типах речи и надо уметь их различать, благо их всего три.
Повествование. В нем события идут последовательно одно за другим. Главное, чтобы действия с героем происходили в реальном времени, а не были представлены в виде рассуждений. Как правило, в повествовании автор отвечает на вопрос «что случилось?».
Описание. В нем присутствуют разнообразные детали, описывающие предметы, явления, людей. Например: цвет, размер, социальный статус и т. д. Разновидностями описания являются портрет, пейзаж, интерьер. В описании автор отвечает на вопрос «какой?» или «каков?».
Рассуждение. Представляет собой размышления автора. Цель текста – объяснить, доказать что-либо читателю, заставить его задуматься о причинах явлений, событий. Как правило, выдвигается тезис, затем идут доказательства. В рассуждении автор отвечает на вопрос «почему?».
И наконец, по поводу синтаксических, грамматических, лексических и речевых средств.
Синтаксическими средствами являются обороты (причастный, деепричастный, сравнительный), однородные члены, инверсия, вводные слова и конструкции, обращения, параллелизм. Поэтому если в задании приводят перечень слов, определяя их как синтаксические средства, то вы можете без труда проверить их принадлежность. Обычно в экзаменационных вариантах это однородные члены или вводные слова.
Из грамматических средств в экзаменационных вариантах в основном вас проверяют на знание трех форм наклонений глагола. Пробежимся по ним.
Изъявительное наклонение. Глаголы обозначают реальные действия, которые происходили, происходят или будут происходить, например: «смотрю», «делал», «буду есть».
Условное наклонение. Глаголы обозначают действия, которые произошли бы при определенных условиях. Определить их легко – они всегда идут в паре с частицей «бы», например: «сделал бы», «придумала б».
Повелительное наклонение. Такие глаголы обозначают действия, которые кто-то просит или требует выполнить, например: «смотри», «бросайте», «спрячьтесь».
Что же касается лексических и речевых средств выразительности – это довольно обширная тема, здесь мы ее трогать не будем, а подробно разберем в задании 26.
Задание 4
Формат задания📌
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
Толкование📖
В этом задании вам предстоит выбрать слова с правильным ударением.
Дешифровка📋
Чтобы правильно выполнить это задание, нужно на подсознательном уровне знать, как слово звучит. Для этого существует специальный метод, который вам в этом поможет, – песня ударений. В этой книге я предлагаю вам вариант песни, которую можно будет напевать хоть каждый день, и уже скоро ваш мозг запомнит правильное ударение во всех словах, приведенных в орфоэпическом словнике этого года. Напевайте песню ударений, как Лютик пел свою небезызвестную балладу о бесстрашном ведьмаке Геральте из Ривии, – и вы без труда справитесь с заданием!
Задание 5
Формат задания📌
В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Толкование📖
В этом задании вам предстоит найти предложение, в котором допущена лексическая ошибка в слове, необходимо ее исправить, подобрав к нему пароним. Паронимы – это слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу. Здесь вы должны полагаться прежде всего на логику и знание значения предложенных слов. Здесь, как и в задании 4, лучшим способом запомнить будет напевание песен с паронимами, а не просто зазубривание.
Задание 6
Формат задания📌
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
ИЛИ
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Толкование📖
В этом задании нужно найти и исправить речевую ошибку, исключив лишнее слово в предложении либо заменив неверно употребленное слово корректным.
Дешифровка📋
Чтобы выполнить задание, нужно разобраться с пятью основными видами речевых ошибок.
2. Нарушение норм сочетаемости.
Ошибка связана с разрушением фразеологизма, крылатой фразы или другого устойчивого сочетания слов. Часто в экзаменационных вариантах разрушают следующие устойчивые выражения:
совершить победу – одержать победу,одержать поражение – потерпеть поражение,иметь роль – играть роль,играть значение – иметь значение.3. Речевая избыточность.
Это употребление в предложении неоправданного повтора, то есть лишнего слова, которое лучше не использовать. В экзаменационных вариантах лишними словами выступают слова, определяющие понятие, явление или предмет, в названии которого все это уже заложено. Например: «Утреннюю зарядку я делаю каждый день». Если поискать значение слова «зарядка», найдем следующее: «Зарядка – гимнастический комплекс физических упражнений, выполняемых утром». Значит, определение «утреннюю» в этом предложении лишние, так как создает речевую избыточность. Также будьте аккуратны со следующими словами:
биография – своя биография,автобиография – моя автобиография,сувенир – памятный сувенир,лидер – ведущий лидер,фольклор – народный фольклор,демобилизация – демобилизация из армии,феномен – необычный феномен,вундеркинд – умный вундеркинд,итог – конечный итог.4. Речевая недостаточность.
Вид ошибки, связанный с недосказанностью, которая возникает из-за неудачного построения предложения. В результате мы теряем часть информации, которую нам хотел передать автор. Приведем пример: «Картины маслом помещают в рамы». Здесь пропущено слово «написанные». Такой тип ошибок в вариантах встречается редко, потому что его сложно однозначно исправить.
5. Стилистические ошибки.
Этот вид ошибок встречается еще реже. Ошибка связана с нарушением единства текста, когда в одном предложении присутствуют слова из разных стилей. Например, в публицистику добавляют термины, канцеляризмы, просторечия и т. д. В нейтральной лексике не должно быть разговорных и просторечных выражений. Их мы сразу убираем: облапошить, не догнал (в значении «не понял»), морда, хата, паршиво, сдуру… Не сочетаются в нормальной лексике разные канцеляризмы: имело место быть, основным содержанием которого, в течение неопределенного срока, вышеуказанный, в данный момент…
Теперь вы знаете, как подходить к этому заданию. Потренируйтесь на тренировочных вариантах, и все у вас получится.
Задание 7
Формат задания📌
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Толкование📖
В этом задании нужно найти слово с неправильной формой и исправить ее на корректную.
Дешифровка📋
Так как это задание на знание норм, вам придется много всего учить. Дело в том, что многие нормы формообразования не подчиняются законам логики, поэтому нет возможности вывести какой-нибудь единый алгоритм решения.
Разберем наиболее часто встречаемые нормы.
1. Склонение числительных.
Разберем те из них, с которыми часто возникают сложности.
Числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительные третьего склонения, например: «степь», «кость». Можете ориентироваться на эти слова – указанные числительные имеют те же окончания.
Числительные 40, 90, 100 имеют только две формы: на конце «о» в именительном и винительном падеже, в остальных случаях окончание «а». Числительные от 50 до 80 имеют два окончания – после первого и второго слова. То есть сначала склоняем «пять», «шесть», «семь», «восемь», а потом склоняем слово «десять» и наконец соединяем эти два слова в одно.
В числительных 200, 300, 400 склоняются также обе части, но «сто» имеет каждый раз разное окончание. Похожая ситуация с числительными от 500 до 900 («сто» имеет каждый раз разное окончание), но «пять», «шесть», «семь», «восемь», «девять» склоняются так же, как слова «степь» и «кость». Числительное 1000 склоняется как существительное первого склонения, например «песня». Сюда же следует добавить склонение слов «полтора» и «полтораста», которые имеют, кроме форм именительного и винительного падежей, формы «полутора», «полутораста».
И наконец, порядковые числительные, отвечающие на вопрос «какой?».
При склонении составных порядковых числительных (числительных, состоящих из нескольких слов) изменяется только последнее слово. Например: «Битва под Бренной произошла в тысяча двести шестьдесят восьмОМ году».
При склонении сложных порядковых числительных (числительных, состоящих из двух основ) первая его часть всегда имеет форму родительного падежа (исключения: сорок, девяносто, сто), а вторая часть имеет окончание, которое зависит от формы порядкового числительного (рода, числа и падежа).
2. Степени сравнения прилагательных.
Самое главное здесь – правильно образовать степень прилагательного. Образуется она с помощью либо суффикса, либо добавочного слова. Главное – не совмещать и суффикс, и слово, например: «более здоровее» – правильно либо «здоровЕЕ», либо «БОЛЕЕ здоровый». Также ряд прилагательных образуют формы степени сравнения с помощью замены: хороший – лучше – лучший; плохой – хуже – худший.
3. Окончания множественного числа.
Окончания -а (-я) имеют слова в единственном числе с ударением на первом слоге: поле – поля, шулер – шулера, отпуск – отпуска, тополь – тополя.
Окончания -ы (-и) имеют слова с ударением на конечном слоге: договор – договоры (не договора), боксер – боксеры, сервиз – сервизы.
В некоторых случаях окончание определить бывает проблематично. В таблице приведены слова, которые следует запомнить.
4. Повелительное наклонение.
Глаголы с корнем на -и (шить, лить, вить, бить) и все их приставочные производные в повелительном наклонении имеют основу на -ей: шей, лей, вей, бей. По-другому образуют форму повелительного наклонения следующие глаголы: есть – ешь, дать – дай, ехать – поезжай, лечь – ляг, класть – положи.
А теперь перейдем к практике.
Задание 8
Формат задания📌
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Толкование📖
В этом задании нужно в девяти предложениях найти пять с грамматическими ошибками. За выполнение этого задания вы можете получить целых 5 баллов.
Дешифровка📋
Давайте познакомимся с основными девятью грамматическими ошибками.
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
В этом задании на этот тип ошибок используют производные предлоги, употребление которых надо запомнить. Например, предлоги «согласно», «вопреки», «наперекор», «благодаря» употребляются только со словом в дательном падеже, то есть отвечающим на вопросы «кому?», «чему?». Примеры словосочетаний:
согласно планУ (Д. п.),вопреки обстоятельствАМ (Д. п.),наперекор судьбЕ (Д. п.),благодаря хорошей погодЕ (Д. п.).Предлог «по», если имеет значение «после», употребляется со словом в предложном падеже, то есть отвечающим на вопросы «о ком?», «о чём?». Примеры словосочетаний:
по окончанИИ спектакля,по прилетЕ в аэропорт,по возвращенИИ в город.2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они должны быть в одном роде, числе и падеже. Важно не проглядеть эту связь, если между подлежащим и сказуемым находится придаточное предложение. В экзаменационных вариантах связь между подлежащим и сказуемым проверяют через местоимения «все» и «те». Эти местоимения во множественном числе выступают в роли подлежащего, значит, и сказуемое тоже должно быть во множественном числе. Приведем пример: