Евгения Ушакова
Хранители года и другие истории о мире вокруг нас
Евгения Ушакова
Хранители года
и другие истории
о мире вокруг нас
Дорогой читатель, перед тобой удивительный сборник
рассказов о мире вокруг нас. Эта книга напомнит тебе
о том, что чудесное и удивительное всегда рядом с нами.
Приготовься отправиться в невероятное приключение, где
тебя ждут яркие, живые, порой загадочные и таинственные
истории о различных природных явлениях и чудесах,
которые каждый день происходят в нашей повседневной
жизни. На страницах книги ты познакомишься с воинами
солнца и дождя, узнаешь, кто такие цирусы, поможешь Дами
и Лейле, ребятам из другого мира, спастись от ледяного
солнца, а Звёздному Лису и Лунному Котику отыскать
песочные часы. Герои сказочных историй помогают
друг другу в беде, учат не отчаиваться в трудных
ситуациях и всегда верить в добро.
Солнечный дож дь
Стояла страшная засуха. Измученная земля потре-
скалась, трава иссохла, деревья устало клонились вниз,
словно увядающие цветы.
Воины солнца вновь властвовали над природой. Ви-
димо, пришёл их черёд. Уже несколько месяцев палило
солнце, буквально сжигая всё живое.
Воины поднимались с рассветом и вонзали свои копья
во всё кругом. Сначала всё оживало, тянулось к свет у,
расцветало и открывалось их лучам. Но, напитавшись
теплом, природа хотела отдыха. Животные и насекомые
прятались в тени, птицы искали воду. Но вода исчезала.
Пересыхали родники, мельчали реки. Всё умирало от
жары. Природа из последних сил ждала, когда сменится
власть и воины солнца отступят.
И наконец–то первые капли дождя упали на измо-
ждённую землю. Земля словно вздохнула, впитывая в
себя живительную влагу. Первые два дня природа пила
дождь, наслаждаясь каждой каплей. Деревья раскрыли
свои ветви, трава поднялась и зашуршала, наполняясь
соками, животные продолжили игры в «охоту». Лёгкий
приятный дождь ненавязчиво моросил несколько дней.
Но постепенно дождь усиливался, набирая мощь. Через
неделю дождей земля была уже не в состоянии прини-
мать воду. Небо, тёмное и тяжёлое, опустилось, накры-
вая собой, словно покрывалом, леса, поля, озёра. Реки
стали выходить из берегов, природа гнила в слишком
3
большом количестве воды, звери искали место повыше.
Оставалось только ждать, когда духи дождя прекратят
лить бесконечную воду с неба.
Так было всегда. Затяжной дождь, заливающий мир,
либо палящее солнце, иссушающее всё вокруг. Власть у
воинов солнца или у духов дождя.
Аюр, мальчик из духов дождя грустил. Вновь начи-
налось время воды. Он понимал, что из–за них природа
опять будет страдать.
–
Я не хочу больше лить дождь. Его слишком много. –
Поделился он мыслями со своими друзьями.
Но так существует мир. – Ответили ему. – Мы духи
дождя. Когда наше время – мы льём воду.
Но если мы остановимся, земле станет легче. – Снова
попытался возразить Аюр.
Мы или они, – развели полупрозрачными руками
–
–
–
другие духи дождя, давая понять, что разговор окончен.
Аюр не мог найти ответы на вопросы, почему в мире
существует лишь два состояния: дождь или солнце. Он
с самого рождения либо принимал участие в производ-
стве воды, либо прятался в тёмных пещерах от изнуря-
ющего солнца. Но ему всегда было непонятно, каким
образом устанавливается очередь власти над природой?
Кто определяет продолжительность и почему всё вокруг
должно умирать от дождя и солнца? Аюр задавал во-
просы, но взрослые говорили, что всё решено без него.
Взрослые…
Аюр отправился в лес, он хотел скрыться от всех и пе-
реждать время дождя, не принимая в участия в очеред-
4
ном потопе. Дождь шёл первый день, но Аюр понимал,
что скоро они вновь всё затопят.
Его полупрозрачное, слегка мерцающее тело, без тру-
да затерялось среди деревьев. Голубые, наполненные
дождём глаза, казались огромными. Где шагал Аюр, там
оставался мокрый след, небольшая ямка, наполненная
водой.
Лира, дочь воина света, сбежала из дома. Им нельзя
выходить наружу, пока идёт время дождя. Но Лира хо-
тела успеть собрать мох. Ей было нужно не так много.
Лира неделю назад, во время солнцепёка, спасла малень-
ких птенцов и сейчас давала им пить воду, что сохрани-
лась во мху. Девочка хотела успеть собрать мох для сле-
дующего периода засухи, чтоб помочь птенцам выжить.
Но нужно торопиться. Отец не должен знать, что Лира
была в лесу во время дождя.
5
Её светлое тело буквально горело огоньком среди тём-
ного хмурого леса. Лира легко шагала по валежнику, вет-
ви деревьев защищали её от дождя. На холме Лира при-
метила поваленное дерево, поросшее мхом. Она шагнула
на ствол, но кора уже намокла и была скользкой. Лира не
удержалась и рухнула вниз. Под деревом оказалась бро-
шенная медведем берлога. Лира упала на пару метров
в глубину, а сверху на неё посыпались земля и ветки.
Сколько она ни пыталась, у неё не получалось выбраться
из ямы. Стенки берлоги обсыпались, зацепиться было не
за что. Если бы Лира могла плакать, она бы это сделала.
Но воины солнца не умели производить воду ни в каком
виде. Оставалось только звать на помощь. Но кто мог ус-
лышать её во время дождя?
Аюр отчетливо уловил странные звуки в тихом лес у.
Шуршание, причитания, возня и кряхтение. Кто–то жи-
вой был в яме, которая словно светилась изнутри.
Аюр сделал несколько осторожных шагов. Остановив-
шись у самого края, дух дождя заглянул в яму и увидел
там сгусток света. Что–то мерцало так ярко, что резало
глаза. Лишь попривыкнув, Аюр разглядел, что в серд-
цевине света стоит девочка, похожая чем–то на него, но
она как будто горела. Её тело излучало свет, озаряя всё
вокруг.
Ошалело глядя друг на друга, Лира и Аюр не могли вы-
молвить ни слова.
–
–
Тебе нужна помощь? – Наконец–то обрёл голос Аюр.
Я провалилась в яму и не могу выбраться. – Объяс-
нила девочка.
6
–
Почему ты здесь, ведь сейчас время дождя. – Аюр
с интересом обнаружил, что вокруг Лиры нет дождя, и
земля у её ног сухая.
–
Мне нужен мох, чтобы поить водой птенцов во вре-
мя солнца. Они без этого не выживут.
–
Разве время солнца не дарит жизнь и тепло? – Маль-
чик был искренне удивлен.
–
–
Нет. Наше солнце сжигает всё вокруг, убивая природу.
Наш дождь топит всё вокруг, убивая природу.
Дочь воина солнца Лира и дух дождя Аюр посмотре-
ли друг на друга, улыбнулись и протянули руки. И лишь
только их ладони соединились, меж двух, совершенно
разных стихий, противоположных друг другу, ореолом
возникла прекрасная, разноцветная дуга.
Лучи воина солнца, встречаясь с каплями духа дождя,
7
создавали радугу, мерцающую, переливающуюся, вол-
шебную.
Лира и Аюр засмеялись легко и беззаботно. Они на-
правились из леса, а земля за ними оставалась сухой, но
свежей, деревья зелёными и крепкими, птицы пели, чего
не делали уже давно. Время потопов и время засухи за-
кончилось. Ребята поняли, что солнце и дождь могут су-
ществовать вместе, и даже одновременно, рождая новое,
совершенно удивительное явление – Радугу.
8
Дом, который делае т
облака
–
Вова, хватит вертеться. Закрывай глазки и засыпай.
–
В очередной раз повторила мама, призывая сына ко сну.
–
–
Ну, расскажи ещё сказку? – попросил мальчик.
Нет. Мы уже прочитали три сказки и четыре я тебе
рассказала. А ты всё не спишь. – Отказалась мама.
Прошло несколько минут. Мама уже была готова вы-
йти из детской, как в тишине прозвучал голос мальчика:
–
–
Я пить хочу…
Ну что ты будешь делать, а? – всплеснула руками
мама. – Я принесу тебе воды, но после этого ты будешь
спать! – Строго сказала женщина.
Выпив полную кружку воды, малыш отвернулся к сте-
не. Но через секунду заявил:
–
Теперь мне нужно в туалет.
Мама к этому была готова и лишь повела головой в
сторону двери: «иди!»
Вернувшись в кровать, Вова потребовал своего розо-
вого слона. Без него мальчик был не готов заснуть в тот
вечер.
Несколько минут были потрачены на поиски плюшево-
го зверя. Мама порадовалась, что слона не пришлось пе-
ред сном кормить и причесывать. А то могло быть и такое.
Но обошлись тем, что слону выдали дополнительную по-
душку и устроили его в кровати рядом с мальчиком.
9
Наконец–то Вова устроился в обнимку со слоном, и
вот всё стихло.
Мама хотела выпить перед сном чаю, горячего и аро-
матного. Хотя бы раз за день. Но только она заварила па-
кетик, как Вова вновь позвал её:
–
Выключи мне, пожалуйста, светильник? – попросил
мальчик. – Мне он мешает.
–
Хорошо, выключу. – Чеканя слова, произнесла мама.
Чай ждал ее на кухонном столе в гордом одиночестве. Но
не успела мама взять кружку, как сын вновь окликнул ее.
–
Мама, мне страшно. Включи светильник.
Теряя терпение, мама вновь направилась в детскую.
Но увидев огромные, преданные и такие наивные глаза
сына, не смогла на него ругаться.
–
Что же сон к тебе никак не идёт? Заблудился, что ли,
где–то? – произнесла мама, ложась на кровать рядом с
маленьким сыном. Она уже поняла, что чай снова осты-
нет. Ну и ладно, не в чае счастье…
1
0
–
Сон к тебе никак не приходит. Тогда ты сам его позо-
ви. – Посоветовала мама.
–
–
А как? – удивился мальчик.
Ты ложись, закрывай глаза. Так, теперь подумай, ка-
кой сон ты хочешь увидеть?
–
Ну–у–у–у–у, – задумался мальчик. – Хочу сон про
большой дом, который делает облака.
Хорошо. С закрытыми глазами представь этот дом и
–
опиши его мне.
–
Он большой. – Начал мальчик, послушно зажмурив
глаза. – Весь словно из тумана или дыма. А может, из ваты.
–
–
А сосульки есть?
Нет, сосулек нет, это же не ледяной дом. – Поучи-
тельным тоном произнёс мальчик.
–
Ладно, расскажи ещё, что ты видишь? – попросила
мама.
–
Дом этот о–о–очень большой. Его крыша и трубы
упираются в самое небо. А из трубы выплывают облака
самой разнообразной формы….
Мама и Вова стояли перед огромным зданием, ско-
рее замком, с красивой черепичной крышей и трубами.
Много–много самых разнообразных труб: высокие и
низкие, узкие и толстые, квадратные и круглые, они тор-
чали из крыши в шахматном порядке. Из каждой трубы
шёл дым.
–
Что это? – удивилась мама.
Мама стояла в домашних шортах, немного растянутой
папиной футболке, но с рабочей женской сумочкой на
плече.
1
1
–
Это дом, который делает облака. – Объяснил Вова
и поскакал по направлению к замку. Мальчик в одной
руке держал огромный чупа–чупс, а в другой игрушеч-
ный меч. Одет он был в пижаму с енотами, а на ногах
–
чешки для занятий физкультурой.
Мама оглянулась. Ничего не было, но всё было. Размы-
тая стена то ли деревьев, то ли домов за спиной. Голубое
небо и яркий солнечный свет вокруг, хотя самого солнца
на небе не было. Но что привлекало внимание, так это
огромное количество облаков, выходящих из труб зам-
ка. Из каждой трубы с промежутком в несколько секунд
появлялось облако. Какие–то были просто овальные, не-
1
2
которые с волнистыми краями, напоминающие овечек в
кудрявой шубке. Были облака, похожие на растянутую
вату или на пух пера – нежные и невесомые.
–
Мама, смотри, это облако похоже на акулу! – вос-
кликнул Вова, показывая на белый сгусток, уплываю-
щий в небе.
–
Точно, а вон то облако напоминает девочку в платье.
–
Указала мама на ещё один дымок.
–
Не–е–е, не очень похоже. Скорее это такса играет с
мячиком.
Только Вова произнес это, как облачная девочка рас-
творилась и превратилась в игривую таксу с мячом.
–
В этом доме живут цирусы. Это они делают облака. –
Сказал Вова.
–
–
Но как?
Цирусы смешивают воду и крошечные льдинки. За-
тем вода испаряется в виде водяного пара, и из трубы
появляется облако.
–
–
Кто такие цирусы? – спросила мама.
Это такие существа. Они полупрозрачные и очень
любят путешествовать. Они странствуют по миру и по-
дсматривают за всем, что происходит вокруг. А потом
возвращаются в свой дом и создают облака. Кто много,
где бывал и разное видел, рисуют облака интересные, как
акула или такса. Те, чья фантазия не такая яркая, созда-
ют облака разных геометрических форм и размеров.
–
–
Откуда ты всё это знаешь? – удивилась мама.
Мама, это ведь мой сон. Конечно, я всё здесь знаю. –
Усмехнулся мальчик и уверенно пошел к воротам замка.
1
3
–
Пойдём скорее. Там требуется наша помощь.
Мама с сыном за руку тронулись к замку. Только сей-
час мама заметила, что из одной трубы выходили не бе-
лые милые облачка, а тёмные, скорее даже чёрные тучи.
Изнутри они сверкали и, казалось, готовы взорваться.
От таких облаков веяло холодом и тоской.
Два человека зашли в замок и застыли в изумлении.
Сотни полянок и пригорков, отделённых друг от друга
низеньким деревянным заборчиком, оказались внутри.
На каждой полянке лежало полупрозрачное существо,
напоминающее человека и облако одновременно. Грани-
цы тела стёрты и размыты, субстанция невесомая. Это
были те самые цирусы – создатели облаков. Они смеши-
вали в колбе воду и маленькие льдинки, после чего от-
кидывались на своих пригорках и полянках, и, закинув
руки за голову, придумывали облака, которые появля-
лись из трубы. У каждого цируса была своя труба для
облаков.
Но Вова уверенно шагал к отдалённой поляне, где
было сыро и темно. Там, подтянув под себя колени, сидел
маленький угрюмый цирус. Он смешивал очень много
воды с большим количеством льда. А затем погружался
в мысли и думал о чём–то своём. В итоге получалось не
облако, а грозовая туча.
–
–
Что с тобой? – поинтересовался Вова.
Меня никто не любит, потому что я дождевой цирус.
Я умею делать только дождь. – Угрюмо пробубнил ма-
лыш и снова создал грозовую т учку.
–
Как это тебя никто не любит? – удивился Вова. – Я
1
4
очень люблю, ведь так здорово шлепать по лужам и бро-
сать камешки в воду. А запускать кораблики после силь-
ного дождя? У нас все ребята так делают в садике.
Малыш цирус заинтересовался и посмотрел на Вову.
–
А как же растения? Деревья и цветы? Ведь если тебя
не будет, они все засохнут и погибнут. Ты даёшь им воду,
необходимую для роста. – Продолжал Вова.
–
А ещё животные, они погибли от жары и жажды,
если бы ты не делал дождевые тучи. Но всё–таки ты ино-
гда делай перерыв, чтоб земля совсем не промокла и не
раскисла. – Подмигнул мальчик Вова полупрозрачному
цирусу.
А тот больше не хмурился и не плакал. Он смешал свои
1
5
ингредиенты, и впервые за долгое время облако получи-
лось светлым и легким.
Мама и Вова вышли из замка и увидели, как два белых
облака, невероятно похожих на дельфинов, спустились
к земле и приглашали их отправиться в путешествие.
Мама и сын забрались каждый на спину своему дельфи-
ну и поднялись в небо, счастливые и беззаботные!
Мама и Вова спали на одной кровати. Похоже, они ви-
дели один и тот же сон. И только чай, остывший и уже
никому не нужный, стоял на кухонном столе.
1
6
Ма льчик, который умел
делиться любовью
Моё волшебство, мою магию, мой дар отобрали у
меня в четыре года. В этом нет ничего странного. Воз-
можности слабых получают сильные мира сего. Или бо-
гатые.
В нашем Хинтерлэнде, да и в любом другом, помимо
Центра Жизни, никто не умеет любить. Среди тех, кого
я знаю, нет ни одного взрослого, кто испытывает это
чувство. Те бя либо преследуют и отбирают любовь на-
сильно, либо ты сам торопишься в Центр Жизни, чтобы
обменять её на хлеб или лекарство.
Когда мне было четыре года, отец сильно заболел, и ро-
дители приняли решение. Меня отвели в центр города, к
огромному белому зданию. Я тогда любила белый цвет,
цвет чистоты, невинности, честности… На лифте мы
поднялись почти до неба, оно расстилалось передо мной
так близко, что можно было достать рукой. Помню свой
восторг синевой, никогда более я не испытывала ничего
подобного. Но мама торопилась, одернула меня и ввела в
кабинет, где нас встретили люди в белых костюмах.
Возвращаясь домой, мне уже все было безразлично: и
красивое здание, и голубое небо. Из меня вынули мою
магию, мою способность любить. Мир стал совершенно
одинаковым и однообразным.
Мой мир стал блёклый и скучный. Мы ходим на рабо-
1
7
ту, готовим еду и проглатываем её, занимаемся спортом,
потому что это необходимо для поддержания тела в то-
нусе, принимаем ванну, опять же лишь в гигиенических
целях, заботимся о своих детях и стариках. Но мы дела-
ем это всё механически, не вкладывая в это чувства. Мы
больны, больны безразличием. Но не все.
Центр, дистрикт Жизни, он совершенно другой. Раз-
нообразные увлечения, хобби, отношения с противопо-
ложным полом, страсть, власть, слёзы, разочарование,
надежда, любимая еда, фильмы, книги, музыка, радость
каждого дня. Мы существуем, они живут. Живут и лю-
бят самые разнообразные вещи. Но любовь не вечна.
Волшебство любви дается только один раз при рожде-
нии. И если ты хочешь поменять свою привязанность,
полюбить другого партнера, или может стать фанатом
1
8
другого жанра кино, то тебе необходима новая, невин-
ная, ещё ничем не испорченная способность любить, ко-
торой обладают только дети. Поэтому у нас так много
опустошенных, брошенных и несчастных детей.
Я иду домой мимо полуразрушенных серых бараков. В
них тоже живут люди, такие же, как и я. Безразличные и
отчуждённые. Сегодня знойный день, ветер гоняет пере-
кати-поле по пустырю, неоновая вывеска магазина мер-
цает и искрит круглые сутки. Я слышу непонятный мне
звук, он непривычный, он чужой для этих мест. Я слышу
смех ребенка! Это что-то невероятное и невозможное.
Из-за угла покосившегося здания выглядывает воздуш-
ный змей. Он треугольный, а за телом вьется длинный
хвост с бантиками. И вот вслед за змеем выскакивает ре-
бенок. Мальчик лет пяти, в шортах и майке, он бежит за
своим змеем и хохочет. Он счастлив!
–
Я обожаю своего змея! – кричит мальчуган, и по его
лицу видно, что это действительно так. Эмоции, забы-
тые для нашего Хинтерленда.
Змей поднимается все выше и выше, его тело треплет
ветер, а хвост лупит то вправо, то влево. Мальчик, за-
прокинув голову, бежит со всех ног, пытаясь не потерять
ветер. С разбегу он врезается в меня, и мы падаем, слов-
но отскочившие друг от друга два деревянных шарика.
–
Прости. – Улыбка до ушей, ему совсем не жаль, что
так случилось, это просто слова вежливости.
Мальчик вскочил скорее меня, и протянул руку, помо-
гая мне встать. Его рука тёплая, немного влажная. Когда
мы соприкоснулись, мне показалось, что между кожей
1
9
наших рук стрельнул заряд энергии.
Через секунду мальчик подхватывает змея и убегает
от меня прочь, пытаясь вновь поймать ветер и запустить
треугольник в небо. И тут я вижу, что треугольник рас-
крашен в цвета радуги: красный, оранжевый, желтый,
зеленый… а еще выше, фон маленькой «радуги» – небо,
нестерпимо голубое! Чистейшее, насыщенное и воздуш-
ное одновременно. Как же я люблю небо, его синеву и
необъятность. Я вдыхаю полной грудью горячий воздух
и понимаю, что люблю его тоже. Меня наполняет забы-
тое, потерянное, как я думала навсегда, чувство. Я сры-
ваюсь с места и бегу за мальчиком и кричу ему во след:
«
Стой! Я хочу с тобой. Я тоже люблю запускать воздуш-
ных змеев!»
2
0
Моне тка
Жила была монетка. Она очень любила путеше-
ствовать. Где только она ни бывала: и в магазине, и в ав-
тобусе, и в розовом кошельке с блёстками, и в глубоком
кармане… Прекрасное было время.
Но однажды монетка выпала из кармана и осталась ле-
жать на земле. Целый день люди проходили мимо неё,
некоторые даже наступали своими ботинками и крос-
совками, но никто монетку не поднял.
–
Неужели я больше никому не нужна? – думала мо-
нетка, лежа на земле. – Но ведь люди только и говорят,
что им нужны деньги.
–
–
–
–
Я хочу поехать на море, но денег нет.
Нужно купить подарок, но нужны деньги.
Саша, ты можешь одолжить мне денег?
Без денег сейчас никуда.
2
1
Такие фразы и разговоры постоянно слышала монет-
ка, однако так и продолжала одиноко лежать на земле.
Прошло несколько дней, монетку так никто не забрал.
Один раз её заметила маленькая девочка и уже потяну-
лась, чтобы поднять. Но мама резко дёрнула девочку.
–
Не вздумай поднимать с земли всякую гадость!
Горько стало монетке. Не ценят её люди, не любят, вон
как обзываются.