banner banner banner
Архитектор судьбы. Как создать вдохновляющий проект жизни
Архитектор судьбы. Как создать вдохновляющий проект жизни
Оценить:
 Рейтинг: 0

Архитектор судьбы. Как создать вдохновляющий проект жизни

Архитектор судьбы. Как создать вдохновляющий проект жизни
Алексей Васильевич Тукмаков

Алексей Тукмаков – профессиональный философ и психолог, автор нескольких книг по саморазвитию. Это книга о том, как провести ревизию замыслов и желаний, отличить аутентичные цели от внушенных, разобраться в собственных мотивах, создать вдохновляющий и реалистичный проект жизни, избавиться от лишних амбиций, чтобы выбранные цели быстрее достичь. Книга для тех, кто не удовлетворен социально-заданными ориентирами и хочет построить жизнь в согласии с глубинными стремлениями души.

Алексей Тукмаков

Архитектор судьбы. Как создать вдохновляющий проект жизни

Предисловие

Жизнь надо прожить так, чтобы не было

мучительно больно за бесцельно прожитые годы

(Н. Островский «Как закалялась сталь»)

Эта книга о том, как разумно и мудро распорядиться временем своей жизни, понять возможные для нас пути в этом мире и выбрать путь себе по сердцу.

Многие люди однажды начинают чувствовать неудовлетворенность жизнью. Вроде бы «все, что нужно», у человека есть: семья, работа, жилье, вещи, друзья, какие-то развлечения… И, несмотря на это, чего-то очень важного не хватает. Иногда люди говорят, что они «живут не своей жизнью». Ощущение это появляется обычно в 35-40 лет, этот период часто называют кризисом среднего возраста.

Под влиянием неудовлетворенности, человек может что-то поменять в своей жизни. Изменения могут быть по мелочам, как «косметический ремонт», или по крупному: развод, перемена профессии, переезд в другой город. Иногда люди идут к психологу, чтобы вернуть утраченное ощущение душевного комфорта. Иногда уходят в религию, или заводят какое-нибудь хобби. Иногда, после неудачных попыток что-то изменить в жизни, начинают пит

Система образования и СМИ программируют людей таким образом, чтобы сделать из них послушных потребителей, которые будут лить воду на жернова экономики и производить потомство. Жизненные ориентиры большинства людей сформированы социумом, а не самим человеком. Они усвоены в результате внушения, вместо того, чтобы быть результатом собственной внутренней активности.

Именно поэтому, тратя жизнь на достижение внушенных целей, люди испытывают лишь кратковременное удовлетворение, когда их достигнут. Воспринимая окружающий мир и самих себя через призму усвоенных социальных стереотипов, они не могут «заглянуть в свое сердце» и понять, что нужно им для обретения гармонии и счастья.

Большинство людей «плывут по течению». Они не ставят перед собой долгосрочных целей, не создают творчески перспективу своего будущего. Вместо этого они реагируют на потребности и стимулы текущего момента (нужны деньги на еду, начальник дал задание, друзья попросили помочь). Можно сказать, они живут исключительно сегодняшним днем. Они не умеют работать на перспективу, вкладывать долговременные усилия в проекты, не приносящие немедленной отдачи. Поэтому достигаемые ими результаты не отличаются масштабностью, и не дают возможности испытывать чувство гордости[1 - Гордый – исполненный чувства своего достоинства, сознающий свое превосходство (словарь Ушакова).].

Некоторые люди придумывают себе цели, записывают и начинают мечтать об их достижении. Обычно это происходит на всяческих тренингах. Однако жизнь этих людей в большинстве случаев остается прежней. Причин несколько.

1) Придуманные на тренинге цели воспроизводят усвоенные социальные стереотипы (дорогие машины, квартиры, вещи, успех…), они не соответствуют глубинным потребностям души.

2) Такие цели входят в противоречие с реальной жизненной практикой человека. Другими словами, для деятельности по достижению цели может не найтись места в жизни (времени, денег, поддержки окружения).

3) Человек не способен долго удерживать цель в фокусе внимания, и вскоре переключается на другие занятия.

4) Цель не переводится в проект. Она остается декларацией, вызывающей приятные эмоции, когда человек о ней фантазирует. Реалистичные планы по достижению цели и оценка необходимых ресурсов не производится.

Поэтому в большинстве случаев благие намерения изменить жизнь так и остаются фантазиями. От составления списка целей ничего не меняется. Многие «имеют» цели и при этом не все к ним движутся. Целеустремленность не равна целеобладанию.

Кризис среднего возраста, неудовлетворенность, ощущение «не своей жизни», – это закономерные следствия жизни по навязанному сценарию. В основе сценария лежат родительские и социальные программы, управляющие человеком без его сознательного контроля. Человек вообще не осознает, что эти программы есть, что они влияют на его решения и, в конечном счете, определяют его судьбу.

Что же делать?

Как освободиться от влияния заложенного в нас сценария, и преодолеть навязанную судьбу?

Как стать автором, творцом своей жизни, хозяином своей судьбы?

В этом, я уверен, вам поможет моя книга.

Это книга о том, как построить жизнь, согласующуюся с глубинными устремлениями вашего сердца.

В ней вы найдете информацию, которая позволит вам по-новому взглянуть на свою жизнь, и, возможно, поставить под сомнение то, что раньше казалось само собой разумеющейся «истиной».

В ней вы найдете упражнения, выполняя которые, вы создадите образ своего будущего. Вдохновляющего и привлекательного будущего, в котором вы захотите оказаться, причем этот образ будущего будет реалистичным. Вам захочется воплотить его в реальность, и у вас будут все возможности для этого.

Желаю вам интересного, увлекательного чтения, и конкретных, практических изменений к лучшему, которые вы обязательно совершите.

Глава 1. Обыкновенная стандартная жизнь

Как живет типичный обыватель

Прежде, чем создавать проект жизни, ставить какие-либо цели и достигать их, стоит разобраться в том, как живет большинство людей в современном обществе. В российском обществе начала XXI века, другого общества лично я, к сожалению, не знаю. При этом мне кажется, если рассматривать какие-то другие культуры в других странах, картина окажется во многом очень сходной.

Чтобы показать, как в большинстве своем живут люди, я использую несколько метафор.

Движется туда, куда его направляют

Человек и его жизнь чем-то похожи на шарик, который в далеком детстве запустили катиться по какой-то поверхности. Шарик взяли, поставили в определенное место и щелкнули по нему. Задали ему направление и энергию движения, все это в физике именуется «импульсом». И шарик покатился.

Давайте представим себя таким вот катящимся шариком. Наше положение на поверхности все время меняется, меняются наши координаты. Если вокруг есть какие-то элементы пейзажа, они проносятся мимо, так что мы постоянно видим что-то новое. И мы радуемся, что постоянно прогрессируем и движемся вперед.

Поверхность кое-где имеет неровности, и, перекатываясь через такую неровность, шарик слегка меняет направление. И мы радуемся, что в нашей жизни наступили перемены, которые, как нам кажется, произвели мы сами.

На самом же деле, и начальное направление, и скорость движения, и возможные перемены траектории, нам заданы. Заданы изначально тем, кто толкнул шарик (родители и система образования) и формой поверхности (внешние обстоятельства и социальные условия). К сожалению, шарик (то есть мы с вами) этого в большинстве случаев не осознает. Ему кажется, что он сам выбирает, куда ему катиться.

Смысл этой метафоры в том, что, как правило, люди преследуют в своей жизни и часто достигают не своих аутентичных (подлинных) целей, которые сформировались в результате внутренней активности человека. Напротив, они стремятся к тому, что им внушено и навязано родителями, школой, средствами массовой информации.

Или, как вариант, компенсируют то, что не дополучили в детстве. Вот хрестоматийный пример. В детстве ребенок ощущал недостаток родительского внимания и любви. И, уже будучи взрослым, ищет замену этой любви. При этом он может ставить себе совершенно разные цели: от выйти замуж или жениться по «безумной любви» до большого числа половых партнеров. Человеку кажется, что он всего этого хочет, что ему это нужно, и сделает его счастливым. При этом, его цели определяются опытом детства. Там, в детстве, не хватало любви, и во взрослом состоянии человек старается это компенсировать.

Топчется на месте

Следующая метафора, точнее, развитие метафоры шарика, – это образ броуновского движения. Когда шариков много и они друг с другом сталкиваются, в результате чего меняют свои траектории. Потом снова сталкиваются с другими шариками, опять меняют траектории, толкают другие шарики…

Если представить себя шариком, то нам покажется, что мы находимся в гуще жизни, на что-то или на кого-то влияем, перед нами открываются какие-то новые возможности, мы как-то на них реагируем…

А если посмотреть на это все сверху, со стороны, мы увидим полнейший хаос. И, что самое главное, все шарики, в конечном итоге, топчутся на очень замкнутом пространстве, движутся по какой-то небольшой площадке. Прямо, вправо, влево, назад и так далее. Поступательного движения вперед на какую-то заметную дистанцию не происходит. Чтобы шарик смог двигаться куда-то вперед и вдаль, ему нужно сначала выйти из этой толчеи.

Плывет по течению

«Плыть по течению» – это фразеологизм. Различные фразеологические словари сходятся в том, что он означает «занимать пассивную жизненную позицию, подчиняться сложившимся обстоятельствам».

Давайте посмотрим, что означают эти слова, «плыть по течению», с точки зрения психологии, а не фразеологии.

На мой взгляд, привычка «плыть по течению» означает отсутствие у человека долгосрочных целей в качестве жизненных ориентиров. Долгосрочных – это значит, требующих для реализации от 2 лет и более.

Функцию жизненных ориентиров для такого человека выполняют:

– устоявшиеся привычки (часто вредные);