banner banner banner
Автодом. О чем не расскажут в автосалоне
Автодом. О чем не расскажут в автосалоне
Оценить:
 Рейтинг: 0

Автодом. О чем не расскажут в автосалоне


В 1961 году «Mikafa» начинает выпуск автодомов, на шасси гамбургской компании «Tempo». Позже используются базовые шасси автомобилей «Mercedes», «Opel», «Fiat», «Borgward», «Magirus» и другие. Дома на колёсах «Mikafa» прославились как высококлассные кемперы: ведь на них устанавливаются двигатели «BMW V8», и просто, 4-цилиндровые моторы «Porsche 356 A», который вытягивал 75 л.с. из 1,6 литра рабочего объема. Автодома под брендом «Mikafa» производятся до конца 1980-х годов. Все они изготавливаются вручную, и строятся, в основном, с учетом пожеланий заказчика. Так что почти каждый автомобиль был и остается уникальным. Из-за высокой цены, оправданной отменным качеством изготовления и оптимальным оснащением, автодома «Mikafa» никогда не пользовались большей популярностью, но оставили большой след в истории караванинга.

Конец 50-х годов ХХ века – это время, когда в Караванинг смело входят новые идеи для путешествий. История итальянской марки «Laika» началась 58 лет назад. Первые годы освоения космоса, вдохновили итальянца Джовамбаттиста Москардини (Giovambattista Moscardini) на создание бренда «Laika». Название, а также логотип пароды «борзая», в честь первой собаки, погибшей в космосе, становится визитной карточкой компании. 3 ноября 1957 года, в космос полетела собака по имени Лайка (правда, породы «дворняга»). Корабль находится на орбите шесть месяцев и совершив 2,5 тысячи оборотов вокруг Земли, при посадке, просто сгорел в плотных слоях атмосферы. В 1964 году выпускается первый караван «Laika 500», который сам Москардини назвал инновационным, т.к. был выполненный в футуристическом стиле. Его основная особенность в том, что верхнюю часть трейлера можно было опускать во время путешествий при помощи телескопического механизма. В сложенном состоянии такой прицеп обеспечивает лучшую аэродинамику и больший комфорт при вождении. За ним последовало много других моделей, и в 1974 году открывается первый завод в Италии. Начинается переход к промышленному производству техники для караванинга. Всего через несколько лет появляется первый автодом «Laika», серия «Motorpolo». Это первый дом на колесах в длинной и успешной линейке автодомов фирмы. В 1992 году создается самая прочная серия автодомов «Laika»: культовая линейка «Ecovip». А в 1999 году «Laika» входит в немецкую группу «Hymer».

Рисунок 2.12. Первый жилой прицеп «Laika 500». Первый автодом «Laika» серия «Motorpolo».

Во Франции, самым известным брендом является компания «Notin». Производитель автодомов «Notin» отметил свое 100-летие в 2021 году. Эта марка, базирующийся в Паниссьере в Луаре, почти 100 лет разрабатывала и изготавливала караваны, а теперь производит исключительно автодома, которые связаны с определенным французским представлением о роскоши. Но вернемся к истокам. Фрэнсис Нотин строил с 1921 года ярмарочные караваны, сначала на лошадиной тяге, а затем, с 1928 года, построил жилой автомобиль со своим братом Джозефом. В 1933 году братья создают туристический караван по просьбе адвоката из Ниццы. В 1934 году Джозеф Нотин выкупает автомастерскую у своего брата и посвящает себя производству жилых прицепов. Он был первым производителем караванов, который выставился на Парижской ярмарке в 1935 году. Во время Второй мировой войны все производство было свернуто. Но уже в 50-х, 60-х и 70-х годах у «Notin» родилось множество моделей жилых прицепов в диапазоне от 3 до 7 метров.

Рисунок 2.13. Интегрированный автодом «Natin Passe-Partout» на базе «Renault– Goеlette» 1951 г.

В начале 50 -х на шасси «Renault – Goеlette» начинают производиться полу интегрированные автодома. В 1950 году дом на колесах «Natin Passe-Partout» был доступен в трех модификациях: «Cadet», «Junior» и «Senior». Этот «Renault» весом 1000 кг вмещает от двух до шести человек и предлагает почти такой же комфорт, как и современные автомобили.

Рисунок 2.14. Французская марки «Notin»: сверху слева – рекламный буклет к трейлеру «Pub – Caravan», слева внизу – караван «Georges et Jacques», сверху справа – пресс-релиз по караванам компании; внизу справа: СССР, Красная площадь «Bellestar1965».

Семидесятые годы ХХ века вносят свои коррективы в производство техники для путешествий. Нефтяной кризис стремительно развивается и приносит свои плоды. После успешных шестидесятых, в период с 1970 по 1973 г.г, отрасль производства техники для автопутешествий снизилась почти на 27%. Нефтяной кризис коснулся всех автопроизводителей. Многие компании пытаются как-то выжить в новых экономических условиях.

Рисунок 2.15. Субкультура «Хиппи» внесла большой вклад в развитие мирового караванинга.

Тем не менее, на выставке в 1971 году «Essen Caravan Salon» был представлен первый серийный автодом «Hymer». «Мечта на колесах» – так назвала его пресса. «Hymermobil 550» изготавливается на шасси грузовика «Mercedes-Benz L 508 D», и, тем не менее, в период с 1971 по 1972 год, построено и продано 22 единицы. А в общей сложности произведено более 100 шт.[5 - Надо сказать, что «Hymer» строит автодома на отдельном производстве, раздельно от жилых прицепов.] Полностью интегрированный дом на колесах появляется в 1974 году и строится на базе «Mercedes-Benz», от которого осталось лишь лобовое стекло. В том же году «Hymer» получает свою собственную отличительную деталь – это раздвоенное, на спортивный манер, ветровое стекло. Диапазон длины такого автодома колеблется от 5 до 7,5 метров. Объем производства в 1975 году составляет 237 единиц, а к 1978 году превышает уже 1000 штук.

Рисунок 2.16. «Hymermobil 550» («Мечта на крлесах) 1971 г., установленный на шасси «Mercedes-Benz L 508 D». И «Hymer» 1975 г.в.

Еще одним крупным игроком на рынке домов на колесах является бренд «Dethleffs». Компания основана в 1832 году как «Dethleffs KG». Примерно через сто лет после основания компании Арист Деслеффс, сын тогдашнего владельца, во время длительных командировок не хотел обходиться без компании своей жены. В 1931 году он спроектировал для своей семьи первый караван. И спустя год состоялось их первое совместное путешествие. В дальнейшем Арист Деслеффс сосредоточился на выпуске жилых прицепов. В 1977 году бренд «Dethleffs» выпускает первый серийный автодом на шасси «Mercedes-Benz». Однако из-за высокой цены он был интересен лишь небольшой группе покупателей. Дальнейшая попытка построить более дешевый автодом началась в 1983 году, когда компания стала частью концерна «Hymer». Модели автодомов «Dethleffs Pirat» и «Globetrotter» изначально строились на шасси базовых автомобилях «Ford Transit» (модель «Pirate F») и «Fiat Ducato» (модель «Pirate D»). Благодаря низкой закупочной цене базовых автомобилей более доступны для широкой публики. В дополнение к основным базовым шасси, с годами были добавлены и другие автомобили, такие как «Mitsubishi L300», «Volkswagen LT» и, в 2004 году, «Renault Master». Тем не менее, на протяжении всех лет производства автодомов, шасси «Fiat Ducato» и «IVECO Daily» остаются в качестве основы строительства домов на колесах бренда «Dethleffs».

Рисунок 2.17. Слева первый автодом «Dethleffs» 1977 г. в. Справа: «Dethleffs Pirat D».

В отличии от других марок, бренд автодомов «LMC», с не такой уж длинной историей: первые караваны под этим названием строились в период между 1952 и 1955 годах. Производство автодомов началось лишь в 1978 году под маркой «Karmann» с модификации «Lord», «M?nsterland». В 1981 году компания окончательно получила свое нынешнее название: основываясь на инициалах успешных серий «Lord» и «M?nsterland», («Lord M?nsterland Caravan GmbH»). Начиная с 1986 года, альковные автодома выпускаются под названием «Liberty». В 1991 году успешный бренд «LMC» приобретается компанией «Erwin Hymer Group». Однако мало что изменилось при смене собственника, так как «LMC» развивается во многом самостоятельно и остаётся верной собственным ценностям. В настоящее время бренд «LMC» помимо караванов, производит полу интегрированные и полностью интегрированные дома на колесах.

Рисунок 2.18. Слева автодом «Karmann Lord». Справа – «LMC Liberty».

В 1967 году Харальд Стревски (Harald Striewski) основывает компанию «Hobby». И в 1968 году выпускается уже пять различных моделей караванов. В то время Харольд поставил для себя цель – производство и продажа одного каравана в день. И уже к концу 1968 года он добивается именно этого. В 1970 году, имея в общей сложности 42 сотрудника производилось шесть уже караванов в день. В 1974 году все производственные мощности компании сгорели и всего через год, на территории сгоревшей фабрики, были построены новый сборочный цех, швейный цех, офисный комплекс и склад. В 1984 году под брендом «Hobby» создается первый прототип автодома «Hobby 600», премьера которого состоялась в том же году на «Caravan Salon» в Дюссельдорфе. И тогда же было продано 60 единиц, а к 1986 года почти 800 шт. В 1994 году, на новом базовом шасси «Fiat Ducato», производится обновленная модель, уже ставшей классикой «Hobby 600». На сегодняшний день компания «Hobby» остается семейным бизнесом и продолжает развиваться за счет слияний и приобретений. Так, в 1997 году «Hobby» покупает бренд «Fendt».

Рисунок 2.19. Автодома «Hobby 600» 1984 г.в. (слева) и «Hobby 600» 1994 г.в. (справа).

Бренд «Knaus Tabbert» сделал себе имя благодаря высококачественным автодомам. В 1934 году Альфред Табберт основывает фирму «Karosseriebau Alfred Tabbert», которая производит бортовые прицепы. И только в 1953 году компания «Tabbert» представила первый караван, который сразу же становится бестселлером продаж жилых прицепов. А в начале 70-х годов ХХ века «Tabbert» занимает позицию лидера по продаже караванов, предлагая множество различных моделей.

Тем временем, в 1960 году, архитектор Хельмут Кнаус основывает в небольшом баварском городке Марктбрайт (Marktbreit) компанию «Knaus KG», которая с самого начала специализируется на производстве караванов. Первый караван с красивым названием «Schwalbennest» (Ласточкино гнездо) появляется на рынке только через год, и сразу же привлекает к себе внимание, благодаря своей компактной и яйцевидной форме. Он быстро становится известен как «самый маленький караван в мире». До 1996 году «Knaus AG» тесно сотрудничает с «Tabbert AG». И в 2001 году происходит окончательное слияние двух компаний, которое положило начало сегодняшнему названию концерна: «Knaus Tabbert AG». В 2011 году к ним присоединяется компания «Morelo Reisemobile GmbH», производящая дорогие роскошные автодома. Помимо брендов «Knaus» и «Tabbert», концерн также владеет брендами «Weinsberg», «T@b», «Morelo» и компаниями, сдающими в аренду автодома. В то время как «Tabbert» и «T@b» являются брендами только для караванов, «Weinsberg» и «Knaus» производят как караваны, так и дома на колесах. А «Morelo» – это бренд роскошных автодомов «класса А».

Рисунок 2.20. Слева: первый автодом концерна «Knaus Tabbert» бренд «Weinsberg» 1969 г. в. В середине «Weinsberg-Cosmos» 1981 г. в. Справа: первый альковный автодом «Knaus Traveller» 1988 г.в.

Но вернемся в семидесятые годы прошлого века. Стоит отметить, что в 1971 году, в Германии, было зарегистрировано всего 701 автодом. Но уже к 1973 году эта цифра возросла в два раза. А к 1979 году регистрация выросла до 4750 шт. Пока на рынке автодома относятся к верхней ценовой категории, рост незначительный, но подъем отросли уже стал заметен.

Еще одно обстоятельство, стимулирующее рост индустрии автодомов в Европе, – это постановление о кемпингах, изданное в 1974 году. Оно регламентирует все более дефицитные парковочные места: поскольку среди автомобилей были автодома, которые занимают большую площадь парковки, чем легковой автомобиль, то им уже не разрешалось устраивать длительные стоянки за пределами специально выделенной территории. Развитие кемпинговой индустрии, а также независимый отдых, в сочетании с новыми видами спорта, такие как мото и велогонки, сёрфинг, горные лыжи находит все больше последователей. Это приводит рекордному росту индустрии производства автодомов в конце 80-х годов ХХ века. Теперь становиться окончательно ясно, что караванинг имеет самостоятельную форму отдыха. Рынок изменился: ведь тот процесс, который начался в восьмидесятых, продолжается и в девяностых годах. А именно: объединение и укрупнение компаний, чтобы противостоять к более ожесточающемся рыночным требованиям. Таким образом, к концу 90-х, в Германии возникают три группы фирм (концерна), которые производят дома на колесах:

Рисунок 2.17. Концерны, производящие автодома.

В Европе вводятся стандарты DIN, T?V, VDE, электронной безопасности, которые обеспечивают фундамент качественной продукции для производителей караванов и автодомов. Огромное количество дизайнеров получают заказы на моделирование привлекательного, функционального интерьера и внешнего вида техники для караванинга. Происходит унификация и стандартизация оборудования. Изготавливаются модульными системы, при помощи которых появилась возможность моделирования внутреннего пространство кемпера. Автодома и жилые прицепы получают все большую уникальность. Появляются дополнительные аксессуары для домов на колесах и караванов. Такие, как вело и мотоподвески, крепления доски для сёрфинга, приставные палатки и маркизы, мебель для кемпинга. К этому моменту, в Европейском Союзе, практически перевились любители изготовления автодома или жилого прицепа своими силами.

Это основные этапы развития рынка жилых прицепов и автодомов в Европе и Германии. А как же были дела за «Железным занавесом» в странах СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи), созданный после Второй мировой войны? Объединённые в «Восточный блок», а именно: СССР, Чехословакия, Болгария, Югославия, Польша, ГДР, Венгрия, Албания, Румыния, начали восстановление народного хозяйства после войны 1941—1945 гг. Поэтому самостоятельных путешественников было немного, а промышленность по производству жилых прицепов, и тем более автодомов, полностью отсутствует. Границы, строгий паспортный контроль, атмосфера подозрительности – все это становиться непреодолимым препятствием развития автотуризма как в СССР, так и в странах СЭВ. Лишь в Югославии, а ныне в Словении, начинается производство жилых прицепов. Первый караван под маркой «Adria» выходит в 1965 году. Но идея производства дома на колесах витает давно, и в 1969 году регистрируется торговая марка «Adriatik». А первый автодом под этим именем вышел лишь спустя 20 лет. Лишь в 1982 году «Adria» начинает производство первых полу интегрированных автодомов, которое являлось логическим продолжением развития караваностроения компании. В 1982 году изготавливаются два дома на шасси «Renault Master», которые презентовались на выставке в Белграде. В 1984 году построен третий прототип автодома на базе «Renault Traffic».

Рисунок 2.17. Первый полу интегрированный автодом «Адрия» 1982 г.в. и цельнометаллический 2005 г.в

В 1985 году изготавливаются два автодома на базе шасси «Fiat Ducato», которые выставляются на выставке в Турине, Париже и Эссене, и ставшие основой для серийного производства. Произошли изменения и во внешнем облике дома на колесах: вместо угловатых линий нашли свое место округлые очертания, которые способствуют более аэродинамическим характеристикам кузова. На этой же выставке появляется и торговый знак «Adria» с узнаваемой буквой «А». В 1991 году начинается производство первого полу интегрированного автодома с пятью различными раскладками. В 1995 году рождается первый «Adria» VAN, в котором, при постройке используется облегченная фанера. На сегодняшний день компания является одним из лучших брендов в Евросоюзе по производству автодомов и жилых прицепов в соотношении цена-качество.

В 90-х годах прошлого века, СССР и далее в России никакого производства автодомов нет по понятным причинам: развала державы. Но на сегодняшний день, на постсоветском пространстве делаются попытки серийного производства жилых прицепов и автодомов, но пока должного развития эта отрасль не получила. В Белоруссии, завод изотермических кузовов «Купава», производит единичные экземпляры автодомов. В основном «под заказ», различные российские небольшие частные компании изготавливают автодома, караваны и прицепы «Tony House» (Игрушечный домик), только под конкретного заказчика и в единичном экземпляре. Существует единственное крупное предприятие, которое производит технику для караванинга в подмосковной Коломне. Ассортимент компании достаточно широк – это: мобильные домики для кемпингов, жилые модули на европейские пикапы с коротким кузовом и небольшой грузоподъемностью, и полу интегрированные автодома.

Рисунок 2.18. Слева: автодом «Купава» (Беларусь) на базе шасси «Газель». Справа автодом «Хеликс 4200» (Россия) г. Коломна

С 2002 года по сегодняшний день индустрия автодомов в Европе смогла значительно вырасти с короткими перерывами, благодаря очень быстрым ростом цен на нефть и ужесточением контроля в аэропортах. Все больше людей отдают предпочтение путешествию и отдыху в своем личном автодоме или жилом прицепе. Караванинг, как форма отдыха, становится более и более интересным, а производители смелее и инновационнее: изменяются фасады автодомов и караванов, приукрашается дизайн, оптимизируется пространство в интерьере. Все это ведет к увеличению числа караванеров. Каждый год, в Дюссельдорфе (Германия), проходит «Salon-Caravan», где выставляются более 2000 автомобилей и жилых прицепов на любой вкус. И уж если вы намерены приобрести современный караван или автодом, то имеет смысл посетить эту выставку. Там вы найдете все, что пожелаете: от компактных цельнометаллических фургончиков до роскошных лайнеров.[6 - Первый музей автодомов и караванов был открыт в Германии в Бад-Вальдзее в Верхней Швабии в 2011 году. На 6000 квадратных метрах находятся более 80 исторических караванов и автодомов, собранные Эрвином Хумером.]

ГЛАВА 3. КАК СТРОЯТСЯ АВТОДОМА. НЕБОЛЬШАЯ ЭКСКУРСИЯ НА ЗАВОД-ИЗГОТОВИТЕЛЬ

Рисунок 3.0. Рабочий план внутреннего пространства автодома.

Производство любого автодома начинается с выбора шасси. Как вы знаете, автомобили бывают заднее приводными (4х2), переднее приводными (2х4) и полно приводными (4х4). На всех этих колесных формулах могут строятся традиционные дома на колесах. Впрочем, специализированные автодома могут строиться и на других шасси.

Итак, первое, что «бросается в глаза» при посещении предприятия разных производителей – это то, что большинство производственных процессов, на самом деле, имеют довольно много общего. И это не зависит от бренда или конечной цены автодома. Конечно, есть и различия, которые явно начинают проявляться в более дорогих моделях: многие производители техники для караванинга считают, что их машины уникальны и сильно отличаются от своих конкурентов. И все же, при более пристальном внимании, мелочи, которые обычно видны не сразу, показывают, что все автодома в методах сборки, качестве изготовления, и по своему построению очень похожи между собой.

Так что же общего у производителей автодомов? Первое – это то, что большинство из них используют похожие друг на друга шасси и рамы. Второе – почти все применят в производстве одну и туже элементную базу и комплектующие, изготовленные сторонними поставщиками, на разных заводах, не зависящих друг от друга, но работающих по принятым стандартам. Например, на сборочный завод, где строят автодома, отдельно поступают уже готовые изделия: окна, двери, люки, газовая арматура, баки для воды, отопители, холодильники и прочее. Сторонний производитель так же может изготавливать навесное пластиковое оборудование, например, элементы декора и отделки. Кроме того, сами сэндвич-панели для сборки жилого фургона, тоже может производиться и поставляться на предприятие отдельно. И третье – это этапы производства и его порядок: многие технологии строительства автодомов очень похожи на разных заводах – изготовителях.

Самые первые автодома строились на базе стандартных шасси малогабаритных грузовиков.[7 - Да и сегодня некоторые производители домов на колесах «не заморачиваются» заниженном специальном шасси, предназначенным для рамы автодома.] При этом демонтировался грузовой кузов для перевозки грузов, и вместо него устанавливался жилой фургон из фанеры и дерева. При этом можно было не следить за весовой нагрузкой на шасси, ведь изначально – это автомобиль, приспособленный для перевозки грузов. Поэтому, на его месте можно разместить не только сам дом, но и мебель, достаточно тяжелую, без ущерба для грузоподъемности и полной массы автомобиля. Такие автодома делались очень маленькими партиями, и (или) в единичном экземпляре. На тот момент не было никаких особых ограничений, поэтому каждый дом на колесах был сугубо индивидуальным. Со временем появились переднеприводные автомобили, и производство автодомов началось строительство кемперов на таких шасси.[8 - Сейчас они являются самыми распространенными на сегодняшний день.] В этом есть большой плюс: появилась возможность строить дома на колесах длиной до 10 метров. И производители активно пользуются этим преимуществом. Дело в том, что задняя ось такого автомобиля, по своей сути, является обыкновенной тележкой, которую возможно перенести на любое расстояние от кабины. Да и изготовить ее можно, в принципе, любой ширины.[9 - Сразу же отметим, что производство кемперов в Европе сильно отличается по своей концепции от изготовления автодомов и жилых прицепов на Американском континенте. Поэтому мы не будем рассматривать строительство огромных автобусов, прицепов и полуприцепов «fifth wheel».]

Рисунок 3.1. Автодома начала ХХ века на базе грузового автомобиля.

ОБЩИЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ КЛАССОВ АВТОДОМОВ

Сэндвич – панели, применяемые при строительстве автодома.

Современные жилые фургоны производятся из сэндвич – панелей, которые имеют много положительных характеристик, в отличии от металлических и каркасных деревянных конструкций. Например, при достаточно небольшом весе и толщине, сэндвич-панель имеет очень хорошие теплоизоляционные характеристики. Поэтому все современные кузова жилых фургонов делаются из сэндвич-панелей, которые имеют нескольких слоев: наружный – изоляционный и внутренней – декоративный. А между ними – прослойка теплоизоляции.[10 - При необходимости, сэндвич – панель может иметь дополнительно усиление внутри.] Долговечность и прочность стен, крыши и полов определяются используемыми материалами, которые имеют разные параметры.

В спецификации к автодому встречается аббревиатура XPS и EPS. Это характеристики пенополистирола, внутреннего наполнителя сэндвич-панели. По сути, оба материала имеют очень схожие показатели и, даже, обладают почти идентичными свойствами теплопроводности. Но кое-какие отличия все-таки существуют, причем разница может быть принципиальной в процессе эксплуатации автодома. Ведь, если материл впитывает воду, то теряются все теплоизоляционные свойства любого материала. Но, например, XPS -наполнитель не набирает влагу. При сборке жилого фургона из сэндвич-панелей, с применением XPS утеплителя, прежде всего, изменяется климат внутри фургона: повышается влажность в помещении и снижается воздухообмен. А для комфортного проживания в доме на колесах необходима хорошая вентиляция, которая обязательно присутствует в любом жилом помещении. Но в фургонах, собранных из панелей с XPS наполнителем, это прорабатывается особенно тщательно.

У сэндвич-панели с наполнителем EPS, паро-проницаемость точно такая же, как и у дерева. То есть стены, утеплённые EPS, набирают и выводят влагу идентично древесине, как говорится они «дышат». Также EPS является более дешевым утеплителем в сравнении с XPS той же плотности. Именно поэтому окончательная стоимость, автодома одной и той же модели может быть различной.[11 - Как правило интегрированные автодома строятся из сэндвича – панелей с XPS наполнителем, т.к. вентиляция в таких домах хорошо продумана. Сэндвич – панели с EPS наполнителем применяют в более дешевом ценовом сегменте домов на колесах. На практике, как правило, для удешевления своей продукции, производители применяют смешанные типы панелей.]

Стены и пол.

Стандартом в недорогом сегменте является сэндвич-панель с деревянным каркасом. Стеновая панель производится следующим образом: на наружный слой, обычно из тонкого алюминия, наклеиваются деревянные бруски. Они являются закладными, т.к. расположены продольно и поперечно. Пустоты между ними заполняются листами из пенополистирола EPS. Далее приклеивается внутренний декоративный слой. Он может быть как из листового алюминия, так из другого материала. После этого весь «бутерброд» прессуется с добавлением клея. Именно так производят свои сэндвич-панели дочерние предприятия компании «Hymer»: например, «Carado» и «Sunlight». Правда, сэндвич-панели с наполнителем EPS имеют недостаток: если стена повреждена, и вода проникает во внутрь, то он впитывает и поглощает воду. Ведь этот материал ведет себя так же, как дерево. Если закладные внутри сэндвич-панели впитали влагу, то это легко выявить по неровной, слегка волнистой поверхности внешней стены и запаху гниения внутри жилого фургона.

Рисунок 3.2. Слева- каркас из деревянных брусков стены каравана. Справа – готовые панели будущего «Bimobil».

В более дорогом варианте, например при постройке автодома «класса А» производители обходятся без древесины в стенах, и для утепления применяют водоотталкивающий пенополистирол XPS. Например, в «Carthago», «Laika» или «Frankia». Этот материал не впитывает воду, даже, если внешний наружный слой поврежден. Вместо деревянных брусков, в особо напряженных участках корпуса фургона, устанавливаются полосы из высокопрочного полиуретана, например, для винтовых угловых соединений. В сегменте «класса А» стены часто состоят из сэндвича – панелей, где алюминиевые листы приклеены с обеих сторон водоотталкивающего пенополистирола XPS. А те поверхности, которые видны в интерьере и не скрыты мебелью, обычно отделываются тканью или утепляются декоративным войлоком.[12 - Забегая вперед, скажем, что все автодома, изготовленные из таких сэндвич-панелей имеют отличную вентиляцию всего фургона.]

Рисунок 3.3. Сэндвич – панели «класса А»: слева – стеновая панель (1, 2 – алюминиевые листы, 3 – высокопрочный полиуретан (ребро жесткости), 4 – пенополистирол XPS). Справа – панель пола (1 – Противоскользящий ПВХ, 2 – пенополистирол XPS, 3 – высокопрочный полиуретан, 4 – пластик, армированный стекловолокном.

Основной пол автодома, который крепится к раме, также является сэндвич-панелью и часто производится с наполнителем EPS и водоотталкивающей фанерой, приклеенной с наружной и внутренней стороны. Панели, которые изготавливаются для автодомов более высокой ценовой категории, более лучшего качества, и в них используется водоотталкивающий наполнитель XPS и слой стеклопластика, предназначенный для защиты от воды и грязи снаружи.

Но при производстве довольно часто встречается сочетание различных техник и материалов при строительстве жилого фургона из сэндвич-панелей. Такие производители, как «Knaus», «Hobby» или «Eura Mobil», используют высококачественный и водоотталкивающий пенополистирол XPS для крыши и пола, и одновременно производя стены простым EPS – наполнителем.

В тоже время, для своих партнеров концерн «HYMER» запатентовал сэндвич-панель под названием «PUAL». По словам компании – это «превосходная изоляция, обеспечиваемая пенополиуретаном с закрытыми ячейками, гарантирует комфортную температуру летом, и уютное тепло в холодные месяцы». Первое поколение боковых стен «PUAL» состояло из алюминиевой наружной обшивки, водоотталкивающего наполнителя XPS и высококачественной фанеры внутри. Второе поколение «PUAL» оснащено алюминиевой внутренней и внешней обшивкой, улучшенным составом пены XPS и 100% без древесной конструкции. Алюминий на внутренней стене обеспечивает равномерное и быстрое распределение тепла. Сэндвич панель «PUAL» толщиной 30 мм соответствует теплоизоляции кирпичной кладки толщиной 68 см. А для панели толщиной 35 мм аналогично стене в 80 см.