Камарупа-бхакти, а также поклонение, или практика преданности в духе камануга-бхакти, имеет определённую, особенную форму Шри Кришны, наделённую особенными атрибутами, которые весьма благоприятны для развития такого рода Бхакти. В своём комментарии на третий стих Шри Кришна-Карнамритам, Шрипада Кришнадас Кавирадж Госвами утверждает:
«Этот Шри Кришна развлекает неисчислимых богинь удачи; Он – Возлюбленный Шримати Радхарани и околдовывает даже самого Камадева, бога любви. Он – источник бесчисленных богов любви в Его бесчисленных вселенных. Только от одного Него они все получили рождение своё. Шри Прадйумна, Первый из Чатур-вйухи, является изначальным Камадевом, и это Его экспансии наполняют вселенные. Они – ствол и ветви, произрастающие из изначального семени. Листья представляют мирских богов влечения, кои лишь часть являют изначальной энергии, что в семени заключена, т. е., в Кришне. Таким образом, вечно юный новый Камадев Шри Вриндавана – это коренная причина всех богов любви, как божественных, так и мирских.»
Человеку не следует ошибочно полагать, что Сам Говинда имеет какое-либо соприкосновение с мирским Эросом в Себе. В Чаитанйа Чаритамрите ясно утверждается, что Шри Кришна подобен Солнцу, тогда как материальная природа приравнена была ко тьме. Там, где находится Шри Кришна, туда иллюзия не смеет приближаться. Подобное утверждает и Шримад Бхагавата (1.1.1): «Верховная Истина, на Которую медитирую я, всегда свободна от материальной скверны, благодаря силе Личного божественного сияния (дхамна свена сада нираста-кухакам).» Любовь Гопи просто известна под именем – «кама», что ясно утверждается в Бхакти Расамрита Синдху (1.2.285) ю
Шри Кришна – это Источник всего бытия, как духовного, так и материального; без Его воли, или одобрения, даже листочек на ветке, двинуться не сможет. «Материальная природа не имеет способности творить, поскольку груба и бессознательна, только тогда, когда Шри Кришна милостиво вселит в неё энергию, только тогда она станет способною творить.» Таким образом, также, как посредством Его энергии те все духовные и материальные вселенные начинают существование, то также, в Нём одном энергии те, что названы «влечения богами», или Камадевы, творение своё имеют. Те боги также имеют ещё одно определение – «Манматха», или: «Тревожитель (букв. – взбиватель) ума», но изначальна чарующая ум энергия принадлежит Ему. Он – прибежище всех этих потенций, равно как и прибежище всей материальной природы, безо всякой материальной скверны на Нём, где бы то ни было.
В Агама-шастрах есть предписание для поклонения Господу Шри Кришне с мантрой, известной как – «кама-гайатри», с семенем мантры, именуемым – «кама» (клинг). Практика этих мантр – это медитация на Шри Кришну, как на «Смущающего (букв. – сбивающего с толку) Камадеву, Он очаровывает миллионы богов любви; Он привлекает неисчислимые умы; Он – океан сладчайшего, словно нектар, очарования. Те великие, чувствующие души, кто в силах достичь высочайших уровней преданного достоинства, созерцают Его таковым. Он – развлекающийся шаловливый пастушок сокровенной земли Шри Вриндавана; Он – источник всех инкарнаций Божества, но, в особенности, Он – источник всех проявлений сладости. Поэтому, писатели многих писаний славят Его в Его прекрасной, тёмной форме в кругу танца:
«Вся слава кругу танца, где вечно звучат в унисон – горн учтивости Господа и барабан благой удачи Радхи!»
Вне танца Раса произошло то, что Господь того танца и воплощение Махабхавы, соединились вместе, чтобы стать Шри Чаитанйей – Прекрасной Золотой формой Бога, Гаура-Сундарой. Он – это ни Кто иной, как Сам Шри Кришна в настроении Шримати Радхарани. Полностью погружённый в настроение это, Тот Шри Гаура-Сундара сказал Шри Санатане Госвами:
«Санатана! Просто узри Господа сладость!
Сладко-звучащее море из мёда,
Коего ум мой всегда страстно так жаждет,
Пришёл он (ум) на берег моря того и сел, в ожидании,
Считая, что быстро он выпьет его,
Но знать ему суждено – тому никогда не случиться.
Несчастье пришло под личиной врача,
И даже капли ему не позволил,
Не обращая внимания на его плач.
Молю, расскажи, может ли сладость быть ещё слаще?
И затем более сладкая сладость – ещё совершенней?
Лишь капля её заполнила всё мирозданье,
Всех погружая в мёд тот прекрасный;
Во сладости направления все повстречались,
Соединяясь друг с другом.
Улыбчивые камфоры лучи касались Его губ,
Улыбка тает на Его устах неясных и,
Капая, насильно входит в уши всего небосвода,
Чаруя и восторгая, пленит она сердце у всех,
Особо у всех юных дев.
Просто послушай о флейты сладком пороке!
Она похищает жену прямо из мужа сладких объятий,
Рушит женскую дхарму и все их благие обеты.
И даже Лакшми взволнована на небесах,
На что же надеяться нам, бедным Гопи, чтобы лик наш спасти?
Она срывает одежды невест, прямо пред их женихами,
Заставляет оставить дела все по дому без завершения;
И, словно кукол, плясать их всех заставляет,
Заставив забыть страх, стыд и всё остальное,
после тащит туда их, где лотосы-улыбок Господа цветут.
Руки Шри Кришны, как драгоценные стержни из стали,
Нет, то не руки, но чёрные кобры, что проникают в щель между грудей у Гопи,
Чтобы пронзить их сердца и клыкам своим дать отдохнуть, и
Чтобы рану оставить, которую вылечить сможет лишь Он.
Бог вожделенного влечения, Камадев, господствующий над сердцами Гопи, воплощён в Самом Шри Кришне. «Он – трансцендентный, вечно юный Камадев Вриндавана.» В материальном мире, похоть властвует в сердце каждого создания, создавая эгоистический заменитель любви, который приведёт к привязанности к членам противоположного пола. Действительное влечение вообще не относится к индивидуальному вовлечению, но скорее, последующее действие создаётся внутренним эротическим импульсом. Однако, в случае Гопи, кто посвящены и пребывают во власти Верховного Бога Любви, то их внутренний импульс и объект того импульса – не отличаются друг ото друга. Они любят Шри Кришну, как внутренне, так и внешне; нет никакой третьей силы, именуемой – похоть, которая бы их побуждала. Побуждающая сила и её объект – едины.
В беседе Шри Рамананда Райи и Шримана Махапрабху, приведённой в Шри Чаитанйа Чаритамрите, можно найти следующий отрывок:
«Шри Кришна пленяет сердце каждого живущего создания, включая Его Самого, потому что Он принял форму воплощения любовного чувства (букв. – романтического чувства) … Сознание всех Он привлекает, не важно мужеское оно, или женское, недвижимое, или подвижное; Он даже смущает ум Камадева… Характер Шри Кришны – это дхира-лалита, или чарующий любовник, и единственное, чем занят Он – это любовные игры.»
В своей Хари-кусума-ставе, Шрипада Рупа Госвами пишет:
«Я предлагаю поклоны Ему, Кто есть древо желаний блага всего для благонравных, Кто имеет цветочные стрелы, кои сердца пронзают всех прекрасных юных дев, Кто наилучший защитник для тех, кто Его прибежище приняли, и Кто – пылающее солнце, иссушающее лилии нечестивых пороков!»
В Бхагавата Пуране:
«Ох Гопи! Когда Кришна помещает Свою левую щёку на левое Своё плечо и заставляет Свои брови танцевать, Он упокоил Свою флейту у сладких Своих губ и теперь играет на ней Своими изящными пальцами, тогда же бёдра Его были скрещены в Его трижды-согнутой форме, благодаря которой, Он три имени обрёл: Трибанга-лалита – „Тот, Кто чарует, стоя в этой пленительной изогнутой позе“, Трийаг-грива – „Тот, Кто стоит с шеей, что согнута горизонтально“, и Траилокйа-мохана – „Чарующий три мира“.»
Последующий стих из Шри Бхагаваты, таков:
«Когда совершенные существа слышат песнь флейты Шри Кришны, они, как и жёны их, становятся восхищены. И тогда смущаются они, из-за присутствия в сердцах у них, стрелы Камадева (бог любви), они, став сбиты с толку, даже не замечают, что их нижние одежды (букв. – одежды на талии) развязались из-за эротического влияния мелодии флейты.»
Комментарий Шрипады Вишванатхи Чакраварти на этот стих, хранит характеристики Шри Кришны, как «Очаровывающего все три мира», а также, Его эротическое влияние на богов и богинь:
(Жёны богов, следующим образом стали изумлены:) «Ох! Ранее нас никогда не пронзала такая мощная чарующая сила, как та, которой эта флейта обладает, поскольку она смутила нас, несмотря на то, что мы – самые благонравные.» Мужья же их примерно также рассуждают: «Мы – мужчины, но всё же, флейты песнь смущает так нас, что в нас возникло женское к ней расположение.»
Видя цветочные стрелы бога любви, что принесли в них желание к Кришне, полубогини сказали: «Ох стрелы желания Кришны, мы все предаём вам наши умы; скорее пронзите же их! Мы по ветру пустили всю нашу верность; по доброте Своей Кришна может свободно с нами сближаться.» В то же время, также рассуждают мужья их: «Мы отвергаем всю нашу мужскую природу и богов положение наше; пусть же Шри Кришна, незамедлительно, здесь в Шри Вриндаване, даст нам пастушек тела, чтобы смогли мы привести к совершенству все наши чувства к Нему.»
Посредством всех этих разных определений, пытаемся мы передать идею Шри Кришны в Его положении объекта эротической привязанности, или мадхура-расы. Теперь же, мы приступаем к ашрайа-таттве.
Шри Шри Манджари Сварупа Нирупана
1.4
Девушки-пастушки Вриндавана являются вместилищами совершенной привязанности
В Бхакти Расамрита Синдху, в главе о эротическом сокровенном восторге, есть следующее утверждение:
«В этой мадхура-расе, основой является Кришна и Его возлюбленные, чьи брови прекрасны. Там Шри Кришна – это объект любовной привязанности, обладатель уникальных составляющих красоты, искусных и пленительных движений, изысканного остроумия и пр. Наиболее превосходными вместилищами любви той, являются дорогие пастушки Вриндавана.»
У Кришны, воплощения Эроса и Царя сокровенного восторга, есть всегда желания утех любовных; для удовлетворения желаний этих, есть соответствующее состояние бытия, природно функционирующее с составляющими страстного (букв. – похотливого) отношения и последующих действий. Это состояние бытия словно воплотилось, став известным по имени – «Гопи».
Гопи являются воплощениями внутренней Личной энергии Господа; все их чувства существуют только для наслаждения Верховного Господа; они – сама жизнь Верховного Наслаждающегося. От самых своих подошв и до кончиков волос, они сотворены из таких материалов, которые предназначены для исполнения Его желаний. Среди всех Гопи, Шримати Радхарани особенно сконструирована (букв.). «Она – Сама форма божественной любви; всё Её тело пропитано божественной любовью; во всём творении Она известна, как самая дорогая Возлюбленная Кришны. Её поклонение Ему состоит из исполнения каждого Его желания.»
Если два зеркала расположить лицом друг к другу, то любой объект, помещённый между ними, одновременно отражается в обоих; подобно этому, желания любовного союза, что мгновенно возникают и в Гопи, и в Шри Кришне. Это – вечный факт, тем не менее, эта любовь всегда увеличивается и становится, всё более и более, свежа. Природа любви Шри Радхи состоит в том, что она беспредельно велика, но продолжает увеличиваться и обновляться каждое мгновение. Любовь Шри Радхи настолько огромна, что нет более места для роста её, но она всё равно увеличивается каждый миг.
Когда кто-то ест, то его голод соответственно уменьшается, итак, еда и голод имеют взаимно-деструктивные отношения. С другой стороны, рассматривая уникальную природу духовной любви, то желание и объект здесь являются причиной увеличения друг друга. Любовь Гопи питает сладость Шри Кришны и, возрастая, их любовь становится тогда в высшей степени довольна. Однако, их страстное стремление никогда полностью не утихает, но увеличивается непрестанно. Если же им случается разлучиться с Ним, хотя бы на долю секунды, то им кажется, что прошли эпохи. Сладость Шри Кришны, стоя пред зеркалами умов Гопи, на каждом шагу увеличивает свои свежесть и новизну; их любовь и Его сладость состязаются друг с другом, понимая, что могут ещё больше увеличиться и, никто из них не хочет поражение принять. Они – вечно свежи, бесконечны и друг друга насыщают!
Шри Шри Манджари Сварупа Нирупана
1.5
Доминирующее настроение эротической божественной любви
В литературе Ваишнавов, доминирующее настроение эротической божественной любви имеет разнообразные имена. Наиболее общепринятым именем, полученным из Санскритских писаний по Дхарме, является – «мадхура-рати» (сладкая привязанность). В Бхакти Расамрита Синдху, Шри Рупа Госвамипад, помимо этого, определил особое качество любви, найденное в Гопи Вриндавана, как самартха-рати (полноправная привязанность) и дал ей имя – «кама-рупа бхакти» (преданность в форме желания). Здесь мы приведём пример обсуждений в литературе этих трёх терминов.
1.5.1 Мадхура-рати
«Мадхура-рати» является первым определением, данным Шри Рупой Госвами в Бхакти Расамрита Синдху:
Изначальной причиной занятости Шри Кришны и лоне-оких красавиц Враджа, в восьми типах союза (самбхога), начиная с медитации и лицезрения, является любовное чувство, что обитает в грудях тех красавиц Враджа. То, оберегаемое ими, чувство, которого объектом является Шри Кришна, достигая восторженного исполнения (расатва) наслаждает обе партии. Эта любовная привязанность (называемая здесь прийата), также известна под именем – «мадхура-рати». Признаки её, или проявления – неисчислимы; они включают в себя: взгляды искоса, движения бровей, сладкие слова, улыбки и т. д.
Какова же причина «восьми типов союза»?
Шри Джива Госвамипад, в своём комментарии на этот стих, пишет, что это есть желание подобного союза, т. е., сильное желание одной партии столкнуться с другой, любым возможным способом.
Когда и почему возникает подобное желание?
Для Шри Кришны и Гопи, оно вечно существует. Именно, все игры Господа совершались, подобно человеческому образу действий, о чём сказано в обоих, и в Шри Чаитанйа Чаритамрите: «Господь по-человечески развлекался и был полностью погружён в человеческие действия», и в Шри Веданта-Даршана (2.1.33): локава'ту лила-каивалйам – «Господь подобен человеческому существу, погружённому исключительно в Свою собственную игру.» Это означает, что как и человеческие существа, Гопи и Шри Кришна, любили друг друга, традиционно и так, словно это было впервые (букв., словно не было отношений ранее).
В этой связи, особенно важным для преданного кандидата, является сосредоточение на знании изначальных причин рождения чувств Гопи к Шри Кришне; причины же проявления чувств Шри Кришны – менее важно.
Первое проявление любовных чувств называется – «бхава». Хотя Гопи и чувствуют к Шри Кришне любовь общего характера, всё же, только когда они достигли более зрелого возраста, Камадев заставил Его внешний вид и чувства Гопи принять особенные эротические характеристики. Только в это время, их любовь стала квалифицироваться, как романтическая, или – мадхура рати.
В Шри Уджджвала Ниламани, бхава характеризована следующим образом: «Признаки первой трансформации пробуждают романтические чувства в, до того неизменном и простом, уме, которые называются – „бхава“.»
В связи с этим, Шрипада Вишванатха Чакраварти поясняет, что Шрила Рупа Госвами дал имя – «самартха-рати» (не специфическое, общее чувство любви), вечной и само-проявленной любви Гопи к Шри Кришне, как она существовала с их рождения и до их половой зрелости. Когда, во время проявления игр Шри Кришны в материальной вселенной, Гопи достигли юности, тогда появились у них эротические чувства к Нему и они развили желание доставить Ему удовольствие, отдав Ему свои тела для наслаждения. Только по достижении таких метаморфоз, то их чувство стало удостоено имени – «мадхура-рати».
Данное выше, определение бхавы находится в Шри Уджджвала Ниламани, в главе о анубхавах, или сопутствующих эмоций. Там оно обозначено, как украшение, или аланкара. Что особенно относится к первому внешнему проявлению чувства (посредством коего, слово бхава переведено более точно), когда бог любви вступает во право на стадии юности, как то описано Шри Видйапати:
«Как же пышно юность расцвела! Очи Радхи томные взоры бросают:
Застенчивость Её развилась, а улыбка стала сладкой.
Теперь Она зеркало взяла, чтобы одеться и Себя украсить,
когда интересуется у Своих подруг о разновидностях утех любовных.
1.5.2 Самартха-рати
Доминирующему настроению эротического сокровенного восторга, также дано имя – самартха рати (полноправная привязанность). Шри Кришна – это величайший любовник в сверх-естественных романтических делах сокровенной земли Шри Вриндавана и там, верховными, среди тех дев, кто Его любит, являются девушки-пастушки. Здесь приведён комментарий Шрилы Вишванатха Чакравартипада, в своём комментарии на Уджджвала Ниламани, несколько подробнее открывает смысл самартха-рати:
Эта самартха-рати необычайно могущественна и вечно существует в Гопи; а потому она не зависит ни от какой другой причины, такой как слушание о качествах Шри Кришны, и пр. Она существует в них даже до их достижения юности, сначала общим, или нечётким образом. Так они любят Шри Кришну всеми своими сердцами, и все действия их чувств предназначены только для Его удовлетворения. Впоследствии, в проявленной лиле, когда они достигли подходящего возраста и возникает сексуальное желание, они развивают к Нему особую привязанность. В их умах возникает желание физического общения со Шри Кришной, кое также предназначалось только для Его удовольствия. Поэтому, нет отличия, кое бы существовало меж их личным стремлением эротического контакта с Ним и любовью к Нему; двое слились в единую идентичность. Такое слияние этих двух настроений, возможно только в Гопи Вриндавана, и не существуют где бы то ни было. Это есть признак их компетенции и делает их любовь к Шри Кришне достойной имени – самартха рати. С самого времени достижения ими девичества, они желали служить Господу посредством дара их собственных тел – таков был их обет; таким образом эта их любовь известна, как мадхура рати.
И снова, в той же книге, комментируя далее Удж. Нил. (14.51), Шрипада Вишванатха расширяет значение термина самартха рати:
Из-за того, что желание эротической любви Гопи было расплавлено их самозабвенной привязанности к Шри Кришне и не имеет даже мельчайшего намёка эгоцентричности, она названа полноправной привязанностью.
Полноправна в каких отношениях?
Прежде всего, она полноправна, или компетентна, для приручения их возлюбленного, Верховного Господа, Шри Кришну и привести Его к полной покорности. Во-вторых, она даёт им право в полной мере наслаждаться Его формой. Качествами, талантами и сладостью, так как не может никто другой. В третьих, она компетентна смутить и изумить Шри Кришну, даже когда Он Сам наделяет их пониманием Себя. В четвёртых, она настолько могущественна, что заставляет уже необычайные качества Шри Кришны, Его формы, таланты и пр., являть всё большую и большую свежесть, увеличивая так их и без того беспредельное превосходство. Поэтому, имя – «компетентная привязанность», или «самартха-рати» является очень соответствующим.
В Бхагавата Пуране, (10.47.61), Шри Уддхава утверждает, что из-за того, что они достигли высочайшего уровня привязанности к Шри Кришне, пастушки Враджа были компетентны (способны) отвергнуть своих родных, равно как и путь общепринятой морали, невзирая на трудности, сопутствующие такому отречению.
Принимая этот путь необычайной привязанности, они нашли превосходный процесс достижения Мукунды, дарующего освобождение. Этот превосходный процесс иском был Шрути, наиболее возвышенной части писаний, но были они не способны открыть его. Другими словами, такая интенсивная страсть находится вне общих стандартов поведения, данных Ведами. Тем не менее, то, что объект поиска писаний, безусловно является верховной экстатичной, вечной, духовной истиной, и никак иначе.
Определение самартха рати, данное Шри Рупой Госвами, таково:
«Согласно школе эстетичности, привязанность, известная как самартха-рати, характеризована, как превосходящая все другие привязанности, такие как садхарани и саманджаса, из-за своего спонтанного и само-проявленного характера. Она компетентна контролировать Шри Кришну из-за своей интенсивности: она привносит чувственность и соединяется с само-забвенной любовью. Она взрывается существованием по мельчайшему поводу, будь-то одна с другой госпожой Господа, или же звук имени, и пр. Даже легчайшее благоухание этой самартха рати заставляет личность быть вне всех рассуждений семьи, религии, скромности и не обращать внимания на любые препятствия для такого отречения. Она – самый интенсивный вид любви и он настолько обширен, что другие привязанности не могут сосуществовать с ней.
1.5.3 Кама-рупа бхакти
Эта любовь Гопи, как ранее было упомянута, известна по имени – «кама», или желание, или же, согласно Шри Рупе Госвами, посредством более длинного термина – «кама-рупа рагатмика-бхати», или страстная преданность, что принимает форму (сексуального) желания». Эта вариация преданности существует только в одних Гопи. Шри Джива Госвамин добавляет, в своём комментарии, что слово – «кама», обычно относится к желанию собственного наслаждения чувств. Хотя это обычно подразумевает грубую телесную деятельность, чувственное желание также имеет тонкий, или психологический аспект. Менталитет Гопи, таков: «Пусть же Кришна обретёт счастье от меня», и из-за интенсивности того внутреннего чувства, их внешние действия, такие как поцелуи, объятия и пр., также преобразовываются в истинные само-забвенные действия привязанности, или любви. Такова компетентность, которая заслуживает титула – самартха рати, под коим она также стала известна.
Следующий пример взят из «Нектара размышлений о Шри Кришне» (Шри Кришна-бхаванамрита, 9.65), где описано, что когда Божественная Чета впервые встретились для Их дневных развлечений, Они обнялись и начали обмениваться поцелуями и ласками. Эти объятия и ласки начали увеличивать красоту Их любви, совсем как лучи луны увеличивают её красоту, хотя и не являлись чем-то отличным от неё. Другими словами, также как луна и её свет – не отличаются друг от друга, также и любовь Радхи и Кришны друг к другу и её проявление в эротической деятельности. Луна и её лучи могут быть отделены для анализа, хотя на самом деле один есть проявление деятельности другого; тоже можно сказать и касательно любви Божественной Четы и таких её проявлений, как объятия, поцелуи и пр., что также равно относится и ко всем другим девушкам Вриндавана. В противоположность \тому, касательно мирских сексуальных дел, такое разделение между внешними проявлениями и внутренним чувством не может быть сделано, поскольку истинного само-забвения в плотских делах не найти. В гимне Шри Рупы Госвами, что содержит 108 Святых Имён Шри Радхи, он называет Её – «Гокулендра-сута-према-кама-бхупендра-паттанам» – «Столица царя вожделению подобной любви к сыну царя Гокулы». Когда Шри Радха ощущает вожделенные желания к Шри Кришне, то надлежит знать, что это чистая любовь, и ничто другое.
Слуги Шри Кришны, Его друзья и родители, также чувствуют к Нему страстную преданность (рагатмика-бхакти). Они также имеют интенсивное стремление соединить свои чувства с Его формой, вкусом, касанием, звуком и ароматом. Это они делают согласно своему положению и склонности. Особые функции эротической любви Гопи состоят в том, что они стремятся коснуться сердец, равно как и соединить каждую часть своих тел с Его. «Моё сердце рыдает о прикосновении к Его сердцу», поют Гопи. Так можно заключить, что спонтанное стремление, или страстная преданность к Шри Кришне достигает своей вершины в настроении Гопи. Таким образом, мы заключили, что нет различия между «кама-рупа бхакти» из Бхакти Расамрита Синдху и «самартха-рати» из Уджджвала Ниламани.
В Прити-сандарбхе (367), Шрила Джива Госвами также описывает самартха-рати, как природное чувство Гопи. «Хотя её внешняя форма и является тем плотским желанием, всё же, это чистая любовь, или према. Та любовь, что Шри Радха чувствует к Шри Кришне, является спонтанной в той степени, что для того, чтобы ощутить Его внутри, снаружи и во все времена, Она не слушает Его имя, что уж говорить о лицезрении Его.» Любовь Шри Радхи – само-проявлена (сватах сиддхах); она не возникает ни из какого источника. Так Шри Радха и Гопи обладают не принуждаемым, природным стремлением ощущать красоту тела Шри Кришны, Его аромат, звук Его голоса и флейты, вкус Его губ и ощущение Его объятий – и всё только для Его удовольствия! Таким образом, самартха-рати и самбхогеччха-майи кама-рупа бхакти означают интенсивное желание союза каждой части их тел с таковыми Его, и для Его удовольствия.