Книга Интеллектуальная мысль Рязани - читать онлайн бесплатно, автор Олег Васильевич Еремин. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Интеллектуальная мысль Рязани
Интеллектуальная мысль Рязани
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Интеллектуальная мысль Рязани

Грехи удаляют человека от Всесвятого Бога, делают его виновным пред Ним и лишают райского блаженства. Поэтому быть святым – значит быть оправданным перед Богом, очищенным от греховной скверны и освященным Божественной благодатью.

Один Господь истинно свят. Он один безгрешен, но стремиться к этому призваны и мы. Постоянно бодрствуя над собой, искореняя свои греховные склонности и привычки, удаляясь от злых дел и побуждая себя к деланию добра, мы призваны приближаться, хотя и частично, к этому Идеалу святости. В этом нам послужат примером целые сонмы святых, которые, подобно нам, жили на земле, а теперь наслаждаются блаженством в Царстве Небесном.

Совершайте спасение, а не думайте, что оно само придет.

На любви, как на основании, утверждается семья, общество и жизнь всего человечества. Только любовь порождает все прекрасное: великодушие, мужество, честность, дружбу, долготерпение. Только она сохраняет мир, прекращает вражду и пробуждает в человеке совесть и ответное чувство любви.

Любовь – мать всех добродетелей.

Не все еще мы единомыслием и любовию исповедуем Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Чаще же наша любовь уживается с какой-нибудь страстью. А где страсть, там не жди доброго.

Наша любовь чувственная, земная. Не такова любовь небесная, духовная, к которой призывает нас Господь.

По смыслу слова Божия, любовь вечна и является основным законом бытия.

Главное свойство истинной любви – это жертвенность.

Лишь любовь подвигла Христа на вольные страдания и Крестную смерть ради спасения рода человеческого.

Второе главное свойство истинной любви – это всепрощение.

Третье главное свойство истинной любви – это искренность и праведность.

Основа искренности – в любви. Если мы имеем уважение к человеку, если любим его, то мы с ним искренни. А уважать друг друга мы можем только тогда, когда между нами будет Христос. Это состояние порождает между людьми дружбу, а с нею и упокоение в Боге.

Любовь как Божественный дар возрождает человека из жизни греховной в жизнь святую. Она делает злого человека добрым, жадного – милостивым, врага – другом. Все наше земное благополучие зависит от меры возрастания в нас благодатного дара любви. Любовь является основой религиозной и нравственной жизни. Она усыновляет нас Богу и дает нам жизнь вечную.

Св. Церковь свидетельствует, что кто любит Бога, кто соблюдает заповеди Его, тот никогда не бывает оставлен Богом, щедродательная рука Его осыпает такого человека милостями.

По учению святых Отцов Церкви, преданность Богу есть самый краткий и самый верный путь ко спасению.

Подражая Царице Небесной, сделаем и мы предание себя воле Божией правилом своей жизни. Это заповедует нам и сам Господь, Который научил святых Апостолов, а в лице их и всех нас, молиться: «Отче наш… да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли…» – то есть пусть воля Божественная будет так же исполняться людьми на земле, как она исполняется ангелами на небе.

Господь наш Иисус Христос, посылая Своих учеников и апостолов на проповедь, сказал им: Когда входите в дом, прежде всего говорите: «Мир дому сему». Этим самым Господь указал на мир как великую нравственную силу, от которой зависит благополучие семейств и обществ. Не случайно в древности, когда люди так открыто и чистосердечно высказывали свои нужды, при встрече человека с человеком говорили «Мир тебе», «Мир вам», вместо нашего «здравствуй» или «добрый день».

История свидетельствует, что как бы ни изменялись человеческие обычаи, желание мира и стремление к миру всегда составляло нравственную потребность всякого человека. Здесь мы имеем так называемое чувство человечности. Из этого чувства рождаются нравственные цветы: общительность, искренность, откровенность, простота, участие и сострадание к несчастным.

Человечность воспитывается и прививается в семье, а также правильным влиянием науки, влиянием живых примеров, особенно же истинной, теплой религиозностью, для которой все доброе не только добро, но и священно. Кто воспитывает других в этом определенном нравственном духе, тот трудится для примирения людей, для укрепления живого союза, для благотворного общения между ними.

Поприще же, открытое для подвига миротворчества, очень широко. Так, законодатель своими мудрыми постановлениями успокаивает волнующихся людей. Правитель силой доброй воли и светлым умом пресекает злоупотребления, грозящие нарушить мир. Родители в семье, учитель в школе, врач в больнице могут и должны связывать узами взаимной дружбы и любви своих детей, своих учеников, своих больных. Служитель Церкви Христовой словом живого убеждения вносит умиротворение между своими пасомыми. Все они совершают благое дело для человечества. Они – Миротворцы. Их дела угодны Богу и сообразны с Его волей.

Во всяком положении и во всякой деятельности можно и нужно бросать семена мира, которые если не всегда приметны для взора людей, то всегда ведомы Всеведущему Богу, как чистые зерна общего блага.

Большей частью люди представляются нам в таком свете, какой мы бросаем на них из глубины нашей души. Ведь для несветлого взора все мрачно, для злого сердца – все зло.

Мир с людьми требует как необходимого условия, чтобы человек был в мире с самим собой. Внутренний, душевный мир достигается самообладанием, торжеством над своими страстями, послушанием голосу своей совести, особенно же деятельной преданностью воле Божией.

Повседневная жизнь показывает, что человек, увлеченный страстями, везде находит поводы к оскорблению людей, которые его окружают; мало того, он ухищряется сердиться даже на неодушевленные предметы, на вещи, с которыми он обращается. Почему так? Да потому, что люди и вещи представляются ему недругами, посягающими на его спокойствие или на его счастье. Ему хотелось бы, чтобы и люди, и вещи мгновенно передвигались бы и изменялись сообразно с его капризами и страстями.

Высочайшая цель, указанная человеческому роду пришедшим на землю Спасителем, – это единство людей, под Единым Богом, в одной Православной вере, в одной мысли, под одним Законом, в одном благе.

Я уверен, что и среди вас, дорогие братья и сестры, найдутся святые души, которые поймут необходимость мира в семье и обществе, в которых мы живем, посвятят себя примирению людей друг с другом. Если будем призывать Бога на помощь, то увидим, что даже одно доброе слово может успокаивать человеческие страсти. Нередко один кроткий взгляд, одно спокойствие в движениях вносит умиротворение в семью.

Молитва разверзает небеса и низводит на человека благодать Божию.

Благодать Господня – это сила Божия невидимая, но она видимо проявляется. Она отражается и в наружности человека благодатного, она сияет в его взоре, видна в его лице, слышна в его разговоре. Как сладка бывает беседа с таким человеком! Часто одно только слово облагодатствованного человека будто камень снимает с наболевшего сердца. И на душе становится так легко, радостно, благодатно. Она невольно тогда обращается к Богу, дивному во святых Своих.

А мы, возлюбленные, по своей огрубелости часто не замечаем действия на нас благодати Божией. Прикасаемся к святыне, ходим, живем среди святынь, даже приобщаемся Христовых Таин, – и все как-то проходит для нас незаметно.

И только когда благодать оставляет человека, когда он грехами своими лишает себя этого величайшего дара, тогда понимает он, что ему чего-то не хватает, что лишился чего-то драгоценного, незаменимого для души.

Мы знаем, что среди незримых благодатных даров, получаемых христианином, есть одно особое дарование, которое износит из храма верующая душа, – это любовь к благочестивому размышлению.

Воздержание в пище, которое предписывает нам Св. Церковь, имеет целью укрепить силы человека и помочь внутренней собранности.

Во время поста христианин достигает такой внутренней настроенности, при которой он смиряет себе пред Богом более, чем когда-либо, сознает свою греховность и недостоинство. И в то же время, с помощью Божией, человек делает усилие, чтобы пресечь свою греховную волю, отказаться от греховных навыков, хочет решительно пойти навстречу милующей и спасающей благодати Божией.

Не многие из нас считают гнев и раздражительность за грех. По-видимому, из-за того, что он часто повторяется. А между тем он вреден для здоровья. Насколько благотворно влияет радостное чувство на человека, настолько угнетающе действует гнев и раздражительность на духовные силы.

В таинстве Исповеди Господь готов простить все наши грехи, но хочет, чтобы и мы простили все своим ближним.

Будем помнить, что мир наш с ближними дороже наших жертв. Мир есть величайшее благо, которое завещал Господь ученикам Своим перед Своими Страданиями: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам».

Вот идеал человека мирного, то есть к чему мы должны стремиться:

Бранят – не оскорбляться,

Хвалят – не превозноситься,

Получив благо – не увлекаться,

В беде – не малодушествовать.

Для этого нужно приобрести добродетель смирения, никого не осуждать, никому не досаждать.

Когда мы вспоминаем умершего близкого нам человека, то стараемся думать о его добродетелях, чтобы и отошедшему воздать справедливость, и себя побудить к доброделанию.

Мы с вами должны помнить, что Бог сотворил человека свободным и не хочет отнимать у нас этой свободы. А потому кто бы и как бы не искушал нас, поступок добрый или злой совершаем мы сами, по своей свободной воле.

Своей Крестной смертию Господь открыл нам двери рая, но не влечет насильно в него человека, который не хочет этого. Господь дал человеку заповеди, то есть указал путь в Царство Небесное, но не принуждает насильно исполнять их; Он только ублажает, то есть называет счастливыми тех, кто будет жить по заповедям Божиим. Нам всегда нужно помнить и о том, что Господь никого не искушает, искушения бывают от силы злобной; Господь же попускает их, всегда готовый защитить того человека, который будет обращаться к Нему за помощью.

К сожалению, многие свободу понимают как вседозволенность, а потому, или сознательно, или не ведая, что творят, делают не то, что созидает, а то, что вредит и Церкви, и обществу.

Сегодня мы торжественно празднуем сотый день рождения Сергея Есенина, который ярко выразил в своих стихах широту и нежность русской души. «Я поверил от рожденья в Богородицын Покров», – писал он. И, по-видимому, в детстве, когда душа была еще чиста, он ощутил дар, данный ему от Бога, это: Великий талант, заботливое сыновнее сердце и щемящую, или выражаясь словами самого поэта, сосущую любовь к России. С необычайной теплотой и нежностью говорил Сергей Александрович о Родине, о вере народной, о простых людях. Множество вдохновенных слов блестками рассыпано по страницам его книг. Нет необходимости говорить об его жизни, с ее страстями и ошибками, грехами и падениями. Этой жизнью, конечно, страдала и изнывала его душа. Но эту жизнь преодолел его дух. Преодоление себя, своей души в слове и обретение через слово своего духа есть самое таинственное и могущественное в творчестве Есенина. И за это всякий, кому дорога Россия, будет помнить в ней своего земляка, своего родного поэта – Сергея Есенина.

Дорогие воспитатели, учителя, педагоги, все труженики на ниве духовно-нравственного образования и воспитания! Нам с Вами вверены Богом юные души, которые мы должны направить по правильному руслу. Привить им любовь и благоговение к Богу – Источнику добра и правды, утвердить почитание своих родителей, наставников и вообще старших, привить любовь к своему Отечеству, сделать их патриотами своей Родины.

Долг – это понятие не столько юридическое, сколько нравственное. Ибо никакой устав или закон не могут заставить человека добровольно переступить черту, отделяющую жизнь от смерти.

Самопожертвование есть отказ от себя во имя других, это нравственный и духовный подвиг. Его не способен совершить человек слабый или порочный, но он под силу человеку духовно-нравственному.

Что движет воина идти на самопожертвование? – любовь к своему народу, к своему Отечеству.

И мы видим много воинов, причисленных к лику святых. И среди них те, чьи имена многие из Вас носят: святой великомученик Георгий, святой благоверный князь Александр Невский, св. великомученик Димитрий Солунский, св. благоверный князь Димитрий Донской, св. благоверный князь Олег Рязанский, св. мученик Иоанн воин и многие другие.

Воин как никто другой нуждается поэтому в сохранении высоких идеалов и нравственной целостности. Сама Армия без высоких нравственных идеалов может потерять способность защищать свое Отечество. Не случайно ведь нравственное и идейное разложение армий противника всегда было особо важной задачей противоборствующей стороны.

Острота экономических проблем, с которыми столкнулся наш народ, не должна заслонить перед нами проблему духовно-нравственного образования и воспитания. Ибо сколько бы не полагали забот и трудов, чтобы нам было хорошо, а не позаботились прежде, чтобы мы были хороши, то мы трудились бы над невозможным.

Молодое поколение – это наше будущее, наша смена. Поэтому для нас небезразлично, каким оно будет.

Церковь молится за власти и воинство, призывая помощь Божию, Божие водительство для укрепления их нравственных и духовных сил, дабы Божий закон был всегда начертан в их сердцах, чтобы они были способны в голосе своей совести слышать голос Бога, любящего Отца всех, уметь видеть страдания слабых и беззащитных людей.

Глава 2. Знатные рязанцы

Бирюзов Сергей Семенович

(1904-1964), русский, родился 21 августа 1904 года в г. Скопине Рязанской области. В 1923 году Бирюзов стал курсантом Объединенной школы имени ВЦИК, после окончания которой продолжил службу в Московской пролетарской дивизии. В 1937 году с отличием окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. Бирюзов был командиром 132-й стрелковой дивизии, начальником штаба 48-й армии. В декабре 1942 года назначается начальником штаба 2-й гвардейской армии, в марте 1943 года – начальником штаба Южного фронта, в 1944 году – начальником штаба 3-го Украинского фронта. 14 сентября 1944 года Бирюзов прибыл в Софию для взаимодействия советских и болгарских войск, решения вопросов о создании болгарской Народной армии и ее участии в войне против фашистской Германии. В конце сентября выехал в штаб фронта, где началась подготовка Белградской операции, которая была осуществлена блестяще. В конце войны Бирюзов назначается командующим 37-й армией и возглавляющим Союзную контрольную комиссию в Болгарии. Награжден правительством Болгарии двумя высшими орденами, ему присвоено звание почетного гражданина Софии. С 1947 по 1953 год Бирюзов командовал Приморским военным округом, а затем Центральной группой войск в Австрии. В 1954 году Бирюзов был назначен заместителем главнокомандующего, а в 1955 году – главнокомандующим войсками противовоздушной обороны страны. 11 марта 1955 года Бирюзову присвоено звание Маршала Советского Союза, а в 1957 году – звание Героя Советского Союза. В марта 1963 года Бирюзов назначен начальником Генерального штаба и первым заместителем министра обороны Союза ССР. С 1946 года Бирюзов постоянно избирался депутатом Верховного Совета СССР. 19 октября 1964 года С. С. Бирюзов погиб в авиационной катастрофе близ Белграда, куда летел во главе делегации Советской Армии в связи с двадцатилетием освобождения югославской столицы от фашистских захватчиков. Награжден во время войны двумя высшими югославскими орденами, посмертно удостоен звания Народного Героя Югославии. На родине героя, в г. Скопине, установлен монумент в его честь. В г. Рязани и г. Скопине есть улицы, носящие имя прославленного земляка. В школе № 58 г. Рязани создан музей С. С. Бирюзова.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги