Книга Современная медицина в автопортретах. Том 4. С предисловием проф. д-р Л. Р. Гроте - читать онлайн бесплатно, автор Валерий ИИ Kandinsky 3.0 Антонов. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Современная медицина в автопортретах. Том 4. С предисловием проф. д-р Л. Р. Гроте
Современная медицина в автопортретах. Том 4. С предисловием проф. д-р Л. Р. Гроте
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Современная медицина в автопортретах. Том 4. С предисловием проф. д-р Л. Р. Гроте

Юность и школьные годы

Я родился в Бреслау 2 ноября 1857 года как старший ребенок моих родителей, когда отцу было 32 года, а матери 19 лет, оба здоровые, трудолюбивые, неприхотливые и всегда любящие люди. За девять лет у меня появилось семь братьев и сестер, две сестры и пять братьев, двое из которых умерли в последние несколько лет, а шестеро из нас, оставшихся в живых, продолжают работать. Моему отцу пришлось бросить школу в возрасте 15 лет, чтобы присоединиться к недавно основанному отцом коммерческому бизнесу, который начинался с малого, но процветает и сегодня, уже в четвертом поколении. Он восполнял пробелы, тщательно изучая историю и экономику, и, например, французским языком владел лучше, чем его дети, получившие образование в средней школе. Он был неприхотлив сам по себе, но очень аккуратен в одежде и поведении, не любил внешность, но настаивал на здоровом образе жизни и выделял достаточно средств на образовательные цели; при этом он гордился тем, что мой первый микроскоп был куплен на школьную премию. Благодаря его растущему благосостоянию и простому образу жизни мы до конца его жизни не знали экономических забот, а после его смерти у нас появились средства для организации собственного бизнеса. Он воспитывал нас больше своим примером, чем словами, но он внушил нам, и мы действовали соответственно, что любое преимущество, не основанное на труде и не приносящее выгоды получателю выполненной работы, достойно порицания. Он внезапно умер в возрасте 57 лет от апоплексического удара без предупреждения, когда я уже был младшим врачом. Моя мама, от которой я унаследовал небольшой рост, но при этом твердость и стойкость, была жизнерадостной, энергичной и образованной. За 10 лет она родила восемь крепких детей, воспитывала их, следила за порядком и руководила их образованием. Овдовев в 45 лет, она стала другом для своих детей и многочисленных внуков. До 80 лет она оставалась в расцвете душевных сил, внимательно следила за повседневными событиями и хорошей литературой, и только после 82 лет начала медленно слабеть физически. Она умерла в 1923 году в возрасте 85 лет, а мне выпала редкая удача быть в самых близких отношениях с матерью до 66 лет. Я регулярно и легко учился в гуманистической гимназии и сдал выпускные экзамены, когда мне еще не было 18 лет. Как правило, я был лучшим в старых языках, посредственным в истории, то есть в запоминании имен и цифр, а в последние годы по математике выходил далеко за рамки школьных требований; естественные науки и химия не преследовались, уроки физики были жалкими. Я тоже один из многих, кто на протяжении десятилетий сохраняет праведную ненависть к последним годам обучения в гимназии. Конечно, у меня были причины восхищаться некоторыми учителями, и я узнал о школе много хорошего. Но есть множество примеров негодования против самого учебного заведения. Куссмауль в своей приветливой манере говорит, что выпускные экзамены стали часом его спасения из ненавистного лягушачьего пруда, но Эмиль Фишер и Вильгельм Оствальд, например, высказываются гораздо резче. Причиной тому было психическое давление, заставлявшее нас в период зарождающегося самостоятельного развития думать и работать по узкоспециальным правилам, предписанным устаревшей программой и столь же узкоспециально выполняемым однобокими представителями этой программы. «Но когда правило, наконец, жестко и неподвижно сидело у меня в ухе, они говорили, что я уже созрел, и открывали ворота». Это явление затрагивает очень больную точку в немецком народном образовании; из своей работы врачом я знаю, что и сегодня, несмотря на множество прекрасных теорий, ситуация не сильно улучшилась. Моя склонность к математике проявилась в средней школе. В начальной школе я занимался аналитической геометрией, которую не преподавали в гимназии, и начатками дифференциального исчисления, а также обращался к физическим задачам.

Средняя школа стала поворотным пунктом и в других отношениях. Во время каникул, наполненных бреславским духом красоты, я отправлялся к дедушке на Балтийское море, он заставлял меня пользоваться рулеткой и компасами, совмещал тригонометрические задачи с практическими вопросами и держал меня в строгой умственной дисциплине. Это было лишь внешнее подчеркивание трансформации, которая происходила сама собой, но момент оценки числа и меры остался со мной навсегда. В «Приме» я продолжал экспериментировать в соответствии с химической школой Штекхардта; к сожалению, я дошел только до сероводорода, потому что это нападение на моих сожителей было слишком даже для моего отца. В «Приме» я прочитал также сочинения Гельмгольца, Тин-даля, речь дю Буа-Реймона о пределах познания природы, основные работы Дарвина, «Историю английской цивилизации» Бакла и, хотя я никогда не был склонен к философии, «Историю материализма» Ланге. Кроме этого, до самой старости я читал много книг, просто для развлечения, а не из литературных побуждений, и часто даже хорошие книги.

Студенческие и ассистентские годы

Я регулярно посещал занятия, но не уделял много времени какому-то конкретному предмету, кроме физиологии и общей патологии. Я тщательно прорабатывал лекции Гейденгайна, и они до сих пор хранятся у меня на память в толстом переплете. Первые четыре семестра я учился в Бреслау, где общение в родительском доме и умеренное количество студенческих развлечений мешали работать по плану. Мне понадобился весь первый год, чтобы избавиться от умозрительного метода школы и научиться видеть. В четвертом семестре я получил Privatissimum у Гейденхайна, должен был помогать ему в экспериментах с сосудорасширяющими нервами; впервые я увидел свое имя в печати, когда оно было опубликовано в «Архиве Пфлюгера», том 16. Чтобы сделать кровь несвертываемой, он использовал метод, описанный Дерптской школой, который настолько заинтересовал меня, что я постепенно собрал все работы этой школы. Хайденхайн также обратил мое внимание на недавно опубликованные эссе Пфлюгера о телеологической механике, содержание которых, адаптированное к моим собственным взглядам, доминировало в моей теоретической позиции в течение десятилетий; мне было очень интересно, что совсем недавно Бир также вернулся к значению этих взглядов. В пятом семестре я отправился в Страсбург. Клиническое преподавание, особенно под руководством Куссмауля, который произвел на меня самое большое впечатление из всех клинических преподавателей, и введение в патологию под руководством Реклингхаузена были превосходны. У меня была рекомендация к физиологу Гольцу, в доме которого я регулярно проводил вечера в неделю с его ассистентами; увлекательные биологические дискуссии остались для меня незабываемыми. В Страсбурге мне помогло то, что мне больше не мешали работать в доме родителей, и я наконец-то проводил зимние вечера в одиночестве, изучая основные работы, в том числе «Клеточную патологию» Вирхова.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Englisch erschienen im American Journal of Psychology, 1910, deutsch unter dem Titel «Über Psychoanalyse» bei F. Deuticke, Wien, 7. Aufl. 1924.

2

These eventful years. The twentieth Century in the making as told by many of its makers. Two volumes. London and New York, The Encyclopaedia Britannica Company. Mein Aufsatz, übersetzt von Dr. A. A. B rill, bildet Cap. LX X III des zweiten Bandes.

3

Erschienen im Jahrbuch der Psychoanalyse Bd, VI, neuerdings 1924 als Sonderabdruck veröffentlicht.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги