banner banner banner
Дух человечества. От расцвета до заката
Дух человечества. От расцвета до заката
Оценить:
 Рейтинг: 0

Дух человечества. От расцвета до заката


Но не только на суше, в лесах, степях и горах подстерегали человека хищные звери. В реках и озерах на человека нападали другие хищные животные и опасные существа. Самым страшным из них был крокодил.

Наибольшую опасность представляет хорошо известный нильский крокодил и главным образом из-за традиционного безразличия к нему со стороны женщин, стирающих белье в реках и озерах Восточной Африки. Мало того, что они стирают под алчущим взглядом плавающих вокруг крокодилов, они ещё придерживаются старинного способа стирки: заходят в воду и, повернувшись лицом к берегу, трут белье о прибрежные камни. Было бы непростительно крокодилам упускать такую возможность, и обычно они её не упускают. В 2005 году в озере Виктория, в Уганде был пойман пятиметровый крокодил, который по утверждению местных жителей съел за двадцать лет 83 человека. Он утаскивал детей, приходивших к берегу набрать воды, опрокидывал рыбачьи лодки и поедал рыбаков, даже забирался в деревянные суда и там нападал на людей.

Кусали людей ядовитые животные – змеи, пауки, скорпионы, ящерицы, жабы, насекомые. Наибольшую опасность представляла королевская кобра, от укуса которой только в Индии ежегодно гибнет до 10 тысяч человек.

Таким образом, вся история человечества проходила в окружении опасных животных и свирепых хищников. Они бегали по земле, лазили по деревьям, таились в джунглях и лесах, в прериях и степях, в горах и песках, болотах и камышах; плавали в воде, обитали в глубине рек и озер. Всюду человека подстерегала опасность, и остается удивляться как человек каменного века, живя в пещерах, норах и на деревьях, не имеющий никаких природных средств защиты вроде клыков и когтей, рогов и копыт, не умеющий быстро, как звери, бегать, как рыбы плавать, выжил в таком опасном окружении и размножился по всей планете.

Рабочие животные

Собаки

Ещё в каменном веке, примерно 8 тысяч лет назад, приручил и одомашнил человек волка, и постепенно, с веками благотворного для обоих сотрудничества, превратился волк в собаку. Человек и собака вместе успешно охотились на диких зверей, вместе добывали себе еду, вместе спали, и собака охраняла сон человека. Люди того далекого времени были сильные, свирепые и своей яростью не уступали волко-собаке. Десятки людей племени, вооруженные каменными топорами, копьями и пращами вместе с собаками уже представляли грозную силу и могли нападать на крупных и опасных зверей, а также обороняться от свирепых хищников. И поныне люди охотятся с собаками, где они незаменимые помощники.

С появлением домашнего скота и земледелия собаки стали охранять стада и посевы от набегов диких зверей, защищая имущество человека. За это их крепко не любят тигры, львы, леопарды и волки, они при случае жестоко расправляются с собаками.

Издревле собак использовали и на войне. В Малой Азии у хеттов и в Ассирии были специально выращены сильные догообразные собаки, которые одетые в железный панцирь с шипами, участвовали в сражениях. У Александра Македонского и Ганнибала имелись воинские подразделения собак. Парфяне использовали страшных псов-убийц. Каждый такой пес мог справиться с вооруженным пехотинцем или всадником, несколько – с боевым слоном. В Индии собаки шли в бой с горящими факелами, укрепленными на спине. В XII–XIII веках английские короли широко использовали собак в борьбе с шотландцами; граф Эссекс, отправляясь на борьбу с ирландцами, взял собачье «войско» из 800 собак. Собаки помогали испанцам покорять коренных жителей Америки, а затем помогали плантаторам отыскивать беглых негров-рабов.

Во время второй мировой войны русские использовали собак против немецких танков. Их голодными приучали бросаться под танк, куда ложили еду, а затем на фронте прикрепляли к телу взрывчатку и торчащий стержень взрывателя на спине. Голодная собака бросалась под наступающий немецкий танк, полагая, что там припасли кусок мяса, и, взрывая танк, сама разлеталась в клочья. Из донесения командующего 30-й армии генерал-лейтенант Лелюшенко от 14 марта 1942 года узнаем, что: «В период разгрома немцев под Москвой пущенные в атаку танки противника были обращены в бегство собаками истребительного отряда. Противник боится противотанковых собак и специально за ними охотится».

Человек, сотрудничая с собакой, обеспечил ей жизнь собачью, посадив на железную цепь, шил из кожи собак теплые унты, шапки и спальные мешки, потрошил её в научных исследованиях, а в голодное время съедал без остатка, и таким образом собака спасала жизнь человека.

Сейчас собак используют для охраны имущества и заключенных, для поисков преступников, полезных ископаемых, самолетов, потерпевших аварию, людей, погребенных снежной лавиной; для обнаружения наркотиков, взрывчатых веществ и утечки в газопроводах; для спасения людей во время пожаров и тонущих в воде. Но основную роль помощника человека в борьбе за выживание они утратили. Собаки летали в космос на спутниках прежде человека. Многие содержат собак из любви к животным, для утешения и забавы, а на улицах городов бегают за самкой стаи бездомных кобелей и бессовестно сношаются где попало, попирая воспитательную мораль человека.

Лошади

Более десяти тысяч лет назад человек приручил дикую лошадь, и на протяжении всего этого времени она служила ему и кормилицей, и транспортом, и помощником в сражении с врагами. Человек соединил свою хищную природу и свой разум с силой и скоростью этого могучего животного, что немало способствовало его процветанию и размножению.

В Азии и Европе кочевые племена разводили огромные табуны лошадей. Все богатство вождя и племени было в лошадях. Богатые скотоводы кочевых народов владели стадами, в которых насчитывалось до 10 тысяч лошадей. Они их доили и пили кумыс, ели в вареном, жареном и сыром виде; из шкур делали одежду, обувь и жилища – юрты, хвосты привязывали к копьям и пикам для украшения, а сухой лошадиный помет жгли в кострах для согревания.

Человек оседлал лошадь, то есть надел на неё седло, чтобы удобнее было ездить, к седлу привязал стремена, чтобы упираться ногами, а на морду надел узду и засунул ей в рот железное удило, чтобы управлять, раздирая губы. Так и ездил на лошади тысячи лет, нахлестывая ее кнутом и всаживая в бока острые шпоры, чтобы быстрей бежала. И стал человек на лошади как единое целое, как один зверь, который с гиканьем несется по полю, потрясая копьем и метая стрелы. Очень впечатляет!

Когда конквистадоры в XVI веке появились в Америке, то индейцы были в ужасе от такого соединенного вида человеко-зверя, поскольку лошадей они никогда не видели. Но быстро поняли преимущество и стали воровать лошадей у бледнолицых, разводить их, а одичавшие лошади превратились в мустангов и стали носиться табунами по бескрайним прериям Америки.

Совершенствуя дальше свои взаимоотношения с лошадью, человек надел ей на шею хомут и оглоблями прикрепил к хомуту тележку с колесами, а зимой – сани и стала лошадь возить кареты с людьми, телегу и сани с поклажей, и стал человек все силы на земле измерять в лошадиных силах. Так, если автомобиль мощностью в 100 лошадиных сил, то это, стало быть, приравнивается к 100 лошадям, что, конечно, очень глупо, но зато почетно для лошади.

Незаменимой лошадь стала для войн и сражений между людьми. В Азии для этого выращивали сухих, высоких и стройных лошадей, славящихся своей скоростью бега, а в Европе рыцари вывели себе породы мощных лошадей, одели их, как и себя, в железную броню и превратились в живой, сокрушительный танк. И начались сражения сотен тысяч людей и лошадей, от топота которых содрогалось земля. Таким образом, человек вовлек лошадь в собственные войны, они возили и орудия, снаряжение и питание для солдат и вообще стали незаменимыми в делах человечества, вплоть до сексуальных домогательств мужчин.

Тысячи лет лошади тянули деревянную соху и железный плуг, вспахивая землю для прокормления людей, а в последнее время участвовали также и в техническом оснащении человечества. Первые железные дороги в Англии, Германии, Франции были конными. Вагон на рельсах вначале тянул не паровоз, а лошади. Даже «царская» железная дорога между Петербургом и Царским Селом, открытая в 1836 году, в течение полутора лет использовала лошадей, а паровики, то есть паровозы цеплялись только по праздникам. Внутри городов трамвай долго ещё таскали лошади, так называемая знаменитая «конка». Использовали лошадей и под землей, в шахтах, где они возили вагонетки с рудой и углем, а также как двигатель для подъема воды из глубоких колодцев.

Человек любил лошадь, он её кормил овсом, чистил, мыл, украшал гриву лентами, подбивал ей копыта железными подковами, чтобы не стерла ноги; лечил, когда заболеет, и заботливо накрывал попоной, чтобы не простыла, когда вспотеет. Человек обращался с лошадью как с лучшим другом и помощником, ну, а когда она заупрямится, лупил её кнутом, палкой или оглоблей, те есть, воспитывал, чтобы знала кто все-таки хозяин. Так веками, душа в душу сосуществовали люди и лошади, пока не появились бездушные машины и вонючие трактора. В 1913 году на планете было около 100 млн. лошадей, сейчас их используют, в основном, для спорта.

Верблюды

Издревле человек приручил, одомашнил и использует верблюдов. В Египте найдена небольшая скульптура вьюченного верблюда, которой более 5 тысяч лет. И сегодня в мире живет около 15 млн. «кораблей пустыни». Верблюды неприхотливы и довольствуются растительностью, которая несъедобна для других животных: они охотно жуют побеги, утыканные шипами, которые, если на них наступить, свободно проткнут подошву сапога. В верблюжьем желудке не перевариваются разве только гвозди. «Корабль пустыни» может прожить без воды 45 дней. Стопы их ног защищены мозолистыми подушками, они предохраняют ноги от ожогов на раскаленной солнцем почве и от травм об острые камни. Благодаря всем этим качествам верблюды были веками незаменимы людям, живших в жарких, пустынных местах Азии и Северной Африки.

Человек оседлал верблюдов и до сих пор ездит на них, использует для перевозки грузов, так как верблюд может нести половину собственного веса, а самые сильные – столько же, сколько весят сами – 700 кг. Их доили и ели, а шерсть и кожа шла на различные изделия. Таким образом, для некоторых народов Азии и Африки верблюды тысячи лет были кормильцами и благодетелями, без которых эти народы навряд ли смогли бы выжить.

Использовали верблюдов и в сражениях. За войском персидского царя Кира следовал караван верблюдов, груженных водой и хлебом. Перед сражением с войсками лидийского царя Креза Кир приказал освободить верблюдов, посадить на них всадников с оружием и пустить впереди пешего войска, зная, что у лидийцев сильная конница, а лошади боятся верблюдов и не выносят их запаха. Так и вышло. Лишь только верблюды с фырканьем приблизились к лидийской коннице, лошади, завидя их и, почуяв невыносимый запах, повернули назад, не подчиняясь всадникам, и смешали ряды лидийского войска, чем немало способствовали победе Кира.

Пишут, что Александр Македонский, встретив индийское войско на слонах, приказал привязать к хвостам верблюдов пучки соломы, поджечь их и пустить на слонов. Верблюды с пылающими хвостами с ревом бросились бежать в сторону слонов. А слоны, завидя такое горящее страшилище, бросились назад, смяли индийское войско, обеспечив Александру победу в сражении.

Во время второй мировой войны 350 верблюдов мобилизовали в Красную Армию в период боев под Сталинградом. Они тягали пушки и различный фронтовой груз. Большинство из них погибли, обеспечивая победу, а верблюд Яшка дошел до Берлина.

Так тысячи лет служили и продолжают служить человеку верблюды, во всех его домашних, хищных и коварных делах.

Слоны

В Индии ещё шесть тысяч лет назад слонов отлавливали, обучали, ломая их волю, и заставляли работать на людей. Они до сих пор широко используются в странах Индокитая. Слон экономичнее трактора, в особенности на лесоповале, там, где деревья вырубают не все подряд, а выборочно. Они выносят бревна, толкают их лбом, тащат волоком сквозь джунгли до ближайшей дороги. Бирманский журнал «Форвард» назвал слона «универсальной машиной, заменяющей тягач и бульдозер, автопогрузчик и укладчик».

Слоны издревле использовались на войне как живые танки. Первыми начали использовать слонов в боевых целях в Индии, затем финикийцы в Северной Африке. Участвовали они в карфагенской армии Ганнибала. У Александра Македонского «служили» 200 слонов, доставшихся в битвах с индусами. Чтобы слоны не боялись людей и огня, им перед боем давали пиво или вино. Иногда против слонов использовали свиней, визга которых они боятся. Свиней в это время кололи или жгли, чтобы они громче верещали. В последний раз слонов «призывали» в армию в Бирме во время второй мировой войны для перевозки военных грузов.

Человек одомашнил для еды и других своих нужд много животных: дикого тура, что превратились в коров и быков, овец, коз и свиней, кур и гусей, буйволов в Африке и Азии, оленей на Севере, лам в Южной Америке, яков в Тибете.

Дикую кошку человек одомашнил и использовал для борьбы с мышами и крысами, которые воровали у него еду. В 1943 году, когда в блокаде Ленинграда появилась брешь, в город срочно направили не только оружие и продовольствие, но и четыре вагона голодных, тощих кошек, чтобы ловить мышей на складах.

Заставляли работать и обезьян. Их привязывали веревкой и посылали на деревья собирать кокосовые орехи. Кормили соленой пищей и тогда обезьяны быстро находили воду для людей, роя землю там, где есть вода. Использовали для сбора чая в труднодоступных горных местах, для пастьбы коз и даже в качестве нянек детей.

Тысячи лет покорно служили животные человеку. Они охотились для него, добывая еду, защищали, пахали землю, возили всадников и грузы, а также участвовали в жестоких сражениях людей. Люди их доили, ели, а из шкур, рогов, жил и шерсти делали себе различные вещи. Животные сыграли значительную роль в становлении и развитии человечества на Земле.

Приручая диких животных, человек, прежде всего, ломал их волю, жестоко бил, морил голодом, а после кормил, всеми способами показывал, что он хозяин их жизни и судьбы. Животные сопротивлялись, но что значит их сопротивление перед хитростью, настойчивостью и волей человека. В конце концов, животные подчинялись человеку и становились его рабами, человек для них стал хозяином и богом.

Приведем извлечение из рассказа замечательного писателя Н. С. Лескова «Очарованный странник», как объезжают лошадей.

– Я конэсер.

Что-о-о тако-о-е?

Я конэсер-с, конэсер-с, или, как простанароднее выразить, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования.

Вот как!

Да-с, не одну тысячу коней отобрал и отъездил. Таких зверей отучал, каковые, например, бывают, что встает на дыбы да со всего духу навзничь бросается и сейчас седоку седельною лукою может грудь проломить, а со мной этого ни одна не могла.

Как же вы таких усмиряли?

Я… я очень просто, потому что я к этому от природы своей особенное дарование получил. Я, как вскочу, сейчас, бывало, не дам лошади опомниться, левою рукою её со всей силы за ухо да в сторону, а правою кулаком между ушей по башке, да зубами страшно на неё заскриплю, так у неё, у иной, даже инда мозг изо лба в ноздрях вместе с кровью покажется, – она и усмиреет.

Ну, а потом? Потом сойдешь, оглядишь, дашь ей в глаза себе налюбоваться, чтобы в памяти у неё хорошее воображение осталось, да потом сядешь опять и поедешь.

И лошадь после этого смирно идет?

Смирно пойдет, потому лошадь умна, она чувствует, какой человек с ней обращается и каких он насчет её мыслей. Меня, например, лошадь в этом рассуждении всякая любила и чувствовала. В Москве, в манеже, один конь был, совсем у всех наездников от рук отбился и изучил, профан, такую манеру, чтобы за колени седока есть. Просто, как черт, схватит зубищами, так всю коленную чашку и выщелушит. От него много людей погибло. Тогда в Москву англичанин Рарей приезжал, – «бешеный усмиритель» он назывался, – так она, эта подлая лошадь, даже и его чуть не съела, а в позор она его все-таки привела; но он тем от неё только и уцелел, что, говорят, стальной наколенник имел, так что она его хотя и ела за ногу, но не могла прокусить и сбросила; а то бы ему смерть; а я её направил как должно.

Расскажите, пожалуйста, как же вы это сделали?

С божиею помощию-с, потому что, повторяю вам, я к этому дар имею. Мистер Рарей этот, что называется «бешеный укротитель», и прочие, которые за этого коня брались, все искусство противу его злобности в поводах держали, чтобы не допустить ему ни на ту, ни на другую сторону башкой мотнуть; а я совсем противное тому средство изобрел; я, как только англичанин Рарей от этой лошади отказался, говорю: «Ничего, – говорю, – это самое пустое, потому что этот конь ничего больше, как бесом одержим. Англичанин этого не может постичь, а я постигну и помогу». Начальство согласилось. Тогда я говорю: «Выведите его за Дрогомиловскую заставу!» Вывели. Хорошо-с; свели мы его в поводьях в лощину к Филям, где летом господа на дачах живут. Я вижу: тут место просторное и удобное, и давай действовать.

Сел на него, на этого людоеда, без рубахи, босой, в одних шароварах, да в картузе. В руках же у меня не было никакого особого инструмента, как опричь в одной – крепкая татарская нагайка со свинцовым головком, а в другой – простой муравный горшок с жидким тестом. Ну-с, уселся я, а четверо человек тому коню морду поводьями в разные стороны тащат, чтобы он на которого-нибудь из них зубом не кинулся.