Книга Палестина и Израиль. От начала XX века до 7 октября 2023 года - читать онлайн бесплатно, автор Алекс Каплан. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Палестина и Израиль. От начала XX века до 7 октября 2023 года
Палестина и Израиль. От начала XX века до 7 октября 2023 года
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Палестина и Израиль. От начала XX века до 7 октября 2023 года

После бегства Фейсала из Сирии в июне 1920 года на ближневосточной политической сцене появился его брат Абдалла. В ноябре 1920 года он выдвинулся из Хиджаза с отрядом в 300 бедуинов на север, заявив, что идет на помощь захваченной французами Сирии. Фейсал с конца августа по конец ноября находился в Италии, ведя переговоры с англичанами, которые, однако, держали его на расстоянии от Лондона, пытаясь упорядочить тем временем свои дела на Ближнем Востоке. У них проблем после получения мандата оказалось не меньше, чем у французов. В доставшейся им по соглашению Сайкса – Пико Месопотамии местное население восстало всего через пару недель после волнений в Сирии, причем беспорядки в долине Евфрата оказались в военном плане более серьезными, нежели в Сирии. Местные шиитские племена были куда лучше вооружены и представляли собой хорошо организованную военную силу по сравнению с парой тысяч дамасских либералов, самоотверженно бросившихся под французские танки с голыми руками. К тому же у англичан не имелось в Месопотамии столь крупных воинских сил, какие французы высадили в Сирии. Им пришлось спешно перебрасывать подкрепления из соседней Персии, причем в основном это была авиация. Чтобы сэкономить финансовые средства, колониальные британские власти решили, что бороться с повстанцами лучше всего, используя самолеты. Эффект от авианалетов был колоссальным, потерь практически никаких, стоимость такой войны ничтожна. Поделать с английскими самолетами восставшие шииты, естественно, ничего не могли. Проблемы начались у Лондона и на восточном берегу реки Иордан, хотя и менее значительные. Здесь начался хаос, вызванный вакуумом власти, который грозил перерасти в более серьезные беспорядки, если возникший вакуум власти в срочном порядке кто-нибудь не заполнил бы.

Территория на восточном берегу реки Иордан входила в королевство Сирия, как считало арабское правительство в Дамаске, но королевство было разгромлено, правительство прекратило свое существование, а по соглашению Сайкса – Пико эта территория подпадала под британский мандат, и потому французская администрация сюда не входила. В конце лета 1920 года здесь царили полный хаос и тотальная неразбериха, ведь старая власть разошлась, а новой не прислали. Англичане крепко держали ситуацию под контролем только на западном берегу реки Иордан, особенно в Иерусалиме, поскольку здесь находились святые для христиан библейские места, а вот территория, находившаяся на другом, восточном, берегу реки Иордан их интересовала куда меньше. Там ведь почти ничего не было, огромная пустыня и 200 тысяч жителей, в основном бедуинов. Будущая столица Иордании город Амман в 1920 году имел население чуть больше 10 тысячи человек. Еще имелся оазис Маан на самом юге в пустыне, где проживало от силы 2 тысячи человек. Вот такая была в 1920 году Иордания. Даже названия такого на тот момент не существовало, поскольку политики все эти земли называли Палестиной и не делили Палестину на ту, что находилась на западном берегу реки Иордан, и на восточном. Причем надо отметить, что само название Палестина было сугубо европейским, арабы им не пользовались, они называли все эти земли Сирией, Южной Сирией, Великой Сирией, просто Сирией, но никогда ранее они не называли в политическом плане эту территорию Палестиной. Это название – Палестина – мифическое, историческое, символическое, библейское, и вертелось на устах европейской христианской политической элиты уже второе тысячелетие.


Вот и весь Амман в начале ХХ века


Прибытие Абдаллы с его отрядом в эти места осенью 1920 года многие современные историки трактуют по-разному, также как и действия его брата Фейсала. Трактовки случившегося сильно зависят от гражданства историков и занимаемых ими политических позиций. Арабские историки монархического толка пишут одно, в то время как историки-панарабисты излагают ход событий совершенно по-другому. Не меньшие различия имеются и в западном историческом лагере, где историки левого и правого толка расходятся в своих оценках самым радикальным образом. Иными словами, реальные договоренности англичан и Хашимитов, имевшие место в конце 1920 – начале 1921 года, покрыты по сегодняшний день густым туманом истории. Абдалла с его отрядом в несколько сот аравийских бедуинов, вооруженных разве что винтовками, не представлял никакой военной угрозы регулярным частям французской армии, дислоцированной в Сирии. Одной эскадрильи французской авиации хватило бы, чтобы перестрелять и разбомбить весь его отряд в пустыне, где от самолетов не имелось ни малейшего спасения. По крайней мере, англичанам хватило двух эскадрилий, чтобы проделать такое с повстанцами в Месопотамии, а те представляли собой куда большую военную силу, нежели отряд Абдаллы. Нет, скорее всего, второй сын шерифа Мекки прибыл в Палестину, на восточный берег реки Иордан – по договоренности между англичанами и Хашимитами, но под лозунгом борьбы с французскими оккупантами ради приобретения престижа среди возмущенного арабского населения. Абдалла вначале расположился на самом юге в Маане, заявив, что вскоре отправится на север в Сирию бороться с французами, однако дошел только до Аммана, где и остался… по сегодняшний день. Причем начиная с конца ноября 1920 года братья Фейсал и Абдалла совершали все свои политические движения почти одновременно: странное для столь бурного времени совпадение. Фейсал, просидевший почти три месяца в Италии на курорте в ожидании британской аудиенции, в конце ноября 1920 года отправился в Лондон, куда прибыл 1 декабря, а уже 4 декабря его принял Его Величество Георг V. Начались напряженные переговоры между Хашимитами, которых представлял в Лондоне Фейсал, и британским правительством, продолжавшиеся до марта 1921 года. Абдалла прибыл со своим отрядом в Маан 21 ноября 1920 года приблизительно в то же время, когда Фейсал появился в Лондоне, а затем оставался в Маане до конца марта 1921 года, пока переговоры с англичанами не закончились.


Уинстон Черчилль, Лоуренс Аравийский и будущий эмир Абдалла в Иерусалиме во время секретных переговоров по созданию эмирата Трансиордания. 1921 год (фото Eric Matson)


В середине февраля 1921 года на ближневосточной политической сцене появился новый игрок, тень которого еще много лет будет заметной в тех событиях, которые трагически развернутся в регионе. Британское правительство назначило министром по делам колоний Уинстона Черчилля, поставив ему при этом задачу серьезно сократить расходы министерства, поскольку бюджетных средств после войны катастрофически не хватало. Господин Черчилль порубил все гордиевы ближневосточные узлы самым решительным образом всего за один месяц, избавив, таким образом, британский бюджет от очень внушительных колониальных трат. Это ему принадлежала мысль бороться с повстанцами на юге Месопотамии, активно используя авиацию, вместо того чтобы задействовать дорогостоящие пехоту и танки. Он еще требовал, чтобы английские самолеты применили против восставших горчичный газ, дабы совсем уж не тратиться на ведение боевых действий и быстро все завершить. Черчилля назначили на должность 14 февраля, а уже 22 февраля он встречается с Фейсалом, после чего события принимают стремительный оборот. Новый министр созывает конференцию по Ближнему Востоку в Каире. Конференция начинает свою работу 12 марта 1921 года. Незадолго до этого, в конце февраля, Абдалла выдвигается из Маана в Амман и 2 марта занимает город, после чего в Аммане начинаются активные консультации со всеми имеющимися на восточном берегу реки Иордан политическими силами. Сам Абдалла тем временем отправляется в Иерусалим, куда в рамках Каирской конференции также прибывает Уинстон Черчилль. Они проводят в конце марта несколько встреч, после чего мировую общественность ставят в известность о создании эмирата Трансиордания во главе с эмиром Абдаллой. По результатам Каирской конференции было также принято решение о создании Королевства Ирак во главе с королем Фейсалом. Таким вот образом в марте 1921 года Великобритания завершила колониальную игру, начатую в 1916 году подписанием соглашения Сайкса – Пико. Палестина оказалась под полным контролем англичан, королевство Ирак и эмират Трансиордания получили автономию. Французы разделили Сирию на несколько марионеточных образований по этническому принципу, чтобы ими было легче управлять, и ввели на всей территории жесткий колониальный контроль. Несмотря на все косметические и политические меры, принятые как Лондоном, так и Парижем, чтобы скрыть империалистическую суть произошедших на Ближнем Востоке изменений, ни у кого в регионе не имелось ни малейших заблуждений касаемо того, что Ближний Восток стал еще одной колониальной добычей Великобритании и Франции. А соглашение Сайкса – Пико, если бы его не вытащили в 1917 году на свет божий советские большевики, осталось бы, вероятно, таиться где-нибудь на дне империалистических архивов, где таится еще много других таких гениальных документов.

Глава 2. Декларация Бальфура

Пропаганда на марше. 67 исторических слов

В отличие от соглашения Сайкса – Пико другое знаменитое британское ближневосточное дипломатическое достижение – Декларация Бальфура – являлось документом не тайным, а наоборот, максимально декларативным, таким, чтобы о нем услышал весь мир. Это не единственное отличие двух важных дипломатических документов, во многом определивших судьбу современного Ближнего Востока. Соглашение Сайкса – Пико было крупномасштабной всеобъемлющей договоренностью между двумя правительствами, британским и французским, о разделе территории Османской империи. Декларация Бальфура по форме своей являлась письмом министра иностранных дел Великобритании лорда Бальфура одному из лидеров британских сионистов барону Ротшильду. По сути своей декларация эта была одним из самых громких пропагандистских инструментов, который Лондон использовал в ходе Первой мировой войны, дабы победить своих противников. Письмо было написано 2 ноября 1917 года, а стало доступно мировой общественности через неделю, 9 ноября 1917 года. Стоит напомнить читателю, что 7 ноября 1917 года в Петрограде к власти пришли большевики, коих многие историки считают теми самыми людьми, к которым в первую очередь и была обращена Декларация Бальфура. Однако давайте опишем все имевшиеся тогда обстоятельства по порядку.


Вот так, совсем просто, выглядела Декларация Бальфура в день своего появления на свет, 9 ноября 1917 года: небольшая заметка в газете «Таймс»


К началу ноября 1917 года положение британских дел на фронтах Первой мировой войны было крайне тяжелым. Соединенные Штаты Америки, объявившие в апреле 1917 года войну Германии, не прислали на фронт ни одного солдата. Вашингтон явно намеревался отсидеться в американском тылу, посылая истекающей кровью Британии оружие, боеприпасы, продовольствие за ее же, кстати, деньги, но никак не живую американскую силу. Однако куда большей катастрофой для союзников было российское предательство, которое обещало со дня на день обернуться полной катастрофой. После февральской революции русская армия, превышавшая британскую армию в полтора раза по численности, трещала по всем швам, и осенью 1917 года Восточный фронт мог рухнуть в любой момент. К началу ноября в Лондоне знали, что переход русской власти в руки большевиков вопрос практически решенный. Англичанам также было хорошо известно, что большая часть большевистского руководства являются евреями по национальности. Именно таким образом посредством сионизма британское руководство хотело наладить отношения с руководством русского коммунизма, чтобы те продолжили войну против германского империализма в союзе с англо-французским империализмом. Вообще это представление о невероятном всемирном еврейском могуществе, которым так часто пользовался мировой антисемитизм, серьезно затронуло и британское руководство того времени. В Лондоне считали, что с помощью сионизма они привлекут на свою сторону американских евреев, которые в свою очередь подтолкнут Вашингтон к более активным действиям, и вообще евреев всего мира. Мировая еврейская реальность на тот момент времени, однако, была совсем иной. Во-первых, представления о могуществе как американских, так и русских евреев были очень большим преувеличением. Во-вторых, мысль о том, что все евреи являются сионистами, была еще бо́льшим заблуждением, нежели мысль о том, что евреи правят миром. Из 3 миллионов евреев, проживающих в США на то время, только 13 тысяч состояли в каких-либо сионистских организациях. Что касается русских евреев из числа коммунистического руководства, то их политическое кредо по национальному вопросу заключалось в интернационализме, а не еврейском национализме, коим являлся сионизм. В действительности наибольшей поддержкой сионизм пользовался у немецких и австро-венгерских евреев.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги