banner banner banner
Волость Баглачево
Волость Баглачево
Оценить:
 Рейтинг: 0

Волость Баглачево


В целом ландшафт Баглачева наиболее близок к Среднеклязьминскому полесью. Он включает и непосредственно пойму Клязьмы, и по меньшей мере первую надпойменную террасу. При этом пойма Клязьмы в этом районе весьма широка и в отдельных местах достигает 6 километров.

Н. А. Добротворский писал в 1878 году, что весеннее половодье полностью затапливает деревню Фрязино, равно как и примыкающие к ней поля. Жители вынуждены были строить для скота специальные подмостки, а сообщение между собой устраивать на плотах[6 - Добротворский, Н. Село Баглачево, Владимирский уезд // Владимирские губернские ведомости. Неофиц. часть. 1878. № 44. С. 1–5.]. Надо сказать, что по воспоминаниям местных жителей, высокое половодье наблюдалось в этих местах еще во второй половине ХХ века, и дети некоторых деревень посещали школу в д. Улыбышево, пользуясь лодками[7 - Из воспоминаний уроженки д. Коняево Надежды Николаевны Клетенберг (урож. Степанова).]. Последние 30 лет подобные масштабные разливы в этой местности не наблюдаются.

Вид на клязьменскую пойму в сторону Баглачево.

Северная окраина Мещерской низменности

Открытка фот. В.В. Йодко 1905–1917 гг.

Вид на клязьменскую пойму в сторону Баглачево.

Северная окраина Мещерской низменности.

Фото Н. Бирюковой, 2023 г.

Красоту Баглачевской местности описал известный русский писатель, уроженец г. Владимира, Николай Николаевич Златовратский (1845–1911 гг.), посвятивший Баглачеву свою повесть «Деревенские будни. Очерки крестьянской общины» (1879 г.). И хотя в повести Борисоглебский погост был переименован в Благовещенский, в описании местности безошибочно угадываются Баглачевские деревни Конюшино, Якушово, Улыбышево, Подольная, Гридино, Нижняя Занинка, Фрязино:

«Внизу, – писал Н.Н. Златовратский, – под горой погоста, расстилалась широкая равнина; двумя чуть заметно переходившими одна в другую террасами, спускалась она к реке. По первой, примыкавшей к подошве горы, были раскинуты деревни: одна, две, три, четыре… Я насчитал около семи. Вот две из них по бокам озера, три других тянутся одна за другой, с небольшими перерывами, четвертая приютилась в узкой лощине между холмами, пятая чуть мелькает из-за рощи. Между ними – поля, поля и поля, кое-где чередуясь кочковатым лугом, перелогом, кустарником, где-то далеко переходящими в синеющий лес».[8 - Златовратский, Н. Н. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1897. С. 268.]

Вид на клязьменскую пойму с колокольни храма Казанской иконы Божьей Матери в Борисоглебе. Фото Н. Бирюковой, 2023 г.

По этой фотографии можно представить какой вид предстал перед Н. Н. Златовратским. По центру изображения расположено Якушовское озеро (в середине XIX веке озеро именовалось иронично Киянская Лужа – от слова Океан). Слева от озера – деревня Якушово, справа – деревня Конюшино. В левой части, чуть дальше деревни Якушово, видна деревня Улыбышево. На горизонте – г. Владимир.

В качестве временного периода нашего исследования мы избрали преимущественно пореформенное время, что объясняется определенными причинами. Во-первых, этот период характеризуется рядом глобальных преобразований и вызовов, с которыми столкнулась Россия того времени (крестьянская реформа, революция 1905 г., русско-японская война, первая мировая война, революция 1917 года, распад Российской Империи). Эти события, на наш взгляд, позволяют проводить параллели с современной Россией, что делает данный этап особенно интересным. Историческая удаленность пореформенного периода освобождающей нас от всяческих идеологических установок, а наличие обширного архивного материала, позволяет делать объективные и комплексные выводы.

Во-вторых, это издание представляет публике результаты этнографических исследований Баглачевской местности, проведенные в конце XIX – начале ХХ века. Поэтому наше стремление осветить в данном очерке в первую очередь пореформенное время следует рассматривать как своеобразную дань исследователям Баглачева, жившими и работавшим в тот период. Описывая социально-экономические преобразования в Баглачеве, мы не только представляем некий временной срез, в котором работали Н. А. Добротворский, Ф. И. Сперанский и Н. И. Сперанский, но и подготавливаем читателя к погружению в материал, собранный этими авторами.

При этом ответы на многие вопросы, которые неизбежно возникали при работе над данным очерком, мы искали и в более ранних эпохах, а также в новейшей истории. Только таким образом зачастую оказывалось возможным оценить, какую роль сыграла Баглачевская местность в жизни людей в том вихре событий, который захлестнул Россию в пореформенное время.

Интересно отметить, что описанию процессов, происходящих во второй половине XIX – начале ХХ века в Баглачевской местности, современники уделяли довольно значительное внимание, что само по себе характеризует не только высокий уровень культуры и науки в провинции центральной России, но и глубокую вовлеченность местного населения в общественную жизнь.

Так во второй половине XIX – начале ХХ века изучением Баглачева, а также Подольской волости, в состав которой входила эта местность, занимались Н. А. Добротворский (публикации 1878 г. и 1883 г.), Ф. И. Сперанский (1873 г.), свящ. И. И. Сперанский (1874 г.), Н. И. Сперанский (1898–1904 гг.)[9 - Указатель содержания неофициальной части «Владимирских губернских ведомостей с 1838 по 1900 год включительно и «Владимирских епархиальных ведомостей» с 1865 по 1900 год включительно / сост. А. В. Смирнов. Владимир, 1909. С.439, 455.], В. М. Березин и В. Г. Добронравов (1893 г.)[10 - Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. I. Владимир и Владимирский уезд / сот. В. Добронравов и В. Березин. Владимир, 1893. С. 271.].

Одной из первых работ, достаточно подробно и комплексно осветивших особенности социально-экономической и социально-культурной жизни Баглачева была работа Николая Александровича Добротворского «Село Баглачево. Владимирский уезд» (Владимирские губернские ведомости, 1878 г.). Именно эта публикация во многом предопределила наш интерес к исследованию Баглачевской местности, позволив взглянуть на нее как на неизвестную, богатую историей и своеобразной культурой, землю.

Особо хотелось бы отметить вклад в исследование этнографии Баглачевской местности династии Сперанских. Будучи местными жителями, они приложили немало усилий для изучения и сохранения традиций и культуры русской деревни.

В послереволюционный период отдельные вопросы, касающиеся истории и быта Баглачевской местности, осветил в своих работах выдающийся русский и советский историк С. Б. Веселовский[11 - Веселовский, С. Б. К вопросу о происхождении вотчинного режима. М., 1926. С. 86–87.].

Среди современных исследователей, так или иначе упоминавших в своих исследованиях Баглачевскую местность, следует отметить С. В Бирюкова[12 - Бирюков, С. В. Все мы из прошлого. Пущино, 2015.144 с.], В. В. Ватутину[13 - Ватутина, В. В. Социально-экономическая трансформация кустарных промыслов Владимирской губернии во второй половине XIX – начале XX столетий: автореф. дисс. канд. ист. наук. Орел, 2009. 222 с.], Г. С. Егорову[14 - Егорова, Е. С. Предпринимательская деятельность династий купцов-старообрядцев Владимирской губернии (вторая половина XVIII в. – 1917 г.): автореф. дисс. канд. ист. наук. Владимир, 2012. 26 с.], А. Л. Ершова[15 - Ершов, А. Л. О закрытии старообрядческого храма в д. Коняево // Мещера-край 2014: Альманах. М., 2014. С 279–288.], А. К. Климову[16 - Климова, А. К. Идейно-политическая и организационная деятельность организаций социалистов Центральной России в марте-октябре 1917 г. (На материалах Владимирской, Московской, Смоленской и Тульской губерний): дис… канд. ист. наук. Владимир, 2003. 298 c.], А. С. Московкину[17 - Московкина, А. С. Народная празднично-обрядовая культура в содержании подготовки специалистов по социально-культурной деятельности и народному художественному творчеству: дис…. канд. пед. наук. М., 2003. 177 с.], В. В. Фарсобина[18 - Фарсобин, В. В. Храм Бориса и Глеба в погосте Борисоглебском Владимирского уезда // Материалы. Обл. краев. конф. «История населенных мест Владимирской обл». 19.09.2002. Владимир, 2003. С. 85.], Г. А. Федорову[19 - Федорова, Г. В. Записки фольклора Подольской волости Владимирского уезда Владимирской губернии священника И. И. Сперанского и их публикации (1873–1900 г.г.) // Материалы обл. краевед. конф. «Роль православной церкви в истории и культуре Владимирской земли», 19 мая 2000. Владимир 2001. С. 119–125.]. Отдельно необходимо выделить работы Д. А. Артюха, который, являясь местным жителем, собрал значительный материал по истории Баглачева. Его краеведческие изыскания носят разносторонний характер и содержат весьма интересные сведения, посвященные не только Баглачеву, но и в целом Подольской волости, а также близлежащих территорий[20 - 100 владимирских краеведов. Владимир, 2010. С. 15–16.].

Интересна история возникновения названия «Баглачево». Особенно в ситуации, когда ни в данной местности, ни в прилегающих районах нет ни одного населенного пункта с таким наименованием.

Изредка с Баглачевым ассоциируется село Борисоглеб[21 - Артюх Д. А. Культурные центры волости в XIX – начале XX вв.: (на примере Подольской волости Владимирского уезда) // Рождественский сборник: материалы конф. «История в лицах». Ковров, 2006 Вып. XIII. С. 38.]. Надо полагать это связано с тем, что долгое время Борисоглебский погост объединял данную местность в рамках прихода. Следует также отметить, что в Статистическом списке населенных местностей Владимирской губернии 1857 г. Баглачево следует как дублет Борисоглеба.

Тем не менее Баглачево необходимо рассматривать как хороним, объединяющий несколько населенных пунктов. Н. А. Добротворский указывает, что Баглачевым называют местность, охватывающую клязьминские террасы (горы), расположенные на правом берегу Клязьмы южнее Владимира[22 - Добротворский Н. А. Клад в Баглачеве // Владимирские губернские ведомости. Неофиц. часть. 1883. № 45. С. 1.]. В сознании местных жителей (в первую очередь старшего поколения, в том числе тех, кто давно уехал из этой местности), вся исследуемая территория ассоциируется с Баглачевым, независимо от того, из какой конкретно деревни они произошли. При этом ударение в слове «Баглачево» местные жители ставят на второй слог[23 - Сведения по результатам наблюдений и бесед с местными жителями настоятеля храма в честь Казанской иконы Божией Матери села Борисоглеба О. Рябышева.].

Наиболее широко вопрос этимологии названия «Баглачи» исследовал именно Н. А. Добротворский, который, опираясь на бытовавшие во второй половине XIX века представления и местные легенды, выдвинул две версии его происхождения. Согласно первой версии, данное слово произошло от слова «беглецы», т. к. по легенде владимирцы бежали в непроходимые леса и глубокие овраги этой местности, спасаясь от монголо-татарского погрома. При этом сам Н. А. Добротворский, признавая наличие некоторого созвучия в словах, эту версию ставил под сомнение.

Еще более критично оценил эту версию П. Гильтебрандт, назвав ее «праздной, ненаучной догадкой»[24 - Гильтебрандт П. Село Баглачево, его происхождение и обычаи // Известия Императорского Русского географического общества. Т. 14. Спб, 1878. С. 470.]. Соглашаясь с данным выводом, отметим, что семантика Баглачева от «беглецов», по нашему мнению, не прослеживается.

Другая версия основывается на предании, что когда-то в этом районе орудовала банда, называемая «баглачами», совершавшая разбой на проходившей поблизости Касимовской дороге[25 - Добротворский Н. Клад в Баглачеве. // Владимирские губернские ведомости. Неофиц. часть. 1883. № 45. С.1.]. В своей более ранней публикации Н.А. Добротворский указывал, что руководил этой бандой атаман по имени Баглач[26 - Добротворский Н. Село Баглачево, Владимирский уезд // Владимирские губернские ведомости. Неофиц. часть. 1878. № 44. С.1.]. Объективно проверить эту версию в настоящее время не представляется возможным.

Вид на восток с колокольни храма Казанской иконы Божьей Матери в Борисоглебе. На горизонте в правой части фотографии видна деревня Ванеевка, рядом с которой проходил Рязанский тракт. Фото Н. Бирюковой, 2023 г.

В. И. Даль дает толкование слову «багля», которое обозначает дорогу, тропу, выстланную по болоту бревнышками[27 - Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 1 «А—З». М., 1955. С. 35.]. Это, на наш взгляд, как нельзя лучше может объяснить название исследуемой территории Баглачево, т. к. местность в этом районе болотистая и какая-то часть трактов вполне могла быть вымощена баглей. При этом от Борисоглебского погоста до старой рязанской дороги по прямой около 4-х километров, а до Касимовского тракта около 10 км. Тот же Н. А. Добротворский приводит народное предание, что Борисоглебский погост раньше находился в 4,5 км. юго-восточнее, у деревни Черепово, но по каким-то причинам был перенесен[28 - Добротворский Н. Село Баглачево, Владимирский уез // Владимирские губернские ведомости. Неофиц. часть. 1878. № 44. С. 1.]. От Черепово до старого Рязанского тракта расстояние еще короче, около 1,5 км.

Полагаем, что название Баглачево каким-то образом связано именно с этими древними дорогами. Вероятно, что в Баглачеве могли жить строители трактов, их ремонтники или смотрители (ср. баглачи). При этом романтическую версию о связи названия Баглачева с разбойниками также нельзя отрицать. Бревнышки, с помощью которых выстилалась дорога по болоту, вполне могли использоваться в качестве оружия при разбойничьих нападениях.

Баглачевская местность. Фрагмент карты Владимирского уезда 1808 года[29 - Владимирская губерния. Атлас карт со статистическими данными Владимирской губернии, сочиненный в 1813 году Президентская библиотека: офиц. сайт. URL: https://www.prlib.ru/item/772865. (дата обращения: 10.07. 2023).].

Между населенными пунктами Ладуга и Вяткино отмечен касимовский тракт, правее отмечен муромский тракт. Рязанский тракт не отмечен, но прослеживается по населенным пунктам, среди которых Резаново.

Таким образом, Баглачевская местность весьма интересна. Несмотря на кажущуюся незаметность в историко-культурном поле Владимира, Мурома или Суздаля, Баглачево стало предметом научного интереса многих исследователей, а ее живописное положение вдохновляло литераторов. Сказанное позволяет взглянуть на Баглачево как на один из ярких и самобытных уголков российской глубинки.

История заселения Баглачевской местности

Сегодня самым старым зданием в Баглачеве является храм Казанской иконы Божьей Матери, строительство которого началось в 1776 году. В 1790 году состоялось полное освящение храма[30 - Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской Епархии Вып. I. Владимир и Владимирский уезд / сот. В. Добронравов и В. Березин. Владимир, 1893. С. 272]. Этот храм, без сомнения, является символом Баглачева. В народе его весьма поэтично называют «белой свечой». Построенный на высоком холме, он как будто парит над Баглачевской местностью и виден не только с автострады Радужный-Владимир, но из самого областного центра.

Вид на храм Казанской иконы Божьей Матери в Борисоглебе со стороны автострады «Владимир-Радужный».

Фото Н. Бирюковой, 2023 г.

История Баглачева гораздо старше. Рассмотренные нами версии о происхождении названия «Баглачево» дают основание предположить, что поселения здесь возникли уже в XII веке.

Например, Н. А. Добротворский полагал, что заселение Баглачева произошло либо во время татаро-монгольского нашествия, либо сразу после него. Свою точку зрения он обосновывал названиями деревень, входящих в Баглачево – Кадыево и Неврюево, которые, по его мнению, имеют татарские корни. В качестве еще одного аргумента в пользу этой точки зрения он приводил местное предание, бытовавшее во второй половине XIX века, согласно которому Кадыево и Неврюево были основаны татарскими князьками Кадыем и Неврюем, жившими в этих деревнях[31 - Добротворский, Н. Село Баглачево, Владимирский уезд // Владимирские губернские ведомости. Неофиц. часть. 1878. № 44. С. 1.].

В. В. Фарсобин также полагал, что момент заселения Баглачева связан с периодом нашествия Батыя[32 - Фарсобин, В. В. Храм Бориса и Глеба в погосте Борисоглебском Владимирского уезда // Материалы. Обл. краев. конф. «История населенных мест Владимирской обл». 19.09.2002. Владимир, 2003. С. 85.]. Если же соотносить заселение Баглачева со строительством Рязанского и Касимовского трактов, то можно предположить, что оно произошло в домонгольский период, т. е. во время основания Городца Мещерского (1152 г.), рядом с которым впоследствии появился Касимов[33 - Ахметгалин, Ф. А. Ситдиков, А. Г. Историческая топография ханской столицы г. Касимова // Поволжская археология 2020. № 2. С. 130.] или еще раньше – в период возникновения старой Рязани или Переславля Рязанского[34 - Милованов, С. И. История изучения торговых связей Великого княжества Рязанского // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки (https://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-tambovskogo-universiteta-seriya-gumanitarnye-nauki) 2009. № 10. С. 152.]. Однако утверждать, что в XII веке через Мещеру проходили какие-либо значимые дороги, по нашему мнению, слишком смело. Мещера была малозаселенной, политически неосвоенной, трудно проходимой лесистой и болотистой местностью. Строительство и содержание трактов требовало значительных затрат, а экономическая обоснованность и организационная состоятельность этих затрат вызывают сомнения. В данном случае следует согласиться с общепринятым мнением, что сухопутные тракты на Владимирской земле (через Мещерский край) возникли ближе к XV–XVI векам[35 - Голованивская, М. К. Легендарные дороги России: опыт построения модели синтаксической территориальной связности // Вестник Моск. ун-та. Серия. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 4. С. 62.], а до этого основными путями сообщений были реки, либо русла рек[36 - Кузнецов, А. А. Пространство Восточной Европы в политической деятельности владимирских князей // Вестник Нижегородского ун-та и м. Н.И. Лобачевского. 2019. № 4 С. 24–33.], что однако не исключает наличие необустроенных троп в Мещере.

Более того, вполне уместно предположить, что заселение Баглачевской местности произошло еще раньше финно-угорскими племенами. И в частности, племенем Мещера. Всего в 7 километрах от Борисоглеба располагается деревня Мещера, чье название дает основание полагать, что в нем проживали представители этого племени.

Надо отметить, что системных археологических изысканий в этой местности не производилось и однозначно ответить на вопрос о моменте заселения Баглачева и времени образования входящих в него населенных пунктов крайне затруднительно. Поэтому данный вопрос мы рассмотрим, опираясь на имеющиеся в нашем распоряжении документы.

Одно из самых первых упоминаний топонима «Баглачево» относится к началу XVI века. В 1504 году Великий князь Иван Васильевич в жалованной грамоте «О недопустимости наместникам и волостителям митрополитских сел и монастырей в Московском и Владимирском уездах, и о невыезде в оные посторонних людей» пожаловал право Митрополиту вся Руси Симону (или кому тот поручит) самому судить священников и христиан, которые живут во Владимирском уезде в «волостке Баглаче», за исключением случаев, когда виновные оказываются пойманные с поличным за совершение убийства или разбоя[37 - Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею имп. Академии наук: дополнены и изданы высочайше учрежденной комиссией: В 4-х т. Т. 1. 1294–1598 / ред. Я. И. Бередников. СПб., 1836. С. 111–112.].

Обращает на себя внимание, что Баглачево названо волостью. Данным термином в тот период именовались начальные административно-территориальные единицы Московского государства, включающие несколько деревень с селом, к которому они тяготели[38 - Малиновский, Ю. В., Кушнарев, Е. Н.Административно-территориальное устройство России периода формирования и укрепления Русского единого государства (XV–XVII вв.) (https://vestnik.dalgau.ru/upload/iblock/b8e/malinovsky.pdf) // Дальневосточный аграрный вестник (https://cyberleninka.ru/journal/n/dalnevostochnyy-agrarnyy-vestnik). 2009. № 4. С. 94.]. В данном случае таким селом было Борисоглеб, где уже в 1628 году существовала деревянная церковь Страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба[39 - Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. I. Владимир и Владимирский уезд / сот. В. Добронравов и В. Березин. Владимир, 1893. С. 271.].

На грамоту 1504 г., как на первоначальный документ, в котором упоминается Баглачево, ссылаются и В. М. Березин с В. Г. Добронравовым[40 - Там же С. 271.], отмечая, что название «волостко» свидетельствует о том, что в начале XVI века в Баглачево еще не было значительных поселений.

С. Б. Веселовский также полагал, что в XV веке эта волость была не заселена или «запустошена» набегами татар. Не отрицая данного обстоятельства, отметим, что Баглачевская местность вообще всегда была малозаселенной. Тот же С. Б. Веселовский связывал это с тем, что земли, расположенные к югу от Владимира, были заболочены и покрыты лесами, что препятствовало земледелию, поэтому преобладающими типами поселений в отличии от Ополья были не большие села, а мелкие деревни[41 - Веселовский, С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. В 3 т. Т. 1. Ч.1.Частное землевладение, Ч.2 Землевладение митрополичьего дома. М., 1947. С. 369–370.].

При этом имеются сведения, что в XVвеке в Баглачеве уже существовали деревни. Так, согласно «Оброчной на земли, населенные и пустопорожние с принадлежностями от 1478 г». митрополит всея Руси Геронтей жалует митрополистским бортникам Семенку Улыбышеву и Оладке Гаврилкову земли за рекой Клязьмой, две Содомовские деревни и ряд пустошей[42 - Акты, относящиеся до юридического быта древней России в 3 Т., Т 2 /изд. Археологической комиссией под ред. члена комиссии Н. Калачева. Спб., 1864. С. 546.]. По описанию жалованных мест становится понятно, что речь идет именно о Баглачеве.

При этом обращает на себя внимание, что у жалованных в оброк деревень отсутствуют частные названия, и они именуются обобщающим словом «Содомовы». Очевидно, что речь идет о деревнях, которые стоят на речке Содомовка (код в государственном Каталоге географических названий № 0309579)[43 - Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 15.12.2022 Владимирская область // ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД»: офиц. сайт. URL: https://cgkipd.ru /upload/iblock/e11/v87z97avpekb1qdlxi58a4koo9w8yxho.pdf (Дата обращения 10.02.2023 г.).]. Хотя вопрос о происхождении хоронима «Содомовские» также требует изучения.

Полагаем, что в данном случае речь о библейском сказании о Содоме и Гоморре не следует воспринимать буквально. Например, В. И. Даль указывает, что «содом» – шум, крик, гам, спор, брань[44 - Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4. Р—V. М., 1955. С. 260.].

Д. А. Артюх, основываясь на таком толковании, делает предположение, что название «Содомовские деревни» получили от речки Содомовки, которая в свою очередь названа так от слова «содом». Река, протекая через деревню Улыбышево, каждую весну и во время затяжных дождей выходила из берегов и «устраивала содом» местным жителям[45 - Артюх, Д. А. Деревня Улыбышево Судогодского района // Материалы. Обл. краев. конф. «История населенных мест Владимирской обл». 19.09.2002. Владимир, 2003. С.80–81.]. Полагаем, что эта точка зрения нуждается в уточнении.