banner banner banner
Манджари Сварупа Нирупана
Манджари Сварупа Нирупана
Оценить:
 Рейтинг: 0

Манджари Сварупа Нирупана


1.5.2 Самартха-рати

Доминирующему настроению эротического сокровенного восторга, также дано имя – самартха рати (полноправная привязанность). Шри Кришна – это величайший любовник в сверх-естественных романтических делах сокровенной земли Шри Вриндавана и там, верховными, среди тех дев, кто Его любит, являются девушки-пастушки. Здесь приведён комментарий Шрилы Вишванатха Чакравартипада, в своём комментарии на Уджджвала Ниламани, несколько подробнее открывает смысл самартха-рати:

Эта самартха-рати необычайно могущественна и вечно существует в Гопи; а потому она не зависит ни от какой другой причины, такой как слушание о качествах Шри Кришны, и пр. Она существует в них даже до их достижения юности, сначала общим, или нечётким образом. Так они любят Шри Кришну всеми своими сердцами, и все действия их чувств предназначены только для Его удовлетворения. Впоследствии, в проявленной лиле, когда они достигли подходящего возраста и возникает сексуальное желание, они развивают к Нему особую привязанность. В их умах возникает желание физического общения со Шри Кришной, кое также предназначалось только для Его удовольствия. Поэтому, нет отличия, кое бы существовало меж их личным стремлением эротического контакта с Ним и любовью к Нему; двое слились в единую идентичность. Такое слияние этих двух настроений, возможно только в Гопи Вриндавана, и не существуют где бы то ни было. Это есть признак их компетенции и делает их любовь к Шри Кришне достойной имени – самартха рати. С самого времени достижения ими девичества, они желали служить Господу посредством дара их собственных тел – таков был их обет; таким образом эта их любовь известна, как мадхура рати.

И снова, в той же книге, комментируя далее Удж. Нил. (14.51), Шрипада Вишванатха расширяет значение термина самартха рати:

Из-за того, что желание эротической любви Гопи было расплавлено их самозабвенной привязанности к Шри Кришне и не имеет даже мельчайшего намёка эгоцентричности, она названа полноправной привязанностью.

Полноправна в каких отношениях?

Прежде всего, она полноправна, или компетентна, для приручения их возлюбленного, Верховного Господа, Шри Кришну и привести Его к полной покорности. Во-вторых, она даёт им право в полной мере наслаждаться Его формой. Качествами, талантами и сладостью, так как не может никто другой. В третьих, она компетентна смутить и изумить Шри Кришну, даже когда Он Сам наделяет их пониманием Себя. В четвёртых, она настолько могущественна, что заставляет уже необычайные качества Шри Кришны, Его формы, таланты и пр., являть всё большую и большую свежесть, увеличивая так их и без того беспредельное превосходство. Поэтому, имя – «компетентная привязанность», или «самартха-рати» является очень соответствующим.

В Бхагавата Пуране, (10.47.61), Шри Уддхава утверждает, что из-за того, что они достигли высочайшего уровня привязанности к Шри Кришне, пастушки Враджа были компетентны (способны) отвергнуть своих родных, равно как и путь общепринятой морали, невзирая на трудности, сопутствующие такому отречению.

Принимая этот путь необычайной привязанности, они нашли превосходный процесс достижения Мукунды, дарующего освобождение. Этот превосходный процесс иском был Шрути, наиболее возвышенной части писаний, но были они не способны открыть его. Другими словами, такая интенсивная страсть находится вне общих стандартов поведения, данных Ведами. Тем не менее, то, что объект поиска писаний, безусловно является верховной экстатичной, вечной, духовной истиной, и никак иначе.

Определение самартха рати, данное Шри Рупой Госвами, таково:

«Согласно школе эстетичности, привязанность, известная как самартха-рати, характеризована, как превосходящая все другие привязанности, такие как садхарани и саманджаса, из-за своего спонтанного и само-проявленного характера. Она компетентна контролировать Шри Кришну из-за своей интенсивности: она привносит чувственность и соединяется с само-забвенной любовью. Она взрывается существованием по мельчайшему поводу, будь-то одна с другой госпожой Господа, или же звук имени, и пр. Даже легчайшее благоухание этой самартха рати заставляет личность быть вне всех рассуждений семьи, религии, скромности и не обращать внимания на любые препятствия для такого отречения. Она – самый интенсивный вид любви и он настолько обширен, что другие привязанности не могут сосуществовать с ней.

1.5.3 Кама-рупа бхакти

Эта любовь Гопи, как ранее было упомянута, известна по имени – «кама», или желание, или же, согласно Шри Рупе Госвами, посредством более длинного термина – «кама-рупа рагатмика-бхати», или страстная преданность, что принимает форму (сексуального) желания». Эта вариация преданности существует только в одних Гопи. Шри Джива Госвамин добавляет, в своём комментарии, что слово – «кама», обычно относится к желанию собственного наслаждения чувств. Хотя это обычно подразумевает грубую телесную деятельность, чувственное желание также имеет тонкий, или психологический аспект. Менталитет Гопи, таков: «Пусть же Кришна обретёт счастье от меня», и из-за интенсивности того внутреннего чувства, их внешние действия, такие как поцелуи, объятия и пр., также преобразовываются в истинные само-забвенные действия привязанности, или любви. Такова компетентность, которая заслуживает титула – самартха рати, под коим она также стала известна.

Следующий пример взят из «Нектара размышлений о Шри Кришне» (Шри Кришна-бхаванамрита, 9.65), где описано, что когда Божественная Чета впервые встретились для Их дневных развлечений, Они обнялись и начали обмениваться поцелуями и ласками. Эти объятия и ласки начали увеличивать красоту Их любви, совсем как лучи луны увеличивают её красоту, хотя и не являлись чем-то отличным от неё. Другими словами, также как луна и её свет – не отличаются друг от друга, также и любовь Радхи и Кришны друг к другу и её проявление в эротической деятельности. Луна и её лучи могут быть отделены для анализа, хотя на самом деле один есть проявление деятельности другого; тоже можно сказать и касательно любви Божественной Четы и таких её проявлений, как объятия, поцелуи и пр., что также равно относится и ко всем другим девушкам Вриндавана. В противоположность \тому, касательно мирских сексуальных дел, такое разделение между внешними проявлениями и внутренним чувством не может быть сделано, поскольку истинного само-забвения в плотских делах не найти. В гимне Шри Рупы Госвами, что содержит 108 Святых Имён Шри Радхи, он называет Её – «Гокулендра-сута-према-кама-бхупендра-паттанам» – «Столица царя вожделению подобной любви к сыну царя Гокулы». Когда Шри Радха ощущает вожделенные желания к Шри Кришне, то надлежит знать, что это чистая любовь, и ничто другое.

Слуги Шри Кришны, Его друзья и родители, также чувствуют к Нему страстную преданность (рагатмика-бхакти). Они также имеют интенсивное стремление соединить свои чувства с Его формой, вкусом, касанием, звуком и ароматом. Это они делают согласно своему положению и склонности. Особые функции эротической любви Гопи состоят в том, что они стремятся коснуться сердец, равно как и соединить каждую часть своих тел с Его. «Моё сердце рыдает о прикосновении к Его сердцу», поют Гопи. Так можно заключить, что спонтанное стремление, или страстная преданность к Шри Кришне достигает своей вершины в настроении Гопи. Таким образом, мы заключили, что нет различия между «кама-рупа бхакти» из Бхакти Расамрита Синдху и «самартха-рати» из Уджджвала Ниламани.

В Прити-сандарбхе (367), Шрила Джива Госвами также описывает самартха-рати, как природное чувство Гопи. «Хотя её внешняя форма и является тем плотским желанием, всё же, это чистая любовь, или према. Та любовь, что Шри Радха чувствует к Шри Кришне, является спонтанной в той степени, что для того, чтобы ощутить Его внутри, снаружи и во все времена, Она не слушает Его имя, что уж говорить о лицезрении Его.» Любовь Шри Радхи – само-проявлена (сватах сиддхах); она не возникает ни из какого источника. Так Шри Радха и Гопи обладают не принуждаемым, природным стремлением ощущать красоту тела Шри Кришны, Его аромат, звук Его голоса и флейты, вкус Его губ и ощущение Его объятий – и всё только для Его удовольствия! Таким образом, самартха-рати и самбхогеччха-майи кама-рупа бхакти означают интенсивное желание союза каждой части их тел с таковыми Его, и для Его удовольствия.

Шри Шри Манджари Сварупа Нирупана

1.6 Камануга-бхакти и два её подразделения

Тот тип бхакти, который включает в себя желание эротического союза, называется – «камарупа» – «преданность в форме (эротического) желания». Удовольствие Шри Кришны – это та единственная мотивация для любого действия и главная характеристика чистой любви.

В своём комментарии на Уджджвала Ниламани, Шри Джива Госвами описывает два вида самбхоги, или союза: в первом, также известном, как похоть, существо использует своего возлюбленного для удовлетворения своих собственных чувств, в другой же личность использует любовное действо для удовлетворения своего возлюбленного и только ради его счастья, что также называется любовь, или према.

Камануга-бхакти является той преданностью, которой обладают Гопи, и которая базируется на стремлении иметь сексуальную форму любви. Эта практика преданности бывает двух видов. И это из-за двойственной природы самой кама-рупа бхакти. Эти два вида определены в Бхакти Расамрита Синдху, так:

«Та преданность, в практике которой преследуется цель наслаждения любовными отношениями со Шри Кришной, названа « (последующей) преданностью, желающей (эротического) союза». Та преданность, настроение которой наполнено желанием ощутить сладость возлюбленной, названо – «преданность, желающая расположения».

Слово – «самбхога» (союз), относится к той любви, которую к Шри Кришне ощущает Шри Радха и другие Его возлюбленные, вместе с её последующими проявлениями в физической любви. Наделённые такими чувствами, называются – «найики», и их преданность названа – «самбхогеччхамайи». Подруги-найики, или главные возлюбленные, носят имя – «сакхи». Они включают Лалиту и Вишакху, равно как Рупу Манджари и Рати Манджари. Сакхи не слишком сильно заинтересованы в прямом телесном общении с Господом, но предпочитают помогать в Его романтических делах со Шри Радхой, их самой дорогой подругой, и в этом они находят неописуемо великое счастье. Настроение дружественности, что они ощущают, привлекательно для обоих партий и называется – «тад-бхавеччхатмика» (т. е., желать любовного счастья найики).

В Прити-сандарбхе (365), сделано такое же разделение. В 375 разделе, Шри Джива Госвами подразделяет самбхогу на четыре типа: союз посредством вида, беседы, касания и действительного полового соединения.

Шри Шри Манджари Сварупа Нирупана

1.7 Доминирующее настроение возлюбленных Шри Кришны

Обсуждение Шри Рупы Госвами женского аспекта эротического сокровенного восторга, т. е., ашрайа-вибхава, начинается со следующих двух стихов, что дают общие характеристики возлюбленных Шри Кришны:

Всеми качествами, коими обладает Шри Кришна, такими как прекрасный внешний вид всего тела (сурамйанга) и отметка всеми благими характеристиками (сарва-сулакшананвита), равно присутствуют и в Его возлюбленных Гопи. Они – наилучшие вместилища богатства изысканной сладости и огромной любви.

Не только это, у своего учителя-юности они прекрасно изучили вершину любовных чувств, сладости и опыт в любовных интригах. Экзаменатором их обучения, которому они отдали плоды своего обучения, является Шри Кришна. Они – коронные самоцветы всех дев во всех вселенных; они наделены такой необычайной красотой, что должно быть, многие жизни вершили многие дела благие. Я склоняюсь перед ними, возлюбленными Бога всех богов.

У Шри Кришны есть два вида возлюбленных: те, кто «Его» (свакийа) и те, кто «других» (паракийа). Возлюбленные свакийа – это те на ком Он женат, царицы в Двараке. Они – не принадлежат к категории преданных-камануга, поскольку, как для цариц, их статус отношений жён и цариц доминирует над желанием и его проявлением в отношениях. Возлюбленные паракийа – это красавицы Вриндавана. Они принадлежат к категории преданности кама-рупа. Эти девушки якобы за мужем за другими мужчинами во Врадже; это положение производит в них определённые отличительные характеристики, кои были отмечены Шри Рупой Госвами, как признаки сверх-превосходства их любви. Для них: необходимо скрывать свою любовь, преодолевать многие препятствия, что возникают пред их встречей, равно как и сносить общественное осуждение; всё это питает пламя их любви. Поэтому Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, говорит, в Шри Чаитанйа Чаритамрите, следующее:

«Итак, этой любви было дано название – мадхура раса; она разделена на два подразделения, свакийа и паракийа. Из этих двух, отношение любовников наполнено уникальным блаженством. Этого нет нигде, кроме Враджа.»

В Уджджвала Ниламани, дан следующий пример любви самбхогеччхамайи Гопи-лидеров групп.

Однажды, одна Гопи, вспоминая свидание с Кришной в предыдущую ночь, став сильно взволнованной, со страстной жаждой пожелала встретиться с Ним снова. Всё же, от стеснительности, она, скрыв проявление эмоций, сказала своей близкой подруге следующее: «Ох, подруга! Ум мой непрестанно ищет воспоминания о тех любовных переживаний, и бог любви руководил той драмой. Какая же восхитительная была у нас ночь! Оба мы были бесстрашны и дерзки; оба наши тела были украшены царапинами наших страстных ногтей. Его перо павлина, обе наши гирлянды, одежды, украшения и косметика – все были в беспорядке и испачканы, что уж говорить о Его ожерелье из плодов гунджа и больших жемчугов! Та любовь сорвала браслеты с моих рук и сделала их ещё прекраснее эротичным шёпотом, источаемым нами обоими.»

В другом стихе Уджджвала Ниламани, Шримати Радхарани посылая к Кришне Вишакху как посланницу (дути), действующую в Её интересах, говоря:

«Ты – воплощённый воздух Моей жизни; ты – Моя другая сущность! Как же велики твои качества и способности, и красноречие твоё! Пожалуйста, дорогая подруга, чтобы Я не уменьшилась до полного ничтожества, пойди сегодня и, так или иначе, заинтересуй во мне Мадхаву.»

Комментарий Шрипады Вишванатхи на этот стих, развивает наставления Радхи Вишакхе в искусстве действий посланницы, а также Её фантазии беседы с Ним, что произойдёт между Её подругой и Кришной, где та попытается заинтересовать его в Радхе:

«Дорогая подруга, ты – Моя, проявленная внешне, жизнь. Поэтому Я безгранично тебе доверяю. Даже больше, ты очень искусна и красноречива, поэтому, Я прошу тебя пойти с подругой в лес, под предлогом собирать цветы и, гуляя там, приблизься к Кришне. Действуй так, словно ты его не видишь, но всё это время громко говори с подругой обо Мне так, чтобы Он хорошо тебя слышал. Говори обо Мне в таком духе, что Мои красота, качества и любовь к Нему, как более великие, чем чьи-либо ещё. Когда Он это услышит, то, безусловно, подойдёт и скажет тебе: «Ох, эй! Что это за непревзойдённую и изумительную красоту ты здесь живописуешь?»

Тогда ты отвечай, но действуй, словно ты испугалась и забеспокоилась: «Я ни о ком не говорила.»

Тогда Он скажет: «Дорогая подруга, чего же ты испугалась? Разве есть что-либо дурное в том, чтобы рассказать Мне? Даже если ты Мне не расскажешь, Я всё равно как-нибудь узнаю.»


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)