Централизованное правительство не могло поддерживать большую территорию, которая была завоевана, и поэтому правящий дом отправил доверенных генералов, членов семьи и другую знать для создания небольших государств, которые были бы лояльны королю. Была введена политика фэнцзяня («истеблишмента»), которая децентрализовала правительство и выделила землю знати, признавшей верховенство короля Чжоу. Политика фэнцзяня установила феодальную систему и социальную иерархию, которая простиралась сверху донизу.
Каждый дворянин сформировал свое собственное государство со своей правовой системой, налоговым кодексом, валютой и ополчением. Они платили дань уважения и налоги королю Чжоу и при необходимости предоставляли ему солдат. Чтобы укрепить позиции короля, концепция Небесного мандата была разработана более полно. Король совершал жертвоприношения в столице от имени народа, и люди удостаивали его своей верности и служения.
Политика фэнцзяня была настолько успешной, принося такое изобилие урожаев, что последовавшее за этим процветание подтвердило, что Чжоу обладают Мандатом Небес. Накопленное богатство способствовало развитию так называемой системы «хороших полей», которая разделяла земли между теми, которые обрабатывались для знати и короля, и теми, которые обрабатывались крестьянством и для него. Это был один из немногих случаев в истории Китая, когда высшие и низшие классы работали вместе ради общего блага.
Культура Чжоу, естественно, процветала благодаря такому сотрудничеству. Изделия из бронзы стали более сложными, а металлургия Шан в целом улучшилась. Китайская письменность была кодифицирована, и литература развивалась, о чем свидетельствует произведение, известное как Шицзин (Книга песен, составленное в XI – VII веках до нашей эры), одно из пяти классических произведений китайской литературы. Стихи Шицзин должны были исполняться при дворе, и считалось, что они поощряют добродетельное поведение и сострадание к представителям всех социальных классов.
Западная Чжоу пала, когда вторжения, скорее всего, народов, известных как ксиронг (или жун), еще больше дестабилизировали регион. Знать перенесла столицу в Лоян на востоке, что дало следующему периоду истории Чжоу название Восточного Чжоу.
Судя по всему, эпоха Восточного Чжоу была хаотичной и жестокой, но ей удалось создать литературные, художественные и философские произведения поразительной оригинальности и содержания. Весенне-осенний период, с которого начинается эпоха Восточного Чжоу, все еще сохранял некоторую вежливость и благопристойность времен Западного Чжоу, но это продолжалось недолго. Отдельные государства – Чу, Хань, Ци, Цинь, Вэй, Янь и Чжао – в то время имели больше власти, чем Чжоу в Лояне. Несмотря на это, все еще считалось, что Чжоу обладали Мандатом Небес, и поэтому каждое государство пыталось доказать, что является преемником Чжоу.
В первые годы весенне-осеннего периода рыцарство в битве все еще соблюдалось, и все семь государств использовали одну и ту же тактику, что приводило к серии тупиковых ситуаций, поскольку всякий раз, когда одно вступало в бой с другим, ни одно из них не могло получить преимущества. Со временем это повторение, казалось бы, бесконечной и совершенно бесполезной войны стало просто образом жизни народа Китая в эпоху, ныне называемую периодом Воюющих царств. В это время был написан знаменитый труд Сунь-цзы «Искусство войны» (около 500 г. до н.э.), в котором были записаны наставления и тактика, которые можно было использовать, чтобы получить преимущество над противником, выиграть войну и установить мир.
Неизвестно, насколько широко в то время читалось Военное искусство, но Сунь-цзы был не единственным, кто пытался положить конец насилию с помощью стратагем. Философ-пацифист Мо Ти (также известен как Мот-цзы, 470—291 гг. до н.э.) посетил каждое государство, предлагая свои знания по укреплению обороны города, а также наступательную тактику в бою. Его идея заключалась в том, чтобы предоставить каждому государству точно такие же преимущества, нейтрализовав всех, в надежде, что они осознают бесполезность дальнейшей войны и объявят мир. Однако его план провалился, потому что каждое государство, подобно заядлому игроку, верило, что их следующее наступление приведет к крупной победе.
Государственный деятель династии Цинь по имени Шан Ян (ум. в 338 г. до н.э.), следуя примеру Сунь-цзы, выступал за тотальную войну, не считаясь со старыми законами рыцарства, и подчеркивал цель победы любыми имеющимися в распоряжении средствами. Философию Шан Яна перенял король Цинь Ин Чжэн, который начал жестокую кампанию резни, разгромил другие государства и утвердился как Шихуанди, первый китайский император. Династия Чжоу пала, и теперь династия Цинь начала свое правление Китаем.
Династия Цинь перечеркнула многие достижения Чжоу, но не смогла полностью переписать историю. Точно так же, как Чжоу использовали достижения династии Шан, Цинь поступила с Чжоу. Например, были сохранены и усовершенствованы достижения династии Чжоу в сельском хозяйстве, в частности методы орошения, строительство плотин и гидравлика, которые сыграли важную роль в строительстве Шихуанди Большого канала.
Использование кавалерии и колесниц в китайской войне (также первоначально разработки эпохи Шан) получило дальнейшее развитие при Чжоу и сохранилось при Цинь. Династия Чжоу довела искусство верховой езды до такого высокого уровня, что оно считалось формой искусства и необходимым условием воспитания принцев. Лошади считались настолько важными, что их часто хоронили вместе со своими хозяевами или приносили в жертву ради духовной силы и защиты, которые их энергия могла обеспечить умершему.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги